Что такое общее освещение и какие виды освещения бывают?
Комбинированное естественное и искусственное общее освещение помещения
Освещение в квартире, доме, производственном или офисном помещении разделяется на множество видов. Каждый из этих видов имеет собственное предназначение и цели.
Правильный выбор типа освещения позволяет доиться не только создания комфортных условий, но и выполняет немало сугубо функциональных задач. Поэтому в этой статье мы постараемся разобраться со всеми видами освещения и определиться какие из них в каких случаях применяются.
Естественное освещение
Начнем нашу статью с наиболее распространенного и востребованного естественного освещения. Это тот вид освещения, который дает нам солнце и который является обязательным для всех жилых и большинства общественных и промышленных зданий.
Комбинированное естественное освещение комнаты
Итак:
- Естественное освещение в свою очередь подразделяется на боковое, верхнее и комбинированное.
- Боковое естественное освещение реализуется за счет окон. Для жилых зданий он является одним из наиболее распространенных. Но далеко не каждое окно дает достаточный уровень света для освещения комнаты или всего здания. Поэтому для расчётов был принят такой коэффициент как – КЕО.
- КЕО — это коэффициент естественного освещения. Согласно СНиП 23 – 05 – 95 значение КЕО нормируется на условной плоскости, наиболее удаленной от оконного проема на расстоянии одного метра. При наличии нескольких оконных проемов КЕО нормируется в центре помещения.
- При вертикальном естественном освещение нормируется КЕО на расстоянии 1 метр от стен. Для сравнения КЕО для работ средней точности при боковом освещении должен составлять 1,5%, а для комбинированного 4%.
Искусственное освещение
Но понятное дело, что одним естественным освещением не обойтись.
Тем более для работ высокой точности. Поэтому в большинстве помещений применяется так называемое совмещенное освещение.Оно включает в себя естественное и искусственное освещение. Искусственное освещение в свою очередь делится еще на несколько типов.
Общее освещение
Общее освещение это тип освещения который обеспечивает сам по себе достаточный уровень освещенности в помещении. При этом для создания более комфортного освещения в отдельных частях помещения могут применяться другие виды освещения.
- Общее освещение так же может быть верхним, боковым и комбинированным. В большинстве случаев применяется именно верхнее освещение из-за чего часто можно услышать ложное определение, что общее освещение — это светильники расположенные под потолком помещения.
- Большинство приводимых норм для освещения помещений приводятся именно для общего освещения. Это не касается только освещения рабочих поверхностей, а также эвакуационного или аварийного освещения. Но об этом мы поговорим чуть позже.
Обратите внимание! Для помещений, в которых более половины работающих старше 40 лет, согласно СНиП 23 – 05 – 95 нормативы общего освещения должны быть увеличены.
- При расчете общего освещения учитывается такой показатель как отражение стен и потолков. Принимается процент отражения по табл. 2 СНиП 23 – 05 – 95.
Отраженное общее освещение комнаты
- Вообще отражением поверхностей достаточно часто пользуются для создания более рассеянного общего освещения. Так в последнее время часто используется общее освещение, отраженное от глянцевого потолка. Благодаря этому получается общее равномерное освещение.
- Для создания общего освещения в большинстве случаев используют светильники дающие рассеянный свет. Достигается это за счет рассеиваетелей установленные в светильниках. В большинстве случаев в качестве таковых используется стекло, пластик или ткань.
Зональное и местное освещение
Для создания более комфортных условий в отдельных частях помещения создают так называемое зональное и местное освещение. Отличием между ними является площадь на которой обеспечивается необходимый уровень освещенности.
Итак:
- Зональное освещение обеспечивает более высокий уровень освещенности в определенной части помещения. Это может быть обеденная зона на кухне (см. Как подобрать для кухни освещение), рабочее место или зона отдыха.
- Цель данного вида освещения обеспечивать не только более высокую степень освещенности, но и визуально выделять определенную часть помещения. Данная особенность часто используется в дизайнерских решениях.
- Для зонального освещения используются как светильники рассеянного, так и направленного действия. Все зависит от особенностей помещения и поставленных целей.
Один из вариантов местного освещения
- Местное освещение призвано обеспечивать должный уровень освещенности в одном определенном месте. Это может быть рабочая зона станка, место для чтения или освещение клавиатуры компьютера.
- Реализуется этот тип освещения в большинстве случаев за счет светильников направленного действия. Причем достаточно часто применяются светильники с возможностью изменять направление освещения.
Декоративное освещение
Еще одним типом освещения, которое появилось относительно недавно является декоративное. Его основная цель создания должного комфорта и внешней привлекательности помещения.
Пример декоративного освещения комнаты
- Так как основная цель декоративного освещения создание привлекательного внешнего вида, то особых требований к нему не предъявляется. В этом случае не важен не уровень не интенсивность освещения.
- В то же время нельзя забывать о таких параметрах как пульсация, перепад между максимально освещенными и затемненными участками. Все это может негативно отражается на здоровье человека. Поэтому пренебрегать этими нормативами только из-за привлекательного внешнего вида не стоит.
- Создать декоративное освещение своими руками вполне возможно из светильников любой конструкции. Ведь здесь важен не столько технический аспект светильника, сколько дизайнерские навыки создателя. Поэтому говорить о типе светильников для этого освещения бессмысленно.
Аварийное освещение
Но как мы говорили выше в освещение вкладывают не только эстетические, но и функциональные требования. Одним из таковых является аварийное освещение. Которое в свою очередь делится на освещение безопасности и эвакуационное.
Освещение безопасности на производстве
Итак:
- Освещение безопасности необходимо на производствах, которые не могут быть остановлены из-за потери общего освещения. Это те производства, остановка которых может вызвать пожары, взрывы, либо привести к нарушениям в работе систем водоподготовки, электроснабжения и других крайне необходимых систем.
- Освещение безопасности должно обеспечивать освещенность не менее 5% от общего освещения. При этом согласно п.7.63 СНиП 23 – 05 – 95 для помещений это значение должно быть не менее 10лк для ламп накаливания и 30лк для люминесцентных ламп.
- При этом светильники аварийного освещения обязательно должны давать рассеянный свет как на видео. Ведь они по сути являются системой общего освещения в аварийный промежуток времени.
- Бесперебойность работы эвакуационного и освещения безопасности обеспечивается за счет подключения данного вида освещения к независимым источникам питания, автономным генераторным установкам либо за счет подключения к автономным аккумуляторным батареям.
Эвакуационное освещение помещения
- Эвакуационное освещение применяется в зданиях, в которых в случае пожара будет эвакуироваться 50 и более человек. Кроме того, оно должно монтироваться в опасных для прохода людей местах, а также в жилых зданиях высотой более 6 этажей.
- Основная цель такого типа освещения обеспечить освещенность в помещениях не менее 0,5лк. Это достаточно маленькое значение, поэтому светильники могут располагаться на расстоянии не менее 25 метров друг от друга. При этом они обязательно должны быть на поворотах.
Обратите внимание! Для эвакуационного освещения инструкция предусматривает норматив согласно которому между наиболее и наименее освещенными участками перепад должен быть не более 1/40.
- В связи с этим для эвакуационного освещения должны применяться светильники дающие рассеянный свет. А для снижения вероятности потери ориентации у человека на данные светильники разрешается наносить указатели с указанием ближайшего выхода из помещения.
Наружное и охранное освещение
Освещение общее для улиц, дорог и площадей обеспечивается за счет наружного освещения. К этому типу освещения относятся и системы освещения тоннелей, мостов, подземных переходов и других подобных сооружений.
Наружное освещение парковых зон
- Согласно СНиП 23 – 05 – 95 уровень наружного освещения зависит от интенсивности движения по дорогам, а также населения города. Так основные магистрали с интенсивностью движения более 3 тысяч машин в час должны освещаться с интенсивностью в 20лк, а дороги местного значения с интенсивностью движения менее 500 автомобилей в час должны освещаться всего на уровне 4лк.
Обратите внимание! Все приведенные нормативы касаются средней освещенности данных объектов. Но зато есть норматив, который предписывает, что наиболее затемненные объекты должны иметь освещенность не менее 0,35 от средней.
- Соответствующие нормативы действуют и для пешеходных объектов. Причем для тоннелей, пешеходных переходов и других подземных сооружений интенсивность наружного освещения зависит еще и от времени дня. Днем освещенность должна быть выше, а в вечернее и ночное время ниже.
- Для наружного освещения в большинстве случаев применяются светильники рассеянного света. При этом достаточно часто они оснащаются дополнительными рассеивателями, что позволяет увеличить расстояние между светильниками.
На фото представлено охранное освещение
- Существует и так называемое охранное освещение. Оно может быть дежурным или временным. Дежурное освещение включено постоянно, а временное включается от срабатывания охранных систем.
- Уровень охранного освещения должен обеспечивать освещенность не менее 0,5лк на уровне земли, либо в 50 см над ее уровнем. Это определяется проектом.
- Светильники охранного освещения могут давать как рассеянный, так и направленный свет. Это зависит от требований проекта. При этом в любом случае запрещается применять источники света, дающие задержку при включении освещения.
Архитектурное, рекламное и витринное освещение
Последними видами рассматриваемого нами освещения являются архитектурное, рекламное и витринное освещение. Данные типы освещения предназначены преимущественно для создания притягательного внешнего вида и поэтому требования к ним во многом зависят от проекта, но и здесь есть определенные ограничения.
Пример архитектурного освещения в городе
Итак:
- Начнем с архитектурного освещения. Оно не должно выбиваться из общей композиции освещения города. Поэтому здесь введены нормы максимальной освещенности фасада здания. Так для крупных городов средняя яркость составляет 8 кд/м2, а для сельской местности не более 3 кд/м2.
Обратите внимание! Если мы рассматриваем объект архитектура которого позволяет любоваться им с расстояния в километр и более, то здесь цена вопроса выше. В этом случае разрешается увеличить нормы яркости, но не более чем на 50%.
- Кроме того, при освещении фасадов следует учитывать отражение от здания. Для этого принимается специальный коэффициент отражения, который принимается по табл.19 СНиП 23 – 05 – 95.
- Свет витрин так же не должен слепить человека. Поэтому имеется норматив вертикальной освещенности, который принимается для высоты 1,5 метра от уровня тротуара. Этот норматив так же зависит от категории улиц. Для крупных улиц он оставляет 300лк, а для небольших не более 100лк.
- Кроме того, при уровне освещенности витрин следует учитывать их наполнение. Так при выставлении светлых товаров уровень освещенности должен быть снижен на 100лк, но не менее 100лк. А при выставлении темных товаров можно его увеличить на 100лк, но не более 300 лк.
Пример соблюдения правил рекламного освещения
- Что касается рекламного освещения, то здесь так же есть нормы, препятствующие выбиванию рекламы из общей структуры освещения города. Прежде всего следует помнить, что любая реклама должна быть расположена на уровне не мене 3 метров от уровня тротуара.
- Так же существуют предельные нормативы для уровня яркости рекламных щитов. Они тоже зависят от интенсивности движения на улице. Кроме того, к рекламным щитам предъявляется требования по уровню наиболее и наименее освещенных участков. Это соотношение согласно п. 7.57 СНиП 23 – 05 – 95 не должно превышать 1/
Вывод
Как вы видите видов освещения достаточно много и все они имеют определённые требования. Кроме приведенных нами требований по уровню освещенности, яркости и коэффициенту освещенности существуют еще требования по уровню пульсации, цветопередачи, перепаду освещения, бликам и многим другим параметрам. Поэтому, казалось бы, такая простая задача по выбору освещения может стать поистине проблемной.
Особенно это касается крупных промышленных и торговых объектов. В этом случае без помощи профессионалов вам не обойтись.
Освещение помещений. Советы по выбору светильников.
Освещение помещений имеет важное гигиеническое значение. Важно не просто освещать помещение или отдельное рабочее место, а создавать освещение, которое соответствовало бы характеру выполняемой работы. Недостаточное освещение снижает работоспособность и производительность труда, вызывает утомление глаз, способствует развитию близорукости, увеличению производственного травматизма, приводит к транспортным авариям на улицах и дорогах.
Освещение бывает естественным, искусственным и смешанным
Естественное освещение
Обусловливается солнечными лучами и рассеянным светом небосвода и меняется в зависимости от географической широты, высоты стояния солнца, степени облачности и прозрачности атмосферы. Естественный свет имеет спектр, к которому глаз человека наиболее привычен. Нормы естественного освещения устанавливаются в зависимости от назначения здания и отдельных помещений. Лучшая освещенность помещений достигается окраской стен и потолков в светлые тона, а также периодической очисткой оконных стекол, загрязнение которых приводит к потере 50% светового потока. Для оценки естественного освещения используется коэффициент естественного освещения, показывающий, во сколько раз освещенность внутри помещения меньше наружной. В средней полосе в наиболее удаленных от окон точках коэффициент естественного освещения должен быть не менее 2,5%, а в северных широтах – 2,9%. Оптимальная ориентация окон жилых помещений – юг и юго-восток.
Искусственное освещение
Источниками искусственного света служат электрические лампы. Количественной характеристикой является освещенность, которая устанавливается в пределах от 5 до 5000 лк в зависимости от характера выполняемых работ. Различают два вида искусственного освещения: общее, при котором свет распространяется равномерно по всему помещению, и комбинированное, создаваемое лампами общего и местного освещения одновременно и которое в гигиеническом отношении наиболее целесообразно. Работать только при местном освещении не рекомендуется, так как, переводя взгляд с ярко освещенной поверхности на темные окружающие предметы, мы создаем дополнительную нагрузку на глаза.
Настольную лампу или другой переносной светильник устанавливают непосредственно на рабочем месте так, чтобы свет от нее падал спереди с левой стороны, тогда тень от руки не будет заслонять работу. В настольной лампе или бра лампочка должна быть не менее 40–60 Вт для людей с нормальным зрением, а пожилым и тем, у кого зрение ослаблено, лучше приобрести лампы мощностью 75–100 Вт. Мощность ламп в светильниках общего освещения определяется из расчета 10–15 Вт на 1 м3 площади помещения. Целесообразно общее освещение устраивать с помощью люминесцентных ламп, а для местного использовать лампы накаливания.
Смешанное освещение
Включение искусственного (электрического) света в дополнение к дневному свету, что в необходимых случаях вполне целесообразно.
Освещение помещений, правильное освещение — залог гармонии и уюта
Одной из основ комфорта и уюта в помещении во многом является его правильное оформление. И стремясь максимально реализовать все свои пожелания и потребности, следует обратить внимание на организацию рационального освещения. Свет играет важную роль в ландшафте, в облике любой конструкции и, конечно, в дизайне интерьера. Освещение способно как реализовать даже самое оригинальное интерьерное решение, так и скрыть недостатки дизайнерской работы или добавить новых красок в безупречное оформление комнаты. С его помощью можно изменить помещение до неузнаваемости. Правильно установленный свет, корректируя геометрию комнат, маскирует то, что вы хотите оставить в тени, создавая в интерьере необходимые акценты. Именно поэтому к его выбору нужно подойти со всей ответственностью. Однако, свет – это не только изысканность и стиль, но и прекрасная возможность проявить заботу о собственном зрении. Более того, современные специалисты уверены в том, что грамотное освещение – это залог идеальной рабочей атмосферы, высокого уровня концентрации, продуктивной работы головного мозга и хорошего отдыха.
При организации наиболее удобного освещения следует помнить о том, что осветительные приборы являются неотъемлемой частью интерьера, поэтому между ними должна быть полная гармония. Следует иметь в виду, что, скажем, хрустальная люстра внушительных размеров, какой бы великолепной она не была, совершенно не подходит для маленьких помещений. В то же время скромные светильники способны сделать большую красивую гостиную комнату чересчур простой.
Освещение помещений
Правильное освещение во многом зависит не только от выбора осветительных приборов, но и от типа и мощности используемых в них ламп. Задача люстры – освещать всю комнату, а бра и настольные лампы выбирают, исходя из задач местного значения. Одним из критериев вашего выбора должен стать и характер излучаемого света определенного осветительного прибора (преломленный, отраженный или прямой). При этом нельзя забывать и о способности окружающих предметов отражать лучи – тканевые и матовые поверхности поглотят свет, а зеркала усилят его.
Световые эффекты в оформлении помещений – это новое ответвление в области создания интерьеров, развивающееся с каждым днем. Современные дизайнеры делают все для того, чтобы подобрать те осветительные приборы, которые смогут выгодно оттенить всю красоту наших жилищ или офисов.
Освещение помещений, световой поток ламп
Не так давно, ассортимент рынка бытовых электроламп был представлен, преимущественно, лампами накаливания. Выбор характеристик этих изделий при таком однообразии, для рядового покупателя, чаще всего сводился, лишь к выбору их электрической мощности, конструкции цоколя, формы колбы. Очевидно, что совпадение эксплуатационных характеристик этих источников света было обусловлено их однотипностью. Сегодня, ситуация на потребительском рынке изменилась кардинально; необходимость реализации новых идей в области освещения, соблюдение современных требований к энергосбережению, привела к появлению на витринах магазинов самых разных типов лампочек. В настоящее время, для достижения нужного освещения с желаемыми параметрами руководствоваться при выборе только мощностью ламп, не учитывая другие их характеристики нельзя. При равной мощности разных типов электроламп, имеющих разные характеристики свечения, количество вырабатываемого ими света может отличатся в несколько раз.
Одной из важнейших характеристик любой лампы, о которой здесь пойдет речь, является световая отдача или отношение излучаемого ей светового потока к электрической потребляемой мощности. Единица измерения этого показателя эффективности преобразования источником освещения электроэнергии в свет — лм/Вт (люмен/Ватт).
Освещение помещений, световой поток ламп
Световой поток лампы — это физическая величина, количественно характеризующая интенсивность ее излучения воспринимаемого зрением. Единица его измерения — люмен (лм). Образец единицы этой величины соответствует потоку лучше всего воспринимаемого глазом излучения зеленого света (с длиной волны λ=555 нм) и мощностью излучения в 1/683 Вт.
Если взять таблицу, где приведены значения светоотдачи, соответствующие электролампам различных типов, то в ней будет видно, что при одинаковой мощности, лампы будут обеспечивать разный световой поток.
На практике, снижение светового потока, даже качественных образцов ламп в процессе их эксплуатации неизбежно. Наибольшими значениями потерь светового потока отличаются газоразрядные источники освещения. Так, у широко распространенных ДНаТ, ДРЛ, к окончанию их срока службы наблюдается значительное (в зависимости от условий эксплуатации до 50-60%) снижение светового потока; у ЛКК эти потери могут составлять 20-30%, у ламп накаливания — 10-15%. Считается, что меньшими световыми потерями (менее 5%) в ходе эксплуатации обладают источники света с наибольшей светоотдачей — светодиодные. Во многом, большая величина светового потока, остающаяся практически неизменной на протяжении всего срока их службы, обусловлена особенностью устройства LED-ламп.
Освещение помещений, какой светильник выбрать
В настоящее время совсем нередки случаи приобретения дорогих и, казалось бы качественных светильников от известных производителей, которые сразу выходят из строя.
Рассмотрим наиболее распространенные причины их поломки:
Эксплуатация приобретенного осветительного прибора осуществлялась при условиях, не соответствующих его заявленным эксплуатационным характеристикам, значительно превышающих все «запасы прочности» изделия. Как пример — эксплуатация прибора с использованием ламп несоответствующего типа или с превышающей допустимую потребляемой мощностью.
Очевидно, что соблюдение всех требований производителей, связанных с эксплуатацией качественных приборов освещения, в большинстве случаев обеспечит их заявленный срок службы. Конечно, нельзя не учитывать риск покупки бракованной продукции даже при выборе изделий производителей, хорошо зарекомендовавших себя на рынке светотехнической продукции. Но в этом случае, при соблюдении всех правил гарантийного обслуживания, покупатель может рассчитывать на замену неисправного светильника или денежную компенсацию.
Разумеется, предполагается, что покупка была сделана в торговом учреждении, где продавец, действительно несет ответственность за недостатки производственного характера в течении установленного производителем гарантийного срока. Но, гораздо чаще, выход из строя светильников происходит по причине их низкого качества. Поэтому, рассмотрим ее подробнее и дадим несколько рекомендаций, связанных с правильным выбором светильников.
Приобретение некачественного товара у недобросовестного продавца, реализовавшего товар сомнительного происхождения под видом светильника известной фирмы. Чтобы не стать жертвой обмана, необходимо более ответственно подходить к вопросу выбора изделия и соблюдать некоторые правила. Первое, на что обращает внимание покупатель, это цена изделия. Здесь правило “чем дороже, тем качественнее” работает не всегда. Можно найти и недорогой, но качественный светильник; важно понять, что было приоритетом для производителя – дизайн или качество.
Освещение помещений, видеообзор светильников
Светильник, имеющий простые формы и обычные плафоны, без различных подвесок, изготовленный из недорогих материалов, может быть очень хорошего качества. И, соответственно, чем сложнее конструкция, тем дороже светильник. Кроме того, очень важно при выборе учитывать страну-производителя. Для многих очевидно, что ввиду особенностей экономической политики большинства стран Европы, светильники, привезенные оттуда, будут иметь высокую стоимость. Однако, как замечено выше, высокая стоимость никак не является показателем качества. К тому-же, понятия о стоимости весьма субъективны и конечно, зависят от размера бюджета покупки. Поэтому, перейдем к качеству.
Качество
Нередко, желая повысить цену светильника, продавцы несколько завышают допустимую мощность ламп. При выборе следует внимательно осмотреть плафоны. Для лучшего отвода тепла, светильники с мощностью ламп более 60 Вт должны иметь большие и открытые плафоны. Бытовые светильники любого типа представляют собой конструкцию арматуры, закрепленной на его корпусе и лампы.
Материалы изготовления должны быть стойкими к воздействию высоких температур. Чаще всего, качественные светильники бывают изготовлены из фарфора, стекла, термостойкой пластмассы или металла. Обязательно следует обратить внимание и на проводку, которая должна иметь хорошую изоляцию и соответствующую маркировку с указанием характеристик проводов. Однако, всё проверить, стоя у прилавка, просто невозможно. К примеру, качество металла, как и плохой контакт в патроне, неспециалисту определить будет крайне сложно.
Патроны современных светильников чаще всего бывают пластмассовыми или керамическими. Лучше отдать предпочтение патрону из традиционной керамики как более надежному и долговечному материалу с упругими (возможно, подпружиненными) контактами. Очень часто причиной нагрева патрона в процессе эксплуатации, является низкое качество электрического соединения его деталей; некоторые мастера рекомендуют сразу пропаять такие контакты-заклепки. Однако, воспользоваться этим советом под силу сможет далеко не каждый; необходимы определенные навыки пайки, тому-же, это чревато лишением гарантийного обслуживания светильника.
Смотрите также по теме:
Галогенные лампы для дома, их виды и устройство.
Уличные светодиодные светильники, их разновидности и отличия.
Будем рады, если подпишетесь на наш Блог!
[wysija_form id=»1″]
Освещенность. Характеристики освещения и способы их улучшения.
Любой источник света является источником светового потока, и чем больший световой поток попадает на поверхность освещаемого предмета, тем лучше этот предмет видно. А физическая величина, численно равная световому потоку, падающему на единицу площади освещаемой поверхности, именуется освещенность.
Освещенность обозначают символом Е, и находят ее значение по формуле Е = F/S, где F — световой поток, а S – площадь освещаемой поверхности. В системе СИ освещенность измеряется в Люксах (Лк), и один Люкс — это такая освещенность, при которой световой поток, попадающий на один квадратный метр освещаемого тела, равен одному Люмену. То есть 1 Люкс = 1 Люмен / 1 Кв.м.
Для примера приведем некоторые типичные значения освещенности
- Солнечный день в средних широтах — 100000 Лк;
- Пасмурный день в средних широтах — 1000 Лк;
- Светлая комната, освещенная лучами солнца — 100 Лк;
- Искусственное освещение на улице — до 4 Лк;
- Свет ночью при полной луне — 0,2 Лк;
- Свет звездного неба темной безлунной ночью — 0,0003 Лк.
Представьте, что вы сидите в темной комнате с фонариком, и пытаетесь прочесть книгу. Для чтения нужна освещенность не меньше 30 Лк. Что вы сделаете?
- Во-первых, вы приблизите фонарик к книге, значит освещенность связана с расстоянием от источника света до освещаемого предмета.
- Во-вторых, вы расположите фонарик под прямым углом к тексту, значит освещенность зависит и от угла, под которым данная поверхность освещается.
- В-третьих, вы можете просто достать более мощный фонарик, поскольку очевидно, что освещенность больше, если выше сила света источника.
Допустим, световой поток попадает на какой-то экран, расположенный на каком-то расстоянии от источника света. Увеличим это расстояние вдвое, тогда освещаемая часть поверхности увеличится по площади в 4 раза. Так как Е = F/S, то и освещенность уменьшится в целых 4 раза. То есть освещенность обратно пропорциональна квадрату расстояния от точечного источника света до освещаемого предмета.
Освещенность вычисляют по формуле
Когда пучок света падает под прямым углом к поверхности, световой поток распределен на наименьшей площади, если же угол увеличивать, то увеличится площадь, соответственно, уменьшится освещенность. Как было отмечено выше, освещенность напрямую связана и с силой света, и чем больше сила света, тем больше и освещенность. Экспериментально давно установлено, что освещенность прямо пропорциональна силе света источника.
Конечно, освещенность уменьшается, если свету препятствует туман, дым или частички пыли, но если освещаемая поверхность расположена под прямым углом к свету источника, и свет при этом распространяется через чистый, прозрачный воздух, то освещенность определяется непосредственно по формуле Е = I / R2 , где I – сила света, а R – расстояние от источника света до освещаемого предмета.
В процессе ежедневной работы осветительных установок, возможен спад освещенности, поэтому для компенсации данного недостатка, еще на стадии проектирования осветительных установок вводят специальный коэффициент запаса. Он учитывает понижение освещенности и яркости в процессе эксплуатации осветительных приборов из-за загрязнений, утраты отражающих и пропускающих свойств отражающих, оптических, и других элементов приборов искусственного освещения. Загрязнения поверхностей, выход из строя ламп, все эти факторы учитываются. Для естественного освещения вводят коэффициент снижения КЕО (коэффициента естественной освещенности), ведь со временем могут загрязнится светопрозрачные заполнители световых проемов, и загрязниться отражающие поверхности помещений.
Европейский стандарт определяет нормы освещенности для разных условий, так например, если в офисе не требуется рассматривать мелкие детали, то достаточно 300 Лк, если люди работают за компьютером — рекомендуется 500 Лк, если изготавливаются и читаются чертежи — 750 Лк.
Измерение освещённости
Освещенность измеряют портативным прибором — люксметром. Его принцип работы аналогичен фотометру. Свет попадает на фотоэлемент, стимулируя ток в полупроводнике, и величина получаемого тока как раз пропорциональна освещенности. Есть аналоговые и цифровые люксметры. Часто измерительная часть соединена с прибором гибким спиральным проводом, чтобы можно было проводить измерения в самых труднодоступных, при этом важных местах. К прибору прилагается набор светофильтров, чтобы регулировать пределы измерений с учетом коэффициентов. Согласно ГОСТу, погрешность прибора должна быть не более 10%.
Измеряем освещённость люксметром
При измерении соблюдают правило, согласно которому прибор должен располагаться горизонтально. Его устанавливают поочередно в каждую необходимую точку, согласно схеме ГОСТа. В ГОСТе, кроме прочего, учитываются охранное освещение, аварийное освещение, эвакуационное освещение и полуцилиндрическая освещенность, там также описан метод проведения измерений. Измерения по искусственному и естественному освещению проводятся отдельно, при этом важно чтобы на прибор не попадала случайная тень. На основе полученных результатов, с использованием специальных формул делается общая оценка, и принимается решение, нужно ли что-то корректировать, или освещенность помещения и территории достаточна.
Освещенность рабочего места
Освещение исключительно важно для человека. С помощью зрения человек получает большую часть информации (около 90 %), поступающей из окружающего мира. Свет- это ключевой элемент нашей способности видеть, оценивать форму, цвет и перспективу окружающих нас предметов. Освещение влияет не только на функционирование зрительного аппарата, то есть определяет зрительную работоспособность, но и на психику человека, его эмоциональное состояние. Исследователями накоплено значительное количество данных по биологическому действию видимого света на организм. Сравнительная оценка естественного и искусственного освещения по его влиянию на работоспособность показывает преимущество естественного света. Ведущим фактором, определяющим биологическую неадекватность естественного и искусственного света, является разница в спектральном составе излучения, а также динамичность естественного света в течение дня.
Освещенность рабочего места
Работая при освещении плохого качества или низких уровней, люди могут ощущать усталость глаз и переутомление, что приводит к снижению работоспособности. В ряде случаев это может привести к головным болям. Причинами во многих случаях являются слишком низкие уровни освещенности, слепящее действие источников света и соотношение яркостей, которое недостаточно хорошо сбалансировано на рабочих местах. Головные боли также могут быть вызваны пульсацией освещения, что в основном является результатом использования электромагнитных пуско-регулирующих аппаратов (ПРА) для газоразрядных ламп, работающих на частоте 50 Гц. С точки зрения безопасности труда зрительная способность и зрительный комфорт чрезвычайно важны.
Для того чтобы обеспечить условия, необходимые для зрительного комфорта, в системе освещения должны быть реализованы следующие предварительные требования:
- достаточное и равномерное освещение
- оптимальная яркость
- отсутствие бликов и ослепленности
- соответствующий контраст
- правильная цветовая гамма
- отсутствие стробоскопического эффекта или пульсации света
Каждый вид деятельности требует определенного уровня освещенности на том участке, где эта деятельность осуществляется. Обычно, чем сильнее затруднено зрительное восприятие, тем выше должен быть средний уровень освещенности. Важно рассматривать свет на рабочем месте, руководствуясь не только количественными, но и качественными критериями.
Можно выделить следующие качественные характеристики освещения и способы их улучшения
Прямая блескость
Находящиеся в поле зрения человека поверхности высокой яркости могут производить неприятное, дискомфортное ощущение или вызывать состояние ослепленности. В результате резко снижается зрительная работоспособность. Источниками прямой блескости являются осветительные установки и источники света.
Уменьшение прямой блескости может быть достигнуто:
- увеличением высоты установки светильников
- уменьшением яркости светильников путем закрытия источников света светорассеивающими стеклами
- ограничением силы света в направлениях, образующих большие углы с вертикалью, например, применением светильников с необходимым защитным углом
- уменьшением мощности каждого отдельного светильника за счет соответствующего увеличения их числа
Отраженная блескость
Возникает при больших коэффициентах отражения поверхностей, попадающих в поле зрения. Наибольшая опасность возникает при освещении поверхностей, не являющихся диффузными, когда свет падает на рабочие поверхности таким образом, что глаза находятся на направлении зеркального отражения лучей. В этом случае человек видит либо зеркальное отражение источника света, либо размытое, но очень яркое световое пятно. В обоих случаях может возникнуть состояние ослепленности, но чаще уменьшается эффективный контраст между деталью и фоном. Устранение отраженной блескости достигается правильной организацией местного и локализованного освещения и таким расположением светильников, чтобы зеркально отраженные поверхностью лучи не попадали в глаза. Для этого лучше всего делать боковое или заднебоковое направление света.
Контраст между объектом и фоном
Чем больше яркость объекта, тем больший световой поток от него поступает в глаз и тем сильнее сигнал, поступающий от глаза в зрительный центр. Таким образом, казалось бы, чем больше яркость, тем лучше человек видит объект. Однако это не совсем так. Если поверхность (фон), на которой располагается объект, имеет близкую к объекту по величине яркость (например, линия бледно-желтого цвета на белом листе), то интенсивность засветки участков сетчатки световым потоком, поступающим от фона и объекта, одинакова (или слабо различается), величина поступающих в мозг сигналов одинакова, и объект на фоне становится неразличимым.
Чтобы объект был хорошо виден, яркости объекта и фона должны различаться. Разница между яркостями объекта и фона, отнесенная к яркости фона, называется контрастом. Контраст между деталями и фоном, который в наибольшей степени определяет видимость объекта, не всегда является заданным и может быть увеличен или уменьшен средствами освещения и созданием световой среды. Одним из эффективных средств для повышения контраста является искусственный фон (чаще всего светлый, если объект темный, или темный, если объект светлый). Разновидностью искусственных фонов являются световые столы, на которых поверхности просматриваются в проходящем свете.
Тени
Различаются собственные тени, образованные рельефом поверхности, и тени, падающие от предметов, находящихся вне рабочей поверхности — оборудования, мебели, тела и рук человека и т. д. Собственные тени в большинстве случаев полезны, так как позволяют лучше различать конфигурацию детали. Падающие тени почти всегда вредны. Их вред заключается в том, что они искажают контраст, отвлекают внимание и т. д. Особенно вредны движущиеся тени. Устранение или ограничение вредных теней осуществляется правильным выбором направления света. Например, когда человек пишет правой рукой, он смотрит на рабочую точку слева и с этой же стороны должен падать свет. Тени размазываются при увеличении размеров осветительных установок, смягчаются при достаточно высокой яркости стен и потолков и почти исчезают при отраженном освещении.
Насыщенность помещения светом
Для создания комфортных зрительных условий для человека важна не только освещенность какой бы то ни было поверхности, на которой осуществляется работа, но и впечатление насыщенности помещения светом, которое получает человек. При достаточной яркости рабочей поверхности одновременное присутствие в поле зрения темных поверхностей (например, стен, потолков, мебели, оборудования) создает затруднения при адаптации зрения. От яркости этих поверхностей зависит впечатление насыщенности помещения светом. Если в помещении установлены подвесные светильники прямого света, верхняя зона помещения останется темной. Это производит неприятное эстетическое и психологическое впечатление. Поэтому лучше применять светлую окраску стен и потолков, а для освещения применять светильники, излучающие некоторую (желательно не менее 15 %) часть светового потока в верхнюю полусферу.
Постоянство освещенности во времени
Изменения освещенности по времени можно подразделить на медленные и плавные, частые колебания и пульсации. Медленные изменения вызываются постепенными изменениями сетевого напряжения и факторами, изменяющими освещенность в процессе эксплуатации (загрязнением источников света, снижением светоотдачи и т. д.). Если освещенность при этом сохраняется на уровне не ниже нормативного значения, эти изменения не являются вредными. Причиной частых колебаний являются перемещения светильников, их раскачивание движением воздуха (ветер, сквозняк, вентиляционная установка и т. д.) и колебания напряжения в сети, порождаемые изменением нагрузки.
Пульсации
Пульсации освещенности обусловлены малой инерционностью излучения газоразрядных ламп, световой поток пульсирует при переменном токе промышленной частоты (50 Гц) с удвоенной частотой — 100 Гц. Эти пульсации неразличимы при наблюдении глазом неподвижной поверхности, но легко обнаруживаются при рассматривании движущихся предметов. Если при пульсирующем освещении быстро махать карандашом на контрастирующем фоне, то карандаш приобретает ясно видимые контуры. Это явление носит название стробоскопического эффекта — явление искажения восприятия движущихся или вращающихся объектов наблюдения. Практическая опасность стробоскопического эффекта состоит в том, что вращающиеся части механизмов могут показаться неподвижными, вращающимися с более медленной скоростью, чем в действительности, или в противоположном направлении. Это может стать причинной травматизма. Однако пульсации освещенности вредны и при работе с неподвижными поверхностями, вызывая утомление зрения и головную боль.
К пульсациям наиболее чувствительно периферическое зрение и поэтому они опасны при общем освещении. Выявлено также неблагоприятное влияние колебаний света на фоторецепторные элементы сетчатки, а также на функциональное состояние нервной системы, что связано с развитием тормозных процессов и снижением лабильности нервных процессов. Воздействие пульсации возрастает с увеличением её глубины и уменьшается при повышении частоты. Большинство исследователей отмечает отрицательное влияние пульсации освещённости на работоспособность человека как при длительном пребывании в условиях пульсирующего освещения, так и при кратковременном.
Ограничение пульсаций достигается чередованием питания ламп от разных фаз трехфазной сети. В ряде случаев применяется питание ламп током повышенной частоты, что достигается укомплектовыванием светильников электронными пуско-регулирующими аппаратами (ЭПРА).
Вывод
Таким образом, становится очевидно, что неправильное освещение представляет значительную угрозу для здоровья работников. Правильная организация освещения на рабочем месте- залог здоровья, высокой производительности труда, комфортного эмоционального и психологического состояния человека. Правильная организация освещения предусматривает не только соблюдение нормативных требований по уровню освещенности и ряду других показателей, но и учет ряда качественных показателей- световой насыщенности, равномерности и однородности освещения, тенеобразования, цветовой гаммы световой среды и пр.
Будем рады, если подпишетесь на наш Блог!
[wysija_form id=»1″]
Требования к освещению производственных помещений
Требования к освещению
Требования к освещению, состоят в обеспечении достаточной освещенности рабочих поверхностей, высокого качества и надежности осветительных установок, удобства их обслуживания и эксплуатации. При этом обязательно учитываются требования пожарной и электробезопасности. Сегодня поговорим только про требования к освещению.
Одним из факторов внешней среды, определяющих благоприятные условия труда, является рациональное освещение рабочей зоны. Недостаточное освещение является одной из причин снижения производительности труда и появления профессиональных заболеваний зрительного аппарата.
Освещение подразделяется на:
- естественное — освещение помещений светом неба, проникающим через световые проемы в наружных ограждающих конструкциях
- искусственное — освещение помещений искусственным светом с помощью электроламп
- совмещенное — освещение, при котором недостаточное естественное освещение дополняется искусственным
Виды естественного освещения помещений:
- одностороннее боковое (световые проемы в стенах) – световые проемы расположены в одной из наружных стен
- двустороннее боковое (световые проемы в стенах) – световые проемы расположены в двух противоположных стенах
- верхнее – световые проемы расположены в верхних перекрытиях
- комбинированное – сочетание верхнего и бокового естественного освещения
Величина освещенности в помещении от естественного света небосвода зависит от времени года, времени дня, наличия облачности, а также доли светового потока от небосвода, которая проникает в помещение.
Доля светового потока зависит:
- от размера световых проемов (окон, световых фонарей)
- светопроницаемости стекол (сильно зависит от загрязненности стекол)
- наличия напротив световых проемов зданий, растительности
- коэффициентов отражения стен и потолка помещения (в помещениях с более светлой окраской естественная освещенность лучше) и т. д.
Естественный свет лучше по своему спектральному составу, чем искусственный свет, создаваемый любыми источниками света. Кроме того, чем лучше естественное освещение в помещении, тем меньше времени приходится пользоваться искусственным светом, а это приводит к экономии электрической энергии. При недостатке освещенности от естественного света используют искусственное освещение, создаваемое электрическими источниками света.
Виды искусственного освещения помещений:
- рабочее – освещение помещений, зданий, а также участков отрытых пространств, предназначенных для работы, прохода людей и движения транспорта
- дежурное – освещение в нерабочее время
- аварийное – освещение для эвакуации людей из помещений при аварийном отключении рабочего освещения
- эвакуационное – освещение для эвакуации людей из помещений при аварийном отключении рабочего освещения, в проходах, на лестницах, в местах производства работ вне зданий или в помещениях.
Рабочее освещение предназначено для обеспечения нормального выполнения производственного процесса, прохода людей, движения транспорта и является обязательным для всех производственных помещений. Рабочее освещение устраивается во всех помещениях и создает на рабочих поверхностях нормируемую освещенность.
Для дежурного освещения следует использовать светильники освещения безопасности или часть светильников рабочего освещения с питанием их от самостоятельной групповой линии. Для освещения безопасности рекомендуется использовать часть светильников общего освещения. Для освещения аварийного и безопасности (эвакуационного) следует применять лампы накаливания или люминесцентные при условии питания ламп во всех режимах переменным током напряжением не ниже 90 % номинального. Освещение аварийное и безопасности в достаточной степени должно быть резервировано за счет рационального выбора схемы питания, особенно если оно может быть осуществлено при минимальной затрате средств.
Аварийное освещение устраивают для продолжения работы при аварийном отключении рабочего освещения. Для аварийного освещения используются лампы накаливания, для которых применяется автономное питание электроэнергией. Светильники функционируют все время или автоматически включаются при аварийном отключении рабочего освещения. Минимальная освещенность рабочих поверхностей при аварийном освещении должна составлять 5% нормируемой освещенности рабочего освещения, но не менее 2 лк.
Требования к освещению, специальные требования к освещению
- Эвакуационное освещение предназначено для эвакуации людей из помещения при аварийном отключении рабочего освещения. Для эвакуации людей уровень оснащенности основных проходов и запасных выходов должен составлять не менее 0,5 лк на уровне поля и 0,2 лк на открытых территориях.
- Охранное освещение устраивают вдоль границ территорий, охраняемых специальным персоналом. Наименьшая освещенность в ночное время 0,5 лк.
- Сигнальное освещение применяют для фиксации границ опасных зон. Оно указывает на наличие опасности, либо на безопасный путь эвакуации.
Освещение безопасности (аварийное для эвакуации) должно устраиваться: в основных проходных помещениях, коридорах и на лестницах, служащих для эвакуации людей из зданий, где работает или пребывает одновременно более 50 чел; также из здравпунктов, книго- и архивохранилищ, независимо от числа лиц, пребывающих там; актовых залах, гардеробных, в помещениях, где одновременно могут находиться более 100 чел. (большие аудитории, обеденные, актовые залы, конференц-залы).
Освещение безопасности должно обеспечивать освещенность не менее 0,5 лк на полу основных проходов и на ступеньках лестниц.В административных зданиях следует устанавливать световые указатели «Выход» у выходов из помещений обеденных и актовых залов, конференц-залов и других помещений, рассчитанных на одновременное пребывание более 100 чел.; у выходов из коридоров, к которым примыкают помещения, где одновременно могут находиться более 50 чел. ; у выходов с эстрад конференц-залов и актовых залов, вдоль коридоров длиной более 25 м. Световые указатели «Выход» должны присоединяться к сети освещения безопасности (эвакуационное), а световые указатели со встроенными автономными источниками питания — подсоединяться к сети рабочего освещения и автоматически переключаться на автономный источник питания при аварийном погасании рабочего освещения.
По своему конструктивному исполнению искусственное освещение может быть:
- общим равномерным
- общим локализованным
- комбинированным
При общем равномерном освещении все места в помещении получают свет от общей осветительной установки. В этой системе источники света распределены равномерно без учета расположения рабочих мест. Средний уровень освещенности должен быть равен уровню освещенности, требуемому для выполнения предстоящей работы. Системы используются главным образом на участках, где рабочие места не являются постоянными.
Система должна соответствовать требованиям:
- оснащена антибликовыми приспособлениями (сетками, диффузорами, рефлекторами и т. д.)
- часть света должна быть направлена на потолок и на верхнюю часть стен
- источники света должны быть установлены как можно выше, чтобы свести ослепление до минимума и сделать освещение как можно более равномерным
Общая локализованная система освещения предназначена для увеличения освещения посредством размещения ламп ближе к рабочим поверхностям. Светильники при таком освещении часто дают блики, и их рефлекторы должны быть расположены таким образом, чтобы они убирали источник света из прямого поля зрения рабочего. Например, они могут быть направлены вверх.
Комбинированное освещение наряду с общим включает местное освещение (местный светильник, например настольная лампа), сосредоточивающее световой поток непосредственно на рабочем месте. Использование местного освещения совместно с общим рекомендуется применять при высоких требованиях к освещенности. Применение одного местного освещения недопустимо, так как возникает необходимость частой пере адаптации зрения, создаются глубокие и редкие тени и другие неблагоприятные факторы. Поэтому доля общего освещения в комбинированном должна быть не менее 10 % (для помещений, имеющих естественное освещение).
Совмещенное освещение
Требования к освещению, совмещенное освещение комнаты
Кроме естественного и искусственного освещения, может применяться их сочетание, когда освещенности за счет естественного света недостаточно для выполнения той или иной работы. Такое освещение называется совмещенным. Для выполнения работы наивысшей, очень высокой и высокой точности в основном применяют совмещенное освещение, так как, обычно, естественной освещенности недостаточно.
Требования к освещению
Освещенность на рабочем месте должна соответствовать характеру зрительной работы, который определяется следующими параметрами:
- Не должно быть резких теней на рабочем месте.
- Обеспечить постоянство освещенности на рабочем месте во времени.
- Отсутствие прямой и отраженной блескости в поле зрения.
- Рациональное направление светового потока.
- Обеспечить необходимый спектральный состав.
- Безопасность и простота в эксплуатации.
- Естественное и искусственное освещение в помещениях регламентируется нормами в зависимости от характера зрительной работы, системы и вида освещения, фона, контраста объекта с фоном.
В производственных и административно-общественных помещениях, в случаях преимущественной работы с документами, допускается применение системы комбинированного освещения (к общему освещению дополнительно устанавливаются светильники местного освещения, предназначенные для освещения зоны расположения документов). Освещенность на поверхности стола в зоне размещения рабочего документа должна быть 300-500 ЛК.
Смотрите также по этой теме:
Аварийное освещение. Подключение светильников аварийного освещения.
Освещенность помещений. Характеристики освещения и способы их улучшения.
Будем рады, если подпишетесь на наш Блог!
[wysija_form id=»1″]
Типы освещения помещений: общее, функциональное и локальное
Тип освещения помещения определятся в зависимости от задач, которые решает установка светильников в том или ином интерьере. Это может быть создание общего света для ориентации в помещении, создание выделенной подсветки для определенной зоны, охранное, аварийное или эвакуационное освещение. Поговорим о типах освещения в жилых интерьерах – общем, функциональном и локальном.
Общее освещение помещений
Задачей общего освещения помещений является обеспечение достаточной освещенности комнат для легкой ориентации в пространстве. Это главный свет интерьера, источники которого располагаются на потолке. К таким светильникам относятся люстры и точечные осветительные приборы, формирующие яркий свет. Часто для этого выбираются светодиодные светильники общего освещения. Они формируют яркий поток света, но тратят минимум электроэнергии.
При создании общего освещения важен равномерный поток света. Если это точечная подсветка, то светильники распределяют по потолку. Если выбрана люстра, ее дополняют подсветкой по контуру – например, на основе светодиодных лент. Так можно избежать затемнения в углах комнаты.
Функциональное освещение помещений
Под функциональным освещением понимается подсветка отдельных зон – кухонной, обеденной или рабочей зоны, а также подсветка шкафов, зеркал и т.д. Задача такого освещения – обеспечить комфорт при выполнении различных действий.
Для функционального освещения используются разные виды светильников:
- Точечные светильники;
- Светодиодные ленты;
- Торшеры;
- Настольные светильники;
- Бра и другие виды осветительных приборов.
Локальное освещение в интерьерах
Декоративное или локальное освещение – это подсветка отдельных предметов или частей интерьера. Она не несет функциональную нагрузку, но помогает сделать помещение более светлым, уютным и привлекательным.
Светильниками локального освещения могут быть споты, установленные в гипсокартонных нишах, цветная подсветка из LED-лент по периметру комнаты, осветительные приборы для подсветки картин и другие.
В нашем интернет-магазине представлены все виды светильников для создания общего, функционального или локального освещения. Например, в ассортименте накладных светильников Arlight есть подвесные модели для обеденной зоны, точечные светильники для общей подсветки, приборы с поворотной опцией для создания функционального света.
Освещение в офисе: организуем свет для острудников
Офисные светильники могут повысить продуктивность и работоспособность. Свет влияет на эмоции и физиологию человека, помогает сохранять здоровье сотрудников и стимулировать творческий процесс. Затраты компании на качественное освещение окупятся сторицей. Особенно актуален вопрос правильного освещения в офисе в холодное время года, когда большая часть жизни проходит в условиях искусственного освещения.
Нормы освещенности офиса
Работа при плохом освещении вызывает головные боли, повышает утомляемость, ухудшает зрение. Вместо того, чтобы сосредоточиться на производственных задачах, человек тратит впустую рабочее время из-за дискомфорта. Чтобы избежать подобных ситуаций, установлены нормы освещённости офисных пространств.
Однако не всегда соблюдение норм может гарантировать качественное освещение офиса. Главным документом, устанавливающим параметры освещения в России, являются Строительные нормы и правила СНиП 23-05-95. Кроме них, существуют Санитарные правила и нормы СаНПиН 2.21/2.1.1.1278–03, Московские городские строительные нормы МГСН 2.06–99 и множество отраслевых.
Таблица сравнения норм освещённости офисного пространства в России и в Мире.
Вид деятельности в офисе | СНиП 23-05-95, Лк нижняя граница | Международные нормы (МКО) |
Работа на компьютере | 300 | 500 |
Переговоры в конференц-зале | 200 | 300 |
Работа с архивами | 75 | 200 |
Чертёжные работы | 500 | 100 |
Приём клиентов, ожидание | 75 | 300 |
Чтение, обработка данных | 400 | 600 |
Многоуровневое освещение офиса удобно:
- общий уровень, обеспечивающий равномерное освещение пространства;
- локальное освещение рабочего места, для удобства каждого работника.
Освещённость рабочего места, указанная в нормативных документах, нормирует общий уровень освещения, т. е. локальное освещение не учитывается.
Современные тенденции офисного освещения
Сегодня, обустраивая освещение в офисах, учитывают несколько основополагающих принципов:
Максимум естественного освещения. Природный свет наиболее полезен для человека, и нужно эффективно его использовать. На расстояниях более 6 метров уровень естественного освещения начинает снижаться. Важно правильно зонировать помещение. Модно и удобно это сделать с помощью стеклянных перегородок.
Оптимальная температура цвета. «Тёплый» свет располагает человека к расслабленности, переходящую в сонливость, а слишком «холодный» будет нещадно подстегивать нервную систему, повышая уровень напряжённости. Поэтому цветовую температуру стоит подбирать в зависимости от задач того или иного пространства офиса.
Для работы отлично подойдёт нейтральный свет с цветовой температурой 3500–4000 К, а для зон отдыха и ожидания лучше выбирать более тёплый оттенок света. При этом разница в температуре света по офису не должна быть слишком большой.
Возможность управления освещением. Она включает регулирование интенсивности освещения и цветовой температуры как в индивидуальных светильниках, так и в светильниках для общего освещения. В современных офисах класса А устанавливают интеллектуальные системы освещения.
Оптимальное освещение: важные нюансы
- Источник света необходимо размещать слева от работника (для правши), так, чтобы свет не слепил глаза и не засвечивал дисплей. Для левшей правило прямо противоположное.
- Освещение должно дополнять общий комфорт на рабочем месте. Во всяком случае, рабочий стол лучше подбирать из светлого материала, который не дает бликов.
- Используйте для работы мониторы с антибликовым покрытием. Иногда избавиться от досадных бликов помогает наклон монитора «от себя».
- В офисе лучше использовать энергоэффективные источники света. Люминесцентные или светодиодные лампы отлично решают эту задачу.
- Удобный светильник для рабочего места — лампа-трансформер с подвижной ножкой, который крепится непосредственно к столу (светильник на струбцине).
- С возрастом человеку для работы требуется больше света, при этом чувствительность к яркости возрастает. Рекомендуется пользоваться светильником с диммером для управления потоком света.
Подбирая освещение для офиса, необходимо в том числе учитывать его стилевое оформление, общую площадь и количество одновременно работающих в нём человек (количество рабочих мест и их расстановку). Не стоит упускать из виду и декоративные возможности освещения: свет может создать вдохновляющую, творческую атмосферу, которая несомненно скажется на эффективности компании.
Важно понимать, что освещение в офисе — система, охватывающая не только open space пространства, но и переговорные, коридоры, лифтовые холлы, зоны ожидания и так далее. Для каждой зоны необходимо соответствующее задаче освещение.
Проектирование освещения в офисе лучше предоставить специалистам, которые подберут подходящие светильники, рассчитают необходимую освещённость в соответствии с нормами, учитывая задачи помещения. Проектный подход к задаче освещения в офисе всегда учитывает возможности бюджета заказчика. В готовом проекте будет представлена расстановка светильников, подробный список оборудования, фиктивные цвета, уровни освещённости, расчёты энергозатрат (в случае необходимости).
Освещение | Внутреннее, наружное и интеллектуальное освещение
Перейти к основному содержанию ИКЕА- Продукты
- Номера
- распродажа
- Продукты
- Номера
- распродажа
- Новые продукты
- Вдохновение
- Мой профайл
- Отслеживать свой заказ
- ИКЕА для бизнеса
- Семья ИКЕА
- Домашняя солнечная
- Устойчивый образ жизни
- Новое приложение ИКЕА
- Новые продукты
- Новая более низкая цена
- Ежедневные предметы первой необходимости
- Работа на дому
- Спальня
- Гостинная
- Кухня
- Столовая
- Открытый
- Домашний офис
- Дети
- Ванная
Освещение помещений | Дизайн освещения комнаты
Освещение когда-то было плохой составляющей модернизации — вещь, которую нужно было пережить больше, чем принять.
Несколько лет назад вы бы потратили 1,5% своего бюджета на реконструкцию на освещение. Но сегодня вы смотрите на 5%. В конце концов, новейшие, самые умные лампочки с беспроводным подключением, представленные на сайте магазина Apple, стоят 50 долларов каждая.
Связанный: Последние тенденции в освещении
«Это новый мир освещения», — говорит гуру освещения Джозеф Рей-Барро, архитектор, дизайнер освещения и профессор дизайна Университета Кентукки.«Изменения происходят так быстро, что люди должны думать об этом больше, чем когда-либо».
Квалифицированный светотехнический дизайн не может быть основной частью ремонта, но это не должно быть второстепенным.
«Проделав дыры в гипсокартоне, вы застряли», — говорит Филип Финкельштейн, специалист по освещению из Нью-Йорка. Финкельштейн недавно пересмотрел план освещения кухни клиента (нарисованный электриком), который отбрасывал бы тени на все подготовительные участки, а установка обходилась бы дороже.
Тем не менее, освещение может быть непросто.У мира есть свой язык (знаете, что такое люмен и Кельвин?), И рост затрат может сделать решения устрашающими. Так что имеет смысл узнать об освещении до того, как вы начнете свой проект реконструкции . Поверьте, вам гораздо больше понравится ваша реконструкция, когда она задает правильное настроение и экономит ваши деньги, потому что вы с самого начала установили правильные светильники и лампы.
Популярные чтения
Простое 5-шаговое руководство по окраске бетона
Живопись и освещениеПокраска бетонных поверхностей требует больше навыков, инструментов и времени, чем нанесение покрытия на гипсокартон.Вот как это сделать правильно.
Превратите свою уродливую ванну в великолепный душ
Ванная и ПрачечнаяПревращая ванну в душ, следуйте этим 6 надежным советам.
12 наружных украшений Хэллоуина, чтобы напугать ваш дом
Слайд-шоуХеллоуинские огни и идеи украшения вы можете сделать своими руками.
Изучение языка освещения
Правильно сделанный световой дизайн состоит из трех слоев:
1.Ambient (общее освещение комнаты).
2. Задача (например, приготовление еды).
3. Акцент (для выделения произведения искусства или фокуса).
Чтобы хорошо обработать эти три слоя, вам нужно понимать термины, используемые для описания лампочек:
Изображение: HouseLogic
Кельвин: Шкала измерения «цвета» света. Чем выше число Кельвина (K), тем холоднее становится свет. Большинство ламп будет иметь диапазон от 2500K до 6500K — 2500 — самые теплые, а 6500 — самые холодные.Для справки, свеча горит при температуре 1900К, а солнечный свет — 10000К.
Мощность: Сколько электроэнергии потребляет лампочка. Большинство из нас привыкло, что мощность является индикатором яркости (чем выше мощность, тем ярче лампа). Уже не так. Светодиоды и КЛЛ потребляют гораздо меньше ватт, чем старые лампы накаливания. Сегодня мерилом яркости являются люмены.
Люмен: Количество света, которое вы получаете от лампочки, другими словами, ее яркость. Например, для правильного освещения 250-футового освещения вам потребуется в общей сложности 1000-3000 люмен.гостинная.
Эта диаграмма от Центра исследований освещения показывает, сколько люмен вам нужно для конкретных задач. Если вы старше или у вас слабые глаза, вам нужно увеличить просвет.
Область задач | Минимальный люмен |
Чтение | 98 |
Шкаф | 381 |
Туалетный | 1,680 |
Стол обеденный | 315 |
Кухонные столешницы | 360 |
Диапазон | 450 |
Раковина | 450 |
Туалет | 45 |
Туалетный столик | 1,680 |
Вход наружный | 996 |
Пути | 297 |
Клумбы | 972 |
Лестницы, подъезды, коридоры | 1,200 |
Чтобы упростить все эти данные об освещении, U.Федеральная торговая комиссия США требует, чтобы производители ламп наклеивали этикетки на упаковки, стоимость которых составляет:
- Стоимость электроэнергии в год.
- Как долго прослужит лампочка.
- Будет ли лампа теплой, прохладной или чем-то средним.
- Сколько ватт энергии потребляет лампочка.
Пример: Мягкая лампа накаливания для настольной лампы может потреблять 60 Вт; стоит 7,23 доллара в год в течение примерно одного года; испускать 630 люмен; и кажутся теплыми при 2850К.
Яркая светодиодная лампа для освещения коридоров может потреблять всего 9 Вт; стоит 1 доллар.08 / год в течение 22 лет; испускать 800 люмен; и кажутся ближе к дневному свету при 5 000К.
Связано: Выбор правильной лампы, чтобы получить желаемый вид
Советы по освещению помещений
Если вы пытаетесь создать романтическое настроение в спальне, вам не нужно столько света, сколько при жарении картофеля фри на кухне. В каждой комнате свои потребности в освещении. Вот разбивка:
Кухни (общая яркость 5 000–10 000)
Кухню сложно осветить, потому что она служит многим целям — приготовлению пищи, семейным обедам, выполнению домашних заданий.Многослойный светильник — встраиваемый, подвесные, потолочные светильники — дает вам нужный тип света.- Чтобы уменьшить количество теней, размещайте утопленные светильники по бокам (не по центру) потолка.
- Светлые кухонные острова, чтобы не падали тени там, где вы будете нарезать овощи или замешивать тесто. Для острова высотой 6 футов это может означать размещение двух-трех маленьких подвесок в ряд прямо над тем местом, где вы будете стоять.
- Люстры в центре комнаты должны иметь плафоны, направляющие свет вниз.
- Всегда устанавливайте светильники под шкафом для рабочего освещения.
- Используйте освещение над шкафом для внешнего и декоративного освещения.
Освещение ванных комнат (общая яркость 4000-8000 люмен)
- Потолочные светильники не подходят для нанесения макияжа или бритья; они отбрасывают тени на лица. Лучше разместить светильники по бокам зеркала. Хорошо подойдут трубчатые люминесцентные лампы той же длины, что и зеркало. Если у вас большое настенное зеркало, поместите светильник с шторами вниз над зеркалом, чтобы не было теней.
- Бюджет на светильник над ванной и душем при переделке. Душ может быть особенно темным, поэтому вам будет трудно увидеть, когда вы чиститесь или бреетесь.
- Отдельные санузлы должны иметь собственный свет и вытяжной вентилятор.
- Установите диммеры для посещения туалета посреди ночи.
Спальни (общая яркость 2000-4000 люмен)
- Установите утопленное освещение или центральный светильник для выполнения общих задач в спальне, таких как заправка кровати, одевание и уборка.
- Используйте настольные лампы с теплым светом, чтобы создать настроение для отдыха и расслабления.
- Добавьте диммеры к освещению спальни, чтобы быстро изменить настроение.
Жилые комнаты (общая яркость 1500-3000)
Освещение гостиной должно быть гибким для многих вещей, которые вы делаете дома — сидеть и разговаривать, читать, смотреть телевизор (на большом экране или на мобильном устройстве), играть в игры и т. Д. Потребуется ваша гостиная или семейная комната. чтобы максимально использовать три упомянутых ранее слоя освещения.
- При окружающем освещении избегайте размещения источников света непосредственно над сиденьями, если вы не наклоняете их под углом.
- Используйте рабочее освещение, обычно лампы, для чтения и других вещей, которые вы делаете сидя.
- Установите акцентное освещение в виде точечных светильников и светильников для картин, которые станут центром внимания комнаты и произведениями искусства. Осветите индивидуальные произведения искусства с помощью светильников, установленных под углом 30 градусов. Если вы освещаете несколько картин, осветите стену трековым освещением или точечными светильниками.
Столовые (3000-6000 люмен)
- Не размещайте свет над обеденными стульями — он отбрасывает уродливые тени на лица.
- Во избежание ударов головой при вставании из обеденного стола размер приспособления должен быть не шире стола и менее 12 дюймов.
- Регулируемые встраиваемые светильники (те, которые можно расположить под разными углами) отлично подходят для подсветки центральных элементов, свечей или цветов.
- Диммеры необходимы для создания настроения.
Домашние офисы (3000-6000 люмен)
- Не забудьте подчеркнуть свои достижения — диплом колледжа, фотографию с президентом, награду «Лучший папа» — с помощью регулируемых встраиваемых светильников или накладных точечных светильников.
- Встраиваемые светильники в стены — это называется «мойка стен», чтобы домашний офис выглядел больше и выглядел ярче.
- Плохо расположенные источники света будут вызывать раздражающие отражения на экранах компьютеров. Переносные лампы — хороший выбор света, потому что вы можете перемещать их, чтобы избежать отражений.
- Если вы находитесь в офисе весь день, установите датчики присутствия, чтобы избежать потерь энергии.
Связанные: Какие лампы использовать для каких светильников
Вам нужна профессиональная помощь?
Многие профессионалы готовы помочь вам добавить освещение в вашу реконструкцию.Но когда дело доходит до разработки плана освещения, вы не всегда получаете то, за что платите. По словам Ларри Лока из Американской ассоциации освещения (ALA), архитекторы и электрики будут брать плату, может быть, 100 долларов в час, чтобы составить карту света, и они не обязательно проходят последнюю подготовку в области дизайна освещения.
Художник по свету — золотой стандарт, сертифицированный Международной ассоциацией дизайнеров по свету — будет взимать от 250 до 350 долларов в час за размещение встраиваемых светильников и подготовку светодиодных пятен на ваших произведениях искусства.
Это новый мир освещения. Люди должны думать об этом больше, чем когда-либо.
Джозеф Рей-Барро, дизайнер освещения и архитектор
Однако в выставочных залах освещения обычно работают сертифицированные ALA специалисты по освещению и консультанты, которые прошли несколько уровней обучения по всем аспектам проектирования освещения. Специалисты выставочного зала по освещению разработают ваш план бесплатно или за начальную плату, которую вы можете применить к приобретаемой вами продукции.
Поскольку продажа освещения — это их бизнес, эти профессионалы знают все последние тенденции и продукты в области освещения — только для встраиваемых светильников существует более 200 вариантов.
Связанный:
советов по освещению для каждой комнаты
В прямом эфире
Нейт и Иеремия: Спасите мой домВ прямом эфире
Нейт и Иеремия: Спасите мой домВ прямом эфире
Нейт и Иеремия: Спасите мой домВ прямом эфире
Нейт и Иеремия: Спасите мой домВ прямом эфире
Нейт и Иеремия: Спасите мой домВ прямом эфире
Нейт и Иеремия: Спасите мой домВ прямом эфире
Нейт и Иеремия: Спасите мой домВ прямом эфире
Хорошие костиВ прямом эфире
Хорошие костиВ прямом эфире
Хорошие костиВ прямом эфире
Хорошие костиВ прямом эфире
Хорошие костиВ прямом эфире
Хорошие костиВ прямом эфире
Хорошие костиВ прямом эфире
Самодельные особнякиВ прямом эфире
Моя лотерея — дом мечтыВ прямом эфире
Моя лотерея — дом мечтыВ прямом эфире
Моя лотерея — дом мечтыВ прямом эфире
Моя лотерея — дом мечтыВ прямом эфире
Моя лотерея — дом мечтыВ прямом эфире
Моя лотерея — дом мечтыВ прямом эфире
Моя лотерея — дом мечтыВ прямом эфире
Моя лотерея — дом мечтыВ прямом эфире
Моя лотерея — дом мечтыВ прямом эфире
Моя лотерея — дом мечтыВ прямом эфире
Моя лотерея — дом мечтыВ прямом эфире
Моя лотерея — дом мечтыВ прямом эфире
Самодельные особняки В трендеHGTV Дом мечты 2021
Родной город
Лучшие тенденции для дома на 2021 год
Идеи для кухонных фартуков
Как избежать ошибок
Комнатные растения для слабого освещения
Показывает- Особняки со скидкой
- Брат против.Родной брат
- Знаменитость I.O.U.
- Кристина на побережье
- Fixer to Fabulous
- Флип или флоп
- Листать 101
- Хорошие кости
- Помогите! Я разрушил свой дом
- Родной город
- Любите это или перечислите
- Братья по собственности: Forever Home
- Остров Реновации
- Rock the Block
- Правила дома для отпуска
- Город ветров реабилитации
- См. Полное расписание
- Смотреть вживую
- Смотрите полные сезоны
- Украшения
- Ремоделирование
- Идеи по комнатам
- Главная Туры
- Стили дизайна
- Сады
- Цветы и растения
- Ландшафтный дизайн и ландшафтный дизайн
- Открытые пространства
- Обуздать апелляцию
- Семья
- Уборка и организация
- каникулы
- Развлекательный
- Путешествовать
- Здоровье и благополучие
- Недвижимость
- Обустройство дома
- Ремесла
- Сделай сам
- Апсайклинг
- HGTV ручной работы