Закрыть

Сопротивление обмотки: Сопротивление обмотки электродвигателя | Полезные статьи

Содержание

Как проверить обмотку электродвигателя мультиметром

Электродвигатели сопровождают конструкции разных устройств и оборудования. Если оно дало сбой, возможно, причина именно в поломке мотора, который является сердцем всей системы. Иногда убедиться в этом можно, просто взглянув на движок. Если же явных видимых повреждений нет, скорее всего, внутри оборвана цепь или случилось короткое замыкание. Обнаружить проблему можно с помощью тестера. Мы расскажем вам, как проверить обмотку электродвигателя мультиметром на исправность.

Contents

  • 1 Правила безопасности
  • 2 Общая инструкция, как проверить двигатель мультиметром
    • 2.1 Проверяем обрыв
    • 2.2 Тестируем на замыкание между витками
    • 2.3 Проверяем на короткое замыкание
  • 3 Проверка асинхронных движков
  • 4 Проверка коллекторных движков
    • 4.1 Вопрос — ответ

Правила безопасности

Перед проверкой движка убедитесь в исправности вилки и шнура всего прибора. Если в устройство поступает электроток, контрольная лампочка будет светиться. Если с подачей тока все в порядке, приступаем к проверке мотора, который сначала нужно демонтировать из корпуса агрегата. Выполнять эту операцию можно только при его полном обесточивании!

Не лишним будет проверить исправность мультиметра. Чаще всего уменьшается заряд батареек, из-за чего показания могут быть неточными.

Общая инструкция, как проверить двигатель мультиметром

Не все движки можно протестировать мультиметром. К примеру, сложно проверять электродвижки постоянного тока, потому что их обмотка с нулевым сопротивлением. Для исследования применяется такой способ: одновременно проверяются значения с вольтметра, амперметра и вычисляются результаты по закону Ома.

Так нужно протестировать все сопротивления якорных обмоток, измеряя показания между коллекторными пластинами. Различия в значениях указывают на неисправность. Отличия между соседними коллекторными пластинами в исправном механизме составляют максимум 10%. Только если имеется уравнительная обмотка, эта цифра может подняться до 30% в норме.

Электромашины переменного тока делятся на синхронные, асинхронные (например, трехфазные) и коллекторные. Их можно протестировать обычным измерителем. Советуем прочитать статью о правильном использовании мультиметра.

Итак, узнаем, как прозванивать двигатель мультиметром.

Проверяем обрыв

Если произошел обрыв одной фазы в обмотке, которая соединена “звездочкой”, в ней не будет тока, а в иных фазах его значение завышенное. В такой ситуации мотор не функционирует. Ещё может произойти обрыв параллельной фазной ветви, из-за чего перегревается исправная ветвь.

При обрыве одной обмоточной фазы (меж двух проводников), которая соединена “треугольником”, в других проводниках будет намного меньше тока по сравнению с третьим. Обрыв роторной обмотки приводит к снижению оборотов движка, появляется вибрация, гудение.

Мультиметром важно прозвонить каждую обмотку, прозвания её и тестируя сопротивление. Несколько общих моментов, как прозвонить электродвигатель мультиметром:

  1. Если мотор функционирует от 220 В, важно прозвонить рабочую или пусковую обмотки. Показания последней должны быть больше первой в полтора раза.
  2. В движках, которые работают от 380 В, подключаемых “треугольничком” или “звездочкой”, схема разбирается и отдельно проверяются все обмотки. Омы должны быть практически равные (отличия максимум 5%). Если произошел обрыв, тестер покажет слишком большие Омы, то есть бесконечное сопротивление.

Кроме того, можно использовать режим прозвонки на мультиметре, благодаря чему проверка осуществляется быстрее, потому что при обрыве нет звука, а он указывает на исправность обмотки.

Тестируем на замыкание между витками

Такое замыкание вызывает гудение мотора, который становится менее мощным. Для его выявления лучше использовать мультиметр, дающий самую малую погрешность.

Всё, что нужно сделать для измерений, — подключить наконечники щупов тестера к кончикам различных витков и проверить, есть ли контакт при прозвонке или в режиме тестирования сопротивления. Отличие больше 10% говорит о возможности замыкания.

Проверяем на короткое замыкание

Проверка электродвигателя мультиметром осуществляется так:

  1. Выбрать на измерителе максимальный диапазон сопротивления.
  2. Соединить щупы между собой, чтобы убедиться в работоспособности тестера.
  3. Один наконечник соединить с корпусом движка.
  4. Другой наконечник по очереди присоединить к выводам всех фаз.

Работоспособный мотор показывает высокие значения на мультиметре, это могут быть сотни и тысячи МОм (мегаомы).

Ещё удобнее прозванивать корпус. Для этого нужно сделать всё то же самое, но в режиме прозвона. Если слышите звук, значит, обмоточная изоляция нарушена и произошло замыкание.

Теперь немного подробнее поговорим о том, как мультиметром прозвонить моторчики разных видов.

Проверка асинхронных движков

Именно асинхронные движки чаще всего эксплуатируются в бытовых агрегатах, которые функционируют от 220 В. После того, как вынули мотор из оборудования, нужно замерить сопротивление между моторными выводами:

  1. Выбрать функцию измерения сопротивления и диапазон до 100 Ом.
  2. Соединить наконечники с выводами подключаемой обмотки. Между средним и крайним в норме значение 30-50 Ом, между средним и другим крайним 15-20.

Также важно проверить утечку тока:

  1. Выбрать функцию измерения сопротивления с диапазоном 2000 кОм.
  2. По очереди соединять каждую клемму с корпусом движка.
  3. На дисплее не должно быть значений. Если вы используете аналоговый мультиметр, стрелка не отклоняется.

Если выявляются проблемы, придется разбирать устройство, чтобы провести более тщательные исследования. Часто возникает межвитковое замыкание. Для их выявления выбирается диапазон 100 Ом, после чего прозванивается каждый контур статора. Сильное отклонение одного показания от другого говорит о замыкании обмотки.

Видео о том, как прозвонить двигатель мультиметром:

Проверка коллекторных движков

Такие моторы применяют в цепи постоянного тока. Перед тем, как прозванивать электродвигатель мультиметром, лучше всего полностью разобрать мотор.

На мультиметре выбирается функция измерения сопротивления с диапазоном 200 Ом. Обычно статор движка данного типа имеет две независимые обмотки, их и нужно протестировать.

Какой показатель считается нормальным, написано в технической документации к двигателю, но на исправность указывает невысокое сопротивление. Если движок очень мощный, сопротивление статора будет совсем маленьким. В моторах с обычной мощностью сопротивление обмотки может быть в пределах 5-30 Ом. Для прозвонки необходимо наконечниками щупов мультиметра дотронуться до выводов обмоток. Если хотя бы в одном контуре нет сопротивления, использовать устройство не нужно.

У ротора коллекторного движка много обмоток, но тестировать якорь легко. Проверка мультиметром двигателя коллекторного типа:

  1. Выбрать функцию измерения сопротивления и диапазон в 200 Ом.
  2. Поместить наконечники щупов на коллекторе так, чтобы они были как можно дальше друг от друга.
  3. Если на дисплее тестера показываются какие-то цифры, без снятия щупов нужно немного провернуть ротор, чтобы другая обмотка соединилась с щупами.
  4. Если показания почти равные, с якорем всё в порядке.

Также полезно проверить устройство на утечку электротока.

Подробное видео о том, как проверить мультиметром моторчик коллекторный:

Теперь вы знаете, как проверить обмотку электродвигателя мультиметром и сможете тестировать разное оборудование. Даже если вы захотите узнать, как прозвонить мультиметром насос, вам будет полезна эта статья, ведь у бензонасосов тоже есть электромотор. Также вы сможете проверить движок домашней стиральной машины. Словом, умея пользоваться тестером, можно “дружить” с самым разным оборудованием.

Желаем безопасных и точных измерений!

Вопрос — ответ

Вопрос: Как прозвонить электродвигатель цифровым мультиметром?

Имя: Максим

Ответ: Перед проверкой движка убедитесь в исправности вилки и шнура всего прибора. Если с подачей тока все в порядке, мотор нужно демонтировать из корпуса агрегата. Выполнять эту операцию можно только при его полном обесточивании. Затем можно приступать к проверке асинхронного или коллекторного мотора.

 

Вопрос: Как проверить электродвигатель на обрыв мультиметром?

Имя: Алексей

Ответ: Если мотор функционирует от 220 В, важно прозвонить рабочую или пусковую обмотки. Показания последней должны быть больше первой в полтора раза. В движках 380 В, подключаемых “треугольничком” или “звездочкой”, схема разбирается и отдельно проверяются все обмотки.

 

Вопрос: Как проверить асинхронный электродвигатель на исправность мультиметром?

Имя: Даниил

Ответ: Чтобы замерить сопротивление между моторными выводами, нужно выбрать функцию измерения сопротивления и диапазон до 100 Ом. Затем соединить наконечники с выводами подключаемой обмотки. Между средним и крайним в норме значение 30-50 Ом, между средним и другим крайним 15-20.

 

Вопрос: Как проверить моторчик на короткое замыкание мультиметром?

Имя: Тагир

Ответ: Выбрать на измерителе максимальный диапазон сопротивления. Один наконечник от мультиметра соединить с корпусом движка. Другой по очереди присоединить к выводам всех фаз. Ещё можно прозвонить корпус.

 

Вопрос: Как проверить коллекторный двигатель мультиметром?

Имя: Егор

Ответ: На мультиметре выбирается функция измерения сопротивления с диапазоном 200 Ом. Обычно статор движка данного типа имеет две независимые обмотки, их и нужно протестировать. У ротора коллекторного движка много обмоток, но тестировать якорь не сложно.

 

Проверка обмоток электродвигателя. Неисправности и методы

В идеале чтобы была произведена проверка обмоток электродвигателя, необходимо иметь специальные приборы, предназначенные для этого, которые стоят немалых денег. Наверняка не у каждого в доме они есть. Поэтому проще для таких целей научиться пользоваться тестером, имеющим другое название мультиметр. Такой прибор имеется практически у каждого уважающего себя хозяина дома.

Электродвигатели изготавливают в различных вариантах и модификациях, их неисправности также бывают самыми разными. Конечно, не любую неисправность можно диагностировать простым мультиметром, но наиболее часто проверка обмоток электродвигателя таким простым прибором вполне возможна.

Любой вид ремонта всегда начинают с осмотра устройства: наличие влаги, не сломаны ли детали, наличие запаха гари от изоляции и другие явные признаки неисправностей. Чаще всего сгоревшую обмотку видно. Тогда не нужны никакие проверки и измерения. Такое оборудование сразу отправляется на ремонт. Но бывают случаи, когда отсутствуют внешние признаки поломки, и требуется тщательная проверка обмоток электродвигателя.

Если не вникать в подробности, то обмотку двигателя можно представить в виде куска проводника, который намотан определенным образом в корпусе мотора, и вроде бы в ней ничего не должно ломаться.

Однако, дело обстоит гораздо сложнее, так как обмотка электродвигателя выполнена со своими особенностями:
  • Материал провода обмотки должен быть однородным по всей длине.
  • Форма и площадь поперечного сечения провода должны иметь определенную точность.
  • На проволоку, предназначенную для обмотки, в обязательном порядке в промышленных условиях наносится слой изоляции в виде лака, который должен обладать определенными свойствами: прочностью, эластичностью, хорошими диэлектрическими свойствами и т.д.
  • Провод обмотки должен обеспечивать прочный контакт при соединении.

Если имеется какое-либо нарушение этих требований, то электрический ток будет проходить уже в совершенно других условиях, а электрический мотор ухудшит свои эксплуатационные качества, то есть, снизится мощность, обороты, а может и вообще не работать.

Проверка обмоток электродвигателя 3-фазного мотора. Прежде всего, отключить ее от цепи. Основная часть существующих электродвигателей имеет обмотки, соединенные по схемам, соответствующим звезде или треугольнику.

Концы этих обмоток подключают обычно на колодки с клеммами, которые имеют соответствующие маркировки: «К» — конец, «Н» — начало. Бывают варианты соединений внутреннего исполнения, узлы находятся внутри корпуса мотора, а на выводах применяется другая маркировка (цифрами).

На статоре 3-фазного электродвигателя применяются обмотки, имеющие равные характеристики и свойства, одинаковые сопротивления. При замере мультиметром сопротивлений обмоток может оказаться, что у них разные значения. Это уже дает возможность предположить о неисправности, имеющейся в электродвигателе.

Возможные неисправности
Визуально не всегда можно определить состояние обмоток, так как доступ к ним ограничен особенностями конструкции двигателя. Практически проверить обмотку электродвигателя можно по электрическим характеристикам, так как все поломки мотора в основном выявляются:
  • Обрывом, когда провод разорван, либо отгорел, ток по нему проходить не будет.
  • Коротким замыканием, возникшим из-за повреждения изоляции между витками входа и выхода.
  • Замыкание между витками, при этом изоляция повреждается между соседними витками. Вследствие этого поврежденные витки самоисключаются из работы. Электрический ток идет по обмотке, в которой не задействованы поврежденные витки, которые не работают.
  • Пробиванием изоляции между корпусом статора и обмоткой.

Способы
Проверка обмоток электродвигателя на обрыв

Это самый простой вид проверки. Неисправность диагностируется простым измерением значения сопротивления провода. Если мультиметр показывает очень большое сопротивление, то это означает, что имеется обрыв провода с образованием воздушного пространства.

Проверка обмоток электродвигателя на короткое замыкание

При коротком замыкании в моторе отключится его питание установленной защитой от замыкания. Это происходит за очень короткое время. Однако даже за такой незначительный промежуток времени может возникнуть видимый дефект в обмотке в виде нагара и оплавления металла.

Если измерять приборами сопротивление обмотки, то получается малое его значение, которое приближается к нулю, так как из измерения исключается кусок обмотки из-за замыкания.

Проверка обмоток электродвигателя на межвитковое замыкание

Это самая трудная задача по определению и выявлению неисправности. Чтобы проверить обмотку электродвигателя, пользуются несколькими способами измерений и диагностик.

Проверка обмоток электродвигателя способом омметра

Этот прибор действует от постоянного тока, измеряет активное сопротивление. Во время работы обмотка образует кроме активного сопротивления, значительную индуктивную величину сопротивления.

Если будет замкнут один виток, то активное сопротивление практически не изменится, и определить омметром его сложно. Конечно, можно произвести точную калибровку прибора, скрупулезно замерять все обмотки на сопротивление, сравнивать их. Однако, даже в таком случае очень трудно выявить замыкание витков.

Результаты гораздо точнее выдает мостовой метод, с помощью которого измеряется активное сопротивление. Этим методом пользуются в условиях лаборатории, поэтому обычные электромонтеры им не пользуются.

Измерение тока в каждой фазе

Соотношение токов по фазам изменится, если произойдет замыкание между витками, статор будет нагреваться. Если двигатель полностью исправен, то на всех фазах ток потребления одинаков. Поэтому измерив эти токи под нагрузкой, можно с уверенностью сказать о реальном техническом состоянии электродвигателя.

Проверка обмоток электродвигателя переменным током

Не всегда можно измерить общее сопротивление обмотки, и при этом учесть индуктивное сопротивление. У неисправного двигателя проверить обмотку можно переменным током. Для этого применяют амперметр, вольтметр и понижающий трансформатор. Для ограничения тока в схему вставляют резистор, либо реостат.

Чтобы проверить обмотку электродвигателя, применяется низкое напряжение, проверяется значение тока, которое не должно быть выше значений по номиналу. Измеренное падение напряжения на обмотке делится на ток, в итоге получается полное сопротивление. Его значение сравнивают с другими обмотками.

Такая же схема дает возможность определить вольтамперные свойства обмоток. Для этого необходимо сделать измерения на различных значениях тока, затем записать их в таблицу, либо начертить график. Во время сравнения с другими обмотками не должно быть больших отклонений. В противном случае имеется межвитковое замыкание.

Проверка обмоток электродвигателя шариком

Этот метод основывается на образовании электромагнитного поля с вращающимся эффектом, если обмотки исправны. На них подключается симметричное напряжение с тремя фазами, низкого значения. Для таких проверок используют три понижающих трансформатора с одинаковыми данными. Их подключают отдельно на каждую фазу.

Чтобы ограничить нагрузки, опыт проводят за короткий промежуток времени.

Подают напряжение на обмотки статора, и сразу вводят маленький стальной шарик в магнитное поле. При исправных обмотках шарик крутится синхронно внутри магнитопровода.

Если имеется замыкание между витками в какой-либо обмотке, то шарик сразу остановится там, где есть замыкание. При проведении проверки нельзя допускать превышения тока выше номинального значения, так как шарик может вылететь из статора с большой скоростью, что является опасно для человека.

Определение полярности обмоток электрическим методом

У обмоток статора имеется маркировка выводов, которой иногда может не быть по разным причинам. Это создает сложности при проведении сборки.

Чтобы определить маркировку, применяют некоторые способы:
  • Слабым источником постоянного тока и амперметром.
  • Понижающим трансформатором и вольтметром.

Статор выступает в роли магнитопровода с обмотками, действующими по принципу трансформатора.

Определение маркировки выводов обмотки амперметром и батарейкой

На наружной поверхности статора имеется шесть проводов от трех обмоток, концы которых не промаркированы, и подлежат определению по их принадлежности.

Применяя омметр, находят выводы для каждой обмотки, и отмечают цифрами. Далее, делают маркировку одной из обмоток конца и начала, произвольно. К одной из оставшихся двух обмоток присоединяют стрелочный амперметр, чтобы стрелка находилась на середине шкалы, для определения направления тока.

Минусовой вывод батарейки соединяют с концом выбранной обмотки, а выводом плюса кратковременно касаются ее начала.

Импульс в первой обмотке трансформируется во вторую цепь, которая замкнута амперметром, при этом повторяет исходную форму. Если полярность обмоток совпала с правильным расположением, то стрелка прибора в начале импульса пойдет вправо, а при размыкании цепи стрелка отойдет влево.

Если показания прибора совсем другие, то полярность выводов обмотки меняют местами и маркируют. Остальные обмотки проверяются подобным образом.

Определение полярности вольтметром и понижающим трансформатором

Первый этап аналогичен предыдущему способу: определяют принадлежность выводов обмоткам.

Далее, произвольным образом маркируют выводы первой любой обмотки для соединения их с понижающим трансформатором (12 вольт).

Две другие обмотки соединяют двумя выводами в одной точке случайным образом, оставшуюся пару соединяют с вольтметром и включают питание. Напряжение выхода трансформируется в другие обмотки с таким же значением, так как у них одинаковое количество витков.

Посредством последовательной схемы подключения 2-й и 3-й обмоток вектора напряжения суммируются, а результат покажет вольтметр. Далее маркируют остальные концы обмоток и проводят контрольные измерения.

Похожие темы:
  • Схемы подключения трехфазного двигателя. К 3-х и 1-о фазной сети
  • Измерение сопротивления изоляции. Методика и приборы. Порядок
  • Измерение напряжения. Виды и принцип измерений
  • Измерение тока. Виды и приборы. Принцип измерений и особенности

Испытание сопротивления обмотки — анализатор обмотки

Сопротивление обмотки

Сопротивление обмотки, сопротивление отрезка медных проводов или стержней от одного конца до другого, является мерой постоянного напряжения и тока и применением закона Ома как следующим образом:

где R — сопротивление в Омах, V — приложенное напряжение в Вольтах, а I — результирующий ток в Амперах.

2-проводное и 4-проводное измерение

Сопротивление обмотки можно измерить с помощью 2 проводов от измерительного устройства, подключенного к каждому концу ИУ. В этом случае измеренное сопротивление будет включать в себя сопротивление проводов от измерительного устройства до тестируемого устройства.

В нашем 4-проводном измерении сопротивления используются клещи Кельвина для повышения точности.

При 4-проводном измерении от измерительного устройства отходят 4 провода, которые попарно подключаются к концам ИУ с помощью так называемых клещей Кельвина. Каждая пара имеет вывод возбуждения и вывод датчика, а сопротивление «чувствуется» или измеряется от одного зажима Кельвина до другого. Другими словами, измеряется только сопротивление ИУ, сопротивление в проводах от измерительного устройства к ИУ исключается. Следовательно, измерение сопротивления ИУ является более точным.

При 4-проводном измерении сопротивления используется мост Кельвина или мост Уитстона для устранения сопротивления выводов в измерительном устройстве.

Что делает Electrom Instruments

В тестере электродвигателей и анализаторах обмоток серии iTIG III компании Electrom используются высокоточные измерения сопротивления обмоток по 4-проводной схеме. Модели поставляются с измерениями, выполненными с помощью отдельного комплекта проводов с клещами Кельвина или с помощью клещей Кельвина, подключенных к высоковольтным выходным проводам, используемым для испытаний на напряжение постоянного тока и перенапряжение. Измерения могут быть в миллиомах или микроомах от нескольких мкОм до 2 кОм.

Почему измерение сопротивления обмотки является важным измерением

Измерение сопротивления обмотки может выявить проблемы, которые не обнаруживаются при других испытаниях и измерениях (кроме измерения импеданса), и поэтому очень важно. Ниже приведены проблемы, которые можно найти.

Распространенное заблуждение

Распространенное заблуждение состоит в том, что испытание на перенапряжение всегда может обнаружить выброс в двигателе со случайной обмоткой. Это происходит, если есть очередь на короткое замыкание, короткое замыкание между катушками или короткое замыкание на землю. Но в ситуации, подобной приведенной ниже, неисправность не будет обнаружена при испытании на перенапряжение, потому что индуктивность обмотки не изменяется, емкость обмотки практически не меняется, а испытание на перенапряжение не зависит от сопротивления обмотки. См.: Что вызывает различия в испытательных волнах помпажа?

Пример частичного перегорания: Четыре в руке (или 4 параллельных магнитных провода на катушку), два перегоревших, нет замыкания витка и замыкания на землю. Два провода остались целыми, поэтому индуктивность в катушке не изменилась.

Частичное замыкание: четыре в руке, два перегорели, без поворота на замыкание и без замыкания на землю.

Стандарты

Сопротивление обмотки можно сравнить с абсолютным числом Ом или долями Ома, если целевое сопротивление известно. Это также может быть сравнение межфазных сопротивлений в трехфазном двигателе или генераторе с расчетом баланса (или дисбаланса).

Баланс рассчитывается как процент максимальной разницы между тремя измерениями сопротивления, деленный на среднее значение трех измерений между фазами: (R_max – R_min)/R_avg %.

Температурная компенсация

Если измерения сопротивления обмотки необходимо сравнивать и отслеживать во времени, измерения необходимо компенсировать по температуре, за исключением случаев, когда температура всегда одинакова. Медь, например, имеет температурный коэффициент около 0,0039.на градус С для умеренных температур. Это означает, что если температура изменится на 10°C, сопротивление изменится примерно на 4%.

Если важен баланс сопротивлений фаз, то температурная компенсация не нужна, так как расчет баланса является соотношением и коэффициент компенсации выпадает.

Объяснение измерения сопротивления обмотки трансформатора — статьи


В этом руководстве представлены общие сведения о методах и процедурах измерения сопротивления обмотки трансформатора. Фото: TestGuy

Измерение сопротивления обмотки является важным диагностическим инструментом для оценки возможных повреждений трансформаторов, вызванных плохой конструкцией, сборкой, обращением, неблагоприятными условиями окружающей среды, перегрузкой или плохим обслуживанием.

Основной целью этого испытания является проверка существенных различий между обмотками и обрывов в соединениях. Измерение сопротивления обмоток трансформатора гарантирует правильность подключения каждой цепи и герметичность всех соединений.

Сопротивление обмотки в трансформаторах будет изменяться из-за короткого замыкания витков, ослабленных соединений или износа контактов в переключателях ответвлений. Независимо от конфигурации измерения сопротивления обычно выполняются между фазами, и показания сравниваются друг с другом, чтобы определить, являются ли они приемлемыми.

Измерения сопротивления обмотки трансформатора получают путем пропускания известного постоянного тока через испытуемую обмотку и измерения падения напряжения на каждой клемме (закон Ома). Современное испытательное оборудование для этих целей использует мост Кельвина для достижения результатов; набор для проверки сопротивления обмотки можно представить как очень большой омметр с низким сопротивлением (DLRO).


Содержание руководства

  • Подключение испытательного комплекта
  • Подключение к трансформатору
  • Измерение сопротивления обмотки
  • Сопротивление обмотки устройства РПН
  • Результаты испытаний
  • Формула коррекции температуры
  • Размагничивание трансформатора

Будьте осторожны при тестировании

Перед проведением проверки сопротивления обмотки трансформатора важно соблюдайте все предупреждения по технике безопасности и принимайте надлежащие меры предосторожности. Убедитесь, что все тестируемое оборудование надлежащим образом заземлено, и рассматривайте все высоковольтное силовое оборудование как находящееся под напряжением до тех пор, пока не будет доказано обратное с помощью надлежащих процедур блокировки/маркировки.

Во время испытания важно не отсоединять токоведущие провода или провода напряжения, пока через трансформатор протекает ток. Это приведет к возникновению чрезвычайно высокого напряжения в точке разрыва тока, что может привести к летальному исходу.


Подключение испытательного комплекта


Оборудование для измерения сопротивления обмотки доступно в различных исполнениях в зависимости от конкретного применения. Испытательный комплект, используемый для силового трансформатора, сильно отличается от комплекта, разработанного для небольших измерительных трансформаторов. Независимо от типа тестеры сопротивления обмоток всегда оснащены токовым выходом, измерением напряжения и измерителем сопротивления. Фото: Testguy

Как первичные, так и вторичные клеммы трансформатора должны быть изолированы от внешних соединений, а измерения должны выполняться на каждой фазе всех обмоток. Подключения испытательного оборудования должны выполняться в следующем порядке:

  1. Заземление .
    Убедитесь, что трансформатор сначала заземлен непосредственно на заземление местной станции, а затем подключите заземление испытательного комплекта.
  2. Аксессуары – Подключайте любые необходимые аксессуары, такие как пульты дистанционного управления, сигнальные маячки, ПК и т. д.
  3. Тестовые провода – Отсоединив тестовые провода от тестируемого устройства, подключите провода тока и напряжения к испытательному комплекту и проверьте герметичность всех соединений.
  4. Подключение к трансформатору — Для каждой конфигурации трансформатора требуются разные тестовые соединения, некоторые примеры приведены в следующем разделе. Особое внимание следует уделить , чтобы предотвратить падение выводов во время тестирования или подключение выводов сверху или слишком близко друг к другу. Провода напряжения всегда должны располагаться
    внутри
    (между) токоподводами и трансформатором.
  5. Входная мощность – Подключите тестовый комплект. Перед выполнением этого подключения убедитесь, что заземление источника питания имеет низкоомный путь к заземлению локальной станции.

Подключение к тестируемому трансформатору

Для однофазных и простых конфигураций треугольник-звезда можно использовать следующие соединения. Имейте в виду, что каждая конфигурация трансформатора отличается, и ваша конкретная настройка может не относиться к тому, что показано ниже. Для получения дополнительной информации обратитесь к руководству пользователя, прилагаемому к вашему тестовому комплекту.

Пример однофазного трансформатора


Соединения для проверки сопротивления обмоток трансформатора — одинарная обмотка. Фото: TestGuy


Пример трехфазной обмотки треугольником

Соединения для проверки сопротивления обмотки трансформатора — трехфазная обмотка треугольником. Фото: TestGuy

№ теста Я+ И- В1+ В1- V2+ В2-
А-фаза ч2 ч3 ч2 ч3
B-фаза ч3 ч4
ч3
ч4
С-фаза ч4 ч2 ч4 ч2

3-фазная вторичная обмотка по схеме «звезда» Пример


Соединения для проверки сопротивления обмотки трансформатора — 3-фазная обмотка по схеме «звезда». Фото: TestGuy

Тест № Я+ И- В1+ В1- V2+ В2-
А-фаза Х1 Х0 Х1 Х0
B-фаза Х2 Х0 Х2 Х0
С-фаза Х3 Х0 Х3 Х0

Пример испытания двойной обмотки (однофазный)

Чтобы сэкономить время при испытании двухобмоточных трансформаторов, первичную и вторичную обмотки можно проверить одновременно, используя соединения, показанные ниже:


Сопротивление обмотки трансформатора Тестовые соединения — двойная обмотка. Фото: TestGuy

Тест № Я+ Перемычка И- В1+ В1- V2+ В2-
1 ч2 h3-X1 Х3 ч2 ч3 Х1 Х2

Пример испытания двойной обмотки (трехфазный)


Соединения для испытания сопротивления двухобмоточного трехфазного трансформатора. Фото: TestGuy

Тест № Я+ Перемычка И- В1+ В1- V2+ В2-
А-фаза ч2 h3-X1 Х0 ч2 ч3 Х1 Х0
B-фаза ч3 h4-X2 Х0 ч3 ч4 Х2 Х0
С-фаза ч4 h2-X3 Х0 ч4 ч2 Х3 Х0

Чтобы уменьшить время насыщения сердечника, перемычка, используемая для соединения обеих обмоток, должна быть подключена к противоположным полярностям трансформатора.

Если положительный вывод для тока подключен к положительному выводу первичной обмотки, тестовый ток возбуждения от первичной обмотки h3 перескочил на положительный вывод вторичной обмотки Х1.

Примечание: Если сопротивление между двумя обмотками больше, чем в 10 раз, может оказаться желательным получить более точные показания, проверяя каждую обмотку отдельно.

Пример трансформатора тока


Соединения для проверки сопротивления обмотки трансформатора тока. Фото: TestGuy


Измерение сопротивления обмоток

При измерении сопротивления обмоток показания следует наблюдать и записывать после стабилизации значения сопротивления . Значения сопротивления сначала будут «дрейфовать» из-за индуктивности трансформатора, которая более распространена в больших обмотках, соединенных треугольником.

Для небольших трансформаторов дрейф длится всего несколько секунд; для однофазных высоковольтных трансформаторов дрейф может длиться менее минуты; для больших трансформаторов требуемое время дрейфа может составлять пару минут и более. Любое изменение тока приведет к изменению значения сопротивления.


Сопротивление обмотки устройства РПН

Многие силовые и распределительные трансформаторы оборудованы РПН для увеличения или уменьшения коэффициента трансформации в зависимости от напряжения питания. Поскольку изменение передаточного числа включает в себя механическое перемещение из одного положения в другое, каждый отвод должен быть проверен во время испытания сопротивления обмотки.

Во время планового обслуживания не всегда возможно проверить каждую отводку из-за нехватки времени или других факторов. В таких случаях допустимо измерять сопротивление каждой обмотки только в указанном положении ответвления.

Для ответвлений «без нагрузки» трансформатор должен быть разряжен между переключениями ответвлений. Устройства РПН и регуляторы напряжения могут эксплуатироваться с включенным испытательным комплектом при переходе от РПН к РПН, что не только экономит время, но и позволяет проверить функцию включения перед размыканием устройства РПН.

Связанный: Трансформаторные переключатели ответвлений: объяснение основных принципов и испытаний


Результаты испытаний

Интерпретация результатов сопротивления обмоток обычно основывается на сравнении каждого значения сопротивления с каждой соседней обмоткой на одном ответвлении. Если все показания отличаются друг от друга в пределах одного процента, считается, что образец прошел испытание.

Сравнения также можно проводить с исходными данными испытаний, измеренными на заводе, с использованием значений, скорректированных по температуре, с учетом того, что испытания сопротивления в полевых условиях не предназначены для дублирования записи испытаний производителя, которые, скорее всего, проводились в контролируемой среде при время изготовления.


Пример данных испытаний

В зависимости от размера испытуемой обмотки трансформатора показания сопротивления будут выражены в омах, миллиомах или микроомах. В приведенной ниже таблице показано, как могут быть записаны данные испытаний для простого трехфазного трансформатора 13 200–208/120 В с тремя обесточенными первичными положениями переключателя ответвлений.

ОБМОТКИ ПОЛОЖЕНИЕ ОТВОДА СОПРОТИВЛЕНИЕ (МИЛЛИОМ)
h2-h3 1 750,3
h3-h4 1 749,8
h4-h2 1 748,5
h2-h3 2 731,8
h3-h4 2 731.4
h4-h2 2 729,4
h2-h3 3 714,6
h3-h4 3 714,3
h4-h2 3 712,3
Х1-Х0 н/д 0,3550
Х2-Х0 н/д 0,3688
Х3-Х0 н/д 0,3900

Температурная коррекция

Поскольку сопротивление зависит от температуры, при сравнении результатов для данных тренда необходимо использовать скорректированные значения. Очень важно оценить температуру обмотки во время измерения.

Если трансформатор оборудован датчиком температуры обмотки, используйте эти показания, в противном случае предполагается, что температура обмотки равна температуре масла. Если трансформатор измеряется без масла, температура обмотки обычно принимается такой же, как температура окружающего воздуха.

Измеренное сопротивление должно быть приведено к общепринятой температуре, такой как 75°C или 85°C, по следующей формуле:

где:

  • R C – скорректированное сопротивление
  • R M измеренное сопротивление
  • C F — поправочный коэффициент для медных (234,5) или алюминиевых (225) обмоток
  • C T скорректированная температура (75°C или 85°C)
  • W T температура обмотки (°C) во время испытания

Размагничивание трансформатора

После завершения всех испытаний выполните операцию размагничивания трансформатора. Этот шаг имеет решающее значение для бесперебойной работы при вводе трансформатора в эксплуатацию.


Размагничивание трансформатора устраняет остаточный магнитный поток, вызванный пропусканием поляризованного постоянного тока через обмотки во время проверки сопротивления. Фото: Викимедиа.

Если не выполнить операцию размагничивания, избыточный остаточный поток в сердечнике трансформатора может вызвать большие пусковые токи на первичной стороне, которые могут привести к срабатыванию защитных реле. Размагничивание трансформатора достигается за счет пропускания нескольких циклов уменьшенного тока через обмотку как в положительном, так и в отрицательном направлении (переменный постоянный ток).

Размагничивание необходимо проводить только на одной обмотке после завершения всех испытаний на сопротивление. При использовании современных испытательных комплектов с функцией размагничивания рекомендуется подключать проводники тока и напряжения к обмотке высокого напряжения для процесса размагничивания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *