Закрыть

Как проверить электромагнитное реле мультиметром: Как проверить реле мультиметром на работоспособность, тестер для реле регуляторов

Содержание

Как проверить реле в вашем автомобиле

Если ни на одном из силовых контактов нет напряжения, значит, линия питания неисправна и реле тоже. Причины неисправности линии электропередачи могут быть различными, но в первую очередь стоит проверить предохранитель. Если на одном из силовых контактов реле есть напряжение, то при включении реле (реле щелкает, на управляющих контактах есть напряжение) на другом силовом контакте также должно быть напряжение.

Содержание

Как проверить реле в автомобиле?

Для многих автовладельцев реле является очень запутанной вещью. Его неисправность может определять выход из строя различных устройств, поэтому необходимо знать, как проверить работу реле.

Чтобы понять, как это работает, стоит прочитать очень подробную статью Как работают реле в автомобилях. Вкратце: в корпусе реле находится небольшой электромагнит. Подача напряжения на его контакты притягивает перемычку, которая замыкает контакты линии питания – устройство включено. Исходя из этого, существуют определенные неисправности реле, которые могут привести к его отказу.

При диагностике неисправностей в устройствах, подключенных через реле, важно убедиться, что реле работает. В современных автомобилях реле устанавливаются в блоках проводов, поэтому вам нужно будет это учесть. Если у вас есть “свободно стоящее” реле, принципы те же.

Проверьте наличие питания на контактах управления

Реле должно “щелкать” при возникновении определенных условий, необходимых для включения устройств, питающихся от реле (например, включение фар из салона). Если он щелкает, переходите сразу к следующему разделу статьи о силовых контактах. Если он не щелкает, проверьте отсутствие напряжения на контактах управления. Наличие напряжения можно определить с помощью простой контрольной лампы или мультиметра. Мультиметр способен показать низкое напряжение, которое лампочка “не обнаружит”.

Для измерения напряжения на контакте реле в некоторых случаях достаточно слегка выдвинуть реле из монтажного блока и коснуться одного из управляющих контактов байонетом контрольной лампы или мультиметра. Другой щуп должен быть правильно расположен по отношению к металлу корпуса. Однако безопаснее и проще полностью снять реле и вставить зонд в соответствующее гнездо на приборе.

Если напряжение отсутствует на любом из управляющих контактов, реле не включится и, скорее всего, не является виновником отказа устройства. Ищите причину, по которой на реле не подается напряжение.

Для того чтобы магнит внутри реле работал, помимо плюсовой стороны должна быть земля, или соединение с корпусом. Вы можете проверить наличие этого провода, используя тот же “земляной провод”. Поместите один байонет лампы на плюсовую клемму аккумулятора, а другой – на гнездо “земля” монтажного блока. Не соединяйте эти точки обычным проводом – это приведет к короткому замыканию! Лампочка или мультиметр устранят эту опасность и покажут, есть ли заземление в данной розетке.

Проверьте наличие напряжения на клеммах питания реле.

Если реле щелкает, значит схема управления работает, магнит работает и перемычка перемещается. В этом случае проверьте напряжение на контактах питания реле. На одном из контактов всегда есть напряжение, а на другом контакте оно должно появляться при включении реле. При выключенных устройствах, подключенных к проверяемому реле, найдите контакт питания под напряжением. Для этого вставьте штырь контрольной лампы или мультиметра в соответствующее гнездо на монтажном блоке, а другой конец – в кузов автомобиля.

Если ни на одном из силовых контактов нет напряжения, значит, линия питания неисправна и реле тоже. Причины неисправности линии электропередачи могут быть различными, но в первую очередь стоит проверить предохранитель. Если на одном из силовых контактов реле есть напряжение, то при включении реле (реле щелкнуло и на управляющих контактах появилось напряжение) на другом силовом контакте также должно быть напряжение.

Если реле включено, а напряжение есть только на одном контакте питания, это означает, что через контактную группу реле не протекает ток. Обычно это вызвано подгоранием контактов перемычки, замыкающей линию питания. Проще заменить такое реле на новое, так как разбирать конструкцию и пытаться очистить перемычку довольно сложно и ненадежно. Тем более что стоимость большинства реле невысока.

Процесс тестирования реле также показан на видео:

Как проверить реле автомобиля с помощью мультиметра

Неисправное реле может вызвать неисправность в электрической системе автомобиля (например, бензонасос, обогрев сидений, обогрев стекол, электрические стеклоподъемники и т.д.) Вот простой способ самостоятельно проверить реле автомобиля.

Схема подключения 4-х и 5-ти контактного реле:

Для проверки реле вам потребуется (Все контакты реле имеют маркировку, а силовые контакты обычно желтоватого цвета):

  • Подайте напряжение 12 В (например, от аккумулятора) на клеммы обмотки катушки реле (управляющие контакты 85 и 86).
  • Измерьте сопротивление (мультиметр в режиме омметра) между проводами питания (30 и 87).

Если реле работает, оно будет щелкать при подаче напряжения, а сопротивление будет близко к нулю (бесконечно мало). В противном случае реле неисправно и подлежит замене.

Особенности испытания 5-полюсного релеНа реле должно быть подано напряжение: клеммы 30 и 88 должны быть замкнуты, а при подаче напряжения на управляющие контакты (85 и 86) они должны разомкнуться. В противном случае реле неисправно.

Процесс тестирования реле также показан на видео:

Напомним, что другой причиной неисправности в электрической системе автомобиля может быть повреждение проводки или короткое замыкание. Причину также можно определить с помощью мультиметра.

Наиболее распространенными разновидностями мультиметров являются аналоговые и цифровые. Ниже мы рассмотрим, как они устроены и как работают.

Как проверить регулятор напряжения

Но все это не указывает напрямую на неисправность регулятора напряжения. Реле проверяется специальным способом, который технически не сложен для любого водителя:

  1. Возьмите вольтметр, измерьте напряжение на клеммах аккумулятора сначала после запуска двигателя. Когда автомобиль выключен, напряжение аккумулятора составляет 12,7 В или чуть меньше. При напряжении 12 вольт зарядка обязательна! Это недозарядка, причину которой необходимо найти как можно скорее.
  2. Заведите автомобиль, установите измерительный прибор на 20 В. Подключите измерительные щупы к клеммам аккумулятора. Когда вы увидите 13,2 -14 В, поздравляю! Теперь увеличивайте обороты двигателя, пока тахометр не покажет 2000-2500. Нормальное напряжение составляет 13,6-14,0 В.
  3. Давайте разгонимся до максимума: 14,5 В – это предел при хорошем регуляторе!
    Если во время прогазовки напряжение остается в пределах 12-12,7 В или превышает 15 В, можно считать, что пришло время заменить регулятор.

Однако следует знать, что иногда такие фокусы случаются, если неисправен сам генератор переменного тока. Замените регулятор и снова проверьте его работу. Все одинаковые? Тогда вам также придется ремонтировать генератор переменного тока. В случае генератора, оснащенного реле, демонтаж генератора также обязателен!

Обратите внимание, что для проверки реле необходима функция самого пробника.

Диагностика обмотки

Перед проверкой реле бензонасоса или любого другого реле на обрыв цепи всегда проверяйте сопротивление катушки. Часто эта информация написана на корпусе или можно найти технический паспорт. Если ничего нет, ориентируйтесь на диапазон от десятков до сотен Ом.

  • Сначала установите режим сопротивления. Это обозначается символом Ω. Просто установите переключатель в это положение.

  • Вставьте красный щуп в гнездо с маркировкой VΩmA. Черный – COM, в самом низу.

  • Прикоснитесь стилусом к контрольным штифтам – на экране появятся цифры (или передвиньте стрелку). Если они находятся в пределах допустимых значений, то все в норме и катушка в порядке.

Обратите внимание, что катушка может быть защищена диодом.

Например, реле стеклоочистителей в автомобиле часто поставляется в комплекте. Этот элемент может показывать разные значения в зависимости от полярности. Поэтому, чтобы подстраховаться, поменяйте щупы местами после первого измерения.

f) Проверить время задержки срабатывания и сброса тех реле, для которых эта задержка установлена при выборе уставок или указана в инструкциях по проверке защит и автоматики в цепи, в которую включено проверяемое реле,

Проверка и регулировка реле во время работы

После повторного включения реле или после перемотки или изменения катушек, или после снятия реле необходимо проверить промежуточное и индексирующее реле следующим образом

a) Проведите внешний и внутренний осмотр и очистку реле,

b) Проверьте состояние механизма и контактов реле и при необходимости отрегулируйте их,

c) Проверьте сопротивление и диэлектрическую прочность токоведущих частей по отношению к магнитопроводу,

d) Проверьте напряжение или ток переключения и сброса, а для реле с удерживающей катушкой – также ток или напряжение удержания,

e) Для многокатушечных реле определите однополярные выводы обмоток,

f) проверить время задержки срабатывания и сброса тех реле, для которых эта задержка установлена при выборе уставок или указана в инструкции по проверке систем защиты и автоматического управления, в цепь которых включено проверяемое реле

ж) проверить работу и надежность реле при пониженном напряжении в полной схеме защиты.

В случае полной плановой проверки выполните пункты a, b, c, f и g.

В случае плановых частичных проверок, а также дополнительных и специальных проверок, объем проверки определяется условиями эксплуатации.

Промежуточные и индикаторные реле не имеют специальных схем для изменения тока или напряжения срабатывания, а также времени возврата и задержки. Поэтому эти параметры обычно регулируются путем изменения начального и конечного зазора между якорем и сердечником, изменения напряжения возвратной и контактной пружин и т.д. При этом одновременно изменяется время задержки реле и напряжение или ток срабатывания и возврата. Поэтому регулировка механизма реле должна проводиться одновременно с проверкой электрических характеристик реле.

Во время внешнего и внутреннего осмотра должны быть проведены следующие проверки

Состояние крышки, ее крепления к основанию и уплотнения между основанием и крышкой,

надлежащее функционирование и качество уплотнения остекления,

состояние выводов реле, исправность резьбы винтов и втулок, целостность головок и шлицев винтов, кромки гаек и концов болтов, наличие шайб и контргаек.

Осмотр механизма реле следует начинать с тщательной очистки реле от пыли. Особое внимание следует уделить проверке отсутствия стружки и металлических опилок на магнитопроводе, якоре и в зазоре между якорем и сердечником. Пыль удаляется мягкой щеткой, а стружка – металлической пластиной соответствующего размера.

Проверьте прочность планок, слегка потянув их и осмотрев. Ненадежные и окисленные соединения спаиваются заново. Использование кислот или паяльных составов не допускается. В качестве флюса рекомендуется использовать канифоль. Паяйте с помощью паяльника PIC30 или PIC40. Особое внимание перед пайкой следует уделить уходу за спаиваемыми деталями. Пайку следует выполнять быстро, хорошо нагретым паяльником, чтобы не повредить изоляцию проводников сильным нагревом.

В случае реле с гибкими многопроволочными проводниками проверьте проводники и паяные зазоры на наличие повреждений. Провода должны быть достаточно гибкими, не должны препятствовать движению механизма и ни в каком положении не должны касаться крышки релейного механизма.

Начальный и конечный зазоры между якорем и сердечником реле должны быть нормальной величины. Величину зазора следует проверять на глаз. Если электрические характеристики реле (коммутируемый ток или напряжение и время возврата или задержки) отклоняются от нормальных значений, рекомендуется проверить зазор с помощью измерителя зазора.

Проверьте начальное расстояние между замыкающими контактами, отклонение размыкающих и замыкающих контактов во время замыкания и проверьте, что контакты замыкаются и размыкаются одновременно.

Проверьте легкость перемещения механизма реле, отсутствие заедания в любом положении, четкий возврат в исходное положение из любого промежуточного положения.

Для реле с осями и подшипниками снимите подшипники, проверьте исправность подшипников и концов осей через увеличительное стекло.

Контакты, потерявшие правильную форму, заменяются новыми. Слегка подгоревшие контакты зачищаются напильником и полируются. Вмятые и погнутые контактные пружины ремонтируются или заменяются новыми.

Проверьте затяжку винтов и гаек, крепящих части и выходы реле к втулке основания. Винты, крепящие клеммы внутри реле к втулке, и винты или штифты для подключения внешних проводов к реле не должны соприкасаться друг с другом внутри втулки.

При настройке тока и напряжения срабатывания и возврата, времени задержки и т.д. необходимо учитывать следующие основные моменты:

Если пусковой зазор между якорем и сердечником уменьшается, напряжение срабатывания и время задержки срабатывания уменьшаются,

Когда торцевой зазор между якорем и сердечником уменьшается, обратное напряжение уменьшается, а задержка увеличивается,

При ослаблении возвратной пружины напряжение срабатывания и задержка срабатывания уменьшаются, а напряжение и время возврата увеличиваются,

Увеличение числа контактов и повышение давления пружины приводит к увеличению напряжения и уменьшению времени возврата,

Увеличение количества нормально замкнутых контактов и давления пружины увеличивает время срабатывания.

Используя эти основные принципы, можно найти удобный способ изменения характеристик реле любого типа. Следует учитывать, что все эти изменения оказывают сильное влияние на контактную систему реле. Ослабление возвратной пружины снижает надежность размыкающих контактов и ухудшает работу замыкающих контактов при прерывании тока нагрузки. Затягивание возвратной пружины увеличивает давление размыкающих контактов и облегчает замыкающим контактам прерывание тока нагрузки.

Для улучшения работы контактов рекомендуется установить максимально возможное натяжение возвратной пружины, которое обеспечивает необходимые значения напряжения или тока для срабатывания и возврата в течение времени задержки. Изменение начального и конечного зазора изменяет ход клапана и расстояние между замыкающими контактами.

Уменьшение этого расстояния приведет к ухудшению надежности разрыва контактов. Поэтому выгодно иметь максимально возможный ход клапана и, следовательно, максимально возможное расстояние открытия контакта.

На производительность реле также влияет количество рабочих контактов и напряжение контактных пружин.

Для проверки реле рекомендуется следующая процедура:

измерить и отрегулировать рекомендованные производителем расстояния между якорем и сердечником, между контактами, проверить ход якоря, возможность перемещения якоря в разных направлениях и т.д,

проверьте электрические характеристики реле и, если они отклоняются от нормальных значений, отрегулируйте реле в соответствии с приведенными выше методами.

Если вам понравилась эта статья, пожалуйста, поделитесь ею в социальных сетях. Это очень поможет в развитии нашего сайта!

Подайте управляющее напряжение на 86 и 87. Измерьте сопротивление цепи 30-87. Оно должно быть равно 0. Реле в порядке.

Как проверить реле

Подготовьте мультиметр. Переключите прибор в режим измерения сопротивления при 200 Ом. Замкните щупы, и на дисплее должно появиться 0 вместо 1, мультиметр работает и готов к использованию.

Для четырехконтактного реле. Проверьте сопротивление на контактах 85 и 86. Сопротивление должно составлять от десятков до сотен Ом.

Проверьте сопротивление на клеммах 30 и 87. При отсутствии напряжения на клеммах 85 и 86 мультиметр должен показывать 1.

Подайте управляющее напряжение на 86 и 87. Измерьте сопротивление цепи 30-87. Оно должно быть равно 0. Реле в порядке.

Для пятиконтактного реле порядок действий следующий. Не подавая управляющее напряжение, проверьте цепи 85-86 в том же порядке. Значение должно составлять от десятков до сотен Ом.

Затем проверьте сопротивление цепи 88-30. 0 на дисплее означает правильную работу реле. Между контактами 30 и 87, а также между 88 и 87 должна быть 1.

Подайте управляющее напряжение на 85 и 86. Проверьте контакты в том же порядке. Для цепи 30-88 мультиметр должен показывать 1. Для цепи 30-87 он должен быть равен 0. А для 88-87 он должен быть равен 1.

Если это так, то реле работает правильно.

Читайте далее:

  • Поляризационное реле: принцип работы.
  • Электромагнитное реле: устройство, типы, обозначения, подключение и настройка.
  • Типы контактных соединений.
  • Обозначение реле на электрической схеме.
  • Обслуживание электромагнитных контакторов.
  • Релейно-контактные системы управления – ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ПРИВОД.
  • Тепловое реле.

виды, принцип действия и устройство

Как устроено и применяется реле

Как известно, габариты и мощность выключателя, коммутирующего мощную нагрузку, должны этой нагрузке соответствовать. Нельзя включить такие серьезные потребители тока в автомобиле, как, скажем, вентилятор радиатора или обогрев стекла крошечной кнопочкой – её контакты просто сгорят от одного-двух нажатий. Соответственно, кнопка должна быть крупной, мощной, тугой, с четкой фиксацией положений on/off. К ней должны подходить длинные толстые провода, рассчитанные на полный ток нагрузки.

Но в современном автомобиле с его изящным дизайном интерьера места таким кнопкам нет, да и толстые провода с дорогостоящей медью стараются применять экономно. Поэтому в качестве дистанционного силового коммутатора чаще всего применяется реле – оно устанавливается рядом с нагрузкой или в релейном боксе, а управляем мы им с помощью крошечной маломощной кнопочки с подведенными к ней тоненькими проводками, дизайн которой легко вписать в салон современной машины.

Внутри простейшего типичного реле располагается электромагнит, на который подается слабый управляющий сигнал, а уже подвижное коромысло, которое притягивает к себе сработавший электромагнит, в свою очередь замыкает два силовых контакта, которые и включают мощную электрическую цепь.

В автомобилях чаще всего используются два типа реле: с парой замыкающих контактов и с тройкой переключающих. В последнем при срабатывании реле один контакт замыкается на общий, а второй в это время отключается от него. Существуют, конечно же, и более сложные реле, с несколькими группами контактов в одном корпусе – замыкающими, размыкающими, переключающими. Но встречаются они существенно реже.

Обратите внимание, что на нижеприведенной картинке у реле с переключающей контактной тройкой рабочие контакты пронумерованы. Пара контактов 1 и 2 называется «нормально замкнутые». Пара 2 и 3 – «нормально разомкнутые». Состоянием «нормально» считается состояние, когда на обмотку реле НЕ подано напряжение.

Наиболее распространенные универсальные автомобильные реле и их контактные выводы со стандартным расположением ножек для установки в блок предохранителей или в выносную колодку выглядят так:

Герметичное реле из комплекта нештатного ксенона выглядит иначе. Залитый компаундом корпус позволяет ему надежно работать при установке вблизи фар, где водяной и грязевой туман проникают под капот через решетку радиатора. Цоколевка выводов – нестандартная, поэтому реле комплектуется собственным разъемом.

Для коммутации больших токов, в десятки и сотни ампер, используют реле иной конструкции, нежели описанные выше. Технически суть неизменна – обмотка примагничивает к себе подвижный сердечник, который замыкает контакты, но контакты имеют значительную площадь, крепление проводов – под болт от М6 и толще, обмотка – повышенной мощности.

Конструктивно эти реле сходны со втягивающим реле стартера. Применяются они на грузовых машинах в качестве выключателей массы и пусковых реле того же стартера, на разной спецтехнике для включения особо мощных потребителей. Нештатно их используют для аварийной коммутации джиперских лебедок, создания систем пневмоподвески, в качестве главного реле системы самодельных электромобилей и т.п.

К слову, само слово «реле» переводится с французского как «перепряжка лошадей», и появился сей термин в эпоху развития первых телеграфных линий связи. Малая мощность гальванических батарей того времени не позволяла передавать точки и тире на дальние расстояния – все электричество «гасло» на длинных проводах, и доходившие до корреспондента остатки тока были неспособны шевельнуть головку печатающего аппарата. В результате линии связи стали делать «с пересадочными станциями» – на промежуточном пункте ослабевшим током активировали не печатающий аппарат, а слабенькое реле, которое уже, в свою очередь, открывало путь току из свежей батареи – и далее, и далее…

Что нужно знать о работе реле?

  • Напряжение срабатывания. Напряжение, которое обозначено на корпусе реле, – это усредненное оптимальное напряжение. На автомобильных реле пропечатано «12V», но срабатывают они и при напряжении 10 вольт, сработают и при 7-8 вольтах. Аналогично и 14,5-14,8 вольт, до которых поднимается напряжение в бортсети при запущенном двигателе, им не вредит. Так что 12 вольт – это условный номинал. Хотя реле от 24-вольтовой грузовой машины в 12-вольтовой сети не заработает – тут уж разница слишком велика.

  • Коммутируемый ток. Второй главный параметр реле после рабочего напряжения обмотки – максимальный ток, который может пропустить через себя контактная группа без перегрева и пригорания. Указывается он обычно на корпусе – в амперах. В принципе, контакты всех автомобильных реле достаточно мощные, «слабаков» тут не водится. Даже самое миниатюрное коммутирует 15-20 ампер, реле стандартных размеров – 20-40 ампер. Если ток указывается двойной (например, 30/40 А), то это означает кратковременный и долговременный режимы.
    Собственно, запас по току никогда не мешает – но это касается в основном какого-то нештатного электрооборудования автомобиля, подключаемого самостоятельно.

  • Нумерация выводов. Выводы автомобильных реле маркируются в соответствии с международным электротехническим стандартом для автопрома. Два вывода обмотки пронумерованы цифрами «85» и «86». Выводы контактной «двойки» или «тройки» (замыкающие или переключающие) обозначаются как «30», «87» и «87а».

Впрочем, гарантии маркировка, увы, не дает. Российские производители порой маркируют нормально замкнутый контакт как «88», а иностранные – как «87а». Неожиданные вариации стандартной нумерации встречаются и у безымянных «брендов», и у компаний уровня Bosch. А иногда контакты и вовсе маркируются цифрами от 1 до 5. Так что если тип контактов не подписан на корпусе, что нередко случается, лучше всего проверить распиновку неизвестного реле при помощи тестера и источника питания 12 вольт – подробнее об этом ниже.

  • Материал и тип выводов. Контактные выводы реле, к которым подключается электропроводка, могут быть «ножевого» типа (для установки реле в разъем колодки), а также под винтовую клемму (обычно у особо мощных реле или реле устаревших типов). Контакты бывают «белыми» или «желтыми». Желтые и красные – латунь и медь, матовые белые – луженая медь или латунь, блестящие белые – сталь, покрытая никелем. Луженые латунь и медь не окисляются, но голая латунь и медь – лучше, хотя и склонны темнеть, ухудшая контакт. Никелированная сталь также не окисляется, но сопротивление её высоковато. Неплохо, когда силовые выводы – медные, а выводы обмотки – никелированные стальные.

  • Плюс и минус питания. Чтобы реле сработало, на его обмотку подается питающее напряжение. Полярность его – безразлична для реле. Плюс на «85» и минус на «86», или наоборот – без разницы. Один контакт обмотки реле, как правило, постоянно подсоединен к плюсу или минусу, а на второй приходит управляющее напряжение с кнопки или какого-либо электронного модуля. В прежние годы чаще использовалось постоянное подключение реле к минусу и плюсовой управляющий сигнал, сейчас более распространен обратный вариант. Хотя это не догма – бывает по-всякому, в том числе и в рамках одного автомобиля. Единственный вариант исключения из правил – реле, в котором параллельно обмотке подключен диод – тут уже полярность важна.

  • Реле с диодом параллельно катушке. Если напряжение на обмотку реле подает не кнопка, а электронный модуль (штатный или нештатный – например, охранное оборудование), то при отключении обмотка дает индуктивный всплеск напряжения, который способен повредить управляющую электронику. Чтобы погасить всплеск, параллельно обмотке реле включается защитный диод.

Как правило, внутри электронных узлов эти диоды уже есть, но иногда (в особенности в случае различного допоборудования) требуется реле со встроенным внутри диодом (в этом случае его символ маркирован на корпусе), а изредка применяется выносная колодка с диодом, припаянным со стороны проводов. И если вы устанавливаете какое-то нештатное электрооборудование, нуждающееся, согласно инструкции, в таком реле, требуется строго соблюдать полярность при подключении обмотки.

  • Температура корпуса. Обмотка реле потребляет мощность около 2-2,5 ватт, из-за чего его корпус во время работы может достаточно сильно греться – это не криминально. Но нагрев допускается у обмотки, а не у контактов. Перегрев же контактов для реле губителен: они обугливаются, разрушаются и деформируются. Такое случается чаще всего в неудачных экземплярах реле российского и китайского производства, у которых плоскости контактов порой не параллельны друг другу, контактная поверхность из-за перекоса недостаточна, и при работе идет точечный токовый разогрев.

Реле не выходит из строя мгновенно, но рано или поздно перестает включать нагрузку, или наоборот – контакты привариваются друг к другу, и реле перестает размыкаться. К сожалению, выявить и предупредить такую проблему не совсем реально.

Виды и характеристики

В зависимости от используемой элементной базы реле-регуляторы делятся на следующие виды:

  • Микроконтроллерные или микропроцессорные. Их особенность заключается в заложении во встроенную микросхему рабочего алгоритма. Используются в дорогостоящих автомобилях, например, BMW или Audi.
  • Релейные основываются на переключении контактов реле для отсечки и стабилизации показателей электрической сети.
  • Интегральные реле нашли широкое применение в автомобилестроении. Принцип работы основывается на твердотельных переключательных деталях или интегральных полупроводниковых.
  • Гибридные транзисторно-релейные устройства и просто транзисторные базируются на полупроводниковых элементах. Активно использовались в промышленности до начала 90-х годов.

Интегральное реле

Микропроцессорное реле

По исполнению конструкции делятся на следующие виды:

  • Внешние реле представляют собой отдельные устройства, которые устанавливают на кузовных конструкциях.
  • Встроенные коммутирующие детали являются неотъемлемой составляющей генераторов.
  • Совмещенные или гибридные. Их особенность заключается в совмещении с щеточным узлом электрического генератора.

Электрическое реле может быть двух-, трех- и многоуровневым, делится по «+» и по «-».

Обозначение реле на схемах электрических цепей

Обозначения таких устройств на схемах выглядят следующим образом:

Как проверить реле

Электромагнитное реле можно проверить обычным мультиметром в режиме омметра. Так как обмотка катушки реле обладает активным сопротивлением, то его можно легко измерить. Сопротивление обмотки реле может варьироваться от нескольких десятков ом (Ω), до нескольких килоом (kΩ). Обычно самое низкое сопротивление обмотки имеют миниатюрные реле, которые рассчитаны на номинальное напряжение 3 вольта. У реле, номинальное напряжение которых составляет 48 вольт, сопротивление обмотки намного выше. Это прекрасно видно по таблице, в которой указаны параметры реле серии Bestar BS-115C.

Номинальное напряжение (V, постоянное)Сопротивление обмотки (Ω ±10%)Номинальный ток (mA)Потребляемая мощность (mW)
325120360
57072
610060
922540
1240030
24160015
4864007,5

Отметим, что потребляемая мощность всех типов реле этой серии одинакова и составляет 360 mW. Электромагнитное реле является электромеханическим прибором. Это, наверное, является самым большим плюсом и в то же время весомым минусом. При интенсивной эксплуатации любые механические части изнашиваются и приходят в негодность. Кроме этого, контакты мощных реле должны выдерживать огромные токи. Поэтому их покрывают сплавами драгоценных металлов, таких как платина (Pt), серебро (Ag) и золото (Au). Из-за этого качественные реле стоят довольно дорого. К положительным качествам электромагнитных реле можно отнести устойчивость к ложным срабатываниям и электростатическим разрядам.

Подготовка к проверке реле на работоспособность


Проверка реле не отнимет много времени, если правильно выполнить все подготовительные работы.

Прежде чем приступать к диагностике устройства, требуется определить назначение выводов проверяемой детали. Для этого используют прилагаемую документацию к прибору, там содержатся все схемы и особенности работы, характеристики устройства.

Распространены случаи, когда схема работы изображена на самом корпусе реле. Точками изображаются контакты, они соединены катушкой индуктивности, переключающие элементы прямыми линиями с пунктиром. Выводы для подачи питания схематически изображаются в виде прямоугольника.

Если реле встроено в схему, на самой плате требуется визуально осмотреть состояние шины и дорожки питания. Для проверки реле тестером можно воспользоваться как цифровыми, так и аналоговыми приборами. Предварительная подготовка и настройка тестеров не требуется.

Помимо тестера необходимо подготовить регулируемый блок питания. Чтобы результаты были достоверными, реле требуется выпаять из схемы.

Проверка на работоспособность осуществляется в несколько этапов:

  • обмотка;
  • нормально замкнутое положение;
  • нормально разомкнутое состояние.

Далее можно приступать непосредственно к диагностике реле.

Инструмент для проверки реле


Самым популярным прибором для диагностики и настройки электрооборудования считается мультиметр, разновидности которого делятся на две большие категории – аналоговые и цифровые:

  1. Аналоговый мультиметр. Достаточно громоздкий, несколько устаревший тестер в виде ящика со стрелкой и шкалой в виде дуги, имеющей специальную зеркальную полоску, позволяющую наложить стрелку на ее отражение и не ошибиться с результатом замеров.
    При небольшой цене прибор отлично зарекомендовал себя среди автомобилистов и в бытовых условиях благодаря простоте использования и точности показаний, особенно при наличии резистора для установки стрелки четко на нулевую отметку.
  2. Цифровой мультиметр. Более современные приборы с внушительным жидкокристаллическим экраном обладают способностью переводить аналоговые сигналы в цифровой вид. Их стоимость выше, чем у аналоговых вариантов, однако они компактнее, легче и технологичнее своих «собратьев». Кроме того, с цифровым мультиметром комфортно работать даже в темное время суток, так как табло имеет функцию подсветки. Наиболее дорогие устройства предоставляют возможность даже записывать и сохранять полученные результаты в память, чтобы впоследствии переносить информацию на компьютер или другое электронное устройство для последующего анализа.

Стандартная комплектация обоих вариантов мультиметров включает в себя пару проводов с клеммами и щупами, один из которых окрашен черный и является «минусовым», а другой – измерительный «плюсовой» красного цвета. Именно черный щуп прикладывают к электроприбору, а красным щупом проверяют разные места схемы.

Мультиметр в некоторых случаях может быть интегрирован в другое устройство – электрические клещи, к примеру. Так как многое ремонтное и диагностическое оборудование обладает большими габаритами, пространства корпуса достаточно для дополнительного размещения в нем мультиметра.

Питание мультиметров преимущественно осуществляется с помощью традиционных элементов питания (батареек типа АА, ААА или «Крона»), хотя функционал некоторых приборов имеет встроенный аккумулятор, предполагающий подзарядку. Ряд моделей обладают полезной функцией автоматического отключения при бездействии, что существенно экономит заряд устройства.

Проверка реле мультиметром


Главным «симптомом» проблемы с реле является перезаряд или слабый заряд аккумулятора, в результате чего-либо взорвется батарея, либо машина не сможет завестись. Усомниться в работе реле также можно во время диагностики подключенного с его помощью оборудования.

Наконец, косвенным признаком потенциальных неполадок служит наружный налет и уменьшение уровня электролитов, которые в процессе кипения расплескиваются, оставляя характерные следы на кузове и элементах двигателя.

В современных моделях устройство помещается в монтажные блоки, в редких случаях – устанавливается как отдельный прибор, хотя принципы проверки будут одинаковыми в обоих случаях:

  1. Питание на управляющей паре. При включении автомобильного оборудования, питающегося с помощью реле, раздается характерный щелчок, сигнализирующий об активации устройства. Если щелчка не слышно, в первую очередь проверяется наличие тока на управляющей группе, для чего применяют простую контрольную лампу или мультиметр. Последний в данном случае предпочтительнее, так как он может уловить крайне низкое напряжение, не замеченное лампой. Для проведения замеров нередко требуется лишь немного вытащить реле из гнезда, коснуться одним щупом тестера любого контакта управляющей группы, а другим – кузовного металла. Отсутствие напряжения говорит о том, что реле не получает тока. Для стабильного функционирования помещенного в корпус реле магнита необходима также «масса», то есть хороший контакт с кузовом. Она проверяется аналогичным образом – путем установки одного щупа на клемму аккумулятора со знаком «плюс», а другого – в разъем монтажного блока.
  2. Питание на силовой паре. Когда реле издает щелчки, контакты и сам магнит полностью работоспособны, а, значит, следует удостовериться в наличии тока на этой категории контактов. Один из них всегда находится под напряжением, тогда как на второй оно поступает только после включения реле. Предварительно отключив все элементы, получающие ток от реле, надо найти именно имеющий постоянный ток контакт по аналогии с предыдущим пунктом – с помощью вставки одного щупа тестера в разъем монтажного блока, а второго – к кузову. Если реле функционирует, но напряжение получает только один силовой контакт, следовательно, контактная группа не пропускает ток, виной чему может быть обгорание контактов перемычки. В таком случае лучшим решением будет замена реле на новое. В том случае, когда ни один контакт не покажет напряжения, можно быть уверенным в повреждении силовой линии. Если же один из контактов показывает наличие напряжения, то после включения реле оно должно быть и на втором.
  3. Обмотка. На работоспособность реле напрямую влияет состояние обмотки, проверка которой заключается в измерении сопротивления катушки. Обмоткой называют комбинацию катушки индуктивности с намотанной на нее по спирали проволокой. Она имеет свое конкретное сопротивление, рассчитываемое с помощью закону Ома и находящееся в диапазоне 10 – 100 Ом.

Диагностика обмотки нужна затем, чтобы удостовериться в ее целостности и осуществляется следующим образом:

  • мультиметр устанавливают в режиме прозвона сопротивлений, когда на панели появляется значок ?, а диапазон ограничивается на уровне 2 кОм;
  • один измерительный щуп подсоединяют к гнезду, а второй – к разъему СОМ, после чего касаются выводов реле.

Сопротивление катушки определяется по отклонению стрелки, а диагностика сопротивления контактных групп сначала проводится в автономном режиме, а затем во время подачи напряжения на катушку..

Проверка реле вольтметром

Более простой по своему функционалу вольтметр также может указать на неисправность, для чего потребуется ряд нехитрых действий:

  1. Измерить напряжение на клеммах аккумулятора, заведя предварительно двигатель. Нормальным показателем считается уровень не менее 12В, далее можно говорить о недозаряде мотора.
  2. Если при заведенном автомобиле выставить на приборе 20 вольт, а щупы вольтметра подсоединить к батарейным клеммам, должен быть показатель от 13.2 до 14 В. При оборотах на тахометре от 2000 до 2500 норма составляет от 13,6 до 14 В, а при полном газе – не менее 14,5 В. Такие результаты должно демонстрировать полностью исправное реле.
  3. Если же при выжимке газа напряжение не достигает 12,7 В или, наоборот, превышает 15В, это сигнал о наличии неполадок.

Однако опытные автовладельцы знают, что подобные показания может вызывать и неисправный генератор. Если при замене реле и повторной проверке показания не изменятся, водителю следует быть готовым к ремонту генератора.

Перебои в работе бензонасоса, электрических стеклоподъемников, отсутствие подогрева сидений или обогрева стекол могут быть связаны с таким простым, но важным устройством, как реле.

Видео про реле автомобиля:

Ведущие производители реле

ПроизводительИзображениеОписание
Finder(Германия)Компания Финдер производит реле и таймеры и занимает среди европейских производителей третье место. Производитель выпускает реле:
  • общего назначения;
  • твердотельные;
  • силовые;
  • РСВ;
  • времени;
  • интерфейсные и многие другие.

Продукция компании имеет сертификаты ISO 9001 и ISO 14001.

АО НПК «Северная заря»(Россия)Основная продукция российского производителя – якорные электромагнитные коммутационные устройства для специального и индустриального использования, а также слаботочные реле времени с контактными и бесконтактными выходами.
Omron (Япония)Японская компания производит высоконадежные радиоэлектронные компоненты, среди которых:
  • твердотельные и электромеханические реле;
  • низковольтные КУ;
  • кнопочные переключатели;
  • устройства контроля и управления цепи.
COSMO
Electronics (Тайвань)
Корпорация производит радиотехнические компоненты, среди которых можно выделить релейные компоненты, которые с 1994 года получили сертификат по стандарту ISO 9002.

Продукция компании широко применяется в телекоммуникации, промышленном и медицинском оборудовании, бытовой технике и автомобильном оборудовании.

American ZettlerБолее 100 лет компания Zettler держит лидерство и устанавливает стандарты работы и качества электротехнических элементов. Этот производитель выпускает более 40 видов КУ, которые удовлетворяют потребности самых различных проектов.

Продукция компании широко применяется в телекоммуникации, периферийной вычислительной технике, средствах управления и прочих типах электронного и электрического оборудования.

Где приобрести реле и их стоимость

Реле в зависимости от типа КУ, производителя, сферы применения и продавца могут стоить от 15$ до нескольких сотен. Приобрести необходимое коммутационное устройство можно непосредственно у производителя в традиционных специализированных магазинах или интернете. В настоящее время купить нужное реле любого типа и назначения не составит труда. Существуют специальные каталоги, в которых указывается маркировка, компания-производитель, параметры и стоимость изделия.

Общие выводы и дополнительные рекомендации

Если знаете, какие бывают реле, проще подобрать изделие для решения конкретной задачи. Материалы данной статьи помогут сделать правильный выбор в ходе комплектации бытовых и коммерческих проектов.

 

[spoiler title=»Источники»]

  • https://www.kolesa.ru/article/avtomobilnye-rele-kak-ustroeny-kak-ih-vybirat-i-proveryat
  • https://StrojDvor.ru/elektrosnabzhenie/kak-proverit-rele/
  • https://seti.guru/chto-takoe-rele
  • https://ElectroInfo.net/praktika/proverka-rele-pri-pomoshhi-multimetra.html
  • https://fastmb.ru/autoremont/4928-kak-proverit-ispravnost-rele-avtomobilya.html
  • https://homius.ru/chto-takoe-rele.html
  • https://aquatic-home.ru/chto-takoe-rele.html

[/spoiler]

Как проверить реле мультиметром

Вы работаете электриком и вам нужно проверить реле для автомобиля? Или вы любите делать что-то сами и хотите научиться этому? В любом случае, вам повезло. В этой статье мы узнаем, как использовать мультиметр для проверки реле автомобиля с помощью мультиметра. Если вы не знаете, реле используются для управления различными электрическими компонентами в вашем автомобиле. Их функциональность, подобная выключателю, позволяет им регулировать две цепи с разной силой тока. Когда что-то идет не так, очень важно точно определить источник проблемы, чтобы ее можно было отремонтировать, не причиняя дальнейшего ущерба автомобилю. Тем не менее, даже механики-любители могут легко проверить реле. Мы также дадим вам несколько советов по устранению любых проблем, с которыми вы столкнетесь. Итак, приступим!

Как работает реле для автомобиля?

Реле — это устройство, которое помогает контролировать поток электроэнергии в автомобиле. Обычно он используется в сочетании с выключателем или электрической цепью. Когда переключатель включен, реле срабатывает и позволяет току течь по цепи. Если переключатель выключен, реле деактивируется и предотвращает протекание тока. Реле можно использовать для управления различными компонентами автомобиля, такими как фары, задние фонари, двигатель и т. д. Реле работает, используя электромагнит для размыкания и замыкания переключателя. Когда ток протекает через катушку, он создает магнитное поле, которое притягивает якорь и замыкает переключатель. Это позволяет току течь по цепи. Когда ток отключается, магнитное поле исчезает, и якорь освобождается, размыкая переключатель и прекращая протекание тока. Реле можно использовать для управления различными аксессуарами в автомобиле, такими как фары, задние фонари, двигатель и т. д. Они также используются в устройствах безопасности, таких как подушки безопасности и ремни безопасности. Реле является очень важным устройством в автомобиле, и необходимо знать, как оно работает.

Как проверить реле автомобиля с помощью мультиметра (Пошаговая процедура:)

1. Снимите реле с автомобиля и откройте его, чтобы получить доступ к контактам.
2. Подсоедините один провод мультиметра к одной из клемм катушки, а другой — к другой клемме катушки.
3. Если показания мультиметра бесконечны, это означает, что катушка не работает, и реле необходимо заменить.
4. Если показания в пределах нормы, это означает, что катушка работает нормально.
5. Далее вам необходимо проверить контакты, подключив один провод мультиметра к одному из контактных зажимов, а другой провод к другому контактному зажиму.
6. Если между двумя клеммами есть непрерывность, это означает, что контакты работают правильно.
7. Если между двумя клеммами отсутствует непрерывность, это означает, что контакты не работают, и реле необходимо заменить. Проверка реле — относительно простой процесс, который можно выполнить с помощью мультиметра. Проверив катушку и контакты, вы можете определить, нуждается ли реле в замене. Если катушка или контакты не работают, реле необходимо заменить.

На что следует обратить внимание в отношении безопасности различных реле?

Хотя тестирование реле является простой процедурой, к ней не следует относиться легкомысленно. При работе с реле рекомендуется учитывать следующие соображения:

Шаг 1: Замените неисправное реле новым

Если вы заметили, что реле неисправно и его необходимо заменить, используйте реле от других компонентов автомобиля или из случайного мусорного бака в вашем гараже, чтобы завершить работу. Неправильное реле может привести к короткому замыканию или скачку напряжения, что может повредить электрическую систему вашего автомобиля.

Шаг 2. Не допускайте падения реле на землю 

Обращайтесь с реле осторожно и не роняйте его на землю. Если реле повреждено внутри, это может привести к возгоранию или расплавлению проводов и других компонентов. Кроме того, воздержитесь от каких-либо изменений реле.

Шаг 3. Избегайте воздействия на реле легковоспламеняющихся или газообразных веществ

В местах, содержащих легковоспламеняющиеся или взрывоопасные газы, такие как бензин или другое топливо, не приступайте к работе с реле или чем-либо еще, связанным с электричеством, до тех пор, пока ситуация не стабилизируется.

Шаг 4. Доверьтесь Руководству по подключению или замене реле автомобиля

Вы должны всегда использовать руководство по обслуживанию вашего автомобиля (не руководство пользователя), чтобы определить и понять систему проводки и реле, даже если вы опытный механик в гараж.

Как проверить реле с помощью мультиметра — Руководство для начинающих

Реле — это важный электрический компонент, действующий как переключатель для включения устройства или функции автомобиля. Когда реле неисправно, вы не можете включить аксессуар, такой как фара или кондиционер. Чтобы узнать, неисправно ли реле, мы проверим реле, соответствующее неисправному компоненту, с помощью мультиметра. В этой статье вы узнаете, как проверить реле с помощью мультиметра.

Во-первых, поймите:

Что такое реле и как оно работает?

Реле — это электрический компонент, устанавливаемый в транспортных средствах, бытовой технике и цепях и используемый в качестве переключателя (силового барьера). Он вводит низкое напряжение через клеммы катушки для включения или выключения цепи.

Устанавливаются между ЭБУ и устройством, например фарой, для работы в качестве двухпозиционного выключателя . Когда мы используем такую ​​функцию, как включение фар, ЭБУ кондиционера посылает сигналы на соответствующее реле. Небольшое напряжение поступает на катушку (проволочная обмотка)

Реле сконструировано таким образом, что небольшое количество тока (сигналы ECU) действует как барьер (переключатель) для подачи напряжения на аккумуляторную батарею. Когда вы запускаете функцию в своем автомобиле, это небольшое напряжение поворачивает переключатель (якорь / штифт) из выключенного положения во включенное. Таким образом, цепь замыкается, и полное напряжение достигает вспомогательных устройств для функционирования, таких как кондиционер, фара и т. д.

Для включения и выключения цепи используются две клеммы. Арматура соединена с Клемма COM , которая подключается к клемме NC (нормально замкнутой) , когда в цепи нет питания. Когда мы включаем аксессуар, напряжение проходит через реле и поворачивает якорь в положение NO (обычно включено) , что позволяет полному напряжению проходить через цепь (например, фару).

Когда вы отключаете функцию, подача напряжения прекращается, и штифт перемещается с клеммы NO (нормально разомкнутая) на клемму NC (нормально замкнутая) , размыкая цепь.

Современные автомобили имеют около 20 реле для управления различными функциями, такими как динамики и фары.

Клеммы реле маркируются нумерацией, например 5-контактное реле в автомобиле маркируется 30, 85, 86, 87, 87а . Вы должны проверить схему своей модели реле, чтобы определить клеммы катушки, NC, NO и COM.

Когда мы включаем какую-либо функцию в автомобиле, например, фары, ECU передает сигналы на реле, чтобы потреблять небольшое количество напряжения и включать цепь выключателя. Ток проходит через обмотки катушки и превращает якорь из NC (нормально замкнутого) в NO (нормально разомкнутого вывода).

Из-за подачи напряжения якорь будет перемещаться от клеммы NC (нормально замкнутой) к клемме NO (нормально разомкнутой), замыкая цепь и позволяя источнику максимального напряжения (12 В) проходить через всю цепь, чтобы светиться фара.

Таким же образом, когда мы выключим фару, выключатель якоря переместится с контакта NO на NC, цепь разомкнется, и на фары не будет поступать питания.

На реле также есть 2 клеммы, называемые входными клеммами или клеммами катушки, которые подают питание на катушку реле для включения или выключения цепи путем поворота якоря.

Как проверить реле мультиметром?

Для проверки работы реле.

  • Установите мультиметр на сопротивление (Ом) 200 Ом .
  • Определите клеммы по схеме реле.
  • Сначала подключите оба щупа к клеммам катушки реле (вход). Клемма катушки должна иметь сопротивление в пределах 40–200 Ом .
  • Теперь подключите оба датчика к контактам COM (стандартный) и NC (нормально замкнутый) . Клеммы COM и NC должны иметь непрерывность, когда цепь обесточена.

Разберитесь с проводкой реле:

Подсоедините клеммы катушки (вход) к аккумулятору и проверьте непрерывность на клеммах COM и NO (нормально разомкнутые). Когда питание включено, клеммы COM и NO должны иметь непрерывность.

Итак, мы проверим непрерывность в клемме COM с клеммой NC, когда цепь замкнута (без источника питания). Затем мы подключим реле к источнику питания и проверим непрерывность на клеммах COM и NO (нормально разомкнутые).

Проверим сопротивление на выводах катушки реле (вход).

Реле обычно имеют 3-6 релейных контактов или клемм, и вы должны расположить клеммы в соответствии со схемой.

Если вы тестируете автомобильное реле, вы должны расположить панель (коробку) реле под рулевым колесом или под капотом рядом с двигателем.

Установите мультиметр и подключите к клеммам реле:

Установите мультиметр на сопротивление, установленное в диапазоне 200 Ом .

Модели реле могут иметь разные контакты, поэтому найдите контакты реле на схемах в Интернете. Подсоедините оба щупа к клеммам катушки (входу) реле.

Вы можете подключить щуп к клеммам катушки реле в любом направлении, потому что сопротивление (непрерывность) не имеет направления.

Проверьте реле по показаниям мультиметра:

Если реле в порядке, показания мультиметра должны быть около от 40 Ом до 120 Ом . Однако диапазоны сопротивлений могут различаться в разных моделях реле. Пока клемма входной катушки не имеет непрерывности, мультиметр покажет ( OL ), что означает, что катушка реле (обмотка) повреждена.

Проверка целостности клемм реле:

Клеммы COM и NC (нормально замкнутые) имеют целостность при отключении питания. После подачи питания клеммы COM и NO (нормально разомкнутые) соприкасаются.

Вынуть реле из цепи. Установите мультиметр в режим непрерывности . Прикоснитесь обоими щупами к клеммам COM и NC (нормально закрытые). При отсутствии тока мультиметр должен обнаружить непрерывность в клеммах COM и NC. В то время как , если ваш мультиметр показывает OL , что означает обрыв цепи, неисправно реле.

Теперь возьмем аккумулятор равный реле. Включите реле, подключив обе клеммы катушки к клеммам аккумулятора.

Настройте мультиметр на непрерывность и подключите щупы к COM и NO (нормально разомкнутая клемма). Если катушка и реле в порядке, мультиметр должен обнаружить обрыв на этих выводах.

Если непрерывности нет, реле повреждено.

Как проверить цепь реле?

  1. Отсоедините реле от цепи. Возьмите небольшой кусок провода с обоими оголенными концами и вставьте его в клемму под напряжением и массой цепи реле, например, реле вентилятора.
  2. Наденьте перчатки и снимите крышку реле. Нажатие на металлические пластины (клеммы) соединятся друг с другом, замыкая цепь. Вставьте реле в цепь без крышки и слегка нажмите на металлические пластины. Вы увидите, что проверенное вами реле заставит работать компоненты, такие как запуск вентилятора, кондиционера или фары.
Часто задаваемые вопросы
Как проверить реле без мультиметра?

Чтобы проверить реле без мультиметра, подсоедините клемму катушки реле к аккумулятору. Когда цепь замкнется, реле издаст щелчок, когда якорь повернется из закрытого состояния в открытое.

Если звука нет, реле может быть неисправно.

Как проверить 4-контактное реле с помощью мультиметра

4-контактное реле имеет 2 входных клеммы катушки, общую клемму (COM) и клемму NO (нормально разомкнутую). Во-первых, проверьте сопротивление на выводах катушки реле. Хорошее реле должно иметь 40-200 Ом на входных клеммах (катушке).

Теперь подключите реле (клеммы катушки) к аккумулятору. Проверьте целостность клемм COM и NO (нормально разомкнутых) после подключения аккумулятора. Хорошее реле должно иметь непрерывность на клеммах COM и NO.

Если мультиметр показывает OL (разомкнутый контур), цепь реле разомкнута (обрыв).

Как проверить реле с помощью контрольной лампы?

Подсоедините зажим типа «крокодил» контрольной лампы к отрицательной клемме аккумуляторной батареи вашего автомобиля. Теперь вставьте иголку контрольной лампы в клемму цепи реле под напряжением. Контрольная лампа должна светиться, указывая на непрерывность.

Теперь подсоедините зажимы-крокодилы контрольной лампы к положительной клемме аккумуляторной батареи и вставьте тестовую иглу в клемму заземления цепи реле. Если цепь реле замкнута, контрольная лампа загорится.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *