Виды инструктажей по охране труда
2 марта
47260
Все штатные сотрудники, командированные и студенты на производственной практике проходят обязательный инструктаж по охране труда. Это обучение в форме разъяснения основных правил безопасности на рабочем месте и в организации, действий при несчастном случае. Разбираемся, какие виды инструктажей по охране труда должны быть проведены в компании, и как работодателю правильно организовать процедуру.
Содержание:
- Общие вопросы проведения инструктажей по охране труда
- Как организовать процедуру
- Какие бывают виды инструктажей по охране труда
- Как проводить вводный инструктаж по охране труда
- Какие есть виды инструктажей на рабочем месте
- Кому нужен целевой инструктаж по охране труда
- Как провести обучение на I группу по электробезопасности
Скачайте образцы документов для работы: | |
Примерная форма журнала регистрации инструктажей по охране труда | |
Примерный перечень тем вводного инструктажа | |
Перечень тем и журнал для инструктажа электробезопасности на I группу |
Общие вопросы проведения инструктажей по охране труда
Работодатель обязан обеспечивать безопасные условия труда на рабочих местах по требованиям ст. 214 ТК РФ. С этой целью он:
- организует обучение работников, в том числе инструктажи;
- разрабатывает инструкции по охране труда;
- проводит специальную оценку условий труда и оценку профессиональных рисков;
- обеспечивает работников средствами индивидуальной защиты;
- выполняет другие обязанности по разделу Х ТК «Охрана труда».
Инструктаж — обязательный элемент трудовой деятельности. Он должен заканчиваться проверкой знаний, которая фиксируется записью в журнале и личной подписью работника. Без этого сотрудника нельзя допускать до выполнения трудовых обязанностей.
Правила электронного документооборота по ТК РФ на оформление результатов инструктажей по ОТ не распространяются. Надо руководствоваться требованиями Правил №2464 и ПОТ.
Скачайте примерную форму журнала регистрации инструктажей по ОТ здесь.
На микропредприятиях инструктажи могут заменять обучение по охране труда для основной части персонала. Это разрешено п. 100 Правил в ред. Постановления Правительства РФ от 24.12.2021 №2464.
Важно! С 1 сентября 2022 года действуют Правила обучения по охране труда в ред. Постановления Правительства РФ от 24.12.2021 №2464. Порядок обучения №1/29, которым ранее регулировались вопросы проведения инструктажей, утрачивает силу. |
Как организовать процедуру
Новые Правила разрешают привлекать к инструктажам по охране труда индивидуального предпринимателя или стороннюю организацию, аккредитованных на оказание услуг по охране труда. Но только в том случае, если в организации нет своей службы или специалиста по ОТ.
Поэтому сначала работодатель определяет, как он будет проводить инструктажи: собственными силами или по договору ГПХ. Своих работников, ответственных за инструктаж, он направляет на внешнее обучение по охране труда в соответствии с п. 44 Правил №2464.
Затем он утверждает приказом:
- виды инструктажей по охране труда в организации;
- их программы;
- списки профессий, должностей по видам инструктажей по безопасности и охране труда;
- лиц, ответственных за обучение работников.
Подробнее про виды и периодичность инструктажей по охране труда – читайте ниже.
Совет
Разработайте отдельное Положение о проведении инструктажей по охране труда или включите соответствующий раздел в Положение о СУОТ. Закрепите в нем примерные перечни тем, формы записей о результатах.
Приказы обычно носят краткосрочный характер, а постоянные процедуры лучше оформлять в виде локальных нормативных актов. |
Какие бывают виды инструктажей по охране труда
По Правилам №2464 работникам проводят инструктажи:
- вводный;
- на рабочем месте: первичный, повторный, внеплановый;
- целевой.
С 2021 года появилось требование о присвоении I группы по электробезопасности (ЭЛБ) неэлектротехническому персоналу — сотрудникам, на чьих рабочих местах есть опасность поражения электрическим током, хотя они и не связаны с эксплуатацией электроустановок. Чаще всего это офисные работники, взаимодействующие с компьютерной техникой или чайниками, микроволновками в обеденный перерыв.
Обратите внимание! При разработке инструкций по охране труда и программ инструктажей для офисных работников учитывайте, что СанПиН по компьютерам 2.2.2/2.4.1340-03 отменен с 2021 года. |
Первую группу ЭЛБ присваивают в ходе отдельного инструктажа с проверкой знаний и записью в журнале. Требования к такому обучению приведены в п. 2.3 Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок в ред. приказа Минтруда от 15.12.2020 №903н.
По каждому виду инструктажей по безопасности труда должны быть списки профессий и должностей работников, которым нужна такая подготовка. Их определяет работодатель с учетом требований Правил №2464 и ПОТ №903н.
Как проводить вводный инструктаж по охране труда
Вводный инструктаж проходят все вновь принятые работники в первый рабочий день. Также проведение вводного инструктажа по охране труда обязательно для командированных в организацию специалистов, в том числе персонала подрядных организаций; студентов на производственной практике. Освобождать кого-то из работников от такой подготовки нельзя.
Важно! Дистанционным работникам тоже проводят вводные инструктажи по охране труда, если работодатель выдал им оборудование для работы, в соответствии со ст. 312.7 ТК РФ. |
Программу вводного инструктажа по охране труда составляют по списку тем в приложении 1 к Правилам №2464, адаптированному под деятельность организации. Ее согласовывают с профсоюзом, если он есть в компании.
Обучение проводит специалист по охране труда или назначенный приказом инструктирующий. На предприятиях численностью до 50 человек может не быть СОТ. Тогда проведение инструктажа можно поручить аккредитованным в Минтруда организациям или ИП по договору ГПХ.
Совет
Формат обучения выбирает работодатель. Это могут быть видеолекции, беседа с инструктором, аудиозапись. Но вводный инструктаж обязательно заканчивают проверкой знаний работника: устным опросом или тестированием. Результаты фиксируют в письменном виде с личной подписью работника. |
Скачайте примерный перечень тем вводного инструктажа здесь.
Какие есть виды инструктажей на рабочем месте
Непосредственный руководитель работника проводит ему обучение на рабочем месте в объеме требований к должности, с учетом условий труда на рабочем месте:
- первичный инструктаж по охране труда — в первый рабочий день нового сотрудника или прохождения производственной практики студентом;
- повторный — не реже раза в 6 месяцев;
- внеплановый.
Разрешается совмещать вводный и первичный инструктаж по охране труда тем сотрудникам, которые работают только с компьютерами, офисной и бытовой техникой, а их условия труда по СОУТ признаны оптимальными или допустимыми. Для этого нужно:
- Утвердить список профессий и должностей, освобожденных от первичного инструктажа.
- Дополнить программу вводного инструктажа положениями инструкции по охране труда и должностной инструкции работника.
Важно! Работники, освобожденные от первичного инструктажа, повторный инструктаж по охране труда также не проходят. |
Случаи внепланового инструктажа по охране труда установлены п. 16 Правил №2464. Чаще всего это изменение нормативных требований, инструкций для работника либо несчастный случай, микротравма на производстве.
Кому нужен целевой инструктаж по охране труда
Руководитель работ, указанных в п. 19 Правил №2464, перед началом таких работ инструктирует персонал о специальных правилах безопасности и охраны труда для этой ситуации. Целевой инструктаж обязательно проводят перед выполнением действий по наряду-допуску, распоряжению, при ликвидации последствий ЧС, расширении зоны обслуживания. Пример: огневые работы, переключения в электроустановках.
Совет
Правила №2464 разрешают проводить оперативный целевой инструктаж при ликвидации последствий ЧС без фиксации в журнале регистрации инструктажей. Полагаем, что для доказательства подготовки работников можно использовать диктофонную запись или запись инструктажа на телефон. |
Как провести обучение на I группу по электробезопасности
Руководитель компании определяет перечень должностей и профессий, которым нужна первая группа допуска ЭЛБ, и назначает специалиста, который будет ее присваивать.
По Правилам №903н проводить обучение на присвоение I группы по электробезопасности ожет работник из числа электротехнического (электротехнологического) персонала с группой не ниже III или специалист по охране труда с группой не ниже IV. На предприятиях это поручают обычно ответственному за электрохозяйство.
Соискателю на I группу проводят инструктаж, устную проверку знаний и записывают результаты в журнал, с личной подписью соискателя. Бумажное удостоверение работнику не выдают.
Скачайте перечень тем и журнал для инструктажа электробезопасности на I группу здесь.
Топ-5 необходимых инструктажей по охране труда
Эффективная работа службы, отвечающей за безопасность на производстве, начинается с инструктажа новых сотрудников. А каждая проверка по охране труда помогает выяснить, насколько это действенно, и определить конкретные меры по устранению выявленных проблем, предупредить их появление в дальнейшем. Не случайно прагматичными специалистами этой области созданы различные виды инструктажей по безопасности и охране труда.
ВВОДНЫЙ И ПЕРВИЧНЫЙ ИНСТРУКТАЖ ПО ОХРАНЕ ТРУДА И БЕЗОПАСНОСТИСуществует две формы инструктирования новичков – вступительная и, так называемая, – “на рабочем месте” или первичная. Следует понимать, чем отличается вступительный инструктаж от первичного.
Согласно инструкции проведение вступительного инструктажа по охране труда возлагается на инженера по охране труда или иного работника службы охраны труда, имеющего нужную подготовку и полномочия. Его в обязательном порядке проходят не только те, кто поступает на постоянную работу, но и временные исполнители работ (например, подрядчик, который пришел к вам в офис устанавливать кондиционер), командированные сотрудники других предприятий, студенты-практиканты и даже учащиеся, пришедшие на экскурсию.
В отличие от вступительного первичный инструктаж проводится на рабочем месте руководителем, который в дальнейшем будет нести полную ответственность за нового работника. Он также обязателен:
- перед выполнением нового задания;
- при переводе работника с одного участка на другой;
- для строителей, работающих на территории предприятия;
- студентов во время производственной практики или перед работами, связанными с изучением новой темы.
Получить консультацию
ПОВТОРНЫЙ ИНСТРУКТАЖВ законодательстве об охране труда четко определено, когда проводится повторный инструктаж различных категорий работников. Для большей части производственников он должен проходить не реже одного раза в полгода. Но по согласованию с государственными органами надзора за безопасностью труда периодичность проведения повторного инструктажа может быть скорректирована, и для работников определенных специальностей и категорий такие собеседования могут проводиться один раз в год. Их цель – проконтролировать знание персоналом правил, инструкций и требований техники безопасности. Для работников, которые выполняют работы повышенной опасности повторний инструктаж проводится 1 раз в три месяца.
ВНЕПЛАНОВЫЙ ИНСТРУКТАЖ ПО ОХРАНЕ ТРУДА И БЕЗОПАСНОСТИВ случаях, когда проводится внеплановый инструктаж, главной его целью является изучение:
- новых инструкций или стандартов, вводимых на предприятии;
- особенностей изменения техпроцесса и нового оборудования;
- последствий опасного поведения на производстве и способов их предотвращения;
- новых документов органов госнадзора охраны труда и других документов.
Индивидуальный или коллективный внеплановый инструктаж по охране труда осуществляет руководитель подразделения непосредственно на рабочем месте и делает это в зависимости от конкретных обстоятельств.
Поговорить со специалистом
ЦЕЛЕВОЙ ИНСТРУКТАЖСуществуют ситуации, когда работники привлекаются к выполнению несвойственных им обязанностей, например:
- работы за территорией предприятия,
- погрузо-разгрузочные работы,
- уборка территории,
- ликвидация результатов стихии,
- устранение последствий аварии и т.д.
Целевой инструктаж по охране труда проводится руководителем предстоящих работ. Время и день, когда проводится целевой инструктаж, как и во всех предыдущих случаях, фиксируется в журнале.
Наглядные инструкции по видам инструктажей: все виды инструктажей и повторный инструктаж
Написать нам
Искусство английского языка | Манитоба Образование и дошкольное образование
Обзор реализации: Senior 13
Обучение английскому языку. Часть 2
Подходы к обучению
При планировании обучения учителя опираются на репертуар учебных подходов и методов, а также использовать их комбинации из них в каждом уроке и блоке. Учебные подходы можно отнести к категории
- прямое указание
- косвенная инструкция
- экспериментальное обучение
- независимое исследование
- интерактивная инструкция
Большинство учителей выбирают предметы из всех этих категорий, чтобы обеспечить разнообразие своей деятельности в классе, привлечь учащихся с разным интеллектом и разными подходами к обучению, а также для достижения целей обучения.
Диаграмма «Учебные подходы», приведенная на с. 19 из Senior 1 English Language Arts; Фонд реализации (1997 г.) отображает учебные подходы и предлагает несколько примеров методов в рамках каждого подхода. Обратите внимание, что подходы пересекаются.
При выборе учебных подходов и методов учителя учитывают, какое сочетание поможет учащимся достичь результатов обучения, намеченных для конкретного урока или раздела. Учителя учитывают преимущества и ограничения подходов и методов, а также интересы, знания, навыки и стратегии, а также отношение своих учеников. Некоторые из этих элементов представлены в следующей таблице.
Роли | Назначение/использование | Методы | Преимущества/Ограничения |
---|---|---|---|
|
| Учителя:
|
|
Роли | Назначение/использование | Методы | Преимущества/Ограничения |
---|---|---|---|
|
| Студенты:
|
|
Роли | Назначение/использование | Методы | Преимущества/Ограничения |
---|---|---|---|
|
| Студенты:
|
|
Роли | Назначение/использование | Методы | Преимущества/Ограничения |
---|---|---|---|
|
| Студенты:
|
|
Роли | Назначение/использование | Методы | Преимущества/Ограничения |
---|---|---|---|
|
| Студенты:
|
|
Верх.
Назад к обзору реализации: Старший 1
Типы инструкций, используемых в классе
ДЖУЛИ БОЛЕУЭР
КЛАСС
Все пять типов обучения полезны, но учителям не следует полагаться на какой-то один тип. Студенты составляют разнообразное население с разным опытом, знаниями и стилями обучения. То, что хорошо работает для одного, не обязательно будет хорошо работать для другого. Разнообразие инструкций повышает вероятность того, что учитель дойдет до всех своих учеников.
Подробнее об этой статье
- Прямое указание
- Косвенное указание
- Интерактивное обучение
- Самостоятельное обучение
- Экспериментальное обучение
1 Прямое обучение
Прямое обучение ориентировано на учителя. Это то, что вы можете себе представить: учитель дает инструкции практически без участия студентов, как на лекции. Чаще всего используется при представлении новой информации. Прямые инструкции обеспечивают 5-процентный показатель удержания и, следовательно, наиболее эффективны, когда они сопровождаются демонстрациями, небольшими обсуждениями и наглядными пособиями. Непосредственное обучение должно быть ограничено 20-минутными мини-лекциями, чтобы учащиеся не потеряли интерес.
2 Косвенное обучение
Косвенное обучение ориентировано на учащихся. Его лучше всего использовать, когда процесс получения заключения или результата так же важен, как и сам вывод или результат. Картирование понятий, решение проблем и рефлексивное обсуждение — все это виды деятельности с непрямым обучением. Косвенное обучение используется для исследовательских проектов и проектов по использованию технологий. Тактильные учащиеся больше всего ценят непрямое обучение, потому что они учатся на практике.
3 Интерактивное обучение
Интерактивное обучение ориентировано на учащихся и требует от учащихся взаимодействия друг с другом для получения нового понимания концепции. Мозговой штурм, репетиторство и интервьюирование являются примерами интерактивной деятельности.
4 Самостоятельное обучение
Самостоятельное обучение ориентировано на учащихся. Это полезно для развития способности принимать решения. При самостоятельном обучении учащийся занимается самостоятельно под наблюдением учителя. Дистанционное обучение является ярким примером самостоятельного обучения, потому что учащийся очень мало взаимодействует с учителем. Некоторые виды самостоятельной учебной деятельности включают исследовательские работы, написание эссе и выполнение домашних заданий.
5 Экспериментальное обучение
Экспериментальное обучение также ориентировано на учащихся. В экспериментальном обучении важен процесс получения вывода или продукта, а не сам вывод или продукт. Студенты с большей вероятностью сохранят информацию, потому что они активно вовлечены и участвуют в процессе обучения. В экспериментальном обучении студенты часто учат друг друга.