Закрыть

Как правильно сделать заземление в гараже: Как правильно сделать заземление в гараже

Как правильно сделать заземление в гараже

Далеко не всегда гараж находится на территории частного дома и подключен к надежной домашней электросети. Очень часто автолюбители хранят свои машины в расположенных отдельно гаражных кооперативах, которые не очень-то и заботятся о состоянии электропроводки обслуживаемых гаражных помещений. Именно поэтому приходится самостоятельно заботиться о своей безопасности, меняя старую проводку и создавая индивидуальный заземляющий контур. Далее мы расскажем читателям сайта Сам Электрик, как сделать заземление в гараже своими руками и нужно ли это вообще.

  • Зачем нужен заземляющий контур
  • Существующие системы
  • Инструкция по подключению

Зачем нужен заземляющий контур

Дело в том, что чаще всего гаражи делают металлическими с не очень хорошей гидроизоляцией, в результате чего внутри помещения присутствует повышенная влажность. Одновременно с этим автолюбители при ремонте машины используют мощный электроинструмент – сварочный аппарат, компрессор, обогреватели и т. д. Все эти электроприборы обязательно должны быть заземлены иначе при утечке тока на корпус, а особенно если работы происходят во влажной среде, Вы можете стать жертвой поражения электрическим током. В лучшем случае все может закончиться травмой, которая запомниться Вам на всю жизнь. Чтобы лишний раз не подвергать свою жизнь опасности рекомендуется сделать заземление в гараже своими руками, потратив на это немного времени и денег. Ниже мы предоставим простую инструкцию о том, как правильно провести заземляющий контур и какие схемы лучше не использовать.

Существующие системы

Итак, сначала вкратце рассмотрим, как можно самому сделать заземление гаража. Существует несколько систем, которые используются на сегодняшний день.

  1. TN-C. В этом случае к вводному щитку подводится однофазный или трехфазный проводник и проводник PEN, совмещающий функции рабочего нулевого и защитного нулевого проводника. Совмещение проводника в одном означает заземление нейтрали. Недостаток такой схемы заключается в том, что при обрыве совмещенного провода фаза перейдет на все заземленные электроприборы.
    Как результат – на всех Ваших металлических светильниках и электроинструменте будет протекать 220 Вольт. Одно прикосновение и последствия могут быть с летальным исходом, поэтому самостоятельно делать такой вариант защиты мы не рекомендуем. В настоящее время систему TN-C запрещается применять при новом строительстве, а также в цепях однофазного и постоянного тока, однако имеются допущения в отношении применения указанной системы на ответвлениях от ВЛ. Согласно ПУЭ (п 1.7.132, Глава 1.7) система ТN-C разрешается на ответвлениях от ВЛ напряжением до 1 кВ к однофазным потребителям электроэнергии.
  2. TN-S. Более надежное заземление гаража, однако, встретить его в реальности вряд ли удастся, т.к. для этого кооператив должен протянуть к потребителям отдельный N и PE провод от подстанции к собственному ВРУ. Понятное дело, что заниматься этим не выгодно, поэтому такую схему заземляющего контура мы отбрасываем.
  3. TN-C-S. Одна из самых безопасных систем, которая представлена следующим образом: от подстанции к ВРУ кооператива протягивается совмещенный провод PEN и организовывается повторное заземление. Уже от ВРУ к потребителям идет пятижильный провод: 3 фазы, ноль и земля. Современные застройщики используют именно эту схему защиты электропроводки на 380 Вольт, но обладателям старых гаражей, скорее всего, придется самому платить за модернизацию проводки. Понятное дело, что тоже не всегда на это согласятся автолюбители.
  4. TT. Ну и последняя схема заземления гаража – сделать индивидуальный контур из нескольких металлических электродов, вкопанных в землю рядом с гаражным помещением. Как Вы понимаете, это самый простой и дешевый способ защиты электропроводки, о котором мы сейчас и поговорим.

Ниже мы рассмотрим один из вариантов монтажа заземления в гараже своими руками. Инструкция с фото примерами поможет Вам самостоятельно сделать PE контур с минимальными затратами времени и денег.

Инструкция по подключению

Итак, для начала разберем схему правильного заземляющего контура гаражного помещения.

Во вводном щитке обязательно нужно подключить УЗО, которое защитит проводку при обнаружении токов утечки. Устройство защитного отключения является очень хорошим помощником заземляющему контуру, т.к. при возникновении аварийной обстановки моментально отключает электроэнергию на вводе.

Что касается самой схемы заземления гаража на 220В, она может быть выполнена либо в виде треугольника, либо в виде прямой линии, как показано ниже. Некоторые электрики рекомендуют сделать Т-образную схему защиты – 2 электрода вбить по углам с передней стороны помещения и 2 электрода вкопать в смотровой яме. Все 4 железных заземлителя соединяются между собой и подключаются к соответствующей шине в щитке.

Электроды могут быть представлены уголками из металла, длиной от 2 до 2,5 метров. Размер уголка должен быть не менее 50*50 мм. Если Вы решили использовать металлическую трубу для того чтобы сделать заземление гаража своими руками, ее диаметр должен быть не менее 32 мм, а толщина стенок свыше 3,5 мм.

Ну и последний элемент контура – гибкий провод, соединяющий подземную конструкцию с заземляющей шиной. Рекомендуется использовать медный провод сечением не менее 6 мм.кв. либо алюминиевый с поперечным сечением свыше 16 мм.кв.

Подготовив все материалы можно переходить к сборке контура. Первым делом нужно вкопать электроды в почву. Для этого подготовьте небольшие ямки, глубиной по 50 см, согласно выбранной схеме, и прокопайте между ними траншеи для соединения заземляющей арматуры. Самое подходящее расстояние между электродами – 1,2 метра. Выкопав ямы согласно схеме заземления гаража можно переходить к вбиванию уголка в землю. Для этого рекомендуется заблаговременно подточить его нижний конец болгаркой, после чего кувалдой вбить электрод, чтобы он вошел до конца (верхний конец должен быть ниже земной поверхности на полметра).

Вбитые уголки соединяются между собой металлической полосой, шириной не менее 4 см и толщиной не менее 5 мм. Соединять элементы схемы рекомендуется сваркой, предварительно зачистив металл до блеска.

Для удобства подключения провода к уголку рекомендуется приварить болт либо специальную клемму, как показано на фото ниже.

В последнюю очередь трехжильный провод протягивается от щитка 220 Вольт по гаражу и подключается с заземлением к розеткам и светильникам. Наглядно увидеть весь процесс Вы можете на видео уроках ниже, с которыми мы Вам настоятельно рекомендуем ознакомиться.

Первый этап работ

Второй этап работ

Вот по такой инструкции можно запросто сделать заземление гаража своими руками. Как Вы видите, все довольно просто и не занимает много времени. Если гаражное помещение находится на территории дома, то совсем не обязательно делать индивидуальный защитный контур. Правильнее будет изначально сделать заземление частного дома, после чего пустить трехжильный провод от домашнего щитка к гаражу.

Будет интересно прочитать:

  • Калькулятор расчета заземления
  • Экономное отопление гаража электричеством
  • Как сделать безопасное освещение в подвале

пошаговая инструкция, требования по ПУЭ, виды, схема, обслуживание

Сделать заземление гаража несложно, если знать требования установки и особенности устройства электроустановок. Оно необходимо в том случае, если этот объект используется не только как помещение для хранения автомобиля, но и как мастерская, где можно провести ремонт. В ремонтном процессе используются электроинструменты, даже стационарные, которые питаются током с напряжением 380 вольт. А это уже опасно для человека.

Содержание статьи:

  • Требования по ПУЭ
  • Какие виды заземления существуют
    • TN-C
    • TN-C-S
    • TN-S
    • TT
  • Схема обустройства контура заземления
    • Вертикальный заземлитель
    • Горизонтальный заземлитель
  • Инструкция по обустройству заземления гаража своими руками
    • Монтажные работы
  • Как правильно обслуживать заземление гаража

Требования по ПУЭ

Правила – это объемный документ, состоящий из основных глав. Одна из них под номером 1.7 называется «Заземление и защитные меры безопасности». В ней прописано, что существует несколько схем заземления, одну из которых можно использовать в гараже. Все зависит от напряжения тока, которое используется для питания электрического оборудования и инструментов.

Этот показатель электропитания напрямую зависит от сопротивления заземляющего контура. Потому что чем выше сопротивление, тем медленнее ток проходит по проводнику, из которого сформировано заземление гаража. А оно должно проходить быстро.

При этом сопротивление человека всегда должно быть больше сопротивления заземления. Если человек дотронулся до электроустановки, где произошла утечка электричества, последнее должно пройти по проводнику, у которого сопротивление меньше. А человек является токопроводящим объектом.

Соотношение напряжения и сопротивления заземляющего контура приведено в таблице.

Напряжение, ВСопротивление, ом
12720
22010
3805

В пункте ПУЭ 1.7123 написано, какие проводники не могут быть использованы в качестве заземления:

  • трубы газо-, водо- и теплопроводов, канализационные и трубопроводы, по которым перемещаются взрывоопасные и воспламеняющиеся вещества;
  • водопровод, если в его магистрали вставлены изоляционные вставки;
  • тросы, если организована тросовая электропроводка;
  • трубчатые провода;
  • металлорукав;
  • свинцовые оплетки проводов и кабелей.

Какие виды заземления существуют

Согласно правилам устройств электроустановок, пункту 1.7.3, существует 6 схем питания, используемых в электрических сетях. Для гаража приемлемы 4 вида:

  • с совмещением защитного и нулевого контура, обозначаемого так TN-C;
  • с частичным совмещением – TN-C-S;
  • с выделенными защитным контуром и нулевым – TN-S;
  • с глухозаземленной нейтралью – ТТ.

Выбирая одну из схем питания, нужно будет выбрать схему и контур заземления в гараже.

TN-C

Самая распространенная система подключения. В вводной щиток вводится 4 провода: три – это фазы, один – это ноль. Этот ноль одновременно выполняет функции заземления. Здесь нет отдельного заземляющего проводника, и это явная экономия. Но такая схема имеет несколько недостатков. Один из них серьезный.

К примеру, где-то на участке прокладки нулевого провода от трансформатора до гаража произошел обрыв. Трехфазное питание на объект подается, а заземления нет. Получается так, что если включить электроприбор, на его корпус будет подаваться потенциал. И если человек до металлического корпуса дотронется рукой, то его ударит током.

Проще с однофазным подключением, где напряжение 220 вольт. Если нулевой, он же заземляющий, проводник оборвался, то электроустановки включаться не могут. Нет питания – нет угрозы получить поражение электричеством. В этом плане трехфазное подключение опасно.

TN-C-S

Более безопасный вариант проводки. Здесь так же как и в предыдущем случае из трансформаторной подстанции выходит 4 провода: три фазных, один нулевой. Но на участке до гаража последний разделяется на два. И в гараж входит уже 5 контуров:

  • 3 фазных;
  • 1 нулевой;
  • 1 заземляющий.

Само заземление может быть проведено или на подстанции, или на участке разъединения.

Если в гараж вводится однофазное питание, то нулевой провод также можно разделить на 2. Вместо двухжильного в электрический щиток будет подключаться кабель с тремя жилами.

Эта схема подключения гаража должна иметь УЗО, которое вставляется в нулевой контур. Причина – велика вероятность, что при повреждении совмещенного проводника может образоваться потенциал или со стороны трансформатора, или со стороны других гаражей, подключенных в единую сеть.

TN-S

Самая надежная система подключения гаражей. Здесь в щиток от подстанции ведется 5 одножильных кабелей или 1 пятижильный. Для 3 фаз, для нуля и заземления проводятся отдельные контуры. Если нулевая жила вдруг оборвется, заземление будет работать самостоятельно. Получить удар током в этой схеме невозможно.

Но это самый дорогой вариант подключения, поэтому в гаражах он используется редко.

TT

Самая распространенная схема, и не только в гаражах. Если питание электроустановок трехфазное, то проводится четырехжильный кабель, 3 жилы из которых фазы, одна нулевая. Последняя заземляется обязательно, отсюда и название питания – с глухозаземленной нейтралью.

Заземление создается отдельно. Для этого от каждой установки проводится провод, который подключается к заземляющему контуру. Последний делают своими руками. К примеру, вбивают в землю 3 стальных штыря длиною до 3 м, которые обвязывают металлической лентой.

Индивидуальный заземляющий контур – конструкция надежная, если ее правильно сделать. Она на 100% обеспечивает электрическую безопасность гаража.

Схема обустройства контура заземления

Перед тем как сделать заземление в гараже своими руками, надо разобраться в устройстве системы. А состоит оно из металлических проводников. Одни располагаются вертикально, другие горизонтально. Вертикальные называются электродами.

Вертикальный заземлитель

Есть рекомендуемые и нерекомендуемые материалы для изготовления вертикальных элементов заземления в гараже. К первым относятся стальные уголки, трубы диаметром больше 32 мм и толщиною стенки больше 3,5 мм. Ко вторым – стальная арматура, кругляк с диаметром меньше 10 мм.

Глубина их вбивания зависит в основном от уровня грунтовых вод на участке. Нужно сделать так, чтобы электроды до воды не доставали. Но есть и другое требование – электроды забиваются ниже уровня промерзания грунта.

Для вбивания в грунт электродов их концы обрезают под углом 45º – делают из них клин для более удобного погружения в землю.

Горизонтальный заземлитель

Для его изготовления используют:

  • стальную ленту с толщиной 4 мм и шириною 40 мм;
  • проволоку с диаметром не менее 10 мм.

И если вертикальные заземлители входят только во внешний контур системы заземления гаража, то горизонтальные и в наружный, и во внутренний. Их прокладывают от электроустановок к заземляющей конструкции, находящейся за пределами гаража, состоящей из электродов и соединяющих их горизонтальных элементов.

Предлагаем вашему вниманию статью о заземлении газового котла.

Инструкция по обустройству заземления гаража своими руками

Нет необходимости делать сложный контур заземления для такого небольшого объекта, как гараж. Поэтому предлагается выбрать один из 3 вариантов:

  1. Линейный, где электроды располагают на одной линии – не самый лучший вариант.
  2. Замкнутый в виде треугольника, круга или прямоугольника. Этот вид более надежный, потому что при обрыве одной из перемычек контур будет работать (из замкнутого превращается в линейный).
  3. Сложная конфигурация. Ее используют, если площадь, выделенная для заземляющей конструкции, небольшая.

Многие владельцы гаражей делают заземление на глаз. Вбивают в землю электроды на расстояние 1 м друг от друга по углам равностороннего треугольника. Обвязывают их стальной полосой с помощью электросварки. Затем проводят замер сопротивления. Если оно больше нормативного (8 ом), то добавляют еще электроды, делая сложную конфигурацию.

Снизить сопротивление можно 2 способами:

  • повысить проводимость грунта, что невозможно своими руками;
  • увеличить площадь контакта электродов со средой.

Второй вариант реализуется так:

  • или увеличивают количество электродов;
  • или выбирают глубину их заложения большей.

Монтажные работы

К примеру, выбрана схема подключения горизонтальных и вертикальных элементов в виде треугольника со сторонами 2-3 м. Значит, эту форму с размерами надо нанести на грунт около гаража. Можно прямо за стенкой. В подвале делать нельзя.

После чего или выкопать по периметру траншеи, или яму треугольной формы. Глубина копки – 70-100 см. По углам треугольника в землю вбиваются подготовленные электроды на глубину 0,5-1,0 м.

Нельзя бурить скважины и в них укладывать электроды. Рыхлый грунт – высокое сопротивление. Поэтому только вбивать. Красить их тоже запрещено.

Несколько рекомендаций:

  1. Вбивать можно кувалдой, если длина вертикальных заземлителей 1-1,2 м. Если больше, то надо пользоваться перфоратором, вибратором.
  2. Если длина электрода большая, к примеру, 3 м, то можно его изготовить кусками, соединив их между собой резьбовой муфтой. Это упростит забивание без использования стремянки. Можно сваривать элементы, но лучше муфта.
  3. Если забиваемый элемент уперся в твердый предмет, например, камень, то долбить нет смысла. Лучше обрезать его, а рядом вбить новый. Можно 2 стержня соединить, увеличив площадь заземлителя.

Электроды вбиты, остается их обвязать. Стальную ленту к ним можно приварить или соединить с помощью болтов и гаек. Второй вариант лучше, потому что сварка в грунте подвергается воздействию влаги, отчего начинает покрываться ржавчиной. Последняя уменьшает контакт, значит, увеличивает сопротивление.

Болты же не ржавеют. Но есть вероятность, что они ослабнут, поэтому на один болт накручивается две гайки. Одна в качестве контргайки. Места соединений нельзя закрывать грунтом – оно должно располагаться на поверхности. Причина – самые уязвимые места в конструкции заземления гаража. Поэтому они должны всегда находится в поле зрения для проведения обслуживания и ремонта.

К треугольному контуру из гаража проводится горизонтальный заземлитель по кратчайшему маршруту. Его также крепят болтами или сваркой.

Если внутри гаража проводник можно укладывать открытым способом, то снаружи только с заложением в грунт.

Теперь нужно проверить сопротивление сделанной конструкции. Для этого можно воспользоваться мультиметром. Если сопротивление гаража больше нормативного, то стоит добавить несколько электродов, вбив их так, чтобы они касались горизонтальных перемычек. К ним их и надо крепить.

Проверять сопротивления можно разными домашними способами без использования измерительных приборов. К примеру, с помощью лампочки с мощностью 100-200 Вт. Ее надо вкрутить в патрон, один провод которого подключается к заземлению, другой к фазе. Яркий свет лампочки говорит о том, что заземляющий контур сделан правильно. Если свет тусклый, то где-то присутствует слабый контакт в соединениях. Его придется найти и исправить.

Сопротивление не должно изменяться в любую погоду.

Внутри гаража уложенный общий проводник надо подключить к распределительному щитку. Лучше через УЗО. Именно от точки подключения будет проведена заземляющая разводка на все электропотребляющие приборы и оборудования: розетки, светильники, сверлильный станок, сварочный аппарат и прочее.

Последний этап – засыпка ямы или траншей. Грунт надо хорошо утрамбовать.

В системе ТТ низкое сопротивление – отлично. В системе TN-C-S эта характеристика не должна опускаться ниже 0,4 ом. Потому что этот показатель – характеристика трансформатора. И если она будет ниже в заземлении гаража, то сопротивление воздушной линии, проложенной от подстанции, перейдет на гаражный контур, что не очень хорошо.

Как правильно обслуживать заземление гаража

Со временем заземление, созданное в гараже, будет терять свои характеристики. Конец у металлической конструкции один – разрушение под действием природных нагрузок. Но время эксплуатации можно продлить, если периодически обслуживать контур:

  1. Один раз в полгода проверять конструкцию на предмет обрыва ее участков.
  2. Обращать внимание надо и на толщину установленных элементов. Она не должна уменьшаться, потому что чем меньше толщина, тем больше сопротивление.
  3. Один раз в 12 лет проверять заземление в гараже не сопротивление.

На самом деле организовать заземление в гараже своими руками несложно. Надо просто строго следовать техническим правилам, инструкциям и рекомендациям, особое внимание уделить технике безопасности. Если уверенности в качестве конечного результат нет, тогда лучше пригласить специалистов.

Видео о заземлении в гараже своими руками:

Уважаемые читатели, у большинства из вас есть гаражи. Во многих из них установлены точильные и сверлильные станки, которые надо заземлять. Поэтому поделитесь опытом в комментариях, кто и как собирал заземляющий контур. Сохраните статью в закладках, чтобы не потерять полезные рекомендации.

Заземление сараев и гаражей — Обмен стеками для улучшения дома

Одна из замечательных особенностей переменного тока заключается в том, что мы можем передавать его как колеблющееся магнитное поле без создания проводящего соединения между двумя точками. Именно так работают трансформаторы, и это означает, что их можно использовать не только для повышения или понижения напряжения, но и для создания новой точки соединения нейтрали (отдельно производная система в Code-ese) в середине. электрической системы, как первичная и вторичная стороны трансформатора эффективно изолированы друг от друга.

Учитывая это, а также формулировку в NEC 250.30, которая охватывает отдельно производные системы, мы можем сделать небольшую перестановку в доме, чтобы ситуация в гараже заработала. Во-первых, домовый конец существующего питающего кабеля гаража должен быть подведен к внешней стене дома, если это еще не сделано, и необходимо провести новую 3-проводную цепь от существующей панели дома. туда, где кормушка выходит на дом.

Тогда творим чудеса. Трансформатор на 5 кВА с первичным напряжением 240/480 В и вторичным напряжением 120/240 В можно приобрести примерно за 500 долларов в новом состоянии, а во многих случаях используется гораздо меньше (проверьте Craigslist и т. д.). Существующий выключатель на 30 А в доме необходимо заменить на 15 А , 2-полюсный выключатель, а 3-проводную цепь необходимо подключить к панели как цепь только на 240 В (горячая/горячая/земля). Трансформатор подключается к точке, где 3-проводная цепь от панели встречается с 2-проводной фидерной линией до гаража — это точка 9.0003 должен быть

снаружи дома, чтобы это работало.

На трансформаторе провода h2 и h3 подключаются к одному входящему горячему от панели, а провода h4 и h5 подключаются к другому входящему горячему от панели. Заземляющий провод в цепи от панели соединяется с заземляющим винтом или проводом на корпусе трансформатора, завершая проводку первичной цепи. На вторичной стороне провода Х1 и Х2 подключаются к черному проводу, идущему в гаражный фидер, а провода Х3 и Х4 подключаются не только к белому проводу, идущему в гаражный фидер, но еще два провода:

  • Перемычка 6AWG к заземляющему винту на корпусе трансформатора или к заземляющему проводу трансформатора (это требование 250. 30(A)(1) для соединительной перемычки системы на трансформаторе, если к нему подведены заземляющие электроды согласно 250.30 (C) и допускается в качестве дублирующей соединительной перемычки согласно NEC 250.30(A)(1) Exception 2)
  • Еще один медный провод 6AWG к паре заземляющих стержней, расположенных на расстоянии 8 футов друг от друга (для защиты вторичной обмотки этого трансформатора от пробоя изоляции, вызванного природой, см. подробности в NEC 250.30(C))

(P.S. Это понижает напряжение с 240 В на панели до 120 В на фидере как артефакт этой схемы, поэтому автоматический выключатель в доме становится меньше.)

Как только это будет сделано, мы движемся в гараж. Другая пара заземляющих стержней отведена на 8 футов друг от друга и соединена с панелью гаража дополнительным медным проводом 6AWG, а соединительный винт или стяжка в панели гаража — , оставленная на — фактически, трансформатор делает ее главной панелью по всему периметру. снова.

Таким образом, замыкания на землю, вызванные искусственной электроэнергией, возвращаются во вторичную обмотку трансформатора через соединение на панели гаража, в то время как заземляющие стержни имеют дело с естественным электричеством. (По дублирующему соединению на вторичной обмотке трансформатора не будет протекать ток, если только сам трансформатор не закоротит первичную обмотку на вторичную, чего не должно происходить.)

электрика — Требуется ли заземляющий стержень для отдельного гаража?

спросил

Изменено 3 года, 3 месяца назад

Просмотрено 1к раз

У меня есть отдельный гараж в 50 метрах от дома. В нем не будет 220 В переменного тока, все 120 В переменного тока в гараже для розеток и освещения. Будет работать 6awg от 100-амперной подпанели в подвале дома до 60-амперной панели в гараже. Нужен ли заземляющий стержень в отдельно стоящем гараже для панели на 60 ампер?

  • электрический

1

Да, вам потребуются заземляющие стержни в дополнение к проводному заземляющему проводу в фидере.

Вам понадобятся 2 заземляющих стержня на расстоянии не менее 10 футов друг от друга.

Не используйте панель 60А в гараже; в них слишком мало пробелов, чтобы быть полезными. Используйте панель не менее чем с 16 пробелами; это стоит очень немного больше, и вы захотите места позже. Размер главного выключателя в панели гаража не имеет значения, так как дело решает выключатель на 60А на дальнем конце. Вам нужно размер главного выключателя примерно , потому что вам нужен местный выключатель — и это самый дешевый способ сделать это.

Что касается 120 В вместо 240 В, я думаю, что это ложная экономия. Вам все еще нужно запустить горячий, нейтральный и заземленный.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *