Закрыть

Государственные стандарты системы ссбт – ГОСТ 12.0.230-2007 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Системы управления охраной труда. Общие требования (с Изменением N 1)

Содержание

Система стандартов безопасности труда 2019 года

Что это такое

Система стандартов безопасности труда (ССБТ) предусматривает наличие совокупности связанных между собой устанавливающих документов, которые призваны не только обеспечить, но и улучшить условия для работы сотрудников.

Цель, которая преследуется, — установить комплекс стандартов и моделей, которые направлены на выработку и осуществление согласованной политики в сфере безопасности труда.

ССБТ не отменяет действие правовых актов различных госорганов, в которых содержатся требования по ОТ. Более того, нормативные акты органов власти, в которых содержатся правила в рассматриваемой сфере, должны соответствовать нормам, установленным ССБТ.

Основные положения определены в ГОСТ «Система стандартов безопасности труда» 12.0.001-2013. Он закрепляет терминологию, разъясняет термин ССБТ. Нормы в этой сфере, утверждаемые органами власти, должны соответствовать ССБТ.

Государственный стандарт 12.0.001-2013

Скачать

Структура системы стандартов безопасности труда состоит из условий, которые определяют:

  • способ организовать работы;
  • условия стандартизации;
  • виды опасных и приносящих вред производственных факторов;
  • перечень требований к зданиям, сооружениям, производственным процессам, оборудованию.

ССБТ представляет собой единый комплекс, в который включены:

  • государственные стандарты системы стандартов безопасности труда;
  • отраслевые документы;
  • стандарты предприятий и организаций.

Стандарты должны быть разработаны и согласованы в едином определенном порядке. Нормы, включенные в них, подлежат использованию в различных видах документации, в том числе технологического, проектного, конструкторского формата. Все они обязательно имеют заголовок группы: «Система стандартов безопасности труда».

Общие положения

ССБТ создана в 1972 году, поэтому текущие правила отличаются от действовавших еще десятилетие назад. В настоящее время она включает порядка 400 документов и, в том числе, устанавливает стандарты безопасности труда работников.

Документы разрабатываются, рассматриваются и согласовываются в соответствии с единым установленным порядком. Нормы, содержащиеся в ССБТ, подлежат обязательному включению в конструкторскую, проектную, технологическую документацию.

Современная ССБТ предусматривает, что определенные виды документов должны обязательно использоваться нанимателями.

Современные государственные стандарты

ГОСТы — это стандарты национального и межгосударственного характера, действие которых распространяется на всю территорию РФ. Их могут применять любые субъекты хоздеятельности.

Стандарты безопасности труда (на 2019 год в том числе) имеют ряд общих признаков:

  • утверждаются Госстандартом РФ;
  • используются в деятельности всеми госорганами и хозсубъектами в обязательном порядке;
  • касаются требований обеспечения отсутствия рисков межотраслевого уровня.

В целях упрощения чтения и поиска они классифицированы:

  1. Название документа (в данном случае — ГОСТ).
  2. Номер по регистрации — число 12, являющееся обозначением непосредственно ГОСТ (система стандартов безопасности труда).
  3. Шифр подсистемы — число с точкой от 0 до 4, относящее документ к определенной группе.
  4. Номер госстандарта в подсистеме, включающий цифры от 001 до 999.
  5. Двузначное или четырехзначное число (обозначает год издания или актуализации документа).

К примеру, ГОСТ 12.0.230-2007 о стандартах безрискового труда и требованиях к управлению охраной труда имеет следующую расшифровку:

  • 12 — стандарты;
  • 0 — обозначение шифра подсистемы «Организационно-методические стандарты»;
  • 230 — номер по порядку в подсистеме;
  • 2007 — год введения.

Шифр системы стандартов безопасности труда включает цифры от 0 до 9. Эти цифры включены в наименование каждого документа и имеют свое распределение:

Шифр группы

Наименование

Содержание

0

Методические и организационные госстандарты

Включают цели, задачи, способы внедрения и контроля за соблюдением, применяемая терминология, классификация опасных и вредных факторов, алгоритм организации труда, направленный на создание условий без рисков

1

Требования по опасным и вредным производственным факторам

Предельные значения параметров и характеристик опасных факторов, их контроль, алгоритмы защиты сотрудников

2

Надежность оборудования

Требования о безопасных процессах и их группах, контроль выполнения

3

Надежность процессов

Условия, касающиеся классов, видов и типов защитных средств, способы контроля защиты

4

Средства защиты сотрудников

Классификация средств

5

Требования по надежности зданий и сооружений

Цифры 6-9 остаются резервными (к примеру, шифр 8 системы стандартов безопасности труда остается свободным).

Таким образом, ГОСТы являются обязательными для использования всеми госорганами и субъектами хозяйствования. Их применение облегчает ведение требующейся документации, взаимодействие с органами контроля и надзора. Кроме того, оно может стать ярким преимуществом предприятия в части конкуренции на рынке труда.

Отраслевые нормы (ОСТ)

ОСТ отражают специфику отрасли. Разрабатываются и утверждаются органами управления конкретных отраслей. Для них характерным является более высокий уровень требований (по сравнению с государственными нормами). ОСТ подробно регламентируют правила в определенной отрасли.

В каждой отрасли определены организации, координирующие внедрение норм, разрабатывающие документацию по внедрению условий ГОСТ, анализирующие результаты внедрения и оптимизирующие существующие ОСТ (к примеру, стандарт безопасности труда «обеспечение работников смывающими средствами» актуализирован Минздравом в 2010 году).

ОСТ, входящий в ССБТ, имеет определенное обозначение. Он включает:

  • индекс — ОСТ;
  • обозначение госоргана, разработавшего стандарт, в цифровом виде;
  • номер ОСТа в соответствии с регистрацией;
  • год утверждения.

К примеру, ОСТ 51.81-82 «ССБТ. ОХРАНА ТРУДА В ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ» введен в действие Приказом (Распоряжением) Министерства газовой промышленности от 23.03.1982 № МА-171.

ОСТы в обязательном порядке используются в организациях отрасли, а также на предприятиях, где применяется продукция отрасли.

Нормы предприятий и организаций

Это основная часть ССБТ. Подобные документы не должны повторять содержаний ГОСТ и ОСТ, поскольку на предприятиях разрабатывают в основном модели подсистемы «О» и «4»:

  • обеспечение безопасной работы на предприятии;
  • планирование деятельности в сфере БТ на предприятии;
  • обучение и инструктаж работающих;
  • обеспечение контроля;
  • надзор за объектами, представляющими повышенную опасность;
  • обеспечение противопожарных мер и защиты работников при пожаре;
  • организация обеспечения, эксплуатации, ухода и содержания средств индивидуальной защиты на производстве.

Нормы предприятий разрабатывают специалисты по ОТ конкретного учреждения, опираясь на утвержденные государственные и отраслевые стандарты ССБТ. В стандартах данного вида определяются требования к обеспечению безопасной трудовой деятельности в конкретной организации с учетом специфики работы, выпускаемой продукции, условия работы. Нормы обязательны для сотрудников конкретного учреждения.

Разрабатывая стандарты в организации, можно использовать действующие стандарты (ГОСТы, ОСТы). Однако понижать степень обеспечения защищенности труда сотрудников запрещено.

Создавать стандарт в организации можно поэтапно:

  1. Изучить условия работы на предприятии.
  2. Определить соответствие норм стандарта имеющимся условиям.
  3. Согласовать проект стандарта с действующей профсоюзной организацией (при наличии).
  4. Утвердить локальным распорядительным актом.

Нормы считаются внедренными в организации, только если применяются все установленные ими стандарты.

gosuchetnik.ru

Общие требования системы стандартов безопасности труда

Система стандартов безопасности труда (ССБТ) представляет собой структуру, включающую в себя основные меры по организации безопасных условий работы. Считается частью Государственной системы стандартов. Сформирована на основе существующих правил и инструкций, касающихся техники безопасности и производственной санитарии.

Что собой представляет система стандартов безопасности труда

ССБТ – это комплекс связанных между собой стандартов, включающих нормы и правила, направленные на достижение этих целей:

  • Обеспечение безопасности штата сотрудников.
  • Сохранение здоровья и работоспособности трудящихся.

Сама система стандартов служит следующим целям:

  • Обеспечению единообразия в регулировании безопасности труда, предотвращение разногласий и путаницы.
  • Обнаружению и устранению проблемных участков.
  • Снижению действия на сотрудников вредной среды.

Система подразделяется на категории: государственные, отраслевые, республиканские. Также существует еще одна категория: стандарты, разработанные для предприятий.

Требования к безопасности являются стандартизированными. На их основании формируется документация, касающаяся безопасности. Стандарты нужны для установления однообразности правил и норм. Последние не должны быть различными у каждой организации, иначе возможна путаница.

Общие положения

Базовые положения о системе изначально содержались в ГОСТ 12.0.001-82. Однако действовал этот нормативный акт до 1 июня 2014 года. Сейчас актуальным является ГОСТ 12.0.001-2013. Существуют правила, устанавливаемые государственными органами, и существуют стандарты. Между ними обязательно должна быть связь. Не допускается противоречий.

Система включает в себя такие стандарты:

  • Государственные (ГОСТ).
  • Для компаний (СТО).
  • Для предприятий (СТП).
  • Отраслевые (ОСТ).

Все эти стандарты отличаются своими особенностями. Рассмотрим их.

Государственные стандарты

Рассмотрим основные особенности ГОСТ:

  • Стандарты устанавливаются Госстандартом РФ.
  • Являются обязательными для использования всеми госорганами и хозяйствующими субъектами.
  • Формируются в отношении норм безопасности, которые отличаются межотраслевым значением.

Структура системы закрепляет раздел 2 ГОСТ 12.0.001-2013. ГОСТ в рамках системы имеет специальные обозначения:

  • Индекс «ГОСТ».
  • 12 – шифр системы.
  • 0-4 – группы стандартов по объекту стандартизации (государственные учреждения, организации и прочее).
  • Три цифры – порядковый номер стандарта, включенного в какую-либо группу.
  • Две или четыре цифры – год принятия стандарта.

К примеру, ГОСТ 12.3.002-2014. В это обозначение входят следующие элементы:

  • ГОСТ – индекс.
  • 12 – шифр системы.
  • 3 – группа стандарта.
  • 002 – порядковый номер стандарта.
  • 2014 – год, в котором принят стандарт.

Есть также наименование стандарта. Оно включает в себя эти элементы:

  • Номер.
  • Категория (к примеру, национальный или государственный стандарт).
  • Общий заголовок.
  • Наименование стандарта.

Рассмотрим основные пять групп стандартов:

  • 0 – организационно-методическая информация (основы и терминология, классификация).
  • 1 – требования по разновидностям негативных производственных факторов (лимиты различных значений, способы отслеживания параметров, способы защиты).
  • 2 – требования к оборудованию (общие нормы, требования к конкретным видам оборудования, методы контроля над выполнением требования).
  • 3 – требования к производственным процессам.
  • 4 – требования, предъявляемые к защитным средствам.

Рассматриваемые стандарты используются государственными субъектами.

Отраслевые стандарты

Рассмотрим основные особенности отраслевых стандартов:

  • Устанавливаются ведомством в сопутствующей области хозяйственной деятельности.
  • Утверждаются нормы безопасности для конкретной отрасли.
  • Обязательны для использования всеми субъектами отрасли и компаниями, применяющими продукцию рассматриваемой отрасли.

Обозначение отраслевых стандартов включает в себя эти элементы:

  • Индекс «ОСТ».
  • Цифровой код, обозначающий ведомство, занимающееся утверждением.
  • Регистрационный номер.
  • Год, в котором принят стандарт.

К примеру, ОСТ 68 12.0.05-87 «ССБТ. Порядок ознакомления с правилами безопасности труда», утвержденный Приказом Роскартографии №136-пр от 6 сентября 2002 года.

Стандарты предприятий и компаний

Стандарты предприятий и организаций отличаются этими особенностями:

  • Устанавливаются специалистами по охране труда, работающими в конкретной организации или на предприятии.
  • Утверждаются нормы безопасности с учетом особенностей деятельности конкретного предприятия: нюансы организации труда, изготавливаемая продукция, условия труда.
  • Разработанные стандарты являются обязательными для всего штата предприятия или компании.

Это локальные стандарты, которые не распространяются на всю отрасль, на другие производства.

Особенности разработки стандартов предприятий

Стандарты предприятия служат для уточнения и конкретизации норм по охране труда. При этом учитываются условия на конкретном предприятии. Создаваемые локальные стандарты не должны дублировать уже существующие нормы, так как в этом нет смысла. Следует уточнять только то, что не уточнено в существующих нормативных актах.

Объектами стандартизации в масштабах предприятия могут считаться эти направления:

  • Организация деятельности по созданию безопасности труда.
  • План работ по БТ.
  • Обучение и инструктаж специалистов, ответственных за БТ.
  • Контроль над БТ, порядок контроля над объектами с увеличенной опасностью.
  • Организация пожарной безопасности.
  • Нормы эксплуатации защитных средств, ухода за ними.

Локальные стандарты для предприятий не могут устанавливаться для этих направлений:

  • Виды опасных и вредных факторов производства.
  • Нормы безопасности относительно оборудования.
  • Нормы безопасности относительно технологических процессов.

Все перечисленные направления стандартизуются государственными и отраслевыми стандартами.

При формировании собственных стандартов за основу можно взять уже существующие нормативы (государственные, отраслевые). Однако изменение не может производиться в сторону снижения безопасности труда. Она может только ужесточаться. Разработка выполняется в соответствии с этими этапами:

  1. Установление соответствия норм типового стандарта условиям на конкретном производстве. В частности, можно уточнить сроки исполнения ряда мероприятий, ответственных исполнителей.
  2. Проект стандартов демонстрируется на техническом совещании, на котором принимается решение по одобрению акта.
  3. Проект системы стандартов согласуют с профсоюзом, а затем утверждается руководителем субъекта.

Новые стандарты считаются внедренными в том случае, когда они используются в соответствии с областью распространения. Все принятые требования должны выполняться. Если они не выполняются, стандарт не считается внедренным.

Соблюдение принятых стандартов должно контролироваться. Надзорные мероприятия – это ответственность территориальных органов Госстандарта и технической инспекции профсоюзов. Контроль может осуществляться и другими государственными и негосударственными органами.

К СВЕДЕНИЮ! Система стандартов начала действовать с 1972 года. Она постоянно ужесточается, так как изменяются представления об уровне безопасности труда.

assistentus.ru

Изменение N 1 ГОСТ 12.0.230-2007 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Системы управления охраной труда. Общие требования, ГОСТ от 10 июля 2007 года №12.0.230-2007, Изменение от 31 октября 2013 года №1

     ИЗМЕНЕНИЕ N 1*
ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования»

_______________

* Государство-разработчик — Россия. Приказом Росстандарта от 31.10.2013 N 1334-ст введен в действие на территории РФ с 01.03.2014 (ИУС N 3, 2014 год). — Примечание изготовителя базы данных.



МКС 13.100


Принято Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 43 от 07.06.2013)

Зарегистрировано Бюро по стандартам МГС N 7777

За принятие изменения проголосовали национальные органы по стандартизации следующих государств: AZ, GE, KZ, KG, MD, RU, TJ, ТМ, UZ [коды альфа-2 по МК (ИСО 3166) 004]

Дату введения в действие настоящего изменения устанавливают указанные национальные органы по стандартизации*
_______________
* Дата введения в действие на территории Российской Федерации — 2014-03-01.

По всему тексту стандарта буквенную нумерацию перечислений на английском языке заменить на нумерацию на русском языке (в порядке следования алфавита).

Предисловие. Пункт 5. Заменить ссылку: ГОСТ ИСО 12.0.230-2007 на ГОСТ 12.0.230-2007.


Введение. Второй-четвертый абзацы изложить в новой редакции:

«Требования к системам управления охраной труда разработаны Международной организацией труда (МОТ) на основе широкомасштабного подхода в соответствии с общепризнанными международными принципами, которые определены входящими в МОТ представителями трех сторон социально-трудовых отношений. Этот трехсторонний подход обеспечивает силу, гибкость и надлежащую основу для развития стабильной культуры безопасности труда в организации. Эти добровольно принимаемые к исполнению требования к системам управления охраной труда отражают ценности и средства МОТ, связанные с обеспечением безопасности и охраны здоровья работников.

Практические рекомендации, содержащиеся в настоящем стандарте, предназначены для использования всеми, на кого возложены обязанности и ответственность за управление охраной труда. Они не являются обязательными и не направлены на замену национального законодательства, действующих правил или утвержденных стандартов. Результат их применения не обязательно должен подвергаться сертификации.

Примечание — Сертификация системы управления охраной труда является целесообразной и желательной, но не обязательной процедурой при применении требований настоящего стандарта.


На работодателя возлагается непосредственная ответственность и обязанности по организации работ по охране труда. Применение системы управления охраной труда способствует выполнению этих обязанностей. Поэтому настоящий стандарт является практическим инструментом содействия организациям и компетентным учреждениям в осуществлении непрерывного совершенствования деятельности по охране труда».


Раздел 1 изложить в новой редакции:

«1 Область применения

Применение настоящего стандарта направлено на содействие защите работников от опасных и вредных производственных факторов и исключению связанных с их работой травм, ухудшений здоровья, болезней, смертей, а также инцидентов (опасных происшествий).

На национальном уровне стандарт должен служить:

а) для установления национальных основ применения систем управления охраной труда, подкрепленных национальными законами и иными нормативными правовыми актами;

б) руководящими указаниями по применению добровольных мероприятий по охране труда в организациях, направленных на соблюдение норм и правил, ведущих к непрерывному совершенствованию деятельности в области охраны труда;

в) руководящими указаниями для разработки общенациональных и специальных стандартов и иных нормативных и методических документов по системам управления охраной труда для качественного обеспечения практических потребностей организаций в соответствии с их размером и характером деятельности.

На уровне организации стандарт предназначен:

а) служить руководящими указаниями по объединению элементов системы управления охраной труда в организации в качестве составной части общей политики и системы управления;

б) способствовать активизации всех членов организации, в том числе работодателей, собственников, управленческого персонала, работников и их представителей с целью применения современных принципов и методов управления охраной труда, направленных на непрерывное совершенствование деятельности по охране труда.

Примечание — Под членами организации понимают всех непосредственно связанных с деятельностью организации физических лиц, а не только работников».


Раздел 2. Первый абзац изложить в новой редакции:

«В настоящем стандарте применяемые ниже термины имеют следующие значения с соответствующими определениями:».

Пункты 2.2, 2.4, 2.5, 2.8, 2.9, 2.11, 2.12, 2.14, 2.16, 2.20, 2.23, 2.24 изложить в новой редакции:

«2.2 комитет (комиссия) по охране труда (safety and health committee): Комитет или комиссия, в состав которых входят представители работников по охране труда и представители работодателя, созданные и функционирующие на уровне организации согласно национальным законам, правилам и практике.

2.4 компетентное учреждение (competent institution): Государственный орган или другая организация, обладающая полномочиями по определению национальной политики, разработке национальных основ применения систем управления охраной труда в организациях и формулированию соответствующих нормативных документов.

2.5 наблюдение за производственной средой (surveillance of the working environment): Общий термин, включающий идентификацию и оценку таких факторов окружающей производственной среды, которые могут воздействовать на здоровье работников. Он охватывает оценки санитарно-гигиенических условий труда, факторов организации труда, которые могут представлять риск для здоровья работников, средства коллективной и индивидуальной защиты, воздействие на работников опасных и вредных веществ и системы защиты от них, разработанные для их устранения и снижения. С позиций обеспечения здоровья работников, наблюдение за производственной средой может быть посвящено (но не ограничиваться только ими) проблемам эргономики, профилактике несчастных случаев и заболеваний, гигиене труда на рабочем месте, организации труда и социально-психологическим факторам на работе.

2.8 опасность (hazard): Производственный фактор, способный причинить травму или нанести иной вред здоровью человека.

2.9 организация (organization): Компания, фирма, проект, предприятие, учреждение, завод, фабрика, объединение, орган власти, общественный институт или ассоциация и т.п. либо их части, входящие или не входящие в их состав, различных форм собственности, которые имеют собственные функции и управление. В организациях, имеющих более одного структурного подразделения, каждое отдельно взятое структурное подразделение может рассматриваться как организация.

2.11 оценка риска (risk assessment): Процесс оценивания рисков, вызванных воздействием опасностей на работе, для определения их влияния на безопасность и сохранение здоровья работников.

2.12 подрядчик (contractor): Физическое лицо или организация, предоставляющее услуги работодателю на территории работодателя в соответствии с согласованными техническими требованиями, сроками и условиями.

2.14 представители работников по охране труда (workers’ safety and health representatives): Представители работников, избранные или назначенные в соответствии с национальными законами или практикой для представления интересов работников по охране труда на месте их работы.

2.16 место проведения работ (worksite): Физическая зона, находящаяся под контролем работодателя, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть для выполнения трудовых обязанностей.

2.20 реагирующий мониторинг (reactive monitoring): Проверка того, что допущенные недостатки в мероприятиях по предотвращению и защите от воздействия опасностей и рисков, а также в функционировании системы управления охраной труда, о чем свидетельствуют случившиеся травмы, ухудшения здоровья, болезни и инциденты, идентифицированы и устранены.

2.23 текущий контроль (active monitoring): Текущая деятельность по проверке того, что меры по предупреждению и регулированию опасностей и рисков, а также мероприятия системы управления охраной труда соответствуют установленным критериям.

2.24 связанные с работой травмы, ухудшения здоровья и болезни (workrelated injuries, ill health and diseases): Результаты отрицательного воздействия на здоровье работника химических, биологических, физических факторов производственной среды, факторов трудового процесса и организации труда, социально-психологических и иных факторов на работе.

Примечание — Устойчивое словосочетание и важнейшее международное понятие отрицательного воздействия неблагоприятных условий работы, продвигаемое МОТ, включающее в себя перечень всех возможных негативных последствий неблагоприятных условий труда, а не только учетные производственные травмы (несчастные случаи на производстве) и профессиональные болезни».


Пункт 3. Наименование изложить в новой редакции:

«3 Национальные основы систем управления охраной труда».


Подпункты 3.1.1, 3.1.3, 3.1.4, 3.2.2, 3.3.1 изложить в новой редакции:

«3.1.1 В установленном порядке следует определить компетентное учреждение или несколько учреждений для формулирования, применения и периодического пересмотра согласованной национальной политики по созданию и содействию развития систем управления охраной труда в организациях. Согласованную национальную политику по управлению охраной труда в установленном порядке определяют, реализовывают и периодически пересматривают путем обсуждения с наиболее представительными организациями работодателей и работников и, при необходимости, с другими органами власти или общественными объединениями.

3.1.3 С целью обеспечения согласованности национальной политики по охране труда и мероприятий по ее применению компетентное учреждение должно устанавливать национальные основы систем управления охраной труда для:

а) определения и установления соответствующих функций и обязанностей различных учреждений, призванных осуществлять национальную политику и выполнять соответствующие мероприятия для обеспечения необходимой координации между ними;

б) публикации и периодического пересмотра национального стандарта по добровольному применению и функционированию систем управления охраной труда в организациях;

в) установления в установленном порядке критериев для назначения учреждений, ответственных за разработку, внедрение и применение специальных стандартов по системам управления охраной труда в организациях, и определения их соответствующих обязанностей;

г) обеспечения доступности национальных и специальных стандартов, а также иных руководящих указаний работодателям, работникам и их представителям для использования ими преимуществ национальной политики.

3.1.4 Компетентное учреждение должно проводить мероприятия и обеспечивать инспекции труда, службы охраны труда и другие общественные или частные службы, агентства или учреждения, связанные с охраной труда, включая организации здравоохранения, специализированными руководящими указаниями для содействия и помощи организациям в осуществлении СУОТ.

Примечание — Под службами охраны труда в настоящем стандарте в соответствии с международной практикой понимают внешние для работодателя организации, профессионально оказывающие услуги по охране труда.


3.2.2 Руководство МОТ-СУОТ 2001, настоящий стандарт, национальный стандарт и специальные стандарты по системам управления охраной труда должны быть увязаны между собой, предоставляя достаточную гибкость для непосредственного или адаптированного применения на уровне организации.

3.3.1 Специальные стандарты, отражая общие цели настоящего стандарта, должны включать базисные элементы национального стандарта и отражать специфические условия и нужды организаций или групп организаций, учитывая:

а) их размер (крупный, средний и малый) и инфраструктуру; и

б) типы опасностей и значимость рисков».


Раздел 4. Первый абзац изложить в новой редакции:

«Обеспечение охраны труда, включая соответствие требованиям охраны труда, установленным национальными законами и правилами, входит в обязательства и обязанности работодателя. Работодатель должен продемонстрировать свои безусловное руководство и приверженность деятельности по охране труда в организации и организовать создание системы управления охраной труда. Основные элементы системы управления охраной труда — политика, организация, планирование и осуществление, оценка и действия по совершенствованию — представлены на рисунке 2».


Подпункты 4.1.1, 4.1.2, 4.3.1-4.3.3 изложить в новой редакции:

«4.1.1 Работодатель, консультируясь с работниками и их представителями, должен изложить в письменном виде политику по охране труда, которая должна:

а) отвечать специфике организации и соответствовать ее размеру и характеру деятельности;

б) быть краткой, четко изложенной, иметь дату и вводиться в действие подписью либо работодателя или по его доверенности, либо самого старшего по должности ответственного лица в организации;

в) распространяться и быть легкодоступной для всех лиц на их месте работы;

г) анализироваться для постоянной пригодности;

д) быть доступной в соответствующем порядке относящимся к делу внешним заинтересованным сторонам.

4.1.2 Политика в области охраны труда должна включать, как минимум, следующие ключевые принципы и цели, выполнение которых организация принимает на себя:

а) обеспечение безопасности и охрану здоровья всех работников организации путем предупреждения связанных с работой травм, ухудшений здоровья, болезней и инцидентов;

б) соблюдение соответствующих национальных законов и иных нормативных правовых актов, программ по охране труда, коллективных соглашений по охране труда и других требований, которые организация обязалась выполнять;

в) обязательства по проведению консультаций с работниками и их представителями и привлечению их к активному участию во всех элементах системы управления охраной труда;

г) непрерывное совершенствование функционирования системы управления охраной труда.

4.3.1 Работодатель должен нести всеобъемлющие обязательства и ответственность по обеспечению безопасности и охране здоровья работников и обеспечивать руководство деятельностью по охране труда в организации.

4.3.2 Работодатель и руководители высшего звена должны распределять обязанности, ответственность и полномочия по разработке, осуществлению и результативному функционированию системы управления охраной труда и достижению соответствующих целей по охране труда.

Должны быть установлены структуры и процессы, которые бы:

а) обеспечивали управление охраной труда в виде линейной управленческой функции, известной и признанной на всех уровнях;

б) определяли и доводили до членов организации обязанности, ответственность и полномочия лиц, которые выявляют, оценивают или регулируют опасности и риски охраны труда;

в) осуществляли при необходимости эффективное оперативное руководство, чтобы гарантировать обеспечение безопасности и охрану здоровья работников;

г) способствовали сотрудничеству, передаче и обмену информацией между членами организации, включая работников и их представителей, при осуществлении элементов системы управления охраной труда данной организации;

д) соблюдали принципы построения систем управления охраной труда, содержащиеся в соответствующих национальном стандарте, специальных стандартах или иных руководствах, а также в добровольных программах, осуществление которых организация приняла на себя;

е) устанавливали и осуществляли ясную политику по охране труда и измеримые цели;

ж) устанавливали эффективные мероприятия по идентификации и устранению или ограничению опасностей и рисков и способствовали сохранению здоровья на работе;

и) устанавливали программы профилактики заболеваний и оздоровления;

к) гарантированно обеспечивали эффективные мероприятия по полному участию работников и их представителей в выполнении политики по охране труда;

л) предоставляли необходимые ресурсы для того, чтобы лица, несущие обязанности по охране труда, включая членов комитета (комиссии) по охране труда, могли правильно выполнять свои функции; и

м) гарантированно обеспечивали эффективные мероприятия для полного участия работников и их представителей в комитетах (комиссиях) по охране труда там, где они существуют.

4.3.3 На уровне руководителей высшего звена организации должно быть назначено лицо или лица, наделенные обязанностями, ответственностью и полномочиями по:

а) развитию, применению, периодическому анализу и оценке системы управления охраной труда;

б) периодической отчетности высшему руководству о результативности функционирования системы управления охраной труда;

в) содействию в участии всех членов организации».


Пункт 4.4. Заменить знак сноски: на *;

сноску изложить в новой редакции:

«* Компетентность по охране труда включает образование, опыт работы и подготовку либо их сочетание».

Пункты 4.4.1-4.4.3, 4.5.1, 4.5.3-4.5.5, 4.6.1, 4.7.2, 4.8.1 изложить в новой редакции:

«4.4.1 Требования к необходимой компетентности по охране труда должны быть определены работодателем. При этом следует устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии мероприятия, обеспечивающие наличие у всех лиц необходимой компетентности для выполнения своих служебных обязанностей и обязательств, относящихся к обеспечению безопасности и охране здоровья.

4.4.2 Работодатель должен быть достаточно компетентным (или иметь возможность стать им) в области охраны труда для определения и устранения или регулирования опасностей и рисков, связанных с работой, и применения системы управления охраной труда.

4.4.3 Программы подготовки, осуществляемые в рамках требований, упомянутых в 4.4.1, должны:

а) охватывать всех членов организации в соответствующем порядке;

б) проводиться компетентными лицами;

в) предусматривать эффективную и своевременную первоначальную и повторную подготовку с соответствующей периодичностью;

г) включать оценку слушателями доступности и прочности усвоения материала подготовки;

д) периодически анализироваться. Анализ должен включать анализ подготовки членами комитета (комиссии) по охране труда, там, где они существуют, и программ подготовки, пересматриваемых, по мере необходимости, для гарантированного обеспечения их соответствия и эффективности; и

е) документироваться в установленном порядке и сообразно размеру и характеру деятельности организации.

4.5.1 В зависимости от размера, характера и вида деятельности организации следует устанавливать и совершенствовать документацию системы управления охраной труда, которая может содержать:

а) политику и цели организации по охране труда;

б) распределение ключевых управленческих ролей по охране труда и обязанностей по применению системы управления охраной труда;

в) наиболее значительные опасности/риски, вытекающие из деятельности организации, и мероприятия по их предупреждению и снижению;

г) положения, процедуры, методики, инструкции или другие внутренние документы, используемые в рамках системы управления охраной труда.

4.5.3 Записи данных по охране труда должны устанавливаться, управляться и поддерживаться в рабочем состоянии на местах в соответствии с потребностями организации. Они должны быть идентифицируемыми и отслеживаемыми, а срок их хранения должен быть точно определен.

Примечание — Записи данных — общепринятое в практике системного управления наименование документов, фиксирующих прошедшие события и факты. В охране труда эти данные нужны при расследовании.


4.5.4 Работники должны иметь право доступа к записям данных, относящимся к их производственной среде и здоровью, с учетом требований конфиденциальности.

4.5.5 Записи данных по охране труда могут включать:

а) записи данных, вытекающие из осуществления системы управления охраной труда;

б) записи данных о связанных с работой травмах, ухудшениях здоровья, болезнях и инцидентах;

в) записи данных, вытекающие из национальных законов или правил по охране труда;

г) записи данных о воздействиях вредных производственных факторов на работников и наблюдений за производственной средой и за состоянием здоровья работников; и

д) результаты текущего контроля и реагирующего мониторинга.

4.6.1 Следует устанавливать, обеспечивать применение и своевременно вносить изменения в мероприятия и процедуры для:

а) получения, документирования и реагирования на внешние и внутренние сообщения, связанные с охраной труда;

б) обеспечения внутренней передачи и обмена информацией по охране труда между соответствующими уровнями и функциональными структурами организации;

в) обеспечения получения, гарантированного рассмотрения и подготовки ответов на запросы, идеи и предложения работников и их представителей по охране труда.

4.7.2 Исходный анализ проводят компетентные лица с учетом обсуждения с работниками организации и (или) их представителями. Они должны:

а) определить действующие национальные законы и правила, национальные и специальные стандарты, программы по охране труда и другие требования, соблюдение которых организация принимает на себя;

б) идентифицировать, предвидеть и оценить опасности и риски для безопасности и здоровья, вытекающие из существующей или предполагаемой производственной среды и организации труда;

в) определить адекватность планируемых или действующих мер защиты для устранения опасностей или ограничения рисков;

г) проанализировать результаты наблюдений за состоянием здоровья работников.

4.8.1 Целью планирования должно быть создание системы управления охраной труда, поддерживающей:

а) как минимум, соответствие с национальными законами и правилами;

б) основные элементы системы управления охраной труда в организации;

в) непрерывное совершенствование деятельности по охране труда».


Пункт 4.9. Наименование изложить в новой редакции:

«4.9 Цели по охране труда».


Подпункт 4.9.1 изложить в новой редакции:

«4.9.1 В соответствии с политикой по охране труда и на основе исходного или последующих анализов следует установить измеримые цели охраны труда, которые должны быть:

а) специфичными для организации, а также приемлемыми и соответствующими ее размеру и характеру деятельности;

б) согласованными с требованиями соответствующих и применимых национальных законов и правил, а также с техническими и коммерческими обязательствами организации, относящимися к охране труда;

в) направленными на непрерывное совершенствование защитных мероприятий охраны труда работников для достижения наилучшей результативности деятельности по охране труда;

г) реалистичными и достижимыми;

д) задокументированными и доведенными до всех соответствующих функциональных структур и уровней организации; и

е) периодически оцениваемыми и, в случае необходимости, обновляемыми».


Подпункт 4.10.1. Наименование изложить в новой редакции:

«4.10.1 Предупредительные и регулирующие меры».


Подпункты 4.10.1.1, 4.10.1.2 изложить в новой редакции:

«4.10.1.1 Опасности и риски для безопасности и здоровья работников должны быть определены и оценены на постоянной основе.

Предупредительные и регулирующие меры должны быть осуществлены в следующем порядке приоритетности:

а) устранение опасности/риска;

б) ограничение опасности/риска в его источнике путем использования технических средств коллективной защиты или организационных мер;

в) минимизация опасности/риска путем проектирования безопасных производственных систем, включающих меры административного ограничения суммарного времени контакта с вредными и опасными производственными факторами;

г) там, где оставшиеся опасности/риски не могут быть ограничены средствами коллективной защиты, работодатель должен бесплатно предоставить работникам соответствующие средства индивидуальной защиты, включая спецодежду, и принять меры по обеспечению их использования и поддержания в рабочем состоянии.

4.10.1.2 Следует установить процедуры или мероприятия по предупреждению и регулированию опасностей и рисков, которые должны:

а) соответствовать опасностям и рискам, наблюдающимся в организации;

б) регулярно анализироваться и, при необходимости, модифицироваться;

в) выполнять требования национальных законов и иных нормативных правовых актов и отражать передовой опыт;

г) учитывать текущее состояние знаний, включая информацию или отчеты организаций, таких как инспекции труда, службы охраны труда и других служб, в соответствии с обстоятельствами».


Подпункт 4.10.3. Наименование изложить в новой редакции:

«4.10.3 Предупреждение аварийных ситуаций, готовность к ним и реагирование».


Подпункты 4.10.3.1, 4.10.3.2, 4.10.4.1, 4.10.5.2 изложить в новой редакции:

«4.10.3.1 Следует установить и поддерживать в рабочем состоянии мероприятия по предупреждению аварийных ситуаций, обеспечению готовности к ним и реагированию. Эти мероприятия должны определять возможный характер и масштаб несчастных случаев и аварийных ситуаций и предусматривать предупреждение связанных с ними рисков в сфере охраны труда. Все мероприятия должны быть разработаны в соответствии с размером и характером деятельности организации.

Они должны:

а) гарантировать, что имеющаяся необходимая информация, внутренние коммуникативное взаимодействие и координация обеспечат защиту всех людей в случае аварийной ситуации в рабочей зоне;

б) предоставлять информацию соответствующим компетентным органам, территориальным структурам окружающего района и службам аварийного реагирования и обеспечивать коммуникативное взаимодействие с ними;

в) предусматривать оказание первой и медицинской помощи, противопожарные мероприятия и эвакуацию всех людей, находящихся в рабочей зоне; и

г) предоставлять соответствующую информацию и возможность подготовки всем членам организации на всех уровнях, включая проведение регулярных тренировок по предупреждению аварийных ситуаций, обеспечению готовности к ним и реагированию.

4.10.3.2 Мероприятия по предупреждению аварийных ситуаций, обеспечению готовности к ним и реагированию должны быть согласованы с внешними аварийными службами и другими органами там, где это необходимо.

4.10.4.1 Следует установить и поддерживать в рабочем состоянии процедуры, гарантированно обеспечивающие порядок, при котором:

а) соответствие с требованиями обеспечения безопасности и охраны здоровья в организации будет идентифицировано, оценено и включено в условия материально-технического снабжения и аренды;

б) требования национальных законов и правил, а также собственные требования организации по охране труда будут идентифицированы до приобретения товаров и услуг; и

в) мероприятия по достижению соответствия с этими требованиями будут выполнены до использования этих товаров и услуг.

4.10.5.2 Мероприятия в отношении подрядчиков, работающих на площадке организации, должны:

а) включать критерии охраны труда в процедуры оценки и выбора подрядчиков;

б) устанавливать эффективную текущую связь и координацию между соответствующими уровнями управления организации и подрядчиком до начала работы. При этом следует обеспечить условия для информирования об опасностях и меры по предупреждению и ограничению их воздействия;

в) включать мероприятия по уведомлению о травмах, ухудшениях здоровья, болезнях и инцидентах с работниками подрядчика при выполнении работ для организации;

г) обеспечивать соответствующие ознакомление с опасностями рабочих мест для обеспечения безопасности и охраны здоровья и подготовку для подрядчиков или их работников перед началом работы или в ходе работы, в зависимости от необходимости;

д) методично отслеживать соблюдение требований охраны труда в деятельности подрядчика на площадке организации; и

е) гарантировать, что требуемые процедуры и мероприятия по охране труда на площадке организации будут выполнены подрядчиком (подрядчиками)».

Пункт 4.11. Наименование изложить в новой редакции:

«4.11 Мониторинг исполнения и оценка результативности».

Подпункты 4.11.2, 4.11.4, 4.11.6, 4.11.7 изложить в новой редакции:

«4.11.2 Выбор показателей деятельности проводят в соответствии с размерами и характером деятельности организации и целями охраны труда.

4.11.4 Мониторинг исполнения (контроль за исполнением) и оценка результативности должны:

а) использоваться как средства для определения степени, с которой политика и цели по охране труда осуществляются, а риски регулируются;

б) включать результаты как текущего контроля, так и реагирующего мониторинга, и не опираться только на статистику связанных с работой травм, ухудшений здоровья, болезней и инцидентов; и

в) фиксироваться документально.

4.11.6 Текущий контроль должен содержать элементы, необходимые для функционирования упреждающей системы профилактических мер и предупредительных мероприятий, и включать:

а) контроль выполнения конкретных планов, установленных критериев результативности исполнения и целей;

б) систематическую проверку производственных систем, помещений, цехов и оборудования;

в) наблюдение за производственной средой, включая организацию труда;

г) наблюдение за состоянием здоровья работников, где это целесообразно, путем соответствующих медицинских осмотров, в том числе периодических, для раннего выявления признаков и симптомов нарушения здоровья с целью определения эффективности профилактических и регулирующих мер;

д) оценку соответствия с применимыми национальными законами и иными нормативными актами, коллективными соглашениями и другими обязательствами по охране труда, принятыми на себя организацией.

4.11.7 Реагирующий мониторинг должен включать определение, уведомление и расследование:

а) связанных с работой травм, ухудшений здоровья (включая мониторинг совокупных данных о временной нетрудоспособности), болезней и инцидентов;

б) других потерь, таких как имущественный ущерб;

в) неудовлетворительных результатов деятельности по выполнению требований безопасности и охраны здоровья и недостатков системы управления охраной труда;

г) программ трудовой реабилитации и восстановления здоровья работников».

Пункт 4.12. Наименование изложить в новой редакции:

«4.12 Расследование связанных с работой травм, ухудшений здоровья, болезней и инцидентов и их воздействие на деятельность по обеспечению безопасности и охраны здоровья».

Подпункты 4.12.1, 4.12.5, 4.13.3, 4.13.4, 4.14.3, 4.14.4, 4.16.1 изложить в новой редакции:

«4.12.1 Расследование возникновения и первопричин связанных с работой травм, ухудшений здоровья, болезней и инцидентов должно выявлять любые недостатки в системе управления охраной труда и быть задокументировано.

4.12.5 Корректирующие действия, вытекающие из подобных расследований, выполняют в целях предотвращения повторения связанных с работой травм, ухудшений здоровья, болезней и инцидентов.

4.13.3 В зависимости от целесообразности проверка включает оценку элементов системы управления охраной труда в организации или ее подсистем.

Проверка должна охватывать:

а) политику в области охраны труда;

б) участие работников и (или) их представителей;

в) обязанности и ответственность;

г) компетентность и подготовку;

д) документацию системы управления охраной труда;

е) передачу и обмен информацией;

ж) планирование, развитие и функционирование системы управления охраной труда;

и) предупредительные и регулирующие меры;

к) управление изменениями;

л) предупреждение аварийных ситуаций, готовность к ним и реагирование;

м) снабжение;

н) подрядные работы;

п) мониторинг исполнения и оценку результативности;

р) расследование связанных с работой травм, ухудшений здоровья, болезней и инцидентов и их воздействие на деятельность по обеспечению безопасности и охране здоровья;

с) анализ функционирования управления охраной труда руководством;

т) предупредительные и корректирующие действия;

у) непрерывное совершенствование;

ф) любые другие цели и объекты в зависимости от необходимости.

4.13.4 В выводах проверки должно быть определено, являются ли функционирующие элементы системы управления охраной труда или их подсистемы:

а) эффективными для реализации политики и целей организации по охране труда;

б) эффективными для содействия полному участию работников;

в) реагирующими на оценку результативности деятельности по охране труда и предыдущих проверок;

г) обеспечивающими соответствие требованиям национальных законов и правил, относящихся к деятельности организации;

д) обеспечивающими непрерывное совершенствование и применение передового опыта по охране труда.

4.14.3 Анализ функционирования системы управления охраной труда руководством должен учитывать:

а) результаты расследования связанных с работой травм, ухудшений здоровья, болезней и инцидентов, наблюдения и измерения результатов деятельности и проверок;

б) дополнительные внутренние и внешние факторы, а также изменения, включая организационные, которые могут влиять на систему управления охраной труда.

4.14.4 Выводы из анализа функционирования системы управления охраной труда руководством должны быть документально зафиксированы и официально доведены до сведения:

а) лиц, ответственных за конкретный(е) элемент(ы) системы управления охраной труда для принятия соответствующих мер;

б) комитета (комиссии) по охране труда, работников и их представителей.

4.16.1 Следует устанавливать и своевременно выполнять мероприятия по непрерывному совершенствованию соответствующих элементов системы управления охраной труда и системы управления охраной труда в целом.

Эти мероприятия должны учитывать:

а) цели организации по охране труда;

б) результаты идентификации и оценки опасных и вредных производственных факторов и рисков;

в) результаты контроля за исполнением и оценки результативности исполнения;

г) расследования связанных с работой травм, ухудшений здоровья, болезней и инцидентов, результаты и рекомендации проверок/аудитов;

д) выходные данные (выводы) анализа управления системы управления охраной труда руководством;

е) предложения по совершенствованию, поступающие от всех членов организации, включая комитеты (комиссии) по охране труда там, где они существуют;

ж) изменения в национальных законах и иных нормативных правовых актах, программах по охране труда, а также коллективных соглашениях;

и) новую информацию в области охраны труда;

к) результаты выполнения программ защиты и поддержки здоровья».

Раздел «Библиография» и сноску изложить в новой редакции:

«Библиография


Со времени своего основания в 1919 г. МОТ разработала и приняла 19 международных Конвенций (и сопровождающих их 19 Рекомендаций), имеющих прямое отношение к охране труда, а также много сводов правил и технических документов по различным аспектам этого вопроса. Они представляют собой внушительный по объему свод определений, принципов, обязательств, обязанностей и прав, а также технические руководства, отражающие согласованные точки зрения входящих в МОТ представителей трех сторон социально-трудовых отношений из 185* стран — членов по большинству направлений охраны труда».
_______________
* По данным на июнь 2012 г.».



Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
официальное издание
ИУС N 3, 2014

docs.cntd.ru

ГОСТ 12.0.002-80 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Термины и определения (с Изменением N 1), ГОСТ от 30 сентября 1980 года №12.0.002-80

ГОСТ 12.0.002-80

Группа Т00

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Occupational safety standards system.
Terms and definitions

ОКСТУ 0012

Дата введения 1982-01-01



ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 30 сентября 1980 г. N 4954

ВЗАМЕН ГОСТ 12.0.002-74

ИЗДАНИЕ (февраль 2002 г.) с Изменением N 1, утвержденным в ноябре 1990 г. (ИУС 2-91)


Настоящий стандарт устанавливает применяемые в науке, технике и производстве термины и определения основных понятий в области безопасности труда.

Термины, устанавливаемые настоящим стандартом, обязательны для применения в документации всех видов, научно-технической, учебной и справочной литературе.

Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин. Применять термины — синонимы стандартизованного термина запрещается.

Для отдельных стандартизованных терминов в стандарте приведены в качестве справочных их краткие формы, которые допускается применять в случаях, исключающих возможность их различного толкования.

В стандарте приведены алфавитные указатели содержащихся терминов на русском языке и их иностранных эквивалентов.

Определения, приведенные в стандарте, можно, при необходимости, изменять по форме изложения, не допуская нарушения границ понятий. Стандарт соответствует СТ СЭВ 1084-78 (см. приложение).

В стандарте в качестве справочных приведены иностранные эквиваленты стандартизованных терминов на немецком (D), английском (Е) и французском (F) языках.

Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, их краткая форма — светлым.

Термин

Определение

1. Уcловия труда

По ГОСТ 19605-74

D.

E. Working conditions

F. Conditions du travail

2. Опасный производственный фактор

Опасный фактор

Производственный фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях приводит к травме, острому отравлению или другому внезапному резкому ухудшению здоровья, или смерти

D. Arbeitsbedingter Unfallfaktor

E. Occupational risk

F. Risque professionnel

3. Вредный производственный
фактор


Вредный фактор

Производственный фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях может привести к заболеванию, снижению работоспособности и(или) отрицательному влиянию на здоровье потомства

D. Pathogener Arbeitsfaktor

E. Harmful factor

F. Facteur industriel nocif

Примечание. В зависимости от количественной характеристики

(уровня, концентрации и др.) и продолжительности воздействия вредный производственный фактор может стать опасным

4. Безопасные условия труда

Безопасность труда

Состояние условий труда, при которых воздействие на работающего опасных и вредных производственных факторов исключено или воздействие вредных производственных факторов не превышает предельно допустимых значений

D. Gefahrenlose

E. Safety working conditions

F. Conditions de du travail

5. Требования безопасности труда

Требования безопасности

Требования, установленные законодательными актами, нормативно-техническими и проектными документами, правилами и инструкциями, выполнение которых обеспечивает безопасные условия труда и регламентирует поведение работающего

D. Forderungen der Arbeitssicherheit

E. Safety code

F. Code de

6. Техника безопасности

Система организационных мероприятий, технических средств и методов, предотвращающих воздействие на работающих опасных производственных факторов

D. Unfallschutz

E. Safety (laws)

F. Mesures de

7. Производственная санитария

Система организационных, санитарно-гигиенических мероприятий, технических средств и методов, предотвращающих или уменьшающих воздействие на работающих вредных производственных факторов до значений, не превышающих допустимые

D. Technische Arbeitshygiene

E. Occupational sanitation

F. du travail

8. Охрана труда

Система законодательных актов, а также предупредительных и регламентирующих социально-экономических, организационных, технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, средств и методов, направленных на обеспечение безопасных условий труда

D. Arbeitsschutz

E. Protection of labour

F. Protection du travail

9. (Исключен, Изм. N 1).

10. Опасная зона

Пространство, в котором возможно воздействие на работающего опасного и (или) вредного производственных факторов

D.

E. Dangerous zone

F. Zone dangereuse

11. Безопасность производственного оборудования

Свойство производственного оборудования соответствовать требованиям безопасности труда при монтаже (демонтаже) и эксплуатации в условиях, установленных нормативно-технической документацией

D. Sicherheit der Arbeitsmittels

E. Safety of the industrial equipment

F. de industriel

12. Безопасность производственного процесса

Свойство производственного процесса соответствовать требованиям безопасности труда при проведении его в условиях, установленных нормативно-технической документацией

D. Sicherheit des Arbeitsverfahrens

E. Safety of the process of production

F. de la fabrication

13. Средство защиты работающего

Средство защиты

Средство, предназначенное для предотвращения или уменьшения воздействия на работающего опасных и (или) вредных производственных факторов

D. Arbeitsschutztechnik

E. Protective equipment

F. Moyen de protection (dans l’industrie)

14. Средство индивидуальной защиты работающего

Средство защиты, надеваемое на тело человека или его части или используемое им

D. Individuelles Schutzmittel

E. Personal protective equipment

F. Moyen de protection individuelle

15. Средство коллективной защиты работающего

Средство защиты, конструктивно и (или) функционально связанное с производственным оборудованием, производственным процессом, производственным помещением (зданием) или производственной площадкой

D. Kollektives Schutzmittel

E. Collective protective equipment

F. Moyen de protection collective

16. Несчастный случай на производстве

Несчастный случай

Случай на производстве, в результате которого произошло воздействие на работающего опасного производственного фактора

D. Arbeitsunfall

E. Occupational accident

F. Accident du travail

Примечание. Порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве устанавливают в соответствии с «Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве», утвержденным постановлением Президиума ВЦСПС от 20.05.66.

16а. Профессиональное заболевание

Хроническое или острое заболевание работающего, являющееся результатом воздействия вредного производственного фактора

D. Berufskrankheit

E. Professional diseases

F. Maladie professionnelle

17. Безопасное расстояние

Наименьшее расстояние между человеком и источником опасного и вредного производственного фактора, при котором человек находится вне опасной зоны

D. Sicherheitsabstand

E. Safe distance

F. Distance de

18-21. (Исключены, Изм. N 1).

22. Знак безопасности

Знак, предназначенный для предупреждения человека о возможной опасности, запрещении или предписании определенных действий, а также для информации о расположении объектов, использование которых связано с исключением или снижением последствий воздействия опасных и (или) вредных производственных факторов

D. Sicherheitszeichen

E. Safety symbol and sign

F. Signaux de

23. Цвет безопасности

Цвет, предназначенный для привлечения внимания человека к отдельным элементам производственного оборудования и (или) строительной конструкции, которые могут являться источниками опасных и (или) вредных производственных факторов, средствам пожаротушения и знаку безопасности

D. Sicherheitsfarben

E. Safety colour

D*. Couleur de

__________________
* Текст документа соответствует оригиналу. Должно быть — «F». — Примечание «КОДЕКС».

24. Предельно допустимое значение вредного производственного фактора

Предельное значение величины вредного производственного фактора, воздействие которого при ежедневной регламентированной продолжительности в течение всего трудового стажа не приводит к снижению работоспособности и заболеванию как в период трудовой деятельности, так и к заболеванию в последующий период жизни, а также не оказывает неблагоприятного влияния на здоровье потомства

D. Maximal des pathogener Arbeitsfactor

E. Asseptable limit of safety factor

F. Niveau limite du facteur



(Измененная редакция, Изм. N 1).

АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ТЕРМИНОВ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Безопасность производственного оборудования

11

Безопасность производственного процесса

12

Безопасность труда

4

Заболевание профессиональное

16а

Знак безопасности

22

Знаки безопасности

22

Значение предельно допустимое вредного производственного фактора

24

Зона опасная

10

Охрана труда

8

Расстояние безопасное

17

Санитария производственная

7

Случай несчастный

16

Случай несчастный на производстве

16

Средство защиты

13

Средство защиты работающего

13

Средство индивидуальной защиты работающего

14

Средство коллективной защиты работающего

15

Техника безопасности

6

Требования безопасности

5

Требования безопасности труда

5

Условия труда

1

Условия труда безопасные

4

Фактор вредный

3

Фактор опасный

2

Фактор производственный вредный

3

Фактор производственный опасный

2

Цвет безопасности

23


(Измененная редакция, Изм. N 1).

АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ТЕРМИНОВ НА НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКЕ

Arbeitsbedingter Unfallfaktor

2

Arbeitsschutz

8

Arbeitsschutztechnik

13

Arbeitsunfall

16


1

Berufskrankheit

16а

Forderungen der Arbeitssicherheit

5


10

Gefahrenlose

4

Individuelles Schutzmittel

14

Kollektives Schutzmittel

15

Maximal des pathogener Arbeitsfactor

24

Pathogener Arbeitsfaktor

3

Sicherheit der Arbeitsmittels

11

Sicherheit des Arbeitsverfahrens

12

Sicherheitsabstand

17

Sicherheitsfarben

23

Sicherheitszeichen

22

Technische Arbeitshygiene

7

Unfallschutz

6


(Измененная редакция, Изм. N 1).

АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ТЕРМИНОВ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ

Asseptable limit of safety factor

24

Collective protective equipment

15

Dangerous zone

10

Harmful factor

3

Occupational accident

16

Occupational risk

2

Occupational sanitation

7

Personal protective equipment

14

Professional diseases

16а

Protection of labour

8

Protective equipment

13

Safe distance

17

Safety code

5

Safety colour

23

Safety (laws)

6

Safety of the industrial equipment

11

Safety of the process of production

12

Safety symbol and sign

22

Safety working conditions

4

Working conditions

1


(Измененная редакция, Изм. N 1).

АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ТЕРМИНОВ НА ФРАНЦУЗСКОМ ЯЗЫКЕ

Accident du travail

16

Code de

5

Conditions du travail

1

Conditions de du travail

4

Couleur de

23

Distance de

17

Facteur industriel nocif

3

du travail

7

Maladie professionnelle

16а

Mesures de

6

Moyen de protection (dans l’industrie)

13

Moyen de protection collective

15

Moyen de protection individuelle

14

Protection du travail

8

Risque proffessionnel

2

de la fabrication

12

de industriel

11

Signaux de

22

Zone dangereuse

10

(Измененная редакция, Изм. N 1).

ПРИЛОЖЕНИЕ (справочное). ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ О СООТВЕТСТВИИ ГОСТ 12.0.002-80 И СТ СЭВ 1084-78

ПРИЛОЖЕНИЕ
Справочное

Термин 2 и определение ГОСТ 12.0.002-80 соответствуют термину 4 и определению СТ СЭВ 1084-78.

Термин 3 и определение соответствуют термину 5 и определению.

Термин 4 и определение соответствуют термину 2 и определению.

Термин 5 и определение соответствуют термину 3 и определению.

Термин 6 и определение соответствуют термину 8 и определению.

Термин 7 и определение соответствуют термину 9 и определению.

Термин 8 и определение соответствуют термину 1 и определению.

Термин 11 и определение соответствуют термину 6 и определению.

Термин 12 и определение соответствуют термину 7 и определению.

Термин 13 и определение соответствуют термину 10 и определению.

В СТ СЭВ 1084-78 краткие формы терминов отсутствуют.

Эквиваленты терминов на болгарском, венгерском, немецком, польском и чешском языках приведены в информационном приложении СТ СЭВ 1084-78.

Текст документа сверен по:
официальное издание
Система стандартов безопасности труда.
Сб. ГОСТов. — М.: ИПК Издательство стандартов, 2002

docs.cntd.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *