Что нужно знать о проверке и замене приборов учёта электроэнергии
Точный учёт электроэнергии важен для управляющих и ресурсоснабжающих организаций, собственников помещений в МКД. Для ведения учёта потребляемой энергии используется специализированное учётное оборудование – счётчики. Но просто установить счётчик недостаточно, нужно проверять, исправно ли он работает.
Проверка счётчиков электроэнергии
Обязанность устанавливать приборы учёта в жилых и нежилых помещениях многоквартирных домов устанавливает Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ. Квартиры должны быть оснащены индивидуальными ПУ, помимо этого каждый МКД собственники помещений обязаны оборудовать общедомовыми приборами учёта.
Просто установить счётчики недостаточно, их нужно обслуживать. Сегодня вы узнаете о том, как проходит поверка прибора учёта – обязательное мероприятие, в ходе которого необходимо подтвердить пригодность счётчика – и как заменить счётчик, если вышел срок его эксплуатации или он не прошёл проверку.
В соответствии с п. 31 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, исполнитель коммунальных услуг обязан следить за:
- наличием приборов учёта;
- состоянием счётчиков;
- достоверностью предоставляемых показаний ПУ.
Состояние общедомовых приборов учёта нужно проверять не реже 1 раза в год. Индивидуальные приборы учёта, находящиеся в жилом помещении потребителя можно проверять не чаще 1 раза в 3 месяца.
ПП РФ 1498: как проводить проверки приборов учёта
Виды проверок ПУ электроэнергии
Существует два вида проверок счётчиков: первичная и периодическая. Первичную поверку прибор учёта проходит на заводе-изготовителе до установки и начала использования по прямому назначению.
Периодическую проверку проводят до завершения предусмотренного интервала ревизий. Также может назначаться внеочередная проверка прибора учёта электроэнергии. Она проводится, если:
- отсутствует документ, подтверждающий проведение периодической проверки;
- существует подтверждённая необходимость в настройке такого счётчика;
- возникла необходимость установить новый счётчик.
Интервалы проверки могут отличаться для приборов разного типа. Также на периодичность ревизии могут повлиять различные нештатные ситуации.
Учёт электроэнергии может осуществляться только с помощью прибора учёта, который имеет паспорт изделия или свидетельство, подтверждающее его соответствие действующим стандартам.
Проведение проверок приборов учёта входит в компетенцию специальных организаций. Вызвать специалиста такой организации можно на дом. Если такой вариант кажется вам недостаточно надёжным, отвезите счётчик в специальную организацию. После проверки измерительного прибора вам выдадут акт проверки.
Что нужно знать УО об установке общедомовых приборов учёта
Этапы проверки счётчиков электроэнергии на дому
Первое, на что обращают внимание при проверке прибора учёта электроэнергии, – правильность его подключения. С помощью визуального осмотра счётчик проверяют на отсутствие дополнительных подключений и нарушения соединения.
О неучтённом потреблении электроэнергии могут свидетельствовать:
- наличие в счётчике отверстий, которые не предусмотрены заводом-изготовителем;
- нарушения в креплении стекла прибора учёта;
- наличие непредусмотренного подключения;
- наличие ослабленного винта подключения.
Любой из этих признаков говорит о том, что нарушаются правила пользования счётчиком и электроэнергией пользуются незаконно.
На следующем этапе проверяющий вычисляет самоход. Термин «самоход» применяется для обозначения ситуаций, при которых диск прибора учёта вращается без нагрузки.
Затем проверяется передаточное число прибора учёта. Передаточный коэффициент означает число оборотов диска или миганий электронного индикатора при потреблении одного киловатта энергии.
Следующий этап – выявление погрешности измерений прибора учёта. Его проводят одним из трёх способов:
- токоизмерительными клещами;
- мультимером;
- электроприбором.
Если проверка счётчика выявит погрешность измерений свыше 10 %, прибор придётся заменить.
Последнее, что нужно сделать при проверке ПУ – определить его намагниченность, так как в определённых условиях магнитное поле может не только тормозить, но и разгонять диск, что увеличит размер счетов за потребляемую электроэнергию.
К вопросу установки приборов учёта в многоквартирных домах
Лабораторная проверка ПУ
Проверка приборов учётов в лаборатории состоит из нескольких этапов:
1. Внешний осмотр.
Внешний осмотр позволяет выявить механические деформации корпуса или элементов счётчика. На этом этапе проверяется наличие персонального номера ПУ, его комплектация или маркировка. Все элементы должны соответствовать действующим государственным стандартам.
2. Проверка изоляционных элементов.
Такую проверку можно не проводить в отношении новых счётчиков, а также тех ПУ, которые прошли обслуживание в специализированной организации, где была проверена прочность изоляционных элементов. Также проверки можно избежать, если установлен факт сохранности пломбировки, подтверждающей целостность изоляции.
3. Опробование и проверка правильности функционирования счётного механизма.
На этом этапе прибор подключают к электросети и прогревают в течение четверти часа. Режим передачи электроэнергии и напряжение при этом должны находиться в пределах минимальных значений. Контроль счётчика можно проводить путём замера частотного показателя вращения диска.
4. Подтверждение отсутствия самохода.
Для такой проверки осуществляется передача электроэнергии по параллельной цепи с напряжением 115% от номинального. Процедура проходит в условиях отсутствия напряжения в последовательном соединении при номинальном значении напряжения источника электроэнергии и вспомогательных электроцепей. Длительность исследования составляет 600 секунд. Подобная проверка не проводится в отношении приборов, конструкционные особенности которых исключают возможность самохода.
5. Проверка порога чувствительности.
В течение 600 секунд на фоне номинального напряжения электроцепи, параллельной учётному прибору и источнику электроэнергии.
Параллельно проводится контроль относительной и основной погрешности счётчика на предмет соответствия величинам, предусмотренным разработчиками. Для установления погрешности используют измерители напряжения и силы тока, секундомер.
Если исследование покажет, что прибор учёта не отвечает каким-либо параметрам, он подлежит замене.
Когда начинает действовать индивидуальный прибор учёта
Замена счётчиков электроэнергии
Замена приборов учёта регулируется № 261-ФЗ. Федеральный закон от 26.06.2008 №102-ФЗ определяет виды ПУ электрической энергии, которые можно устанавливать в МКД.
Обобщим обстоятельства, при которых прибор учёта обяжут заменить:
- давно истёк срок государственной поверки;
- обнаружены дефекты целостности корпуса или смотрового стекла;
- не работает счётный механизм;
- табло счётчика неисправно;
- отсутствует пломба государственной поверки;
- выявлена погрешность показаний более 10%.
Для замены счётчика следует подать заявку в специализированную организацию. После демонтажа старого прибора и установки нового она составит акт замены, в котором укажет:
- типы снятого и установленного приборов учёта;
- их заводские номера;
- показания;
- причины проведения замены;
- ФИО лица, заменившего счётчик.
Если произведена замена общедомового прибора учёта, управляющей организации нужно передать копию акта замены в РСО, если же заменён индивидуальный счётчик, собственник помещения уведомляет об этом управляющую организацию.
22 мая на онлайн-семинаре «Всё, что вы хотели знать о приборах учёта» Елена Шерешовец, наш постоянный спикер, член Экспертного совета Комитета по энергетике ГД РФ и практикующий юрист, ответит на самые частые вопросы о приборах учёта. Вы узнаете:
- кто отвечает за установку, опломбировку, проверку и поверку ИПУ;
- как УО и РСО должны обмениваться показаниями ИПУ;
- кто должен устанавливать ОДПУ и много другой полезной информации о приборах учёта.
Подводные камни замены старых счётчиков
roskvartal.ru
КТО И НА КАКОМ ОСНОВАНИИ ВПРАВЕ ПРОВЕРИТЬ ПОКАЗАНИЯ И СОСТОЯНИЕ СЧЕТЧИКОВ?
Как Вы оцениваете отношение специалистов ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан (Татарстан)» к заказчикам?
25
- Новости центра /
- КТО И НА КАКОМ ОСНОВАНИИ ВПРАВЕ ПРОВЕРИТЬ ПОКАЗАНИЯ И СОСТОЯНИЕ СЧЕТЧИКОВ?
КТО И НА КАКОМ ОСНОВАНИИ ВПРАВЕ ПРОВЕРИТЬ ПОКАЗАНИЯ И СОСТОЯНИЕ СЧЕТЧИКОВ?
Каждый из нас сталкивался в ситуацией, когда Вам звонят в дверь, представляются представителем горгаза, например, и просят обеспечить доступ для проверки показаний счетчиков или их технической исправности, а то и для проведения ремонтных работ или для устранения якобы возникшей аварии. Установлена ли в законе какая-либо обязанность потребителя коммунальных услуг впускать в квартиру представителей управляющей компании или горгаза, например? В каких случаях это возможно? И как потребителю убедиться, что это не мошенники? Надеемся, что наша статья поможет Вам в этом разобраться.
В соответствии с пп. «е.1)» п.31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. №354 (далее – Правила), исполнитель обязан, в частности, осуществлять не реже 1 раза в 6 месяцев снятие показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета (распределителей), установленных вне жилых (нежилых) помещений, проверку состояния таких приборов учета (если договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не установлен иной порядок снятия показаний таких приборов учета).
При этом под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
- требовать допуска в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, в занимаемое потребителем жилое или нежилое помещение представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, для выполнения необходимых ремонтных работ и проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг — по мере необходимости, а для ликвидации аварий — в любое время;
-
осуществлять не чаще 1 раза в 6 месяцев проверку достоверности передаваемых потребителем исполнителю сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета (распределителей), установленных в жилых (нежилых) помещениях, путем посещения помещений, в которых установлены эти приборы учета, а также проверку состояния указанных приборов учета.
Правилами предусмотрена, соответственно, обязанность потребителя допускать представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора в занимаемое жилое или нежилое помещение для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, для проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг и выполнения необходимых ремонтных работ, для ликвидации аварий, а также для снятия показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, проверки их состояния, факта их наличия или отсутствия, а также достоверности переданных потребителем исполнителю сведений о показаниях таких приборов учета и распределителей (пп. «е», «ж» п.34 Правил).
Однако при этом исполнитель должен согласовать с потребителем устно время доступа в занимаемое им жилое или нежилое помещение
либо направить ему письменное уведомление о проведении плановых работ внутри помещения не позднее чем за 3 рабочих дня до начала проведения таких работ, в котором указать:- дату и время проведения работ, вид работ и продолжительность их проведения;
- номер телефона, по которому потребитель вправе согласовать иную дату и время проведения работ, но не позднее 5 рабочих дней со дня получения уведомления;
- должность, фамилию, имя и отчество лица, ответственного за проведение работ.
Потребитель же, в свою очередь, в соответствии с пп. «ж» п.33 Правил вправе требовать от представителя исполнителя предъявления документов, подтверждающих его личность и наличие у него полномочий на доступ в жилое или нежилое помещение потребителя. Такими документами могут быть, в частности, наряд, приказ, задание исполнителя о направлении такого лица в целях проведения указанной проверки либо иной подобный документ.
fbuz16.ru
Кто теперь должен делать замену и поверку счетчиков?
Кто теперь должен делать замену и поверку счетчиков?
Недавно в СМИ появилась новость, что жильцы больше не должны следить за счетчиками, не должны делать замену и поверку счетчиков. Мол всё теперь обязаны делать управляющие компании и при том за свой счет! И счетчики сами должны закупать, сами должны их устанавливать, сами следить за ними сквозь стены квартиры и снимать показания, делать поверку, ремонтировать, менять и т.п. И всё это якобы написано в Постановление Правительства РФ № 1281 от 29.10.2018г. На деле же это всё оказалось обычной «газетной уткой». Давайте разберемся как всё было на самом деле.
31 октября 2018 года Д.А. Медведев на заседании Правительства РФ, комментируя подписание им Постановления № 1281 от 29.10.2018г, произнес вот такую фразу:
«Компании, которые устанавливают водо-, тепло-, электросчётчики и другие приборы в домах, будут нести ответственность за то, как они работают, отслеживать гарантийные сроки, проверять точность показаний, устранять неполадки и в целом контролировать, как функционирует система учёта на протяжении всего технологического и жизненного цикла. А потребителям, у которых они будут устанавливаться, не придётся отслеживать показания и заниматься поверкой приборов. Таким образом, это возлагается именно на сами организации – компании, которые устанавливают подобные ресурсы»
(Источник — http://government.ru/news/34513/#doc1281).
Всё бы ничего, если бы не слово «в домах». Возможно, это было оговорка или Д.А. Медведев говорил о домах «в широком понимании этого слова», так как в самом постановлении речь не идет о жилых многоквартирных домах. Однако, зацепившись за это слово, СМИ растиражировали радостную
Впрочем, куда больше будет народу читать статью про ЖКХ, чем про какие-то там коммунальные услуги домов-интернатов. Тут журналистов видимо можно понять. Но объясняться с людьми теперь приходится тем, кого Постановление Правительства РФ № 1281 от 29.10.2018г вообще не касается.
Давайте вначале внимательно прочитаем само Постановление 1281 (оно состоит из двух абзацев):
(Источник: http://static.government.ru/media/files/phWDlqLQj2GQ49qgRX0hFAhTrb2sv7Kx.pdf)
Итак, в нем ссылка на Постановление Правительства РФ № 1087 от 28.11.2013г. Его можно найти тут — http://government.ru/docs/8600/. Вот с чего оно начинается:
В соответствии со статьей 34 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Правительство Российской Федерации постановляет:
Установить, что контракт жизненного цикла заключается в следующих случаях:
Далее идет речь о проектировании и строительстве:
- автомобильных дорог, включая дорожные сооружения, являющиеся их технологической частью;
- инфраструктуры морских и речных портов, в том числе искусственных земельных участков;
- аэродромов;
- объектов системы коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства,
- объектов инфраструктуры метрополитена, внеуличного транспорта и городского наземного электрического транспорта;
- железнодорожного транспорта общего пользования;
- уникальных объектов капитального строительства;
- объектов капитального строительства в сфере здравоохранения;
- объектов капитального строительства в сфере культуры;
- объектов, предназначенных для проживания военнослужащих и членов их семей;
- объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
- объектов капитального строительства, предназначенных для социального обслуживания граждан.
А также говорится о закупке железнодорожного подвижного состава, транспортных средств метрополитена, внеуличного транспорта и городского наземного электрического транспорта, воздушных судов, морских и речных судов. То есть ни слова о жилых домах, жилых многоквартирных домах и тому подобное.
Согласно Постановлению Правительства РФ № 1281 от 29.10.2018г данный список пополнен пунктом «п» следующего содержания:
п) выполнение работ по созданию автоматизированных информационно-измерительных систем учета энергетических и коммунальных ресурсов (включая работы по установке приборов (узлов) учета, устройств сбора и передачи данных учета, а также по созданию программных продуктов для сбора, хранения и передачи данных учета).
В п.16 статьи 34 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» указано, что в случаях, установленных Правительством РФ, заказчик вправе заключить контракт, предусматривающий закупку товара или работы (в том числе при необходимости проектирование, конструирование объекта, который должен быть создан в результате выполнения работы), последующие обслуживание, ремонт и при необходимости эксплуатацию и (или) утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта (
Кто этот заказчик? Читаем п.7 статьи 3 этого же закона
«Заказчик — государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 настоящего Федерального закона бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки.»
Следовательно, Управляющие компании, ТСЖ и ЖСК не относятся к сфере действия Постановления Правительства РФ № 1281 от 29.10.2018 г. Только государственные или муниципальные заказчики имеют право (т.е. если захотят, но не обязаны) заключить Контракт жизненного цикла на выполнение работ по созданию автоматизированных информационно-измерительных систем учета энергетических и коммунальных ресурсов (включая работы по установке приборов (узлов) учета, устройств сбора и передачи данных учета). Но они это никогда не будут делать для жилых многоквартирных домов, так как последние уже давно не является собственностью государства или муниципалитета.
Так о каких домах тогда говорил Д.А. Медведев на заседании Правительства РФ 31 октября 2018 года? А вот о каких, они перечислены в пункте м) статьи 1 Постановления Правительства РФ № 1087 от 28.11.2013 г.
м) выполнение работ по проектированию, строительству и эксплуатации объектов капитального строительства, предназначенных для социального обслуживания граждан, в том числе для стационарного и полустационарного социального обслуживания граждан (домов-интернатов (пансионатов) для детей, престарелых, инвалидов, ветеранов войны, труда и милосердия, психоневрологических интернатов, социально-оздоровительных центров, геронтологических центров, геронтопсихиатрических центров, социально-реабилитационных центров, реабилитационных центров, кризисных центров помощи женщинам, центров психолого-педагогической помощи населению, центров социального обслуживания населения, центров социальной адаптации (помощи), домов ночного пребывания, социальных приютов, социальных гостиниц), включая закупку оборудования, предусмотренного проектной документацией указанных объектов;
То есть о домах, которые относятся к государственной или муниципальной собственности, о домах для социального обслуживания граждан. Вот там по контрактам жизненного цикла будут закупаться и устанавливаться автоматизированные информационно-измерительные системы учета энергетических и коммунальных ресурсов.
В эти дома, к удивлению журналистов, тоже поставляют коммунальные ресурсы, и там тоже остро стоит вопрос о приборах учета этих ресурсов. Поэтому использование журналистами слов «ЖКХ» и «жильцы» при комментировании Постановления Правительства РФ № 1281 от 29.10.2018г. является неуместным и даже провокационным.
Так что в сфере ЖКХ всё остается по-прежнему. Индивидуальные приборы учета или просто счетчики устанавливаются за границей общего имущества дома (за границей ответственности УК). Так как счетчики обслуживают только одно помещение, то они не могут быть отнесены к общему имуществу. Следовательно, только собственник квартиры имеет право решать устанавливать или нет приборы учета, а также только собственник помещения несет ответственность за рабочее состояние счетчиков и за своевременную передачу показаний.
P.S. В конце 2018 года, уже после написания настоящей статьи, был принят Федеральный закон от 27 декабря 2018 года № 522-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации». Или проще говоря «Закон об интеллектуальном учете электроэнергии«.
Минэнерго России предусмотрело в этом Законе перенос обязанности за установку, эксплуатацию, поверку и замену приборов учета электрической энергии с потребителей на поставщиков энергоресурсов: в отношении многоквартирных домов — на гарантирующих поставщиков, а в отношении прочих потребителей – на сетевые организации.
С 1 июля 2020 годапотребитель освобождается от обязанности эксплуатировать прибор учета, информировать кого-либо о выходе прибора учета из строя, устанавливать новый прибор учета.
Вы читали авторскую статью «Кто теперь должен делать замену и поверку счетчиков?»
Еще статьи в рубрике «Приборы учета»
- Новый метод расчета услуг при отсутствии счетчика 20 Май, 2019
- Замена счетчиков на лестничной клетке 7 Март, 2019
- Есть ли жизнь… без поверки счетчиков? 1 Март, 2019
- Кто теперь должен делать замену и поверку счетчиков? 12 Ноябрь, 2018
- Газовые счетчики для квартиры в МКД 25 Октябрь, 2018
- Общедомовые приборы учета (ОДПУ) 1 Октябрь, 2018
- Двухкомпонентный тариф на ГВС 10 Сентябрь, 2018
- Поверка счетчиков воды. Цены, сроки, документы 20 Июль, 2018
Кто теперь должен делать замену и поверку счетчиков?
4.3 (86%) 10 vote[s]mostszh.ru
Требуют перед установкой нового электросчетчика провести его проверку. Это законно? — Счетчики и учет электроэнергии — Свет — Вопрос-ответ
Марина, здравствуйте! Не совсем понятно, что вы имели ввиду…
Но можно предположить, что речь идет о требовании провести на «проверку», а «поверку» нового счетчика. Это другая процедура, в ее ходе проверяет способность счетчика с должной точностью учитывать потребление коммунального ресурса, в данном случае – электроэнергии.
Первая (ее еще называют – первичная) поверка проводится непосредственно сразу после изготовления прибора учета. Последующие – спустя определенный производителем срок. Он называет межповерочный интервал, МПИ. Для разных типов счетчиков МПИ назначают разным, от пяти до 16 лет.
При этом, законодательством утверждена норма, согласно которой на трехфазных прибора учета электроэнергии при их установке должна быть пломба государственной поверки давностью не более 12 месяцев, а однофазных – с давностью не более 2 лет. Норма эта содержится в п. 1.5.13 «Правил эксплуатации электроустановок». Ссылка на документ — http://docs.cntd.ru/document/1200030218.
В переводе на простой, доступный обычному пользователю язык, это означает, что если счетчик долгое время пролежал на складе (в магазине), то сразу ставить его нельзя. Сперва счетчик надо поверить. Срок, за который счетчик не успеет «испортиться» составляет один год для трехфазных приборов учета и два года – для однофазных.
Соответственно, возвращаясь к вашему вопросу… Надо смотреть на дату первичной поверки счетчика. Она приведена в паспорте прибора. Если указанные выше сроки (год для трехфазных и два года для однофазных счетчиков) истекли, то требование провести поверку является законными. Если же эти сроки не истекли, то проводить поверку перед установкой счетчика не надо.
Ну а общий вывод такой: при покупке счетчика надо смотреть на дату его производства (и первичной поверки). Чем «свежее» счетчик, тем лучше.
energovopros.ru