Проверка, прозвонка якоря болгарки своими руками
Ротор для ИНТЕРСКОЛ УШМ-2300M, HAMMER. Фото 220Вольт
При выходе из строя болгарки выполняется диагностика по выявлению причин. Одной из них может быть поломка якоря (ротора) электропривода. Выполнить проверку исправности/неисправности этого вращающегося узла можно самостоятельно. Необходимо иметь в арсенале лишь простые приборы для осуществления прозвонки электрической цепи.
- Видеоверсия статьи
- Устройство
- Причины неисправностей
- Как проверить исправность, прозвонить ротор УШМ в домашних условиях, видео
- Визуальный осмотр
- Тестером, мультиметром
- Индикатором межвиткового замыкания
- Лампочкой
- Дросселем
- Ремонт, замена, перемотка
Видеоверсия статьи
Устройство
Для грамотной диагностики неисправностей якоря важно знать устройство и принцип его работы. Основными элементами якоря являются круглый сердечник, состоящий из набора пластин электротехнической стали и навитая в его пазы определенным образом обмотка. В каждый из пазов по специальной схеме укладываются две якорные обмотки. Первый и последний виток одной из обмоток находятся в одном пазу и замыкаются на одну ламель.
Ротор для Макита УШМ 9069 MAX. Фото 220Вольт
Сердечник напрессовывается на ротор, вращающийся под действием сил, возникающих в электромагнитом поле, образованном обмотками якоря и работающего с ним в паре катушками статора. В болгарках якорь — это сборочный узел, с расположенной на одном конце вала ведущей шестерней, на противоположном — коллекторный узел.
Причины неисправностей
Причинами поломки ротора может быть неправильная эксплуатация электроинструмента, которая представлена следующими факторами:
- превышено допустимое время непрерывной работы, что является одной из основных причин выхода из строя бытовых болгарок;
- проведение работ в условиях агрессивных сред с наличием песка, влаги, абразивной пыли и других подобных материалов;
- работа в условиях, превышающих допустимую нагрузку;
- некоторые механические неисправности влияют на дисбаланс вращающегося ротора, что в конечном итоге сказывается на нормальном функционировании электрической цепи ротора;
- нестабильность сетевого напряжения во время работы электроинструментом.
Исправный ротор для Бош УШМ GWS6-100/GWS 850 MAX. Фото 220Вольт
Работа электроинструмента, сопряженная с действием указанных факторов, приводит
- обрыв проводников катушек;
- короткое замыкание между витками из-за подгоревшей изоляции;
- изоляция теряет свои свойства, что может вызвать пробой обмотки на корпус сердечника;
- нарушение коллекторных контактов;
- частички обгоревшего изоляционного лака или оплавившегося припоя попавшие в зазоры, которые соприкасаются с вращающимся ротором, могут нанести механические повреждения элементам болгарки: трещины, скалывания, глубокие царапины.
- ламели коллектора неравномерно изнашиваются, на них образуется нагар от короткого замыкания.
В основном это происходит при длительной работе коллекторного двигателя болгарки без перерыва на отдых. Изоляция обмотки от нагрева теряет свои характеристики, оплавляется, что приводит к короткому замыканию витков.
Контакты, соединяющие обмотку якоря с ламелями коллектора, могут отпаяться, электрический ток прерывается и электропривод останавливается.Как проверить исправность, прозвонить ротор УШМ в домашних условиях, видео
В бытовых условиях существуют следующие способы диагностики якоря:
- внешний осмотр;
- с применением мультиметра;
- лампочкой и двух проводков соединенных с нею;
- приборами специально созданными для проверок целостности обмоток (индикатором короткого замыкания, устройством проверки якорей и другими).
Более подробно о видах диагностики в нижеследующей информации, где есть видео.
Визуальный осмотр
Даже при наличии полного арсенала приборов для проверки электрической цепи якоря, никогда не пренебрегайте визуальным осмотром — обязательным первым шагом всего процесса диагностики. Внимательный взгляд найдет признаки, по которым знающий конструкцию и принципы работы ротора пользователь определит характер неисправностей.
Обуглившиеся следы и присутствие специфического запаха являются причиной сгоревшей изоляции и в конечном итоге повреждении проводов обмотки. Следует обратить внимание на смятые или вздувшиеся витки, что может санкционировать наличие в данном месте обрывов. На обмотках могут находиться частицы от припоя, которые являются источником короткого замыкания.
Нарушения контактов обмоток с коллектором можно обнаружить по выгоревшим ламелям. Визуально диагностируются повреждения самого коллектора — приподнятые, изношенные или обгоревшие пластины.
Тестером, мультиметром
Прибор мультиметр или другое его название тестер для измерения электрических параметров: силы тока, напряжения, сопротивления — можно использовать для поиска обрывов проводов обмоток или пробоя их на корпус сердечника.
В следующем видео автор предлагает вариант диагностики от простого к сложному. С помощью мультиметра в первую очередь прозванивается статор. Выполнить его проверку значительно проще, чем ротора. Если на статоре нет никаких обрывов и пробоев обмотки на корпус, то можно делать вывод о неисправности якоря. Далее следует проводить его диагностику более детально с определением точного вида дефекта и определением метода устранения. Проводится прозвонка мультиметром в режиме «проверка сопротивления» с установленной минимальной шкалой измерения (до 200 Ом).
В данном видео, как и в другом показан процесс определения обрывов обмоток, который действительно достаточно трудоемок, так как измерения проводятся между каждой парой ламелей по всему контуру коллектора. При этом на не имеющем обрывов обмоток якоре все показания мультиметра не должны отличаться друг от друга в пределах 0,1 Ом. Пробой обмоток на корпус проверить значительно проще расположив один щуп на корпусе сердечника, а другой на пластинах коллектора. Шкала мультиметра не должна реагировать никакими показаниями.
Мультиметром невозможно определить межвитковое замыкание. Здесь применяются другие приборы.
Индикатором межвиткового замыкания
В следующем видео автор тестирует прибор для определения межвиткового замыкания (ИМЗ) собственного изготовления. Принцип его действия основан на взаимодействии электромагнитных полей, создаваемых катушками прибора ИМЗ и обмотками якоря или статора. При наличии межвиткового короткого замыкания параметры магнитного поля прибора изменяются, что фиксируется световой индикацией — загорается красная лампочка, при отсутствии короткого замыкания горит зеленая.
Лампочкой
При отсутствии мультиметра прозвонить электрическую цепь ротора можно с помощью 12 В лампочкой. Для начала подсоединить два провода к самой лампочке. Источник питания — обычная батарейка, к концам которой следует подключить концы разрыва одного из проводов, подключенного к лампочке. Такой самодеятельный «прибор» используется вместо мультиметра, где концы проводов прикладываются к ламелям, не соприкасаясь друг с другом. Аккуратно вращая якорь следить за яркостью лампочки. Если она горит постоянно не мигая, то обрывов в обмотке нет.
Пробой обмотки на корпус сердечника проверяют соединением одного из концов с коллектором, а другого с сердечником или валом. Если лампочка загорается значит существует пробой обмотки на корпус.
Дросселем
Наличие межвиткового замыкания в роторе можно определить с помощью устройства для проверки якорей. Оно представляет собой трансформатор с одной первичной обмоткой, фактически это провод, намотанный на ферромагнитный сердечник. При этом в нем выполнен вырез треугольником, в котором можно устойчиво расположить испытуемый ротор. Обмотка его начинает работать как вторичная катушка трансформатора.
При наличии межвиткового замыкания параметры магнитного поля ротора обладают большей интенсивностью, положенная на поверхность сердечника металлическая полоса будет вибрировать и намагниченная притягиваться к корпусу сердечника. Пластина будет свободно перемещаться на корпусе сердечника ротора, если в нем нормальные обмотки без дефектов.
Ремонт, замена, перемотка
После проведения диагностики и определения видов неисправностей ротора следует решение о способах ремонта. Возможно сделать ремонт своими руками, который будет связан с самостоятельной перемоткой якоря. Если этот вариант кажется трудоемким и сложным, можно пойти по упрощенной схеме и заменить сгоревший ротор на новый, соответствующий модели болгарки. Самый простой, но и дорогой вариант — это обратиться в специальную сервисную службу.
При принятии решения о ремонте якоря своими руками в помощь информация, которая имеется в статьях «Как снять якорь с болгарки», «Замена и ремонт якоря болгарки», «Перемотка якоря болгарки своими руками».
Как проверить ротор стартера мультиметром и другими способами
Как проверить ротор стартера
Пусковое устройство любого автомобиля нуждается в тщательной заботе и периодической проверке. Уметь самостоятельно диагностировать ту или иную неисправность многого стоит. Узнаем, как проверить ротор стартера или якорь пускового устройства.
Основные неисправности
Содержание
- 1 Основные неисправности
- 2 Ремонт ротора
Принято считать, что главными неисправностями ротора являются:
- Сработка шипов под втулки;
- Межвитковое замыкание;
- Замыкание на массу;
- Ослабление коллекторных выходов.
Очевидно, что перечисленные выше сбои служат причиной дефекта самого пускового устройства. Соответственно, это приводит к проблемам с системой зажигания.
Внимание. Неисправности подобного толка в один миг не решаются, они требуют от человека конкретных действий.
Как проверить стартер своими руками
Как правило, одна часть неисправностей легко решается опытными автовладельцами самостоятельно, а другая – с помощью специалистов.
В любом случае, как бы не проводилась наладка, нужны инструменты и кое-какое оборудование.
Вариант проверки | Действие | |
---|---|---|
Проверьте ротор на износ или повреждение из-за соприкосновения с обмоткой возбуждения | При необходимости замените ротор | |
Проверьте поверхность коммутатора | Если поверхность грязная или обгорела, обработайте ее наждачной шкуркой или на токарном станке в пределах указанных допусков или восстановите наждачной бумагой № 500 или № 600. | |
Проверьте диаметр коммутатора | Если диаметр коммутатора меньше предельного значения, замените ротор. | |
Измерьте биение коммутатора | Биение коммутатора: стандарт (новый): 0-0,22 мм; предельный износ — 0,05 мм. Если биение коммутатора в пределах допуска, проверьте, нет ли угольной пыли или латунных крошек между ламелями. Если биение коммутатора больше допустимого, замените ротор. | |
Проверьте величину углубления слюды | При необходимости прорежьте слюду ножовочным полотном и доведите глубину до нормы. Если предельного значения выдержать нельзя, замените ротор. Величина углубления слюды коммутатора должна быть равна: стандарт (новый) — 0,5-0,8 мм; предельный износ: 0,2 мм. | |
Проверьте, есть ли проводимость между ламелями коммутатора | Если между какими-либо ламелями имеется обрыв, замените ротор. | |
Положите ротор на стенд и поднесите ножовочное полотно к сердечнику ротора | Если полотно притягивается к сердечнику или вибрирует при вращении сердечника, ротор закорочен. Замените ротор. | |
При помощи омметра убедитесь, что нет проводимости между коммутатором и сердечником катушки ротора и между коммутатором и валом ротора | Если же проводимость есть, замените ротор. | |
1. Вал, 2. Сердечник, 3. Коммутатор
Ремонт ротора
Практически любая неисправность ротора пускового устройства может привести к созданию большой проблемы. Однако чтобы устранить её, одной диагностики мало. Нужно определить конкретное место замыкания, хорошенько прочистив контакты и протестировав импеданс мультиметром в режиме Ом.
Главное – изолировать участок проблемы. Можно воспользоваться супер клеем и асбестом, который поможет клеевому составу мгновенно застыть.
Якорь или ротор стартера
Если проблемное место определить не получается, то используется такой вариант. Все ламели соединяются вместе. Для этого используется проволока из мягкого металла – медная, к примеру. Затем подаётся напряжение на краткий период времени – можно воспользоваться сварочным аппаратом, соединённым к массе якоря и коллектора. Если в каком-либо месте будет наблюдаться дуга, и это место выгорит после подачи тока, значит, оно и есть место короткого замыкания.
Хуже всего, когда наблюдается замыкание между витками. Дефект можно найти и исправить только с помощью ППЯ. Это специальное оборудование, трансформаторный аппарат, который эффективно диагностирует якорь.
Как правило, межвитковое замыкание происходит на видимых участках, что позволяет заметить проблему. Что касается причины такой ситуации, то её следует искать в потерявших форму обмоточных проводах. Безусловно, достаточно будет устранить все помехи, на отремонтированный участок обязательно нанести слой лака, чтобы создать некую защиту.
Понятно, что КЗ повлияет непосредственно на коллектор. Его пластины при сильном замыкании выгорят, он целиком разрушится. Нужна пайка. Рекомендуется хорошенько зачистить поверхность, чтобы пайка дала наибольший эффект.
Зачистку можно проводить с помощью бормашинки. Ею эффективно зачищаются контакты петушков, провода и поверхности.
В качестве материала для пайки желательно применять стандартное олово. Рекомендуется хорошенько прогреть перед операцией паяльник. Он, к тому же, должен быть с массивной головкой и выдавать не менее 100 Вт.
Полная проверка ротора двигателя
Любой электроинструмент рано или поздно выходит из строя. Основная причина – неисправность мотора. Отдать диагностический прибор в мастерскую дорого и долго. Поэтому причину поломки лучше найти самостоятельно. Тем более сделать это не сложно.
Переходим к диагностике. Основной прибор, который нам понадобится, это мультиметр.
Для начала разберем электродвигатель и уберем якорь. Необходимо его осмотреть. Часто повреждения обмотки видны невооруженным глазом. Если обрыва провода и короткого замыкания не видно, проводим три теста.
1. Тест 180 градусов
- Мультиметр ставим в режим измерения сопротивления, предел измерения 200 Ом.
- Датчики подключены к двум точно противоположным контактам коллектора. Эти две точки отстоят друг от друга на 180 градусов.
- Измеряем сопротивление. Мы помним или пишем.
- Далее измеряем по кругу между остальными противолежащими пластинами.
Подведем итоги. Сами значения сопротивления нам не интересны. Главное, чтобы они были одинаковыми. То есть, если мультиметр при первом измерении показал, например, значение 1,5 Ом, то между остальными противоположными пластинами должно быть такое же сопротивление. Если сопротивление между некоторыми точками больше ̶̶, то в этой обмотке имеется обрыв. Если сопротивление, наоборот, меньше ̶̶ короткое замыкание.
На графике четко прослеживается внутреннее замыкание в одной из обмоток.
2. Проверка соседних контактов
- Прибор остается в том же положении — измерение сопротивления, предел 200 Ом.
- Щупы мультиметра подключаются к двум соседним коллекторным пластинам.
- Делаем замер, запоминаем результат.
- Далее меряем между следующей парой контактов. И так далее, по кругу.
- Сравните результаты.
В этом тесте, как и в предыдущем, главное равенство значений. И, как и в предыдущем тесте, увеличение сопротивления свидетельствует об обрыве провода обмотки, а уменьшение сопротивления – коротком замыкании.
На графике показано внутреннее межвитковое замыкание в одной из обмоток.
3. Проверить на замыкание на корпус
- Мультиметр настроен на режим измерения сопротивления ̶̶ 200 Ом.
- Один щуп прибора ставим на пластину коллектора, второй на корпус якоря (вал или магнитопровод).
- Поочередно меряем между каждой ламелью и корпусом.
Если мультиметр показывает «1» ̶̶ короткого замыкания на корпус нет. Если он показывает какие-либо значения, или «0» и издает звуковой сигнал, то изоляция нарушена.
Результаты проверки
Якорь двигателя работает, если:
1. Сопротивление между всеми противоположными контактами одинаково.
2. Сопротивление между всеми соседними контактами одинаково.
3. Сопротивление между пластинами коллектора и корпусом равно бесконечности «1».
Рекомендации
Электронные мультиметры, особенно для бытового использования, имеют некоторую погрешность. Поэтому лучше использовать стрелочное устройство. Если таковой нет, желательно определить и учесть погрешность измерения. Делается это так:
- в режиме измерения сопротивления, с пределом 200 Ом, соединяем щупы между собой;
- если показания прибора «нулевые» ̶̶ ошибки нет;
- если вместо нуля любая другая цифра, то это будет ошибка.
Допустим, мультиметр показал 0,1 Ом. Поэтому в первом и втором испытаниях разница сопротивлений менее 0,1 Ом не считается повреждением.
Меры предосторожности
При проверке ротора необходимо соблюдать следующие меры безопасности:
- перед разборкой отключить электродвигатель от сети;
- Поврежденный анкер может иметь острые края, оторванные пластины коллектора или торчащие поврежденные провода, поэтому необходимо использовать рабочие перчатки.
Посмотреть видео
Как проверить ротор УШМ мультиметром
Чтобы проверить статор и ротор на межвитковое замыкание мультиметром, много времени не потребуется. Разборка двигателя займет больше времени. Углошлифовальная машина, дрель, перфоратор. Каждый инструмент можно отремонтировать, определив неисправность. Проверку лучше разбить на несколько основных этапов, и последовательно выполнять шаги не спеша.
Разборка УШМ
Для проверки КЗ на статоре и роторе необходимо разобрать двигатель бытовым инструментом. Рассмотрите возможность выполнения этой операции для устранения неполадок угловой шлифовальной машины.
Разобрав и отсоединив необходимые для проверки детали, приступаем к их внешнему осмотру с проверкой межвиткового замыкания.
Визуальный осмотр
Неисправность можно определить по неравномерному нагреву корпуса инструмента. Прикоснувшись рукой, чувствуешь разницу температур в разных местах корпуса. В этом случае инструмент необходимо разобрать и проверить тестером и другими методами.
При коротком замыкании витков статора и поиске неисправности в первую очередь проводим осмотр витков и выводов. Как правило, при замыкании увеличивается ток, протекающий по обмоткам, и происходит их перегрев.
В обмотках статора большее замыкание витков и поврежден изоляционный слой. Поэтому определение неисправностей начинаем с проведения визуального осмотра. Если прожоги и повреждения изоляции не обнаружены, то переходим к следующему шагу.
Возможно, причиной поломки является неисправность регулятора напряжения, возникающая при увеличении токов возбуждения. Для выявления проблемы проверяются щетки, они должны быть равномерно заточены и не иметь сколов и повреждений. Затем проверьте с помощью лампочки и 2 батареек.
Мультиметр приложение
Теперь нужно проверить возможность обрыва обмоток статора. На шкале мультиметра установите переключатель в сектор измерения сопротивления. Не зная значения измерения, установите максимальное значение для вашего устройства. Проверяем работоспособность тестером.
Прикоснитесь щупами друг к другу. Стрелка прибора должна показывать 0. Работу проводим, касаясь выводов обмоток. Когда на шкале мультиметра отображается бесконечное значение, обмотка неисправна и статор следует перемотать.
Проверяем возможность замыкания на корпус. Такая неисправность вызовет снижение мощности УШМ, возможность поражения электрическим током и повышение температуры при работе. Работа выполняется по той же схеме. Включаем измерение сопротивления на шкалу.
Красный щуп размещаем на выходе обмотки, а черный щуп прикрепляем к корпусу статора. При замыкании обмотки на корпус на шкале тестера значение сопротивления будет меньше, чем на здоровой. Эта неисправность требует перемотки обмоток статора.
Настало время провести замеры и проверить наличие межвиткового замыкания обмотки статора. Для этого измеряется значение сопротивления на каждой обмотке.
Определяем нулевую точку обмоток, измеряя сопротивление для каждой из них. Если прибор показывает наименьшее сопротивление обмотки, его следует заменить.
Индивидуальная проверка
Наиболее точный способ – проверка статора с помощью металлического шарика и понижающего трансформатора тока. Статор подключается к клеммам трех фаз от трансформатора. Проверив правильность подключения, включаем нашу низковольтную цепь в сеть.
Закидываем шарик внутрь статора и наблюдаем за его поведением. Если он «прилип» к одной из обмоток. Это означает, что на нем произошло межвитковое замыкание. Мяч вращается по кругу. Статор работает. Довольно ненаучный, но действенный метод обнаружения межвиткового замыкания на статоре.
Неисправности ротора
При оптимальном использовании ротор не изнашивается. Регламентное техническое обслуживание проводится с заменой щеток по мере их износа. Но со временем при больших нагрузках статор нагревается и образуется нагар. Наиболее распространенной механической неисправностью является износ или перекос подшипников.
УШМ будет работать, но при этом быстро изнашиваются пластины, и со временем ломается двигатель. Во избежание поломки необходимо проверять инструмент и поддерживать нормальные условия эксплуатации.
Влага при контакте с металлом вызывает образование ржавчины. Сила трения увеличивается, сила тока требуется больше для работы. Происходит значительный нагрев контактных групп, припой, появляется сильная искра.
Проверка обмоток двигателя
Электронный тестер ротора представляет собой стандартный цифровой мультиметр. Перед тем, как приступить к тестированию схемы, следует проверить мультиметр и его готовность к работе. Переключатель настроен на измерение сопротивления и касание щупов друг с другом. Прибор должен показывать нули. Установите максимальное значение измерения и проверьте:
- Сначала проверьте ротор на наличие обрыва цепи. Прикасаясь черным щупом к токосъемному кольцу, обмотки должны звенеть красным. Стрелка прибора зашкаливает, значит обмотка имеет разомкнутую цепь витков. Ротор должен быть перемотан;
- Измерьте сопротивление, чтобы определить возможность короткого замыкания на корпус. Закрепляем черный щуп на контактном кольце, красный ротор должен звенеть, чтобы закрыть корпус ротора. В случае низкого показания значения сопротивления и звукового сигнала такой якорь необходимо отдать в ремонт;
- Токопроводящая прозвонка по межвитковому замыканию витков ротора.