Примеры бессоюзных сложных предложений с двоеточием, тире, запятой, точкой с запятой


Понятие о бессоюзном предложении

В бессоюзных сложных предложениях средством связи предложений-частей БСП являются:

  • интонация;
  • порядок расположения предложений в составе БСП;
  • соотношение вида и времени глаголов в предложениях.

Этим БСП отличаются от сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, в которых данную роль выполняют союзы.

Бессоюзные предложения могут состоять из двух и более простых или сложных предложений, между которыми в зависимости от значения ставятся запятая, двоеточие, тире или точка с запятой.

Примеры бессоюзных сложных предложений со схемами:

К вечеру прояснилось, солнце выглянуло из-за деревьев.

Он встревоженно ходил по комнате: ему не давали покоя новости, которые сообщил друг.

[…] : [[…],(которые)].

Позовут — пойдем к ним в гости.

Не путайте БСП с простыми предложениями с тире. В БСП всегда есть две синтаксические основы, выраженные подлежащим и сказуемым или только сказуемым. Примеры

:
Москва — столица России
(простое предложение).
Придет вечер — поговорим (БСП).

Следующая пословица

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Власенков, Рыбченская 10-11 класс, Просвещение:

380. Подберите или составьте в форме сложных бессоюзных предложений: 1) две пословицы с тире между частями; 2) два афоризма с двоеточием между частями.

*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.

Похожие решебники

Власенков 10-11 класс

Власенков, Рыбченская

Классификация бессоюзных сложных предложений по значению

Простые предложения в составе БСП могут выражать различные значения. Основные виды бессоюзных предложений, а также правила пунктуации при их написании приведены в таблице.

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

Значение Какой знак препинания ставится Правило Примеры
Одновременности, последовательности, перечисления запятая, точка с запятой Запятая ставится, если между предложениями в составе БСП можно поставить союз и

.

Точка с запятой ставится в случаях, если предложения в составе БСП отдалены по смыслу или распространены.

Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко разбилось.

Андрей вернулся поздно; Маша уже спала.

Противопоставления (сопоставления) В предложении всегда есть смысловое противопоставление чего-либо; между простыми предложениями можно поставить союзы а, но. Ученью время – игре час.

Победитель впереди – трус позади

Времени и условия Первое предложение в составе БСП указывает на время или условие, перед ним можно поставить союзы если, когда

.

Любишь кататься — люби и саночки возить
Сравнения Между частями БСП можно поставить союзы будто, словно. Рассердится — гроза разразится.

Улыбнется — тучи разгонит.

Присоединения Второе предложение выражает присоединительное значение и перед ним можно употребить слова такой, таков, так

; или употребляется слово
это.

Хлеб всему голова — так учила бабушка.

Она снова опоздала — это случалось часто.

Следствия Второе предложение выражает значение следствия, перед ним можно поставить союзы так что, вследствие чего. Зазвонил телефон — я отвлекся от работы.

Пришли гости — мы быстро накрыли на стол.

двоеточие Второе предложение выражает значение причины, перед ним можно поставить союз потому что

.

Я проснулся рано: меня разбудила сестра.

Саша очень спешила: она хотела прийти первой.

Пояснения двоеточие Второе предложение поясняет первое, перед ним можно поставить союзы а именно, то есть

.

Он мог посоветовать только одно: никогда не сдаваться.

У речки было прекрасно: мы лежали на теплом песке и любовались природой.

Дополнения двоеточие Второе предложение дополняет первое, перед ним можно поставить союз что

или сочетания слов:
и увидеть, что; и услышать, что; и почувствовать, что
и т. д.

Он отметил: у девушки красивое платье.

Мужчина заглянул в домик: там было чисто и уютно.

Сложные бессоюзные предложения изучаются на уроках русского языка в 9 классе.

Точка с запятой в бессоюзных предложениях

В слож­ном бес­со­юз­ном пред­ло­же­нии точ­ка с запя­той ста­вит­ся меж­ду про­сты­ми ослож­нен­ны­ми пред­ло­же­ни­я­ми, име­ю­щи­ми внут­ри свои зна­ки пре­пи­на­ния в виде запятых.

Тень и тиши­на. Статные оси­ны высо­ко лепе­чут над вами; длин­ные, вися­чие вет­ки берез едва шеве­лят­ся; могу­чий дуб сто­ит, как боец, под­ле кра­си­вой липы (И. Тургенев).

По реке кру­жи­лись снеж­ные вих­ри; они зарож­да­лись неожи­дан­но, слов­но сго­во­рив­шись, бежа­ли в одну сто­ро­ну и так же неожи­дан­но про­па­да­ли (В. Арсеньев).

Сквозь обна­жён­ные, бурые сучья дере­вьев мир­но беле­ет непо­движ­ное небо; тон­кий туман сто­ит вда­ли над жёл­ты­ми поля­ми (И. Тургенев).

Сквозь про­шло­год­нюю бурую лист­ву кое-где рас­тут высо­кие тра­вы; гри­бы сто­ят отдель­но под сво­и­ми шляп­ка­ми (И. Тургенев).

Сырая зем­ля упру­га под нога­ми; высо­кие сухие былин­ки не шеве­лят­ся; длин­ные нити бле­стят на поблед­нев­шей тра­ве (И. Тургенев).

Что мы узнали?

Мы разобрались, какие предложения являются сложными бессоюзными и какие знаки препинания ставятся в БСП в зависимости от их значения.

  • В БСП предложения связываются не союзами или союзными словами, а интонацией, порядком расположения предложений, соотношением вида и времени глаголов.
  • Между частями БСП может ставиться запятая, тире, двоеточие, точка с запятой.
  • БСП могут состоять из простых и сложных предложений.
  • Выделяют БСП со значением условия, времени, одновременности, последовательности, перечисления, сравнения, присоединения, противопоставления, пояснения, причины, следствия, дополнения.

Тире не ставится

Между глав­ны­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния тире не ста­вит­ся, если

  • под­ле­жа­щее — это лич­ное место­име­ние, а ска­зу­е­мое выра­же­но суще­стви­тель­ным в фор­ме име­ни­тель­но­го падежа:

Ты пре­крас­ный мастер сво­е­го дела!

Обратите вни­ма­ние!

Отметим, что факуль­та­тив­но тире может быть постав­ле­но, если автор дела­ет логи­че­ский акцент на место­име­ние, под­чёр­ки­вая его зна­чи­тель­ность в высказывании.

Не сомне­вай­тесь, я — пре­крас­ный охотник!

В таком пред­ло­же­нии дела­ет­ся зна­чи­тель­ная инто­на­ци­он­ная пау­за меж­ду под­ле­жа­щим и сказуемым.

  • Сказуемое выра­же­но при­ла­га­тель­ным как в пол­ной, так и в крат­кой форме.

Имей в виду, туда доро­га длинная.

Осенний парк пре­кра­сен в золо­том уборе.

  • Подлежащее обо­зна­че­но суще­стви­тель­ным, а ска­зу­е­мое — зна­ме­на­тель­ным наречием.

Мне эти ботин­ки впору.

  • В пред­ло­же­нии у ска­зу­е­мо­го име­ет­ся отри­ца­ние в виде части­цы «не».

Как видишь, наш дом не хоромы.

  • Между под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым упо­треб­ля­ют­ся в каче­стве связ­ки срав­ни­тель­ные сою­зы «вро­де», «как», «как буд­то», «точ­но», «слов­но» и «что» в зна­че­нии «как».

Сизая туча как огром­ная пти­ца с чер­ны­ми крыльями.

Улицы горо­да слов­но уще­лья в снегу.

Его голо­ва точ­но седой одуванчик.

Над голо­вой небо что шатер голубой.

  • Между глав­ны­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния нахо­дит­ся наре­чие, ввод­ное сло­во, частица.

Ложь все­гда порок.

Канцеляризмы, конеч­но, камень пре­ткно­ве­ния в тексте.

Степан лишь мой при­я­тель, а не друг.

  • Между под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым, выра­жен­ны­ми име­на­ми суще­стви­тель­ны­ми, упо­треб­ля­ет­ся несо­гла­со­ван­ное определение.

Лень его пло­хой помощ­ник в делах.

  • Не соблю­да­ет­ся пря­мой поря­док слов: ска­зу­е­мое пред­ше­ству­ет подлежащему.

Правдивый чело­век наш Виктор Ильич!

Вывод

Итак, что­бы пра­виль­но поста­вить тире меж­ду под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым, выяс­ня­ем, что в про­стом пред­ло­же­нии нет глагола-связки, и опре­де­ля­ем, сло­ва­ми каких частей речи выра­же­ны глав­ные чле­ны пред­ло­же­ния, нет ли меж­ду ними пере­чис­лен­ных элементов.

Тест по теме

Оценка статьи

Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 1648.

Разделы:

Русский язык

Цель урока

: создание условий для усвоения новых знаний о бессоюзном сложном предложении, используя элементы исследования, в незнакомом для учителя классе, который готовится к ГИА

Задачи урока:

  • образовательные:
    формировать умения устанавливать смысловые отношения между частями БСП; определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания
  • развивающие:
    формировать у детей положительную мотивацию и готовность к восприятию нового материала; развивать умения сопоставлять изученный материал с новым, обобщать, систематизировать
  • воспитательные:
    воспитывать уважение к урок и предмету в целом; воспитание взаимоуважения и взаимопомощи (нравственные категории доброты).

Духовно-нравственные категории, рассматриваемые на уроке: доброта, взаимопомощь, взаимоуважение.

Оборудование урока:

  • экран;
  • ноутбук;
  • проектор;
  • CD-диск с презентацией
    по теме урока;
  • индивидуальные карточки с заданиями;
  • тетради;
  • индивидуальная карта учащегося;
  • учебник под ред. М.М. Разумовской «Русский язык. 9 класс» – Москва: «Дрофа», 2006.

§80. Тире в неполном предложении

1. Тире ставится в так называемых эллиптических предложениях при желании автора подчеркнуть обстоятельство места (что, как правило, сопровождается наличием паузы), например: Вокруг месяца бледные круги (А.Н. Толстой); Над площадью низко повисшая пыль, на площади порожние бутылки казенки, бумажки дешевых конфет (Шолохов); И по всему небу облака, как розовые перышки… (В. Панова); На бескозырках пехотные каски (Е. Долматовский).

При отсутствии паузы тире может не ставиться, например: Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей… (Пушкин);Скрип шагов вдоль улиц белых, огоньки вдали (Фет); В углу старый кожаный диван. В другом углу, позади письменного стола, несгораемый шкаф. На полу ковер (Симонов) (так обычно оформляются ремарки в пьесах).

2. Тире ставится в эллиптических предложениях особой структуры, основу которых образуют два члена предложения – в дательном и винительном (реже именительном) падежах, без сказуемого, с четким интонационным делением на две части, например: Богу богово, кесарю кесарево. Каждой семье отдельную квартиру.

3. Тире ставится в неполном предложении, являющемся частью сложного предложения, когда пропущенный член (обычно сказуемое) восстанавливается из предшествующей части фразы и в месте пропуска делается пауза, например: Они стояли друг против друга. Олег растерянный и смущенный, Нина с выражением вызова на лице (Фадеев); Карманы были двойные – внутренний из полотна, внешний из серого коленкора (А. Югов).

При отсутствии паузы тире не ставится, например: Алеша смотрел на них, а они на него (Достоевский); Егорушка долго оглядывал его, а он Егорушку (Чехов); Ты делаешь вещи долгие, а я короткие (Леонов).

4. Тире ставится в однотипно построенных частях сложного предложения при пропуске какого-либо члена или даже без пропуска, например: В зале говорили свидетели торопливо, обесцвеченными голосами, судьи неохотно и безучастно (Горький); Деньги исчезают, работа остается (Горький); Игра кончилась, и наступило время для одних радоваться выигрышу, для других подсчитывать проигрыш.

↑ Cодержание ↑

Ход урока

Нет, не гибнет в жизни большой Всё, что на сердце твоё откликается, Живи беспокойно, живи с маетой: С доброты человек начинается.

Организационный момент.

I. Фаза вызова

– Я собираюсь поступить в аспирантуру и пишу исследовательскую работу о сложных предложениях. Вы изучили эту тему? Мне нужна ваша помощь.

Работа с эпиграфом.

– Прочитайте эпиграф, сформулируйте главную мысль (с доброты человек начинается

). Подберите синонимы к слову «доброта» (
добродушие, незлобивость, добросердечность, отзывчивость, душевность, сострадание, милосердие
). Какой смысл заключен в слове «доброта»? (
отзывчивость, душевное расположение к людям и ко всему окружающему, стремление делать добро другим
).

– Я думаю, ребята, вы все откликнитесь на мое предложение и поможете мне.

На протяжении всего урока проводится акция: знаешь сам – помоги другому
(на доску вывешивается плакат с названием акции).
– Проверим ваши знания (подготовка к ГИА

).

Сильным учащимся раздаю карточки, остальные работают с учителем.

Карточка 1

Толстые сосульки, свисавшие с крыши, обтаивали на солнце.

Капли, падая с них, звонко ударяли о лед.

Карточка 2

Составьте из простых предложений ССП, СПП и БСП. Запишите их, составьте схемы.

Подлинная добродетель подобна реке.

Чем она глубже, тем меньше шумит.

Карточка 3

Составьте из простых предложений ССП, СПП и БСП. Запишите их, составьте схемы.

Поговоришь с добрым человеком.

Солнечный луч озарит твою душу.

Карточка 4

Составьте из простых предложений ССП, СПП и БСП. Запишите их, составьте схемы.

Луна стоит над прозрачной горой.

Неверным светом залита окрестность.

Обращение к слайдам презентации. (1 слайд)

по ходу составления предложений учащимися, они появляются на экране

– Что вы знаете о сложных предложениях? Виды сложных предложений?

– Среди предложений назовите «третье лишнее» (БСП).Почему? еще не изучали).Что вызвало затруднение при работе с карточками? (БСП) Что знаете о БСП? Назовите БСП. (предложения появляются на экране – слайд 2) Слайд 2

Зачем изучать БСП, если вы знаете, что это такое? (знаки препинания вызывают затруднение)

Какие знаки препинания могут стоять между частями БСП?
(. ; : —
)

(учитель на доске изображает эти знаки)

(выходим на проблему: какой знак препинания поставить между предикативными частями БСП и от чего будет зависеть постановка этих знаков?).

Формулировка учащимися темы и целей урока.

– Что связывает предложения, с которыми вы работали, и данный эпиграф? (тема

)

II. Фаза осмысления

– Для решения проблемы проведем небольшое исследование.

– С чего начнем исследование? (внимательно читаем и изучаем, сравниваем все три предложения: что общего? чем они отличаются?)

– Какие отличия вы можете отметить в смысловых отношениях данных предложений? (ученики выявляют следующее: между предикативными частями ССП отношения равноправные, союз и

подчеркивает последовательность происходящих действий; в СПП – неравноправные, союзы придают различные смысловые оттенки (условие, время, причина). В БСП эти отношения выражены менее четко, они зависят от содержания входящих в них предикативных частей. В БСП велика роль интонации, которая диктует необходимость постановки определенных знаков препинания).

Анализируем каждое БСП (слайд 2) и результаты записываем в схему.

Работа с учебником(параграф 23, стр. 131). Сверяем полученные результаты

  • – Кому понятно частично? Поднимите одну руку.
  • – Кто ничего не понял? Встаньте.
  • – Кому понятно всё? Поднимите обе руки.

Закрепление.

– Кто понял все или частично – работают по карточкам.

Карточка 1
  1. Ближнего обидеть – самому в беде быть.
  2. Говори смелее: будет вернее.
  3. Все равно: что в лоб, что по лбу.
Карточка 2

Объясните постановку знаков препинания

  1. Источник утоляет жажду – доброе слово оживляет сердце.
  2. Совесть потеряешь – другой не купишь.
  3. Широкая радуга стояла за лесами: там где-то, за озером, шел небольшой дождь.
Карточка 3

Объясните постановку знаков препинания

  1. Ближнего Ближнего обидеть – самому в беде быть.
  2. Войдешь в дом с поклончиком – уйдешь с гостинчиком.
  3. Всем угодишь – себе насолишь.
Карточка 4

Объясните постановку знаков препинания

  1. Ближнего Делаю добро – чувствую себя хорошо..
  2. Поступаю плохо – чувствую себя плохо.
  3. Не имеешь добрых дел – не говори о доброте.
Карточка 5

Соберите пословицы. Запишите БСП. Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.

– Остальные работают с учителем (слайд 3)(объяснить постановку знаков препинания).

– Найдите «третье лишнее» (загадка)

. Почему?

На протяжении всего урока учащиеся помогают друг другу.

– Составьте синквейн по данным текстам (для тех, кто справился с карточками)

Твори добро — Нет большей радости. И жизнью жертвуй, И спеши, Не ради славы или сладостей, А по велению души. Когда кипишь, судьбой униженный, Ты от бессилья и стыда, Не позволяй душе обиженной Сиюминутного суда. Постой. Остынь. Поверь — действительно, Все встанет на свои места. Ты сильный. Сильные не мстительны. Оружье сильных — доброта. (Т. Кузовлева)

Дарите, люди, тёплые слова! Чтобы от них кружилась голова. Чтоб сладким был — словесный добрый мёд! Чтобы слова топили в сердце лёд!

Ведь слово может душу излечить, А может просто ранить и убить. Ведь слово может красоту создать. А может очернить, и оплевать…

И не жалейте добрые слова, Чтобы цвела зелёная трава! Чтобы не плакать от укуса ос. Не кактус, а жасмин душистый рос.

Ведь в слове каждом целая страна! От злого начинается война, И зарождаются обиды, месть… А сколько слов?! Их всех не счесть…

Дарите, люди, тёплые слова! И пусть умолкнет злобная молва! Давайте будем счастье создавать! Ведь слово — это мир и благодать!

Алгоритм написания синквейна

Вывод:

главным ведущим признаком, определяющим выбор знаков препинания в БСП, являются смысловые отношения между предикативными частями сложного предложения и степень их распространенности, а также замедленный темп речи, паузы между предикативными частями.

– В каких текстах используются знаки препинания в БСП? (описание природы, пословицы, поговорки, загадки)

– Итак, БСП с запятой и точкой с запятой часто используются художниками слова в описаниях природы, а БСП с двоеточием и тире – в пословицах, поговорках, афоризмах, загадках.

– Обращение к эпиграфу и к названию акции (Объяснить постановку знаков препинания).

§79. Тире между подлежащим и сказуемым

1. Тире ставится между подлежащим и сказуемым при отсутствии связки, если оба главных члена предложения выражены существительными вименительном падеже, например: Москва столица России. Место сбора плац (Шолохов).

Как правило, тире ставится:

1) предложениях, имеющих характер логического определения, например: Геология наука о строении, составе, истории земной коры;

2) в предложениях научного или публицистического стиля, содержащих характеристику, оценку предмета или явления, например:Жизнь особая форма движения материи, возникающая на определенном этапе ее развития;

3) после однородных подлежащих, например: Лесть и трусость самые дурные пороки (Тургенев); Пространство и время основные формы всякого бытия;

4) для внесения ясности в смысл предложения; ср.: Старший брат мой учитель; Старший брат мой учитель.

Тире обычно не ставится, хотя подлежащее и сказуемое выражены именительным падежом существительного:

а) в простых по составу предложениях разговорного стиля речи, например: Моя сестра студентка;

б) если между подлежащим и сказуемым стоят сравнительные союзы как, будто, словно, точно, все равно как, все равно что,вроде как и т.п., например: Пруд как блестящая сталь (Фет); Ты меж сестер словно горлинка белая промежду сизых, простых голубей(Некрасов); У тебя брошка вроде как пчелка (Чехов); Дома города точно груды грязного снега (Горький).

Отступления от этого правила связаны с желанием автора подчеркнуть оттенок сравнения, содержащийся в сказуемом, например:Тишина как льдинка, ее сломаешь далее шепотом (Леонов); Твои речи будто острый нож… (Лермонтов); …Такая фраза все равно что большой шлем в ералаше (Тургенев);

в) если перед сказуемым стоит отрицание не, например: Офицер этот не чета вам… (Федин); Аналогия не доказательство. Ср. пословицы и поговорки: Слово не воробей: вылетит – не поймаешь; Бедность не порок; Сердце не камень.

Но тире ставится, если имеет целью логически и интонационно подчеркнуть сказуемое, например: Но объяснение не оправдание (Горький); «Кровь людская не водица» (Стельмах); Жизнь прожить не поле перейти (пословица);

г) если между подлежащим и сказуемым стоит вводное слово, наречие, союз, частица, например: …Гусь, известно, птица важная и рассудительная (Тургенев).

Ср. наличие или отсутствие тире в зависимости от указанных условий:

Хлопчатник важнейшая техническая культура. – Хлопчатник, как известно, важнейшая техническая культура (вставлено вводное сочетание).

Кино самый массовый вид искусства. – Кино по-прежнему самый массовый вид искусства (вставлено наречие).

Кок-сагыз каучуконос. – Кок-сагыз тоже каучуконос (вставлен союз).

Декабрь начало зимы. – Декабрь лишь начало зимы (вставлена частица);

д) если перед сказуемым стоит относящийся к нему несогласованный второстепенный член предложения, например:Степан нам сосед… (Шолохов);

е) если сказуемое предшествует подлежащему, например: Прекрасный человек Иван Иванович! (Гоголь).

Постановка тире в этом случае подчеркивает интонационное членение предложения на два состава, например:Славные люди соседи мои! (Некрасов); Хорошая сторона Сибирь! (Горький); Психологический курьез моя мать (Чехов);

ж) если подлежащее в сочетании со сказуемым образует неразложимый фразеологический оборот, например: Грош цена теории, которая фиксирует одни шаблоны (С. Голубов).

2. Тире ставится между подлежащим и сказуемым, если оба они выражены неопределенной формой глагола или если один из главных членов предложения выражен именительным падежом существительного, а другой – неопределенной формой глагола. Например: Ученого учить только портить (пословица); Долг наш защищать крепость до последнего нашего издыхания… (Пушкин).

3. Тире ставится перед словами это, это есть, вот, значит, это значит, присоединяющими сказуемое к подлежащему. Например:Кремль это сокровищница русского зодчества, творение великих мастеров, живая летопись многовековой истории (Из газет). Все прошедшее, настоящее и будущее это мы, а не слепая сила стихий (Горький).

Ср.: Самая поздняя осень это когда от морозов рябина сморщится и станет, как говорят, «сладкой» (Пришвин) (в роли сказуемого выступает целое предложение).

4. Тире ставится, если оба главных члена предложения выражены именительным падежом количественного числительного или если один из них выражен именительным падежом существительного, а другой – именем числительным или оборотом с числительным. Например: Значит, девятью сорок триста шестьдесят, так? (Писемский); Большая Медведица семь ярких звезд; Удельный вес золота 19,3 г/см3.

Примечание. В специальной литературе при характеристике предмета тире в этом случае часто не ставится, например Температура плавления золота 1064,4◦; Грузоподъемность крана 2,5 т, вычет стрелы 5 м.

5. Тире ставится между подлежащим, выраженным неопределенной формой глагола, и сказуемым, выраженным предикативным наречием на —о,если между главными членами предложения делается пауза, например: Готовиться к экзаменам не так просто (Федин);Уступить позорно (В. Тендряков); Это очень несносно переезжать (Гончаров).

Но (при отсутствии паузы): Судить человека в немилости очень легко (Л. Толстой).

6. Тире ставится перед сказуемым, выраженным фразеологическим оборотом, например: И женщина и мужчина пятак пара(Чехов); А крыльцо дай бог иному князю… (А.Н. Толстой).

7. При подлежащем, выраженном местоимением это, тире ставится или не ставится в зависимости от логического выделения подлежащего и наличия или отсутствия паузы после него. Ср.:

а) Это начало всех начал; Это первое выступление актрисы; Это одиночество (Чехов);

б) Это дом Зверкова (Гоголь); Это сетка для ловли перепелов (Чехов); Это очень сложная проблема.

8. Тире обычно не ставится, если подлежащее выражено личным местоимением, а сказуемое – именительным падежом существительного, например: …Я честный человек и никогда не говорю комплиментов (Чехов); Я ужасно рада, что ты мой брат (Л. Толстой); Он порча, он чума, он язва здешних мест (Крылов).

Тире в этом случае ставится при противопоставлении или при логическом подчеркивании сказуемого, например:Ты старый ребенок, теоретик, а я молодой старик и практик… (Чехов); Я фабрикант, ты судовладелец… (Горький); Не я, не я, а ты вредоносный элемент (Федин).

9. Тире не ставится, если один из главных членов предложения выражен вопросительно-относительным местоимением, а другой –существительным в именительном падеже или личным местоимением, например: Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты.

10. Тире, как правило, не ставится, если сказуемое выражено прилагательным, местоименным прилагательным, предложно-именным сочетанием. Например: У нее сердце очень доброе, но голова бедовая (Тургенев); Вишневый сад мой! (Чехов). Спина у акулы темно-синего цвета, а брюхо ослепительно белое (Гончаров).

Постановка тире в этих случаях имеет целью интонационно расчленить предложение и облегчить восприятие его содержания, например: Зрачки кошачьи, длинные… (Шолохов); Высота возле разбросанных домиков хутора командная… (Казакевич).

11. В сносках тире отделяет объясняемое слово от объяснения, независимо от формы выражения сказуемого. Например: Лакшми в индийской мифологии богиня красоты и богатства; Апис у древних египтян считается священным животным.

↑ Cодержание ↑

§81. Интонационное тире

1. Тире может ставиться для логического деления простого предложения на словесные группы, чтобы уточнить или подчеркнуть смысловые отношения между членами предложения. Ср.: Ходить долго не мог; Ходить долго не мог. Такое тире называетсяинтонационным, оно может отделять любую часть предложения, например: Я вас спрашиваю, рабочим нужно платить? (Чехов).

2. Интонационный характер имеет также тире, которое может ставиться между членами предложения для выражения неожиданности, например: И щуку бросили в реку (Крылов).

↑ Cодержание ↑

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: