для чего нужна, основные характеристики и правила монтажа, какими бывают, и какого производителя выбрать
С целью безопасности и удобства монтажа линий электропитания, применяются вводы с отличительными значениями, которые объединяются в общие контактные группы. Нулевая шина — контактная колодка, для безопасного подключения одновременно несколько проводников для дальнейшего питания электроустановок.
Требования безопасности ПУЭ
Система электропитания в идеале составляется по схемам, которые рекомендованы правилами устройства электроустановок (ПУЭ). В жилое помещение или на отдельный объект подключается силовой кабель, а уже последующая его разводка внутри здания обеспечивается с помощью распределительного щитка.
Для удобства такой разводки и применяется нулевая шина. Проще говоря, такое устройство представляет собой усиленный проводник в контактной зоне по открытому типу. К нему подключаются нулевые проводники при помощи винтовых соединителей.
Распространенная конструкция шины — брусок прямоугольной формы, произведенный из прочного металла с характерной проводимостью: латунь, сплавы с медью.
Использование общей нулевой шины для подключения нуля и заземления приведет к замыканию. Стоит понимать отличие между разделением и объединением по типу PE и N.
Шина нулевая в корпусе щитка: конструктивные особенности
Конструкция нулевой шины:
- Токопроводящая жила из прочного металла.
- Пластиковое основание, которое в дальнейшем при монтаже устройства применяется для крепления на ДИН плоскость.
В свою очередь, устройство имеет отверстия, а также зажимные болты, которые применяются с целью закрепления используемых проводников. Такие отверстия и болтики применяются для безопасной разводки проводов нейтрали. Внешне шины отличительны по длине, способу монтажа и количеству отверстий для установки.
Для упрощения сервисного обслуживания и выполнения качественных работ по соединению токопроводящих жил, применяются медные или латунные металлы.
Такие сплавы продлевают срок эксплуатации устройства, обеспечивают бесперебойную работу всей системы.
Есть шины в корпусе и без корпуса, однако токопроводящие элементы любых типов устройств схожи.Если проводник произведен без корпуса, в таком случае его монтаж производят на изоляторах.
Для правильной работы устройства и обеспечения дифференциальной защиты потребуется правильное подключение устройств с разделением проводников NPE в щите. Если щит металлический, дополнительно используется нулевой провод от корпуса с изоляцией.
Целевое назначение: для чего нужна
Основная цель использования такого устройства – удобство дальнейшей разводки по помещению, а также гарантия безопасности в ходе эксплуатации силовых токопроводящих жил.
Область применения — сети с напряжением максимум 400 вольт (постоянного и переменного тока).
Преимущество использования:
- Организация нескольких областей для присоединения нагрузок от общего ввода к проводнику нуля.
- Обустройство заземления видимого типа (устройство с прозрачной крышкой), который поможет прикрыть клеммник.
- Улучшение и оперативное подключение нескольких сетей (один узел допускает ввод до 40-ка проводников с 3-мм сечением).
- Неразрывная электроцепь на месте с заземлением (также до нагрузки).
- Разделение проводников на защитное и рабочее заземление.
Грамотное и профессиональное разделение электропроводки в доме или офисе с множеством электроточек невозможно обеспечить без применения такого простого устройства.
Характеристики
Выбирая необходимые нулевые шины, стоит предъявлять четкие требования к конструкции. Главное — это сечение провода. Руководствуясь четким правилом «сечение провода не превышает сечение в главной заземляющей шины», можно выполнить качественное обеспечение электросети и сэкономить средства на обслуживании в дальнейшем.
Поскольку многие используемые распределительные щиты выполнены с использованием DIN реек, удобно будет установить клеммное оборудование идентичной конструкции.
Характеристики нулевой шины разнятся, в зависимости от типа ее установки. Разделяют два вида устройств по схеме распределения, отвечающим требованиям ПУЭ:
- TN-S.
- TN-C.
В первом случае шина с заземлением, которая являет собой заземленную наглухо нейтраль, в которой соединение с защитной землей обеспечивается исключительно в данной точке. Далее по проводникам с изоляцией уже в щиток заводятся только две шины. Такая схема считается наиболее безопасной, поскольку нулевая и заземляющая шина отделены непосредственно на вводе устройства в помещение.
В распределительном щите вновь объединять шины запрещено. Если происходит повреждение нулевой шины от генерирующего оборудования до конечного потребителя, то само заземление не страдает.
Во втором варианте представлена устаревшая, но популярная схема по типу TN-C. В данном случае заземление не представлено отдельным проводником, а в самом в щитке есть исключительно нулевая шина. Здесь также соединять землю и ноль нельзя. Поэтому здесь понятия «земля» в его привычном представлении нет.
Правила монтажа
В зависимости от выбранного типа устройства, монтаж осуществляется несколькими методами:
- Крепление на DIN-рейку. (через изоляторы либо непосредственно в элетрощиток).
- Монтаж через угловые изоляторы.
- Крепление в электрощитке.
Осуществление монтажа допустимо открытым либо закрытым способом:
- Открытый применяется в том случае, если есть шкаф, куда доступ посторонним будет ограничен. Монтаж осуществляется с видимой клеммной колодкой.
- Закрытый вариант монтажа применяется в том случае, если оборудование подключается к особо важным системам, к примеру, к силовой розетке электроустановок.
После любого варианта монтажа (открытого или закрытого) не должно быть доступа к токоведущим жилам, поскольку в генерирующей установке ноль глухо заземлен, а прикосновение к точке подключения смертельно опасно. При выборе шин стоит обратить внимание на производителя и цену устройства. Так, дешевые китайские шины при эксплуатации или даже в начале монтажа могут просто лопнуть.
Шина нулевая является важнейшим конструкционным элементом сборных шин. Применяется она для подключения проводников заземления и нуля. Этот элемент применяется при обеспечении электросетей как переменного, так и постоянного тока.
Полезное видео
Для чего нужна нулевая шина в щитке и как ее подключить
Что такое нулевая шина и для чего она нужна. Устройство, назначение и характеристики нулевых шин, которые устанавливаются в щитке.
Нулевая шина необходима для того чтобы выполнить подключение заземляющих проводников (PE) и рабочих нулей (N). Требования к монтажу и обозначениям нулевых шин отражены в ПУЭ в пунктах 1.1.29-1.1.31 (см. Главу 1.1). Область применения данной конструкции — сети постоянного или переменного тока с напряжением, достигающем 400 Вольт. На сегодняшний день представить сборку электрического щитка без применения специальных шин практически не возможно, поэтому в этой статье мы решили рассмотреть устройство и назначение нулевой шины. Содержание:
Конструктивные особенности
При детальном рассмотрении конструкции, можно заметить, что она представляет собой токопроводящую жилу и основание, изготовленное из пластика, которое предназначено для установки на DIN рейку.
На фото внешний вид НШ:
Токопроводящая жила содержит в себе отверстия и зажимные болты, для фиксации проводников в ней, а также аккуратной и безопасной разводки внутри распределительного устройства проводников N. Различаются между собой НШ как способом монтажа (корпусом), так и количеством монтажных отверстий, соответственно длиной.
Для обеспечения качественного соединения, а также упрощения дальнейшего обслуживания, шина выполнена единым токопроводящим элементом достаточного размера из электротехнической меди или латуни. С различным количеством болтовых зажимов, к которым подводят нулевые (N) проводники.
Различают НШ в корпусе и шины заземления без корпуса, внешне токопроводящие элементы идентичны. Нулевую шину изготавливают в корпусе или устанавливают изолятор.
Назначение
Применение нулевой шины даёт возможность решать несколько очень важных проблем:
- Прежде всего, можно создать сразу несколько точек для осуществления подключения нагрузок от общего ввода к проводнику нулевого типа.
- Провести заземление видимого типа, устройством с крышкой, выполненной из прозрачного материала, которая закрывает клеммы.
- Значительно повысить эффективное использование защитных автоматических устройств.
- Обеспечить неразрывность цепи на участке от заземления до конкретной нагрузки.
- Выполнить важное условие, которое предусматривает раздел проводов нулевого (защитного) и рабочего типов. О том, как разделить PEN проводник, мы рассказывали в отдельной статье.
Характеристики
Сейчас установлены очень чёткие требования к выбору нулевых шин. Самое важное правило — это не превышение сечения провода аналогичного показателя в ГЗШ. Чтобы вы понимали, существует возможность ввода в ящик от одного и до четырёх десятков проводов. К примеру, для варианта 3 на 40 предусматривается провод, сечение которого достигает 3 миллиметров при максимально допустимом подключении четырёх десятков.
Что касается технических характеристик, некоторые из параметров мы предоставили в таблице ниже. У каждого производителя свои конструктивные особенности и характеристики нулевых шин. Для примера мы взяли продукцию компании IEK:
Правила установки
Монтаж НШ возможен как на специальную рейку, так и в электрический щиток. Предусмотрены варианты установки как закрытым, так и открытым способом. Открытый способ прекрасно подходит для шкафа, который будет закрытым для доступа посторонних лиц. Закрытый вариант используется в ситуациях, когда применяется оборудование, подключаемое к очень важным элементам.
На видео ниже наглядно показывается, как установить НШ на DIN-рейку и как ее можно надежнее зафиксировать:
Вот мы и рассмотрели устройство и назначение нулевой шины. Надеемся, информация была для вас полезной и интересной!
Наверняка вы не знаете:
- Что такое ГЗШ в электрике
- Для чего нужен кросс-модуль
- Чем опасен обрыв нулевого провода
Опубликовано: 20.03.2017 Обновлено: 06.09.2019 2 комментария
Для чего нужна нулевая шина?
Рассмотрение конструкции и характеристик нулевой шины, а также технологии ее монтажа в щитке.
Нулевая шина необходима для того чтобы выполнить подключение заземляющих проводников (PE) и рабочих нулей (N). Область применения данной конструкции — сети постоянного или переменного тока с напряжением, достигающем 400 Вольт. На сегодняшний день представить сборку электрического щитка без применения специальных шин практически не возможно, поэтому в этой статье мы решили рассмотреть устройство и назначение нулевой шины. Содержание:
Конструктивные особенности
При детальном рассмотрении конструкции, можно заметить, что она представляет собой токопроводящую жилу и основание, изготовленное из пластика, которое предназначено для установки на DIN рейку.
На фото внешний вид НШ:
Токопроводящая жила содержит в себе отверстия и зажимные болты, для фиксации проводников в ней, а также аккуратной и безопасной разводки внутри распределительного устройства проводников N. Различаются между собой НШ как способом монтажа (корпусом), так и количеством монтажных отверстий, соответственно длиной.
Для обеспечения качественного соединения, а также упрощения дальнейшего обслуживания, шина выполнена единым токопроводящим элементом достаточного размера из электротехнической меди или латуни. С различным количеством болтовых зажимов, к которым подводят нулевые (N) проводники.
Различают НШ в корпусе и шины заземления без корпуса, внешне токопроводящие элементы идентичны. Нулевую шину изготавливают в корпусе или устанавливают изолятор. Для правильного функционирования устройств дифференциальной защиты необходимо правильно произвести их подключение, а в распределительном щите разделить проводники N от PE. В случае металлического щита, это можно произвести только изолировав нулевой проводник от корпуса.
Назначение
Применение нулевой шины даёт возможность решать несколько очень важных проблем:
- Прежде всего, можно создать сразу несколько точек для осуществления подключения нагрузок от общего ввода к проводнику нулевого типа.
- Провести заземление видимого типа, устройством с крышкой, выполненной из прозрачного материала, которая закрывает клеммы.
- Значительно повысить эффективное использование защитных автоматических устройств.
- Обеспечить неразрывность цепи на участке от заземления до конкретной нагрузки.
- Выполнить важное условие, которое предусматривает раздел проводов нулевого (защитного) и рабочего типов. О том, как разделить PEN проводник, мы рассказывали в отдельной статье.
Характеристики
Сейчас установлены очень чёткие требования к выбору нулевых шин. Самое важное правило — это не превышение сечения провода аналогичного показателя в ГЗШ. Чтобы вы понимали, существует возможность ввода в ящик от одного и до четырёх десятков проводов. К примеру, для варианта 3 на 40 предусматривается провод, сечение которого достигает 3 миллиметров при максимально допустимом подключении четырёх десятков.
Что касается технических характеристик, некоторые из параметров мы предоставили в таблице ниже. У каждого производителя свои конструктивные особенности и характеристики нулевых шин. Для примера мы взяли продукцию компании IEK:
Правила установки
Монтаж НШ возможен как на специальную рейку, так и в электрический щиток. Предусмотрены варианты установки как закрытым, так и открытым способом. Открытый способ прекрасно подходит для шкафа, который будет закрытым для доступа посторонних лиц. Закрытый вариант используется в ситуациях, когда применяется оборудование, подключаемое к очень важным элементам. В качестве примера можно привести розетку силового типа для различного электрического инструмента.
На видео ниже наглядно показывается, как установить НШ на DIN-рейку и как ее можно надежнее зафиксировать:
Вот мы и рассмотрели устройство и назначение нулевой шины. Надеемся, информация была для вас полезной и интересной!
Наверняка вы не знаете:
- Что такое ГЗШ в электрике
- Для чего нужен кросс-модуль
- Чем опасен обрыв нулевого провода
Нравится0)Не нравится0)
определение, конструктивные особенности, назначение и установка
Содержание статьи:
В процессе монтажа электрических цепей в распределительных устройствах и силовых блоках используют шинопровод, или электротехническую шину. Так называют конструкцию – проводник, изготовленную из металла с низким удельным сопротивлением.
Преимущества использования шинопроводов
Шина электрическая более удобна в применении, чем группа проводов
Применение шины в электрике вместо кабельной продукции обеспечивает существенную экономию материальных, энергетических и трудовых ресурсов:
- Монтаж занимает в 2 раза меньше времени, чем прокладка кабеля.
- Срок службы – до 30 лет без необходимости сложного технического обслуживания.
- Гибкая конфигурация позволяет выполнить качественный и безопасный монтаж сети в зависимости от пути ее пролегания.
- Шинопровод имеет более эстетичный вид, чем групповая прокладка провода.
- Экранирование проводника исключает воздействие электромагнитного поля на расположенную рядом офисную технику.
- Конструкция пожаробезопасна и соответствует требованиям безопасности для уровня защиты IP55.
Область применения электрических шин – подключение электрических цепей в низковольтных сетях или высоковольтных разрядных устройств, подстанций и т. д.
Классификация шин по форме сечения
Поперечное сечение шин
В зависимости от формы поперечного сечения шинопровода различают:
- трубчатые конструкции;
- прямоугольные модели;
- коробчатые проводники;
- двух- или трехполосные модели.
Преимущества проводников с прямоугольным сечением – эффективное отведение тепла и низкое сопротивление силы тока, что снижает активную и ограничивает реактивную энергию. Таким образом удается обеспечить существенную экономию дорогостоящих энергоресурсов, что имеет важное значение для крупных коммерческих и производственных объектов.
Область применения шинопровода прямоугольного сечения – монтаж сетей и распределительных устройств силой тока в диапазоне 2000-4000А. Возможно соединение нескольких плоских шин для получения двух- или трехполосных конфигураций.
Плоские и коробчатые модификации шинопровода находят применение в сетях, работающих под напряжением до 35кВ.
Оптимальной модификацией считается трубчатая электрическая шина. В числе ее основных преимуществ – эффективное теплоотведение, высокая прочность и равномерность распределения образующегося электрического поля.
Металлы, используемые в производстве шин
В зависимости от назначения и необходимых рабочих параметров для изготовления проводников могут использоваться:
- медь;
- алюминий;
- сталь;
- сталеалюминий – стальной сердечник, покрытый повивкой из алюминиевых проводов.
В числе преимуществ алюминиевых шин – антикоррозийная стойкость, отличные электропроводящие свойства, небольшой вес и приемлемая стоимость. Для их изготовления применяют низколегированные алюминиевые сплавы с незначительным содержанием кремния и магния для улучшения пластичности и прочности металла.
Медные шины с содержанием меди до 99% ни в чем не уступают алюминиевым, но имеют меньшее распространение из-за сравнительно высокой стоимости.
Маркировка электрических шин
Маркировка нулевых шин
Нанесение цветовой маркировки на электротехнические шины регламентировано действующими стандартами. Соблюдение их требований является обязательным для каждого производителя. Нанесение маркировки может осуществляться как на этапе производства, так и после его завершения. В первом случае используется цветная изоляция, во втором – цветная изоляционная лента, указывающая на разные фазы проводника.
Цветовое обозначение шин позволяет точно определить их тип и назначение:
- Заземляющий проводник отмечен желтым и зеленым цветами в виде чередующихся продольных полос.
- Нейтральный и рабочий проводник обозначен с помощью синего цвета.
- Соединение проводников подразумевает использование всех трех оттенков в разных вариантах: изоляция с продольными желтыми и зелеными полосами и синей линией на конце либо синяя изоляция с желто-зеленой полосой в местах соединений и на концах проводника.
В сетях трехфазного тока фаза А отмечена желтым цветом, фаза В – зеленым, фаза С – красным.
Согласно требованиям действующих стандартов, одновременно с цветовой маркировкой проводников для сетей переменного тока используется следующее буквенное обозначение проводников:
- в однофазной сети – L;
- в трехфазной сети – L с цифрами от 1 до 3;
- средний – М;
- нейтральный, или нулевой – N;
- заземляющий – PE;
- совмещенный рабочий и нулевой – PEN (сочетание обозначений каждого из использованных проводников).
Модели для сетей постоянного тока маркируются литерой L со знаком + или -, соответственно – положительный или отрицательный проводник.
Нулевая шина
Шина нулевая на Дин-рейке
Подключение заземляющих и нейтральных рабочих проводников выполняется с помощью нулевой шины. Ее конструкция состоит из токопроводящей жилы и пластикового основания, которое монтируется на DIN рейку. Жила изготавливается из специальной электротехнической меди или латуни. В конструкции токопроводящего элемента имеются отверстия и зажимные болты. Их наличие позволяет выполнить аккуратную и безопасную разводку кабелей в узлах распределительных устройств. Модели нулевых шин изготавливают разной длины, что позволяет проделать в жиле требуемое количество монтажных отверстий. Основная область их применения – сети переменного или постоянного тока, рассчитанные на рабочее напряжение до 400В.
Благодаря применению нулевой шины удастся:
- повысить эффективность используемых защитных автоматических устройств;
- создать одновременно несколько точек подключения нагрузок к нулевому проводнику;
- аккуратно и безопасно разделить нулевые и рабочие проводники;
- выполнить заземление видимого типа с использованием пластикового устройства с крышкой для защиты клемм;
- смонтировать единую цепь от точки заземления до каждой нагрузки.
Важное условие при выборе нулевой шины – учет ограничений по максимально допустимой площади сечения проводов. Это обеспечит безопасность эксплуатации сети и бесперебойное электроснабжение на объекте. Кроме того, подбор оптимальной модификации проводника осуществляется с учетом предельного количества подключаемых нагрузок.
Монтаж нулевой шины выполняется непосредственно внутри электрического щитка или на металлическую рейку с помощью болтового соединения. Различают открытый и закрытый способы монтажа. Первый вариант предусмотрен для электрических шкафов с закрытой конструкцией, что исключает доступ посторонних лиц к внутреннему содержимому. Монтаж закрытым способом оптимален для сетей, к которым подключается дорогостоящее энергоемкое оборудование – станки и механизмы, электроинструмент и т.д.
выбор места для монтажа и технические характеристики
Содержание статьи:
Безопасность работы с электрооборудованием обеспечивается за счет заземления. В случае утечки оно уводит ток в землю, благодаря чему человек при прикосновении к металлическим частям не получит повреждений. Одним из способов создания защиты является главная заземляющая шина. Она предназначена для подключения нескольких проводников для заземления и уравнивания потенциалов. Шина может иметь разную конструкцию, размеры и способы установки. При работе с ней нужно учитывать ряд нюансов, чтобы монтаж и последующее функционирование проходили качественно и надежно.
Конструкция шины заземления
Главная заземляющая шина
ГЗШ (главная заземляющая шина) – это защитный элемент, который является обязательным при создании любых электрических сетей. Заземление позволяет обезопасить человека и жилище в случае аварийной ситуации или утечки тока.
Вся система главной заземляющей шины изготавливается из металла (сталь, медь). В роли конструкционных элементов могут применяться водопроводные трубы, газопровод, стальные элементы строения и другие части из металла. Часто для создания заземляющей системы применяют вентиляцию и кондиционеры.
Требования ПУЭ позволяют использовать не только стальные, но и медные заземлительные устройства. Сталь применяется чаще из-за своей стоимости, но по техническим характеристикам лучше применять медь. Она практически не окисляется, имеет хорошую электропроводность, надежна и не ржавеет. Алюминий не применяется, так как он подвержен окислению и имеет недостаточное сопротивление.
ГЗШ имеет меньшую площадь сечения, чем защитный провод или ноль. Сечение подбирается в зависимости от металла. Для медных проводов в установках до 1000 В требуется площадь от 10 кв.мм., для алюминия от 16 кв.мм., для стали от 75 кв.мм.
По требованиям ГОСТ к главной заземляющей шине должно подключаться не менее пяти одновременных соединений. Обычно медные шины способны единовременно подсоединять 14 или 18 направляющих. Этого числа разъемов хватает для 10 и более квартир с условием равномерности распределения нагрузки.
Существуют два основных типа заземляющих шин – REC-ET2-M и REC-ET. Первый вид обычно устанавливается в специальные профили в монтажные шкафы. Для держателя шин требуется специальный органайзер, защищающий прибор от коррозии, который позволяет подключать до 9 потребителей.
Требования к размерам
Действующие нормативы указывают, какие размеры должна иметь шина. Она должна выполняться в виде полосы, на которой может уместиться необходимое число контактных отверстий для болтовых соединений.
Для промышленных изделий марки ХХ-УХЛ4 ТВС нормы следующие: 3×30, 3×40, 4×40 мм. Количество отверстий также нормировано – 10, 15 или 20. Эти размеры могут отличаться в зависимости от производителя, но все пропорции должны сохраняться. Также должны быть сохранены все характеристики главной заземляющей шины.
Применение защитного элемента
Благодаря шине можно разделять проводники и соединять контакты
Главная заземляющая шина является защитным оборудованием. Она используется как основной элемент защитного контура для отвода линий по жилым домам и производственным зданиям. Применяются подобные изделия при присоединении оборудования с напряжением до 1000 В.
Устройство является соединительным элементом для нескольких разных потребителей питания. Она обеспечивает работу всей системы заземления в строении. Также она должна выравнивать потенциалы в электрической сети. Благодаря шине можно разделять проводники и соединять контакты.
Кроме главной заземляющей шины в систему входит набор медных соединителей и конструкция из металлического профиля или арматуры, являющаяся контуром заземления. Этот контур нужно вбить в землю рядом со строением для обеспечения надежного контакта металла и грунта.
Обычно заземляющая шина собирает в себе проводники, идущие от следующих конструкций:
- основной заземляющий контур;
- корпусы трубопроводов, металлического оборудования;
- молниеотвод.
Также к ней подсоединяется PEN проводник, который входит в состав кабельной подводки питающего напряжения.
Важно продумать систему заземления еще на этапе проектирования дома.
Место установки
Ящик ГЗШ
Главную шину можно поместить внутри вводного устройства электроустановок. В случае отдельной установки шина должна располагаться в удобном доступном месте.
Если изделие будет ставиться в местах, доступных только квалифицированным работникам, следует выбрать открытое расположение. В случае риска доступа посторонних людей следует поставить заземляющую шину в защитную оболочку – шкаф, коробка, ящик с ключом. Обязательно должно быть обозначение заземления на корпусе оболочки, а также таблица с техническими характеристиками изделия.
Если строение имеет несколько обособленных вводов, шина устанавливается на каждое вводное оборудование. Все шины следует соединить проводником, который будет уравнивать потенциалы. Сечение провода должно составлять не менее половины сечения PE кабеля. Все части должны соответствовать требованиям ГОСТ и ПУЭ.
Основной способ соединения проводов – сварка. Она отличается высокой надежностью и долговечностью, благодаря чему контакт будет соответствовать всем необходимым требованиям безопасности. Также применяются клеммы и зажимы. Они просты в установке и стоят недорого, но имеют меньшую надежность, чем соединение сваркой и пайкой.
Требования к установке защитного короба
ГЗШ в сборе ГЗШ-4-10
К установке короба предъявляются особые требования. Щиток обязательно нужно оснастить замком, чтобы не было несанкционированного доступа. Его можно ставить на высоте не ниже 150 см от пола, чтобы в ящик случайно не залезли дети. Место установки должно выбираться с учетом того, что на работу заземлителя влияет и окружающая среда. По этой причине в случае влажности 80% температура воздуха должна быть примерно 15-20°С. При более высоких или низких температурах надежность конструкции ухудшится. Не рекомендуется ставить короб в местах с агрессивными химическими веществами, а также источниками огня и тепла.
При установке элементов конструкции, которые реализуют рабочее заземление, следует учитывать следующие моменты:
- Чтобы установка была удобной и надежной, следует крепить главную заземляющую шину при помощи болтов на стальном корпусе короба.
- Во время монтажа необходимо соединить шину заземления и нулевую рейку при помощи стальной либо медной перемычки.
- Размеры шины должны быть сравнимы с сечением нулевого рабочего и защитного провода.
- Установка проводов относительно друг друга не регламентирована нормами и требованиями официальных организаций.
К сечению заземляющих пластин РЕ также применяются свои требования. Площадь поперечного сечения должна быть не менее 10 кв.мм., если в качестве материала выбрана медь. Если же пластина сделана из стали, минимальное сечение составляет 75 кв.мм.
На столбе воздушной линии
ГЗШ в ВРУ на столбе
Монтаж главной заземляющей шины может осуществляться на дополнительном вводном устройстве, если оно есть. Им может быть столб, на который подводится питающая линия. По требованиям ПУЭ и других действующих нормативов необходимо соединять установленную на столбе шину с основной распределительной планкой, которая расположена во внутреннем вводном устройстве.
Кроме того следует повторно организовать заземление PEN провода на столбе путем выделения для него отдельной заземляющей шины.
Установка вне шкафа
Главная шина может монтироваться в местах, где доступ имеют только профессиональные работники. Чаще всего это заводы и производственные помещения. В таком случае ставить ее в шкаф не обязательно. Зафиксировать шину можно на поверхности изолятора из прочного материала. Примером такого изделия является пластина на 19 дюймов марки TLK. Шина заземления на изоляторах отличается надежностью и качеством работы. Она позволяет заземлить все важные установки на производстве.
Встроенные шины
Встроенная шина
Конструкция создается полностью с нуля мастером. Однако в продаже есть уже встроенное готовое устройство с заземляющими шинами. Примером является DIN рейка, к которой прилагается коммутатор на 220 В для питания устройства. Также в комплекте идут нулевые шины с изолятором. Максимально допустимое одновременное количество подключений – 22.
В продаже можно найти три разновидности таких реек. Для автоматических выключателей применяется DIN U3, также эта модель выпускается с нулевой шиной заземления. Третий вид – DIN U4 с дополнительным функционалом. Все изделия имеют антикоррозийное покрытие и легко поддаются электромонтажу.
Одна из самых популярных реек – TLK-ERH-CU 19-дюймовая. Выполнена из меди, стоит недорого и отличается высоким уровнем качества.
Нулевая шина: разновидности, для чего нужна
Как известно, система электропитания конечного потребителя строится по схемам, рекомендованным Правилами устройства электроустановок (ПУЭ). На объект подводится силовой кабель, дальнейшая разводка происходит в распределительном щитке. Для удобства монтажа и упорядочения линий электропитания, вводы с разными значениями объединяются в контактные группы. Шина с фазой, нулевая шина — это контактная колодка, в которой присутствует возможность надежного подключения нескольких проводников для питания электроустановок.
Требования, предъявляемые к нулевой шине
- Для групповой сети, шина должна быть единым проводником, без возможности коммутации между ее частями.
- Сопротивление должно быть одинаковым по всей длине.
- В пределах одной групповой линии, допускается объединение проводников PE (защитное заземление) и N (рабочий нуль).
При этом после разделения ввода PEN на шины PE и N, конечные потребители подключаются на разные шины.Важно! Использование одной шины для подключения рабочего нуля и заземления, запрещено! Это принципиальный вопрос, необходимо понимать разницу между разделением и объединением PE и N.
С момента разделения, линии заземления и нуля могут быть проложены в одном силовом кабеле, но проводники должны быть изолированы.
- Вне зависимости от способа подключения (трехфазное или однофазное), сечение нулевого проводника должно соответствовать сечению любого из фазных проводников. То же требование предъявляется к сечению самой шины.
- Сечение соединительных проводов от шины до конечной электроустановки, не может быть выше, чем сечение входного силового провода.
- Если шина представляет собой конструкцию с отверстиями для подключения проводников, действительным сечением считаются геометрические параметры в самой тонкой части.
- Требований по обязательному изготовлению нулевой рабочей шины из определенного металла не существует. Однако на практике, применяется медь или латунь. При расчете сечения алюминиевых шин, по отношению к медным, применяется коэффициент 1.52.
Для удобства рассмотрим однофазную схему, которая применяется в большинстве квартир многоэтажных домов. Две основные линии: фаза и нуль, присутствуют всегда. Они заводятся в прибор учета (счетчик электроэнергии), а на выходе становятся доступными для дальнейшей разводки. В зависимости от применяемой системы, может быть установлена либо только нулевая шина, либо нулевая и заземляющая.
Почему применяются разные системы заземления
- Схема, не противоречащая современным Правилам устройства электроустановок (ПУЭ): TN-S. К вам в распределительный щиток заходят три проводника (напомним, речь идет об однофазной схеме).
На установке, производящей электроэнергию (в нашем случае — трансформаторная подстанция), шина нулевая с заземлением представляют собой глухо заземленную нейтраль. Соединение с защитной землей происходит лишь в этой точке. Затем по изолированным проводникам, в щиток заводятся две шины. Эта система является самой безопасной с точки зренияНулевая и заземляющая шины разделены на уровне вводного устройства в объект. На уровне конечного распределительного щитка (группы потребителей) шины снова объединять запрещено. В случае повреждении нулевой шины на пути от генерирующего оборудования до потребителя, заземление остается в целости и сохранности. - Устаревшая, но широко применяемая в зданиях старой постройки схема TN-C. Заземление не выведено отдельным проводником, в щитке присутствует лишь нулевая шина.Соединять с нулем проводник заземления, запрещено Правилами устройства электроустановок. Поэтому в данной схеме подключения «земли» в привычном понимании просто нет.
Для чего нужна нулевая шина
Силовой и нулевой провода, необходимо распределить от щитка до каждого индивидуального потребителя (или группы потребителей). Типовая схема квартирного щитка выглядит так:
Все силовые провода коммутируются защитными автоматами. А рабочий нуль соединяется с каждым потребителем напрямую. Для того чтобы выполнить групповое соединение без проблем на единственном контакте, разработана нулевая шина.
- Обеспечивается оперативное подключение нескольких равнозначных линий.
- Все контакты находятся под визуальным контролем.
- Появляется возможность эффективного использования автоматов: нулевой проводник размыкать автоматом не обязательно. Значит, коммутационное оборудование может состоять из одной линии.
- Гарантируется неразрывная цепь нуля от силового кабеля на входе, до каждой электроустановки.
- Грамотное разделение электропроводки в рамках одной системы.
- Технически правильное подключение устройств защитного отключения (УЗО), возможно лишь в случае организации нулевой шины в соответствии с ПУЭ.
Какими бывают нулевые шины
По сути, это усиленный проводник открытого типа (в контактной зоне), на который можно с помощью винтовых или иных соединителей завести нулевые проводники. Типичная конструкция — прямоугольный брусок из прочного металла с хорошей проводимостью: чаще всего латунь, или иные сплавы на основе меди.
Размещается эта контактная колодка внутри распределительных устройств. Вне зависимости от конструкции, после монтажа не должно быть доступа к токоведущим частям. В генерирующей установке, нуль является глухо заземленным. А в точке подключения, любое прикосновение к открытым проводникам может быть опасным. Поэтому в щитках, где после открытия крышки открывается доступ ко всем элементам, применяются относительно защищенные конструкции.
Если щиток после монтажа всегда закрыт для доступа, за исключением выключателей защитных автоматов, можно использовать полностью открытые нулевые рейки.
Такие колодки непосредственно монтируются на корпус (внутри) щитка из пластмассы, или через диэлектрические проставки, на металлическую коробку.
Поскольку большинство распределительных щитов выполнены с применением DIN реек, разумно устанавливать любое клеммное оборудования подобной конструкции.
Установив такую рейку в одном ряду с дифференциальными автоматами, несложно аккуратно подключить каждый абонентский кабель внутри щитка.
Существуют клеммы быстрого монтажа: по типу WAGO. Есть соблазн не «мудрить» с винтовыми зажимами, а выполнить соединение «по-быстрому».
Но такие зажимы не являются на 100% надежными. К тому же, качество контактов невозможно проверить визуально. Еще одна проблема — в разъемах WAGO нет возможности извлечь один проводник, не разрушив всю линейку.
Какого производителя выбрать
На самом деле, предпочтения тому или иному логотипу не связаны с качеством. Фурнитуру для монтажа электропроводки выпускают все известные электротехнические предприятия. И если у вас вся розеточная сеть, защитные автоматы и проводка, произведены фирмой IEK, ABB, Legrand или Schneider Elerctric — есть смысл нулевые рейки и шины защитной земли покупать с таким же логотипом.
Экстремально дешевые изделия «noname», могут просто треснуть при эксплуатации, обеспечив гарантированные проблемы для дорогостоящего электрооборудования.
Видео по теме
youtube.com/embed/9cslhkBGGQk» frameborder=»0″ allowfullscreen=»allowfullscreen»>Транспортный словарь — Изучение английского словаря
Выучите английский словарь
Транспортный словарь
Полезный словарь
(аэро) самолет (ы) | (би) цикл (с) | лодка (и) | автобус (а) | автомобиль (а) |
---|---|---|---|---|
вертолет (а) | грузовик (грузовые автомобили) | мопед (и) | (мотор) велосипед (и) | корабль (я) |
подводная лодка (и) / подлодка (и) | цистерна (и) | такси | поезд (а) | трамвай |
трубный поезд (и) / | микроавтобус (а) | яхта (и) |
Произношение Нажмите здесь
А теперь попробуй флешки
Сборка
Как вы туда попали?
По воздуху |
---|
В аэропорту. / На подиуме. / В воздухе. |
В аэропорту. / На вертолетной площадке. / В воздухе. |
Дорожным транспортом |
По трассе. / В дороге. / В гараже. |
На стоянке такси./ В дороге. / В гараже. |
В дороге. / В гараже. |
На автобусной остановке. / В дороге. / В гараже. |
В дороге./ В гараже. |
В дороге. / В гараже. |
В дороге. / В гараже. |
Морским путем |
В порту./ В гавани. / На воде. |
В порту. / В гавани. / Под морем. |
В гавани. / На воде. |
По железной дороге |
На платформе./ По рельсам. / На вокзале. |
По трубе / под землей |
По рельсам. / На вокзале. |
Пешком |
Естественно говорящие полезные фразы
Справочная | Справка |
---|---|
Вопросы о поездах / автобусах
Покупка билета на поезд
| Вопросы о полете
Покупка билета на самолет
|
Диалог
Мистер Смит регистрируется в аэропорту.
Регистрация в аэропорту — разговор | |
---|---|
Секретарь: | Доброе утро. |
Г-н S: | Это правильный стол? Мой рейс — BA123. |
Секретарь: | Да, верно. Мне нужен ваш паспорт и билет, пожалуйста. |
Г-н S: | Вот и все. |
Секретарь: | Спасибо. У вас есть багаж, который нужно сдать, мистер Смит? |
Г-н S: | Да, эти два чемодана. |
Секретарь: | Не могли бы вы положить их на ленту конвейера? |
Г-н S: | Конечно. Я не думаю, что они закончились. |
Секретарь: | Нет. Это нормально. Вы хотите место у окна или прохода? |
Г-н S: | Место у окна, пожалуйста. |
Секретарь: | … Вот ваши багажные бирки и посадочный талон. Ваше место — 36B. |
Г-н S: | Спасибо. Какое время посадки? |
Секретарь: | Посадка на самолет через 30 минут. Вы выходите из выхода 15. Удачного полета. |
Г-н S: | Спасибо.Прощай. |
Поезда и путешествия | LearnEnglish Teens
A.
Пассажир: Простите? С какой платформы отправляется поезд до Кембриджа?
Дежурный на вокзале: Поезд 10:15 или 10:40?
Пассажир: 10:15.
Дежурный на вокзале: Поезд 10:15 отправляется с платформы 3.
Пассажир: Спасибо.
Б.
Пассажир: Привет. Можно мне билет на следующий поезд до Манчестера?
Продавец билетов на поезд: В один конец или в оба конца?
Пассажир: Эээ, одноместный, пожалуйста.
Продавец билетов: Следующий поезд отправляется в 12:30 с платформы 2.
Пассажир: А сколько это стоит?
Продавец билетов на поезд: £ 13: 50
С.
Билетный инспектор: Билеты, пожалуйста. Могу я посмотреть ваш билет?
Пассажир: Да, вот и ты.
Билетный инспектор: Этот билет предназначен для Оксфорда.
Пассажир: Да, верно.
Билетная касса: Но этот поезд идет не в Оксфорд, а в Ливерпуль.
Пассажир: Что? Ливерпуль? о нет!
Д.
Объявление на вокзале: Следующий поезд, прибывающий на платформу 1, идет в 15:45 до Эксетера, останавливается в Bristol Temple Meads и прибывает в Exeter St David’s в 18:30.
E.
Гарри: Во сколько наш поезд возвращается в Лондон?
Ангел: Отправление в 4:30. У нас всего 5 минут.
Гарри: С какой платформы он уходит?
Ангел: Платформа 2. Смотри туда.
Гарри: Я нигде не вижу наш поезд. Покажи мне билет. Смотрите, там написано 4:20, а не 4:30!
Ангел: О нет, мы это пропустили.
Гарри: Нет, уже поздно. Смотри, вот оно.
Ангел: Уф, повезло!
Текст 11 A. КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЕТИ
Компьютерная сеть — это серия соединений и связанных устройств, через которые компьютеры могут связываться с другими компьютерами. Компьютерная сеть состоит из двух или более компьютеров, соединенных между собой для совместного использования ресурсов (например, принтеров), обмена файлами или обеспечения электронной связи.В компьютерной сети отдельные станции, называемые «узлами», могут быть компьютерами, терминалами или коммуникационными блоками различных типов. Компьютеры в сети могут быть связаны с помощью кабелей, телефонных линий, радиоволн, спутников или инфракрасных лучей.
В дополнение к физическому соединению компьютеров и устройств связи, сетевая система выполняет функцию создания единой архитектуры, которая обеспечивает почти непрерывную передачу данных при использовании различных типов оборудования. Взаимодействие открытых систем (OSI) и системная сетевая архитектура IBM — две популярные архитектуры, используемые в настоящее время.
Локальные сети и глобальные сети — это два основных типа сетей.
Локальная сеть (LAN) — это компьютерная сеть, охватывающая локальную область. Это может быть дом, офис или небольшая группа зданий, например, колледж или фабрика. Топология сети определяет ее физическую структуру. Общепринятый максимальный размер локальной сети — 1 квадратный километр.В настоящее время существуют две распространенные технологии подключения для LAN, Ethernet и Token Ring. Локальная сеть обычно включает два или более ПК, принтеры, компакт-диски и устройства хранения большой емкости, называемые файловыми серверами, которые позволяют каждому компьютеру в сети получать доступ к общему набору файлов. LAN управляется программным обеспечением операционной системы LAN. Пользователи LAN могут также иметь доступ к другим LAN или подключаться к глобальным сетям. ЛВС с аналогичной архитектурой связаны точками передачи, называемыми «мостами», а ЛВС с разной архитектурой используют «шлюзы» для преобразования данных при их передаче между системами. Маршрутизатор используется для установления соединения между локальными сетями.
Глобальная сеть (WAN) — это компьютерная сеть, охватывающая обширную географическую область и включающая большое количество компьютеров. Компьютерные сети могут связывать компьютеры с помощью кабелей, оптических волокон или спутников и модемов. Обычно глобальные сети используются для соединения локальных сетей вместе. Многие глобальные сети созданы для одной конкретной организации и являются частными, другие, построенные поставщиками услуг Интернета, обеспечивают соединения из локальной сети организации в Интернет.Глобальные сети чаще всего строятся из выделенных линий. На каждом конце выделенной линии маршрутизатор используется для подключения к локальной сети с одной стороны и концентратора в глобальной сети с другой.
Лучшим примером глобальной сети является Интернет, совокупность сетей и шлюзов, связывающих миллионы пользователей компьютеров на всех континентах. Сети в Интернете связаны общими коммуникационными программами и протоколами. Протокол — это набор установленных стандартов, которые позволяют компьютерам взаимодействовать друг с другом.Для WAN можно использовать ряд сетевых протоколов, таких как TCP / IP, X.25, ATM и Frame Relay. С помощью Интернета пользователи могут получать различную информацию, просматривая кнопки, выделенный текст или сложное программное обеспечение для поиска, известное как поисковые системы.
Задание 2. Ответьте на вопросы.
1. Что такое компьютерная сеть?
2. Из чего состоит компьютерная сеть?
3.Для чего подключены компьютеры в сети?
4. Что такое узел в компьютерной сети?
5. Как можно связать компьютеры в сети?
6. Какую функцию выполняет сетевая система помимо физического соединения компьютеров и устройств связи?
7. Какие две популярные архитектуры используются в настоящее время?
8. Что такое локальная сеть?
9. Что определяет физическую структуру сети?
10. Каков общепринятый максимальный размер локальной сети?
11. Какие технологии проводки для локальной сети существуют в настоящее время?
12. Что обычно включает в себя LAN?
13. Чем управляется LAN?
14. К чему могут иметь доступ пользователи локальной сети?
15. Что такое мост?
16. Что такое шлюз?
17. Для чего используется маршрутизатор?
18. Что такое глобальная сеть?
19.Как можно связать компьютерные сети?
20. Для чего обычно используются глобальные сети?
21. Что предоставляют глобальные сети, созданные интернет-провайдерами?
22. Из чего чаще всего строятся глобальные сети?
23. Что такое Интернет?
24. Какие сети связаны между собой в Интернете?
25. Что такое сетевой протокол?
Задание 3. Дайте синонимы (а) и антонимы (б) для слов ниже:
a) подключиться к sth, разрешить, связать, покрыть (), область, разнообразие, бесшовную, различную, общую, топологию, конкретную, обычно, через;
b) передача, выделение, разрешение, включение, покрытие (), принятие, разнообразие, индивидуальное, различное, различное, частное, в общем, соединение.
Задача 4. Какие из приведенных ниже предложений верны, а какие — ложны? Исправить неправильные.
1. Повышение скорости обработки — основная идея компьютерной сети.
2. В компьютерной сети отдельные станции, называемые «узлами», могут быть компьютерами, терминалами или коммуникационными блоками различных типов.
3. Компьютеры в сети могут быть связаны через сеть связи, называемую шиной.
4. Помимо физического соединения компьютеров и устройств связи, сетевая система выполняет функцию создания единой архитектуры, которая позволяет преобразовывать данные при их передаче между системами.
5. Ethernet и Token Ring — две популярные сетевые архитектуры, используемые в настоящее время.
6. Локальная сеть — это компьютерная сеть, охватывающая локальную область.
7. Размер сети определяет ее физическую структуру.
8. Общепринятый максимальный размер локальной сети составляет 1 квадратную милю.
9. ЛВС обычно включает два или более ПК, принтеры, компакт-диски и устройства хранения большой емкости, называемые точками передачи, которые позволяют каждому компьютеру в сети получить доступ к общему набору файлов.
10. ЛВС управляется программным обеспечением операционной системы ЛВС.
11. ЛВС с похожей архитектурой связаны точками передачи, называемыми «узлами», а ЛВС с разной архитектурой используют «мосты» для преобразования данных при их передаче между системами.
12. Концентратор используется для соединения между локальными сетями.
13. Глобальная сеть — это компьютерная сеть, охватывающая обширную географическую область и включающая большое количество шлюзов.
14. Компьютерные сети могут связывать компьютеры с помощью кабелей, оптических волокон или спутников и модемов.
15. Обычно глобальные сети используются для соединения локальных сетей.
16. Многие глобальные сети созданы для одной конкретной организации и являются персональными, другие, построенные поставщиками услуг Интернета, обеспечивают соединения из локальной сети пользователя в Интернет.
17. Глобальные сети чаще всего строятся из выделенных линий.
18. На каждом конце выделенной линии используется концентратор для подключения к локальной сети с одной стороны и модем в глобальной сети с другой.
19. Интернет — это совокупность маршрутизаторов и мостов, связывающих миллионы пользователей компьютеров на определенном континенте.
20. Протокол — это системное программное обеспечение, которое позволяет компьютерам получать доступ к набору общих файлов.
Задача 5.Приведите украинские эквиваленты следующих английских групп слов:
состоит из двух или более компьютеров; чтобы делиться ресурсами; обмениваться файлами; разрешить электронную связь; отдельные станции; узлы связи различного типа; компьютеры в сети; инфракрасные световые лучи; помимо физического подключения компьютеров; функция создания целостной архитектуры; чтобы обеспечить практически непрерывную передачу данных; различное оборудование; в настоящий момент; для покрытия придомовой территории; файловый сервер; общепринятый максимальный размер ЛВС; две распространенные технологии подключения; для доступа к общему набору файлов; подключаться к глобальным сетям; ЛВС с похожей / разной архитектурой; конкретная организация; Интернет-провайдеры; для обеспечения соединений из локальной сети организации в Интернет; строиться из выделенных линий; набор сетей и шлюзов; миллионы пользователей компьютеров на всех континентах; сети в Интернете; установленные стандарты; чтобы компьютеры могли общаться друг с другом; ряд сетевых протоколов;
через Интернет; разнообразная информация; для просмотра с помощью кнопок и выделенного текста; сложное программное обеспечение для поиска, известное как поисковые системы.
Задание 6. Приведите английские эквиваленты следующих украинских групп слов:
; ; ; ; -; ; ; ;㳿 璺; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ;璺; ; ,; ; ; ; ; ; /.
Задание 7. Завершите предложения, правильно используя слова, указанные в скобках ниже.Следите за правильной грамматической формой!
1. Компьютерная сеть компьютеров.
2. Это могут быть соединенные кабели, телефонные линии, радиоволны, спутники или инфракрасные лучи.
3. Сетевая система, физически соединяющая компьютеры и устройства связи, выполняет функцию целостной архитектуры, обеспечивающей передачу данных с использованием оборудования различных типов.
4. Локальная сеть локальная.
5. Физическая структура сети.
6., существует две технологии подключения для LAN, Ethernet и Token Ring.
7. Пользователи LAN могут также пользоваться глобальными сетями.
8. Многие глобальные сети созданы для одной организации и являются частными.
9. Интернет — это сеть и шлюзы, связывающие миллионы пользователей компьютеров на континентах.
10. В Интернете пользователи могут просматривать разнообразную информацию с помощью кнопок, выделенного текста или сложного программного обеспечения для поиска, известного как поисковые системы.
(посредством; быть составленным из; гладким; широко распространенным; с помощью; все; в настоящее время; вместе с; включить; территорию; указать; подключиться к; создание; установить; определенные; сетевые компьютеры; получить; использование; объятия; конфигурация; несколько)
Задание 8. Составьте все возможные вопросы к предложениям ниже.
1. Компьютерная сеть состоит из двух или более компьютеров.
2. Локальная сеть покрывает локальную зону.
3. Топология сети определяет ее физическую структуру.
4. В настоящее время существует две распространенных технологии подключения для локальной сети.
5. Файловые серверы позволяют каждому компьютеру в сети получать доступ к общему набору файлов.
6. ЛВС управляется программным обеспечением операционной системы ЛВС.
7. Пользователи LAN могут также иметь доступ к другим LAN или подключаться к глобальным сетям.
8. «Шлюзы» преобразуют данные по мере их передачи между системами.
9. Маршрутизатор используется для соединения между локальными сетями.
10. Глобальные сети чаще всего строятся из выделенных линий.
Задача 9: Сопоставьте столбцы, чтобы завершить определения.
1. шлюз интерфейс …
2. Мост представляет собой комбинацию аппаратного и программного обеспечения…
3. Магистраль — это сетевой путь передачи …
4. Маршрутизатор — специальный компьютер …
5. Сеть — это количество компьютеров и периферийных устройств …
6. A LAN — это сеть …
7. Сервер — мощный компьютер …
8. Клиент — это сетевой компьютер…
9. Тонкий клиент — простой компьютер …
10. Концентратор — электронное устройство …
() … подключение компьютеров на небольшом расстоянии, например, внутри компании.
() … направление сообщений при подключении нескольких сетей.
() … используется для доступа к службе на сервере.
() … соединение всех кабелей данных в сети.
() … используется для подключения однотипных сетей.
() … состоящий из процессора и памяти, дисплея, клавиатуры, мыши и жестких дисков
Только.