Крепеж для троса: разновидности, правила закрепления тросов
Ни одна стройка не обходится без транспортировки строительных материалов на территории объекта и погрузо-разгрузочных работ. Если длины каната не хватает, его можно удлинить. Если к грузу нужно прикрепить трос при помощи карабина, нужно сделать петлю. И сделать это помогут крепления и зажимы для тросов.
Типы креплений
Существует несколько типов креплений.
U-образный зажим
По конструкции напоминает латинскую букву «U». Имеет резьбовые шпильки, на которые надевается прижимная зубчатая планка-шайба. Гайки накручиваются на резьбу, сдвигая скобу крепления троса вверх, и она прижимает стальной канат к основанию зажима. Есть также U-образные скобы с отверстиями для крепежных валиков. Они изготавливаются из оцинкованной стали и выдерживают слабые и средние нагрузки при транспортировке грузов и техники.
Плоский тросовый зажим
Представляет собой металлическую пластину с двумя шпильками с резьбой. На них надевается другая прижимная пластина, которая сверху притягивается гайками. Есть разновидности с одной (simplex), двумя (duplex) и тремя (triplex) шпильками. Материал изготовления – углеродистая сталь.
Трубчатый зажим
Это пустой цилиндр, в который просовывают концы канатов и сплющивают их специальным прессом или ручным гидравлическим инструментом. Также с его помощью на концах канатов делают петли. Обычно зажимы изготавливаются из алюминия, но для работы в суровых условиях используют изделия из нержавеющей стали. Медные зажимы применяются для работы в агрессивных химических условиях.
По конструкции и заводскому исполнению зажимы делятся на:
- Клиновые. Подходят для такелажных работ и тросов большого диаметра. Они пользуются популярностью у электриков, которые закрепляют самонесущие изолированные провода (СИП) на столбе. Кроме металлических скоб конструкцией предусмотрено два рычага, которые обеспечивают высокопрочное соединение.
- Болтовые. Самое простое исполнение такого фиксатора можно увидеть при установке розетки или патрона с лампочкой. Жилы кабеля попадают между шляпкой болта и прижимной пластиной. Конструкция затягивается гайкой. В результате образуется достаточно прочное соединение.
- Винтовые. Такие зажимы в такелажных работах почти не используются, а применяются в электрике. Например, в клеммниках, в шинах заземления и нулевых шинах, где в отверстие вставляется кабель, и винт, закручиваясь, прижимает его своим концом к телу детали.
- Заклинивающие. Предназначены для крепления канатов и кабелей без изоляции на специальную анкерную опору.
- Прессуемые. Представляют собой две пластины, которые сжимают между собой трос. Есть и другая разновидность зажима: металлическая трубка, согнутая под углом. В нее просовываются концы канатов, а внутрь закручивается резьбовая шпилька, которая прессует их между собой. Такой крепеж для троса сверхпрочен и выдержит даже самые серьезные нагрузки.
- Клыковые. Главный представитель быстросъемных клыковых зажимов – тот же самый u-образный прижимной механизм с зубчатой планкой, надеваемой на шпильки, и двумя гайками.
Виды материалов и покрытий
Так как работа с тросами и зажимами предполагает значительные нагрузки, материалы для изготовления должны использоваться очень прочные. Чаще всего это нержавеющая и обычная сталь, медь и алюминий, но бывают также зажимы повышенной прочности из углеродистой стали. Для работы в жестких погодных условиях используется зажим, который проходит гальваническую обработку цинком. Оцинкованная поверхность противостоит коррозии.
Установка зажимов на канаты и крепление
Суть сопряжения канатов проста. При построении канатной петли, нужно свободный конец троса приложить к его телу на такое расстояние, чтобы можно было установить минимум три зажима. Между ними должно быть расстояние не менее шести диаметров. От их правильного расположения зависит прочность соединения. Так, тело фиксатора должно находиться со стороны тела каната, а прижимная планка должна придавливать конец к его телу.
Как говорилось ранее, U-образные канатные зажимы выдерживают относительно слабые нагрузки, а рекомендуемое количество зажимов на одной петле – от трех. Если нагрузка превышает ожидаемую, нужно не увеличивать количество фиксаторов, а использовать другой их тип. В отдельных случаях необходимо крепление троса к плоскости с натяжителем. По сути, это крепление к стене при помощи специальной шайбы и самореза.
Как сделать зажимы для троса своими руками
Бывают ситуации, когда двигатель в автомобиле заглох и, несмотря на все усилия, не заводится. Тогда машину придется отбуксировать к ближайшей станции технического обслуживания. Качество тросов, которые продают на заправках, оставляет желать лучшего, поэтому в этой ситуации лучше всего изготовить его своими руками.
Для этого понадобится любая толстая веревка. Она должна быть достаточно большого диаметра, чтобы не порваться при буксировке, и хорошей гибкости, чтобы образовать петлю. Также нужна будет металлическая трубка, способная гнуться без разрывов, лучше, если она сделана из алюминия. Внутрь трубки просовывается веревка так, чтобы она выходила с другого конца примерно на 10-15 сантиметров. Далее трубку с веревкой гнут в дугу, концы сплющивают молотком или кувалдой и скрепляют саморезами по металлу по всей длине прилегания конца веревки к ее телу.
Подробнее о том, как правильно сплющить трубку, в этом видео:
Если необходимо разобраться, как закрепить тросик детских качелей, то можно действовать по приведенной выше инструкции, так как технология изготовления петли ничем не отличается от выполнения аналогичной для автомобильной оснастки.
Правила эксплуатации
Перед началом работы нужно проверить прочность соединений путем однократного приложения нагрузки на трос. Если после нескольких проверок трос и зажимы продолжают выполнять свои функции, то его можно эксплуатировать. Однако необходимо регулярно проверять состояние зажимов, так как со временем соединения могут разбалтываться, гайки раскручиваться, а металл подвергаться разрушению.
Максимальный срок службы фиксаторов зависит от условий работы. Если это стройка с регулярными транспортировками грузов по этажам строительным краном, то замена должна производиться раз в 4-6 месяцев. В бытовых условиях нужно смотреть на состояние износа, чтобы определить, нужно заменять зажим или нет.
В некоторых случаях правильная эксплуатация может спасти жизнь. Это относится к так называемому лееру. Это туго натянутый трос с закрепленными на бортах лодок и судов концами. Случайно выпавшему человек из лодки будет легче спасти свою жизнь, схватившись за него.
Требования безопасности транспортировки грузов определяют необходимость соблюдения техники крепления стальных тросов и канатов. Перед использованием крепления нужно проверить его на несущую способность. А если соединения активно эксплуатируются, следует контролировать степень износа.
krepezhinfo.ru
Зажимы для троса: виды, установка и крепление
При проведении такелажных, монтажных и строительных работ зачастую возникает необходимость в фиксации и удлинении используемых стальных канатов, а также создании на их концах петель и проушин. Для этих целей используются канатные зажимы (зажимы для троса).
Зажим канатный — это приспособление, применяемое для фиксации и закрепления стального каната.
Этот вид такелажа не предназначен для работ, связанных с подъемом, перемещением, удержанием на весу и опусканием грузов. Его главное предназначение — обеспечение прочного натяжения канатов и тросов при монтаже конструкций и закрепление объектов в неподвижном положении, например, на платформе транспортного средства при перевозке.
Зажимы (жимки канатные) используют совместно с грушевидным не симметричным коушем, для фиксации каната в устройстве для счаливания каната.
Размер зажима для стального троса определяется по диаметру используемого каната.
Типы канатных зажимов
Различают зажимы для канатов и тросов следующих типов:
1) U-образный зажим
Зажим представляет собой u-образный болт с резьбой. Резьбовые концы болта вставляются в зажимающий элемент. При затягивании гаек стального зажима элемент прижимает трос к болту.
2) Плоский тросовый зажим
Производится из углеродистой стали. Состоит из прижимного элемента, прижимающей пластины, винтов и гаек с метрической резьбой. В зависимости от числа винтов в конструкции плоский зажим под трос бывает одинарный (simplex), двойной (duplex) и тройной (triplex). Затягивание гаек зажимает трос между пластинами.
3) Трубчатый зажим
Алюминиевые зажимы-втулки применяются для обычных тросов, медные — для кислотостойких, для работы в агрессивных средах используются зажимы из нержавеющей стали. Трубчатый зажим представляет собой алюминиевый сплющенный полый цилиндр.
Рекомендуется для соединения тросов между собой, а также для изготовления петель на концах троса. Трубчатые зажимы для стальных канатов сдавливаются при помощи пресса или ручными щипцами. Являются разовыми несъёмными элементами.
В зависимости от конструкции и способа монтажа зажимы для металлического троса подразделяются на:
- клиновые
- болтовые
- винтовые
- заклинивающиеся
- прессуемые
- клыковые
Все канатные зажимы производятся согласно DIN и ГОСТ. В подъемных устройства для целей соединений концов канатов рекомендуется использовать дугообразные зажимы DIN 1142. Зажим для троса DIN 741 по сравнению с DIN 1142 имеет меньшую прочность, поэтому рекомендован к использованию работ, не связанных с перемещением и подъемом грузов.
Виды материалов и покрытий
Чаще всего тросовые зажимы используют в работах с большими весами и тяжелыми нагрузками, поэтому при их производстве действуют жёсткие стандарты проверки качества продукции. Зажимы для стальных тросов изготавливают исключительно из высококачественных и прочных материалов: сталь, медь, алюминий, нержавейка.
Кроме того, канатные зажимы могут быть подвергнуты гальванической оцинковке. Оцинкованные зажимы имеют дополнительную защиту от коррозии. При работе в неблагоприятных погодных условиях и агрессивных средах применяют нержавеющие зажимы троса.
Установка зажимов на канаты и крепление
При использовании дугообразных зажимов рекомендуется устанавливать не менее трех фиксаторов на одном канате. Если же нагрузка выше, чем способны выдержать данные виды зажимов, то нужно использовать другой тип этого фиксатора, а не увеличивать их количество.
Канатный зажим устанавливается на стальной трос так, чтобы перемычка зажима всегда находилась на стороне каната, несущей нагрузку. На хвостовой части каната или троса располагается U-образный болт зажима. Длинная часть троса загибается так, чтобы можно было расположить минимально требуемое количество зажимов для создания крепкой петли. Расстояние между зажимами и длина свободного конца каната от последнего зажима должны быть не меньше 6 диаметров каната.
Правила эксплуатации
Прежде чем приступать к работе, необходимо проверить прочность крепления каната зажимами. После первого приложения нагрузки на трос величина момента затяжки должна быть вновь проверена и при необходимости скорректирована. Необходимо, чтобы изделия регулярно проверялись и проходили проверки. Это нужно в связи с тем, что в процессе эксплуатации изделия подвергаются износу, перегрузкам, что будет приводить к деформациям и изменениям в структуре материала. Зажимы концов каната должны подвергаться проверке не реже одного раза в шесть месяцев и даже чаще, если изделия эксплуатируются в тяжелых рабочих условиях.
Не допускается изгибать или корректировать форму зажима, поскольку это приведет к ухудшению качества изделия и снижению его предельной прочности.
На плотность посадки зажимов на тросе могут отрицательно влиять следующие факторы:
- гайка плотно сидит на резьбе, но не плотно по отношению к перемычке;
- резьба засорена грязью, маслом, продуктами коррозии, препятствующими нужной затяжке гайки.
Советы по выбору
Прежде чем выбрать определенную продукцию, необходимо убедиться в ее качестве. Для этого следует обратить внимание на следующие моменты:
- зажимы должны иметь разборчивую маркировку;
- на поверхности не должно быть видимых заусенцев, трещин, бороздок и иного производственного брака;
- зажимы должны быть выбраны в соответствии с характеристиками используемых тросов;
- тип материала/ покрытия зажима должен соответствовать внешним факторам и условиям, в которых производится работа.
Все указанные виды канатных зажимов проектирует и изготавливает на заказ «ГПО-Снаб». Подобрать и заказать их вы можете в нашем каталоге такелажных изделий.
www.gposnab.ru
Зажим для троса – выбираем на прилавке или делаем сами + видео
Клиновой зажим для троса – это специальное приспособление, предназначение которого – прочно соединять тросы между собой. С его помощью также можно изготовить петлю на конце тех же тросов. Но что же еще нужно знать про эти элементы?
Зачем эта деталь в строительстве?
Обычно такими приспособлениями пользуются там, где работы ведутся с большими нагрузками, поэтому для изготовления зажимов всегда используются только высокопрочные и качественные металлы. Производители выпускают данные приспособления строго в соответствии со стандартами. Конструкция зажимов очень проста. Они состоят из двух шестигранных гаек и стальной дуги. Профессионалы рекомендуют на одном тросе устанавливать не меньше трех зажимов, этого достаточно для безопасности и надежности крепления. Если же нагрузка выше, чем могут выдержать выбранные вами зажимы, то следует взять другой тип этого фиксатора, а не увеличивать количество.
Для изготовления всегда используется только высококачественная и высокопрочная сталь. Это необходимо для обеспечения надежного соединения на обоих концах элементов. Для большей надежности и прочности часто дополнительно зажимы покрывают еще одним защитным слоем. Для этих целей используют гальваническую оцинковку. Достоинство в том, что с ее помощью обеспечивается у приспособления максимальная стойкость к внешнему воздействию окружающей среды. Также это и прекрасная защита от коррозии.
Хотя конструктивное решение данного приспособления несложное, все равно перед использованием нужно ознакомиться с инструкцией. Любой инструмент или приспособление имеет свои нюансы, которые в работе нужно учитывать. Если зажим для стального троса установить неправильно, то элемент может просто оборваться. Конец троса вводится в дугу и при помощи специального замка, а данном случае это шестигранные гайки, закрепляется внутри. Гайки закручиваются в разном направлении, а трос будет находиться между ними. При полном закручивании концы должны быть плотно зажаты между собой.
Зажим для стального троса – классификация
Зажимы бывают разного вида. Они подразделяются по назначению, используемому материалу и конструкции. Также можно формально обозначить и различную длину, популярнее всех зажим для троса 3 мм, 5 мм диаметром, но в особых случаях применяют размеры вплоть до 40 мм. Каждый вид имеет также разные подвиды. Зажимы, которые подразделяют по назначению, бывают обычными и усиленными, а по используемому материалу – стальными и медными, также популярен зажим для троса алюминиевый, оцинкованный вариант стального используется в особенно суровых условиях эксплуатации. Зажимы, которые подразделяются по конструкции, бывают плоскими, дугообразными, одинарными и двойными.
Обычные зажимы являются самыми распространенными. Обычно для их изготовления используется оцинкованная сталь класса 2. По внешнему виду такие зажимы напоминают закрытые петли у основания, которые имеют два прочных болта. Такой вид изделия является бытовым, и он не предназначен для больших нагрузок. Усиленный вариант говорит сам за себя, конструкция у него проработана основательнее, механизмы затвора имеют усиления, поэтому и сфера их применения может быть более ответственной.
Плоские виды зажимов чаще изготавливаются из высокопрочной углеродистой стали. Поверхность данных приспособлений имеют оцинковку. Их диаметр может составлять от 2 и до 40 мм. По форме такие зажимы напоминают пару пластин, которые соединяются между собой болтом с гайкой. Обычно их применяют для сращивания стальных тросов или для других стоячих такелажей. Вполне подойдут они и для того, чтобы создавать петли на конце расчалки. Профессионалы рекомендуют на одном соединении устанавливать не меньше двух зажимов.
Плоские зажимы также могут подразделяться на одинарные или на двойные. Главное отличие – в количестве имеющихся болтов. На одинарных зажимах крепление происходит одним болтом, а на двойных – двумя болтами. По применению такие зажимы особо не отличаются.
Дугообразные зажимы выполнены из цилиндра, который загнут дугой, а крепление происходит при помощи двух болтов, которые находятся на концах. Приспособления такого вида чаще используют для соединения металлических тросов, но вполне возможно применять их и для изготовления петель. Такой вид зажимов больше относится к промышленным, они рассчитаны на большие нагрузки. Обычный стандартный дугообразный зажим способен выдерживать нагрузку около 97 килограммов.
Зажимы специализированные и клиновые – какие у них особенности?
Многие строительные работы не сделать без прочного зажима. Строительство всегда отличалось наличием большого количества операций. Обязательно нужно что-то поднимать наверх, тянуть груз, а в данном случае это строительные материалы, часто приходится фиксировать различные предметы. Для таких работ нужны прочные подпружиненные зажимы. Они не только позволяют соединить тросы, а также к ним можно прикрепить и груз. Такие приспособления не очень отличаются от стандартных зажимов.
Помимо обычной металлической дуги у них имеются пара рычажков, которые оснащены подвижными скобками. Такое конструктивное решение помогает обеспечить высокопрочное и стойкое соединение. С его помощью можно надежно закрепить любой предмет на тросе разной толщины. В последнее время наибольшей популярностью у специалистов пользуются клиновые зажимы. Это прекрасный соединительный элемент для медных и алюминиевых проводов, сечение которых может составлять от 35 и до 100 квадратных миллиметров. Только такой вид зажимов хорош для соединений сталеалюминиевых устройств. Состоят такие приспособления из корпуса и клина, который отличается износостойкостью. Для изготовления корпуса используется кованая чугунная сталь, а сам клин может быть изготовлен из бронзы или из разных алюминиевых сплавов.
Если требуется установить алюминиевые или сталеалюминиевые провода в болтовые зажимы, где сечения очень большие, то необходимо использовать специальные прокладки, которые сделаны из мягкой алюминиевой ленты. Использование такого дополнения в работе придаст креплению наибольшую механическую прочность. Важно помнить, что подобные зажимы после установки через десять дней необходимо подтягивать вторично. Подтяжку надо выполнять так. Первым делом надо спрессовать петлевую часть корпуса из алюминия, затем надо ввести стальной анкер, а далее вводится снова алюминиевый корпус при помощи стального механизма.
Как сделать зажимы для троса своими руками?
Тросовые зажимы используются во многих отраслях. Нет такой отрасли, где бы они не нашли себе применения. Но часто без такого небольшого приспособления не сделать и обычные бытовые работы. Особенно в них нуждаются автовладельцы. Потребуется металлическая трубка небольшого диаметра, пара металлических пластинок и несколько болтов с гайками. Металлическую трубку необходимо загнуть дугой. Диаметр трубы должен быть таким, чтобы в него мог войти трос, который планируется использовать. В отверстие трубы необходимо ввести трос до тех пор, пока конец не появится снаружи.
Потом конец необходимо вытянуть из трубы на расстояние от 10-15 см, далее конец троса и сам трос нужно будет накрыть пластинками снизу и сверху, и пластинки плотно соединить между собой при помощи прочных болтов. Данное приспособление удачно подходит для изготовления петель. Если нужно соединить два троса между собой, то тогда надо подобрать трубку с большим диаметром. Надо учитывать, что в одно отверстие нужно просунуть два троса, но только в разном направлении. Пластинки также подбираются с учетом диаметра тросов. Такой зажим всегда пригодится в домашних делах, только надо учитывать, что он не приспособлен для больших нагрузок, но попытаться использовать его в качестве буксира вполне возможно.
remoskop.ru
Зажим для стального троса. Выбираем лучший |
Для соединения концов троса или каната, а также для образования петель на концах, используются различные разновидности стальных, медных или алюминиевых зажимов. Относясь к такелажному крепежу, зажимы для тросов используются в лифтовом хозяйстве, при проведении различных монтажных работ, а также в быту.
Виды зажимов
Для обеспечения долговечности и надёжности все конструктивные элементы зажимов изготавливаются из нержавеющих сталей, а при небольших эксплуатационных нагрузках – также из меди, латуни или алюминия.
Наибольшей популярностью пользуются:
Особенности использования различных видов тросовых зажимов
Основными техническими параметрами рассматриваемых изделий являются предельный диаметр троса и гарантированное усилие зажима. Имеют значение также и размеры зажима, поскольку рекомендуется, независимо от типа, использовать последовательно несколько зажимов (не менее трёх), особенно, если масса груза не гарантирует его безопасного перемещения или подъёма.
Зажимы по стандарту DIN 741 используются для канатов диаметром 5…62 мм, при наличии пружинной шайбы по ГОСТ 6402-70 и гайки по ГОСТ 5915-70. Конструкция такого зажима предусматривает возможность установки стопорной планки, которая обеспечивает более надёжный прижим троса к скобе. Прижимная колодка должна изготавливаться штамповкой из стали марки не ниже Ст.3кп по ГОСТ 380-94 (лишь для небольших зажимных усилий допускаются литые колодки из стали 25Л по ГОСТ 977-75). Не допускается эксплуатация зажимов для тросов, детали которых не имеют защитного антикоррозионного покрытия из цинка.
В крепёжных элементах плоских зажимов должна применяться резьба по ГОСТ 24705-81. Материал накладок – сталь Ст.3, пластины должны использоваться под крепление тросов диаметром 4,6…30 мм.
В случае последовательного использования нескольких зажимов расстояние между ними не должно быть меньше шести диаметров троса.
В двойных зажимах типа Duplex срезающее усилие воспринимается исключительно болтовым соединением, поэтому выбор диаметра крепежа определяется диаметром троса. Рекомендуются следующие соотношения:
- Для троса диаметром 2 мм и 3 мм – крепёж М4;
- Для троса диаметром 4 мм и 5 мм – крепёж М5;
- Для троса диаметром 6 мм – крепёж М6;
- Для троса диаметром 8 мм – крепёж М8;
- Для троса диаметром 10…12 мм – крепёж М10.
Клиновые зажимы не рекомендуется использовать для подъёма груза. Потому что эксплуатационные нагрузки на крепёж снижаются, поскольку оси действия сил при работе такого зажима совпадают, и, следовательно, напряжений среза не возникает. Эксплуатационные параметры зажимов клинового типа регламентируются DIN 15315. Для винтового прижима троса или каната к опорной поверхности клина используется высокопрочный крепёж (класса прочности не ниже 5.6), с защитным антифрикционным покрытием. Периодически соединение требуется подтягивать.
Зажим «бочонок» часто изготавливается из алюминия, и не рассчитан на большие диаметры троса: рациональный диапазон диаметров составляет 2… 8 мм. Отсутствие выступающих элементов и компактность такого зажима позволяет использовать его в стеснённых пространствах.
Можно ли изготовить зажим для троса своими руками?
Цена зажимов в зависимости от их размеров и допускаемой грузоподъёмности составляет, руб/шт:
- Для зажимов типа Simplex — 4…14;
- Для зажимов типа Duplex – 7…24;
- Для зажимов по DIN 741 — 4…160;
- Для клиновых зажимов – 200…250;
- Для зажимов типа «бочонок» — 3…40 (из алюминия), и 60…160 (из нержавеющей стали).
В быту (например, для автолюбителей) часто возникает потребность в изготовлении тросового зажима своими руками. Для образования надёжной петли целесообразно использовать обычную алюминиевую (не дюралюминиевую!) трубку, внутрь которой должен свободно входить трос нужного диаметра. Трубку изгибают по дуге, после чего вводят туда на расстояние 120…150 мм трос, перекрывают его концы скобами, и соединяют болтом.
При наращивании частей троса диаметр трубы выбирается таким, чтобы туда свободно входили оба троса, причём с разных концов. Все остальные действия производятся аналогичным образом. Следует отметить, что несущая способность такого зажима для троса будет определяться прочностью материала трубы на изгиб, поэтому допускаемое усилие самодельного устройства зажима будет заметно ниже, чем изготовленного специализированным предприятием.
Источник
stroymaster-base.ru
Зажим для троса. Виды и работа. Применение и устройство
Зажим для троса – это элемент такелажа, с помощью которого осуществляется фиксация петель на стальном тросе или его сращивание. Он обеспечивает надежное крепление и согласно требованиям ГОСТ и СНиП является обязательным элементом для строительных работ, в которых задействован стальной канат. Соединение зажимами более надежное, чем связывание узлами, но хуже чем сплетение концов при сращивании.
Зажим для троса в строительных работах
Преимущественно зажимы для тросов используются в случае осуществления высокой нагрузки на стальные канаты. В связи с этим данный элемент такелажа изготовляется из качественного металла устойчивого к давлению и трению. Всех производителей изготовляющих зажимы строго контролируют, поскольку некачественный ассортимент может стать причиной возникновения несчастных случаев на стройплощадке.
Обычно в строительных работах одновременно используется несколько зажимов на петле или точке сращивания. Они располагаются рядом друг с другом. Количество крепежей составляет от 2-3 штук. Нужно учитывать, что если создаваемая нагрузка на трос выше, чем способен выдержать один зажим, то увеличение однотипных крепежей недопустимо. В этом случае стоит отдать предпочтение более мощному зажиму, что будет более безопасным, чем использование даже десятков слабых.
Разновидности зажимов
Классификация зажимов осуществляется по нескольким критериям. В первую очередь это конструкция и материал изготовления. Кроме этого их можно различать по диаметру троса, для которого они предназначены. Зажимы выпускают под диаметр от 2 до 40 мм.
По конструктивным особенностям и способу обеспечения фиксации зажим для троса разделяют на виды:
- Одноразовый.
- Скоба.
- Плоский одинарный.
- Плоский двойной.
- Обжимной.
- Крестовый.
- Стопорный.
- Цанговый.
- Планшетный.
- Страховочный.
Одноразовый
Одноразовый зажим для троса представляет собой короткую трубку, сделанную из алюминия или другого мягкого металла. Сквозь нее продевается трос, после чего создается петля, и конец возвращаете через трубку. Далее необходимо приложить зажим к твердой поверхности и расплескать ударами молотка. В результате деформации трубки, ее стенки плотно прижмут стальной канат, не позволяя ему рассоединяться. С помощью подобных зажимов также проводят сращивания двух тросов.
Данная конструкция позволяет провести соединение только один раз, поскольку такой крепеж деформируется и повторно применяться не сможет. Одноразовая фиксация является наименее надежной, но самой дешевой. Ею можно воспользоваться для выполнения сращивания тросов или создания петли, когда на канат будет оказываться минимальная нагрузка. К достоинствам подобных зажимов можно отнести тот факт, что для обеспечения фиксации нужно всего несколько ударов молотка, на что уходят считанные секунды. Для увеличения надежности можно проводить линейное расплескивание, подставляя зубило. Если со временем крепление ослабевает, нужно возобновить силу сдавливания, снова постучав молотком.
Скоба
Зажим в виде скобы является одним из самых популярных. Он многоразовый, при необходимости скоба легко снимается с троса и используется дальше, поскольку не теряет свои рабочие характеристики. Внешне такой зажим представляет собой U-образную скобу, сделанную из стального прутка, на конце которой имеется резьба.
Скоба продевается в плоскую пластинку, в которой имеется два отверстия. После этого на скобу накручиваются две шестигранные гайки, которые при закручивании поджимают пластину, тем самым сдавливая трос. Это многоразовая система, которая применяется как для создания петель, так и сращивания каната. При использовании следует учитывать, что скобы непригодны для тросов, которые используются для подъема тяжелых предметов. Они имеют очень малые площадь прижима, поэтому зачастую пережимают канат, создавая режущую деформацию, что может привести к разрыву в данном месте.
Плоский одинарный
Плоский одинарный зажим представляет собой более надежную конструкцию, чем скоба, в связи с большей площадью прилегания. Он представляет собой две пластины, которые прижимаются друг другу с помощью болта и гайки. Одна пластина выполнена в форме корытца с бортиками, что предотвращает вероятность выскальзывания троса. Это довольно надежное крепление, которое нередко используется в строительстве. При сильном затягивании гайки прижим осуществляется на большой площади, поэтому врезание в одну плоскость исключается. В результате трос не получает ослаблений, способных разорваться при нагрузке.
Плоский двойной
Плоский двойной зажим для троса еще называют седельный. Он сочетает в себе два одинарных зажима. Внешне такой крепеж представляет собой вытянутые в длину две пластины, которые прижимаются друг к другу с помощью болтов с гайками. Это один из самых надежных способов для сращивания тросов, а также создания петель. Именно таким крепежом пользуются для установки растяжек на высоковольтных столбах воздушных линий электропередач, телевизионных антенн и прочих высоких конструкций. Также подобное крепление подойдет в тех случаях, когда необходимо обеспечить надежную фиксацию груза для подъема на большую высоту. Такелаж, применяемый в высотных кранах, укомплектован именно седельными зажимами.
Обжимной зажим
Обжимной зажим, или бочка, представляет собой две рельефные пластины, по периметру которых проделаны канавки для закладки троса. Они соединяются между собой с помощью винта. Данный обжим может применяться как для создания петель, так и сращивания. Его выбирают для оснащения подъемных механизмов лифтов, а также для прочих ответственных мероприятий. Такие зажимы выпускаются из различных металлов, поэтому свойства крепежа могут отличаться. Безусловным лидером по устойчивости являются стальные зажимы.
Крестовый
В том случае, если необходимо соединить вместе пересекающиеся между собой под прямым углом два троса, применяется крестовый зажим. Он выполнен в виде цилиндра, в который закручивается винт. По бокам имеются две прорези, которые пересекаются. В них укладываются канаты, после чего винт затягивается и тросы получают устойчивое соединение. Подобный зажим не является сверхнадежным. Он используется в тех случаях, когда необходимо создать сетку из троса. Использование такого крепежа для сращивания невозможно.
Стопорный
Стопорный зажим для троса внешне похож на крестовый крепеж, но в нем имеется только одна прорезь. Он устанавливается на участке троса для его утолщения. Благодаря наличию такого зажима, предметы, которые подвешены на канат, останавливаются при скольжении, цепляясь за такой крепеж. Данная конструкция применяется только для этой цели и не может использоваться для сращивания или создания петель.
Цанговый
Цанговый зажим для троса представляет собой наконечник, который фиксируется на конце каната. Его оголовье выполнено в виде расплесканного прута. Его использование позволяет проводить аккуратное крепление конца троса без необходимости создания петли. По конструктивной особенности такой крепеж полностью идентичный цанге, которая используется вместо патрона для дрели. Стоит отметить, что цанговая конструкция не дает стопроцентной гарантии эффективного соединения. В связи с этим не стоит рассчитывать на то, что цанговый наконечник будет панацеей от обрыва.
Цанговый наконечник может иметь различную конструкцию оголовья. Он осуществляет соединение с прочими элементами, к которым фиксируется трос. Подобные зажимы одни из самых дорогих, но не являются сверхнадежными. Их выпускают под тросы небольшого диаметра, не предназначенные для тяжелой работы, в результате которой возможно вырывание каната из крепежа.
Планшетный
Планшетный зажим представляет собой усиленные пластины. Первая имеет форму латинская буква «W», а вторая напоминает распущенную вдоль трубку. В местах прилегания друг к другу они имеют рельефную поверхность, что обеспечивает эффективное врезание в трос, при этом, не создавая критического повреждения, как это делает U-образные зажимы. Рельефные зубья, которые фиксируются на канате, идут вдоль его волокон, поэтому не несут серьезного вреда. Данная конструкция является усиленной, поэтому стягивание с помощью болта и гайки можно осуществлять с большой силой, не опасаясь, что пластины разрушатся или деформируются.
Страховочный
Страховочный зажим для троса является быстросъемным. Он используется обычно для временного подвешивания различных предметов на свисающем вертикально тросе. Такое крепление состоит из рычагов, которые при создании давления в кольце, упираются клином в поверхность троса, создавая эффект торможения. Это не позволяет зажимам двигаться вниз. Если нужно перетащить крепление, то сначала оно подтягивается вверх, после чего беспрепятственно отодвигается в нужную сторону.
Подобные такелажные элементы широко применяются промышленными альпинистами. С помощью такого крепежа осуществляется закрепление на страховочном тросе или подсоединения к нему инструментов, которые задействованы в работе. Данная конструкция не является сверхнадежной. Ее использование для создания петель или сращивания тросов невозможно. Благодаря тому, что в основе действия данного механизма заложена рычажная система, то чем сильнее давление на крепежное ушко, тем надежнее зафиксирован клин.
Похожие темы:
tehpribory.ru
такелажные средства, приспособления, крепления и инструмент
Зажим для троса – выбираем на прилавке или делаем сами + видео
Клиновой зажим для троса – это специальное приспособление, предназначение которого – прочно соединять тросы между собой. С его помощью также можно изготовить петлю на конце тех же тросов. Но что же еще нужно знать про эти элементы?
Зачем эта деталь в строительстве?
Обычно такими приспособлениями пользуются там, где работы ведутся с большими нагрузками, поэтому для изготовления зажимов всегда используются только высокопрочные и качественные металлы. Производители выпускают данные приспособления строго в соответствии со стандартами. Конструкция зажимов очень проста. Они состоят из двух шестигранных гаек и стальной дуги. Профессионалы рекомендуют на одном тросе устанавливать не меньше трех зажимов, этого достаточно для безопасности и надежности крепления. Если же нагрузка выше, чем могут выдержать выбранные вами зажимы, то следует взять другой тип этого фиксатора, а не увеличивать количество.
Для изготовления всегда используется только высококачественная и высокопрочная сталь. Это необходимо для обеспечения надежного соединения на обоих концах элементов. Для большей надежности и прочности часто дополнительно зажимы покрывают еще одним защитным слоем. Для этих целей используют гальваническую оцинковку. Достоинство в том, что с ее помощью обеспечивается у приспособления максимальная стойкость к внешнему воздействию окружающей среды. Также это и прекрасная защита от коррозии.
Хотя конструктивное решение данного приспособления несложное, все равно перед использованием нужно ознакомиться с инструкцией. Любой инструмент или приспособление имеет свои нюансы, которые в работе нужно учитывать. Если зажим для стального троса установить неправильно, то элемент может просто оборваться. Конец троса вводится в дугу и при помощи специального замка, а данном случае это шестигранные гайки, закрепляется внутри. Гайки закручиваются в разном направлении, а трос будет находиться между ними. При полном закручивании концы должны быть плотно зажаты между собой.
Зажим для стального троса – классификация
Зажимы бывают разного вида. Они подразделяются по назначению, используемому материалу и конструкции. Также можно формально обозначить и различную длину, популярнее всех зажим для троса 3 мм, 5 мм диаметром, но в особых случаях применяют размеры вплоть до 40 мм. Каждый вид имеет также разные подвиды. Зажимы, которые подразделяют по назначению, бывают обычными и усиленными, а по используемому материалу – стальными и медными, также популярен зажим для троса алюминиевый, оцинкованный вариант стального используется в особенно суровых условиях эксплуатации. Зажимы, которые подразделяются по конструкции, бывают плоскими, дугообразными, одинарными и двойными.
Обычные зажимы являются самыми распространенными. Обычно для их изготовления используется оцинкованная сталь класса 2. По внешнему виду такие зажимы напоминают закрытые петли у основания, которые имеют два прочных болта. Такой вид изделия является бытовым, и он не предназначен для больших нагрузок. Усиленный вариант говорит сам за себя, конструкция у него проработана основательнее, механизмы затвора имеют усиления, поэтому и сфера их применения может быть более ответственной.
Плоские виды зажимов чаще изготавливаются из высокопрочной углеродистой стали. Поверхность данных приспособлений имеют оцинковку. Их диаметр может составлять от 2 и до 40 мм. По форме такие зажимы напоминают пару пластин, которые соединяются между собой болтом с гайкой. Обычно их применяют для сращивания стальных тросов или для других стоячих такелажей. Вполне подойдут они и для того, чтобы создавать петли на конце расчалки. Профессионалы рекомендуют на одном соединении устанавливать не меньше двух зажимов.
Плоские зажимы также могут подразделяться на одинарные или на двойные. Главное отличие – в количестве имеющихся болтов. На одинарных зажимах крепление происходит одним болтом, а на двойных – двумя болтами. По применению такие зажимы особо не отличаются.
Дугообразные зажимы выполнены из цилиндра, который загнут дугой, а крепление происходит при помощи двух болтов, которые находятся на концах. Приспособления такого вида чаще используют для соединения металлических тросов, но вполне возможно применять их и для изготовления петель. Такой вид зажимов больше относится к промышленным, они рассчитаны на большие нагрузки. Обычный стандартный дугообразный зажим способен выдерживать нагрузку около 97 килограммов.
10i5.ru
Чем и как правильно крепить трос: такелажные средства, приспособления, крепления и инструмент (коуши, серьги, талреты, карабины)
Серьги, коуши, карабины, талрепы — большинству из нас нечасто приходится сталкиваться с такими специфическими объектами и, наверное, далеко не все знают об их существовании. Поэтому информация о том, что скрывается за этими загадочными терминами, никому не помешает. Итак, в этой статье мы поговорим о такелажных принадлежностях. А встречаться с ними приходится всякий раз, когда возникает потребность поднять, закрепить, натянуть или подвесить что-либо с помощью проволоки, троса или каната.
Имея под руками профессиональную такелажную оснастку, многие задачи можно решить во много раз проще и эффективнее, чем с помощью привычных подручных средств. Приобрести же все, что необходимо для выполнения этих работ, сегодня можно практически на любом строительном рынке.
Тросовые зажимы позволят надежно закрепить плети при формировании петель на конце троса, а талрепы — натянуть трос с любым необходимым усилием.
Талреты
Наиболее известным и часто используемым приспособлением для натяжения тросов является талреп — винтовое натяжное устройство. Устроено оно очень просто и состоит обычно из трех деталей: двух винтов и корпуса. Натягивают трос с помощью талрепа вращением его корпуса.
Один из винтов имеет правую резьбу, другой — левую. Поэтому при вращении корпуса они либо оба ввинчиваются (сближаются друг с другом и натягивают трос), либо оба вывинчиваются и удаляются один от другого в зависимости от направления вращения.
Винты талрепа могут иметь на концах кольца (петли), крючья или вилки с замыкающими пальцами, которые обеспечивают прочное и одновременно легкоразъемное соединение.
Сейчас в продаже имеется очень широкий ассортимент талрепов, отличающихся друг от друга размерами и рассчитанных на нагрузку от нескольких килограммов до 1-2 тонн.
Талреты изготавливаются, как правило, из высококачественной стали и имеют защитное никелевое или цинковое покрытие, что позволяет использовать их и в помещениях с повышенной влажностью, и на открытом воздухе.
Лучше всего с винтовыми натяжными устройствами знакомы яхтсмены, связисты, монтажники. Однако и в бытовых условиях найдется немало вариантов применения талретов, например, при установке мачты антенны и креплении ее расчалками, при сооружении шпалер, при монтаже ограждений или развешивании светильников. Словом везде, где в качестве элемента конструкции требуется туго натянутая проволока, канат или трос.
Слева — коуши разных размеров, над ними — П-образные серьги, далее направо выше и ниже — талрепы различных размеров и конструкций, справа внизу — тросовые зажимы.
Серьги
Наряду с талрепами при работе с тросами и канатами очень часто приходятся пользоваться серьгами — П-образными соединительными элементами со шплинтуемым или ввинчиваемым на резьбе стопором («пальцем»). Предназначены они в основном для надежного и быстрого соединения двух или более плетей тросов, крепления их к проушинам, скобам, рым-болтам и т.п.
Выпускают серьги разного размера, чтобы их можно было подобрать к той или иной толщине троса и соответствующей нагрузке. Обычно считают, что чем больше серьга, тем большие нагрузки она может воспринимать.
Чтобы зацепить трос (канат) за крюк или закрепить с помощью серьги, необходимо сделать на его конце петлю или как говорят «оконцевать трос». Для этого выпускают несколько типов специальных легко сборных зажимов различного размера (на фото 2 — справа внизу). Обычно диаметр троса, на который рассчитан тот или иной зажим, указывается маркировкой на его корпусе. На фото 1 представлены несколько примеров оконцовывания тросов с помощью зажимов различных типов.
Коуши
Вышеперечисленные примеры формирования петель рассчитаны на не слишком высокие нагрузки. У тросов же, испытывающих очень большие усилия растяжения (например, при буксировании автомобилей или перемещении тяжелых предметов лебедкой), петлю на конце обычно упрочняют с помощью вложенного вовнутрь коуша.
В этом случае деформации, возникающие при натяжении, воспринимает не сам трос, а отштампованная из листового металла петля каплеобразной формы, благодаря чему трос меньше перегибается и изнашивается не так интенсивно.
Коуши также бывают разных размеров, рассчитанных на ту или иную толщину тросов и на тот или иной размер петель. Кроме того, специально для оконцовывания нейлоновых или пеньковых канатов выпускают коуши из пластика.
Карабины
Полезным дополнением к рассмотренным выше приспособлениям являются так называемые карабины.
Обычно их используют наравне с серьгами, но в отличие от последних карабины позволяют быстро сцепить или расцепить соединение одним нажатием на подпружиненную карабинную защелку.
www.diy.ru