16 идей, из чего можно сделать красивую и практичную садовую дорожку
От того, из какого материала сделана садовая дорожка, зависит не только внешний вид загородного участка, но и то, насколько комфортно вам будет передвигаться по саду. Поговорим о том, как сделать садовую дорожку для дачи своими руками.
Садовые дорожки не зря называют «артериями сада»: без них просто невозможно представить себе современный ухоженный дачный участок. Предлагаем вам несколько вариантов обустройства дорожек: вдохновляйтесь и действуйте!
Дорожки из гравия и гальки
Несомненный плюс такой дорожки – относительная дешевизна установки. Кроме того, эти материалы обладают хорошими дренажными свойствами, что пойдет саду только на пользу. Но есть и существенный недостаток: мелкие камешки со временем начнут перемещаться за пределы дорожки, если не установить бордюр.
1. Гравий
Это один из самых популярных и несложных способов обустройства садовой дорожки в саду. Гравий – материал доступный и простой в укладке. К тому же вам не придется рыть глубокую траншею, достаточно глубины 15-20 см. Дно будущей тропинки вскопайте, утрамбуйте и уложите на него глину (либо крупный гравий) с песком. На следующий день полейте «ложе» водой, снова утрамбуйте, а затем засыпьте мелким гравием (слой 5-7 см).
2. Гравий и брусчатка
Обычную гравийную дорожку можно укрепить и украсить при помощи брусчатки (тротуарной плитки). Акцент на краях сделает дорожку более объемной и аккуратной. Чтобы брусчатка хорошо держалась, установите ее следующим образом: в подготовленное «ложе» всыпьте тонкий слой гравия (3 см), затем по краям разместите брусчатку, а после всыпьте оставшуюся «порцию» гравия (слоем примерно 5 см) и разровняйте.
3. Гравий и дерево
Еще одно интересное решение для классической гравийной дорожки. Деревянные «ступени» особенно уместно смотрятся на участке в деревенском стиле, или стиле рустик (в переводе с латыни rusticus означает «деревенский»). Принцип установки тот же, что и у бордюра: деревянные брусья укладываются на тонкий слой гравия, остальное высыпается после. Такая дорожка – неплохой вариант для неровных участков.
4. Галька и плитняк
Галька – материал более декоративный, чем гравий. Чтобы дорожка выглядела эффектно, выбирая материал, проследите за тем, чтобы плитняк отличался по цвету от гальки. Чтобы сделать такую дорожку, в подготовленную траншею (вскопанную, засыпанную крупным гравием и утрамбованную) всыпьте слой песка (3 см), разровняйте, утрамбуйте и установите каменные плиты в желаемом порядке, затем засыпьте пустое пространство галькой.
5. Мозаика из гальки и камня
Пожалуй, один из самых декоративных вариантов обустройства садовой дорожки. Используя гальку и камни разных оттенков и размеров, вы можете создать очень оригинальные узоры. Такая садовая дорожка не просто украсит сад, а наделит его «характером». Сделайте набросок узора на бумаге и подберите подходящие камни. Для мозаики можно использовать также разбитую керамическую плитку.
Располагайте галечную мозаику немного выше земли или на одном уровне с ней, чтобы на дорожке не скапливалась вода. Низинные места категорически не подходят для мозаики, так как вода будет вымывать камешки.
В траншею глубиной 15-20 см всыпьте крупный щебень или гравий, затем положите слой песчано-цементной смеси (5-7 см). Намочите последний слой и обозначьте на нем контуры будущей мозаики. Начиная от центра, приступайте к выкладке рисунка при помощи гальки и камней. Заполните щели цементной смесью, смочите ее, а затем очистите мозаику щеткой и накройте пленкой или брезентом на 2 дня. Снимите укрытие и добавьте цементную смесь, если необходимо. Пользоваться дорожкой можно через 1,5-2 недели.
Дорожка из камня своими руками
Садовые дорожки из камня или брусчатки – это, во-первых, очень эстетично. Во-вторых, такая дорожка выносит большие нагрузки и может прослужить вам очень долго. Недостаток заключается в том, что каменная садовая дорожка обойдется недешево (если, конечно, у вас на участке нет запаса валунов). Еще один «пунктик»: в траншее обязательно должен быть дренажный слой, иначе дорожку затопит.
1. Брусчатка (тротуарная плитка)
Садовая дорожка из тротуарной плитки (брусчатки) – прекрасный вариант для тех, кто во главу угла ставит практичность и надежность. Дорожка из тротуарной плитки совсем не «скучная», как может показаться на первый взгляд. Вы можете использовать плитку разных оттенков, а также укладывать ее по нестандартной схеме: «елочкой», в форме окружности, в шахматном порядке и т.д. Кстати, брусчатку можно сделать своими руками:
Для изготовления садовых дорожек из брусчатки применяют геотекстиль: 1 слой ткани кладут на дно траншеи, затем высыпают крупный гравий и снова застилают все материалом. После этого «ложе» засыпают влажным песком и приступают к укладке брусчатки. Вместо тротуарной плитки можно использовать кирпич.
2. Каменные ступени
Мало какой материал может сравниться в долговечности, прочности и одновременно декоративности с натуральным камнем. Если вы обладатель участка с уклоном, то каменная лестница в саду – то, что вам нужно. Украсить сад лестницей можно и с помощью других материалов:
Для начала нужно определиться с высотой ступенек и размером плитняка. Каждую каменную плиту укладывайте на заранее подготовленную «подушку» (смесь песка и щебня), фиксируя ступень цементным раствором. Чтобы укрепить лестницу, соорудите подпорную стенку.
Если хотите, чтобы ступени в будущем обрамляла трава, то зазоры между камнями засыпьте песком.
3. Плитняк
Прекрасный материал для садовых дорожек. Благодаря естественности формы и цвета плитняк (песчаник) отлично сочетается с зеленью сада. Особенно хорошо такие садовые дорожки (см. фото) смотрятся в солнечных местах загородного участка.
Используйте плиты разного размера, выкладывая их на цементный раствор. Расстояния между плитами можно заполнить мелким гравием.
4. Мульча и камень
Один из самых простых способов сделать садовую дорожку на даче. Выройте неглубокую траншею (как для вышеупомянутых насыпных дорожек, например, из гравия), на дно выложите смесь глины и крупного гравия, затем насыпьте песок. Каждый слой нужно смачивать и утрамбовывать. Затем уложите каменные плиты в произвольном порядке, а оставшееся пространство заполните мульчирующим материалом: опилками, корой хвойных деревьев и др.
5. Булыжник
Чтобы воссоздать атмосферу старинного сада, сделайте садовую дорожку, мощенную булыжником. Для этого вам понадобится довольно много (в зависимости от масштаба дорожки) камней. Чем больше они будут отличаться друг от друга окраской и размерами, тем лучше. Укладка камней ничем не отличается от укладки брусчатки и других похожих материалов: в подготовленную траншею помещается бетонная смесь, на которую укладываются камни.
Дорожки из бетона
Садовые дорожки из бетона подходят как любителям строгости, так и фантазерам: при работе с цементными смесями можно проявить свою креативность. К тому же в прочности бетонной дорожке не откажешь. И все же серый цвет этого материала способен нагнать тоску. Но есть выход: плиты можно раскрасить красками!
1. Бетонные плиты
Возможно, кому-то дорожка из бетонных плит покажется слишком серой или строгой. Чтобы избежать эффекта «официоза», сделайте для такой дорожки симпатичный бордюр из красного кирпича или окантовку из гравия или гальки. Принцип укладки такой же, как в вышеописанных вариантах дорожек.
2. Цемент
Вот уж где можно вдоволь разгуляться фантазии! Применив смекалку, а также используя различные формы-трафареты для цемента, вы запросто создадите оригинальную садовую дорожку на своем дачном участке. О том, как правильно это сделать, читайте в нашем материале по теме:
Садовые дорожки из дерева
Деревянные дорожки вписываются почти в любой садовый стиль. Кроме того, летом по ним приятно пройтись босиком, ведь дерево сохраняет тепло. Но вот в дождливую погоду по таким дорожкам лучше не бегать – можно поскользнуться! Проблема решается при помощи временной укладки нескользящих ковриков поверх древесины.
1. Доски и брусья
Деревянная садовая дорожка прекрасно смотрится в любом саду и освежает вид участка. Для изготовления такой дорожки можно использовать, к примеру, доски от деревянных поддонов, старого забора и т.д. Траншея подготавливается обычным способом (см. выше). Перед укладкой досок или брусьев древесину нужно обработать антисептиком и нанести защитное покрытие. Свободное пространство при желании засыпьте гравием.
2. Деревянные спилы
Очень симпатичный вариант садовой дорожки. Заготавливая спилы, позаботьтесь об их обработке: каждый спин нужно очистить от коры и обязательно пропитать олифой – эти процедуры продлят жизнь вашей садовой дорожки. Детальное руководство по изготовлению такой дорожки читайте в нашем материале:
Садовые дорожки из других материалов
Вот еще несколько оригинальных садовых дорожек, которые вы без особого труда можете сделать самостоятельно.
1. Травяная дорожка
Когда мы говорим про садовые дорожки с малыми затратами, нельзя не вспомнить о, пожалуй, самом простом способе. Чтобы сделать травяную дорожку, вам не придется копать траншею и готовить подушку для укладки материала. Достаточно неглубоко вкопать несколько плоских камней или каменных плит, чтобы обозначить «путь», а вдоль высадить невысокие растения.
2. Гранит
Если у вас есть гранитные обрезки, используйте их, чтобы создать красивую садовую дорожку для сада. Подготовьте траншею и «подушку», как это описано выше, а затем установите бордюрные камни (можно использовать брусчатку или небольшие валуны). После этого влейте цементную смесь и выложите гранитные бруски рядами по диагонали (или любым другим способом).
Садовые дорожки, сделанные своими руками, а не приобретенные в магазине, это не только хороший способ украсить сад, но и повод для гордости. О том, что еще важно знать о строительстве дорожек, вы узнаете в наших материалах.
Как сделать дорожки на даче своими руками: чем выложить + устройство
Без дачных дорожек невозможно представить себе загородный участок: они не только связывают дом с остальными объектами, но и выполняют важную декоративную функцию. Выбрав правильный материал, можно создать гармоничную картину в едином стиле, а построив дорожки на даче своими руками – превратить несколько соток в уникальную и комфортную территорию.
Содержание
1 Какие вообще дорожки можно сделать?
2 Расположение дорожек с учетом ландшафта и климата
3 Разбор 3 лучших бюджетных вариантов
3.1 Вариант #1 – тропка из цементных листочков
3.2 Вариант #2 – прочная кирпичная дорожка
3.3 Вариант #3 – использование деревянных спилов
Основной причиной деления дачных тропинок и дорожек на виды является материал, из которого они построены. Его разнообразие позволяет выбрать наилучший вариант для благоустройства местности.
Природной красотой и благородством отличается натуральный камень, но цена на него достаточно высока.
Природный камень идеально подходит для строительства дорожек изогнутой формы: каменные элементы расположены в хаотичном порядке, поэтому легко сделать плавные загибы
Для обустройства территории в деревенском стиле отлично подходит дерево.
Природный фактурный рисунок на древесных спилах зависит от породы дерева, но интересного эффекта можно достичь, используя также специальные пропитки и лаки
Кирпич – прекрасный материал, особенно если дом также построен из него.
Для устройства садовых дорожек обычный полнотелый строительный кирпич не подходит, лучше использовать специальные тротуарные виды, которые не боятся воды и мороза
Долго и верно будет служить тротуарная плитка или брусчатка.
О том, как сделать садовые дорожки из брусчатки, подробнее можно узнать из материала: https://diz-cafe.com/diy/ustrojstvo-sadovyx-dorozhek-iz-bruschatki. html
Используя брусчатку разного цвета, а также определенную схему укладки, можно создать удивительный оригинальный рисунок, подходящий именно для вашего сада
В саду также уместны простые и недорогие тропки из гравия.
Гравий хорош не возле благоустроенной территории вокруг дома, а в саду или около ручья – он лучше сочетается с дикой природой
Для создания уникальных дорожных плиток можно использовать бетон.
В строительных магазинах можно приобрести специальные пластиковые формы, которые служат для изготовления дорожных бетонных элементов своими руками
Комбинируя материалы, легко достичь стилевого соответствия дорожек окружающим природным и искусственным объектам.
Используя декоративный бетон можно создать эффект не только натурального камня, но и дерева, кирпича и других рельефных покрытий. Подробнее об этом: https://diz-cafe.com/dekor/dekorativnyj-beton.html
Комбинировать можно абсолютно разные материалы: натуральный камень и разноцветный гравий, деревянные доски и речную гальку, кирпич и бетон
Дорожки – такая же важная стратегическая часть загородного участка, как дом, гараж или баня, поэтому над их устройством необходимо задуматься перед постройкой зданий и подсобных помещений. Для удобства лучше составить схему, начертив ее от руки или воспользовавшись компьютерной программой-конструктором. Определив важные точки, необходимо соединить их путями – прямыми или изогнутыми, в зависимости от рельефа местности.
Лучше, если на схеме будут присутствовать все объекты, включая сад, огород, теплицы, баню, беседки – дорожки являются связующим элементом между ними. Материал для строительства путей сообщения должен сочетаться со строениями и окружающими элементами декора.
Дорожки на дачном участке не обязательно должны быть однотипными: прекрасно сочетаются сплошные и пошаговые, прямые и изогнутые варианты
Составляя схему или план участка, можно обозначить, какие именно растения и кустарники будут высажены – это поможет при выборе материала для строительства дорожек
Если в вашей местности часто выпадают дожди, обязательно нужно продумать дренажную систему и по краям дорог вырыть сливы, чтобы не происходило застоя воды. Выполняя строительство дачных дорожек своими руками, помните: замерзая, вода испортит материал – древесину, кирпич, бетон. Вблизи покрытий не должны расти мощные деревья так как их корневая система легко нарушит целостность дорог.
Чем подробнее предварительное планирование, тем ярче обозначится картина будущего дачного ландшафта и тем легче прийти к выбору элементов дизайна
Владельцы вилл и роскошных коттеджей, скорее всего, не будут возиться с песком и камнями, а пригласят известного ландшафтного дизайнера и команду специалистов. Тот, кто самостоятельно занимается обустройством сада, прекрасно знает, что для строительства оригинальных и удобных дорожек не обязательно использовать дорогой природный камень или коллекционную брусчатку. Поэтому рассмотрим три варианта создания дорожек из доступных и недорогих материалов: цемента, кирпича и дерева. Будьте уверены, результат вас удивит!
Вариант #1 – тропка из цементных листочков
Любители коротко стриженых газонов ни за что не променяют шелковистую зеленую травку на густые заросли кустарников или цветник, а уж тем более откажутся от дорожки, пересекающей роскошный ковер перед домом. Но есть хитрый вариант, при котором можно сохранить целостность газона и одновременно устроить своеобразную тропинку, позволяющую пересекать травяное покрытие напрямую.
Декоративные бетонные листики – это всего лишь вариант, который можно заменить другими элементами: следами человека, геометрическими фигурами, силуэтами животных
Для строительства чудо-тропинки потребуется обычный цементный раствор и растение, которое можно найти где-нибудь неподалеку, – лопух, вернее, его большие листья.
Листья лопуха можно заменить на любые другие, главное, чтобы они были большими. Как вариант – использование нескольких разнофактурных листьев
В небольшой емкости замешиваем раствор согласно инструкции и выкладываем густую массу на большой лист лопуха. Чем не форма для заливки?
Следите за тем, чтобы раствор цемента обладал необходимой консистенцией: слишком густой неровно ляжет, а жидкий не сохранит форму
После того, как песчано-цементная смесь полностью схватилась, лист удаляем. Получаем оригинальную декоративную плитку – основной элемент дорожки.
Можно создать самостоятельно более долговечную форму для заливки садовых дорожек, об этом читайте: https://diz-cafe.com/dekor/forma-dlya-zalivki-sadovyx-dorozhek.html
Как видите, лучшим художником-декоратором оказалась природа – декоративный листочек с естественным рисунком не нарушит гармонии газона или сада
Осталось подготовить место для укладки. С помощью совка или небольшой лопатки аккуратно удаляем кусок дерна так, чтобы образовалась неглубокая ямка.
Преимущество устройства пошаговой дорожки для газона состоит в отсутствии специального инструмента: например, для устройства ямок достаточно детского совочка
Укладываем плитку в подготовленное гнездо, затем аналогично поступаем с остальными элементами. Дорожка получается легкой, воздушной, гармонично дополняющей газон. По красивым декоративным листикам ходить приятно и безопасно даже в дождливую погоду.
Вариант #2 – прочная кирпичная дорожка
Кирпич – материал универсальный. Можно не задумываться, как сделать дорожку на даче, если под рукой есть необходимое количество этого прочного материала, как будто специально созданного для строительства надежных покрытий. Преимущество его в том, что он идеально подходит практически для любого дачного стиля. Красные кирпичики, как и серые, изумительно смотрятся на фоне здания из аналогичного материала, прекрасно сочетаются с деревом, гармонично вписываются в природную среду. Один совет – использовать нужно лишь специальный, тротуарный материал.
Преимущества кирпича очевидны: он прочен, служит десятки лет, легко укладывается, не скользит даже в дождь, имеет эстетическую ценность
Основные этапы строительства:
- Определение границ и извлечение грунта.
- Подготовка песчано-гравийного основания.
- Укладка кирпича.
- Заполнение пустот песком.
Ширина траншеи зависит от размеров кирпича и рисунка, который будет выложен из них. Минимальная ширина дорожки – 0,9 м. Определяем границы и обозначаем их колышками с натянутым строительным шнуром. Вынимаем дерн и вырываем неглубокую траншею. Края ее необходимо укрепить досками – они в ближайшие два года будут служить дополнительным упором для бордюра. Затем их можно будет достать, а канавки засыпать гравийной крошкой или галькой.
Основа под кирпич состоит из двух слоев. Нижний – гравий и песок крупной фракции. После засыпки гравийную смесь необходимо равномерно распределить по всей длине дорожки и утрамбовать.
Определить глубину траншеи для укладки кирпичной дорожки просто: необходимо сложить толщину обоих слоев основания и габариты самого кирпича
Трамбовка гравийного слоя обязательна: рыхлый материал будет провоцировать движение остальных слоев и в результате разрушит кирпичную поверхность
Верхний слой состоит из одного песка. Разравнивая его вдоль дорожки, одновременно нажимайте, чтобы слой стал достаточно плотным. Лучше утрамбовывать отрезки по 20-30 см, так основание будет более качественным.
Сделав песчаную засыпку, необходимо выровнять поверхность: тянуть на себя специальное приспособление, одновременно надавливая на него, чтобы песок лег плотным слоем
Следующий этап – укладка кирпичей вдоль досок. Перед укладкой каждого элемента выройте небольшую ямку, затем поставьте в нее кирпич и откорректируйте его положение с помощью деревянного молотка. Изделия, поставленные на торец, будут играть роль бордюра.
Для “забивания” кирпичей в песок лучше использовать специальный резиновый молоток: металлический или даже деревянный может повредить структуру материала
Учитывая рисунок укладки, заполняйте расстояние между бордюрами кирпичами, легко вколачивая их в песок и регулярно проверяя по уровню.
Сосредотачиваясь на конкретном элементе, не забывайте про целостность дорожки: регулярно проверяйте горизонтальное расположение кирпичей с помощью уровня
Последний этап – заполнение песком зазоров между кирпичами. Аккуратно насыпайте песок, пока он не сравняется с уровнем кирпичей. Полейте дорожку и повторите последнюю операцию. В следующие несколько дней можно откорректировать положение кирпичей.
Равномерно распределить песок поможет обыкновенная щетка для уборки: с ее помощью можно легко передвигать песок по поверхности и заталкивать его между кирпичами
Вариант #3 – использование деревянных спилов
Если сравнить дерево с камнем, то оно, безусловно, проиграет: древесина не отличается долговечностью и прочностью гранита или мрамора. Тем не менее, при устройстве садовых дорожек на даче используют элементы из этого, казалось бы, неподходящего материала. Древесные спилы при соблюдении технологии укладки являются отличными «кирпичиками» для создания декоративной дорожки в деревенском стиле.
Выбирая древесные спилы, вы убиваете двух зайцев: “пристраиваете” ненужные спиленные деревья и декорируете территорию красивой и практичной дорожкой
Старое дерево можно найти прямо на даче или в ближайшем лесу. Ствол распиливаем на небольшие сегменты – от 10 до 20 см толщиной. Пригодятся и толстые сучья – маленькие кругляши подойдут для декорирования площадки или краев дорожки.
Существует несколько вариантов устройства садовой дорожки из спилов: в одном используют плоские детали, в другом – в виде пеньков
На запланированном участке снимаем слой дерна и вырываем неглубокую траншею.
Извлекая грунт при рытье траншеи, не увозите его за пределы дачи: он пригодится для заполнения пустот дорожки, а остатки можно использовать для огорода или цветника
Дно траншеи засыпаем песком, достаточно слоя в 5 см. Утрамбовываем и выравниваем.
Напиленные пеньки разложите вдоль дорожки: так легче представить, какое количество их потребуется, а в дальнейшем проще использовать при укладке
На подготовленное основание выкладываем спилы. Пользуясь уровнем, придаем им горизонтальное положение, для этого отлично подойдет деревянная кувалда или большой молоток. В некоторых местах образуются пустоты – их можно заполнить маленькими спилами.
Укладывая крупные элементы, не беспокойтесь о большом количестве пустот, которые остаются между ними: их легко заполнить маленькими пеньками, гравием или галькой
Зазоры между деревянными элементами засыпаем песком или землей. Весной их можно засадить газонной травой или мелкими цветами – так дорожка будет выглядеть более художественно.
Чтобы определить, чем выложить красивые декоративные дорожки на даче, просто оглянитесь вокруг. Не бойтесь при строительстве использовать собственные технологические секреты и дизайнерские решения – тогда дачный участок станет действительно уникальным.
- Автор: yanana11
- Распечатать
Оцените статью:
(75 голосов, среднее: 4.4 из 5)
Поделитесь с друзьями!
В каких странах больше всего тротуаров на человека?
Одна цифра не может отразить всю сложность различий между городскими районами — что мы строим, как мы это строим, как это выглядит и что требуется для их обслуживания.
Но иногда одно число может прорезать все детали и осветить фундаментальную истину о каком-то аспекте нашего мира. Вот почему мы измеряем такие статистические данные, как ВВП или ожидаемая продолжительность жизни: они не говорят нам всего, что нам нужно знать, но они сообщают нам часть истории.
Например, ответьте на простой вопрос: В каких странах больше всего мощеных площадей на душу населения?
Прежде чем я испорчу, подумайте на секунду о своей внутренней реакции. Какие ментальные образы у вас ассоциируются с этим вопросом? На что они больше похожи: А или Б? Влево или вправо?
Оказывается, у нас есть данные по этому вопросу. Широко цитируемое исследование площади непроницаемой поверхности по странам было опубликовано в 2007 году в журнале Sensors 9.0006 . В исследовании непроницаемая площадь поверхности (ISA) определяется как включающая такие вещи, как «дороги, автостоянки, здания, подъездные пути, тротуары и другие искусственные поверхности» — все, с чего вода будет стекать, а не впитываться. Исследователи разработали модель, которая будет оценивать ISA, глядя на наличие и яркость ночных огней на спутниковых снимках, а также на плотность населения. Они проверили точность модели на аэрофотоснимках высокого разрешения, а затем применили ее по всему миру.
Нажмите, чтобы увеличить.
Исследование показало, что Китай, что неудивительно, имеет наибольшее общее количество ISA в мире, как самая большая страна в мире, но в расчете на душу населения это даже близко не было. Несколько репрезентативных результатов из таблицы показаны справа. (Нажмите на исследование, чтобы увидеть остальные.)
В какой стране было больше всего ISA на душу населения ? Объединенные Арабские Эмираты (где расположены Дубай и Абу-Даби), за которыми следуют Канада, Финляндия* и США.
В Канаде приходится 352,7 квадратных метра асфальтированной земли на человека. В США 296,8 кв.
(*Если у вас есть предположения о том, что Финляндия делает в этом списке, оставляйте свои версии в комментариях. Мы будем рады их услышать.)
Итак, где была сделана фотография справа вверху? Если вы угадали Германию, вы были правы. В Германии ISA на душу населения составляет 103,1 квадратных метра.
На долю Германии приходится немногим более одной трети мощеных площадей на душу населения в Соединенных Штатах. Мы говорим о двух сравнительно богатых странах, которые славятся своими автострадами.
На самом деле почти во всех странах Западной Европы количество непроницаемых поверхностей на человека намного меньше, чем в Соединенных Штатах: от примерно 70% (Норвегия и Швеция) до значительно меньше половины.
Даже Япония, богатая страна, известная своими густыми городами «бетонных джунглей», имеет всего 114,5 квадратных метров асфальтированной поверхности на человека, что составляет менее 40% от того, что есть в Соединенных Штатах. Типичная пригородная улица в Японии выглядит так:
Удивлены? Понятно, если ты такой. В североамериканских кварталах много зелени, тогда как европейские и японские ею не славятся. Вот ключ к драматической разнице, которую показывает исследование.
Причина: АвтоориентацияЕсть простая причина, по которой в США и Канаде так много тротуаров, и она связана с тем, почему у нас вообще есть тротуары. Непроницаемые поверхности существуют по трем основным причинам:
Здания
Улицы и дороги
Парковка
Двое из этих трех имеют прямое отношение к автомобилям. И почти по всем параметрам, связанным с использованием автомобиля, Америка на первом месте, детка.
Пройденные километры автомобиля на душу населения? Проверять. Количество автомобилей в собственности на душу населения? Проверять. Низкая частота пеших прогулок, езды на велосипеде и общественного транспорта? Проверять.
Американский пригородный эксперимент заключался в радикальной перестройке наших городов вокруг автомобиля как не только способ перевозки , но и универсальный, почти обязательный способ перевозки . Другие страны по всему миру в какой-то степени переняли дизайн пригородов в американском стиле и построили автострады, но США пошли ва-банк на этот эксперимент, как никто другой. И Канада во многом последовала ее примеру.
Нас может обмануть тот факт, что пригороды в американском стиле часто выглядят зелеными — много деревьев, много «зеленых насаждений». Но для того, чтобы жить в соответствии с моделью развития, созданной нашим экспериментом с пригородами, мы замостили гораздо большую часть нашей земли, чем европейцы в их компактных, удобных для ходьбы городах. (И следует отметить, что европейцы не могут совсем не наслаждаться зеленью в своих городах: во многих есть впечатляющие парки, такие как Буа-де-Булонь в Париже.)
Вы также можете увидеть разницу между городскими и пригородными районами в Соединенных Штатах. Агентство по охране окружающей среды США поддерживает EnviroAtlas с интересными данными в интерактивной карте для выборки крупных городских районов. Посмотрите на поразительную картину, когда вы наносите непроницаемую поверхность на душу населения для нескольких крупных городов (нажмите на карту, чтобы увеличить):
Посмотреть в полном размере
Чикаго, Иллинойс
Посмотреть в полном размере
Мемфис, Теннесси
Посмотреть в полном размере
Посмотреть в полном размере
Нью-Йорк, штат Нью-Йорк
Посмотреть в полном размере
Portland, OR
В каждом из этих городов более светлые цвета (менее непроницаемая поверхность) характерны для традиционных довоенных кварталов, а самые темные цвета — в основном для пригородов (а также некоторые исключения, такие как промышленные районы или районы, где очень низкая численность населения любого рода искажает цифры).
Парадокс, который раскрывают эти данные, очевиден:
В Нью-Йорке преобладают кирпич, стекло, бетон и сталь. Но жители Нью-Йорка имеют наименьшее количество тротуаров среди американцев.
Между тем, наши самые зеленые места в каком-то смысле наименее «зеленые», если учесть парковки и шестиполосные улицы с большими травянистыми лужайками.
Почему это важноИнфраструктура стоит дорого. Большинство мест, которые мы построили в рамках «Пригородного эксперимента», задыхаются от затрат на его содержание, как мы снова и снова документировали. А землепользование, ориентированное на автомобили, менее продуктивно с финансовой точки зрения, что сжимает нас с обеих сторон.
Является ли количество мощеных площадей на душу населения идеальным показателем стоимости инфраструктуры, которую мы обязаны поддерживать? Вряд ли — есть много осложняющих факторов.
Но, столкнувшись с тем фактом, что в США гораздо больше тротуаров, чем во многих других богатых странах, и с тем фактом, что все эти дороги и парковки однажды потребуют ремонта, должны ли мы задавать некоторые трудные вопросы? Абсолютно.
Амстердам. Изображение: faungg через Flickr
Мощение земли оказывает воздействие на окружающую среду. Наводнение является серьезной проблемой в некоторых из самых густонаселенных частей США, таких как Восточное побережье (включая Нью-Йорк), Флорида и юго-восточный Техас. Защитники окружающей среды в этих местах часто ссылаются на риск наводнения как на оправдание обязательной политики «открытого пространства», которая разносит здания дальше друг от друга, требуя, чтобы застройщики оставляли определенный процент своей собственности покрытой растительностью, которая может поглощать ливневые воды. (В новостройках пригородных районов требуемая открытая площадь часто достигает 50%.)
В конкретном районе, подверженном наводнениям, конечно, не асфальтированная поверхность на душу населения имеет значение. Это процент всей площади земли , которая покрыта асфальтом, измеряется как непроницаемая поверхность на квадратную милю или на акр. Это говорит вам, сколько выпадающей дождевой воды становится стоком и должно быть каким-то образом приспособлено.
Но можно ли оставить достаточно «зеленых насаждений» даже в наших пешеходных центрах? Скорее всего, это убивает их финансовую продуктивность и проходимость в процессе? Нисколько.
Подумайте, как выглядит Амстердам. В Нидерландах 123,2 квадратных метра непроницаемой поверхности на душу населения, что составляет 40% от общего количества в США. Нидерланды также в значительной степени находятся вблизи или даже ниже уровня моря.
Сельская местность Нидерландов. Изображение: pxздесь. Лицензия Creative Commons.
Сельские районы Нидерландов, возможно, меньше фотографируются, но их сохранность — обратная сторона медали плотной, пешеходной модели застройки Амстердама, Гааги и т. д. Они довольно зеленые и могут поглощать много воды. когда идет дождь.
Пусть города будут городами, а сельские районы сельскими.
В продуктивных местах, создающих богатство — Нью-Йорке, Амстердаме, Токио мира — мы можем позволить себе бороться с ливневыми водами с помощью более сложных технологических средств: труб, насосов, дамб, а также более новых технологий, таких как зеленые крыши и водопроницаемые тротуары. .
Места, приносящие сравнительно меньший доход, требуют другого подхода, более естественного и низкотехнологичного. Дело не в том, что зеленые пригороды всегда плохи: мы должны иметь дело с дренажем в этих местах, сводя к минимуму нашу мощеную площадь и поглощая как можно больше ливневых вод обратно в землю.
Урок, который вы усвоите, если посмотрите, кто строит больше тротуаров и почему, заключается в том, что то, что кажется зеленым, может быть обманчивым.
( Фото на обложке: Wikimedia Commons)
Herriges, Городской дизайн, #DotheMath, Top StoryDaniel Herriges окружающая среда, ливневая вода, схема застройки пригорода, выделение страницы
0 лайковПолная история бетона
Несмотря на то, что сегодня бетон используется в самых разных областях, многие люди не знают всей истории этого материала. Наша компания, занимающаяся укладкой тротуарной плитки, наткнулась на интересную и подробную статью журнала Popular Mechanics, в которой объясняется, как появился этот материал, и рассматривается его будущее:
«История бетона настолько древняя, что мы даже не знаем, когда и где она начинается. Это история открытий, экспериментов и тайн. Императоры и короли стали легендами по возведению великих бетонных сооружений, некоторые из которых до сих пор остаются загадкой для инженеров. Многие из самых опытных архитекторов в истории черпали вдохновение в плитах из серого строительного материала. Обычные каменщики усовершенствовали технологию, а мошенник сыграл решающую роль в разработке рецептов бетона.
Сегодня мир буквально залит бетоном, от дорог и тротуаров до мостов и дамб. Само слово стало синонимом чего-то реального и осязаемого. Прижмите отпечатки ладоней к тротуару и войдите в историю. Это история бетона.
Первый цемент и, может быть, бетон?
Сразу оговоримся: цемент и бетон — это не одно и то же. Цемент, смесь порошкового известняка и глины, входит в состав бетона наряду с водой, песком и гравием. Изобретение бетона стало возможным благодаря развитию цемента, и чтобы проследить историю цемента, мы должны проследить использование его компонентов.
Самое раннее известное использование известняка в конструкции датируется примерно 12 000 лет назад. Он был найден в храме Гёбекли-Тепе на территории современной Турции. Исторический храм предполагает, что, возможно, переход человечества от кочевничества к цивилизации был вызван не сельским хозяйством, а желанием собираться и поклоняться в большом сооружении. Известняк составлял резные Т-образные столбы Гёбекли-Тепе.
За тысячелетия, прошедшие между этой структурой и удивительным бетоном римских времен, культуры по всему миру разработали более совершенные строительные материалы, некоторые из которых вы можете рассматривать как своего рода протобетон. Недавно, например, археологи задались вопросом, можно ли найти раннюю форму бетона в египетских пирамидах. Гипотеза гласит, что египтяне, возможно, не перевозили каждый строительный блок для пирамид, но блоки, ведущие к вершине пирамид, могли быть отлиты в форму точно так же, как сегодня мы заливаем в форму бетон, чтобы придать ему форму. Однако большинство археологов считают, что нет никаких доказательств того, что какие-либо блоки сделаны из искусственного материала, такого как бетон. Вместо этого широко распространено мнение, что они сделаны из известняка, который, возможно, также содержал глину.
Также нет доказательств того, что греки использовали бетон. Однако минойцы Крита действительно использовали искусственный строительный материал для полов, фундаментов и канализации, согласно книге Роберта Курланда 9.0181 Бетонная планета: странная и захватывающая история самого распространенного в мире искусственного материала . Этот минойский материал, возможно, не был бетоном, который мы знаем сегодня, но это была смесь подобного рода. Основным компонентом была глина, также использовался вулканический пепел, который сегодня называется пуццоланой.
Поццолана происходит от Поццуоли, Италия, где находилась гора Везувий, извержение которой уничтожило римский город Помпеи в 79 году нашей эры. Тот же самый вулканический пепел, который покрыл этот древний город и заморозил его жителей во времени, также помог римлянам создать первый известный бетон в мире — и самый прочный бетон, который когда-либо видело человечество.
Рим
Связь между Римом и бетоном настолько сильна, что мы даже берем от них название «бетон». Оно происходит от латинского термина concretus , что означает «срастаться вместе», точно так же, как компоненты бетонной смеси образуют прочный строительный блок. Но римляне не называли свой бетон « concretus ». На самом деле, они ошибочно назвали свой бетон caementis , что означает «каменистый материал». Caementis — это, конечно, слово, которое дало нам слово «цемент».
Древние римляне делали бетон почти так же, как мы делаем это сегодня. Они делали цемент, смешивая обожженный известняк с водой. Чтобы сгустить смесь, они добавили вулканический пуццолан, измельченные камни и песок. Затем в полужидком состоянии смесь заливали в резные деревянные формы для получения гладких прочных кусков бетона.
Римляне использовали бетон для строительства пандусов, террас и дорог. Заливка смеси в формы позволила римлянам строить своды, купола и арки великих акведуков империи. Ко второму веку до нашей эры римляне начали строить стены из бетона и облицовывать их кирпичной кладкой по двум причинам. Во-первых, древние римляне предпочитали эстетику кирпича серой плите без украшений из бетона. Во-вторых, после Великого пожара в Риме в 64 году нашей эры, уничтожившего 10 из 14 городских районов, бетон оказался огнеупорным, хотя и не огнеупорным. Внешний кирпич помог в этом отношении.
Что делает римский бетон таким впечатляющим, так это его способность выдерживать сильные атмосферные воздействия, землетрясения и морские волны. Рассмотрим один из первых великих римских проектов.
Популярность бетона в Империи началась со смелого инженерного подвига в гавани Себастос в Кесарии, Израиль. Это был 23 год до нашей эры, время, когда бетон еще был малоизученным материалом. Царь Ирод Иудейский, земля которого была территорией Римской империи, хотел улучшить экономику своего королевства. Что может быть лучше, чем построить порт на берегу Средиземного моря? Это была идеальная проверка прочности бетона.
Строительство гавани длилось восемь лет. Результатом стала одна из крупнейших гаваней в мире, уступающая только гавани Александрии в Египте. Причалы и дамбы были сделаны из чистого бетона, вероятно, спущенного в воду краном. Водолазы, затаив дыхание, отправились в Средиземное море, чтобы внести коррективы в расположение конструкций. После правильного выравнивания каждый тяжелый кусок бетона утрамбовывался. Строительство города Кесарии было завершено через пять лет после того, как была завершена гавань, и процветающий порт принес царю Ироду титул «Ирод Великий».
Более 2000 лет спустя бетонная гавань все еще цела. Его просто не видно с земли. Гавань Себастоса была построена прямо на вершине разлома. Землетрясения происходили каждые несколько столетий, в результате чего пристани и дамбы медленно погружались под воду Средиземного моря. Но гавань Себастоса была только началом. Римляне продолжали возводить одни из самых известных бетонных сооружений в мире.
Пик римского бетона
После пожара 64 г. н.э. и смерти императора Нерона четыре года спустя в Рим пришла гражданская война. Победителем стал полководец Флавий Веспасиан, более известный как Веспасиан. Став императором, он задался целью построить самый большой театр в мире. Он назвал бы его Амфитеатром Флавиев, и он вмещал бы более 50 000 зрителей и обеспечивал полный обзор событий с каждого места. Это был первый в мире стадион. Сегодня мы называем его Колизей.
Римский Колизей представляет собой эллиптическую структуру длиной 615 футов и высотой 157 футов с площадью основания около 6 акров. В нем 80 входов, четыре из которых были для VIP-персон, а один — для императора. Колизей был построен 1937 лет назад, и сегодня он является одним из непреходящих символов Римской империи, а в буквальном смысле — свидетельством долговечности римского бетона.
Однако Колизей не полностью сделан из бетона. Непропорциональное количество кирпича и бетона можно найти по всей арене. Оценки количества бетона широко варьировались от 6 000 метрических тонн до 653 000 метрических тонн, согласно 9.0181 Бетонная планета . Однако около 80 процентов бетона было использовано для фундамента, поэтому само собой разумеется, что 6000 метрических тонн значительно занижают оценку. Но трудно сказать наверняка. После всех ударов, ушибов, землетрясений и ударов молнии , которые структура претерпела в течение двух тысячелетий, то, что у нас осталось сегодня, составляет лишь около трети первоначальной постройки.
Самое первозданное древнее бетонное сооружение в Риме, однако, было построено не для людей, а для богов. Спустя 1800 лет Пантеон по-прежнему крепок. Инженеры, построившие великий римский храм, намного опередили свое время — возможно, даже опередили наше время.
Пантеон был детищем императора Адриана. Адриана всегда интересовала архитектура, и когда он стал императором в 117 году нашей эры, он хотел построить величайшее сооружение Империи в качестве завещания богам. Он сделает это с самым большим куполом, который когда-либо видел мир.
Это было рискованное предприятие. Купол Пантеона будет охватывать 143 фута. Он был вдвое шире и выше любого когда-либо созданного купола. Бетон заливали в изогнутую деревянную форму, идеальную полусферу, подпираемую лесами. После того, как строительные леса были сняты, одни стены должны были выдержать давление гигантской бетонной крыши, которая была огромной, даже со знаменитым окулусом в центре купола, частично снимавшим нагрузку.
Римские инженеры построили эти бетонные стены невероятной толщины и обложили их кирпичом снаружи и внутри. Внутри кирпичи были уложены, чтобы построить разгрузочные арки , чтобы снять напряжение со стен. Своды с восемью бочонками также снимают стресс, создавая встроенные галереи, где верующие могут стоять перед статуями богов. Дополнительный слой кирпича был уложен на землю по внешнему периметру здания.
Другими словами, стены были чрезвычайно укреплены, а купол — невероятно. Сегодняшние инженеры не посмеют построить неармированный купол такого размера. Такая конструкция с сегодняшним бетоном была бы в постоянной опасности обрушения.
Как же Адриану и его инженерам это удалось? Они возились с конкретными рецептами. Купол содержал немного больше вулканического пепла, чем камня, чтобы сделать его немного легче, в то время как стены содержали гораздо больше каменного заполнителя, чтобы сделать их тяжелыми и прочными.
Но до сих пор мы не знаем всех тайн Пантеона. Наиболее полным сохранившимся текстом о римском бетоне является « Об архитектуре » Витрувия. Однако этот том предшествует строительству Пантеона примерно на 150 лет. Когда Западная Римская империя официально пала в 476 году нашей эры, рецепт бетона Пантеона был утерян для истории.
Бетон вновь открыт
Бетону потребовалось около тысячи лет, чтобы вернуться. Европа пережила темные века, и древнеримские тексты не открывались заново до эпохи Возрождения. Инженеры эпохи Возрождения изучали книгу Витрувия «Об архитектуре », но, не зная таинственного серого строительного материала, ученым было трудно расшифровать терминологию Витрувия. Только итальянский монах по имени Джованни Джокондо смог взломать код.
Джокондо обучался археологии и архитектуре, и он заметил нечто впечатляющее в цементис . Его устойчивость к атмосферным воздействиям предполагает, что он должен быть гидравлическим, что означает, что он затвердевает под водой. Бетон, подумал Джокондо, должен быть воспроизведен.
Итак, Джокондо построил сооружения из смеси извести и пуццолана, как наставлял Витрувий. Его первой попыткой был оригинальный мост Пон-Нотр-Дам. На вершине моста были построены дома, но примерно через 250 лет после завершения строительства все это было снесено. Дома придавали слишком большое значение этой примитивной версии бетона, и усилия Джокондо вошли в историю как единственная попытка создать бетон в эпоху Возрождения. Но большие прорывы были на горизонте.
В 16 веке трасс — вулканический пепел, похожий на пуццолану — был обнаружен как полезный материал для изготовления инструментов в Андернахе, Германия. Каменщик попытался использовать золу в известковом растворе — смеси, очень похожей на бетон, — и узнал, что полученный материал более прочный и водостойкий. Результатом стала цепная реакция, которая привела к созданию современного цемента.
В 17 веке голландцы начали продавать трассу во Францию и Великобританию. Трасса использовалась для зданий, требующих гидравлических свойств. В условиях постоянного конфликта и конкуренции Франция и Великобритания начали попытки создать свои собственные гидравлические строительные материалы. Однако преимущество было у британцев. У них был Джон Смитон.
Смитон известен как отец гражданского строительства. Он создал формулу влияния давления воздуха на скорость объекта, которая содержит «коэффициент Смитона». И более чем через тысячу лет после падения Рима и утраты секретов бетона Смитон заново открыл, как делать цемент.
В середине 1750-х годов Смитону было поручено построить маяк на беспокойном насесте на скалах Эддистоун, недалеко от южного побережья Англии. Все три маяка на этом месте были разрушены. Зиму никто не пережил. Второй рухнул во время урагана. Последний, имевший деревянную внутреннюю отделку, загорелся от света и сгорел дотла. Смитон, приняв вызов, был полон решимости построить самый прочный маяк в мире.
Английский инженер-строитель экспериментировал с известными гидравлическими материалами. Он скатал шарики извести (приготовленный вариант известняка) и трассы и бросил их в кипящую воду. Известь сама по себе растворилась, но известь, соприкоснувшаяся с трассой, выдержала. Затем Смитон проверил известняк из города под названием Абертау, поместив его в воду и раствор азотной кислоты, используемый для разделения минералов. Эксперимент показал, что около десятой части известняка из Абертау содержит глину. Смитон обратил внимание на высокую прочность этого известняково-глинистого конгломерата. Сегодня мы называем этот же материал натуральным цементом.
Маяк был построен между 1756 и 1759 годами с использованием гидравлического цементного раствора Смитона. Он стоял на скалах Эддистоун более века, прежде чем скалы начали разрушаться. В 1882 году маяк был разобран и перестроен в Плимуте, Англия.
Каждый бизнесмен в Британии хотел заработать на новом строительном материале. В маркетинговых целях производители стали называть свой натуральный цемент «римским цементом». За этим последует обман в бизнесе с бетоном, который, если повезет, приведет к получению еще более прочных материалов.
Мошенник
Джозеф Аспдин был каменщиком из Лидса, Англия. В 1820-х годах он ходил по мощеным дорогам города и воровал кирпичи из известняка. Он был дважды оштрафован, но это не помешало вору унести кирпичи для материаловедческих испытаний.
Исторические записи немного противоречивы, но мы знаем, что Аспдину удалось изобрести собственную цементную смесь. Он назвал его «портландцемент» в честь покрытого известняком острова Портленд. Как и термин «римский цемент», название «портландцемент» стало маркетинговой схемой. Но аферистом был не Джозеф Аспдин, а его сын Уильям.
Примерно в это же время существовала обычная инженерная практика, называемая смешиванием суспензии, при которой порошкообразный (но необожженный) известняк смешивался с глиной и водой. Смесь превратилась в пасту. Затем пасту обжигали в твердом состоянии и измельчали, превращая ее в цементный порошок. Если пасту обжигали слишком долго, полученный материал, называемый «клинкером», обычно выбрасывали.
Уильям Аспдин решил проверить ненужные обрезки клинкера. В молодости Уильям оставил своего отца, чтобы найти свой собственный путь в Лондоне. Он начал снимать клинкер с рук цементников. У него не было ни работников, ни печи. Все, что он сделал, это ударил молотком по клинкеру, чтобы разбить его. Когда клинкер смешали с другими цементными материалами, в результате получился новый цемент, который спустя годы независимая фирма подтвердила, что он вдвое прочнее «римского цемента».
Уильям Аспдин создал цемент, который был лучше, чем остальные, и все же он продолжил находить инвесторов, которые ничего не знали о цементной промышленности, вопиющей лжи о своем продукте общественности, обманывал своих партнеров и начинал все сначала.
В циркуляре для своей первой цементной фирмы Уильям намеревался доказать достоверность своего недоказанного продукта. Он написал, что его цемент уже много лет существует в Северной Англии, обманно утверждая, что его собственный «портландцемент» был тем же самым рецептом, который разработал его отец.
Фирме Уильяма удалось выкупить еще один цементный завод, но в течение года компания обанкротилась. Уильям нашел новых неопытных инвесторов и основал новую фирму, используя одну из своих предыдущих фабрик. Он опубликовал больше лжи. На этот раз он утверждал, что портландцемент его отца существует с 1821 года и что он использовался в одном из самых изнурительных строительных проектов Англии: туннеле под Темзой. Несколько человек погибли из-за наводнения во время недавнего строительства. Уильям утверждал, что рабочие использовали портландцемент, чтобы залатать дыры, когда река просочилась в туннель. Реальность, стоящая за этими историями, заключается в том, что дыры были залатаны глиной, а в 1821 году Джозеф Аспдин все еще воровал известняк с улицы.
Записи о том, как закончилось второе партнерство Уильяма, также скудны, но его третье коммерческое предприятие хорошо задокументировано. Однажды совет директоров предоставил Уильяму 300 фунтов стерлингов для инвестиций в фабрику. Уильяму было приказано купить паровой двигатель, и он купил всего за 80 фунтов стерлингов. Остальные деньги ушли в карман Уильяма.
Узнав, что он подделал квитанцию, совет директоров провел расследование Уильяма. Вскоре они узнали, что он обманывал их с самого начала. Он присвоил средства, выделенные фирме. Он создал записи о поддельных сотрудниках и забрал себе зарплату. Уильяма не было.
Но ненадолго. Он быстро нашел еще одного инвестора и начал четвертый цементный бизнес. Примерно в это же время — в 1850-х годах — конкурирующие фирмы пытались выяснить рецепт его портландцемента. Чтобы скрыть свой секрет обжига цементной смеси, Уильям выставил на всеобщее обозрение различные химические вещества на открытом полу своей фабрики. Тем не менее, Уильям в конце концов перестал платить арендную плату за фабрику и был арестован за давние долги. Его четвертое партнерство закончилось. Он переехал в Германию и метался от цементного бизнеса к цементному, прежде чем упал и ударился головой. Он умер в 1864 году в возрасте 48 лет.0003
Полтора века спустя мы все еще используем мошеннический портландцемент.
Рождение современного бетона
В середине 1800-х годов большинство промышленно развитых стран производили портландцемент самостоятельно. Примерно в это же время у Соединенных Штатов, Великобритании и Франции была одна и та же идея увеличить прочность бетона на растяжение или его способность противостоять приложенной силе. Бетон может быть залит на железные прутья, чтобы сформировать железобетон.
В 1880-х годах калифорнийский инженер по имени Эрнест Рэнсом основал собственную строительную фирму. Рэнсом заметил, что железобетон имеет тенденцию к растрескиванию, что впоследствии значительно ослабевает. Он решил поэкспериментировать с арматурными стержнями, используя 2-дюймовые железные стержни, чтобы посмотреть, будут ли они сцепляться с бетоном. Эксперимент удался. Затем Рэнсом попытался скрутить железные прутья в соответствии с желаемой формой бетона. Оно работало завораживающе. Свою идею инженер назвал системой Рэнсома. Сегодня мы называем это арматурным стержнем или арматурой, а современные инженеры обычно используют сталь.
Первым зданием Рэнсома из арматурного бетона был склад Arctic Oil Company Works в Сан-Франциско, построенный в 1884 году. Он был снесен примерно в 1930 году. Позднее Рэнсом построил мост через озеро Алворд, старейшее сохранившееся железобетонное сооружение в мире, также в Сан-Франциско. В 1903 году было завершено строительство первого в мире бетонного небоскреба — 16-этажного здания Ingalls Building в Цинциннати. Сам Рэнсом не участвовал в строительстве небоскреба, но без его метода арматурных стержней это было бы невозможно.
Технология Рэнсома переживет его. Знаменитый архитектор Фрэнк Ллойд Райт проложил путь к использованию железобетона в современной архитектуре. Поскольку бетон заливают в форму, ему можно придать форму, которую не смогли бы достичь даже самые опытные каменщики.
Первым бетонным зданием Райта был Храм Единства в Оук-Парке, штат Иллинойс. Работая с ограниченным бюджетом, единственным дизайном, вырезанным в форме, было украшение в стиле майя вдоль верхней части здания. Бетон заливали в форму и на арматурный стержень очень медленно и тщательно, чтобы обеспечить плавное затвердевание. Строительство велось с 1905 по 1908 год. Благодаря использованию в нем железобетона Храм Единства многие считают первым современным зданием в мире.
Райт станет выдающимся архитектором Соединенных Штатов. Он использовал бетон во многих своих проектах, а в 1935 году этот материал широко использовался, пожалуй, в его самой известной работе: «Водопад» в Милл-Ран, штат Пенсильвания. Водопад был бы невозможен без железобетона Рэнсома. С несколькими неподдерживаемыми консолями или выступающими балками выдержит только материал с невероятно высокой прочностью на растяжение. Идея Fallingwater заключалась в том, чтобы органично интегрировать человечество и природу, и Райту удалось это сделать. Здание является национальным историческим памятником США и считается одним из величайших произведений американской архитектуры в истории.
С тех пор, как Рэнсом изобрел идеальную арматуру, бетон использовался для строительства всех типов монументальных зданий и объектов инфраструктуры. В 1891 году человек по имени Джордж Варфоломей построил первую бетонную улицу в Беллефонтейне, штат Огайо. Мост через реку Вьен в Шательро, Франция, построенный в 1899 году, является одним из самых известных железобетонных мостов в мире. Каналы, такие как Панамский канал, также сделаны из бетона. Фабрики, офисы и бункеры, построенные во время мировых войн, использовали бетон. Плотина Гувера, построенная в 19 году36, чтобы сдержать могучую реку Колорадо, содержит 3,25 миллиона кубических ярдов бетона, а еще 1,11 миллиона используются для силовой установки и окружающих конструкций. Американская система автомагистралей между штатами, построенная в период с 1956 по 1992 год, также сделана из железобетона. Некоторые из самых прочных зданий в мире опираются на бетонный фундамент. Другие, такие как Сиднейский оперный театр, считаются символами своей страны.
И все же даже сейчас, в этих бетонных джунглях 21-го века, могут быть способы улучшить знаменитый серый строительный материал.
Будущее бетона
Арматура сделала современный мир возможным. Но с точки зрения долговечности железобетон не может сравниться с тем, что использовали римляне. Арматура окисляется, когда окружающий бетон затвердевает. За десятилетия он ржавеет. Арматура расширится настолько, что в бетоне появятся трещины. В целом, согласно Concrete Planet , современный бетон может прослужить около столетия без капитального ремонта или замены. Впечатляющая прочность на растяжение многих наших конструкций носит временный характер, и их обслуживание обходится дорого. Например, восстановление Храма Единства обошлось в 25 миллионов долларов.
Морская вода особенно вредна для арматуры, так как соль разъедает сталь всего за пять десятилетий. Вода может просачиваться естественным образом в виде крошечных отверстий и, в конце концов, в бетонной конструкции образуются небольшие трещины. Циклы замерзания и оттаивания также оставляют трещины на бетонных дорогах, и хотя разбрасывание соли сдерживает образование льда, оно наносит вред арматуре так же, как морская вода. Если бы мы только могли воспроизвести римский бетон гавани Себастос, бетон, пригодный для Пантеона, дома богов.
Недавний отчет предполагает, что это возможно. Мы знаем, что вулканический пепел пуццолана был основой прочности древнеримского бетона, хотя мы до сих пор не собрали воедино полный рецепт. В июле исследователи объявили, что будут использовать аналогичный вулканический пепел у побережья Калифорнии, пытаясь разгадать древнюю загадку. Цель состоит в том, чтобы реконструировать процесс создания самого прочного бетона в истории.
Римский бетон не только водонепроницаем, но и укрепляется при контакте с морской водой. Считается, что микроскопические кристаллы растут в древнем бетоне при погружении в воду, что делает его идеальным для таких сооружений, как гавань Себастос в древнем Израиле.