Закрыть

Гармонические искажения что это: Обучение музыки

Содержание

Обучение музыки

Что такое гармонические искажения. Хью Робджонс. Аналоговая теплота.

Любая нелинейная звуковая система (такая, как аналоговый магнитофон), до некоторой степени искажает входной сигнал. И поскольку эти искажения изменяют форму звуковой волны, то это обычно приводит к созданию дополнительных гармоник. Чтобы не углубляться в научные дебри, скажем следующее: гармоники – это набор частот, производных от какой-то фундаментальной частоты (так сказать, её копии с увеличенной частотой – высшие гармоники). Эти гармоники обогащают и «усложняют» исходный звук. И не всегда такое обогащение приятно нашему слуху. Гармоники, кратные исходной частоте в отношении 2, 4, 6, 8 и так далее раз, называются чётными. А гармоники, кратные в отношении 3, 5, 7, 9 – называются нечётными. Некоторые нелинейные системы генерируют больше чётных гармоник, чем нечётных, другие же – наоборот. И баланс между чётными и нечётными гармониками очень сильно влияет на звуковое качество.

Словесное описание искажения похоже на попытку описать аромат сыра посредством танца, но я всё-таки попробую.

Гармоники (обертоны) – это то, что даёт звуку его тембр и характер. Например, благодаря им звук флейты отличается от звука кларнета. Таким образом, гармоническое искажение – это такое искажение, при котором происходит генерация новых или усиление уже существующих гармоник, что приводит к изменениям в тембре исходного сигнала. C музыкальной точки зрения частоты высших гармоник имеют вполне определенный смысл. Например, вторая гармоника — это та же нота, что и основной тон, только октавой выше, четвертая — двумя октавами выше. Таким образом, чётные гармоники придают звуку объем, делают его сочнее, так как звучат слитно с основным тоном и его подчеркивают. Если мы играем не одну, а несколько нот, то их вторые и четвертые гармоники будут также консонировать (или диссонировать) друг с другом, как и основные тоны, сохраняя читаемость аккорда (или всего комплекса инструментов). Многие приборы, сделанные на основе электронных ламп, имеют тенденцию генерировать, главным образом, чётные гармоники.
Давайте теперь обратим свой взгляд в сторону нечётных гармоник. К примеру, третья гармоника — это квинта через октаву. Эта гармоника составляет консонанс с основным звуком, но объема уже не придаёт и нота может звучать слишком холодно, стерильно. Если играется более одной ноты, то эти гармоники могут диссонировать друг с другом или с основными тонами, порождая звучание, которое описывается как «скрежещущее», «грубое», «острое» или «песочное». Но умеренное количество таких гармоник часто связывается и с такими понятиями, как «богатство» и «глубина» звука. Многие ранние (1960 – 1970-е годы) транзисторные усилители имели тенденцию генерировать при перегрузке, главным образом, искажения с нечётными гармониками. И это создало для ранних транзисторных устройств не очень хорошую репутацию. В аналоговых магнитофонах главной проблемой, связанной с физическими основами записи на магнитную ленту, является третья гармоника, и потому общепринятым методом оценки нелинейных искажений в процессе записи является измерение коэффициента гармонических искажений третьего порядка.
Большинство процедур настройки магнитофона перед записью использует в качестве ссылки уровень этих третьих гармоник.

Тем не менее, в действительности всё намного сложнее, потому что вид искажения только лишь частично зависит от того, какие активные элементы используются. Как уже было сказано, вид искажения очень сильно связан со схемотехническими особенностями устройства, и ничто не мешает изготовить транзисторную схему, преимущественно производящую чётные гармоники, или ламповую, генерирующую нечётные. И, кроме того, на базе обоих типов активных элементов можно изготавливать очень линейные, с очень малым количеством искажений, устройства. То же самое относится и магнитофонам. Даже если в каком-то аппарате и декларируется наличие чётных гармонических искажений, то они редко являются доминирующими. Обычно они вызываются искажениями в усилительном тракте (обычно в ламповых магнитофонах), или в результате намагниченности головок.

При настройке магнитофона звукоинженер обычно пытается оптимизировать его параметры так, чтобы минимизировать искажения. Минимальное искажение для данного типа ленты будет результатом определённой комбинации уровня записи, корректирующей эквализации и параметров подмагничивания. Из всего этого набора только один параметр легко доступен для пользователя (без углубления в недра магнитофона) – это уровень записи. При подаче на запись сигнала с высоким уровнем, Вы можете перегрузить ленту, и «поощрить» её создать больше искажений и сильнее «плющить» транзиенты. Насколько «горячо» записывать и сколько получать искажений – это, очевидно, вопрос вкуса, но я бы всё равно призвал бы Вас к некоторой осторожности.

И Вам ещё следует знать, что некоторые магнитные ленты последнего поколения обладают большой перегрузочной способностью, и чтобы добиться от них эффекта сатурации, при записи требуется подать очень высокий уровень сигнала. Однако, не в каждом магнитофоне электроника записывающего тракта способна работать с такими уровнями (да и не каждая головка справляется с ними). К примеру, такая проблема может быть с некоторыми магнитофонами от Revox. Таким образом, подбирайте тип ленты под конкретную модель магнитофона, если намеренно ищите эффекты такой перегрузки.

Амплитудно-частотная характеристика (АЧХ). Спектр сигнала.

При обсуждении переменного тока в одной из предыдущих статей (ссылка) мы познакомились с понятием гармонической

(синусоидальной) функции. А бывают ли негармонические функции и сигналы и как с ними работать? В этом нам и предстоит сегодня разобраться 🙂 Кроме того, мы рассмотрим важнейшее понятие – амплитудно-частотную характеристику (АЧХ) сигналов.

Гармонические и негармонические сигналы.

И для начала давайте чуть подробнее разберемся, как же классифицируются сигналы. В первую очередь нас интересуют гармонические сигналы. Их форма повторяется через определенный интервал времени T, называемый периодом. Периодические сигналы в свою очередь делятся на два больших класса – гармонические и негармонические. Гармонический сигнал – это сигнал, который можно описать следующей функцией:

y = A cos(wt + \phi)

Здесь A – амплитуда сигнала, w – циклическая частота, а \phi – начальная фаза. Вы спросите – а как же синус? Разве синусоидальный сигнал не является гармоническим? Конечно, является, дело в том, что sin\alpha = cos(\frac{\pi}{2}\medspace-\medspace \alpha) – то есть сигналы отличаются начальной фазой, соответственно, синусоидальный сигнал не противоречит определению, которое мы дали для гармонических колебаний 🙂

Вторым подклассом периодических сигналов являются негармонические колебания. Вот пример негармонического сигнала:

Как видите, несмотря на “нестандартную” форму, сигнал остается периодическим, то есть его форма повторяется через интервал времени, равный периоду.

Для работы с такими сигналами и их исследования существует определенная методика, которая заключается в разложении сигнала в ряд Фурье. Суть методики состоит в том, что негармонический периодический сигнал (при выполнении определенных условий) можно представить в виде суммы гармонических колебаний с определенными амплитудами, частотами и начальными фазами.

Важным нюансом является то, что все гармонические колебания, которые участвуют в суммировании, должны иметь частоты, кратные частоте исходного негармонического сигнала. Возможно это пока не совсем понятно, так что давайте рассмотрим практический пример и разберемся чуть подробнее 🙂 Для примера используем сигнал, который изображен на рисунке чуть выше. Его можно представить следующим образом:

u(t) = u_1(t) + u_2(t) = 2 sin(t) + 1.5 sin(2t)

Давайте изобразим все эти сигналы на одном графике:

Функции u_1(t), u_2(t) называют гармониками сигнала, а ту из них, период которой равен периоду негармонического сигнала, называют первой или основной гармоникой. В данном случае первой гармоникой является функция u_1(t) (ее частота равна частоте исследуемого негармонического сигнала, соответственно, равны и их периоды). А функция u_2(t) = 1.5 sin(2t) представляет из себя ни что иное как вторую гармонику сигнала (ее частота в два раза больше). В общем случае, негармонический сигнал раскладывается на бесконечное число гармоник:

u(t) = U_0 + \sum_{i=0}^{\infty}{U_{k}\thinspace sin(\thinspace kwt + \phi_k\thinspace )}

В этой формуле U_k – амплитуда, а \phi_k – начальная фаза k-ой гармоники. Как мы уже упомянули чуть ранее, частоты всех гармоник кратны частоте первой гармоники, собственно, это мы и видим в этой формуле 🙂 U_0 – это нулевая гармоника, ее частота равна 0, она равна среднему значению функции за период. Почему среднему? Смотрите – среднее значения функции синуса за период равно 0, а значит при усреднении в этой формуле все слагаемые, кроме U_0 будут равны 0.

Амплитудный спектр сигнала.

Совокупность всех гармонических составляющих негармонического сигнала называют спектром этого сигнала. Различают фазовый и амплитудный спектр сигнала:

  • фазовый спектр сигнала – совокупность начальных фаз всех гармоник
  • амплитудный спектр сигнала – амплитуды всех гармоник, из которых складывается негармонический сигнал

Давайте рассмотрим амплитудный спектр поподробнее. Для визуального изображения спектра используют диаграммы, представляющие из себя набор вертикальных линий определенной длины (длина зависит от амплитуды сигналов). На горизонтальной оси диаграммы откладываются частоты гармоник:

По горизонтальной оси могут откладываться как частоты в Гц, так и просто номера гармоник, как в данном случае. А по вертикальной оси – амплитуды гармоник, тут все понятно. Давайте построим амплитудный спектр сигнала для негармонического колебания, которое мы рассматривали в качестве примера в самом начале статьи. Напоминаю, что его разложение в ряд Фурье выглядит следующим образом:

u(t) = u_1(t) + u_2(t) = 2 sin(t) + 1.5 sin(2t)

У нас есть две гармоники, амплитуды которых равны, соответственно, 2 и 1.5. Поэтому на диаграмме две линии, длины которых соответствуют амплитудам гармонических колебаний. Фазовый спектр сигнала строится аналогично, за той лишь разницей, что используются начальные фазы гармоник, а не амплитуды.

Итак, с построением и анализом амплитудного спектра сигнала мы разобрались! Давайте перейдем к следующей теме сегодняшней статьи – к понятию амплитудно-частотной характеристики.

Амплитудно-частотная характеристика (АЧХ).

АЧХ является важнейшей характеристикой многих цепей и устройств – фильтров, усилителей звука и т. д. Даже простые наушники имеют свою собственную амплитудно-частотную характеристику. Что же она показывает?

АЧХ – это зависимость амплитуды выходного сигнала от частоты входного сигнала. Как мы выяснили в первой части статьи, негармонический периодический сигнал можно разложить в ряд Фурье. Но нас сейчас интересует, в первую очередь, аудио-сигнал, и выглядит он следующим образом:

Как видите, ни о какой периодичности здесь не идет и речи! Но, к счастью, существуют специальные алгоритмы, которые позволяют представить звуковой сигнал в виде спектра входящих в него частот. Мы сейчас не будем подробно разбирать эти алгоритмы, это тема для отдельной статьи 🙂 Просто примем тот факт, что они позволяют нам осуществить такое преобразование с аудио-сигналом.

Соответственно, мы можем построить диаграмму амплитудного спектра звукового сигнала. А пройдя через какую-либо цепь (к примеру, через наушники при воспроизведении звука) сигнал будет изменен. Так вот амплитудно-частотная характеристика как раз и показывает, какие изменения будет претерпевать входной сигнал при прохождении через ту или иную цепь. Давайте обсудим этот момент чуть поподробнее…

Итак, на входе мы имеем ряд гармоник. Амплитудная-частотная характеристика показывает, как изменится амплитуда той или иной гармоники при прохождении через цепь. Рассмотрим пример АЧХ:

Разберемся поэтапно, что же тут изображено… Начнем с осей графика АЧХ. По оси y мы откладываем величину выходного напряжения (или коэффициента усиления, как на данном рисунке). Коэффициент усиления мы откладываем в дБ, соответственно величина, равная 0 дБ, соответствует усилению в 1 раз, то есть амплитуда сигнала остается неизменной.

По оси x откладываются частоты входного сигнала. Таким образом, в рассматриваемом случае для всех гармоник, частоты которых лежат в интервале от 100 до 10000 Гц, амплитуда не изменится. А сигналы всех остальных гармоник будут ослаблены.

На графике отдельно отмечены частоты f_1 и f_2. Их отличительной особенностью является то, что сигнал гармоник данных частот будет ослаблен в 1.41 раза (3 дБ) по напряжению. Это соответствует уменьшению по мощности в 2 раза . Полосу частот между f_1 и f_2 называют полосой пропускания. Получается следующая ситуация – сигналы всех гармоник, частоты которых лежат в пределах полосы пропускания устройства/цепи будут ослаблены менее, чем в 2 раза по мощности.

Практические примеры АЧХ аудио-устройств.

Частотный диапазон аудио-устройств обычно разбивают на низкие, средние и высокие частоты. Приблизительно это выглядит так:

  • 20 Гц – 160 Гц – область низких частот
  • 160 Гц – 1.28 КГц – область средних частот
  • 1.28 КГц – 20.5 КГц – область высоких частот

Именно такую терминологию обычно можно встретить в разных программах-эквалайзерах, используемых для настройки звука. Теперь вы знаете, что красивые графики из таких программ являются именно амплитудно-частотными характеристиками, с которыми мы познакомились в сегодняшней статье 🙂

В завершении статьи посмотрим на пару АЧХ, полученных в программном эквалайзере:

Здесь мы можем видеть амплитудно-частотную характеристику усилителя. Причем усилены будут преимущественно средние частоты диапазона.

А здесь ситуация совсем другая – низкие и верхние частоты усиливаются, а в области средних частот для гармоник с частотой 500 Гц мы наблюдаем значительное ослабление.

А здесь усиливаются только низкие частоты. Аудио-аппаратура с такой АЧХ будет обладать высоким уровнем басов 🙂

На этом мы заканчиваем нашу сегодняшнюю статью… Спасибо за внимание и ждем вас на нашем сайте снова!

6.2.    Искажения в усилителях | Электротехника

Основным качественным показателем усилителя является точность воспроизведения формы усиливаемого сигнала. В идеальном усилителе форма сигнала на выходе должна точно повторять форму входного сигнала. Отклонение формы выходного сигнала от формы сигнала, подаваемого на его вход, называется искажением.

В усилителях различают два вида искажений – линейные и нелинейные. Оба вида искажений изменяют форму входного сигнала, но причины их появления различны.

Линейные искажения обусловлены зависимостью модуля коэф­фициента усиления напряжения или тока, а также фазового сдвига между входными и выходными величинами от часто­ты входного сигнала. Линейные искажения можно разделить на частотные и фазовые.

Форма сложного сигнала на выходе усилителя, работаю­щего в линейном режиме, будет отличаться от входной в том случае, если гармонические составляющие входного сигнала будут усиливаться в усилителе неодинаково, а также, если вносимые усилителем фазовые сдвиги будут различными для отдельных гармонических составляющих. Вызываемые ука­занными причинами изменения формы выходного сигнала на­зывают соответственно частотными и фазовыми искажениями.

Частотные искажения – это искажения, обусловленные изменением значения коэффициента усиления на различных частотах. Идеальная АЧХ должна иметь одинаковый коэффициент усиления во всем диапазоне рабочих частот. Реальная же характеристика имеет «завалы» на частотах, близких к границам диапазона рабочих частот. Снижение коэффициента усиления на низших частотах объясняется возрастанием емкостного сопротивления разделительных конденсаторов

хC = 1 / wC

по мере снижения частоты сигнала.

Снижение KU на высших частотах объясняется влиянием паразитных емкостей «коллектор – база», «коллектор – эмиттер» и «база – эмиттер», а также паразитных емкостей, которые возникают при монтаже. Эти емкости на высоких частотах приводят к закорачиванию транзисторов и снижению усиления сигнала.

Для количественной оценки частотных искажений используют коэффициент частотных искажений (M), равный отношению коэффициента усиления на средних частотах (Kср) к коэффициенту усиления на данной частоте (K¦):

M = Kср/ K¦.

Поскольку наибольшие частотные искажения имеются на границах рабочего диапазона, то при расчете усилителя задают коэффициенты частотных искажений на низшей и высшей частотах, т.е.

 

Mн = Kср/ Kн                    и                    Mв = Kср/Kв.

Частотные искажения в усилителе всегда сопровождаются появлением фазовых искажений. При усилении синусоидального сигнала с неизменной час­тотой линейные искажения не играет большой роли: на одной определенной частоте всегда можно добиться доста­точного усиления, а фазовые сдвиги скомпенсировать.

Проб­лема линейных искажений возникает тогда, когда сигнал имеет сложную форму. Для такого сигнала фазочастотные искажения не менее, а часто более существен­ны, чем амплитудно-частотные.

Фазовые искажения не влияют на спектральный состав и соотношение амплитуд гармонических составляющих сложного сигнала, а вызывают изменение его формы в результате различных фазовых сдвигов, возникающих у отдельных составляющих сигнала после прохождения через усилитель.

Влияние фазовых искажений на форму сигнала, состоящего из двух гармоник, упрощенно поясняется на рис. 6.7, а и б. Построение проведено при условии, что коэффициент усиления не зависит от частоты, но для второй гармоники усилитель вносит сдвиг фаз на угол φ = π/4.

Из графика (рис. 6.7, б) видно, что форма выходного сигнала очень сильно отличается от формы входного, следовательно, большие фазовые искажения не менее существенно, чем частотные, влияют на качество работы усилителя.

Фазочастотные искажения от­сутствуют при отсутствии относительного сдвига гармоник. Для этого должно соблюдаться условие:

j

n = nj1.

Это условие выполняется, если фазочастотная характеристика линейна (рис. 6.7, в):

j = aw

В отличие от линейных искажений, нелинейные искажения в усилителях обусловлены наличием нелинейных элемен­тов, в первую очередь, транзисторов, а также друг

что это и чем они опасны

В идеальном случае в электрической сети должно быть переменное напряжение, которое изменяется по синусоидальному закону с частотой 50 Гц (50 раз в секунду), если речь идет об отечественных сетях. На практике дело обстоит иначе – напряжение далеко от синусоидальной формы, оно искажено, не только по фронтам, но и по всей длине наполнено различными всплесками и помехами. Данное явление называется гармоники в электрических сетях. В этой статье мы подробнее рассмотрим, что это такое и чем опасны гармоники для оборудования, подключенного к сети.

Определение гармоник

График сигнала, который изменяется по синусоидальному закону, имеет вид:

Но это значительно отличается от реальной формы напряжения в электрической сети:

Эти зазубрины и всплески и вызваны гармониками. Мы попытаемся рассказать об этом явлении простыми словами. Изображенный выше график можно представить как сумму сигналов различной частоты и величины. Если всё это сложить, то в результате получится именно такой сигнал. Пример и результат сложения сигналов изображен на графике ниже:

Гармоники различают по номерам, где первая гармоника — это та составляющая, у которой самая большая величина. Однако такое описание слишком кратко. Поэтому давайте приведем формулу определения величины гармоники. Это возможно при гармоническом анализе и разложении в ряд Фурье:

Из этой формулы можно выделить и величины частот и фаз гармонических составляющих электрической сети и любого другого синусоидального сигнала.

Источники помех

К источникам помех можно отнести целый ряд оборудования, начиная от бытовых приборов, заканчивая мощными промышленными электрическими машинами. Для начала давайте кратко рассмотрим причины их возникновения.

Гармоники в электрической сети переменного тока возникают из-за особенностей электрооборудования, например из-за нелинейности их характеристик, или характера потребления тока.

Например, в трёхфазных сетях в магнитопроводах трансформаторов длины магнитных путей средних и крайних фаз различаются почти в 2 раза, поэтому и токи их намагничивания различаются до полутора раз. Отсюда возникают гармоники в трёхфазных сетях.

Другой источник помех в электротехнике — это электродвигатели, как трёхфазные синхронные и асинхронные, так и однофазные, в том числе и универсальные коллекторные двигатели. Последний тип двигателей используется в большей части бытовой техники, например:

  • стиральные машины;
  • кухонные комбайны;
  • дрели, болгарки, перфораторы и пр.

В результате работы импульсных блоков питания возникают высокочастотные гармоники (помехи) в электрической сети. Чтобы понять как они образуются, нужно иметь сведения об их внутреннем устройстве. Это связано с тем, что ток первичной обмотки ИБП отличается от непрерывного, он протекает только тогда, когда открыт силовой полупроводниковый ключ. А последний открывается и закрывается с частотой выше 20 кГц.

Интересно: Рабочая частота некоторых современных импульсных блоков питания достигает 150 кГц.

Для уменьшения этих гармоник используют фильтры электромагнитных помех, например, синфазный дроссель и конденсаторы. Для улучшения графика потребления тока относительно питающего однофазного напряжения используют активные корректоры коэффициента мощности (рус. ККМ, англ. PFC).

Такие блоки питания установлены в:

  • светодиодных лампах;
  • ЭПРА для люминесцентных ламп;
  • компьютерные блоки питания;
  • современные зарядные устройства для мобильных телефонов;
  • телевизоры и прочая техника.

Также к этим источникам питания можно отнести и преобразователи частоты.

Для измерения гармоник в сети можно использовать многофункциональные измерительные приборы от компании EKF. Помимо гармоник, данные приборы могут измерять такие параметры сети, как ток, частота, напряжение, активная, реактивная и полная мощность, а также коэффициенты мощности и частоты. Кроме того, мнофункциональные измерители дают возможность управления, анализа и оптимизации работы энергетического оборудования, систем и промышленных цепей. Они достаточно легко монтируются и могут настраиваться под любой трансформатор тока. Подробнее о многофункциональных измерительных приборах вы можете узнать, перейдя по ссылке: https://ekfgroup.com/catalog/pribory-izmeritelnye/mnogofunkcionalnye-izmeriteli.

Последствия гармонических помех

Наличие гармоник в электрической сети переменного тока вызывает определенные проблемы. Среди них – повышенный нагрев электродвигателей и питающих проводов. Последствия влияния гармоник – это вибрация двигателей. Дальнейшие последствия могут быть различными – начиная от ускоренного износа подшипников ротора двигателя, заканчивая пробоем на корпус обмоток от повышенного нагрева.

В электрике встречаются ложные срабатывания коммутационной и защитной аппаратуры – автоматических выключателей, контакторов и магнитных пускателей. В звуковой аппаратуре и технике для связи из-за гармоник возникают помехи. С ними борются аналогично – установкой фильтров электромагнитных помех.

На видео ниже рассказывается, что такое гармоники и интергармоники в электросети:

В заключение хотелось бы отметить, что гармоники в электрических сетях в принципе не несут никакой пользы. Они лишь вызывают неисправности, ложные срабатывания коммутационной аппаратуры и прочие проявления нестабильности в работе. Это может нести не только неудобства в эксплуатации, но и экономические проблемы, убытки и аварийные ситуации, которые могут быть опасны для жизни.

Материалы по теме:

Модель 7. Искажения синусоиды высшими гармониками

Привет всем.

У нас вышла новая интерактивная модель, которая посвящена высшим гармоникам в сигнале тока или напряжения.

Как известно генераторы выдают в сеть мощность на частоте 50 Гц. Если в сети нет источников высших гармоник, то сигналы тока и напряжении также содержат только основную частоту, и вы видите гладкую аккуратную синусоиду.

Однако, так бывает только в идеальном случае. В реальной энергосистеме всегда есть нелинейные элементы, которые являются источниками сигналов других частот. Основные источники высших гармоник — это выпрямители, инверторы, дуговые печи, некоторые типы силовых трансформаторов и т.д.

В результате вы получаете форму сигнала, который является суммой синусоид с различными частотами и амплитудами. Форма итоговой кривой может быть какой угодно, все зависит от величины и начальной фазы начальных сигналов (гармоник)

В модели вы можете самостоятельно задать до трех гармоник (основная + еще две) и увидеть как меняется форма кривой вашего сигнала в зависимости от начальных параметров.

Может показаться, что это достаточно простой опыт, но, признаюсь, я сам не до конца понимал, как именно связаны векторные диаграммы отдельных гармоник и итоговый сигнал (функция от времени). Геометрическая сумма векторов не удивила, а вот разные скорости подставленных на одну диаграмму векторов стали небольшой неожиданностью. Хотя где-то в «глубине мозгов» я это знал))

Но одно дело догадываться, а другое дело увидеть это вживую и самому покрутить вектора. Так, что очередной респект Андрею Ильинскому, благодаря которому я продолжаю свое образование)

Рекомендую модель всем, даже опытным спецам. Будет полезно размять мозги

Ссылка на модель на Проекте РЗА https://pro-rza.ru/models/fseries/

Также посмотрите традиционное видео от автора, где Андрей кратко рассказывает о возможностях программы

Если понравилось, то делитесь этим видео и моделью в соцсетях. Будем вместе поднимать уровень знания ТОЭ)

Аспекты. Гармоники

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

Точки небосвода расположены по отношению друг к другу с определенной закономерностью. Поскольку расположение небесных тел в натальной карте представлено в виде окружности, то между элементами гороскопа можно определить расстояние в градусах.

Аспект — определённое угловое расстояние между двумя точками гороскопа на окружности Зодиакального круга, выраженное в градусах.

Образование аспекта происходит тогда, когда элементы астрологической карты находятся под определенным углом.  Планеты, находящиеся в аспекте, это взаимодействующие планеты, обменивающиеся своей энергией.

Аспекты бывают мажорные и минорные, гармоничные и негармоничные, творческие и фобические, а также сходящиеся и расходящиеся. Но, все-таки, глобальное разграничение аспектов, это деление их на мажорные и минорные.

 Мажорные аспекты были запостулированы еще Клавдием Птолемеем.

К мажорным аспектам относятся:

 Соединение — аспект 0˚

 а также Гармоничные аспекты (мягкие, легкие, благоприятные):

   Секстиль — 60˚

  Тригон — 120˚

   и Напряженные аспекты (трудные, жесткие, диссонированные):

    Квадрат — 90˚

   Оппозиция — 180˚    

И гармоничные и напряженные аспекты содержит любой гороскоп. Гармоничные аспекты это ветер в спину, поддерживающий и помогающий двигаться быстрее. Это обстоятельства, созданные аспектирующими планетами, которые складываются легко, ситуации, разрешающиеся благоприятно и без приложения усилий. В большинстве случаев это позитивная космическая энергия, помогающая или вдохновляющая, сулящая успех и удачу.

 Напряженные аспекты дают обстоятельства, которые преодолеть не просто. Они требуют  приложить усилие. Но, благодаря этим усилиям, натив эволюционирует, учится, становится сильнее духовно. 

 Соединение может быть как гармоничным, так и напряженным аспектом в зависимости от того, какие планеты его образуют, в каких отношениях они находятся по отношению друг к другу: дружеских или враждебных.

Определить качество взаимоотношений планет можно по таблице:

Для определения сферы действия аспекта необходимо учитывать силу планет, формирующих аспект. Сильный Марс в Овне (владение) в аспекте с Солнцем в Весах (падение). Сфера действия Солнца в данном случае будет находиться под активным влиянием энергии Марса. Т.е. в паре планет лидирует та, чье положение в гороскопе сильнее. 

МАЖОРНЫЕ АСПЕКТЫ

Соединение  (Конъюнкция, аспект 0°)

 

Показывает слияние энергий планет, которые теряют свою индивидуальность, сливаясь и окрашиваясь побуждениями знака, в котором встретились.

Становятся единым организмом, единым показателем гороскопа, обладающим свойствами обоих родителей.

 

 

 

 

 

Секстиль (аспект 60˚)

 

Аспект, соединяющий знаки одной полярности (мужские или женские).Мужские знаки зодиака (активные) –

Овен, Близнецы, Лев, Весы, Стрелец, Водолей

Женские знаки зодиака (пассивные) –

Телец, Рак, Дева, Скорпион, Козерог, Рыбы

 Т.е. в Зодиаке мужские знаки чередуются с женскими. Сначала идет мужской знак Овен – следом женский знак – Телец. Затем мужской – Близнецы и женский – Рак и т.д.

Секстиль это аспект-возможность, это шанс, который может дать положительный результат в случае, если работать в направлении его реализации, не лениться, а использовать предложенную возможность. Это склонность, но не талант, улыбка судьбы, а не божий дар.

 

 Тригон (Трин, аспект 120˚)

 

Это гармоничный аспект, объединяющий планеты, находящиеся в знаках одной стихии.

  Это аспект для ленивых, требующий минимальных затрат сил.

Аспект преисполнен легкости и позитива, это неоспоримые способности и врожденные таланты, это легкий путь к успеху.

 

 

 

 

  Квадратура  (Квадрат, аспект 90˚) 

 

Аспект напряженный, это провокация к действию. Объединяет планеты, находящиеся в одном квадрате качеств (кардинальные знаки: Овен, Рак, Весы, Козерог;

фиксированные знаки: Телец, Лев, Скорпион, Водолей; мутабельные знаки: Близнецы, Дева, Стрелец, Рыбы).

 Планеты в Квадрате – это конкуренты, которые не готовы уступать лидерство. Являясь представителями различных стихий, они находят разный подход к решению поставленной задачи. Через конфликты, трения, стресс, дискомфорт они побуждают к действию.

 Квадратура требует работы, приложения усилия для достижения результата, для эволюции и развития. Квадратура мобилизует и закаляет борьбой во имя успеха.

 

Оппозиция  (аспект 180˚)

 Напряженный аспект-противостояние.

 Символизирует противоборство энергии планет, находящихся в противоположных знаках.

Планеты в оппозиции решают проблему, подходя к ней с двух разных сторон.  

Аспект пассивен, к действию не побуждает, но является источником проблем, решение которых в поиске равновесия между двумя влияниями.

 

 

 Первое представление о личности натива можно получить благодаря определению доминирующего аспекта. Достаточно просчитать количество мажорных аспектов в натальной карте, чтобы по наибольшему количеству оных определить насколько человек талантлив, ленив, противоречив или готов к борьбе.

По большому счету для анализа гороскопа достаточно использование только мажорных аспектов.  В определенных разделах астрологии мы будем обходиться только ими. Но бурный расцвет астропсихологии, привел к тому, что астрологи увлеклись еще аспектами минорными.

 Иоганн Кеплер ввел деление 360°эклиптики на гармоники. Гармоники рассчитываются делением 360° на целые числа.

 Аспект 0° («Соединение») считается аспектом Первой гармоники.

Аспект Второй гармоники равен 360° :2, т.е. 180° («Оппозиция»).

Тригон (трин) это третья гармоника и 120°.

90° («Квадратура») – четвертая гармоника (360/4), секстиль (60°) – шестая.

Иоганном Кеплером введена в обиход большая часть минорных аспектов. Некоторые минорные аспекты возникли позже, но имена авторов не сохранились в истории.

 

Мажорный аспект имеет двойное проявление в гороскопе:

1.)  Подсказывает какую-либо очень существенную черту характера

2.)  Проявляется на событийном уровне

Минорные аспекты – это то, что внутри нас. Т.е. минорный аспект не имеет событийного значения. Это только черта характера натива, дополнительный штрих для понимания всей картины личности. 

 

МИНОРНЫЕ АСПЕКТЫ

В принципе в астрологии можно обойтись без минорных аспектов, потому что к внешней жизни, к событиям они не имеют отношения. Они только лишний раз еще более глубоко просвечивают, показывают, что есть внутри нашей личности. Они нужны только для астропсихологии.

За одним исключением…

 Прежде чем перейти к рассказу о классических минорных аспектах, имеет смысл остановиться на одном наиболее важном из них.

Квиконс (аспект 150°)

 Квиконс это аспект повторения, возврата ситуаций из прошлого.  Акспект возвращает к уже некогда пережитым обстоятельствам, повторяет ситуации и даже возобновляет отношения со старыми и почти забытыми знакомыми.

 Квиконс позволяет исправить ошибки прошлого, повторить опыт заново и разрешить ситуацию более правильно, выйти на новый уровень. Если ошибки  не исправить, то велика вероятность, что ситуация будет возвращаться вместе с нерешенными проблемами раз за разом.

 

Квиконс относится к аспектам 12-й гармоники (это 5/12 круга), второй аспект этой гармоники – Полусекстиль.

 

 Полусекстиль (аспект 30°)

 

 Полусекстиль это аспект дружеской поддержки и согласия,  это взаимоотношения планет в соседних Знаках Зодиака.

 Легкий, ни к чему не обязывающий, проходящий быстро, порой даже незаметно.

Это добрый умысел, сожительство в соседних комнатах, добрососедство.

Аспект снимает внутреннее напряжение, расслабляет.

 

 

 

Теперь рассмотрим аспекты 8-ой гармоники:

Полуквадрат и Полутораквадрат

 

Полуквадрат (аспект 45°)

Полуквадрат это напряженный минорный аспект подсознательного внутреннего конфликта.

Это временные неприятности, печаль, разочарование, трения и раздражение.

Это непродолжительное состояние дискомфорта.

Это ссора с ближайшим окружением, которая через какое-то время забудется.

 

 

 

 

 

Полутораквадрат (аспект 135 °)

 

Аспект сарказма и внутреннего напряжения, сплетен и вредных привычек, возврата негативных ситуаций.

Это аспект алкоголизма непризнанного гения, это попытка доказать, что ты лучше, чем кажешься, это бессмысленная попытка борьбы с собственными внутренними комплексами.  

 

 

 

 

 

 

Аспекты 10-й гармоники, или «Творческие», зеленые аспекты.

 Творческие аспекты дают человеку некую свободу ради самореализации, возможности творить. В гороскопе это один из показателей творческого человека.

 

Вигинтиль (аспект 18°)

Аспект малозначительный, влияние едва заметное, но с потенциалом к росту.

Аспект способности творить, легкого, начального импульса к творчеству, поиску стиля.

 

Дециль (аспект 36°)

Аспект творческого поиска, новизны и непредсказуемости.  

 

Квинтиль (аспект  72°)

Аспект вдохновения. Аспект творческого преображения, раскрепощения сознания, приспособляемости к обстоятельствам, творческого подхода к проблемам.

Это путь к творческой самореализации.

 

Тридециль (аспект 108°)

 

Аспект повторения открытия, возможности поэкспериментировать еще раз. Это творческий импульс к самосовершенствованию.

 

Биквинтиль (аспект 144°)

 

Аспект озарения. Аспект потребности в обновлении, творческого поиска, неординарного взгляда на привычные вещи. Аспект творческого роста, через прошлое – творить будущее.

 

Аспекты 9-гармоники или «Фобические» (Кармические) ,

черные аспекты.

 Фобические аспекты это аспекты иррациональных страхов. Как положено минорным аспектам это не какое-то реально пугающее событие, а только внутреннее ощущение страха. Это непонятные страхи, комплексы. Если у человека много в гороскопе черных аспектов, то у него много подсознательных страхов, фобий, комплексов.

 

Полунонагон (аспект 20°)

Аспект связан со страхами и тайнами, временными и подвластными ближайшему окружению, т. е. зависящие от него.

Нонагон (аспект 40°)

 

Аспект искушения и посвящения.

Бинонагон (аспект 80°)

Аспе

Общее гармоническое искажение

Общее гармоническое искажение (THD) — это измеренная разница в уровнях звука между гармониками входного аудиосигнала и гармониками выходного аудиосигнала усилителя или другого аудиоустройства.

Уровень выходных искажений

Когда сигнал проходит через усилитель, он всегда несколько искажается на его выходе. Форма волны на входе не будет полностью соответствовать уровню на выходе.Насколько велико будет искажение, зависит от качества и характеристик усилителя, но обычно оно незаметно для человеческого уха. Если это так, вероятно, проблема в усилителе.

Общие сведения о гармонических искажениях

Understanding Total Harmonic Distortion помогает понять, что такое гармоники. Гармоники придают каждому инструменту уникальное звучание. Это то, что отличает тон А, который играет скрипка, от тембра А, который играет фортепиано.Сам тон А имеет частоту 440 Гц, что составляет его основную частоту . Гармоники тона А кратны этой основной частоте. Таким образом, они могут иметь частоту 880 Гц, 1320 Гц, 1760 Гц и так далее. Эти тона имеют более низкие уровни (тише), чем основной тон, но точный уровень каждой гармоники определяет, как будет звучать инструмент.

Total Harmonic Distortion представляет собой изменение этих уровней после того, как звуковой сигнал прошел через усилитель.Другими словами, он представляет степень, в которой фортепиано, играющее определенный тон, больше не звучит точно так, как это было до того, как его аудиосигнал был пропущен через усилитель.

Общее гармоническое искажение выражается в процентах от исходного аудиосигнала, который был искажен. Таким образом, более низкий процент указывает на более высокое качество аудиооборудования, поскольку оно вызывает меньшее количество искажений.

Большинство компонентов хорошего качества имеют менее 1% THD, в то время как динамики имеют искажения от 1% до 5%.Сабвуферы могут иметь максимальный уровень искажений до 10%, но человеческий слух не замечает искажений на таких низких частотах.

Хотя THD помогает определить качество аудиооборудования, это не единственный фактор. Следует принимать во внимание и другие факторы, такие как отношение сигнал / шум (SNR), частотная характеристика и выходная мощность. Подробнее о них можно узнать в разделе «Как измерить качество звука».

Нечетное и четное гармоническое искажение (в чем разница?)