Закрыть

Проверяем аккумулятор мультиметром: Как померить напряжение на аккумуляторе мультиметром?

Содержание

Как померить напряжение на аккумуляторе мультиметром?

Главным первичным источником энергии автомобиля является аккумулятор. Даже будучи заправленным бензином или дизельным топливом, автомобиль останется просто неподвижным объектом, пока не будет запущен двигатель. Без электричества не включится ни одна из систем транспортного средства. По этой причине любой автовладелец должен постоянно следить за исправностью аккумуляторной батареи (АКБ), периодически проверяя ее работоспособность. Сегодня расскажем, как померить напряжение на аккумуляторе мультиметром.

Contents

  • 1 Мультиметр – отличный помощник автомобилиста
  • 2 Как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность мультиметром
    • 2.1 Расшифровка показаний
  • 3 Как проверить плотность аккумулятора мультиметром
    • 3.1 Вопрос — ответ

Мультиметр – отличный помощник автомобилиста

Этот небольшой прибор позволяет в любой момент проверить электрические параметры не только аккумулятора, но и других систем машины. С его помощью можно померить напряжение, сопротивление, узнать емкость батареи.

Рынок предлагает приборы двух видов:

  • аналоговые – со стрелкой;
  • цифровые, снабженные дисплеем.

В качестве автомобильного больше подходит цифровой тестер, позволяющий совершенно четко увидеть на экране показания, не отвлекаясь на колебания стрелки (как у аналогового прибора). Не обязательно покупать дорогой прибор, снабженный дополнительными опциями. Вполне подойдет недорогая модель с защитой от механических повреждений и подсветкой экрана.

Как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность мультиметром

Обычно такая проверка требуется в трех случаях:

  • при покупке нового;
  • при некорректной работе уже установленного под капот устройства;
  • во время эксплуатации для предотвращения неисправностей источника питания.

Причинами неисправности могут быть как недостаточная, так и избыточная зарядка батареи. При этом самым простым способом проверки является измерение напряжения аккумулятора мультиметром.

Именно напряжение является самым показательным и легко определяющимся параметром аккумулятора. От него зависит работа всех систем: старт силового агрегата, работа ходовых и габаритных огней, функционирование топливного насоса при пуске и многих других узлов авто.

Но аккумулятор – не обычная батарейка, поэтому просто измерять напряжение нет смысла. Нужно уметь интерпретировать результаты.

Подзарядка АКБ осуществляется генератором во время движения машины. Но для обеспечения ее стопроцентной работоспособности необходимо проехать не менее 100 км, что происходит не всегда. Поэтому заряд может снижаться. Для недопущения таких ситуаций и требуется определение напряжения батареи и плотности электролита. Эти показатели прямо связаны друг с другом.

Перед тем, как проверить исправность  аккумулятора мультиметром, нужно отключить его от нагрузки и подождать не менее 2-х часов. Для большей точности рекомендуют выдержать не менее 12 часов и производить работы при температуре не менее +18 – 200С.

Измерить напряжение несложно. Порядок действий следующий:

  1. Разъемы щупов нужно вставить в соответствующие гнезда на корпусе прибора.
  2. Мультиметр нужно переключить на режим измерения постоянного напряжения. Диапазон измерений выставляют на показатель 20 В, поскольку среднее напряжение АКБ около 12 – 13 В.
  3. Красным щупом касаются положительной клеммы батареи, черным – отрицательной.
  4. Полученное показание фиксируется и, исходя из него, делаются выводы о состоянии аккумулятора.

При стандартной плотности электролита (1,27), нормально заряженная АКБ  выдает напряжение 12,6 – 12,7 В. В случае гелевого (электролит имеет гелеобразную консистенцию) аккумулятора это показатель равен 13 В.

Расшифровка показаний

Интерпретируем показания тестера:

  • напряжение ниже 11 В – батарея полностью вышла из строя;
  • 11,6 – 12 В – степень разрядки крайне высокая, оборудование как источник электричества использоваться не может;
  • 12,1 – 12,4 В – 50% уровень зарядки, нужна подзарядка;
  • 12, 7 – 13,2 В – 100% заряд батареи, она готова к работе.

Минимальное напряжение АКБ – 10,5 В. В такой ситуации работоспособность можно восстановить, используя специальное зарядное устройств, работающее от сети.

Как проверить плотность аккумулятора мультиметром

Плотность электролита имеет большое значение для нормальной работы батареи и напрямую связана с напряжением.

Для измерения плотности существуют специальные приборы, самым простым из которых является ареометр. Он позволяет довольно точно замеривать плотность. Но не каждый автомобилист имеет в наборе инструментов такой прибор. Поэтому, если по поводу плотности электролита имеются сомнения, то, как временную меру, можно замерить напряжение. 

Данные о связи напряжения и плотности электролита приведены в таблице:

Напряжение, ВЗаряд АКБ,%Плотность электролита/температура замерзания 0С
12,7  1001,265/-60
12,64  951,257/-55
12,58  901,249/-46
12,52  851,241/-44
12,46  801,233/-40
12,4  751,255/-37
12,35  701,218/-33
12,32  651,211/-28
12,28  601,204/-26
12,24  551,197/-24
12,2  501,190/-20
12,16  451,183/-17
12,12  401,176/-15
12,08  351,169/-14
12,00  301,162/-13

Как видно из таблицы, снижение плотности электролита сильно отражается на температуре его замерзания. Поэтому в зимний период за этим показателем нужно внимательно следить, чтобы поддерживать аккумулятор, а значит и сам автомобиль, в рабочем состоянии.

Таким образом, измерение напряжения позволяет сделать выводы и о многих других важных параметрах АКБ.

Теперь вы знаете, как померить напряжение на аккумуляторе мультиметром.

Вопрос — ответ

Вопрос: Если при проверке плотности аккумулятора мультиметром напряжение на нем постоянно низковато, значит ли это, что плотность электролита низкая?

Имя: Радик

Ответ: Это может быть косвенным признаком снижения плотности электролита, но лучше все же проверить ее специальным инструментом самостоятельно или посетить СТО.

 

Вопрос: Можно ли проверить исправность аккумулятора мультиметром, не отключая его от нагрузки?

Имя: Матвей

Ответ: Да, можно сделать это и при работающем двигателе автомобиля. Если мультиметр покажет напряжение в пределах 13,5 – 14 В, АКБ в порядке и можно продолжать ее использовать. Если же цифра на дисплее прибора превысит 14,2 В, значит батарея не заряжается полностью, а генератор при этом работает с повышенной нагрузкой. Но учтите, что при низкой температуре воздуха АКБ могла разрядиться, поэтому генератор и работает в данный момент усиленно, чтобы зарядить ее.

 

Вопрос: Работоспособность автомобильного аккумулятора определяется только величиной напряжения?

Имя: Дмитрий

Ответ: Нет, но постоянно сниженное напряжение является первым признаком того, что нужно протестировать и другие параметры батареи.

 

Вопрос: Емкость аккумулятора указана в паспорте. Может ли она быть ниже номинальной?

Имя: Егор

Ответ: Да, может. Со временем по разным причинам емкость батареи может снижаться. Склонность к снижению тоже можно проверить мультиметром, замеряя напряжение на отсоединенной от генератора батарее, к которой подключена нагрузка хотя бы в виде лампочки. Подержав нагрузку пару минут, нужно снять показания. Если прибор покажет 12,4 В и больше, то АКБ в порядке. Если же цифры ниже, то, возможно, уже произошла потеря емкости и нужно готовиться к смене питающей батареи.

 

Как проверить автомобильный аккумулятор — Battery Service 🔋 Обслуживание аккумуляторов ⚡

Как проверить автомобильный аккумулятор — все способы в одной статье. Проверить авто аккумулятор можно несколькими способами: мультиметром, нагрузочной вилкой, специальным тестером пускового тока аккумуляторов и последний вариант разрядным устройством. Если в первом случае Вам понадобится только мультиметр и таблица заряженности аккумуляторов, то в остальных — еще немного знаний и умений и мы ими поделимся:

Как проверить автомобильный аккумулятор мультиметром?

Для проверки авто аккумулятора — берем обычный мультиметр и измеряем напряжение автомобильного аккумулятора. Красный щуп мультиметра к положительному — «красному» выводу аккумулятора, а черный щуп к отрицательному — «черному» выводу аккумулятора. Если аккумулятор заряжен, то измеренное напряжение, как правило, составляет 12,6 -12,7В. Это справедливо только для аккумулятора в состоянии покоя, т.е. двигатель автомобиля был заглушен давно и отсутствует поверхностное напряжение. Если напряжение выше 13,0В — это значит, что аккумулятор имеет поверхностное напряжение и данные измерения не отражают степень заряженности аккумулятора. Следует подождать несколько часов и проверить напряжение аккумулятора мультиметром заново.

Если батарея разряжена, то напряжение аккумулятора составляет 12,5В и ниже. Если напряжение ниже 11.9В такой аккумулятор следует немедленно зарядить зарядным устройством во избежание выхода аккумулятора из строя, т.к. такой аккумулятор подвержен полной сульфатации пластин.

Как выбрать зарядное устройство?

Другими словами: 12,7В и выше — аккумулятор заряжен, 12.5В — аккумулятор заряжен на 50%, 11,9В — аккумулятор полностью разряжен.  Если напряжение ниже 11.9В — аккумулятор глубоко разряжен и скорее всего уже сильно сульфатирован.

Степень заряженности аккумулятора дает нам лишь понимание о том, заряжен ли аккумулятор или его стоит зарядить. Но никак не дает понимания о том, работает ли аккумулятор исправно. Поэтому переходим к следующему способу проверки автомобильного аккумулятора — специальными тестерами аккумуляторов. Начнем с нагрузочной вилки.

Как проверить автомобильный аккумулятор нагрузочной вилкой?

Для проверки аккумулятора нагрузочной вилкой необходимо подключить красный зажим к положительному — «красному» выводу аккумулятора, а черный зажим к отрицательному — «черному» выводу аккумулятора. Нагрузочная вилка вызывает короткое замыкание на несколько секунд, корпус вилки нагревается, рассеивая полученную энергию от аккумулятора. В этот момент автомобильный аккумулятор подвержен нагрузке — разряду. По величине просадки напряжения определяют исправность аккумулятора. Чем меньше снижение напряжения аккумулятора, тем лучше качество и характеристики аккумулятора. Если напряжение ниже 7В, то батарея неисправна или… и тут есть нюанс.

Смотрите ниже.

Различают автоматические нагрузочные вилки и ручные. Если автоматические нагрузочные вилки самостоятельно регулируют время нагрузки, то ручные своим именем отражают их суть работы.

Такой способ проверки аккумулятора намного лучше проверки мультиметром, но так же имеет ряд недостатков:

  1. Проверять необходимо только полностью заряженные аккумуляторы на заглушенном двигателе. Если тестируется разряженный аккумулятор, то результат будет неверным
  2. Проверка аккумулятора нагрузочной вилкой проводится при определенной температуре и работа аккумулятора в мороз не гарантируется
  3. Нагрузочная вилка имеет одну степень нагрузки и не подходит для батарей с большой емкостью, а небольшие аккумуляторы просаживаются очень сильно. Поэтому если получено значение ниже 7В, проверьте, подходит ли эта нагрузочная вилка вашему аккумулятору?!

Поэтому нагрузочная вилка это конечно хорошо, но до тех пор пока им на смену не пришли специализированные тестеры аккумуляторов.

Как проверить автомобильный аккумулятор тестером тока холодной прокрутки?

Как мы теперь понимаем измерить напряжение аккумулятора недостаточно, а проверить нагрузочной вилкой не всегда представляется возможным и еще не каждый аккумулятор можно ею проверить правильно. Что же делать?

Примерно 35 лет назад, в недрах компании Motorola родилась технология измерения внутреннего сопротивления (проводимости) аккумулятора.  А первый прибор был выпущен компанией Midtronics, основатель которой приобрел и успешно применил патент на данную технологию.  Тестеры аккумуляторов на основе данных о внутреннем сопротивлении делают анализ состояния пластин аккумулятора и вывод о пусковом токе аккумулятора (CCA). Чем выше ССА — ток холодной прокрутки, тем больше шансов запустить двигатель автомобиля зимой.

Такая проверка аккумулятора практически лишена проблем нагрузочных вилок и обычного мультиметра. Вот основные преимущества тестеров тока холодной прокрутки аккумуляторов:

  1. Проверку аккумуляторов можно проводить в разряженном состоянии
  2. Предусмотрен алгоритм проверки и снятия поверхностного заряда — не нужно ждать
  3. Проверка не разряжает аккумулятор — не нужно его заряжать после проверки
  4. Это полностью безопасно — нет риска короткого замыкания
  5. Количественный анализ аккумулятора, а не только качественный

Почему автомагазины боятся таких тестеров?

Количественный анализ аккумуляторов дает конкретную цифру измеренного пускового тока — главную характеристику автомобильного аккумулятора, т. е. какой максимальный ток, может отдать этот аккумулятор для запуска двигателя автомобиля. Нагрузочная вилка дает понимание, как аккумулятор ведет себя под нагрузкой, но ни как — какой силы ток она может отдать.

Процесс тестирования аналогичен предыдущим способам — подключите к выводам аккумулятора, затем выберете базовое значение пускового тока (написано на аккумуляторе) — чтобы тестер сравнил полученное значение и следим за указаниями тестера.

Такие тестеры в настоящее время широко распространены. Есть специальные дилерские прибора, а также и бытовые модели. У каждого есть свои преимущества и недостатки. Так же рынок заполонили низкокачественные китайские поделки.

Измерив пусковой ток аккумулятора и сравнив его с базовым — эталонным значением, указанным на аккумуляторе, тестер сделает вывод о качестве аккумуляторе и предупредит Вас о необходимости его замене. Например на фото, новый аккумулятор с базовым значением 540ССА, а вот измеренное значение всего лишь — 427 ССА. Такой аккумулятор обязательно подведет автолюбителя зимой.

Стоит отметить, что есть еще один последний вариант проверки аккумулятора и этот метод тестирования аккумулятора самый правильной, но долгий и затратный.

Проверка аккумулятора нагрузочным устройством (разрядным устройством)

Как правило, такой тест применяется только в сервисных (гарантийных) целях и служит он для измерения остаточной емкости аккумулятора. По своему назначению автомобильный аккумулятор — стартерный, т.е. его задача выдать максимальный ток в самое короткое время — ССА (А). Этот параметр мы измерим тестером пускового тока. Второй важный параметр — это резервная емкость аккумулятора. Т.е. это емкость аккумулятора в минутах при условии выхода из строя генератора. Такая емкость отражает примерное время работы автомобиля при неисправном оборудовании. И последний показатель — это электрическая емкость в А*ч. Например 60- 70 А*ч.

Последние 2 параметра можно измерить нагрузочным устройством стабилизированного тока.

Нагрузочное устройство аккумуляторов проводит разряд аккумулятора. Зная время разрядки и силу тока, измеряется емкость в А*ч или резервная емкость в минутах. Такое тестирование полностью снимает неопределенность состояния аккумулятора. Если аккумулятор имеет маленькую емкость то и ток холодной прокрутки будет очень низкий. Почему нельзя измерить емкость лампочкой? Ответ прост — по мере разряда аккумулятора будет снижаться и напряжение и ток, проходящий через лампочку — лампочка светит все слабее и слабее. Такой разряд не дает никакой полезной информации о емкости аккумулятора — это просто трата времени. Описанные выше методы проверки аккумуляторов справедливы не только для проверки автомобильных аккумуляторов, но и аккумуляторов в источниках бесперебойного питания, тяговых аккумуляторах в погрузчиках и других применениях. Для каждого такого применения есть специализированное оборудование.

₽76 300

В корзину

₽28 150

В корзину

₽24 000

В корзину

₽2 700

В корзину

Когда хорошие генераторы выходят из строя (и почему)

Вы здесь

Главная | Когда хорошие генераторы переменного тока выходят из строя (и почему)

В каждом автомобиле есть аккумулятор, который запускает двигатель и питает топливный насос и зажигание при запуске, но затем генератор начинает вращаться и обеспечивает питание. Из-за этого вы часто можете завести автомобиль с неисправным аккумулятором, а затем отвезти его в магазин автозапчастей, чтобы получить новый. При работающем двигателе и генераторе, выдающем мощность, аккумулятору нечего делать.

Генератор может выйти из строя несколькими способами, но обычно они происходят внезапно, без предупреждения. Вот общие симптомы:

  • Недостаточная зарядка — это наиболее распространенная проблема, которую часто можно обнаружить на ранних стадиях. Если вы заметили, что ваши фары тускнеют, когда двигатель работает на холостом ходу, и становятся яркими, когда вы набираете обороты, скорее всего, ваш генератор не выдает достаточной мощности.
  • Перезарядка — Это проблема не самого генератора, а проблемы с регулятором напряжения (часто встроенным в него). Перезарядка генератора может убить аккумулятор и выкипятить из него жидкость.
  • Нет заряда вообще — Это может выглядеть так же, как состояние недостаточного заряда, но увеличение оборотов двигателя ничего не дает. Доберитесь до дома или на станцию ​​технического обслуживания быстро, так как современный автомобиль проработает недолго, прежде чем разрядится аккумулятор.
  • Механические проблемы — Эта категория отказов часто связана с износом и визгом подшипников или, в крайних случаях, с их заеданием. Помимо того, что аккумулятор не заряжается, это также может привести к перекручиванию приводного ремня, что приведет к перегреву.

Как и во всех вращающихся машинах, подшипники генератора переменного тока имеют ограниченный срок службы и рано или поздно выходят из строя. Вы можете свести к минимуму вероятность того, что это произойдет преждевременно, поддерживая приводной ремень и натяжитель в хорошем состоянии. Ничто не убивает подшипники быстрее, чем слишком натянутый ремень, но и слишком ослабленный ремень тоже не годится. Если в вашем автомобиле есть подпружиненный натяжитель, вы должны проверить его как минимум через 50 000 миль при замене ремня. Если у вас старый автомобиль с ручным натяжителем, обязательно затяните его в соответствии со спецификацией, указанной в руководстве Haynes.

Если вы заметили кислотный запах или утечку жидкости из аккумулятора, это может быть связано с перезарядкой генератора. Вы можете легко проверить, измерив напряжение на аккумуляторе при работающем автомобиле, которое не должно превышать 15 вольт даже при работающем двигателе. Во-первых, убедитесь, что все провода к генератору и регулятору подключены правильно и не повреждены. Если в вашем автомобиле используется регулятор напряжения, отдельный или встроенный в генератор переменного тока, он недорог и его легко заменить. Если у вас есть автомобиль, в котором напряжение регулируется ЭБУ, вам может потребоваться поговорить с опытным техником.

Генератор, который не выдает по крайней мере 13,8 вольт, нуждается в замене или, по крайней мере, в ремонте. Но, если низкая мощность сочетается с визжащими звуками, это может быть просто случай проскальзывания поликлинового ремня. Если ремень исправен, то низкая мощность может быть вызвана пробоем изоляции на внутренних обмотках генератора или просто изношенными щетками; в любом случае, блок должен оторваться и развалиться.

Наконец, если заряда вообще нет, есть несколько вариантов. Возможно, порвался приводной ремень или соскочил со шкива, либо совсем вышел из строя натяжитель. Генераторы выдают переменный ток, а аккумулятору для зарядки нужен постоянный ток, поэтому есть выпрямитель напряжения, который его преобразует, и он тоже может внезапно выйти из строя. Неисправный регулятор напряжения также может вообще остановить зарядку генератора. В противном случае отсутствие заряда может означать внутренний разрыв в обмотках, плохие щетки или сгоревшие контактные кольца. Если вся внешняя проводка в порядке, скорее всего, проблема внутри генератора.

Лучшее, что вы можете сделать, чтобы ваш генератор работал хорошо, — содержать его в чистоте и сухости. Пыль и грязь могут попасть в генератор и со временем привести к короткому замыканию или износу щеток. Обмотки проводов генератора имеют только тонкую изоляцию и не будут создавать магнитное поле в случае выхода из строя, поэтому избегайте попадания на них растворителей, таких как очиститель карбюратора или бензин. Тепло и масло также могут сократить срок службы генератора, поэтому как можно скорее устраните протечки под капотом.

Метки: 

Ремонт автомобилей

Техническое обслуживание

Поиск и устранение неисправностей

Рекомендуется для вас

Последние советы и руководства

2005 Общие проблемы Mini

24 января 2023 г.

Обзор: Как использовать сканер OBD-II для проверки световых кодов двигателя — Какие типы сканеров существуют?

18 января 2023 г.

Советы Марка: как исправить скрип тормозов

22 декабря 2022 г.

Общие проблемы Chevrolet Equinox 2011

18 декабря 2022 г.

Как проверить аккумуляторную батарею с помощью мультиметра

4.0 Как проверить автомобильную аккумуляторную батарею с помощью мультиметра

В этой статье описывается, как использовать мультиметр для проверки аккумуляторной батареи вашего автомобиля, чтобы убедиться в ее исправности.

4.1 Как кто-то узнает, что его автомобильный аккумулятор неисправен?

Симптомы неисправности аккумулятора или генератора следующие:

 • Двигатели проворачиваются медленно или вообще не проворачиваются
 • На приборной панели горит индикатор аккумулятора.
 • При включении двигателя слышно кряканье, но двигатель не запускается
 • Внутреннее освещение или фары кажутся слабыми или тусклыми
 • Двигатель просто щелкает

4.2 Как долго должен работать автомобильный аккумулятор?

Гарантия на автомобильные аккумуляторы составляет около нескольких лет. Но только 30% продаваемых сегодня аккумуляторов достигают этого четырехлетнего рубежа. Если у вас возникли проблемы с аккумулятором, убедитесь, что соединения не подверглись коррозии.

4.3 Сколько вольт должно быть в полностью заряженном автомобиле?

Разные автомобили имеют разные номиналы аккумуляторов, в основном те, которые представлены на рынке, имеют напряжение от 15 до 20 вольт постоянного тока.

4.4 Что вызывает отказ батареи?

Если аккумулятор выйдет из строя или разрядится во время движения, автомобиль перестанет работать. Следующие факторы вызывают отказ батареи:

 • Оставлены включенными фары или может быть оставлено внутреннее освещение
 • Использование аксессуаров, таких как радио, в течение длительного времени, когда автомобиль не работает.
 • Слишком короткие поездки
 • Неисправный генератор
 • Корродированные или плохо закрепленные кабели аккумуляторной батареи
 • Низкий уровень электролита
 • Экстремальная температура

4.5 Использование мультиметра для проверки автомобильного аккумулятора

Один из простых способов проверить, разряжается аккумулятор или нет, – вставить ключ в замок зажигания и повернуть его в рабочее положение. В повседневной жизни люди проверяют напряжение автомобильного аккумулятора с помощью индикатора аккумулятора. Так что, если он выйдет из строя, вы не сможете сказать, исправна ли ваша батарея или нет. И много раз это могло вызвать другой свет, например, контрольные датчики. Итак, что должно произойти, когда вы заводите машину, она выключается. Если он выключится, значит, с вашей батареей все в порядке.

Чтобы проверить автомобильный аккумулятор с помощью цифрового мультиметра Kaiweets KM601 (нажмите здесь для получения дополнительной информации), выполните следующие действия:

 • Включите фары примерно на две минуты. Это избавит аккумулятор от любого поверхностного заряда.
 • Включите мультиметр, установите напряжение на 20 вольт или выше 15 вольт.
 • Через две минуты выключите свет.
 • Убедитесь, что клеммы аккумулятора очищены должным образом.
 • Подсоедините красный щуп мультиметра к красной клемме батареи (+), а черный щуп к другой клемме батареи, которая имеет черный цвет (-).
 • На ЖК-дисплее мультиметра отображается значение 12,85 В, что нормально.

То, что это хорошее напряжение, не означает, что ваша батарея в порядке. Аккумулятор может держать заряд, но у него нет усилителя холодного пуска, чтобы завести машину, это то, что мы собираемся проверить прямо сейчас.

4.6 Как проверить ток холодного пуска автомобильного аккумулятора с помощью мультиметра?

Правильно присоединим щупы мультиметра к автомобильному аккумулятору и на этот раз заведем зажигание.

Напряжение аккумулятора не должно падать ниже 10 вольт, если падает ниже 10 вольт, значит проблема с аккумулятором.

Мы заметили, что напряжение упало примерно на 10 вольт, а затем снова поднялось до 14 вольт. Это потому, что генератор заряжает аккумулятор. Итак, мы проверили, что батарея имеет достаточный пусковой ток и находится в хорошем состоянии.

Если напряжение вашей батареи начинает опускаться ниже 5 вольт, это мусор, вам нужно купить новую.

Мы надеемся, что эта статья поможет вам, как проверить напряжение или электрический ток простой батареи AA или автомобильного аккумулятора.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *