Как мы все знаем, напряжение – это разность потенциалов. Если потенциалы равны, то и напряжения между этими точками нет, а значит и током вас здесь не ударит.
С этой целью в зданиях и делают систему уравнивания потенциалов (СУП). Она может быть основной (ОСУП) и дополнительной (ДСУП).
Прежде чем предпринимать подобное, необходимо уточнить в управляющей компании, охвачен ли весь дом ОСУП или нет. Вот наглядная картина того, что может происходить с трубами в многоэтажках, при отсутствии общего заземления и уравнивания потенциалов.
Как правило, в новостройках проблем со всем этим нет, и ДСУП является обязательной. А вот в старом жилом фонде ОСУП отсутствует. Поэтому в таких случаях никакой самодеятельности!
Иначе поубиваете соседей при первой утечке тока или повреждении изоляции.
Система уравнивания потенциалов
Основная система уравнивания потенциалов соединяет между собой главные инженерные коммуникации на вводе в здание и другие проводящие части оборудования.
Система должна отвечать требованиям двух нормативных документов:
- ПУЭ Глава 1.7 “Заземление и защитные меры безопасности”
- Технический циркуляр №6/2004 “О выполнении основной системы уравнивания потенциалов на вводе в здание” — скачать
Циркуляр был выпущен для разъяснения некоторых положений и рекомендаций ПУЭ, дабы согласовать эти рекомендации с требованием ГОСТ Р51321.1-2000 и ГОСТ Р51732-2001.
Разъяснений некоторые рекомендации ПУЭ действительно требуют, поскольку большинство их почему-то трактуют по разному.
ГЗШ — медь, сталь или алюминий
Основой ОСУП является главная заземляющая шина – ГЗШ. Какой она должна быть и из какого материала выполнена?
В ПУЭ 1.7.119 говорится о том, что функцию ГЗШ может выполнять РЕ шина внутри распределительного устройства. Зачастую так и делается.
А если ГЗШ вынесена наружу щитовой, отдельно от ВРУ и смонтирована на стене, каких правил при выборе и расчетах здесь придерживаться?
Сначала определимся по материалу изготовления. Пункт 8 циркуляра говорит о том, что отдельно установленную ГЗШ рекомендуется делать из стали.
При этом ПУЭ утверждает обратное, что ГЗШ в первую очередь должна быть медной.
Алюминий при этом категорический запрещен!
Кому же в этой ситуации верить и что в конечном итоге выбрать, сталь или медь?
Выбор всегда остается за вами, но опытные профессиональные электромонтеры все же предпочитают медь. Объясняется это тем, что инспекторы энергонадзора при проверках, охотнее подписывают все бумаги при наличии именно медной ГЗШ.
Лишних вопросов и жарких споров не возникает.
Главная заземляющая шина должна соединять между собой такие элементы как:
- нулевой защитный проводник питающей линии
- проводник, присоединенный к заземляющему устройству повторного заземления
Металлический уголок или полосу, которые закапывают в землю на улице или в подвале дома.
- стальные трубы всех коммуникаций на вводе в здание (водопровод, канализация)
-
- металлические элементы каркаса здания
- трубы, кожуха, воздуховоды систем вентиляции и кондиционирования
- проводник рабочего заземления
А теперь главный вопрос – какого же сечения должна быть заземляющая шина? От чего это зависит, где ее установить и как подключить?
Подбор сечения ГЗШ
Опять обратимся к документам. ПУЭ говорит, что шина установленная в щитовой, то есть там, где есть доступ только для специально обученного персонала может быть:
- открытой – без каких-либо шкафов
- должна предусматривать возможность индивидуального присоединения всех проводников
То есть, под один болт разрешается сажать не более одного проводника или наконечника.
Касательно размеров в ПУЭ сказано – сечение ГЗШ должно быть не менее сечения PEN проводника питающей линии.
В то же самое время циркуляр говорит немного иначе. Согласно ему, сечение ГЗШ выбирается по следующей таблице:
Как видите, здесь выбор делается не исходя из сечения PEN питающего кабеля, а в расчете на фазную жилу!
Все мы знаем, что Pen проводник может быть как равен фазному, так и иметь меньший размер. Например, если у вас кабель от 35мм2 и более, то вы имеете полное право для PEN взять сечение в половину меньше фазного.
Хотя чаще всего питающий кабель от подстанции приходит с одинаковыми жилами (4*120мм2, 4*150мм2).
Получается, что если у вас кабель слишком толстый, то по вышеприведенной таблице вовсе не обязательно подбирать такую же большую медную шину ГЗШ. Главное, чтобы она была сечением в половину от фазной жилы.
Но на практике следует учитывать обе ситуации. То есть, делайте так, чтобы ваша ГЗШ отвечала обоим условиям:
- не менее сечения фазного проводника
- и одновременно соответствовала PEN
В этом случае к вам никаких претензий относительно системы заземления и уравнивания потенциалов не будет.
Не всегда ясно, кто будет принимать готовый объект. Насколько он окажется компетентен в своей сфере. Если же делаете, что называется для себя, то выбирайте наиболее оптимальный и экономный вариант, не оглядываясь на возможных инспекторов.
При расчете сечения не забывайте про разницу материалов и марку кабеля.
Питающие вводные кабеля, как правило, выполнены из алюминия. А шину мы решили делать из меди!
Соответственно полезную площадь сечения алюминия, вам придется пересчитать на медь. Помогут в этом деле таблицы ПУЭ для допустимых длительных токов медных и алюминиевых проводов.
Смотрите пропускную способность алюминиевого кабеля и уже по этому току в аналогичной таблице подбираете сечение медной шины.
К примеру, если у вас вводной кабель АВБбШв 4*120мм2, то его PEN проводник имеет сечение 120мм2 и ток I=295А.
По меди это соответствует сечению жилы чуть более 70мм2.
Сообразно этому вам и следует подбирать медную шину ГЗШ. Стандартного размера 4*30мм будет более чем достаточно.
При этом конечно нужно учитывать толщину крепежного болта. Иначе высверлив под него отверстие, у вас может не остаться полезной площади для плотного прилегания наконечника.
В этом случае выбирайте шинку потоньше, но несколько большую по ширине.
Дополнительные размеры медных шин:
При желании сэкономить и выборе в качестве материала ГЗШ не меди, а стали, берите данные по токам из другой таблицы, относящейся к стальной полосе.
Здесь как понимаете, размеры уже будут существенно отличаться.
А вот уже готовая таблица для выбора сечения главной заземляющей шины для тех, кто не хочет ничего считать и желает сразу получить готовый результат.
Как сделать ГЗШ своими руками
После расчета сечения и выбора габаритных размеров, необходимо проделать отверстия под болты. Для качественного результат эти отверстия в шине выдавливаются специальным прессом (при его наличии).
Если у вас его нет, ничего страшного. Сначала высверливаете их обычным сверлом, а затем при необходимости расширяете ступенчатым.
Сам шина крепится на поверхность стены или корпуса шкафа при помощи опорных изоляторов.
Длину шины рассчитывайте исходя из количества присоединяемых проводников. Самый главный из них – PE или PEN проводник питающей линии.
После изготовления не забудьте нанести соответствующие надписи, которые в зашифрованном виде будут нести всю полезную информацию по ГЗШ. Вот к примеру маркировка заводской шины:
Как правильно ее расключить в щитовой? Чаще всего с подстанции приходит 4-х жильный кабель с совмещенным нулевым рабочим и защитным проводником. Этот PEN проводник изначально должен сажаться на нулевую защитную шину.
И только уже с нее, делается перемычка на нулевую рабочую шину.
Далее вводная PE шина, соединяется с главной заземляющей шиной отдельным PE проводом.
Запомните, что допускать к монтажу систем заземления и уравнивания потенциалов следует действительно квалифицированных людей, до мелочей знающих и понимающих все нюансы и специфику работы.
Нередко грамотный электрик подобен врачу. От его компетенции напрямую зависят жизни посторонних людей.
Собрать шкаф ГЗШ это весьма непростое занятие и порой на его монтаж и комплектацию уходит времени не меньше, чем на сборку трехфазных распределительных щитов.
Вот весьма неплохое и подробное видео на эту тему.
Статьи по теме
1.7.113. Сечения заземляющих проводников в электроустановках напряжением до 1 кВ должны соответствовать требованиям 1.7.126 к защитным проводникам.
Наименьшие сечения заземляющих проводников, проложенных в земле, должны соответствовать приведенным в табл. 1.7.4.
Прокладка в земле алюминиевых неизолированных проводников не допускается.
1.7.114. В электроустановках напряжением выше 1 кВ сечения заземляющих проводников должны быть выбраны такими, чтобы при протекании по ним наибольшего тока однофазного КЗ в электроустановках с эффективно заземленной нейтралью или тока двухфазного КЗ в электроустановках с изолированной нейтралью температура заземляющих проводников не превысила 400 °С (кратповременный нагрев, соответствующий полному времени действия защиты и отключения выключателя).
1.7.115. В электроустановках напряжением выше 1 кВ с изолированной нейтралью проводимость заземляющих проводников сечением до 25 мм2 по меди или равноценное ему из других материалов должна составлять не менее 1/3 проводимости фазных проводников. Как правило, не требуется применение медных проводников сечением более 25 мм2, алюминиевых — 35 мм2, стальных — 120 мм2.
1.7.116. Для выполнения измерений сопротивления заземляющего устройства в удобном месте должна быть предусмотрена возможность отсоединения заземляющего проводника. В электроустановках напряжением до 1 кВ таким местом, как правило, является главная заземляющая шина. Отсоединение заземляющего проводника должно быть возможно только при помощи инструмента.
1.7.117. Заземляющий проводник, присоединяющий заземлитель рабочего (функционального) заземления к главной заземляющей шине в электроустановках напряжением до 1 кВ, должен иметь сечение не менее: медный — 10 мм2, алюминиевый — 16 мм2, стальной — 75 мм2.
1.7.118. У мест ввода заземляющих проводников в здания должен быть предусмотрен опознавательный знак
1.7.119. Главная заземляющая шина может быть выполнена внутри вводного устройства электроустановки напряжением до 1 кВ или отдельно от него.
Внутри вводного устройства в качестве главной заземляющей шины следует использовать шину PE.
При отдельной установке главная заземляющая шина должна быть расположена в доступном, удобном для обслуживания месте вблизи вводного устройства.
Сечение отдельно установленной главной заземляющей шины должно быть не менее сечения PE (PEN) — проводника питающей линии.
Главная заземляющая шина должна быть, как правило, медной. Допускается применение главной заземляющей шины из стали. Применение алюминиевых шин не допускается.
В конструкции шины должна быть предусмотрена возможность индивидуального отсоединения присоединенных к ней проводников. Отсоединение должно быть возможно только с использованием инструмента.
В местах, доступных только квалифицированному персоналу (например, щитовых помещениях жилых домов), главную заземляющую шину следует устанавливать открыто. В местах, доступных посторонним лицам (например, подъездах или подвалах домов), она должна иметь защитную оболочку — шкаф или ящик с запирающейся на ключ дверцей. На дверце или на стене над шиной должен быть нанесен знак .
1.7.120. Если здание имеет несколько обособленных вводов, главная заземляющая шина должна быть выполнена для каждого вводного устройства. При наличии встроенных трансформаторных подстанций главная заземляющая шина должна устанавливаться возле каждой из них. Эти шины должны соединяться проводником уравнивания потенциалов, сечение которого должно быть не менее половины сечения PE (PEN)-проводника той линии среди отходящих от щитов низкого напряжения подстанций, которая имеет наибольшее сечение. Для соединения нескольких главных заземляющих шин могут использоваться сторонние проводящие части, если они соответствуют требованиям 1.7.122 к непрерывности и проводимости электрической цепи.
Все документы, представленные в каталоге, не являются их официальным изданием и предназначены исключительно для ознакомительных целей. Электронные копии этих документов могут распространяться без всяких ограничений. Вы можете размещать информацию с этого сайта на любом другом сайте. АССОЦИАЦИЯ «РОСЭЛЕКТРОМОНТАЖ» ТЕХНИЧЕСКИЙ ЦИРКУЛЯР № 6/2004 О выполнении основной системы уравнивания потенциалов на вводе в здания. К настоящему времени введены в действие главы 1.7 и 7.1 Правил устройства электроустановок , устанавливающие требования к выполнению основной системы уравнивания потенциалов на вводе в здания. С выходом главы 1.7 ПУЭ утратил силу технический циркуляр № 6-1/200 Ассоциации «Росэлектромонтаж» «О выполнении главной заземляющей шины (ГЗШ) на вводе в электроустановки зданий». Одновременно с выходом главы 1.7 ПУЭ были введены в действие ГОСТ Р 51321.1-2000 (МЭК 60439-1-92) «Устройства комплектные низковольтные распределения и управления. Часть 1. Устройства испытанные полностью или частично. Общие технические условия», ГОСТ Р 51732-2001 «Устройства вводно-распределительные для жилых и общественных зданий. Общие технические условия» и выпущена новая редакция стандарта МЭК 60364-5-54 (IEС:2002), в которых уточнены требования к выбору сечения и к конструкции нулевых защитных РЕ-шин в низковольтных комплектных устройствах и электроустановках. Целью настоящего циркуляра является разъяснение по выполнению ряда положений главы 1.7 ПУЭ в части их согласования с требованиями вышеуказанных стандартов и конкретные рекомендации по выполнению отдельных элементов основной системы уравнивания потенциалов. В циркуляре также отражены дополнительные требования по выполнению соединений основной системы уравнивания потенциалов с системой молниезащиты, выполняемой по Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций. При выполнении основной системы уравнивания потенциалов в зданиях следует руководствоваться следующим: 1. Если здание имеет несколько обособленных вводов, то ГЗШ должна быть выполнена для каждого вводного устройства (ВУ) или вводно-распределительного устройства (ВРУ), а при наличии одной или нескольких встроенных трансформаторных подстанций — для каждой подстанции. В качестве ГЗШ может быть использована РЕ-шина ВУ, ВРУ или РУНН, при этом все главные заземляющие шины и РЕ-шины НКУ должны соединяться между собой проводниками системы уравнивания потенциалов (магистралью) сечением (с эквивалентной проводимостью) равным сечению меньшей из попарно сопрягаемых шин. 2. Сечение РЕ-шины в вводных устройствах (ВУ, ВРУ) электроустановок зданий и соответственно ГЗШ принимается по ГОСТ Р 51321.1-2000 таблица 4. Если ГЗШ установлены отдельно и к ним не подключаются нулевые защитные проводники установки, в том числе РЕN (РЕ) проводники питающей линии, то сечение (эквивалентная проводимость) каждой из отдельно установленных ГЗШ принимается равным половине сечения РЕ-шины наибольшей из всех РЕ-шин, но не менее меньшего из сечений РЕ-шин вводных устройств. Сечения РЕ шин
Площади поперечного сечения приведены для случая, когда защитные проводники изготовлены из того же материала, что и фазные проводники. Защитные проводники изготовленные из других материалов должны иметь эквивалентную проводимость. РЕ-шина низковольтных комплектных устройств (НКУ) должна проверяться по нагреву по максимальному значению рабочего тока в РЕN проводнике (например, в неполнофазных режимах, возникающих при перегорании предохранителей, при наличии третьей гармоники и т.д.). Для ГЗШ, не являющейся РЕ-шиной НКУ, такая проверка не требуется. 3. Сечение главных проводников основной системы уравнивания потенциалов должно быть не менее 6 мм 2 по меди, 16 мм 2 по алюминию и 50 мм 2 по стали. Это условие распространяется и на заземляющие проводники, соединяющие ГЗШ с заземлителями защитного заземления и/или рабочего (функционального) заземления (при их наличии), а также с естественными заземлителями. Сечения проводников основной системы уравнивания потенциалов, используемых для присоединения к ГЗШ металлических труб коммуникаций, имеющих дополнительную металлическую связь с нейтралью трансформатора и через которые возможно протекание токов короткого замыкания (например трубопроводы, отдельно стоящих насосных, которые питаются от тех же трансформаторов, что и вводы в здание) должны выбираться по термической стойкости в соответствии с п.п. 1.7.113 и 1.7.126 ПУЭ . Присоединение к заземлителю молниезащиты заземляющих проводников основной системы уравнивания потенциалов и заземляющих проводников от естественных заземлителей (при использовании естественных заземлителей в качестве заземлителей системы молниезащиты) должно производиться в разных местах. Если имеется специальный контур заземления молниезащиты, к которому подключены молниеотводы, то такой контур также должен подключаться к ГЗШ. 4. При наличии в здании нескольких электрических вводов трубопроводные системы и заземлители рекомендуется подключать к ГЗШ основного ввода. 5. Соединения сторонних проводящих частей с ГЗШ могут выполняться: по радиальной схеме, по магистральной схеме с помощью ответвлений, по смешанной схеме. Трубопроводы одной системы, например, прямая и обратная труба центрального отопления не требуют выполнения отдельных присоединений. В этом случае достаточно иметь одно ответвление от магистрали или одну радиальную линию, а прямую и обратную трубы достаточн |
ПУЭ 7 требования к выполнению фаз
Вернутся на страницу: ⇒ «Электрика»
В ПУЭ 7-го издания требования к выполнению групповых сетей сформулированы следующим образом (пп. 7.1.36, 7.1.45):
7.1.36. Во всех зданиях линии групповой сети, прокладываемые от групповых, этажных и квартирных щитков до светильников общего освещения, штепсельных розеток и стационарных электроприемников, должны выполняться трехпроводными (фазный – L, нулевой рабочий – N, и нулевой защитный – РЕ проводники). Не допускается объединение нулевых рабочих и нулевых защитных проводников различных групповых линий.
Нулевой рабочий и нулевой защитный проводники не допускается подключать под общий контактный зажим.
Сечения проводников должны отвечать требованиям п. 7.1.45.
7.1.45. Выбор сечения проводников следует проводить согласно требованиям соответствующих глав ПУЭ.
Однофазные двух- и трехпроводные линии, а также трехфазные четырех- и пятипроводные линии при питании однофазных нагрузок, должны иметь сечение нулевых рабочих N проводников, равное сечению фазных проводников.
Трехфазные четырех- и пятипроводные линии при питании трехфазных симметричных нагрузок должны иметь сечение нулевых рабочих N проводников, равное сечению фазных проводников, если фазные проводники имеют сечение до 16 мм2 по меди и 25 мм2 по алюминию, а при больших сечениях – не менее 50 % сечения фазных проводников, но не менее 16 мм2 по меди и 25 мм2 по алюминию.
Сечение РЕN проводников должно быть не менее сечения N проводников и не менее 10 мм2 по меди и 16 мм2 по алюминию независимо от сечения фазных проводников.
Сечение РЕ проводников должно равняться сечению фазных при сечении последних до 16 мм2, 16 мм2 при сечении фазных проводников от 16 до 35 мм2 и 50 % сечения фазных проводников при бoльших сечениях.
Сечение РЕ проводников, не входящих в состав кабеля, должно быть не менее 2,5 мм2 – при наличии механической защиты и 4 мм2 – при ее отсутствии.
Классификация систем заземления представлена в п. 312.2 ГОСТ Р 50571.2-94. Система заземления является общей характеристикой питающей электрической сети и электроустановки здания.
В ПУЭ 7-е издание приведены следующие системы заземления: ТN-С, ТN-S, ТN-С-S, ТТ, IТ (рис. 1).
Рис 1.1. Система TN-C
Рис 1.2. Система TN-S
Рис 1.3. Система TN-C-S
Рис 1.4. Система TT
Рис 1.5. Система IT
Первая буква в обозначении системы заземления определяет характер заземления источника питания:
Т – непосредственное соединение нейтрали источника питания c землей;
I – все токоведущие части изолированы от земли.
Вторая буква определяет характер заземления открытых проводящих частей электроустановки здания:
Т – непосредственная связь открытых проводящих частей электроустановки здания с землей, независимо от характера связи источника питания с землей;
N – непосредственная связь открытых проводящих частей электроустановки здания с точкой заземления источника питания.
Буквы, следующие через черточку за N, определяют характер этой связи – функциональный способ устройства нулевого защитного и нулевого рабочего проводников:
S – функции нулевого защитного РЕ и нулевого рабочего N проводников обеспечиваются раздельными проводниками;
С – функции нулевого защитного и нулевого рабочего проводников обеспечиваются одним общим проводником РЕN.
В России до настоящего времени применяется система подобная ТN-С (рис. 1.1), в которой открытые проводящие части электроустановки (корпуса, кожухи электрооборудования) соединены с заземленной нейтралью источника совмещенным нулевым защитным и рабочим проводником РЕN, т.е. “занулены”. Эта система относительно простая и дешевая. Однако она не обеспечивает необходимый уровень электробезопасности.
Системы ТN-S (рис. 1.2), и ТN-С-S (рис. 1.3) широко применяются в европейских странах – Германии, Австрии, Франции и др. В системе ТN-S все открытые проводящие части электроустановки здания соединены отдельным нулевым защитным проводником РЕ непосредственно с заземляющим устройством источника питания.
При монтаже электроустановок правила предписывают применять для нулевого защитного проводника РЕ провод с желто-зеленой маркировкой изоляции.
В системе ТN-С-S (рис. 1.3) во вводном устройстве электроустановки совмещенный нулевой защитный и рабочий проводник РЕN разделен на нулевой защитный РЕ и нулевой рабочий N проводники.
В системе ТN-С-S нулевой защитный проводник PE соединен со всеми открытыми проводящими частями и может быть многократно заземлен, в то время как нулевой рабочий проводник N не должен иметь соединения с землей.
Наиболее перспективной для нашей страны является система ТN-С-S, позволяющая в комплексе с широким внедрением УЗО обеспечить высокий уровень электробезопасности в электроустановках без их коренной реконструкции.
В электроустановках с системами заземления ТN-S и ТN-С-S электробезопасность потребителя обеспечивается не собственно системами, а устройствами защитного отключения (УЗО), действующими более эффективно в комплексе с этими системами заземления и системой уравнивания потенциалов.
В данной статье не рассматривается заземление и заземляющее устройство устройство, т.к. эти разделы опубликованы ранее на сайте, см. статьи: ⇒ «Заземление ЭУ» ⇔ «Паспорт заземляющего устройства«.
Данная статья публикуется как черновой вариант, следите за обновлениями.
Вернутся на страницу: ⇒ «Электрика»
УТВЕРЖДАЮ
Президент Ассоциации
«Росэлектромонтаж»
Е.Ф.Хомский
16 февраля 2004 года
Руководитель Госэнергонадзора
Минэнерго России
С.А.Михайлов
12 февраля 2004 года
АССОЦИАЦИЯ «РОСЭЛЕКТРОМОНТАЖ»
ТЕХНИЧЕСКИЙ ЦИРКУЛЯР
от 16 февраля 2004 года N 6/2004
О выполнении основной системы уравнивания потенциалов на вводе в здания
К настоящему времени введены в действие главы 1.7 и 7.1 Правил устройства электроустановок, устанавливающие требования к выполнению основной системы уравнивания потенциалов на вводе в здания. С выходом главы 1.7 ПУЭ утратил силу технический циркуляр N 6-1/200 Ассоциации «Росэлектромонтаж» «О выполнении главной заземляющей шины (ГЗШ) на вводе в электроустановки зданий». Одновременно с выходом главы 1.7 ПУЭ были введены в действие ГОСТ Р 51321.1-2000 (МЭК 60439-1-92) «Устройства комплектные низковольтные распределения и управления. Часть 1. Устройства испытанные полностью или частично. Общие технические условия», ГОСТ Р 51732-2001 «Устройства вводно-распределительные для жилых и общественных зданий. Общие технические условия» и выпущена новая редакция стандарта МЭК 60364-5-54 (1ЕС:2002), в которых уточнены требования к выбору сечения и к конструкции пулевых защитных РЕ-шин в низковольтных комплектных устройствах и электроустановках. Целью настоящего циркуляра является разъяснение по выполнению ряда положений главы 1.7 ПУЭ в части их согласования с требованиями вышеуказанных стандартов и конкретные рекомендации по выполнению отдельных элементов основной системы уравнивания потенциалов. В циркуляре также отражены дополнительные требования по выполнению соединений основной системы уравнивания потенциалов с системой молниезащиты, выполняемой по Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций.
При выполнении основной системы уравнивания потенциалов в зданиях следует руководствоваться следующим:
1. Если здание имеет несколько обособленных вводов, то ГЗШ должна быть выполнена для каждого вводного устройства (ВУ) или вводно-распределительного устройства (ВРУ), а при наличии одной или нескольких встроенных трансформаторных подстанций — для каждой подстанции. В качестве ГЗШ может быть использована РЕ-шина ВУ, ВРУ или РУНН, при этом все главные заземляющие шины и РЕ-шины НКУ должны соединяться между собой проводниками системы уравнивания потенциалов (магистралью) сечением (с эквивалентной проводимостью), равным сечению меньшей из попарно сопрягаемых шин.
2. Сечение РЕ-шины в вводных устройствах (ВУ, ВРУ) электроустановок зданий и, соответственно, ГЗШ принимается по ГОСТ Р 51321.1 -2000, таблица 4.
Если ГЗШ установлены отдельно и к ним не подключаются нулевые защитные проводники установки, в том числе РЕК (РЕ) проводники питающей линии, то сечение (эквивалентная проводимость) каждой из отдельно установленных ГЗШ принимается равным половине сечения РЕ-шины наибольшей из всех РЕ-шин, но не менее меньшего из сечений РЕ-шин вводных устройств.
Площади поперечного сечения приведены для случая, когда защитные проводники изготовлены из того же материала, что и фазные проводники. Защитные проводники, изготовленные из других материалов, должны иметь эквивалентную проводимость.
РЕ-шина низковольтных комплектных устройств (НКУ) должна проверяться по нагреву по максимальному значению рабочего тока в PEN проводнике (например, в неполнофазных режимах, возникающих при перегорании предохранителей, при наличии третьей гармоники и т.д.). Для ГЗШ, не являющейся РЕ-шиной НКУ, такая проверка не требуется.
Сечение фазного | Наименьшее сечение |
До 16 включительно | S |
От 16 до 35 вкл. | 16 |
От 35 до 400 вкл. | S/2 |
От 400 до 800 вкл. | 200 |
Св. 800 | S/4 |
3. Сечение главных проводников основной системы уравнивания потенциалов должно быть не менее 6 мм по меди, 16 мм по алюминию и 50 мм по стали. Это условие распространяется и на заземляющие проводники, соединяющие ГЗШ с заземлителями защитного заземления и/или рабочего (функционального) заземления (при их наличии), а также с естественными заземлителями.
Сечения проводников основной системы уравнивания потенциалов, используемых для присоединения к ГЗШ металлических труб коммуникаций, имеющих дополнительную металлическую связь с нейтралью трансформатора и через которые возможно протекание токов короткого замыкания (например, трубопроводы отдельно стоящих насосных, которые питаются от тех же трансформаторов, что и вводы в здание) должны выбираться по термической стойкости в соответствии с п.п.1.7.113 и 1.7.126 ПУЭ.
Присоединение к заземлителю молниезащиты заземляющих проводников основной системы уравнивания потенциалов и заземляющих проводников от естественных заземлителей (при использовании естественных заземлителей в качестве заземлителей системы молниезащиты) должно производиться в разных местах.
Если имеется специальный контур заземления молниезащиты, к которому подключены молниеотводы, то такой контур также должен подключаться к ГЗШ.
4. При наличии в здании нескольких электрических вводов трубопроводные системы и заземлители рекомендуется подключать к ГЗШ основного ввода.
5. Соединения сторонних проводящих частей с ГЗШ могут выполняться: по радикальной схеме, по магистральной схеме с помощью ответвлений, по смешанной схеме. Трубопроводы одной системы, например, прямая и обратная труба центрального отопления, не требуют выполнения отдельных присоединений. В этом случае достаточно иметь одно ответвление от магистрали или одну радиальную линию, а прямую и обратную трубы достаточно соединить перемычкой сечением, равным сечению проводника системы уравнивания потенциалов.
6. Для проведения измерений сопротивления растекания заземляющего устройства на ГЗШ должно быть предусмотрено разборное соединение заземляющего проводника, подключаемого к заземляющему устройству.
7. В качестве проводников основной системы уравнивания потенциалов в первую очередь следует использовать открыто проложенные не изолированные проводники.
Ввод защитных проводников в НКУ класса защиты 2 следует выполнять изолированными проводниками, поскольку РЕ-шина в них выполняется изолированной.
8. Отдельно устанавливаемые ГЗШ рекомендуется выполнять из стали. В низковольтных комплектных устройствах РЕ-шина, как правило, выполняется медной (допускается выполнять из стали, использование алюминия не допускается). Стальные шины должны иметь металлическое покрытие, обеспечивающее выполнение требований ГОСТ 10434 для разборных контактных соединений класса 2. При использовании разных материалов для ГЗШ и для проводников системы уравнивания потенциалов необходимо принять меры по обеспечению надежного электрического соединения.
9. В местах, доступных только квалифицированному электротехническому персоналу, ГЗШ может устанавливаться открыто. В местах, доступных неквалифицированному персоналу, ГЗШ должна иметь защитную оболочку. Степень защиты оболочки выбирается по условиям окружающей среды, но не ниже IP21.
10. ГЗШ на обоих концах должна быть обозначена продольными или поперечными полосами желто-зеленого цвета одинаковой ширины. Изолированные проводники уравнивания потенциалов должны иметь изоляцию, обозначенную желто-зелеными полосами. Неизолированные проводники основной системы уравнивания потенциалов в местах их присоединения к сторонним проводящим частям должны быть обозначены желто-зелеными полосами, например, выполненными краской или клейкой двухцветной лентой.
11. Указания по выполнению основной системы уравнивания потенциалов на вводе в здания должны быть предусмотрены в проектной документации на электроустановку здания.
Заместитель технического директора
ОАО «Компания «Электромонтаж»
А.А.Шалыгин
Начальник отдела координации НТР,
стандартизации и сертификации
В.А.Бычков
Текст документа сверен по:
«Энергонадзор и энергоэффективность»,
N 1, 2004 год
1.3.22. Допустимые длительные токи для неизолированных проводов и окрашенных шин приведены в табл.
1.3.29-1.3.35. Они приняты из расчета допустимой температуры их нагрева +70 °С при температуре воздуха +25 °С.
Для полых алюминиевых проводов марок ПА500 и ПА600 допустимый длительный ток следует принимать:
Марка провода | ПА500 | Па6000 |
---|---|---|
Ток, А | 1340 | 1680 |
1.3.23. При расположении шин прямоугольного сечения плашмя токи, приведенные в табл. 1.3.33, должны быть уменьшены на 5% для шин с шириной полос до 60 мм и на 8% для шин с шириной полос более 60 мм.
1.3.24. При выборе шин больших сечений необходимо выбирать наиболее экономичные по условиям пропускной способности конструктивные решения, обеспечивающие наименьшие добавочные потери от поверхностного эффекта и эффекта близости и наилучшие условия охлаждения (уменьшение количества полос в пакете, рациональная конструкция пакета, применение профильных шин и т.п.).
Таблица 1.3.29. Допустимый длительный ток для неизолированных проводов по ГОСТ 839-80
Номинальное сечение, мм2 | Сечение (алюминий/сталь), мм2 | Ток, А, для проводов марок | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
АС, АСКС, АСК, АСКП | М | А и АКП | М | А и АКП | |||
вне помещений | внутри помещений | вне помещений | внутри помещений | ||||
10 | 10/1,8 | 84 | 53 | 95 | – | 60 | – |
16 | 16/2,7 | 111 | 79 | 133 | 105 | 102 | 75 |
25 | 25/4,2 | 142 | 109 | 183 | 136 | 137 | 106 |
35 | 35/6,2 | 175 | 135 | 223 | 170 | 173 | 130 |
50 | 50/8 | 210 | 165 | 275 | 215 | 219 | 165 |
70 | 70/11 | 265 | 210 | 337 | 265 | 268 | 210 |
95 | 95/16 | 330 | 260 | 422 | 320 | 341 | 255 |
120/19 | 390 | 313 | 485 | 375 | 395 | 300 | |
120/27 | 375 | – | |||||
150/19 | 450 | 365 | 570 | 440 | 465 | 355 | |
120 | 150/24 | 450 | 365 | ||||
150 | 150/34 | 450 | – | ||||
185 | 185/24 | 520 | 430 | 650 | 500 | 540 | 410 |
185/29 | 510 | 425 | |||||
185/43 | 515 | – | |||||
240 | 240/32 | 605 | 505 | 760 | 590 | 685 | 490 |
240/39 | 610 | 505 | |||||
240/56 | 610 | – | |||||
300 | 300/39 | 710 | 600 | 880 | 680 | 740 | 570 |
300/48 | 690 | 585 | |||||
300/66 | 680 | – | |||||
330 | 330/27 | 730 | – | – | – | – | – |
400 | 400/22 | 830 | 713 | 1050 | 815 | 895 | 690 |
400/51 | 825 | 705 | |||||
400/64 | 860 | – | |||||
500 | 500/27 | 960 | 830 | – | 980 | – | 820 |
500/64 | 945 | 815 | |||||
600 | 600/72 | 1050 | 920 | – | 1100 | – | 955 |
700 | 700/86 | 1180 | 1040 | – | – | – | – |
Таблица 1.3.30. Допустимый длительный ток для шин круглого и трубчатого сечений
Диаметр, мм | Круглые шины | Медные трубы | Алюминиевые трубы | Стальные трубы | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Ток *, А | Внутренний и наружный диаметры, мм | Ток, А | Внутренний и наружный диаметры, мм | Ток, А | Условный проход, мм | Толщина стенки, мм | Наружный диаметр, мм | Переменный ток, А | |||
медные | алюминиевые | без разреза | с продольным разрезом | ||||||||
6 | 155/155 | 120/120 | 12/15 | 340 | 13/16 | 295 | 8 | 2,8 | 13,5 | 75 | – |
7 | 195/195 | 150/150 | 14/18 | 460 | 17/20 | 345 | 10 | 2,8 | 17,0 | 90 | – |
8 | 235/235 | 180/180 | 16/20 | 505 | 18/22 | 425 | 15 | 3,2 | 21.3 | 118 | – |
10 | 320/320 | 245/245 | 18/22 | 555 | 27/30 | 500 | 20 | 3,2 | 26,8 | 145 | – |
12 | 415/415 | 320/320 | 20/24 | 600 | 26/30 | 575 | 25 | 4,0 | 33,5 | 180 | – |
14 | 505/505 | 390/390 | 22/26 | 650 | 25/30 | 640 | 32 | 4,0 | 42,3 | 220 | – |
15 | 565/565 | 435/435 | 25/30 | 830 | 36/40 | 765 | 40 | 4,0 | 48,0 | 255 | – |
16 | 610/615 | 475/475 | 29/34 | 925 | 35/40 | 850 | 50 | 4,5 | 60,0 | 320 | – |
18 | 720/725 | 560/560 | 35/40 | 1100 | 40/45 | 935 | 65 | 4,5 | 75,5 | 390 | – |
19 | 780/785 | 605/610 | 40/45 | 1200 | 45/50 | 1040 | 80 | 4,5 | 88,5 | 455 | – |
20 | 835/840 | 650/655 | 45/50 | 1330 | 50/55 | 1150 | 100 | 5,0 | 114 | 670 | 770 |
21 | 900/905 | 695/700 | 49/55 | 1580 | 54/60 | 1340 | 125 | 5,5 | 140 | 800 | 890 |
22 | 955/965 | 740/745 | 53/60 | 1860 | 64/70 | 1545 | 150 | 5,5 | 165 | 900 | 1000 |
25 | 1140/1165 | 885/900 | 62/70 | 2295 | 74/80 | 1770 | – | – | – | – | – |
27 | 1270/1290 | 980/1000 | 72/80 | 2610 | 72/80 | 2035 | – | – | – | – | – |
28 | 1325/1360 | 1025/1050 | 75/85 | 3070 | 75/85 | 2400 | – | – | – | – | – |
30 | 1450/1490 | 1120/1155 | 90/95 | 2460 | 90/95 | 1925 | – | – | – | – | – |
35 | 1770/1865 | 1370/1450 | 95/100 | 3060 | 90/100 | 2840 | – | – | – | – | – |
38 | 1960/2100 | 1510/1620 | – | – | – | – | – | – | – | – | – |
40 | 2080/2260 | 1610/1750 | – | – | – | – | – | – | – | – | – |
42 | 2200/2430 | 1700/1870 | – | – | – | – | – | – | – | – | – |
45 | 2380/2670 | 1850/2060 | – | – | – | – | – | – | – | – | – |
* В числителе приведены нагрузки при переменном токе, в знаменателе — при постоянном.
Таблица 1.3.31. Допустимый длительный ток для шин прямоугольного сечения
Размеры, мм | Медные шины | Алюминиевые шины | Стальные шины | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Ток *, А, при количестве полос на полюс или фазу | Размеры, мм | Ток *, А | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | |||
15х3 | 210 | – | – | – | 165 | – | – | – | 16х2,5 | 55/70 |
20х3 | 275 | – | – | – | 215 | – | – | – | 20х2,5 | 60/90 |
25х3 | 340 | – | – | – | 265 | – | – | – | 25х2,5 | 75/110 |
30х4 | 475 | – | – | – | 365/370 | – | – | – | 20х3 | 65/100 |
40х4 | 625 | –/1090 | – | – | 480 | –/855 | – | – | 25х3 | 80/120 |
40х5 | 700/705 | –/1250 | – | – | 540/545 | –/965 | – | – | 30х3 | 95/140 |
50х5 | 860/870 | –/1525 | –/1895 | – | 665/670 | –/1180 | –/1470 | – | 40х3 | 125/190 |
50х6 | 955/960 | –/1700 | –/2145 | – | 740/745 | –/1315 | –/1655 | – | 50х3 | 155/230 |
60х6 | 1125/1145 | 1740/1990 | 2240/2495 | – | 870/880 | 1350/1555 | 1720/1940 | – | 60х3 | 185/280 |
80х6 | 1480/1510 | 2110/2630 | 2720/3220 | – | 1150/1170 | 1630/2055 | 2100/2460 | – | 70х3 | 215/320 |
100х6 | 1810/1875 | 2470/3245 | 3170/3940 | – | 1425/1455 | 1935/2515 | 2500/3040 | – | 75х3 | 230/345 |
60х8 | 1320/1345 | 2160/2485 | 2790/3020 | – | 1025/1040 | 1680/1840 | 2180/2330 | – | 80х3 | 245/365 |
80х8 | 1690/1755 | 2620/3095 | 3370/3850 | – | 1320/1355 | 2040/2400 | 2620/2975 | – | 90х3 | 275/410 |
100х8 | 2080/2180 | 3060/3810 | 3930/4690 | – | 1625/1690 | 2390/2945 | 3050/3620 | – | 100х3 | 305/460 |
120х8 | 2400/2600 | 3400/4400 | 4340/5600 | – | 1900/2040 | 2650/3350 | 3380/4250 | – | 20х4 | 70/115 |
60х10 | 1475/1525 | 2560/2725 | 3300/3530 | – | 1155/1180 | 2010/2110 | 2650/2720 | – | 22х4 | 75/125 |
80х10 | 1900/1990 | 3100/3510 | 3990/4450 | – | 1480/1540 | 2410/2735 | 3100/3440 | – | 25х4 | 85/140 |
100х10 | 2310/2470 | 3610/4325 | 4650/5385 | 5300/6060 | 1820/1910 | 2860/3350 | 3650/4160 | 4150/4400 | 30х4 | 100/165 |
120х10 | 2650/2950 | 4100/5000 | 5200/6250 | 5900/6800 | 2070/2300 | 3200/3900 | 4100/4860 | 4650/5200 | 40х4 | 130/220 |
50х4 | 165/270 | |||||||||
60х4 | 195/325 | |||||||||
70х4 | 225/375 | |||||||||
80х4 | 260/430 | |||||||||
90х4 | 290/480 | |||||||||
100х4 | 325/535 |
* В числителе приведены значения переменного тока, в знаменателе — постоянного.
Таблица 1.3.32. Допустимый длительный ток для неизолированных бронзовых и сталебронзовых проводов
Провод | Марка провода | Ток *, А |
---|---|---|
Бронзовый | Б-50 | 215 |
Б-70 | 265 | |
Б-95 | 330 | |
Б-120 | 380 | |
Б-150 | 430 | |
Б-185 | 500 | |
Б-240 | 600 | |
Б-300 | 700 | |
Сталебронзовый | БС-185 | 515 |
БС-240 | 640 | |
БС-300 | 750 | |
БС-400 | 890 | |
БС-500 | 980 |
* Токи даны для бронзы с удельным сопротивлением ρ20=0,03 Ом•мм2/м.
Таблица 1.3.33. Допустимый длительный ток для неизолированных стальных проводов
Марка провода | Ток, А | Марка провода | Ток, А |
---|---|---|---|
ПСО-3 | 23 | ПС-25 | 60 |
ПСО-3,5 | 26 | ПС-35 | 75 |
ПСО-4 | 30 | ПС-50 | 90 |
ПСО-5 | 35 | ПС-70 | 125 |
ПС-95 | 135 |
Таблица 1.3.34. Допустимый длительный ток для четырехполосных шин с расположением полос но сторонам квадрата («полый пакет»)
Размеры, мм | Поперечное сечение четырехполосной шины, мм2 | Ток, А, на пакет шин | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
h | b | h1 | H | медных | алюминиевых | |
80 | 8 | 140 | 157 | 2560 | 5750 | 4550 |
80 | 10 | 144 | 160 | 3200 | 6400 | 5100 |
100 | 8 | 160 | 185 | 3200 | 7000 | 5550 |
100 | 10 | 164 | 188 | 4000 | 7700 | 6200 |
120 | 10 | 184 | 216 | 4800 | 9050 | 7300 |
Таблица 1.3.35. Допустимый длительный ток для шин коробчатого сечения
Размеры, мм | Поперечное сечение одной шины, мм2 | Ток, А, на две шины | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
a | b | c | r | медные | алюминиевые | |
75 | 35 | 4 | 6 | 520 | 2730 | – |
75 | 35 | 5,5 | 6 | 695 | 3250 | 2670 |
100 | 45 | 4,5 | 8 | 775 | 3620 | 2820 |
100 | 45 | 6 | 8 | 1010 | 4300 | 3500 |
125 | 55 | 6,5 | 10 | 1370 | 5500 | 4640 |
150 | 65 | 7 | 10 | 1785 | 7000 | 5650 |
175 | 80 | 8 | 12 | 2440 | 8550 | 6430 |
200 | 90 | 10 | 14 | 3435 | 9900 | 7550 |
200 | 90 | 12 | 16 | 4040 | 10500 | 8830 |
225 | 105 | 12,5 | 16 | 4880 | 12500 | 10300 |
250 | 115 | 12,5 | 16 | 5450 | – | 10800 |
Сборные шины в подстанциях T & D
Шинопроводыиграют важную роль в передаче и распределении электроэнергии. Они используются в качестве центрального пункта распределения для всех кормушек. В случае неисправности ток на шине становится высоким, что приводит к механическому разрушению, которое может повлиять на все питатели.
Защита шин на передающих и распределительных подстанцияхПроблема заключается в том, что шины обычно не имеют специальной защиты, поскольку предполагается, что они имеют высокую надежность.Существовали опасения, что, если шина имеет специальную схему защиты, она может работать неправильно и в конечном итоге повлиять на всю систему питания.
Другая причина состояла в том, что резервная защита, как предполагалось, была достаточно хороша, чтобы обеспечить приличную защиту шины. Из-за таких проблем, как потеря нагрузки и длительное время для устранения неисправностей, при использовании резервной защиты требуется специальная схема защиты шин.
Когда речь идет о специальной защите шин , высокоскоростная работа, надежность и стабильность востребованы.Нестабильность энергосистемы может быть вызвана отказом отключения во время внешней неисправности или ложным отключением во время обслуживания шины.
Это приведет к полному отключению .
Точность и надежность являются важными факторами при разработке схемы защиты шин. Обзор литературы показал, что небольшие распределительные подстанции, используемые для среднего напряжения, используют реле максимального тока для защиты шин, а большие подстанции используют схемы дифференциальной защиты .
Эта техническая статья объясняет теорию шин на уровне распределительной сети. Он также охватывает схемы защиты шин, которые используются в настоящее время, и их работу.
Схемы защиты шин
Существует ряд схем защиты, предназначенных для шин. Наиболее используются следующие:
- Система защиты используется для покрытия шин
- Защита от заземления
- Защита от замыкания на землю с одной шиной
- Защита от заземления (секционные шины) Схема
- Frame-Earth — Двойная шинная подстанция
- Дифференциальная защита шин
- Высокоимпедансная дифференциальная защита
- Низкоимпедансная дифференциальная защита
- Дифференциальная защита секционных шин
- Расположение трансформаторов тока
- Защита от обратной блокировки / блокировки
Схема защиты системы используется на небольших подстанциях.Подробное объяснение защиты заземления корпуса, дифференциальной защиты и защиты от обратной блокировки для шин обсуждается далее.
1. Система защиты используется для покрытия шин
Система, которая используется для защиты шин, состоит из токовой или дистанционной защиты. При использовании этой системы шина будет защищена.
Этот метод или метод применяется к простым системам распределения путем реализации защиты от сверхтоков .
Эта система также может использоваться в качестве резервной защиты с использованием временной шкалы в случае, когда требуется медленная защитная операция. Временная шкала гарантирует, что автоматический выключатель, ближайший к неисправности, всегда отключается первым, выбирая соответствующую настройку времени для каждого из реле.
Простая система радиального распределения, показанная на рисунке 0, чтобы проиллюстрировать этот принцип и хорошо объяснена в этой технической статье «Основы координации защитных реле и принципы классификации времени / тока».
Рисунок 0 — Радиальная система с временной дискриминациейВернуться к содержанию ↑
2. Защита корпуса от земли
Защита заземления корпуса для шин была широко использована в прошлом. Этот метод может применяться к различным схемам защиты сборных шин, каждая из которых имеет определенные возможности.
Схемы защиты корпуса заземления все еще существуют и обеспечивают эффективный сервис для защиты шин. Внедрение цифровых реле добавило к снижению применения системы утечки кадров.
Поясним схемы защиты следующих вариантов защиты заземления от рамы:
- Защита от замыкания на землю с одной шиной
- Защита от заземления корпуса (секционные шины) Схема заземления
- в подстанции с двойной шиной
Вернуться к содержанию ↑
2.1 Защита от замыкания на землю с одной шиной
Эта схема защиты в схеме с одной шиной рассматривается как система защиты от замыканий на землю и используется для измерения токов, которые протекают от корпуса распределительного устройства к земле.
Эта схема разработана таким образом, что на мгновенное реле, показанное на рисунке 1, подается ток, измеряемый ТТ, установленным на заземляющем проводнике
.
Важно, чтобы никакие другие заземляющие соединения не разрешали связывать со структурной стальной конструкцией . Это гарантирует, что ТТ и основное заземление не шунтируются, поскольку такое поведение может привести к увеличению эффективной настройки, ведущей к возможности неправильного срабатывания реле.
Очень важно, чтобы распределительное устройство было изолировано от земли, используя бетон в качестве фундамента.
Рисунок 1 — Защита от замыкания на землю с одной шинойВернуться к содержанию ↑
2.2 Защита корпуса от заземления (секционные шины)
Эта система разделяет шину на секции, и защита также выполняется отдельно. Это делается путем разделения рамы на секции, каждая из которых использует выделенный заземляющий проводник .Каждая секция состоит из отдельного ТТ и защитного реле.
Эти секции теперь обрабатываются как отдельные зоны, как показано на рисунке 2. Эта система устроена таким образом, что защитное реле срабатывает только в случае неисправности
в соответствующей зоне.
Вернуться к содержанию ↑
2.3 Схема «земля-рамка» — двухпроводная подстанция
В этой системе защита обеспечивается в виде изоляции одиночной шины с дополнительными цепями отключения, подключенными к вспомогательной шине , как показано на рисунке 3, для работы при всех неисправностях.
Рисунок 3 — Каркас — Схема заземления — Подстанция с двойной шинойСистема проверки используется для обеспечения защиты оборудования от событий, вызванных работой из-за человеческой ошибки или механического удара . Эта система проверки не применима для небольшого оборудования.
Если низковольтная проводка неисправна , система проверки должна предотвратить операцию , вызванную током, проходящим на землю через корпус распределительного устройства. Работа обеспечивается подачей питания на реле защиты с использованием тока нейтрали.Если система проверки нейтрали не предлагается, реле заземления корпуса сработают через короткое время.
Вернуться к содержанию ↑
3. Дифференциальная защита для шин
Операция дифференциальной защиты напрямую использует закон тока Кирхгофа, где требуется, чтобы токи, входящие в узел, были равны току, выходящему из узла.
Когда сумма токов не равна нулю путем сравнения их величины или фазы, разница называется током повреждения, как показано на рисунке 4.
Рисунок 4 — Дифференциальная защита для шинЕсли на шине имеется неисправность, также известная как внутренняя неисправность, суммарные токи, входящие в нее, не равны нулю. Ток повреждения I f — это сумма всех токов.
Для применения схемы можно использовать множество методов.
На рисунке 5 показано устройство, в котором используется одно реле с несколькими ТТ, соединенными параллельно. Этот метод также полезен для системы защиты от замыкания на землю для шинопровода.Дополнительная защита от сбоев фазы может быть достигнута путем подключения ТТ сбалансированной группы на каждой фазе в сочетании с реле трехфазного элемента, как показано на рисунке 5 ниже.
Для обеспечения хорошей производительности схемы рекомендуется настроить параметры фазы и замыкания на землю так, чтобы они были идентичными.
Рисунок 5 — Основные схемы циркуляционного токаВернуться к содержанию ↑
3.1 Высокоимпедансная дифференциальная защита
Схема дифференциальной защиты с высоким импедансом используется в течение более пятидесяти лет из-за ее надежной, быстрой и безопасной работы .Эта схема использует напряжение на точках дифференциального перехода.
Используемые трансформаторы тока требуют с низким сопротивлением вторичной утечки . Такое расположение особенно важно, когда происходит серьезное насыщение трансформаторов тока во время внешних неисправностей, и напряжения не превышают определенного уровня. Это вызвано тем, что ТТ имеют более низкий путь сопротивления по сравнению с входным сопротивлением защитного реле.
Недостатки этой схемы заключаются в том, что для нее требуется выделенных ТТ, что добавляет дополнительную стоимость .Во время повреждения шины требуется дополнительный ограничитель напряжения, который используется для поглощения энергии.
Посмотрите объяснение в видео Стивена.
Вернуться к содержанию ↑
3,2 Дифференциальная защита с низким сопротивлением
Схема дифференциальной защиты с низким импедансом не требует выделенных ТТ . Эта схема имеет возможность выдерживать существенное насыщение ТТ при внешних неисправностях. Это также обеспечивает относительно высокую скорость срабатывания.
Внедрение микропроцессорных реле делает эту схему привлекательной для большинства инженеров по защите благодаря усовершенствованным алгоритмам для функций дифференциальной защиты в процентах.
Рисунок 6 — Общая структурная схема шинной дифференциальной защитыПереконфигурация защиты шин стала менее сложной. Возможности замены блоков сбора данных (DAU) в отсеках с использованием распределительных архитектур стали реализуемыми.
Как показано на рисунке 6 выше, входные токи, определяющие — через динамическую реплику шины — дифференциальную зону шины, поступают на реле от трансформаторов тока (ТТ), связанных с энергосистемой.
Токи предварительно фильтруются в цифровой форме (блок 1 ) для удаления затухающих компонентов постоянного тока и других искажений сигнала. Отфильтрованные входные сигналы приводятся к общей шкале с учетом коэффициентов трансформации подключенных ТТ (блок , блок ).
Векторы токов дифференциальной зоны оцениваются в цифровой форме (, блок 3 ), а также рассчитываются дифференциальный (, блок 4 ) и сдерживающий (, блок 5 ) сигналы.Величина разностного сигнала сравнивается с пороговым значением, и создается соответствующий флаг, указывающий работу дифференциальной защиты несмещенной шины (блок , блок ).
Неуправляемый дифференциальный элемент несмещенного тока работает всякий раз, когда измеренный дифференциальный ток выше установленного значения .
Сравниваются величины дифференциального и сдерживающего токов, и создаются два вспомогательных флага, которые соответствуют двум частям специальной формы дифференциальной рабочей характеристики ( DIF1 и DIF2 ) ( блоков 7 и 8 ).Характеристика разделена с целью повышения производительности реле путем применения различных мер безопасности для каждого из регионов.
Направляющий элемент (блок 10 ) контролирует смещенную дифференциальную характеристику при необходимости. Используется принцип направленного сравнения тока, который обрабатывает фазоры всех входных токов, а также дифференциальных и сдерживающих токов.
Детектор насыщения (блок 9) анализирует дифференциальные и ограничивающие токи, а также выборки входных токов.Этот блок устанавливает свой выходной флаг при обнаружении насыщения ТТ.
Логика вывода (блок , блок 11 ) объединяет флаги дифференциала, направления и насыщения в флаг несмещенного дифференциала. Применяемая логика повышает производительность реле, сохраняя превосходный баланс между надежностью / скоростью и безопасностью.
Вернуться к содержанию ↑
3.3 Дифференциальная защита секционных шин
Когда дифференциальная защита используется для секционированных шин , требуется, чтобы разделенная шина использовала отдельный циркулирующий ток .
Зоны используются для разделения секций и спроектированы таким образом, чтобы они перекрывали переключатели секций, поэтому вся система защищена, как показано на рисунке 7 ниже.
Рисунок 7 — Зоны защиты для секционированных шинВ системе с двойной компоновкой шин две шины обрабатываются как отдельные зоны. Там, где шина соединена, зоны будут перекрываться. Эта система разработана таким образом, что разъединитель подключен между шинами.
Он должен быть связан с соответствующей зоной с помощью вспомогательных контактов раннего замыкания и позднего размыкания. Это , чтобы гарантировать, что, когда изоляторы замыкаются, вспомогательные выключатели работают до главных контактов разъединителя .
Когда изоляторы размыкаются, их главные контакты размыкаются перед вспомогательными выключателями. Вторичные цепи двух зон кратковременно параллельны и связаны через изоляторы цепи во время операции передачи.
Вернуться к содержанию ↑
3.4 Расположение трансформаторов тока
В идеальной системе защиты зоны должны перекрываться и иметь отдельные цепи защиты от дискриминации. Система спроектирована таким образом, что там, где зоны перекрываются, должен быть автоматический выключатель, перекрывающий обе зоны.
В этой системе ТТ должны быть установлены с обеих сторон выключателя, как показано на рисунке 8 (а). Это идеальное устройство для защиты зоны сборных шин, поскольку оно охватывает все первичные цепи.
На рисунке 8 (b) показана схема, в которой трансформаторы тока установлены на одной стороне выключателя. Это не идеально, потому что оставляет небольшую область первичной цепи незащищенной.
Эта незащищенная область называется короткой зоной .
Недостатком этой схемы является , когда неисправность происходит в короткой зоне : автоматический выключатель размыкается, но ток неисправности все равно будет течь, если в цепи есть источник питания. Это не хорошо для системы.
Должна быть предусмотрена специальная защита для обнаружения неисправностей в «короткой зоне» и сигнала отключения, который должен быть отправлен следующему входному выключателю.
Рисунок 8 — а) Трансформатор тока, установленный с обеих сторон выключателя; b) Трансформатор тока установлен только на стороне цепи выключателя с показанной неисправностью, не очищенной защитой цепиВернуться к содержанию ↑
4. Обратная блокировка / Блокировка защиты
В системе распределительных шин традиционно при возникновении неисправности она очищалась с помощью реле защиты от задержек по времени.С введением численной технологии для защиты распределительной системы с одним источником может быть применена простая схема защиты, такая как схема блокировки шин.
Эта схема достигается путем установки реле максимального тока в цепи входного фидера, а также установки реле максимального тока во всех выходных фидерах, как показано на рисунке 9 ниже, где цифра 50 означает мгновенный максимальный ток. Реле максимального тока на входе настроено на отключение по причине отказа на шине, если оно не заблокировано какими-либо реле максимального тока на фидере.
Требуется временная шкала для координации этих реле максимального тока, чтобы избежать условий гонки.
Преимущества использования этой схемы следующие:
- Модификации схемы для расширения подстанции просты.
- В нем используются элементы максимального тока, которые уже поставляются реле защиты фидера.
- Требует минимальных затрат по сравнению со схемой дифференциальной защиты.
- Имеет более быстрое устранение неисправностей по сравнению с системой, которая использует отключение, вызванное защитой фидера вверх по потоку.
Схемы блокировки по току, также называемые схемами «блокировки шин» или «блокировки последовательностей зон», могут предложить экономичную альтернативу.
Преимущество состоит в том, что для защиты шин не требует установки специального реле (я) , так как он настроен для работы с использованием логических средств, уже имеющихся в реле максимального тока менеджера фидеров, установленных на входных и исходящих фидерах.
Поскольку защита фидера в любом случае должна быть установлена для всех цепей, исходящих от шины, единственная дополнительная плата за настройку защиты шины состоит в том, чтобы спроектировать и установить средства для отдельных реле для обмена данными между равноправными узлами.
Вернуться к содержанию ↑
Список литературы //
- Исследование применения стандарта МЭК 61850 в схемах защиты распределительных шин Мхулули Элвис Сиянда Мнгуни
- Инновационное низкоимпедансное дифференциальное реле шины: принципы и применение от GE
- Руководство по защите и автоматизации сети от GE (Alstom Grid)
Материал шинопровода Кран
Проводящий материал: 99.99% Бескислородная медь
Материал корпуса : PVC (термостойкость ниже 70 ℃ — 40 ℃)
Особенности шинопроводов крана
Быстрая и простая сборка
Отличная электрическая проводимость
CAD / CAM Разработана для стабильного качества
Преимущество шинопроводной сети крана
Преимущества шины проводника блока питания:
1.99,99% Бескислородная медь
2. Отсутствует соединение, постоянный источник питания
3. Небольшое пространство, низкий уровень шума
4. Низкое падение напряжения
5. Стабильная работа, быстрая скорость, хорошая проводимость и рабочие характеристики контактов
6 Легко устанавливать, заменять и транспортировать
7. Длительный срок службы
8. Минимальный радиус изгиба достигает 750 мм
Применение шины питания крана
Благодаря передовой технологии, умелому изготовлению и красивому дизайну, Электропитание тележки для скольжения подходит для машиностроительных заводов, небольшого сталелитейного завода, подъемников малой мощности, кранов, монорельсовых дорог, электрических подъемников, электроинструментов, штабелируемых систем и широко используется в подъемной промышленности.(температура окружающей среды <55 ℃)
Характеристики шины питания крана
Тип | Полюса | Сечение проводника (мм2) | Макс. ток (A) | ||||||
761003 | 3 | 3 * 10mm2 | 50A | ||||||
761503 | 3 | 3 * 15mm2 | 80A | ||||||
752003 | 3 | 3 * 20mm2 | 100A | ||||||
762503 | 362503 | 362503 | 362503 | 362503 | 3 3 * 25мм2 | 120А | | ||
763503 | 3 | 3 * 35мм2 | 140А | ||||||
761004 | 4 | 4 * 10 мм2 | 50А | ||||||
761504 | 761 * | 361 * | 15мм2 + 1 * 10мм280А | ||||||
762004 | 4 | 3 * 20мм2 + 1 * 10мм2 | 100А | ||||||
762504 | 4 900 70 | 3 * 25 мм2 + 1 * 12.5мм2 | 120А | ||||||
763504 | 4 | 3 * 35мм2 + 1 * 15мм2 | 140А | ||||||
761006 | 6 | 6 * 10мм2 | 50А | ||||||
751506 | 6 1 506 | 6 * 15 мм2 | 80A |
Примечания. Приведенная выше таблица должна использоваться только для справки. Фактическая заявка должна быть соответствующим образом изменена в соответствии с требованиями клиентов.
WL-301 U Серия медных шин заземления хорошего качества
В настоящее время сборная шина изменила устаревшие способы подключения миниатюрного автоматического выключателя (MCB) на новый способ подключения с характеристиками более широкой контактной области, низкого энергопотребления и низкий рост температуры.
Наша компания производит практически все виды шин для MCB, которые обладают хорошей универсальностью, практичностью и практичностью.Он обладает преимуществами безопасности и удобства в установке и широко используется в строительных электрических устройствах, таких как низковольтная коробка питания, распределительная коробка, коробка освещения и так далее.
Технические характеристики
Пакет:
,заземляющая шина — определение
Примеры предложений с «заземляющей шиной», память переводов
патент-wipo. Кроме того, устройство SAW (1) снабжено плавающим элементом (23), который расположен между заземляющей шиной (17G) электрода IDT (11B) и соединительной шины сигнала (17S) электрода IDT (11A), не подключен ни к шине заземления (17G), ни к соединительной шине сигнала (17S) и является расположен на основной поверхности подложки (3). патент-wipo Электрод IDT (11A) снабжен сигнальной соединительной шиной (17S), которая расположена на другой стороне в ортогональном направлении (D2) и соединена с сигнальным проводом, и шиной заземления (17G) который расположен на одной стороне в ортогональном направлении (D2) и соединен с землей. патент-wipo Электрод IDT (11B) снабжен сигнальной соединительной шиной (17S), которая расположена на одной стороне в ортогональном направлении (D2), пересекающем направление распространения (D1) и соединена с сигнальным проводом, и шина заземления (17G), которая расположена на другой стороне в ортогональном направлении (D2) и соединена с землей. патент-wipoA еще один прозрачный непроводящий экран отделяет автоматические выключатели от шины нейтрали и заземления. патент-wipo Шины нейтрали и заземления смещены относительно друг друга, чтобы предотвратить скопление проводов. патент-wipo Распределительное устройство снабжено секцией распределительного щита (10), которая содержит корпус (11), в котором размещены шина (13), разъединитель / заземляющий выключатель (14) и автоматический выключатель (16). WikiMatrixВ шкафу предусмотрены внутренние шины для нейтрали и заземления. патент-wipoПакет также сформирован с выводной рамой, которая содержит радиатор и лезвие (116) плоскости заземления, подходящие для подключения шины, множество соединительных выводов (18), подходящих для подключения к печатной плате, и по меньшей мере один источник Лапка (206) подходит для подключения к разъему модуля (10) такого модуля управления. патент-wipo Основные шины (40) удерживаются между верхней частью (44a) и нижней частью (46a) заземляющей шины (42), а также располагаются между боковыми фланцами (44b) верхней части Групповой автобус (42). Общий обход «Очень тихое место, недалеко от супермаркета, ресторанов, бара, автобусной остановки и пляжа. Территория бассейна и бунгало и сады были искусными. Обычный полденьЗдесь в начале набережной, ведущей через всю территорию, двухэтажный автобус PublixTheatreCaravan из Вены, припаркованный каждый вечер, дружелюбная закусочная для вечеров, сцена, игровая площадка, место для встреч, кинотеатр, мастер-класс. , галерея и звуковая система, а также медиацентр с четырьмя компьютерами, на которых постоянно пишутся тексты, загружаются изображения, редактируются и транслируются радиопрограммы. патенты-головки (86), сформированные из боковых элементов рельса, непосредственно примыкающих к верхней части шины заземления (40), обеспечивают дополнительное усиление корпуса для сопротивления магнитным силам, создаваемым высокими токами повреждения, проходящими через шины. патент-wipoМодули содержат по меньшей мере одну преимущественно горизонтальную шину (51, 52), автоматический выключатель (10) и два одинаково настроенных комбинированных разъединителя (71, 72, 73), которые имеют функции отключения и заземления. патент-wipo Настоящее изобретение обеспечивает сборку модуля батареи, которая включает в себя единичные модули, в которых единичные элементы установлены в картридже при электрическом соединении друг с другом с помощью шины, причем узел батареи содержит: два или более подмодулей, которые включают в себя два или более единичных модулей, ламинированных в вертикальном направлении от земли, чтобы образовать канал текучей среды для хладагента на поверхности ламината, и которые расположены в боковом направлении, в то же время разнесены друг от друга, чтобы обеспечить канал для текучей среды для хладагента; и корпус модуля для приема и фиксации в нем субмодулей и наличия входа для хладагента, через который в него вводится хладагент, и выхода для хладагента, через который хладагент выходит наружу, причем площадь вертикального сечения канала для текучей среды для хладагента становится меньше к выходу хладагента. Обычный полдень После богатого завтрака «шведский стол» вы можете посетить модные бары, бесчисленные магазины и инновационные художественные галереи в этом районе. Близлежащие городские железнодорожные, подземные, автобусные и трамвайные маршруты быстро доставят вас до выставочного центра ICC, включая бульвар Курфюрстендамм и Бранденбургские ворота. Патенты-wipo На панели для каждой фазы: блок выключателя (11) содержит первый (111) и второй (112) соединительные контакты; третий соединительный контакт (213) расположен во втором отсеке (20) и соединен с соответствующей шиной; четвертый (314) и пятый (315) соединительные контакты расположены в третьем отсеке (30) и соответственно подключены к соответствующему кабелю и заземлению.. Обычный полдень Наш обильный завтрак «шведский стол» ждет вас каждое утро, в то время как наш бар отеля приглашает гостей на расслабляющий вечерний напиток. Идеальное транспортное сообщение с автомагистралями, а также с автобусной и железнодорожной сетями означает, что до аэропорта и выставочного центра Дюссельдорфа можно добраться всего за 15 минут на машине. Обычный полдникВ ресторане Wings, где по вечерам сервируется ужин «шведский стол» с мясными закусками, можно поужинать по выгодным ценам. В лаундже и баре Wings предлагаются закуски, спортивные телепрограммы и приятная современная атмосфера. В отеле есть мини-тренажерный зал и розничный магазин. Первый этаж. Исключительно расположен в нескольких минутах от терминалов прилета и вылета аэропорта Хитроу, до него легко добраться с помощью трансфера «Hoppa Bus» (h5), терминалы 1,2 и 3 и (H54), терминал 5 или такси. Общий crawlHotel в Лугано: Очаровательный отель на холме Лугано, расположенный между железнодорожным вокзалом с остановкой пригородного автобуса до аэропорта Мальпенса и всего в 2 минутах ходьбы, а центр города с набережной озера — в 5 минутах ходьбы.Полный сервис отеля с рестораном; бар; садовая терраса; служба портье; ночной дежурный дежурный; охраняемая автостоянка; фитнес; сауна; Джакузи; WLAN на первом этаже; переговорные комнаты; гостиная и терраса в саду.Показаны страницы 1. Найдено 20 предложения с фразой grounding bus bar.Найдено за 13 мс.Накопители переводов создаются человеком, но выравниваются с помощью компьютера, что может вызвать ошибки. Найдено за 0 мс.Накопители переводов создаются человеком, но выравниваются с помощью компьютера, что может вызвать ошибки. Они приходят из многих источников и не проверяются. Имейте в виду.