Как определить начало и конец обмоток трехфазного электродвигателя
В данной статье мы постарались максимально подробно объяснить, как правильно определить необходимые выводы обмотки асинхронного трехфазного электродвигателя, в частности АИР, для дальнейшего правильного его подключения.
Определение пар выводов с помощью тестера
Пара выводов – это конец и начало одной обмотки трехфазного электродвигателя. Для определения пары начало/конец одной обмотки используют тестер, установленный на предел измерения сопротивления:
- Первый щуп тестера подсоединяют к одному из выводов
- Вторым поочередно касаются остальных проводов.
- Если на какой-то паре покажется целостность цепи – это и будет одна из фазных обмоток
- Аналогично выделяются все обмотки
- Каждую из обмоток помечают
Определение начала и конца одной обмотки
При подаче напряжения на любую из обмоток статора, оно индуцируется в оставшиеся 2 обмотки.
Используя эту особенность, тестер и сеть низкого напряжения, можно определить начала и концы обмоток:
- Произвольно соединяются 2 вывода разных обмоток
- На оставшиеся концы обмоток подается низкое напряжение и проверяется напряжение на соединенных обмотках: (напряжение есть – значит соединенные провода – начало одной и конец другой обмотки. Напряжения нет – значит соединены 2 конца, либо 2 начала)
- Концы без напряжения условно помечаются как начала
- Повторяется опыт и соединяется уже найденное начало одной из обмоток с любым выводом на которое подавалось напряжение ранее. Теперь напряжение подается на оставшуюся обмотку.
- Поочередно, подобным образом, проверяются все обмотки.
Найдя начала и концы обмоток, можно приступать к подключению асинхронного электродвигателя по схемам «звезда» либо «треугольник».
Как видно из таблиц обмоточных данных электродвигателей серии АИР, большинство электродвигателей АИР предполагают подключение к сети 220/380 В.
Соединив концы обмоток по схеме “треугольник” двигатель будет работать от питания 220 В, а по схеме “звезда” – от 380 В.Маркировка концов обмотки
Как правило, выводы обмоток асинхронных электродвигателей АИР маркированы попарно и имеют такие обозначения:
Фаза 1: С1 (начало) С4 (конец)
Фаза 2: С2 (начало) С5 (конец)
Фаза 3: С3 (начало) С6 (конец)
Первоочередно определяют и выделяют каждую из пар обмоток электродвигателя. Но порой, для правильного подключения, необходимо определить концы и начала обмоток самостоятельно.
Для более подробного просмотра электрических параметров – переходите к интересующей Вас модели электродвигателя АИР.
Контакты менеджера
Менеджер Артем
+38 (099) 40-20-100
+38 (098) 40-20-100
г. Харьков, ул. Родниковая 74
Полезное:
Мы вам рекомендуем:
>
Асинхронный трёхфазный двигатель
Рис. |
Содержание: 1. Применение трёхфазных двигателей в стиральных машинах |
1. Применение трёхфазных двигателей в стиральных машинах
Асинхронный трёхфазный электродвигатель был изобретён в 1889 году русским электротехником Доливо-Добровольским. Трёхфазные двигатели получили широкое применение в различной промышленной технике, в том числе и в промышленных стиральных машинах. С развитием современных технологий и электронных систем управления, подобные двигатели стали распространены и в бытовой технике. В бытовых стиральных машинах трёхфазные двигатели стали применяться примерно с 2005 года. Сегодня можно встретить такие двигатели только в некоторых моделях стиральных машин торговых марок: AEG, Electrolux, Ariston, Indesit, Whirpoll, Candy, Bosch, Siemens, Miele, Haier. Трёхфазные двигатели из-за низкого уровня шума, очень часто применяются в так называемых бесшумных стиральных машинах.
2. Общие сведения о трёхфазном токе и трёхфазном двигателе
Как известно из курса электротехники, в промышленности трёхфазный ток создаётся трёхфазным генератором, который имеет три обмотки сдвинутые относительно своей геометрической оси на угол 120°, поэтому на выходе каждой из обмоток генератора образуются переменные токи, фазы которых соответственно сдвинуты друг относительно друга также на 120°. График трёхфазного тока представлен на (Рис.2). Конструкция и принцип работы трёхфазного и однофазного асинхронных двигателей почти одинаковы. Разница лишь в обмотках статора. Трехфазные электродвигатели имеют на статоре трёхфазную обмотку, каждая секция обмоток которых сдвинута на 120°. Ротор (подвижная часть) трёхфазного двигателя имеет такую же конструкцию, что и однофазные асинхронные двигатели, т.е. состоит из короткозамкнутой обмотки в виде «беличьего колеса». Статор (неподвижная часть) состоит из сердечника в пазы которого уложены секции обмоток и подключены к контактной колодке двигателя. В отличие от однофазного асинхронного конденсаторного двигателя, трёхфазный двигатель подключённый к трёхфазной сети, не нуждается в пусковом конденсаторе, поскольку сдвиг фаз токов необходимый для образования пускового момента и вращающегося кругового магнитного поля обусловлен самой системой питания. Трёхфазные асинхронные двигатели могут работать так же от однофазной сети, но с потерей мощности примерно на 50% и естественно уже с применением пусковой схемы построенной на конденсаторах. |
Рис.2 График трёхфазного тока |
|
Существуют две классические схемы подключения трёхфазных двигателей — это соединение обмоток статора по схеме «звезда» и «треугольник» (Рис. 3) В стиральных машинах применяются трёхфазные асинхронные двигатели обмотки статора которых соединены по схеме «треугольник», т.е.конец первой обмотки соединен с началом второй, конец второй с началом третьей, а конец третьей с началом первой, образуя замкнутый контур. При таком соединении в замкнутый контур нет никакой опасности, так как благодаря сдвигу по фазе между электродвижущими силами на 120° их геометрическая сумма равна нулю и, следовательно тока в контуре быть не может. Все обмотки в трёхфазном двигателе имеют одинаковое электрическое сопротивление, что обеспечивает равномерную нагрузку на каждую фазу. |
Если не вдаваться в подробности основ теории электротехники, отметим главное — электродвигатели с обмотками, соединёнными звездой работают намного мягче, чем электродвигатели с соединением обмоток в треугольник, но нельзя не отметить, что при соединении обмоток звездой двигатель не способен выдать максимальную мощность. Если соединить обмотки треугольником, двигатель выдаст полную паспортную мощность (приблизительно в 1,5 раза выше, чем при соединении звездой), но значения пусковых токов будут высокими.
3. Система управления трёхфазным двигателем (инвертор)
Выше, мы провели очень краткий обобщающий обзор по трёхфазному току и трёхфазному асинхронному двигателю. На самом деле, в электротехнике этот материал занимает очень большой раздел, с описанием всех физических процессов трёхфазной системы.
Как же работает асинхронный трёхфазный двигатель в бытовой стиральной машине, которая подключена к однофазной сети с переменным напряжением 220 вольт?
Для того, чтобы трёхфазный двигатель максимально эффективно работал в однофазной сети, применяют относительно сложный электронный преобразователь, который называют — инвертор. Структурная схема инвертора представлена ниже на (Рис.4).
Рис.4 Структурная схема инверторного преобразователя
Данный преобразователь имеет ярко выраженное звено постоянного тока. Переменное напряжение сети преобразуется при помощи диодного моста в постоянное, сглаживается индуктивностью (L) и ёмкостью (C), термистор (NTC) служит для защиты схемы от токовых перегрузок.
Индуктивность и ёмкость в выпрямителе служат также фильтром, который защищает сеть от пульсаций при коммутации двигателя.От переменной сети так же работает импульсный блок питания, который формирует пониженное постоянное напряжение различных значений для питания системы управления. С выхода выпрямителя постоянное напряжение поступает на силовую часть инвертора построенную на IGBT ( Insulated Gate Bipolar Transistor — биполярный транзистор с изолированным затвором ). На структурной схеме IGBT позиционированы как Q1, Q2, Q3, Q4, Q5, Q6. В корпус данных транзисторов интегрирован диод включённый между цепью эмиттера и коллектора, который защищает транзистор от излишних токовых перегрузок возникающих при коммутации обмоток электродвигателя.
В инверторе осуществляется преобрaзовaние постоянного нaпряжения в трехфaзное (или однофaзное) импульсное нaпряжение изменяемой aмплитуды и чaстоты. По сигнaлaм системы упрaвления, кaждaя обмоткa электрического двигaтеля подсоединяется через соответствующие силовые трaнзисторы инверторa к положительному и отрицaтельному полюсaм звенa постоянного токa.
Сигнал на драйверы приходит с цифрового сигнального процессора ( DSP-Digital signal processor ) системы управления. Такие процессоры специально разработаны для управления двигателями. Длительность подключения кaждой обмотки в пределaх периодa следовaния импульсов модулируется по синусоидaльному зaкону. Чем выше частота преключения транзисторов, тем выше скорость вращения ротора трёхфазного двигателя, поэтому этот метод управления двигателя называют частотным.
Реверсивное вращение двигателя осуществляется за счёт изменения порядка включения транзисторов инвертора.
Алгоритм системы управления двигателем заложен в цифровом сигнальном процессоре.
Тахогенератор (Т) (Рис.4) расположенный на валу двигателя является звеном обратной связи между двигателем и блоком управления, благодаря чему, поддерживается необходимая стабильная скорость вращения двигателя на различных этапах работы стиральной машины. По сигналу с тахогенератора определятся дисбаланс барабана на стадии отжима, а в некоторых моделях стиральных машин происходит даже примерное взвешивание белья, за счёт сравнения характера сигналов тахогенератора при пустом и заполненным бельём барабане.
Подобные критерии сигналов тахогенератора, записаны в программе процессора системы управления двигателем или в микросхеме памяти блока управления.
В качестве дополнения, ко всему описанному в этом пункте, представим внешний вид и расположение некоторых компонентов инверторных блоков управления для стиральных машин.
Существует три основных вида:
1.Единый блок управления (инвертор и управление остальными элементами стиральной машины совмещены в общий модуль) (Фото 1)
2.Отдельный блок для управления 3-х фазным двигателем (Фото 2)
3.Блок управления (инвертор) расположен на самом двигателе
Фото 1. Единый блок управления стиральной машины Ariston |
Фото 2. Отдельный блок для управления 3-х фазным двигателем |
4.Диагностика трёхфазных асинхронных двигателей.
Рис.6 Схема соединения частей трёхфазного двигателя с контактной колодкой |
Сразу хочется отметить, что трёхфазные асинхронные двигатели стиральных машин довольно надёжные. В практике ремонта стиральных машин, известно крайне мало случаев выхода из строя подобных двигателей. Большая часть неисправностей связанная с некорректной работой двигателей, заключается в неисправности самой системы управления. При неисправности системы управления, двигатель может вращаться рывками или наблюдается нестабильная частота вращения ротора, а иногда он вовсе не вращается. Блок управления трёхфазным двигателем может быть выполнен в виде отдельного модуля или совмещён с общим модулем управления стиральной машины. |
На (рис.4) приведена лишь структурная схема инверторного преобразователя, на самом деле принципиальная схема инвертора намного сложнее и содержит в себе микропроцессорную систему, операционные усилители, оптические развязки и т.п.
Невозможно полноценно проверить работоспособность или напрямую включить трёхфазной двигатель стиральной машины без подключения к электронной схеме.
При помощи мультиметра представляется возможным проверить лишь целостность цепи обмоток статора двигателя, пробой обмоток на корпус, электрическое сопротивление катушки тахогенератора и тепловое защитное устройство.
5. Преимущество и недостатки трёхфазных двигателей в стиральных машинах
К преимуществу трёхфазных двигателей перед коллекторными и однофазными асинхронными двигателями можно отнести низкий уровень шума и высокий КПД двигателя, а также простоту конструкции и большой эксплуатационный ресурс. Благодаря импульсно-частотной электронной схеме управления достигается широкий диапазон и точность регулирования частоты вращения ротора двигателя. При сравнительно небольших габаритах обладает большой мощностью.
К недостаткам стоит отнести лишь сложную электронную систему управления двигателем.
Как проверить трехфазный двигатель на короткое замыкание или проблемы
спросил
Изменено 1 год, 10 месяцев назад
Просмотрено 4к раз
\$\начало группы\$
Как я могу проверить с помощью аналогового мультиметра, если этот трехфазный двигатель закорочен? Он с трудом запускается (немного поворачивается, затем гудит), если подключена нагрузка, но если вы снимите нагрузку (сняв ремень со шкива), он начнет вращаться. Мой мультиметр имеет X10k, x1K, X100, X10 и X1.
\$\конечная группа\$
1
\$\начало группы\$
Прежде всего убедитесь, что трехфазное напряжение питания, подаваемое на двигатель, имеет надлежащее напряжение и сбалансировано.
Проверьте сопротивление U1 на V1, V1 на W1 и W1 на U1. Сопротивления должны быть очень близки к равным. Сделайте то же самое для U2, V2 и W2. Вы не должны найти преемственность между группами (U1, V1 и W1) и (U2, V2 и W2).
\$\конечная группа\$
4
\$\начало группы\$
Обычным мультиметром можно проверить только обрыв обмотки.
Для проверки на короткое замыкание вам понадобится тестер изоляции (высоковольтный омметр).
\$\конечная группа\$
6
\$\начало группы\$
Короткое замыкание в двигателе бывает двух типов. Одна называется короткой. Это происходит, когда изоляция между обмоткой и металлическим каркасом двигателя разрывается и оголенный провод обмотки/провода соприкасается с металлическим каркасом. поскольку металлический каркас остается заземленным, протекает сильный ток и отключает автоматический выключатель. Это легко проверить мультиметром в омическом диапазоне, прикоснувшись одним щупом мультиметра к неокрашенному металлическому каркасу, а другим щупом к клеммам обмотки двигателя. В случае короткого замыкания сопротивление будет очень низким. В нормальных условиях это сопротивление изоляции составляет порядка нескольких мегаом.
иногда происходит короткое замыкание между обмотками или между витками катушки обмотки. Это происходит из-за оплавления изоляции обмоточных проводов из-за перегрева двигателя. В случае короткого замыкания между обмотками будет протекать большой ток, и автоматический выключатель сработает. однако, если несколько витков одной обмотки будут закорочены, сопротивление этой обмотки станет ниже ее фактического значения, и двигатель не сможет выдержать нагрузку.
Гудящий звук появляется в двигателе, когда воздушный зазор между статором и ротором неравномерен, и поэтому двигатель не может быстро набрать скорость. В вашем случае двигатель издает гудящий звук при надевании ремня на шкив, это также может быть связано с тем, что ремень слишком натянут.
Гудящая неисправность также возникает из-за незамены изношенных подшипников двигателя в течение длительного периода.
\$\конечная группа\$
Зарегистрируйтесь или войдите в систему
Зарегистрируйтесь с помощью Google
Зарегистрироваться через Facebook
Зарегистрируйтесь, используя электронную почту и пароль
Опубликовать как гость
Электронная почта
Требуется, но никогда не отображается
Опубликовать как гость
Электронная почта
Требуется, но не отображается
Нажимая «Опубликовать свой ответ», вы соглашаетесь с нашими условиями обслуживания, политикой конфиденциальности и политикой использования файлов cookie
.Проверка вращения трехфазных двигателей
Итак, вы только что потратили три часа на демонтаж и замену двигателя, который приводит в действие подачу к роботизированному сварочному аппарату. Вы подключили провода точно так же, как они были до того, как вы их отсоединили. Вы правильно закрыли флюгер двигателя и правильно подключили муфту двигателя к нагрузке.
Затем вы сняли замок с разъединителя, закрыли его и сказали оператору, чтобы он продолжал и запускал машину. К сожалению, двигатель повернулся назад и перегнул блок металлических листов в подающий ролик, проблема, на устранение которой уйдет «всего» еще час.
Какой шаг вы пропустили и как его нужно было выполнить? Недостающим шагом было тестирование вращения двигателя. Через мгновение мы ответим на вторую половину этого вопроса.
Фото: stalkerstudent/iStock/ThinkstockЕсли подключить двигатель к нагрузке без предварительной проверки направления вращения, можно повредить нагрузку. Тип повреждения, конечно, зависит от типа нагрузки. Но даже если реверсирование не приведет к повреждению нагрузки, оно может вызвать путаницу. Например, указатель направления оператора будет обратным. Или рассмотрим случай крыльчатки с приводом от двигателя в смесителе; скорее всего никаких повреждений, но если крыльчатка по своей конструкции направленная, вы получите неадекватное перемешивание и много испорченных замесов.
Независимо от приложения рекомендуется всегда проверять вращение. Если 3-фазный двигатель вращается в неправильном направлении, вы можете поменять местами любые два провода, чтобы изменить направление в нужном направлении.
Один из способов проверить направление вращения двигателя — это предположить, как подключить провода, затем запустить двигатель и отметить направление его вращения. Если вы ошибаетесь, вы отсоединяете два провода и меняете местами провода. Чтобы убедиться, снова запустите двигатель. Если он вращается в правильном направлении, вы можете соединить его с нагрузкой.
Этот подход отнимает много времени, особенно если вы должны проводить это тестирование с неустановленным или не установленным двигателем и, следовательно, должны удлинить эти провода питания. Например, если вы работаете с двигателем C-Face, муфта и монтаж обычно представляют собой одно и то же. Во многих герметичных двигателях работает аналогичная динамика.
Лучшим способом является использование измерителя чередования фаз. Предположим, используемый вами счетчик предназначен для трехфазных двигателей, и вы устанавливаете трехфазный двигатель. Ваш счетчик имеет шесть выводов, три со стороны нагрузки (или двигателя) и три со стороны питания (или линии).
Есть два шага. Сначала определите, какие выводы на двигателе относятся к фазам A, B и C; затем определите, какие выводы на источнике питания соответствуют. Вам не нужно подключать двигатель к источнику питания во время этого процесса.
Этот измеритель позволяет проворачивать вал двигателя вручную и наблюдать за индикацией на счетчике правильности соединений двигателя. Предположим, что вал должен вращаться против часовой стрелки во время нормальной работы. Вы подключаете три провода нагрузки (или двигателя) к клеммам двигателя, затем вращаете вал против часовой стрелки. Если глюкометр говорит вам, что соединение неправильное, вы меняете местами любые два провода и пробуете еще раз. Как только измеритель покажет, что вы все сделали правильно, вы пометите выводы двигателя, чтобы они соответствовали выводам A, B и C тестера.
Но вы еще не закончили. Осталось правильно пометить поставку, чтобы можно было сопоставить две. Теперь вы будете использовать другую сторону счетчика. Отключите питание (отключите питание) перед подключением счетчика к проводам питания (т. е. разомкните разъединитель). После того, как вы выполнили соединения, включите источник питания и посмотрите, что покажет счетчик. Если измеритель показывает, что соединение неправильное, снова отключите питание и поменяйте местами любые два провода. Как только прибор покажет, что соединения выполнены правильно, снова отключите питание и подключите выводы двигателя A, B и C к соответствующим проводам питания A, B и C.