Рекомендации по переформированию общественных палат
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПЕРЕФОРМАТИРОВАНИЮ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПАЛАТ/ОБЩЕСТВЕННЫХ СОВЕТОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
I. АКТУАЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Согласно проекту Федерального закона « Об общественном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон) «для целей настоящих рекомендаций используются следующие основные термины и понятия1:
1) общественный контроль – деятельность субъектов общественного контроля по наблюдению, проверке и оценке соответствия общественным интересам деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных объектов общественного контроля;
2) субъекты общественного контроля – Общественная палата Российской Федерации, общественные палаты субъектов Российской Федерации, общественные палаты/общественные советы муниципальных образований, общественные советы федеральных, региональных органов исполнительной власти, общественные наблюдательные комиссии, руководящие органы саморегулируемых некоммерческих организаций, объединяющих субъектов предпринимательской деятельности, а также граждане, некоммерческие негосударственные организации и инициативные группы;
Общественный контроль осуществляется в целях защиты и обеспечения общественных интересов.
Из Послания Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию (12.12.2020) и его выступления на конференции ОНФ «Форум действий» (06.12.2020) функция общественного контроля определена одной из основных функций общественных палат/общественных советов.
Согласно вышеуказанному Закону, «общественные палаты/общественные советы являются органами представительства интересов гражданского общества и действуют независимо от органов государственной власти или органов местного самоуправления»2.
«Nemo judex in propria causa» («Никто не судья в собственном деле»)
Общественная палата/общественный совет муниципального образования – орган общественного контроля, наделенный согласно нормативному правовому акту муниципального образования полномочиями по обеспечению взаимодействия граждан и их объединений с органами местного самоуправления в целях учета общественных интересов при формировании и реализации государственной политики, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью этих органов3».
II. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПАЛАТ/ОБЩЕСТВЕННЫХ СОВЕТОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
Для повышения эффективности выполнения функций общественного контроля за деятельностью исполнительной власти общественные палаты/общественные советы необходимо переформатировать.
Это должно обеспечить повышение их статуса, независимости и открытости.
Начало процедуры переформатирования муниципальных общественных палат/общественных советов объявляется Высшим советом при Губернаторе Московской области по согласованию с Общественной палатой Московской области. Процедуру предлагается начать с 15 января 2014 года.
Переформатирование общественных палат/общественных советов муниципальных образований осуществляется Общественной палатой Московской области при участии Московского регионального отделения ОНФ и Московского областного объединения организаций профсоюзов.
Согласно вышеуказанному Закону, «профсоюзы и их ассоциации являются субъектами общественного контроля, представляющими собой добровольные общественные объединения граждан, связанных общими производственными и профессиональными интересами4».
В ходе переформатирования изменяются порядок формирования и формат работы общественных палат/общественных советов.
Формирование общественных палат/общественных советов предлагается в три этапа.
v Первый этап – выдвижение кандидатов в члены общественных палат/общественных советов.
v Второй этап – обсуждение выдвинутых кандидатов в члены общественных палат/общественных советов.
v Третий этап – отбор и утверждение членов общественных палат/общественных советов.
Первый этап.
Выдвижение кандидатов в общественные палаты/общественные советы.
Выдвижение кандидатов в общественные палаты/общественные советы производится:
— от общественных и иных некоммерческих объединений;
— от инициативных групп;
— в порядке самовыдвижения.
ВАЖНО: Выдвигаться могут люди, постоянно проживающие на территории муниципального образования.
Для всех выдвигаемых кандидатов установлены следующие ограничения:
— возраст от 18 лет и старше;
— отсутствие неснятой или непогашенной судимости;
— не может быть депутатом или муниципальным служащим;
— член политической партии приостанавливает свою деятельность в партии на срок полномочий общественной палаты.
Итог первого этапа: от каждого муниципального образования Общественная палата Московской области получает список выдвинутых кандидатов в члены общественной палаты/общественного совета.
Продолжительность первого этапа: с 1 по 28 февраля 2014 года.
Второй этап.
Обсуждение списка выдвинутых кандидатов в члены общественных палат/общественных советов
Процедура обсуждения должна быть максимально открытой.
При обсуждении выдвинутых кандидатов применяются механизмы:
— интернет-голосования;
— через СМИ путем публикации в местных газетах списков кандидатов и купонов для голосования. Купоны для голосования отправляются в общественные палаты;
— на общих собраниях трудовых коллективов, профессиональных объединений, органов территориального общественного самоуправления, заседаниях Советов депутатов всех уровней.
Результаты обсуждения направляются в Общественную палату Московской области и публикуются в СМИ.
По итогам публичного обсуждения Общественная палата Московской области с участием Московского регионального отделения ОНФ и Московского областного объединения организаций профсоюзов составляет списки-рейтинги кандидатов во все муниципальные палаты.
Итогом второго этапа являются списки–рейтинги кандидатов в палаты, которые направляются в Общественную палату Московской области, представляются Губернатору Московской области, в Советы депутатов муниципальных образований.
Продолжительность второго этапа – с 1 по 31 марта 2014 года.
Третий этап.
Отбор и утверждение членов общественных палат/общественных советов муниципальных образований
Механизм отбора и утверждения членов общественных палат/общественных советов:
— треть от состава палаты утверждает Губернатор Московской области (после проведения консультаций с Московским региональным отделением ОНФ и Московским областным объединением организаций профсоюзов);
— треть от состава палаты утверждает Совет депутатов муниципального образования (после проведения консультаций с главой муниципального образования);
— треть от состава палаты утверждает Общественная палата Московской области.
ПРИМЕЧАНИЕ 2: В процессе отбора и утверждения кандидатов проводится их проверка на соответствие требованиям, изложенным на странице 3.
Итогом третьего этапа являются списки членов общественных палат/общественных советов муниципальных образований, закрепленные протоколом Общественной палаты Московской области.
Численность общественных палат/общественных советов муниципаль-ных образований предлагается:
21 человек – для муниципальных образований с численностью населения до 50 тыс. человек;
30 человек – для муниципальных образований с численностью населения от 50 до 100 тыс. человек;
45 человек – для муниципальных образований с численностью населения свыше 100 тыс. человек.
Списки публикуются на сайте Общественной палаты Московской области.
Продолжительность процесса отбора и утверждения членов общественных палат – с 1 по 30 апреля 2014 года.
III. ФОРМАТ РАБОТЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПАЛАТ/ОБЩЕСТ-ВЕННЫХ СОВЕТОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Основными формами общественного контроля являются: общественный мониторинг; общественная экспертиза; общественное слушание; общественное обсуждение; общественная проверка; общественное расследование; публичный отчет руководителей федеральных, региональных органов исполнительной власти, органов муниципального управления5.
После завершения процесса формирования общественных палат/общественных советов избирается председатель палаты/совета и разрабатывается план работы на год с учетом ежеквартального заслушивания главы муниципального образования.
Для повышения эффективности работы общественных палат/общественных советов предлагается:
1. Создать при Губернаторе Московской области Совет общественных палат/общественных советов Московской области.
Его заседания проводить с периодичностью:
— один раз в квартал – встречи с Губернатором Московской области;
— один раз в полгода – совместные расширенные заседания Совета общественных палат/общественных советов Московской области с привлечением актива муниципальных общественных палат, руководства центральных исполнительных органов государственной власти Московской области и представителей органов МСУ.
2. Регулярно (не реже одного раза в квартал) Общественная палата Московской области будет публиковать рейтинги муниципальных общественных палат/общественных советов, в которых будут учитываться:
— количество мероприятий, проведенных общественными палатами/общественными советами;
— количество жителей муниципального образования, принявших участие в этих мероприятиях;
— количество публикаций в печатных СМИ и выступлений на телевидении и радио;
— количество обращений жителей в муниципальные палаты. Результаты работы с обращениями;
— активность палаты в интернете (наличие и активность сайта, участие членов палат в блогах);
— количество социальных проектов, курируемых членами палаты.
Если вы нашли ошибку или опечатку выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите здесь чтобы сообщить нам.