Как прозвонить электродвигатель мультиметром — полезные советы
При поломке бытового электроприбора приходится проверять по отдельности все его компоненты.
И если тестирование датчиков затруднений не вызывает — обычно достаточно проверить сопротивление, то с двигателем все не так просто.
Этот узел устроен куда сложнее, и чтобы выявить его неисправность, требуется знать методику проверки. Далее расскажем о том, как прозвонить электродвигатель мультиметром.
Какие электромоторы можно проверить мультиметром
Если в двигателе нет механических повреждений, что обычно определяется визуально, то его неисправность в большинстве случаев обусловлена следующим:
- произошел обрыв внутренней цепи;
- случилось замыкание, то есть появился контакт там, где его не должно быть.
Оба дефекта выявляются мультиметром. Сложности возникают только при проверке двигателей постоянного тока: у большинства из них обмотка имеет почти нулевое сопротивление и его приходится замерять косвенным методом, для чего понадобится собрать несложную схему.
Из двигателей переменного тока наиболее востребованы:
- Трехфазные асинхронные двигатели работают и при однофазном питании.
- Асинхронные одно- и двухфазные с короткозамкнутым ротором конденсаторные. К этому типу относится большинство двигателей бытовых приборов.
- Асинхронные с фазным ротором. Такой ротор имеет трехфазную обмотку. Двигатели с фазным ротором применяются там, где требуется регулировка частоты вращения и понижение пускового тока: в крановом оборудовании, станках и пр.
- Коллекторные. Применяются в ручном электроинструменте.
- Асинхронные трехфазные с короткозамкнутым ротором.
Популярность моторов последнего типа объясняется рядом достоинств:
- простота конструкции;
- прочность;
- надежность;
- низкая стоимость;
- неприхотливость (не требует ухода).
Все электродвигатели состоят из двух частей: неподвижной и вращающейся. Первая у моторов переменного тока называется статором, у постоянного — индуктором; вторая – соответственно ротором и якорем.
Ремонт асинхронных двигателей
Из асинхронных моторов наиболее распространены двух- и трехфазные. Тестируются они по-разному. Рассмотрим каждую разновидность подробно.
Трехфазный мотор
Обмотка статора такого двигателя состоит из трех частей (фаз), разнесенных на 120 градусов и соединенных по схеме «звезда» или «треугольник». Двигатель работает при выполнении таких условий:
- намотка выполнена в правильном порядке;
- между витками, а также между токоведущими частями и корпусом есть надежная изоляция;
- во всех соединениях имеется хороший электрический контакт.
Сначала проверяется сопротивление изоляции между токоведущими частями и корпусом. Правильнее это делать мегомметром — тестером, способным генерировать напряжение до 2500 В и измерять сопротивления до 300 ГОм. Подойдет и более распространенный мультиметр: точно замерять сопротивление он не позволит, но пробой выявить способен. Переключатель диапазонов измерений устанавливают на максимальное значение — 2 или 20 МОм.
Трехфазные асинхронные двигатели
Замеры выполняют в таком порядке:
- проверяют работоспособность прибора, приложив щупы один к другому: в норме на дисплее отображается мизерное значение или число с двумя нулями впереди;
- касаются обоими щупами корпуса двигателя: при наличии контакта мультиметр также покажет мизерное сопротивление;
- продолжая удерживать один щуп на корпусе, вторым по очереди касаются выводов каждой фазы: в норме мегомметр показывает 500 – 1000 МОм или более, мультиметр — единицу (символизирует бесконечность).
Низкое сопротивление между обмоткой и корпусом говорит о замыкании, требуется перемотка статора.
Далее проверяют:
- Целостность обмотки: данную операцию удобно выполнять, переключив мультиметр в режим прозвонки. Если в цепи обрыва нет, прибор подаст звуковой сигнал, то есть пользователю не приходится вчитываться в показания на дисплее. Концы каждой обмотки находятся в коробке выводов. Отсутствие звукового сигнала или высокое значение сопротивления на дисплее говорит об обрыве цепи.
- Короткозамкнутые витки: их сопротивление (достаточно мультиметра) должно лежать в определенных пределах. Завышенное значение говорит об обрыве, низкое — о межвитковом замыкании.
В завершение замеряют сопротивление обмоток. Допускается разница не более 1 Ом.
При большем несоответствии, обмотка с меньшей индуктивностью подгорает из-за более высокой силы тока.
Двухфазный электрический двигатель
В статоре имеются две обмотки:
- рабочая;
- пусковая.
Замеряют мультиметром сопротивление каждой и сравнивают: в норме сопротивление пусковой вдвое выше, чем у рабочей.
Также двигатель проверяется на предмет замыкания между токоведущими частями и корпусом — по той же схеме, что и трехфазный.
Проверка коллекторных электромоторов
В месте прилегания щеток у коллекторных двигателей имеются секции или ламели.
Порядок проверки:
- Мультиметром определяют сопротивление между соседними ламелями. В норме значения для каждой пары одинаковы. При обрыве (бесконечно высокое сопротивление) или коротком замыкании (мизерное сопротивление) меняют таходатчик двигателя.
- Замеряется сопротивление между коллектором и корпусом ротора: в норме оно бесконечно высокое.
- Прозванивают обмотки статора на целостность.
- Проверяют сопротивление между корпусом статора и токоведущими частями: в норме — бесконечно высокое.
Далее определяют сопротивление катушки ротора. Оно крайне мало, потому замерить напрямую мультиметром нельзя — велика погрешность. Применяют косвенный метод:
- Последовательно с катушкой соединяют высокоточный резистор малого номинала (около 20 Ом). Высокоточными называют резисторы с допуском не более 0,05%. В цветовой маркировке у них присутствует серая полоса (не путать с серебряной).
- Цепь «катушка — резистор» подключается к источнику постоянного тока напряжением 12 В или выше. Чем больше напряжение, тем точнее измерения. В качестве источника на 12 В применяют автомобильный аккумулятор или компьютерный блок питания.
- Снимают мультиметром падение напряжения на катушке. Здесь важно соблюдать полярность: щуп, включенный в порт COM (отрицательный потенциал), коротят со стороны «минуса» или массы; второй (подсоединяется в разъем «V/Ω») — со стороны «плюса».
Напряжение, мультиметр измеряет намного точнее сопротивления — с верностью до 0,1 мВ. На этом и основан косвенный метод.
Затем рассчитывают сопротивление катушки по формуле: Rкат = Uкат * Rрез / (12 – Uкат), где
- Rкат — сопротивление катушки, Ом;
- Uкат — падение напряжения на катушке, В;
- Rрез — сопротивление резистора, Ом;
- 12 — напряжение источника питания, В.
Проверка двигателей постоянного тока
Порядок тестирования:
- Проверка сопротивления обмоток: у таких моторов они имеют низкое сопротивление, потому его также определяют косвенно — по напряжению и силе тока. Потребуется два мультиметра: один используется как вольтметр, другой одновременно — как амперметр. На обмотку подается питание от батареи напряжением 4 – 6 В. Сопротивление рассчитывают по формуле: R = U / I.
- Замер сопротивления обмоток якоря и между пластинами коллектора. В норме мультиметр отображает равные значения.
Для сопротивления между пластинами коллектора максимально допустимая разница составляет 10%, при наличии уравнительной обмотки — 30%.
Особенности проверки электромоторов с дополнительными элементами
Дополнительными элементами, электродвигатели оснащаются с целью оптимизации работы или защиты.Чаще всего применяются:
- Термопредохранители: отключают двигатель от электропитания по достижении температуры, опасной для изоляционных материалов. Располагаются на корпусе (крепятся скобой) или под изоляцией обмотки. Во втором случае проверку выполнить проще, поскольку выводы легкодоступны. Определить, с какими разъемными ножками связана защитная схема, можно при помощи мультиметра или индикатора фазы (похож на отвертку с лампочкой). В норме сопротивление между выводами термопредохранителя весьма мало (короткое замыкание).
- Термореле: часто применяются вместо термопредохранителей. Обычно бывают нормально замкнутыми, но встречаются и разомкнутые. Для диагностики по нанесенной на корпус реле маркировке, в справочниках или Интернете, находят сопротивление его компонентов, затем проверяют мультиметром их фактическое значение. Для поиска в Сети, в строке набирают марку реле и следом «Data Sheet» («даташит»). Если термореле сгорело, по его параметрам подбирают аналог.
- Трехвыводные датчики оборотов двигателя. Устанавливаются в стиральных машинах. Основной элемент датчика — металлическая пластина, на которой при пропускании через нее токов малой величины формируется разность потенциалов.
Запитывается датчик через два крайних вывода. Если коснуться их щупами мультиметра в режиме омметра, в норме он отобразит мизерное сопротивление.
Проверка третьего вывода возможна только в рабочем режиме, когда присутствует магнитное поле. Попытка прозвонить датчик на ходу, то есть при включенной стиральной машине, может привести к травме. Рабочий режим безопаснее сымитировать, демонтировав двигатель и запитав датчик отдельно. Импульсы на выходе датчика формируют путем поворота ротора.
Мультиметр позволяет выявить пусть не все, но многие поломки электродвигателя. В основном при помощи прозвонки выявляются обрывы и короткие замыкания. Полную диагностику проводят на специальных стендах, для измерения сопротивления изоляции требуется мегомметр.
✔ Как проверить двигатель мультиметром – процедура прозванивания электродвигателя
Выход из строя электродвигателя — явление неприятное и неожиданное. Во многих случаях поломки происходят в результате перегрузок или после перепадов напряжения в сети. Но случается и так, что дефект прогрессирует медленно и двигатель перестает вращаться без видимых причин. Прозвонить электродвигатель мультиметром также понадобиться, если вы устанавливаете его вместо вышедшего из строя, но не уверены в работоспособности.
Подготовка к проверке
Как и подавляющее большинство работ в электрической сети, проверка проводится при отключенном напряжении. Лучше всего не просто выключить рубильник, или выключатель нагрузки, а полностью отсоединить провода. Затем откалибруйте мультиметр, то есть, при замкнутых щупах выставите стрелку на «О», или дождитесь появления «О» на дисплее. Осмотрите двигатель на предмет замокания, следов дыма, механических повреждений корпуса.
Прозвонка электродвигателя мультиметром
Большинство неисправностей электромотора, которые можно определить при помощи мультиметра, связаны с отсутствием контакта, или пробоем. Работоспособность двигателя зависит от качества изоляции, надежности контактов и правильной намотки. На первом этапе измерений проверяют целостность обмоток. У трехфазного мотора их три, каждая из которых соединена с двумя выводами. Разбив их попарно, проверяем мультиметром. Для этого:
- включаем прибор на измерение сопротивления;
- выставляем диапазон 200 Ом;
- поочередно проверяем обмотки.
Ожидаемые результаты — одинаковые показатели омметра, на одной из обмоток ноль, на обмотке бесконечность.
Если показатели одинаковые, то обмотки исправные и прозвон нужно продолжить. Различаться сопротивление у соседних обмоток может не более чем на 10%. Если показания нулевые, или мультиметр показывает бесконечность, то, соотвественно, обмотка закорочена, или оборвана. В обоих случаях двигатель нужно разбирать и ремонтировать.
Далее проверяем сопротивление между корпусом и обмотками. Если есть замыкание, то сопротивление равно несколько Ом. Если все в порядке — МОм. При пробое на корпус двигатель также нужно ремонтировать. Диапазон измерений выставляем на 20 Гом. При этом один щуп держим на корпусе, другой на выводе фазы.
Проверка борно
Если прозвонка не дает конкретных результатов, или они сомнительны, например, обрыв на двух обмотках, то нужно проверить клеммную коробку (борно). Для начала смотрим на провода, нет ли следов подгорания, затем проверяем болты, которые удерживают провода и выводы обмоток. Для многих механизмов и оборудования, работающих с вибрациями, такие поломки относятся к характерным. После приведения коробки в надлежащее состояние, прозванием обмотки на предмет обрыва или межвиткового замыкания.
Как определить межвитковое замыкание
По частоте поломок на межвитковое замыкание статора приходится до 40% поломок. Проверка обмоток электродвигателя проводится специальными приборами, но и при помощи мультиметра можно получить вполне конкретный результат. Для этого необходимо замерить сопротивление на каждой из обмоток и сравнить показания прибора. Если на одной из обмоток есть замыкание, то результат будет сильно отличаться в сторону снижения. Как и обрыв обмотки и замыкание на корпус, межвитковый пробой требует разборки мотора и ремонта в специализированной мастерской. Но большинство двигателей современной бытовой техники для ремонта не слишком пригодны, лучше купить новую запчасть.
Как проверить трехфазный двигатель (физические и электрические испытания)
- Лиам Коуп
- 10 марта 2021 г.
- 23 марта 2023 г.
На этой странице
При тестировании трехфазного двигателя мы проверяем состояние двигателя как механически, так и электрически. Для этого необходимо выполнить ряд различных тестов, чтобы убедиться, что двигатель проверен полностью.
В этой статье мы перечислили ряд различных тестов, которые будут проверять/испытывать двигатель механически и электронным образом. Испытания всегда должны проводиться квалифицированным специалистом в области электрики и механики.
Что описано в этой статье?
В этой статье мы узнаем, как выполнять следующие тесты:
— Визуальный осмотр двигателя
— Физическая проверка двигателя
— Проверка целостности и сопротивления заземления
— Проверка входного питания
— Целостность обмотки двигателя
— Проверка сопротивления обмотки двигателя
— Проверка сопротивления изоляции
— Проверка тока полной нагрузки (FLA)
Выполняя эти тесты, мы можем точно определить неисправность трехфазного электродвигателя, а также проверить его общее состояние. Приведенные ниже испытания должны выполняться компетентным электриком при выходе из строя двигателя или при проверке его состояния.
Как выполнить физическую и визуальную проверку трехфазного двигателя
Первое испытание, которое необходимо выполнить при проверке трехфазного двигателя, — это проверка физического состояния двигателя.
Проверка состояния вала, охлаждающего вентилятора и основного корпуса двигателя. При физическом и визуальном осмотре любого компонента двигателя питание должно быть изолировано и отключено от источника питания, где это возможно.
Необходимое оборудование- Набор отверток
- Может понадобиться ключ/гаечный ключ
- Для некоторых моторов могут потребоваться ключи от переулков.
- При отключенном двигателе попробуйте вручную повернуть двигатель. Если это легко сделать, то проверяется, находятся ли подшипники двигателя в хорошем состоянии. Если двигатель не вращается легко, это указывает на механическую проблему и, возможно, отказ подшипников или вала.
- Следующим испытанием является визуальный осмотр состояния корпуса двигателя, вала и вентилятора охлаждения. Во-первых, вы должны взглянуть на внешний корпус двигателя на наличие признаков растрескивания, коррозии или каких-либо повреждений.
- Следующее, на что следует обратить внимание, это состояние вала двигателя, это легче сделать, когда двигатель отсоединен от муфты или механического компонента, к которому он подключен. Вы должны убедиться, что вал находится в хорошем состоянии, без значительных признаков износа, трещин или повреждений.
- Окончательной визуальной проверкой должно быть состояние охлаждающего вентилятора и корпуса охлаждающего вентилятора. Охлаждающий вентилятор можно проверить, сняв корпус, который обычно крепится несколькими винтами. Вы должны убедиться, что все лопасти вентилятора не имеют трещин или коррозии. Корпус охлаждающего вентилятора также следует проверить на наличие трещин, коррозии или явных повреждений.
Как выполнить проверку целостности заземления и проверку сопротивления
Используя мультиметр, вы должны проверить сопротивление между корпусом трехфазного двигателя и землей. Выполнение теста целостности заземления является важной частью проверки того, находится ли трехфазный двигатель в безопасном и хорошем рабочем состоянии.
Выполняя этот тест, мы проверяем правильность заземления двигателя. Если он не заземлен должным образом, это может привести к искрению, сбою в работе электросети или проблемам с производительностью.
Необходимое оборудование- Мультиметр
- Возьмите мультиметр и настройте его на проверку сопротивления (Ом), как показано на рисунке ниже.
- Найдите точку заземления на корпусе электродвигателя. Вы должны убедиться, что точка заземления является фиксированной точкой, которая имеет надежное соединение с точкой заземления.
- Поместите один щуп мультиметра на корпус двигателя и один на точку заземления.
- Если двигатель в хорошем состоянии и правильно заземлен, сопротивление должно составлять 0,5 Ом или меньше.
- Все значения, превышающие это значение, могут свидетельствовать о неисправности заземления двигателя.
Как проверить входящее питание
Ключевым тестом, который необходимо выполнить, является проверка уровня внешнего питания. Хотя он не расположен на самом двигателе, он тесно связан с его работой и может вызвать проблемы, если он находится на неправильном уровне.
Всегда проверяйте уровень входящего питания и убедитесь, что он соответствует рабочему напряжению двигателя. Разные двигатели требуют разных уровней напряжения и могут быть как переменного, так и постоянного тока.
Необходимое оборудование- Мультиметр или вольтметр
- Клавиша панели
- Настройте мультиметр на проверку переменного или постоянного напряжения (в зависимости от источника питания).
- Установите диапазон мультиметра немного выше ожидаемого напряжения. Если вы не знаете напряжение, установите мультиметр на функцию автоматического диапазона или на самый высокий диапазон и двигайтесь вниз.
- Безопасно подключите свои тестовые щупы к точкам тестирования, расположенным на клеммах под напряжением и нейтрали. (Они должны быть защищены и иметь места, куда можно безопасно поместить тестовые щупы).
- Для трехфазных двигателей вы должны ожидать 230 В между любой из трех фаз (U, V или W) и нейтралью. должно получиться около 400В.
- Проверьте это с помощью мультиметра и убедитесь, что присутствует правильный источник питания. Если источник питания значительно отсутствует (+/- 15%+), это может вызвать проблемы с работой электрической цепи или компонента.
- Убедитесь, что это делается безопасно и с использованием правильного испытательного оборудования по назначению.
- Это зависит от страны — ознакомьтесь с нашей статьей о входном напряжении.
Как выполнить проверку целостности обмотки двигателя
Используя мультиметр, вы должны проверить целостность цепи между каждой фазой двигателя. Это позволит проверить состояние каждой обмотки и убедиться, что обмотки не перегорели.
Выполнение проверки целостности обмотки двигателя подтверждает, что двигатель не имеет внутренних повреждений, а прочные соединения все еще выполняются. Хорошие показания тестов непрерывности имеют решающее значение для производительности и эффективности двигателя.
Необходимое оборудование- Мультиметр
- Клавиша панели
- Набор отверток или головок
- Чтобы выполнить проверку целостности обмотки двигателя, сначала необходимо настроить мультиметр на проверку целостности, как показано на рисунке ниже.
- Убедитесь, что питание двигателя и цепи управления отключено.
- Снимите крышку разъема кабеля с помощью отвертки или розетки.
- Отсоедините кабельные соединения от двигателя и пометьте их, если они еще не помечены.
- Теперь проверьте фазу к фазе (U к V, U к W и V к W).
- Ваш измеритель должен подавать звуковой сигнал (в зависимости от используемого мультиметра) или отображать соединение между фазами.
- Если счетчик не показывает непрерывности между фазами, это может указывать на внутреннюю неисправность двигателя.
Как выполнить проверку сопротивления обмотки двигателя
С помощью мультиметра проверьте сопротивление между тремя клеммами. Это клеммы U, V и W.
Мультиметр для проверки сопротивления (Ом)- В трехфазных двигателях показания между каждой обмоткой должны быть примерно одинаковыми.
- Каждая из трех обмоток идентична и сопротивление должно быть почти одинаковым.
- В уровнях будут небольшие различия, но вы ищете любые серьезные отклонения.
Любые существенные отличия от указанных выше означают, что электродвигатель вышел из строя и требует ремонта/замены.
Как выполнить измерение сопротивления изоляции
- Используя тестер сопротивления изоляции или мегомметр, вы должны установить напряжение 500 В.
- Сопротивление изоляции измеряется между фазами двигателя и землей.
- Проверьте все фазы на землю (U на землю, V на землю и W на землю). После этого вы также должны проверить фаза на фазу (U на V, U на W или V на W)
- Минимальное значение для исправного двигателя составляет около 1 МОм – минимум.
Как выполнить проверку силы тока
Используя клещи или подходящий измерительный прибор, вы должны проверить силу тока двигателя при полной нагрузке. Ток при полной нагрузке (FLA) указан на паспортной табличке двигателя, которая обычно находится на корпусе двигателя. Любое серьезное отклонение от этого будет указывать на неисправность двигателя.
- Проверка силы тока всегда должна выполняться при работающем двигателе и при нормальных условиях.
- Для проведения теста необходимо закрепить счетчик на одной фазе силового кабеля двигателя
- Убедитесь, что показание близко к номинальному току при полной нагрузке, указанному на паспортной табличке двигателя.
Примером этого является наклонный ленточный конвейер, который можно использовать для транспортировки мясных продуктов. Нагрузка на двигатель будет больше, когда продукт находится на конвейерной ленте, по сравнению с тем, когда на конвейере ничего нет. Выполняя тест в нормальных условиях эксплуатации, вы получаете верные и более точные показания.
Если вы заинтересованы в проведении испытаний однофазного двигателя, вам следует ознакомиться с нашей статьей здесь.
Лиам Коуп
Привет, меня зовут Лиам. Я основал Engineer Fix с целью предоставить студентам, инженерам и людям, которые могут быть любопытны, онлайн-ресурс, который может упростить проектирование.
Я работал на различных инженерных должностях, выполняя бесчисленное количество часов механических и электрических работ/проектов. Я также прошел 6-летнее обучение, которое включало повышение квалификации и получение степени HNC в области электротехники.
Основы испытаний двигателей
by Майлз Будимир, старший редактор
Испытания электродвигателей не должны быть загадкой. Знание основ вместе с новым мощным испытательным оборудованием значительно упрощают работу.
Электрические двигатели имеют репутацию смеси науки и магии. Поэтому, когда двигатель не работает, может быть неясно, в чем проблема. Знание некоторых основных методов и приемов, а также наличие нескольких удобных инструментов тестирования помогает легко обнаруживать и диагностировать проблемы.
Когда электродвигатель не запускается, работает с перебоями или перегревается, или постоянно срабатывает устройство максимального тока, может быть множество причин. Иногда проблема кроется в источнике питания, включая проводники ответвления или контроллер двигателя. Другая возможность заключается в том, что ведомый груз заклинило, заклинило или не совпало. Если в самом двигателе возникла неисправность, причиной неисправности может быть перегоревший провод или соединение, неисправность обмотки, включая ухудшение изоляции, или изношенный подшипник.
Ряд диагностических инструментов, таких как токоизмерительные клещи, датчики температуры, мегомметр или осциллограф, могут помочь выявить проблему. Предварительные тесты обычно проводятся с помощью вездесущего мультиметра. Этот тестер способен предоставлять диагностическую информацию для всех типов двигателей.
Электрические измерения
Если двигатель полностью не реагирует, нет гудения переменного тока или ложных пусков, снимите показания напряжения на клеммах двигателя. Если напряжения нет или напряжение снижено, вернитесь к восходящему потоку. Снимите показания в доступных точках, включая разъединители, контроллер двигателя, любые предохранители или распределительные коробки и т. д., вплоть до выхода устройства защиты от перегрузки по току на входной панели. То, что вы ищете, — это, по сути, тот же уровень напряжения, который измеряется на главном выключателе входной панели.
При отсутствии электрической нагрузки одинаковое напряжение должно появляться на обоих концах проводников ответвленной цепи. Когда электрическая нагрузка цепи близка к мощности цепи, падение напряжения не должно превышать 3% для обеспечения оптимального КПД двигателя. В трехфазном подключении все ветви должны иметь практически одинаковые показания напряжения без пропадания фазы. Если эти показания различаются на несколько вольт, возможно, их удастся выровнять, прокрутив соединения, стараясь не менять направление вращения. Идея состоит в том, чтобы согласовать напряжения питания и импедансы нагрузки, чтобы сбалансировать три ветви.
Если электропитание в порядке, осмотрите сам двигатель. Если возможно, отключите нагрузку. Это может восстановить работу двигателя. При отключенном и заблокированном питании попытайтесь провернуть двигатель вручную. Во всех двигателях, кроме самых больших, вал должен вращаться свободно. В противном случае внутри имеется препятствие или заедает подшипник. Довольно новые подшипники склонны к заклиниванию, потому что допуски более жесткие. Это особенно актуально, если в помещении присутствует влага или мотор какое-то время не использовался. Часто хорошую работу можно восстановить, смазав маслом передние и задние подшипники, не разбирая мотор.
Если вал вращается свободно, установите мультиметр на функцию измерения сопротивления, чтобы проверить сопротивление. Обмотки (все три в трехфазном двигателе) должны показывать низкое, но не нулевое сопротивление. Чем меньше двигатель, тем выше будет это показание, но оно не должно быть открытым. Обычно оно достаточно низкое (менее 30 Ом), чтобы зазвучал звуковой индикатор непрерывности.
Цифровой мультиметр (цифровой мультиметр), такой как этот Keithley DMM7510 от Tektronix, является обязательным инструментом для тестирования двигателей. Доступен широкий спектр цифровых мультиметров для измерения напряжения, тока и сопротивления в зависимости от номинальной мощности двигателя.Небольшие универсальные двигатели, например, используемые в портативных электродрелях, могут содержать обширную схему, включая переключатель и щетки. В режиме омметра подключите измеритель к вилке и контролируйте сопротивление, покачивая шнур в месте его входа в корпус. Подвигайте переключатель из стороны в сторону и, приклеив триггерный переключатель так, чтобы он оставался включенным, нажмите на щетки и вручную поверните коммутатор. Любое колебание цифровых показаний может указывать на неисправность. Часто для восстановления работы требуется новый набор щеток.
Показания силы тока или силы тока также полезны при тестировании двигателя. По показаниям напряжения вы знаете электрическую энергию, доступную на клеммах, но не знаете, какой ток протекает. У мультиметров всегда есть функция тока, но с ней есть две проблемы. Во-первых, исследуемая цепь должна быть разомкнута (и позже восстановлена), чтобы включить прибор последовательно с нагрузкой. Другая трудность заключается в том, что типичный мультиметр не способен работать с величиной тока, присутствующей даже в небольшом двигателе. Весь ток должен был бы протекать через измеритель, сжигая выводы зонда, если не разрушая весь прибор.
Важным инструментом для измерения тока двигателя являются токоизмерительные клещи. Он обходит такие трудности, измеряя магнитное поле, связанное с током, отображая результат в цифровом или аналоговом отсчете, откалиброванном в амперах.
Многофункциональные приборы, такие как токоизмерительные клещи CM174 от FLIR, предоставляют инженерам-испытателям возможности нескольких функций прибора в одном устройстве. CM174 оснащен инфракрасными управляемыми измерениями (технология IGM на основе встроенного тепловизионного датчика FLIR Lepton, предоставляющая пользователям дополнительные визуальные данные, помогающие в устранении неполадок).Накладные амперметры удобны в использовании. Просто откройте подпружиненные зажимы, вставьте горячий или нейтральный проводник, затем отпустите зажимы. Провод не должен располагаться по центру отверстия, и можно, если он проходит под углом. Однако весь кабель, содержащий горячие и нейтральные проводники, не может быть измерен таким образом. Это связано с тем, что ток, протекающий по двум проводам, движется в противоположных направлениях, поэтому два магнитных поля компенсируют друг друга. Следовательно, невозможно измерить ток в шнуре питания, как это часто требуется. Использование разветвителя решает проблему. Это короткий удлинительный шнур соответствующего номинала со снятой оболочкой примерно на шесть дюймов, чтобы можно было отделить и измерить один из проводников.
Цифровые и устаревшие аналоговые токоизмерительные клещи работают хорошо и способны измерять ток до 200 А, что достаточно для большинства работ с двигателями.
Основная процедура заключается в измерении пускового и рабочего тока любого двигателя, когда он подключен к нагрузке. Сравните показания с задокументированными спецификациями или спецификациями на паспортной табличке. По мере старения двигателей потребляемый ток обычно увеличивается из-за падения сопротивления изоляции обмоток. Избыточный ток вызывает тепло, которое необходимо отводить. Разрушение изоляции ускоряется до тех пор, пока не произойдет лавинное явление, вызывающее перегорание двигателя.
Показания клещевого амперметра подскажут вам, где вы находитесь в этом континууме. На промышленном объекте в рамках планового технического обслуживания двигателя можно периодически снимать показания тока и заносить их в журнал, вывешенный поблизости, чтобы можно было заранее выявлять опасные тенденции и избегать дорогостоящих простоев.
Проверка изоляции
Тестер сопротивления изоляции (или мегомметр), широко известный под торговым названием Megger, может предоставить важную информацию о состоянии изоляции двигателя. На промышленном объекте рекомендуемая процедура заключается в проведении периодических испытаний и регистрации результатов, чтобы можно было обнаружить и исправить разрушительные тенденции, чтобы предотвратить сбои и длительные простои.
Тестер сопротивления изоляции напоминает обычный омметр. Но вместо типичного испытательного напряжения в три вольта, получаемого от внутренней батареи и присутствующего на датчиках, мегомметр обеспечивает гораздо более высокое напряжение, приложенное в течение установленного промежутка времени. Ток утечки через изоляцию, выраженный в виде сопротивления, отображается так, чтобы его можно было изобразить в виде графика. Это испытание может проводиться на проложенном или намотанном кабеле, инструментах, приборах, трансформаторах, подсистемах распределения электроэнергии, конденсаторах, двигателях и любом типе электрического оборудования или проводки.
Испытание может быть неразрушающим для оборудования, находящегося в эксплуатации, или длительным при повышенном напряжении для испытаний прототипов до разрушения. Использование мегомметра требует некоторого обучения. Необходимо соблюдать правильные настройки, процедуры подключения, продолжительность испытаний и меры предосторожности, чтобы избежать повреждения оборудования или поражения электрическим током оператора или коллег.
Испытываемый двигатель должен быть обесточен и отсоединен от всего оборудования и проводки, которые не подлежат испытанию. Помимо аннулирования теста, такое постороннее оборудование может быть повреждено приложенным напряжением. Кроме того, ничего не подозревающие люди могут подвергнуться воздействию опасного высокого напряжения.
Вся проводка и оборудование имеют присущую им емкость, которая, как правило, значительна для больших двигателей. Поскольку оборудование, по сути, представляет собой накопительный конденсатор, важно, чтобы оставшаяся электрическая энергия разряжалась до и после каждого испытания. Для этого перед повторным подключением источника питания зашунтируйте соответствующий провод(а) на землю и между собой. Устройство должно быть разряжено не менее четырех раз в течение всего времени подачи испытательного напряжения.
Меггер способен подавать различные напряжения, и уровень должен быть скоординирован с типом тестируемого оборудования и областью запроса. Испытание обычно применяется между 100 и 5000 В или более. Протокол с указанием уровня напряжения, продолжительности времени, интервалов между испытаниями и способов подключения должен быть составлен с учетом типа и размера оборудования, его значения и роли в производственном процессе и других факторов.
Оборудование для испытаний двигателей
Более современные приборы делают испытания еще проще. Например, тестовое оборудование, такое как анализатор качества электроэнергии и двигателя Fluke 438-II, использует алгоритмы для анализа не только качества трехфазной электроэнергии, но также крутящего момента, эффективности и скорости для определения производительности системы и обнаружения условий перегрузки, что устраняет необходимость в датчиках нагрузки двигателя. .
Предоставляет данные анализа как электрических, так и механических характеристик двигателя во время работы. Используя запатентованные алгоритмы, 438-II измеряет трехфазные формы сигналов тока и напряжения и сравнивает их с номинальными характеристиками для расчета механических характеристик двигателя. Анализ представлен в виде простых показаний, что позволяет легко оценить рабочие характеристики и определить, нужны ли корректировки, прежде чем сбои приведут к остановке работы.
Анализатор также обеспечивает измерения для определения КПД двигателя (например, преобразования электрической энергии в механический крутящий момент) и механической мощности в условиях рабочей нагрузки. Эти меры позволяют определить рабочую мощность двигателя в процессе эксплуатации по сравнению с его номинальной мощностью, чтобы увидеть, работает ли двигатель в перегруженном состоянии или, наоборот, если он слишком велик для данного применения, могут быть потеряны энергия и увеличены эксплуатационные расходы.
Другие разработки включают интеграцию нескольких функций прибора в один блок. Например, новый тепловизионный накладной амперметр от FLIR имеет встроенную инфракрасную камеру, которая дает пользователю визуальную индикацию температурных перепадов и тепловых аномалий.
Информация о переиздании >>
FLIR
www.