Закрыть

Как проверить дроссель лампы дневного света: Как проверить дроссель — 5 причин неисправности балласта ламп дневного света. Проверка ПРА и ЭПРА отличия.

Как проверить дроссель — 5 причин неисправности балласта ламп дневного света. Проверка ПРА и ЭПРА отличия.

Лампы дневного света, несмотря на популяризацию светодиодного освещения, до сих пор остаются одним из распространенных видов осветительных приборов в домах, гаражах и производственных помещениях.

Когда такой светильник перестает гореть, первым делом грешат на саму лампочку или стартер. А если они не виноваты, как проверить другой не менее важный элемент – дроссель?

Для чего нужен дроссель

Во-первых, определимся, что же такое дроссель или как его еще называют балласт. По сути, это обыкновенная катушка индуктивности с ферромагнитным сердечником.

Вот так она выглядит в разрезе.

В схемах балласт нужен для трех функций:

  • контроля тока, чтобы он не превышал номинала
  • образование за счет индуктивности кратковременного импульса повышенного напряжения
  • сглаживания возможных пульсаций в сети 220В

Подключается он последовательно, а параллельно ему монтируется стартер.

Стартер необходим для поджига лампы.

Как работает лампа дневного света

Напряжение, которое подводится к спиральным электродам на концах лампы, изначально недостаточно для ее розжига. И тут на помощь приходит дроссель и стартер.

После появления напряжения в стартере, внутри образуется разряд, который нагревает биметаллический электрод.

Из-за нагрева форма электрода меняется и происходит его замыкание.

В результате чего, резко возрастает ток и электроды раскаляются. Ток ограничивается только сопротивлением самого дросселя.

У стартера контакты постепенно остывают и размыкаются. При размыкании, благодаря дросселю, в лампе возникает эффект самоиндукции, с образованием высоковольтного импульса и электрического разряда напряжением до 1000В.

От этого разряда создается ультрафиолетовое свечение ртутных паров, которыми заполнена колба. Оно оказывает воздействие на люминофор, и только благодаря ему, мы и можем различать свет в привычном для нас спектре.

Если для кого-то это объяснение слишком заумно, то вот одно из самых простых и понятных видео, объясняющих на доступном всем языке, как же работает лампа ЛДС.

Получается, что сам процесс включения люминесцентной лампы дневного света довольно длителен и занимает 5 этапов:

  • подача 220В из розетки и замыкание контактов стартера
  • разогрев спиралей электродов
  • размыкание контактов стартера
  • подача высоковольтного импульса от дросселя
  • образование тлеющего разряда в колбе и поддержка его внешним напряжением 220В + шунтирование стартера и исключение его из схемы

Как видно из процесса запуска, при неисправности ламп, виноватыми могут быть три элемента:

  • сама лампочка
  • стартер
  • дроссель

При этом, чаще всего повреждаются лампочки и стартера – из-за перегоревших вольфрамовых нитей и конденсаторов.

Узнать об этом проще всего – заменив стартер или лампочку. Тем более, что стоят они копейки. А вот как быстро узнать о неисправности дросселя?

Как проверить дроссель ПРА без мультиметра

Без специальных измерительных приборов о неисправности ПРА может свидетельствовать эффект огненной змейки. Вы визуально сможете наблюдать ее внутри лампы.

О чем это говорит? А говорит это в первую очередь о том, что есть превышение максимально допустимого тока. Из-за чего заряд потерял стабильность.

Также может наблюдаться неустойчивое свечение или мерцание лампы. При поломке балласта, светильник не загорится с первого раза.

В результате, стартер будет постоянно запускаться и отключаться, запускаться и отключаться. От таких частых пусков, возле спиралей на концах лампы появляются почернения.

Еще один способ проверки без измерительных приборов и мультиметра – контрольная лампочка.

Мощность ее должна быть примерно такой же, как и мощность самого дросселя.

Подключаете ее последовательно по следующей схеме с ПРА и смотрите как она светит.

  • если не горит совсем – в балласте обрыв, дроссель неисправен
  • горит ярко – в балласте межвитковое короткое замыкание
  • моргает или светит в половину накала – дроссель исправен

Проверка балласта ПРА мультиметром

Но чтобы точно убедиться в повреждении дросселя, все таки лучше воспользоваться мультиметром и провести замеры.

Повреждение дросселя может быть пяти видов:

  • замыкание разных обмоток
  • замыкание витков в одной обмотке
  • неисправность магнитопровода
  • пробой на корпус

Какой-то из проводов, которым намотан дроссель может просто оборваться. Выявляется это легко.

Переводите мультиметр в режим измерения сопротивления и касаетесь щупами выводов дросселя.

Если высвечиваются показания ”бесконечность” это и свидетельствует об обрыве.

При замерах только не касайтесь голых кончиков щупов руками. Иначе замерите сопротивление своего тела, а не дросселя.

Кстати, обрыв из всех видов поломок, выявить проще всего. Это можно сделать даже без мультиметра, с помощью обычной индикаторной отвертки.

Ничего выключать и разбирать не нужно, провода тоже не отсоединяются. Если индикатор светится во входной клемме ПРА:

а на выходе свечения нет:

то считайте что обрыв вы нашли.

Замыкание обмоток

Некоторые дросселя могут иметь не одну, а две обмотки. В нормальном режиме они должны быть изолированы между собой.

Но изоляция может высохнуть или нарушиться.

Чтобы узнать о замыкании, мультиметром проверьте выводы не одной, а разных обмоток. Если у вас высветятся непонятно малые цифры, то значит обмотки замкнуты.

Межвитковое замыкание

Если дроссель у вас постоянно грелся, то его лакированная изоляция проводов, могла высохнуть. И один или несколько близлежащих витков, просто спекутся между собой.

Найти такое повреждение очень трудно, даже при помощи мультиметра.

Нужно точно знать изначальные значения сопротивления обмотки, чтобы было с чем сравнивать. Если у вас замкнулись один или два витка, то разницу обычным тестером вы и не увидите.

Найти витковое замыкание можно при спекании достаточно большого количества проводников. Тогда разницу будет видно сразу.

Нормальный (не китайский дроссель), имеет примерно следующие сопротивления:

  • мощностью на 20Вт — сопротивление от 55 до 60 Ом
  • мощностью на 40Вт – сопротивление от 24 до 30 Ом
  • мощностью на 80Вт – сопротивление от 15 до 20 Ом

Магнитопровод

Сердечник дросселя выполнен из ферромагнитных материалов. А они (ферриты), довольно капризны сами по себе.

При эксплуатации, на поверхности запросто могут образоваться трещинки или сколы. Если такое произошло, значит у дросселя изменятся параметры катушек индуктивности.

Еще в сердечниках из-за механических нагрузок могут измениться специальные зазоры.

Проверить индуктивность дросселя можно не всеми мультиметрами. Большинство к сожалению, такой функции лишены.

Однако опять же, чтобы понять проблему, вам нужно знать первоначальные значения данной индуктивности.

Пробой на корпус

О неисправности катушки может свидетельствовать ее нулевое сопротивление относительно корпуса. Здесь ничего сложного в проверке нет.

Один щуп мультиметра подносите к металлическим частям корпуса, а другим касаетесь к выводам катушки дросселя.

Проверять можно и в режиме прозвонки цепи. Если звукового сигнала не будет, значит пробоя нет.

Повреждение электронного дросселя

А если балласт у вас электронный, как проверить его? ЭПРА как сокращенно их называют, уже не похож на индуктивную катушку.

Все современные модели выпускаются с электронными дросселями без стартеров.

ЭПРА расшифровывается как — электронная пуско-регулирующая аппаратура.
У нее множество электронных компонентов напаяны на плату и помещены в один корпус.

Прозвонить мультиметром всего лишь два конца здесь уже не получится. Придется последовательно шаг за шагом проверять все элементы схемы.

Начинать лучше с предохранителя. Вызваниваете его целостность в режиме прозвонки.

Далее осматриваете конденсаторы. У тех, которые в виде бочонков, можно определить повреждение даже визуально, по вздутию нижней части.

Еще внимательно проглядите все места пайки. Какие-то ножки могут отвалиться и контакт пропадет.

Диоды и транзисторы также проверяются мультиметром, после переключения его в соответствующий режим измерения.

Данные сопротивлений берите из таблиц в интернете, согласно их расцветки.

И сравнивайте с теми фактическими замерами, которые у вас получились.

В общем, чтобы проверить и отремонтировать электронный дроссель, понадобятся минимальные навыки радиолюбителя.

Вот очень хорошее и подробное видео по проверке каждого элемента на плате ЭПРА, с заменой поврежденных деталей на исправные. Тем более, что повреждений здесь оказалось не одно, а несколько.

Проверка дросселя лампы дневного света (с мультиметром и без него)

На чтение 6 мин Просмотров 1.9к. Опубликовано Обновлено

Содержание

  1. Таблица основных неисправностей
  2. Способы проверки
  3. Без тестера
  4. При помощи мультиметра
  5. На обрыв
  6. На короткое замыкание
  7. На пробой корпуса
  8. Заключение

Еще недавно лампа дневного света была единственной альтернативой лампе накаливания. Ее использование помогало экономить электроэнергию и, в определенной мере, выбирать цветовую температуру освещения. Но с одной проблемой не каждый домашний мастер мог справиться – поиск неисправностей и устранение их в дополнительных элементах, сопутствующих лампам дневного света.

Таблица основных неисправностей

Основные виды неисправности, которые на практике возникают в дросселях, сведены в таблицу.

Вид неисправностиК чему ведетВнешнее проявление
Обрыв обмотки катушки или внутренней проводкиРазрыв электрической цепиСветильник не горит (нет даже мигания)
Межвитковое замыканиеПотеря индуктивности, снижение реактивного сопротивленияПерегорание спиралей ламп (включая повторное после замены), мигание без устойчивого зажигания
Замыкание на корпусВ сети с защитным проводником создает замыкание на землюЕсли подключен проводник PE, вызывает сверхток и срабатывание защитного аппарата. Если защитное заземление в сети отсутствует, может себя не проявлять, но на корпусе прибора при этом присутствует напряжение сети.
Потеря ферромагнитных свойств сердечника катушки (в результате перегрева и т.п.)Потеря индуктивности, снижение реактивного сопротивленияПерегорание спиралей ламп (включая повторное после замены), мигание без устойчивого зажигания

Способы проверки

Для диагностики состояния желательно применять приборы, но если их нет, оценку состояния можно сделать и без них.

Без тестера

Проверить дроссель люминесцентной лампы можно без тестера и других приборов (хотя бы индикаторной отвертки). Но достоверность этих методов ограничена.

  1. В первую очередь это поведение лампы. Если при подаче напряжения она мигает, но не доходит до устойчивого свечения, значит, есть повод проверить дроссель (хотя могут быть и другие причины, включая неисправность самой лампы). При обрыве в катушке мигания не будет – схема совсем не будет подавать признаков жизни.
  2. Визуальный осмотр. Если на корпусе дросселя есть почернение, вздутие, следы локальных перегревов – все это повод усомниться в исправности аппарата. Его надо заменить или выполнить диагностику с помощью приборов.
  3. Установка в заведомо исправный светильник взамен штатного. Если после замены осветительный прибор перестанет работать, значит, дело в дросселе. Или, наоборот, в неработающий светильник установить заведомо исправный дроссель. Если проблема решится, значит, неисправность найдена.

Можно собрать стенд для проверки элементов ПРА. Это имеет смысл, если приходится обслуживать систему освещения здания, офиса, цеха и т.п., построенную с применением люминесцентных ламп. В качестве стенда можно взять готовый светильник и заменять в нем штатные детали на тестируемые, а можно собрать несложную схему. В ней используется обычная лампа накаливания на 220 вольт.

Стенд для проверки балластов.

Для проверки дросселя лампы дневного света используются свойства индуктивного сопротивления катушки дросселя. Возможны различные ситуации:

  • лампа горит вполнакала – дроссель исправен, его реактивное сопротивление ограничивает ток в последовательной цепи;
  • лампа горит в полную яркость – межвитковое замыкание, индуктивность катушки мала, реактивная составляющая сопротивления близка к нулю;
  • лампа не горит – обрыв внутри дросселя.

Проверять элементы электронной пускорегулирующей аппаратуры (ЭПРА) на таком стенде не получится. Она работает по другому принципу.

При помощи мультиметра

Мультиметр дает более широкие возможности для проверки элементов ПРА и достоверность подобного тестирования выше.

На обрыв

Для проверки на обрыв мультиметр в режиме измерения сопротивления (или звуковой прозвонки) надо подключить к выводам балласта. Если устройство исправно, тестер покажет сопротивление несколько десятков ом (зависит от типа дросселя, у большинства распространенных моделей около 55..60 ом).

Проверка на обрыв.

Если внутри цепь оборвана, измерительный прибор покажет бесконечное сопротивление.

Также на обрыв балласт можно проверить с помощью индикаторной отвертки. Это можно сделать, не демонтируя аппарат из светильника, а лишь сняв крышку и подав питание 220 вольт (включив выключатель освещения).

Проверка на обрыв индикаторной отверткой.

Надо проверить наличие напряжения на входе дросселя, а потом на выходе. Если питание на вход балласта приходит, а на выходе его нет, значит в дросселе обрыв.

Читайте также: Как правильно подключить люминесцентную лампу

На короткое замыкание

Короткое замыкание – нечастая неисправность. Она может возникнуть в результате глобальной проблемы – спекания витков катушки и т.д.

Проверка на замыкание.

Проверяется так же, как на обрыв, но в случае неисправности цифровой прибор покажет сопротивление около нуля.

Гораздо более вероятная проблема – межвитковое замыкание. Обнаружить ее в режиме проверки сопротивления практически невозможно. Если замкнулось малое количество витков (2-3), омическое сопротивление практически не изменится, а индуктивность резко упадет. Не каждый недорогой мультиметр имеет функцию замера индуктивности, да еще с достаточной точностью. К тому же надо знать индуктивность исправного прибора, а этот параметр производители указывают редко. Но можно попытаться сравнить индуктивность тестируемого балласта с индуктивностью заведомо исправного.

Проверка на межвитковое замыкание.

Также к потере индуктивности может привести изменение параметров сердечника (вследствие перегрева, механического повреждения и т.д.). И в этом случае неисправность обнаружить непросто.

Читайте также

Как сделать ремонт люминесцентных светильников своими руками

 

На пробой корпуса

Для проверки на пробой на корпус надо один щуп тестера подсоединить к корпусу устройства, другой к выводу балласта (потом к другому).

Проверка на замыкание на корпус.

Если дроссель исправен, мультиметр покажет бесконечное сопротивление. Если пробой присутствует, то либо ноль, либо какое-то значение, зависящее от места пробоя:

  • если замыкание произошло в точке 2, то тестер покажет полное сопротивление катушки;
  • если в точке 1 – ноль;
  • в точке 3 – какое-то промежуточное значение.

Вне зависимости от места пробоя, измеряемое сопротивление будет меньше бесконечности.

Заключение

Традиционная пускорегулирующая арматура ламп дневного света вытесняется электронной (ЭПРА), да и сами люминесцентные лампы активно уходят в прошлое – пришло время тотального доминирования светодиодного освещения. Но в прошлом лампы дневного света были популярны, ими оснащено большое количество систем освещения, они выпускаются до сих пор. Поэтому вопрос проверки дросселей на исправность еще долго будет актуален.

Проверка дросселя лампы дневного света (мультиметром и без)

Опубликовано: 01.09.2021

Тип отказа неисправность Потеря индуктивности, уменьшение реактивного сопротивления Перегорание катушек ламп (в т.ч. после замены), мигание без стабильного зажигания
Замыкание на землю В цепи с защитным проводником создает замыкание на землю защитное устройство При отсутствии защитного заземления в сети оно может не проявляться, но сетевое напряжение все еще присутствует на корпусе устройства
Потеря ферромагнитных свойств сердечника катушки (в результате перегрева и т. п. ) Потеря индуктивности, уменьшение реактивного сопротивления Перегорание катушек ламп (в том числе повторное возгорание после замены), мигание без стабильного зажигания недоступны, состояние можно оценить без них.

Без тестера

Проверить дроссель люминесцентной лампы можно без тестера и других инструментов (хотя бы отвертки). Но надежность этих методов ограничена.

  1. В первую очередь это поведение лампы . Если при подаче питания он мигает, но не достигает устойчивого свечения, то есть повод проверить дроссель (хотя могут быть и другие причины, в том числе неисправность самой лампы). Если в катушке обрыв, то перепрошивки не будет — схема вообще не будет подавать признаков жизни.
  2. Визуальный осмотр . Если дроссельная заслонка почернела, вздулась, следы местного перегрева – все это повод усомниться в исправности устройства. Его необходимо заменить или продиагностировать с помощью приборов.
  3. Установка в заведомо неисправный светильник вместо штатного. . Если после замены светильник перестал работать, значит, проблема в дросселе. Или, наоборот, можно установить в неработающий светильник заведомо исправный дроссель. Если проблема решена, то неисправность найдена.

Можно собрать стенд для проверки элементов ПРА. Это имеет смысл, если вам необходимо обслуживать систему освещения здания, офиса. Это необходимо для обслуживания системы освещения здания, офиса, мастерской и т.п., построенных с использованием люминесцентных ламп. В качестве испытательного стенда можно взять готовую лампу и заменить в ней штатные детали на пробные, а можно собрать простую схему. В нем используется обычная лампа накаливания на 220 вольт.

Испытательный стенд для балластов.

Свойства индуктивного сопротивления катушки дросселя используются для проверки дросселя лампы дневного света. Возможны разные ситуации:

  • лампа горит на полусвете — дроссель исправен, его реактивное сопротивление ограничивает ток в последовательной цепи;
  • лампа горит на полную яркость — имеется межвитковое замыкание, индуктивность катушки мала, реактивная составляющая сопротивления близка к нулю
  • Лампа не горит — Поломка прерывателя внутри дросселя.

Проверка элементов ЭПРА (ЭПРА) на таком испытательном стенде невозможна. Он работает по другому принципу.

Если испытывается дроссель с пробоем корпуса, то при подаче питания на его корпусе будет присутствовать линейное напряжение. Подключаемые элементы ПРА должны быть выключены. Примите меры предосторожности при подаче питания.

Использование мультиметра

Мультиметр дает больше возможностей для проверки элементов ПРА и надежность такой проверки выше.

Обрыв цепи

Для проверки на обрыв подключите мультиметр в режиме измерения сопротивления (или аудиодиод) к контактам балласта. Если прибор исправен, тестер покажет сопротивление в несколько десятков Ом (зависит от типа дросселя, у большинства распространенных моделей около 55…60 Ом).

Проверка обрыва цепи.

Если цепь внутри разомкнута, измеритель покажет бесконечное сопротивление.

Балласт также можно проверить на поломку с помощью индикаторной отвертки. Это можно сделать, не снимая блок со светильника, просто сняв крышку и подав питание 220 вольт (включив выключатель света).

Проверить на наличие поломок индикаторной отверткой.

Необходимо проверить наличие напряжения на входе дросселя и затем на выходе. Если на вход балласта приходит питание, а на выходе нет, значит, в дросселе обрыв.

Читайте также: Как правильно подключить люминесцентную лампу

Короткое замыкание

Короткое замыкание не является обычной неисправностью. Может возникнуть в результате глобальной проблемы — спекание витков катушки и т.д.

Проверить на замыкание.

Это то же самое, что и проверка на обрыв цепи, но в случае неисправности цифровой измеритель покажет сопротивление около нуля.

Гораздо более вероятная проблема — межвитковая неисправность. Практически невозможно обнаружить в режиме проверки сопротивления. Если закоротить небольшое количество витков (2-3), омическое сопротивление сильно не изменится, а индуктивность сильно упадет. Не каждый недорогой мультиметр имеет функцию измерения индуктивности с достаточной точностью. Кроме того, необходимо знать индуктивность работающего устройства, а этот параметр редко указывается производителями. Однако можно попробовать сравнить индуктивность проверяемого балласта с индуктивностью заведомо исправного балласта.

Проверить наличие межвитковых замыканий.

Также изменение параметров сердечника (из-за перегрева, механических повреждений и т.п.) может привести к потере индуктивности. И в этом случае неисправность обнаружить непросто.

Читайте также

Как отремонтировать люминесцентные светильники своими руками

 

Для проверки на пробой корпуса

Для проверки на пробой на землю необходимо подключить один щуп тестера к корпусу прибора , другой к свинцу балласта (затем к другому).

Проверить короткое замыкание на шасси.

Если дроссель цел, мультиметр покажет бесконечное сопротивление. При наличии пробоя либо ноль, либо некоторое значение в зависимости от места пробоя:

  • если пробой произошел в точке 2, тестер покажет полное сопротивление катушки;
  • если в точке 1 ноль;
  • в точке 3 — какое-то промежуточное значение.

Независимо от места пробоя измеренное сопротивление будет меньше бесконечности.

Заключение

Традиционные балласты люминесцентных ламп заменяются электронными (ЭБ), а сами люминесцентные лампы активно уходят в прошлое — пришло время тотального господства светодиодного освещения. Но в прошлом были популярны лампы дневного света, ими комплектовалось большое количество систем освещения, они выпускаются и сегодня. Поэтому вопрос проверки дросселей на неисправность будет актуален еще долгое время.

Зачем нужна дроссельная катушка при использовании люминесцентных ламп с сетью переменного тока?

Последняя обновленная дата: 27 марта 2023 г.

Общее представление: 281,7K

Просмотр сегодня: 2,58K

Ответ

Проверенные

281,7K+ виды

9000 HINT:

света явлением флуоресценции. Внутри него находятся пары ртути, которые возбуждаются и излучают УФ-лучи, которые заставляют люминофор на стенках трубки светиться и излучать свет.

Полный пошаговый ответ:
Внутри люминесцентной лампы находятся пары ртути, которые возбуждаются при приложении к ней очень высокой разности потенциалов или напряжения. Пар возбуждается и производит ультрафиолетовое излучение, которое взаимодействует с люминофорным покрытием на внутренних стенках световой трубки, и люминофор создает свечение света, исходящего от световой трубки.
Дроссельная катушка используется для создания высокого напряжения на трубке. Дроссельная катушка по сути является катушкой индуктивности. Катушка индуктивности используется потому, что, в отличие от резистора, дроссельная катушка не рассеивает энергию в виде тепла при прохождении через нее тока. Дроссельная катушка имеет индуктивное сопротивление, которое не вызывает рассеяния энергии. Также гораздо проще управлять сетью переменного тока с помощью катушек индуктивности, таких как дроссельная катушка.
Это делает люминесцентную лампу гораздо более эффективной с точки зрения потребляемой мощности и производимого света, чем обычные лампы накаливания. Это связано с тем, что лампы накаливания рассеивают много энергии в виде тепла, когда ток проходит через нить накаливания.

Примечание: Люминесцентные лампы уже постепенно заменяются другими лучшими альтернативами, такими как светодиодные лампы. Светодиоды или «светоизлучающие диоды» — это простые диоды с p-n переходом, которые излучают свет, когда возбужденный электрон возвращается из зоны проводимости в валентную зону. Ширина запрещенной зоны светодиодов может быть изменена за счет использования различных материалов и, таким образом, может быть изменена энергия (и, следовательно, длина волны и цвет) излучаемого света.

Недавно обновленные страницы

Большинство эубактериальных антибиотиков получают из биологии ризобий класса 12 NEET_UG

Саламиновые биоинсектициды были извлечены из биологии класса 12 А NEET_UG

Какое из следующих утверждений относительно бакуловирусов класса 12 Sew00000_9000_ канализационные трубы не должны быть непосредственно 12 класса биологии NEET_UG

Очистка сточных вод выполняется микробами A.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *