Виды инструктажей по охране труда
Виды инструктажей по охране труда и порядок их проведения
Согласно российскому законодательству ответственность за соблюдение норм безопасности возлагается на работодателей.
Что обязывает последних проводить инструктажи по охране труда с наемными работниками для их обучения общим основам безопасности и специфики поведения на рабочем месте.
В данной статье мы рассмотрим, какие виды инструктажей по охране труда обязаны проводиться в рамках производственного обучения и их регулярность. Также мы кратко опишем, как организовывается процесс и рассматриваемые вопросы.
Что важно знать?
Во вводной части мы уже упоминали о персональной ответственности работодателя и возложенные на него обязанности за соблюдением норм охраны труда (далее ОТ) на предприятии.
Это требует от руководства предприятия организовать проведение как общих, так и целевых инструктажей для безопасного выполнения работниками своих трудовых обязанностей.
Инструктажи проводятся со всеми сотрудниками, без исключения, в соответствии с предусмотренными нормами, невзирая на форму собственности организации, и ее вида деятельности. Это положение также распространяется на прикомандированных лиц и всех, кто впервые оказывается на территории предприятия.
Обратите внимание
Данное мероприятие может проводиться индивидуально для каждого работника или коллективно, в зависимости от вида инструктажа и внутреннего распорядка.
Ответственность за порядок проведения инструктажей возлагается на комиссию по ОТ, возглавлять которую должно лицо, входящее в состав руководства организации (директор, инженер предприятия и т.д.).
Для небольших коллективов допускается ввод специальной штатной единицы специалиста, на которого возлагается ответственность за периодичность проведения инструктажей по ОТ.
На практике, руководство и главные инженеры редко непосредственно проводят такие мероприятия, они перепоручают данные обязанности службе охраны труда или ответственным лицам, прошедшим специальное обучение.
На предприятиях, а также в организациях и компаниях должны быть изданы соответствующие локальные акты, в которых регулируются порядок мероприятий по охране труда, согласно нормативам действующего законодательства.
Нормативные акты
Принимая во внимание, тот факт, что в ОТ входит множество аспектов (нормы, стандарты, правила и т.д.), каждая составляющая должна быть утверждена соответствующими нормативными актами, различной степени подчиненности. На текущий момент сфера ОТ регулируется следующими законодательными и подзаконными и отраслевыми актами:
- Трудовым кодексом (статья 212, 214 ТК РФ).
- Федеральным законодательством, в частности, законы №125 (от 24 июля 1998 г.) и №426 (28.12.2013).
Виды инструктажей по охране труда
Государством уделяется значительное внимание безопасности и охране труда на производстве. В связи с этим предусмотрены различные виды инструктажей по охране труда.
Поскольку законодательство предусматривает, что работодатель лично отвечает за безопасность труда на производстве, на него возложена обязанность – регулярно проводить
Любой такой инструктаж, по сути, является одной из форм обучения работников основам безопасного труда и поведения на производстве в целом и на каждом производственном участке в отдельности.
Важно
Такие инструктажи (обучение), касающиеся вопросов безопасности труда должны быть систематическими и проводиться с каждым из работников предприятия (организации) на протяжении всего периода их работы, как в коллективной, так и в индивидуальной форме. Причем их проведение ни в коей мере не зависит от вида деятельности предприятия или организации и их формы собственности.
На крупных предприятиях (в организациях) проведение инструктажей по охране труда (ОТ) и технике безопасности (ТБ) руководителем может быть поручено (соответствующим приказом определено) специально подготовленному специалисту. Обычно это инженер по ТБ и ОТ.
Какие инструктажи проходит работник в процессе трудовой деятельности
Все инструктажи по ТБ, ОТ, пожарной безопасности (ПБ), а также особенностям технологии производства подразделяют на: вводные, первичные, периодические, внеплановые и целевые.
Вид инструктажа зависит от его цели, времени и места проведения. Такие инструктажи обязаны проходить все работники предприятий или организаций (особенно это касается энергообъектов), включая и их руководителей.
Особое внимание при этом следует уделять работникам, имеющим стаж менее 1 года, а также работникам с большим опытом и стажем. Как показывает практика, именно эти категории работников более всего подвержены производственному травматизму.
Начинающие работники — из-за недостатка опыта, а работники с большим стажем работы — из-за халатности, связанной с чрезмерной самоуверенностью. Анализ имевших место несчастных случаев, связанных с нарушением правил ТБ, также является своеобразной формой обучения.
По каждому случаю травматизма на производстве руководителем предприятия (организации) должно быть проведено расследование, определены его причины и виновные и издан соответствующий приказ. Он должен быть проработан со всеми работниками предприятия, что является также одной из форм их обучения ТБ.
Форма проведения инструктажей определяется лицом их проводящим (обычно это собеседование, лекция или разъяснения). Факт их проведения фиксируется (под роспись работника) им же в соответствующем журнале. Он же осуществляет контроль их исполнения, т.е. выполнения правил ТБ на производстве.
Вводный инструктаж по охране труда и пожарной безопасности
Вводный инструктаж работников предусмотрен при приеме их на работу, вне зависимости постоянная она или временная, а также тех, кто командирован на предприятие или прибыл на учебу (для прохождения практики).
Вводный инструктаж по охране труда проводит специалист (инженер) по ОТ и ПБ или лица, на которых приказом возложены такие обязанности. |
При этом желательно использовать наглядные пособия и технические средства обучения (ТСО). Вводный инструктаж должен охватывать все вопросы, характеризующие особенности данного производства с точки зрения ОТ и ПБ.
По окончании инструктажа инструктирующий обязан убедиться, что инструктируемый в целом знает основные виды опасности объекта, источники возможного возгорания, правила поведения при этом и порядок вызова пожарной службы. А также, что он ознакомлен с предупредительными знаками, надписями, имеющимися системами извещения о возгорании и правилами применения первичных средств пожаротушения.
Первичный инструктаж по охране труда
Виды инструктажей по охране труда предусматривают также проведение первич
Виды инструктажей по охране труда и сроки их проведения. — Студопедия.Нет
1. Вводный инструктаж по охране труда
Вводный инструктаж по охране труда проводится со всеми вновь принимаемыми на работу независимо от их образования, стажа работы по данной профессии или должности, с временными работниками, командированными, учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику.
2. Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте
Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте проводится до начала работы руководителем подразделения или по его поручению мастером:
Со всеми поступающими на работу в подразделение, включая работников, выполняющих работу на условиях трудового договора, заключенного на срок до двух месяцев или на период выполнения сезонных работ, в свободное от основной работы время, а также на дому с использованием материалов, инструментов и механизмов, выделяемых работодателем или приобретаемых ими за свой счет.
С работниками организации, переведенными в установленном порядке из другого структурного подразделения, либо работниками, которым поручается выполнение новой для них работы.
С командированными работниками сторонних организаций, обучающимися образовательных учреждений соответствующих уровней, проходящими производственную практику, и другими лицами, участвующими в производственной деятельности организации.
3. Повторный инструктаж по охране труда
Повторный инструктаж по охране труда проходят все рабочие, независимо от квалификации, образования, стажа, характера выполняемой работы не реже одного раза в 6 месяцев. С рабочими обслуживающими оборудование повышенной опасности повторный инструктаж проводят не реже одного раза в 3 месяца.
4. Внеплановый инструктаж по охране труда
Внеплановый инструктаж по охране труда проводят:
При введении в действие новых или переработанных стандартов, правил, инструкций по охране труда.
При изменении технологического процесса, замене или модернизации оборудования, приспособлений и инструмента, исходного сырья, материалов и других факторов, влияющих на безопасность труда.
При нарушении работниками требований охраны труда, если эти нарушения создали реальную угрозу наступления тяжких последствий (несчастный случай на производстве, авария и т.п.).
По требованию должностных лиц органов государственного надзора и контроля.
При перерывах в работе: для работ с вредными и (или) опасными условиями более 30 календарных дней, а для остальных работ – более 2 месяцев;
По решению работодателя.
5. Целевой инструктаж по охране труда
Целевой инструктаж по охране труда проводят:
При выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности (погрузка, выгрузка, уборка территории, разовые работы вне цеха предприятия и т.п.)
При ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф, производстве работ на которые оформляется наряд-допуск, разрешение и другие документы.
При проведении экскурсий на предприятии.При организации массовых мероприятий с учащимися (экскурсии, походы, спортивные соревнования и др.).
Устройство, обслуживание и порядок освидетельствования главных резервуаров.
Главный резервуар состоит из цилиндрической части и двух выпуклых днищ. Для присоединения трубопроводов и для установки выпускного крана предусмотрены бобышки . Количество бобышек и их расположение на резервуаре зависит от способа монтажа ГР на локомотиве. На металлической паспортной табличке указываются завод-изготовитель, заводской номер резервуара. год изготовления, величина наибольшего допускаемого давления и объем резервуара.
Главные резервуары в процессе эксплуатации подвергаются следующим видам технического освидетельствования:
первичному — при вводе в эксплуатацию;
периодическому — непосредственно в процессе эксплуатации;
внеочередному — в случае нарушения технологического режима;
аварийному — в случае аварий, вызвавших деформацию или повреждение резервуара.
ТО может быть частичным или полным.
Частичное ТО выполняется не реже одного раза в два года на очередных плановых ремонтах подвижного состава. Частичное ТО включает в себя проверку технической документации, наружный осмотр ГР, пропарку и промывку резервуара горячей водой.
Полное ТО включает в себя объем частичного ТО и демонтаж резервуара для проведения гидравлических испытаний, которые проводятся только при удовлетворительных результатах наружного осмотра. Полное ТО выполняется не реже одного раза в четыре года на очередном ТР-2, ТР-3, КР-1, КР-2, в том числе и тогда, когда до очередного полного ТО остается менее полутора лет.
Виды инструктажей и сроки их проведения.
Наименование инструктажа | Периодичность проведения | Кем проводится | Цель |
Вводный | До начала работы со всеми принимаемыми на работы лицами | Инженер по охране труда | Ознакомление работника с местными условиями труда, ПВТР и основными вопросами по охране труда. |
Первичный | На рабочем месте после вводного инструктажа | Руководитель производственного подразделения (инструктор, начальник поезда, бригадир) | Ознакомление с производственной обстановкой и безопасными условиями труда на конкретном рабочем месте |
Повторный | На явке, не реже 1 раза в 3 месяца | Непосредственный руководитель работ | Повторение и закрепление знаний по ОТ |
Внеплановый | При введении новых или изменении законодательных и нормативных актов При изменении тех. процесса, замене оборудования При нарушении работниками требований охраны труда При перерывах в работе более чем на 30 дней. | Непосредственный руководитель работ | Изучение изменений, проработка инструкций, закрепление знаний |
Целевой | При выполнении работ, не связанных с прямыми обязанностями При проведении массовых мероприятий При изменении метеорологических условий | Непосредственный руководитель работ | Изучение изменений, проработка инструкций, закрепление знаний |
Лицо, проводившее инструктаж, должно сделать запись в журнале регистрации инструктажей. Работник, получивший инструктаж, должен расписаться напротив своей фамилии.
Контроль за состоянием охраны труда на предприятии
В соответствии с нормативными документами ОАО «РЖД» установлена система организации ведомственного контроля за состоянием охраны труда.
Видами контроля за состоянием охраны труда являются:
трехступенчатый контроль;
комплексные проверки;
контрольные проверки;
целевые проверки;
оперативный контроль;
внезапные проверки;
весенний и осенний осмотры состояния охраны труда.
Трехступенчатая система контроля
Трехступенчатый контроль является основной формой контроля администрации предприятия за состоянием охраны труда на рабочих местах, а также за соблюдением должностными лицами и работниками Трудового кодекса РФ, Федерального закона «Об основах охраны труда в РФ», системы стандартов безопасности труда, норм, правил, инструкций, и иных нормативных правовых актов по охране труда.
Основная задача трехступенчатого контроля состоит в организации выполнения всего комплекса мероприятий по охране труда, определении ответственных за своевременную проверку состояния охраны труда и устранения недостатков, выявленных на трех последовательных ступенях.
Ступень контроля | Когда проводится | Ответственный за проведение |
1 | Перед началом каждой рабочей смены | Непосредственный руководитель работ (начальник поезда) |
2 | Не реже 1 раза в 15 дней | Руководитель структурного подразделения (инструктор поездных бригад) |
3 | Не реже 1 раза в квартал | Руководитель предприятия, инженер по охране труда |
Виды инструктажей по охране труда
Государством уделяется значительное внимание безопасности и охране труда на производстве. В связи с этим предусмотрены различные виды инструктажей по охране труда.
Поскольку законодательство предусматривает, что работодатель лично отвечает за безопасность труда на производстве, на него возложена обязанность – регулярно проводить инструктажи по охране труда со всеми работниками соответствующего предприятия или организации.
Любой такой инструктаж, по сути, является одной из форм обучения работников основам безопасного труда и поведения на производстве в целом и на каждом производственном участке в отдельности.
Такие инструктажи (обучение), касающиеся вопросов безопасности труда должны быть систематическими и проводиться с каждым из работников предприятия (организации) на протяжении всего периода их работы, как в коллективной, так и в индивидуальной форме. Причем их проведение ни в коей мере не зависит от вида деятельности предприятия или организации и их формы собственности.
На крупных предприятиях (в организациях) проведение инструктажей по охране труда (ОТ) и технике безопасности (ТБ) руководителем может быть поручено (соответствующим приказом определено) специально подготовленному специалисту. Обычно это инженер по ТБ и ОТ.
Какие инструктажи проходит работник в процессе трудовой деятельности
Все инструктажи по ТБ, ОТ, пожарной безопасности (ПБ), а также особенностям технологии производства подразделяют на: вводные, первичные, периодические, внеплановые и целевые.
Вид инструктажа зависит от его цели, времени и места проведения. Такие инструктажи обязаны проходить все работники предприятий или организаций (особенно это касается энергообъектов), включая и их руководителей.
Особое внимание при этом следует уделять работникам, имеющим стаж менее 1 года, а также работникам с большим опытом и стажем. Как показывает практика, именно эти категории работников более всего подвержены производственному травматизму.
Начинающие работники — из-за недостатка опыта, а работники с большим стажем работы — из-за халатности, связанной с чрезмерной самоуверенностью. Анализ имевших место несчастных случаев, связанных с нарушением правил ТБ, также является своеобразной формой обучения.
По каждому случаю травматизма на производстве руководителем предприятия (организации) должно быть проведено расследование, определены его причины и виновные и издан соответствующий приказ. Он должен быть проработан со всеми работниками предприятия, что является также одной из форм их обучения ТБ.
Форма проведения инструктажей определяется лицом их проводящим (обычно это собеседование, лекция или разъяснения). Факт их проведения фиксируется (под роспись работника) им же в соответствующем журнале. Он же осуществляет контроль их исполнения, т.е. выполнения правил ТБ на производстве.
Вводный инструктаж по охране труда и пожарной безопасности
Вводный инструктаж работников предусмотрен при приеме их на работу, вне зависимости постоянная она или временная, а также тех, кто командирован на предприятие или прибыл на учебу (для прохождения практики).
Вводный инструктаж по охране труда проводит специалист (инженер) по ОТ и ПБ или лица, на которых приказом возложены такие обязанности. |
При этом желательно использовать наглядные пособия и технические средства обучения (ТСО). Вводный инструктаж должен охватывать все вопросы, характеризующие особенности данного производства с точки зрения ОТ и ПБ.
По окончании инструктажа инструктирующий обязан убедиться, что инструктируемый в целом знает основные виды опасности объекта, источники возможного возгорания, правила поведения при этом и порядок вызова пожарной службы. А также, что он ознакомлен с предупредительными знаками, надписями, имеющимися системами извещения о возгорании и правилами применения первичных средств пожаротушения.
Первичный инструктаж по охране труда
Виды инструктажей по охране труда предусматривают также проведение первичных инструктажей, проведение которых возлагается на прямых руководителей работ, Такие инструктажи проводятся перед началом работ непосредственно на рабочих местах:
- со всеми работниками, которые вновь приняты на предприятие;
- с работниками, переведенными из другого подразделения;
- с работниками, приступающими к новому виду работы;
- командированными на предприятие и временными работниками;
- со строителями, временно работающими на территории предприятия;
- с лицами (студенты, учащиеся), которые проходят производственное обучение или практические занятия на производстве (по отдельному графику).
В программу первичного инструктажа должны быть включены вопросы, содержащиеся в инструкции по ТБ и ОТ для данной специальности (должности, рабочего места), а также в иных нормативных актах по ОТ.
Проведя инструктаж, инструктирующий обязан проверить знание работником особенностей своего рабочего места, которые касаются ОТ и ПБ, а также правил безопасного выполнения своих должностных (служебных) обязанностей. Это можно сделать путем опроса с использованием ТСО.
Повторный инструктаж по охране труда (периодический)
В инструктажи по охране труда входят также повторные (периодические) инструктажи по ОТ. Такой инструктаж, включающий освещение технологических особенностей работ, связанных с повышенной опасностью, проводится с соответствующей категорией работников ежеквартально, с остальными – раз в полгода.
Повторный инструктаж может проводиться индивидуально или коллективно (в группе) с работниками одной специальности. Цель – совершенствование знаний правил ТБ и соответствующих инструкций, недопущение повторных нарушений ОТ, которые ранее имели место, ПБ, а также производственной дисциплины.
Периодический инструктаж должен освещать вопросы из правил и инструкций по ОТ и ТБ для данной специальности (рабочего места). А также технические и технологические аспекты, связанные с рабочим процессом и определенные должностными инструкциями, пожарную, радиационную и ядерную безопасность, если производственный процесс затрагивает эти вопросы.
На повторном инструктаже должны рассматриваться также случаи и причины нарушений рабочего процесса и правил ТБ. По его окончании инструктирующий обязан убедиться в хорошем знании работником правил ТБ при выполнении работ. Это можно сделать путем опроса с использованием ТСО.
Внеплановый инструктаж по охране труда
Проведение прямым руководителем внеплановых инструктажей предусматривается непосредственно на рабочих местах в случаях:
- введения новой или переработанной нормативной документации;
- замены оборудования или изменения технологического процесса;
- нарушения работником правил ОТ;
- требования должностных лиц органа госрегулирования и надзора;
- перерыва в работе более 30 дней (работы с повышенной опасностью) и более 60 дней – для иных видов работ.
Внеплановые инструктажи проводятся по аналогии с периодическими инструктажами. Но особое внимание необходимо уделить причине их проведения. Внеплановые инструктажи отнюдь не отменяют проведение периодических (повторных) инструктажей.
Целевой инструктаж по охране труда
Целевые инструктажи проводятся в случаях:
- производства работ по наряду или специальному распоряжению;
- выполнения разовых работ, которые не связаны с должностными обязанностями;
- участия в ликвидации аварийных ситуаций или последствий стихийных бедствий;
- привлечения работников к проведению различных внеплановых мероприятий, экскурсий.
Проведение такого инструктажа возлагается на лицо, которое определено приказом по предприятию ответственным за выполнение данной работы или проведение мероприятия.
Проведение вводного инструктажа должно быть зафиксировано в журнале вводных инструктажей под роспись работника. Проведение первичного, периодического и внепланового инструктажей – в соответствующих журналах инструктажей на рабочем месте также под роспись работников. Целевых – в нарядах-допусках на работу и иных документах по решению руководства предприятия (организации).
Похожие материалы на сайте:
Понравилась статья — поделись с друзьями!
: Лексикология. Структура слова в современном английском
СТРУКТУРА СЛОВА НА СОВРЕМЕННОМ АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
I. Морфологическая структура слова. Морфемы. Типы морфем. Алломорфы.
II. Структурные типы слов.
III. Принципы морфемного анализа.
IV. Производный уровень анализа. Стебли. Виды стеблей. Образные типы слов.
I. Морфологическая структура слова. Морфемы. Типы морфем. Алломорфы.
Существует два уровня подхода к изучению структуры слов : уровень морфемного анализа и уровень деривационный или словообразовательный анализ.
Слово — главная и основная единица языковой системы, самая большая в морфологическом и самая маленькая в синтаксическом плане лингвистического анализа.
Общепризнано, что очень многие слова имеют сложную природу и состоят из морфем, базовых единиц на морфемном уровне, которые определяются как мельчайшие неделимые двусторонние языковые единицы.
Термин морфема происходит от греческого морфе форма + -эма . Греческий суффикс eme был принят лингвистическим языком для обозначения наименьшей единицы или минимального отличительного признака .
Морфема — это наименьшая значимая единица формы. Форма в этих случаях — повторяющаяся дискретная единица речи. Морфемы встречаются в речи только как составные части слов, а не независимо, хотя слово может состоять из одной морфемы. Даже беглое изучение морфемической структуры английских слов показывает, что они состоят из морфем разного типа: корневых морфем и аффиксационных морфем. Слова, состоящие из корня и аффикса, называются производными словами или производными и образуются в процессе словообразования, известном как аффиксирование (или производное).
Корень-морфема лексическое ядро слова; он имеет очень общее и абстрактное лексическое значение, общее для набора семантически связанных слов, составляющих один кластер слов, например (к) учить, учитель, учить . Помимо лексического значения морфемы корня обладают всеми другими типами значений, свойственными морфемам, за исключением значения части речи, которое не встречается в корнях.
Аффиксативные морфемы включают флективные аффиксы или флексии и словообразовательные аффиксы. перегибов несут только грамматическое значение и, таким образом, актуальны только для образования словоформ. Производные аффиксы актуальны для построения различных типов слов. Они лексически всегда зависят от корня, который они модифицируют. Они обладают теми же типами значений, что и корни, но в отличие от морфем корней большинство из них имеют значение части речи, что делает их структурно важной частью слова, поскольку они определяют лексико-грамматический класс, к которому принадлежит слово. .Из-за этого компонента их значения словообразовательные аффиксы подразделяются на аффиксы, образующие различные части речи: существительные, глаголы, прилагательные или наречия.
Корни и производные аффиксы обычно легко различимы, и разница между ними отчетливо ощущается, как, например, в словах беспомощный, удобный, чернота, лондонец, повторное заполнение и т.д .: корень-морфемы help-, hand-, black-, London-, fill-, понимаются как лексические центры слов, а less, -y, -ness, -er, re- ощущаются как морфемы, зависящие от этих корней.
Различают также свободные и связанные морфемы.
Свободные морфемы совпадают со словоформами самостоятельно функционирующих слов. Очевидно, что свободные морфемы можно найти только среди корней, поэтому морфема мальчик — в слове мальчик свободная морфема; в слове нежелательно есть только одна свободная морфема desire- ; слово ручка-подставка имеет две свободные морфемы pen- и холд — .Отсюда следует, что связанных морфем это те, которые не совпадают с отдельными словоформами, следовательно, со всеми деривационными морфемами, такими как ness, -able, -er связаны. Корневые морфемы могут быть как свободными, так и связанными. Морфемы theor- словами теория, теоретическая или хорр- в словах ужас, ужас, ужас; Angl- в англосаксонском; Afr- в афро-азиатских все являются связанными корнями, поскольку не существует идентичных словоформ.
Следует также отметить, что морфемы могут иметь разные фонематические формы. В кластере слов просьба , радует , удовольствие , приятное фонематические формы слова находятся в дополнительном распределении или в чередовании друг с другом. Все представления данной морфемы, это явное чередование, называются алломорфами / или морфемические варианты / этой морфемы.
Комбинирующая форма allo — от греческого allos other используется в лингвистической терминологии для обозначения элементов группы, члены которой вместе составляют структурную единицу языка (аллофоны, алломорфы).Так, например, -ion / -tion / -sion / -ation являются позиционными вариантами одного и того же суффикса, они не различаются по значению или функции, но имеют небольшую разницу в звуковой форме в зависимости от финальной фонемы предшествующей основы. Их рассматривают как варианты одной и той же морфемы и называют ее алломорфами . .
Алломорф определяется как позиционный вариант морфемы, встречающейся в определенной среде, и поэтому характеризуется дополнительным описанием.
Дополнительное распределение как говорят, имеет место, когда два языковых варианта не могут появляться в одной и той же среде.
Различные морфемы характеризуются контрастным распределением , т.е. если они встречаются в одной и той же среде, они сигнализируют о разных значениях. Суффиксы в состоянии и изд , например, это разные морфемы, а не алломорфы, потому что прилагательные в способны значит способные существа.
Алломорфы также встречаются среди префиксов. Их форма зависит от инициалов стебля, с которым они будут ассимилироваться.
Две или более здоровые формы стебля, существующие в условиях дополнительного распространения, также могут рассматриваться как алломорфы, как, например, в длинных и : длина н .
II. Структурные типы слов .
Морфологический анализ структуры слова на морфемном уровне направлен на разбиение слова на составляющие его морфемы, основные единицы на этом уровне анализа, и на определение их количества и типов.Четыре типа (корневые слова, производные слова, составные слова, сокращения) представляют собой основные структурные типы современных английских слов, а преобразование, производное и составление — наиболее продуктивные способы словообразования.
По количеству морфем слов можно отнести к мономорфным и полиморфный . Мономорфный или корневых слов состоят только из одной корня-морфемы, например маленький, собака, сделать, дать, и т.п.Все полиморфные слова делятся на две подгруппы: производных слов и составных слов по количеству корневых морфем, которые они имеют. Производные слова состоят из одной коренной морфемы и одной или нескольких деривационных морфем, например принять в состоянии, из до , dis согласен умение и т. д. Сложные слова — это те, которые содержат по крайней мере две корневые морфемы, при этом количество словообразовательных морфем незначительно. В составных словах могут быть как корневые, так и деривационные морфемы, как в подставка для пера, легкомыслие , или только коренные морфемы, как в lamp-shade, eye-ball , и т.д.
Эти структурные типы не имеют равного значения. Ключ к правильному пониманию их сравнительной ценности заключается в тщательном рассмотрении: 1) важности каждого типа в существующем словарном фонде и 2) значения их частоты в реальной речи. Частота — безусловно, самый важный фактор. Согласно имеющимся подсчетам слов, произведенным в различных частях речи, мы обнаруживаем, что производные слова численно составляют самый большой класс слов в существующем словарном фонде; производные существительные составляют около 67% от общего числа, прилагательные — около 86%, составные существительные — около 15%, а прилагательные — около 4%.Корневые слова в существительных составляют 18%, то есть на мелочь больше, чем количество составных слов; Прилагательные корневые слова составляют примерно 12%.
Но мы не можем не заметить, что коренные слова занимают преобладающее место. В английском языке, согласно последним подсчетам частот, около 60% от общего числа существительных и 62% от общего числа прилагательных, используемых в настоящее время, являются корневыми словами. Из общего числа прилагательных и существительных производные слова составляют около 38% и 37% соответственно, в то время как составные слова составляют незначительные 2% в существительных и 0.2% в прилагательных. Таким образом, именно корневые слова составляют основу и основу словарного запаса и имеют первостепенное значение в речи. Следует также отметить, что корневые слова характеризуются высокой степенью сочетаемости и сложным разнообразием значений в отличие от слов других структурных типов, семантические структуры которых намного беднее. Корневые слова также служат родительскими формами для всех типов производных и составных слов.
III. Принципы морфемного анализа.
В большинстве случаев морфемная структура слов достаточно прозрачна, и отдельные морфемы четко выделяются внутри слова. Сегментация слов обычно выполняется по методу Immediate и Ultimate составляющих . Этот метод основан на бинарном принципе, то есть на каждом этапе процедуры используются два компонента, на которые сразу же разбивается слово. На каждом этапе эти два компонента называются непосредственными составляющими.Каждая Непосредственная составляющая на следующем этапе анализа, в свою очередь, разбивается на более мелкие значимые элементы. Анализ завершается, когда мы приходим к составляющим, неспособным к дальнейшему делению, то есть к морфемам. Они относятся к конечным элементам.
Синхронный морфологический анализ наиболее эффективно выполняется с помощью процедуры, известной как анализ на непосредственные составляющие. ИС — это две значимые части, образующие большое языковое единство.
Метод основан на том, что слово, характеризующееся морфологической делимостью, участвует в определенных структурных соотношениях.Подводя итог: при разбиении слова мы получаем на любом уровне только IC, одна из которых является основой данного слова. Все время анализ строится на закономерностях, характерных для английской лексики. В качестве образца, показывающего взаимозависимость всех составляющих, разделенных на разных этапах, мы получаем следующую формулу:
un + {[(gent- + -le) + -man] + -ly}
Разбивая слово на его непосредственные составные части, мы наблюдаем в каждом разрезе структурный порядок составных частей.
Схема, представляющая четыре описанных разреза, выглядит следующим образом:
1. не- / джентльменский
2. ун- / джентльмен / -ли
3. не- / нежный / — человек / — лы
4. ун- / джентль / — э / — человек / —лы
Аналогичный анализ на уровне словообразования, показывающий не только морфемические составляющие слова, но и структурный образец, на котором оно построено.
Анализ структуры слова на морфемном уровне должен перейти к стадии Конечных Составляющих. Например, существительное «дружелюбие» сначала разделяется на ИС: [frendlı-], повторяющееся в прилагательных friendly- . выглядящий и дружелюбный и [-nıs] встречается в бесчисленном количестве существительных, таких как несчастье, чернота, одинаковость, и т.д. IC [-nıs] одновременно является UC слова, так как его нельзя разбить на какие-либо более мелкие элементы, обладающие как звуковой формой, так и значением.Любое дальнейшее деление несс давали бы отдельные звуки речи, которые сами по себе ничего не означают. Затем IC [frendlı-] разбивается на IC [-lı] и [frend-], которые являются UC этого слова.
Морфемный анализ методом конечных составляющих может проводиться на основе двух принципов: так называемого корневого принципа и принцип аффикса .
Согласно принципу аффикса, разделение слова на составляющие его морфемы основано на идентификации аффикса в наборе слов, т.е.г. обозначение суффикса er приводит к сегментации слов певец, учитель, пловец в деривационную морфему er и корни учи-, пой-, драйв-.
Согласно корневому принципу, сегментация слова основана на идентификации корня-морфемы в кластере слов, например, идентификация корня-морфемы согласование- словами согласен, согласен, не согласен.
Как правило, применения этих принципов достаточно для морфемной сегментации слов.
Однако морфемная структура слов в ряде случаев не поддается такому анализу, так как не всегда оказывается столь прозрачной и простой, как в случаях, упомянутых выше. Иногда возникает сомнение не только в сегментации слов на морфемы, но и в распознавании определенных звуковых групп в качестве морфем, что, естественно, влияет на классификацию слов.Словами типа удерживать, задерживать, содержать или получать, обманывать, зачать, воспринимать звуковые кластеры [rı-], [dı-] выделяются довольно легко, с другой стороны, они, несомненно, не имеют ничего общего с фонетически идентичными префиксами re-, de- как указано в словах переписать, реорганизовать, деорганизовать, расшифровать . Более того, ни звуковой кластер [rı-] или [dı-], ни [-teın] или [-sı: v] не обладают собственным лексическим или функциональным значением.Тем не менее, эти звуковые группы воспринимаются как имеющие определенное значение, потому что [rı-] отличает сохранять из задержать и [-teın] отличает сохранить из получить .
Отсюда следует, что все эти звуковые кластеры имеют дифференциал и определенное распределительное значение, поскольку их порядок расположения указывает на аффиксальный статус re-, de-, con-, per- и дает понять — tain и ceive как корни.Дифференциальные и распределительные значения, кажется, дают достаточное основание для распознавания этих звуковых кластеров как морфем, но, поскольку они лишены собственного лексического значения, они выделяются среди всех других типов морфем и известны в лингвистической литературе как псевдоморфемы. Псевдоморфемы того же типа встречаются и в словах типа rusty-fusty.
IV. Производный уровень анализа. Стебли. Виды стеблей. Образовательные типы слова.
Морфемный анализ слов определяет только составные морфемы, определяя их типы и их значение, но не раскрывает иерархию морфем, составляющих слово. Слова — это не просто сумма морфем, последняя обнаруживает определенную, иногда очень сложную взаимосвязь. Морфемы располагаются в соответствии с определенными правилами, причем порядок расположения различается для разных типов слов и отдельных групп внутри одних и тех же типов. Схема расположения морфем лежит в основе классификации слов на разные типы и позволяет понять, как новые слова появляются в языке.Эти отношения внутри слова и взаимосвязи между различными типами и классами слов известны как производные или словообразовательные отношения .
Анализ производных отношений направлен на установление корреляции между различными типами и структурными образцами, на которых построены слова. Базовой единицей на деривационном уровне является стержень . .
шток определяется как та часть слова, которая остается неизменной на протяжении всей его парадигмы, таким образом, основа, которая появляется в парадигме (to) ask (), спрашивает, спрашивает, спрашивает составляет аск-; основа слова певица (), певцов, певцов, певцов певец. Это основа слова, которая принимает флексию, которая грамматически формирует слово как ту или иную часть речи.
Структура основ должна быть описана в терминах анализа IC, который на этом уровне направлен на установление паттернов типичных производных отношений внутри основы и производной корреляции между основами разных типов.
Есть три типа стеблей: простые, производные и сложные.
Простые стержни семантически немотивированы и не составляют шаблон, по аналогии с которым можно моделировать новые основы.Простые основы обычно мономорфны и фонетически идентичны корневой морфеме. Деривационная структура основ не всегда совпадает с результатом морфемного анализа. Сравнение доказывает, что не все морфемы, релевантные на морфемическом уровне, актуальны на деривационном уровне анализа. Отсюда следует, что связанные морфемы и все типы псевдоморфем не имеют отношения к деривационной структуре основ, поскольку они не удовлетворяют требованиям двойной оппозиции и производных взаимосвязей.Итак, основа таких слов, как , сохранять, получать, ужасно, карман, движение, . и т.д. следует рассматривать как простые, немотивированные основы.
Производные стержни построены на основах различных структур, хотя они и мотивированы, т. е. производные основы понимаются на основе производных отношений между их IC и коррелированными основами. Производные основы в основном полиморфны, и в этом случае сегментация приводит только к одной IC, которая сама является основой, а другая IC обязательно является деривационным аффиксом.
Производные основы не обязательно полиморфны.
Составные стержни состоят из двух микросхем, каждая из которых является стержнем, например спичечный коробок , костюм для вождения, держатель для ручек, и т. д. Он построен путем соединения двух стеблей, одна из которых простая, другая — производная.
В более сложных случаях результаты анализа на двух уровнях иногда даже сокращают друг друга.
Образовательные типы слов классифицируются по строению стеблей на простых, производных и соединение слова.
Производное соединение — это слово, образованное одновременным процессом композиции и словообразования.
Составные слова собственно формируются путем соединения основных слов, уже имеющихся в языке.
: Краткий курс по лексикологии
Краткий курс по лексикологии
Лекция 1
Лексикология это наука о слове и выделена в:
— Общие и специальные
— Сравнение и сравнение
— Описательный (синхронный подход) и исторический (диахронический подход).
Противоположное и сравнительное, описательное и историческое тесно связаны.
Лексические единицы: морфемы, слова, словосочетания, фразеологизмы.
Парадигма система, показывающая слово во всех его словоформах. Лексическое значение такое же; грамматическое значение варьируется от одной формы к другой (взять, взять, взять, взять, взять).
Семасиология раздел лексикологии, посвященный изучению значения.Существует 2 школы со своими подходами к проблеме значения слов: референциальная и функциональная.
Типы значений
— Грамматическое значение
— Значение части речи
— Лексическое значение может быть денотативным (делая общение возможным) и коннотационный (эмоциональный заряд и стилистическая ценность).
Стилистическая ценность подразделяется на нейтральных, книжных и разговорных. Последние могут быть отмечены как сленг, разговорная речь, вульгаризмы, диалектические слова, профессионализм, жаргонизмы.
Значение это внутренняя грань слова, неотделимая от его внешней грани (звуковой формы), которая необходима для существования значения и взаимосвязи.
Мотивация:
Морфологический (-абл., -Без, ре-, анти-)
Фонетический (бум, всплеск, кукушка, пух!)
семантический
Изменение значения
Значение слова может изменяться в ходе исторического развития языка.
Причины семантического изменения
— Экстралингвистический
— Лингвистический (многоточие, различение синонимов, лингвистическая аналогия)
видов ассоциаций вовлечены в семантические изменения:
1. Сходство значений
2. смежность значений
Результат семантического изменения:
1. изменения денотационного значения (специализация, расширение (обобщение [специализированное, общее]))
2.изменения коннотационного значения:
— уничижительное развитие (уничижительный эмоциональный заряд)
— мелиоративная разработка (улучшение кон. Составляющей)
Причины, характер и результат семантических изменений следует рассматривать как 3 существенно разных, но тесно связанных аспекта одного и того же языкового явления.
Лекция 2
Полисемия Основная проблема — проблема взаимосвязи и взаимозависимости различных значений одного и того же слова.
Диахронно это неисторическое изменение семантической структуры, приводящее к исчезновению некоторых значений или / и к добавлению новых значений к уже существующим, а также при перестановке этих значений в его семантической структуре.
Синхронно это сосуществование различных значений одного и того же слова в определенный исторический период и расположение этих значений в семантической структуре слова.
Диахронно: первичные (исходные) и вторичные (производные) значения рассматриваются хронически.
Синхронно: центральные (основные) и маргинальные (второстепенные) значения в зависимости от их относительной частоты в речи.
Семантическая структура никогда не бывает статичной. Соотношение между диахронической и синхронной оценкой отдельных значений одного и того же слова может быть различным в разные периоды исторического развития языка.
Вся семантическая структура коррелированных многозначных слов разных языков никогда не может быть идентична. Слова ощущаются взаимосвязанными, если их основные (центральные) значения совпадают.
Лекция 3
Омонимия Полная омонимия слов, принадлежащих к одной части речи.
Частичная омонимия отдельных словоформ разных частей речи.
Омонимы может быть:
— лексический (различаются лексическим значением)
— лексико-грамматический (как лексический, так и грамматический)
— грамматический (только в грамматическом значении)
Омонимы можно классифицировать также по 3 признакам:
1. звуковая форма
2. графическая форма
3. значение (в соответствии с тем значением, которое они производят в гомографов, омофонов, совершенных (абсолютных) омонимов)
Источники омонимии:
— расходящееся значение развития многозначного слова
— конвергентное звуковое развитие 2 или более разных слов (наиболее важный фактор)
Критерии, использованные при синхронном анализе омонимов:
1.семантическая 2. орфография 3. распространение
Проблема различения полисемии и омонимии в теоретической лингвистике тесно связана с проблемой базовой единицы на семантическом уровне анализа.
Значение слова в синтагматике и парадигматике
Внутрилингвистические отношения слов в основном бывают 2 типа : синтагматический и парадигматический.
Синтагматические отношения Определите значение слова, когда оно
3.Органы речи и их работа. Активные и пассивные органы речи.
Органы речи: носовые полость, губы, зубы, альвеолярный гребень, гортань, небо (мягкое и твердое), язычок, язык (кончик, лезвие, передняя, задняя часть), надгортанник, глотка, вокал шнуры и трахеи.
Воздушный поток, выпущенный легкие проходят через дыхательное горло и попадают в гортань, которая содержит голосовые связки.Голосовые связки представляют собой две эластичные складки. которые можно разделить или собрать вместе. Разрыв между их называют голосовой щелью. Если подведены напряженные голосовые связки вместе воздушный поток, открывающий отверстие, заставляет их вибрировать и мы слышим какой-то голос.
При выходе из гортани воздушный поток проходит через глотку.
Полость глотки расширяется от верхней части гортани к мягкому нёбу, через которое воздух направляется поток либо в рот, либо в носовые полости, которые функционируют как основные резонаторы.
Мягкое небо — это самая дальняя часть неба от зубов. Большая часть вкуса жесткий. Эта твердая и неподвижная часть неба делится на две части. секции: твердое небо (самая высокая часть неба) и зубной гребень или альвеолярный гребень.
Самый важный орган речь — это язык. Фонетики делят язык на четыре отделы, часть, которая лежит напротив мягкого неба, называется спинка языка; часть, обращенная к твердому нёбу, называется фронт; тот, что лежит под гребнем зубов, известен как лезвие и его конец т и п.
Губы могут принимать различные позиции тоже. Их можно плотно соединить или разделить нейтральные, округлые или выступающие вперед.
Активные органы речи подвижный и принимающий активное участие в звукообразовании:
Голосовые связки, производящие голосовой
Язык, который является самым гибкий подвижный орган
Губы аффективны очень значительно форма ротовой полости
Мягкое небо с язычок, направляющий поток воздуха либо ко рту, либо к носовая полость
Задняя стенка хождения контракт на некоторые звуки
Нижняя челюсть, движение которой контролирует зазор между зубами, а также расположение губы
Легкие воздух для звуков
Пассивные органы речи:
зубья
зубной гребень или альвеолярный коньковый
твердое небо
стенки резонаторов
4.Международный фонетический алфавит (транскрипция)
В Международный Фонетический алфавит (IPA) это система фонетических обозначение на основе латыни алфавит, разработан Международной Фонетическая ассоциация как стандартизованное представление звуков разговорной речи. IPA используется лингвистами, речь патологи и терапевты, иностранный язык учителя и ученики, певцы, актеры лексикографы, и переводчики.
IPA — это предназначен для представления только тех качеств речи, которые отличительный в разговорной речи язык: фонемы интонация, и разделение слов и слоги.Для представления дополнительных качеств речи, таких как скрежет зубов, шепелявость и звуки, издаваемые расщелиной нёбо расширенный набор символов, называемый Extended IPA используется.
В Международный фонетический алфавит основан на латинском алфавите, используя как можно меньше нелатинских форм. Ассоциация создана IPA так, чтобы звуковые значения большинства согласных взятый из латинского алфавита будет соответствовать «международному Применение».
Транскрипция — акцент символы, представляющие звуки речи.
Обозначения первого типа: широкий спектр фонематических обозначений; он предоставляет специальные символы для всех фонемы языка.
Второй тип аллофоническая транскрипция, предлагает специальные символы, включая некоторые информация об артикуляторной активности конкретного аллофонического функции.
Первый из широких транскрипция была введена Д. Джонсом. Он понял разницу между звуками (сидеть — сидеть). Другой тип широкой транскрипции был представлен Васильевым.
.