Закрыть

Маркировка выводов асинхронного двигателя: Обозначения выводов фаз трехфазных электродвигателей.

Маркировка выводных концов электрических машин переменного тока

Страница 21 из 30

Первый способ. Контрольной лампой, вольтметром или мегомметром определяют принадлежность выгодных концов к отдельным фазам и предварительно маркируют: выводы одной фазы С1—С1 другой С2—С2, последней С3—С3. Выводные концы С1, С2, С3 соединяют между собой в звезду, а к оставшимся концам С1, С2, С3 подводят пониженное напряжение (рис. 71).
Если одна из фаз «перевернута», показание амперметра в ней будет наибольшим. Далее меняют местами концы фазы с большим током и меняют маркировку концов, соединенных в звезду: С1 на С4, С2 на С 5 и С3 на С6. Выводные концы присоединяют к клеммному щитку машины (рис. 6). Во время опыта ток в фазах не должен превышать номинальной величины, что легко достигается регулировкой подводимого напряжения.
Второй способ. Предварительно маркируют концы по аналогии с первым способом. После чего два конца C1 и С2 соединяют между собой, а к оставшимся двум концам C1 и С2 подводят пониженное напряжение (рис.

72), к выводам третьей фазы С3—С3 подключают вольтметр. Если показание вольтметра равно нулю, то маркировку соединенных вместе концов C1 и С2 следует заменить соответственно на С4 и С5. При наличии напряжения на выводах С3 и С3 необходимо поменять местами концы С2 и С2 и после этого сделать перемаркировку концов, как это делали при отсутствии напряжения между выводами С3 и С3. Далее к первой фазе вместо второй подключают третью, а вольтметр включают на выводы второй фазы С2 и С5 и определяют конец третьей фазы С6.
Третий способ. После определения принадлежности концов к отдельным фазам собирают схему (рис. 73). От источника постоянного тока (аккумулятора) подают на начало и конец одной фазы напряжение порядка 2— 6 В, а к выводам одной из оставшихся фаз подключают милливольтметр. Если плюс источника подключен к С1 а минус— к С4, то при отключении цепи на С2 будет плюс, а на С5 — минус. При отключении цепи наблюдают за стрелкой милливольтметра. Если стрелка отклоняется в нужном направлении, то конец, подключенный к плюсу прибора, маркируют С2, а конец, подключенный к минусу, — С5.


Рис. 71. Схема опыта для маркировки выводных концов по первому способу:

1 — перевернутая фаза.

Рис. 73. Маркировка выводных концов обмоток электрических машин третьим способом.

Рис. 72. Маркировка выводных концов обмоток электрических машин вторым способом.

Рис. 74. Маркировка выводных концов обмоток электрических машин четвертым способом.

Далее милливольтметр подключают к выводам третьей фазы и аналогично маркируют ее выводные концы
(С3-С6).
Четвертый способ. К двум выводам обмотки машины, соединенной звездой или треугольником, подводят пониженное напряжение (рис. 74). Увеличивают напряжение и следят за тем, чтобы ток был не выше номинального тока обмотки. Измеряют напряжение между выводами, подключенными к источнику питания, и третьим выводом обмотки.

Опыт повторяют трижды, каждый раз заменяя одну из фаз обмотки, подключаемую к источнику питания. Выводные концы обмотки соединены правильно, если напряжения при всех измерениях будут одинаковыми.
Рекомендации по выбору способа маркировки. Выбор способа маркировки зависит от конструктивных особенностей электромашины и от наличия соответствующего оборудования и электроизмерительных приборов. Выводы асинхронных двигателей с коротко- замкнутым ротором, синхронных двигателей с пусковой клеткой и синхронных генераторов с демпферной обмоткой удобно маркировать первым способом. Маркировать выводные концы асинхронных двигателей с фазным ротором и синхронных машин, не имеющих пусковых и демпферных клеток, удобно вторым и третьим способами.
Маркируют выводные концы обмоток, имеющих только три вывода, четвертым способом с последующим применением второго или третьего способа.
При всех способах напряжение нужно увеличивать осторожно и доводить его до такой величины, чтобы удобно было наблюдать за показаниями электроизмерительных приборов.

  • Назад
  • Вперёд

Расшифровка маркировки электродвигателей отечественных и импортных

Электрики, занимавшиеся эксплуатацией электродвигателей производства СССР, не имели затруднений в расшифровке обозначений, которые наносились на шильдик.  Асинхронные двигатели, согласно ГОСТ, имели обозначения А, А2, АО2, 4А, 4АМ. Двигатели, произведенные в странах содружества, носили отличные обозначения. Например, маркировка электродвигателей, произведенных в Болгарии, вместо 4А обозначались МО, а 4АМ как М. С развалом СССР заводы-производители стали применять свое обозначение, что затрудняет электрикам подбор двигателей при ремонтных работах. В этой статье будет рассмотрена маркировка электродвигателей и их расшифровка.

  • Современное обозначение и расшифровка параметров электродвигателей
  • Схема соединения и расшифровка обозначений клемм в коробке
  • Маркировка импортных двигателей
  • Определение параметров двигателя при отсутствии таблички
  • Маркировка моторчиков для радиоуправляемых моделей

Современное обозначение и расшифровка параметров электродвигателей

Маркировка имеет несколько основных позиций:

  • марка (тип) электродвигателей;
  • вариант исполнения;
  • рабочая длина оси вращения;
  • монтажные размеры крепления;
  • длина сердечника;
  • число пар полюсов;
  • модификация конструкции;
  • климатическое исполнение.

Ниже приведена расшифровка обозначений современных двигателей.

Ниже вы видите пример полной маркировки асинхронных двигателей и его расшифровка.

Также указывается и степень защиты электродвигателя от пыли и влаги по классу IP, цифрами от 0 до 8. Здесь первая цифра — это защита от пыли, а вторая — от влаги.
При этом в наименовании указывается монтажное исполнение. По коду монтажного исполнения можно определить, как производится крепление двигателей – на лапах или с помощью фланца. Например, IM 1081 говорит о креплении на лапах, и о том, что возможна установка валом вверх, вниз или горизонтально.

Для электропривода во взрывозащищенном исполнении в пакете сопроводительных документов должен быть сертификат, в котором указана маркировка по степени взрывозащиты, по её виду и сфере применения. Также и в маркировки двигателя если вначале указана буква В – он взрывозащищенный, например ВА07А(М)-450-710.

При этом обозначение двигателей постоянного тока отличается от переменного и имеет такой вид, как показано на рисунке.

На ниже приведенном рисунке представлена информация о тяговых электродвигателях, смонтированных на кранах.

Аналогичные данные размещаются на шильдиках электродвигателей.

Информация на табличке говорит, что:

  • АИР – тип асинхронной машины;
  • 80 – длина вала;
  • А-монтажный размер;
  • 4-количество полюсов;
  • У- предназначен для работы в умеренном климате;
  • 3-устанавливается в закрытом помещении.

Мощность 1,1 кВт, частота вращения 1420 об/мин. Может работать от переменного тока напряжением 220 или 380 вольт при включении обмоток треугольником или звездой.

Ток потребления соответственно будет 4,9/2,8А. Степень защиты IP54. Произведен в республике Беларусь.

Схема соединения и расшифровка обозначений клемм в коробке

На электродвигателе имеется клеммная коробка, её еще называют «брно». Где на болтах крепятся выводы начала и конца обмоток статора.

На вышеприведенном рисунке представлена коробка с маркировкой клемм, а на нижеприведенном рисунке приведено обозначение выводов обмоток, перемыкая которые определенным образом, можно получить соединение треугольником или звездой:

  • U1 является концом первой обмотки, а W2 началом третьей;
  • V1 конец второй, а U2 – начало первой;
  • W1 конец третьей, а V2 начало второй.

Перемыкая контакты U1, V1, W1 получаем соединение обмоток звездой, а перемыкая пары контактов U1 c W2, V1 c U2, W1 c V2 — обмотки соединенные треугольником.

Маркировка импортных двигателей

На импортных электродвигателях используется аналогичная маркировка.

На рисунке представлен шильдик электродвигателя, произведенного в Италии. Где нанесена маркировка аналогичная отечественным двигателям, но по европейским стандартам. По этим данным можно подобрать отечественный аналог.

Немецкая фирма Siemens выпускает электродвигатели различного назначения. При этом обозначение на шильдике наносятся данные для стандартного напряжения, но для разной частоты питающего напряжения. На приведенном ниже рисунке, представлена расшифровка информации с шильдика двигателя фирмы Сименс.

Аналогичная маркировка электродвигателей размещается на шильдиках китайских производителей. Зачастую они выпускают продукцию под известными брендами, такими как тот же «Сименс».

Определение параметров двигателя при отсутствии таблички

Если нет таблички на двигателе,и отсутствует паспорт, возникает вопрос, как определить его мощность. Для этого существует несколько способов:

  1. Измерив, диаметр и длину вала, по таблице вычисляют его параметры.
  2. Зная габаритные и крепежные размеры, можно по этой информации осуществить подбор электродвигателей, по таблицам, которые вы найдете по ссылке ниже.
  3. Измерив, сопротивление обмоток, по формуле определяют мощность. Для этого замеряют сопротивление при соединении звездой. Результат делят на 2. Полученные данные подставляем в формулу: P=(220v*220v)/R, полученную цифру умножаем на 3, это и будет искомая мощность. При соединении звездой расчет производят по этой же формуле, результат умножаем на 6. Получаем необходимую мощность.
  4. Подключив мотор к сети, амперметром замеряют ток холостого хода. После чего по данным таблицы производят подбор двигателей.

Такая ситуация часто возникает на производстве. Поэтому электрики должны понимать, как узнать мощность двигателей при отсутствии шильдика.

При подключении электрики обязаны учитывать направление вращения вала привода подсоединенного к насосам. Это относится как к трехфазным, так и однофазным двигателям. На некоторых моторах на корпус наносится стрелка, указывающая направление вращения.

Подробно об этом мы писали в отдельной статье, опубликованной ранее — https://samelectrik.ru/kak-opredelit-moshhnost-elektrodvigatelya.html.

Маркировка моторчиков для радиоуправляемых моделей

Маркировка бесколлекторных двигателей на модели имеет два показателя: размеры статора диаметр/высота или внешние габариты. Обозначаются четырехзначным цифровым значением, например, 2212. Первые две цифры определяют диаметр, а вторые — длину статора в миллиметрах.

 

Обратите внимание, что указываются размеры не корпуса, а статора. Приведенный выше моторчик типа 2212 – outrunner по конструкции, то есть бесколлекторный двигатель с внешним ротором. Размеры его корпуса будут отличаться от 22 и 12 мм.

Однако, внешние размеры статора это маркетинговый ход менеджеров по продажам, потому что обмотка в нём может быть любой.

Вот мы и рассмотрели, какая бывает маркировка электродвигателей и их расшифровка. Если остались вопросы, задавайте их в комментариях под статьей!

Материалы по теме:

  • Расшифровка маркировки проводов и кабелей
  • Какие бывают щетки для электродвигателей и как они маркируются
  • Условное обозначение двигателей на схеме

Опубликовано 05.09.2019 Обновлено 17.06.2021 Пользователем Александр (администратор)

Проверка полярности трехфазного асинхронного двигателя: электрические машины

Пожалуйста, поделитесь и распространите информацию:

Проведение Проверка полярности нового трехфазного асинхронного двигателя необходима перед запуском в эксплуатацию. Если двигатель неправильной полярности питается трехфазным питанием, распределение магнитного поля в обмотках двигателя становится неравномерным, а выходной крутящий момент становится пульсирующим. Двигатель потребляет чрезмерные токи, что приводит к повреждению обмоток.

Предположим, у нас есть новый асинхронный двигатель без какой-либо маркировки выводов, тогда нам необходимо определить его полярность перед использованием. Обычно доступны шесть клемм от трех фаз асинхронного двигателя. Если их маркировка полярности (A1, A2; B1, B2; C1, C2) неизвестна, то ее можно узнать путем проверки полярности на асинхронном двигателе.

Проверка полярности асинхронного двигателя:

Существует два метода определения полярности трехфазного асинхронного двигателя.

  1. Определение полярности с помощью источника переменного тока
  2. Определение полярности с помощью источника постоянного тока

Определение полярности асинхронного двигателя — метод I (по переменному току):

Тестер
  • Однофазный источник переменного тока
  • Вольтметр переменного тока
  • Здесь описан процесс.

    Шаг 1:

    Проверка целостности цепи для идентификации каждой из клемм обмотки [AA BB CC]:

    Мы можем выполнить эту проверку с помощью мультиметра, проверив непрерывность между любыми двумя клеммами. Если две клеммы относятся к одной обмотке, раздастся звуковой сигнал.

    Выполните эту процедуру для всех и определите клеммы, затем пометьте клеммы как AA, BB и CC.

    Шаг 2:

    Тест на определение полярности [A1A2 B1B2 C1C2]:

    Произвольно возьмите любые две обмотки и пометьте клеммы как A1 A2, B1 B2 (это предположение на рисунке), как показано на рисунке. .


    Метод определения полярности переменного тока-01

    Теперь соедините A2 с B1 так, чтобы две обмотки были соединены последовательно.

    Теперь подайте 230 В переменного тока между A1 и A2 и измерьте напряжение между A1 и B2.

    Если мы заметим, что измеренное напряжение меньше приложенного напряжения, то наше предположение верно. В противном случае поменяйте местами клеммы A1 и A2 и повторите процесс, чтобы найти клеммы A1, A2, B1 и B2.

    Теперь возьмем третью обмотку обозначим ее как С1, С2 (это предположение) и возьмем вторую обмотку В1В2 (уже известную) соединим В2 с С1 так, чтобы две обмотки были последовательно как показано на рис.


    Метод определения полярности переменного тока-02

    Теперь подайте 230 В переменного тока между B1 и B2 и измерьте напряжение между B1 и C2.

    Если мы заметим, что измеренное напряжение меньше приложенного напряжения, то наше предположение верно. В противном случае поменяйте местами клеммы C1 и C2 и повторите процесс, чтобы найти клеммы B1, B2, C1 и C2.

    Как только мы сможем идентифицировать все терминалы, к которым они подключены по схеме «звезда» или «треугольник», для соединения «звезда» присоедините A2B2C2 или A1B1C1, для соединения «треугольник» подключите A2B1, B2C1 и A1C2.

    Метод определения полярности асинхронного двигателя II (по постоянному току):

    Необходимое оборудование:

    1. Центр – нулевой гальванометр или милливольтметр или миллиамперметр
    2. Переключатель и провода
    3. Батарея (1,5 В или 3 В)

    Процедура идентификации клемм A1, A2 и B1, B2:

    Метод определения полярности постоянным током-01
    1. Произвольный выбор одной из клемм фазной обмотки скажем А1 и А2.
    2. Подсоедините положительную клемму аккумулятора к A1 и отрицательную клемму к A2 через переключатель.
    3. Счетчик подключен через один из других две фазные обмотки говорят о фазе B случайным образом.
    4. В момент замыкания выключателя соблюдайте отклонение стрелки счетчика.
    5. При положительном отклонении или отклонении по часовой стрелке, затем терминал, подключенный к положительному счетчику, — B2 и подключен к минусовая клемма — B1.
    6. Если отклонение в противоположном направлении, тогда полярности B1 и B2 соответственно.

    Процедура определения других клемм C1, C2:


    D.C Метод определения полярности-02
    1. Выберите первую обмотку с клеммами, скажем A1 и А2.
    2. Подсоедините положительную клемму аккумулятора к A1 и отрицательную клемму к A2 через переключатель.
    3. Счетчик подключен по третьей фазе обмотка.
    4. В момент замыкания выключателя соблюдайте отклонение стрелки счетчика.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *