Закрыть

Как прозвонить асинхронный двигатель мультиметром: Как проверить электродвигатель мультиметром | Полезные статьи

асинхронный двигатель, прозвонка мультиметром, дополнительная проверка.

Содержание

  • 1 Конструкция типового трехфазного электрического мотора
  • 2 Подготовка к дальнейшей проверке
  • 3 Как осуществить проверку асинхронного мотора
    • 3.1 Проверка расходников – подшипников
    • 3.2 Начало и конец статорной обмотки
    • 3.3 Проверка ротора электрических моторов
  • 4 Довольно редкий вид проверки мотора
    • 4.1 Проверка косвенным способом
  • 5 Восстановление работоспособности асинхронного движка
    • 5.1 Комплексная починка
    • 5.2 Заготовка новой изоляции
    • 5.3 Производство проводников для выводов
    • 5.4 Намотка обмоточных секций вместе с катушками

Электромотор – часть оборудования, приводящая в движение промышленные установки. Двигатель имеет свойство ломаться, а потому нужно быть готовым к возможной необходимости ремонта. Предварительная проверка асинхронного двигателя поможет избежать появление серьезной проблемы.

Электрический мотор – важнейшая часть промышленного оборудования, приводящая в движение исполнительные механизмы. Без электродвигателя эксплуатация производственных установок будет невозможна. От специфики выполняемых задач зависит выбор электромотора. Существуют такие разновидности, как:

  • синхронные машины;
  • асинхронный двигатель.

Оба вышеупомянутых вида имеют различия в конструкционном исполнении. Первый оснащен щеточно-коллекторным узлом, а потому его часто дают название коллекторного электродвигателя. Второй примечателен более простой конструкцией, что удешевляет техническое обслуживание, делает асинхронный двигатель надежным и практичным. Стоит отметить, что силовые агрегаты, имеющие асинхронный принцип работы, чаще задействуют в промышленности, строительстве, сельскохозяйственных операциях.

Востребованность обусловлена, что агрегаты имеют несложное конструкционное исполнение и внушительные технические характеристики – крайне важные аспекты для интеграции в инфраструктуры, выполнения технических процессов различной сложности.

Но надежность и практичность, увы, не спасают от поломок.

Неисправности происходят ввиду того, что при осуществлении производственных операций не всегда придерживается интервал технического обслуживания, т.е. силовые установки работают на износ, внутренние компоненты быстро теряют свои свойства. Итог – существенное нарушение работоспособности, остановка всей производственной линии, дорогостоящие ремонтные работы.

Неквалифицированный ремонт – аспект, существенно усложняющий исправление ситуации. Разборка, непредназначенными для этого инструментами, гарантирует нарушение целостности корпуса силовой установки. Повлечет за собой дополнительные проблемы с размещением и монтажом электрического мотора в промышленных исполнительных механизмах. Во избежание проблем с асинхронными агрегатами нужно знать особенности строения мотора перед тем, как прозвонить двигатель мультиметром.

Конструкция типового трехфазного электрического мотора

Силовые агрегаты, а именно двигатели, имеют унифицированную конструкцию. Для расширения функциональных возможностей она может быть модифицирована, но базовое исполнение сохраняется. Асинхронный мотор оснащен следующими механизмами, обеспечивающими комплексную работу:

  • неподвижным элементом – статором;

Состоит из сердечника, обмотки, станины. Сердечник – часть магнитопровода силовой машины, примечательный формой полого цилиндра. Пазы размещены на внутренней стороне, расположены равномерно. Производится путем использования спрессованных листов электротехнической стали, который отшампованы кольцами с выступами и впадинами.

С обеих сторон листы покрываются специализированной изоляционной пленкой. Это существенно уменьшает образование вихревых токов. Последние, как правило, формируются в сердечнике во время эксплуатации электрической машины. Непосредственно в пазах размещается трехфазная обмотка, изготовленная с использованием медного или алюминиевого провода. Концы проводки соединены зажимами.

  • вращающимся компонентом – ротором;

В некоторых моторах используется якорь – речь идет об установках, имеющих щеточно-коллекторный узел (ЩКУ). Данный компонент также состоит из сердечника, включает в себя обмотки и вал. Сердечники обоих элементов разграничены воздушным зазором, что предотвращает контакт между друг другом.

Силовые агрегаты, имеющие короткозамкнутый ротор, отличительны обмоткой, вставленной в пазы. Они изготовляются из неизолированных медных или алюминиевых стержней. Торцы последних соединяются короткозамкнутыми кольцами (производятся из аналогичного материала, что и стержни).

Интересно: Такой вид обмотки часто называют беличьей клеткой». Машины, мощность которых достигает до 100 киловатт включительно, роторная обмотка изготовляется по технологии залива пазов алюминием под давлением. Стержни, короткозамыкающие кольца, вентиляционные лопатки отливаются сразу. Места, где размещается обмотка, формируются закрытыми, круглыми или овальными.

Принцип работы основывается на воздействии магнитного моля (МП) неподвижного компонента на подвижный. Данный эффект создается путем формирования электромагнитного поля, которое является следствием протекания электротоков в статорных обмотках. Свидетельство исправности последних – протекание исключительно номинальных токов. Когда состояние статорных обмоток нарушено, то формируются токи утечек, создается короткое замыкание, появляются другие повреждения. Все это – следствие ухудшения состояния изоляции.

Между статором и ротором предусмотрен зазор, предотвращающий контакт подвижной и неподвижной частей электродвигателя (размер определяется непосредственно производителем, и, зачастую, зависит от размеров электромотора).

Внутри силовой установки располагаются расходники – элементы, обеспечивающие нормализацию работы агрегатов. Их неисправность, представленная изношенностью, приводит к нарушению зазора, который находится между статором и роторов. К усугублению проблемы с работой силовых агрегатов приводят:

  • разбитые подшипники;
  • абразивные частицы, часто являющиеся продуктами взаимодействия обслуживающих жидкостей, протекания физических процессов, попавшие внутрь механизмов. При контакте с элементами они создают дополнительное воздействие, нарушающее работу агрегатов;
  • неправильная разборка и последующая сборка с использованием подручных средств вместо профессиональных инструментов.

Если происходит контакт подвижных частей с неподвижными, тогда формируется механическая нагрузка, приводящая, в конечном итоге, к поломке электрического мотора. Данные аспекты требуют качественной и комплексной проверки, также важно прозвонить рабочую обмотку, прозвонить мультиметром весь электромотор.

Важно: Неквалифицированный разбор при помощи «кустарного» оборудования – часто основная причина поломки электрических приводов. При осуществлении демонтажа, разборки с последующей сборкой нужно применять исключительно специальное оснащение, съемники, предотвращающие повреждение граней валов.

Подготовка к дальнейшей проверке

Как говорилось выше, крайне важно проводить разборку предназначенным для этой операции инструментом. После демонтажа и разборки сразу детально осматриваются люфты, свободный ход подшипников. Пристальное внимание следует обратить на качество расходников (они должны быть в полностью исправном состоянии, иначе – замена), чистоту смазывающего вещества, правильность посадочных мест.

Если вместо асинхронного проверяется коллекторный мотор, тогда дополнительно осматривается коллекторно-щеточный узел. Дело в том, что интенсивный контакт щеток с электричеством вызывает их износ, а это приводит к пробоям, неисправностям. Сюда же относятся пластины – их тоже нужно хорошо проверить.

Производитель указывает характеристики производимых моторов. Информация находится на шильдике. Но технические данные могут отличаться – изменение специфики перемотки, модернизация изменяют характеристики. Касается, в основном, силовых агрегатов, бывавших в использовании, или установок, которые достаточно часто ремонтируются.

Как осуществить проверку асинхронного мотора

Стандартный трехфазный статор оснащен, соответственно, тремя намотками. Из неподвижного механизма выходят шесть проводов. Некоторые виды конструкционного исполнения оснащены 3-мя, 4-мя выводами – встречаются при осуществлении соединений по типу «треугольника» и звезды, обустроенных внутри корпуса.

Такое решение используется крайне редко ввиду более сложного технического обслуживания силовых агрегатов.

Диагностика силовой машины состоит из нескольких этапов. Комплексность – главная черта проверки моторов. Она же позволяет протестировать агрегат со всех сторон. В мероприятия по тестировании работоспособности входят:

  • подготовка – примечательна предварительным обесточиванием. Это элементарное действие, но некоторые ремонтники забывают отключить агрегат от сети электроснабжения из-за чего может выйти из строя измерительный прибор;
  • калибровка – перед тем, как прозвонить мультиметр должен быть отрегулирован. Для этого нужно выставить стрелку в нулевое положение, т.е. щупы замыкаются;
  • визуальная диагностика на предмет обнаружения видимых повреждений без непосредственно разборки силовой машины.

Асинхронные, коллекторные моторы прозваниваются по одинаковому базовому принципу. Различия методик заключаются в особенностях конструкционного исполнения машин. Определить принадлежность обмоток может мультиметр, работающий в режиме омметра – один щуп ставится на произвольный вывод, вторым замеряется сопротивление на остальных выходах. Далее, при обнаружении пары проводов используется маркирование – оно произвольное, необходимое для того, чтобы не запутаться в процесс прозвонки.

Намотка создается одним проводом. Он имеет одинаковое число витков, формирующих равное индуктивное сопротивление – на это стоит опираться так, как при закорачивании или обрыве провода активное сопротивление (и полное) будет «скакать». Перепады определяются измерительным прибором. Скачки могут быть следствием межвиткового замыкания.

Важно: Замеры активного сопротивления (АО) статорных обмоток с дальнейшим сравнением – способ точного определения целостности цепей неподвижного механизма. Именно поэтому перед осуществлением ремонта производят предварительную диагностику.

Особенностью однофазных асинхронных двигателей, касательно статорных обмоток, выступает тот факт, что классификации силовых машин производятся с двумя типами обмоток: рабочей, пусковой, например, в стиральной машинке.

Диагностика покажет:

  • при меньшей величине – рабочую перемотку статора;
  • среднее сопротивление – пусковая намотка;
  • повышенный параметр сопротивления – две обмотки, соединенные последовательным методом.

Параметр АО в первой всегда меньше – аспект тоже стоит учесть. Если из неподвижного механизма выведено три конца, тогда нужно замерить АО на всех. Во внимание берется результат, полученный после проведения трех замеров.

Проверка расходников – подшипников

Визуальный осмотр (о котором писалось выше) – первая ступень комплексной диагностики. Детально осматривать необходимо не только поверхность мотора – она может быть полностью исправной, но при этом наблюдаются перепады работоспособности.

Вместе с двигателем проверяются подшипники, обеспечивающие плавный и свободный ход подвижного механизма в статоре. Размещение по обоим концам ротора в специальных нишах. Часть подшипников смазываются автоматически фитингами, а другая – нуждается в смазочном веществе.

Как осуществляется проверка расходников:

  • двигатель размещается на твердой поверхности;
  • нужно положить руку, а второй провернуть ротор;
  • если ВЭ неисправен, тогда возникают характерные царапающие звуки, повышенное трение, неравномерное движение. Целый ВЭ будет двигаться без проблем;
  • детально осматривается продольный люфт ВЭ – толкается за ось, находящиеся в статоре. Допустимый показатель не более 3 миллиметров включительно.

Проблемы с вышеупомянутыми деталями вызывают шумную работу. Изношенные или полностью неисправные расходники существенно перегреваются, что приводит к серьезной поломке силового оборудования в целом. Крайне важно вовремя проводить полноценное техническое обслуживание – предотвратит риск поломок различной сложности.

Начало и конец статорной обмотки

Методика позволит определить направление перемотки провода. Неподвижный механизм мотора имеет много общество с трансформатором, а потому его рассматривают в качестве последнего. В статоре происходит аналогичные трансформатору процессы, что позволяет проводить комплексную диагностику.

Для осуществления проверки необходимы следующие приборы:

  • вольтметр с повышенной чувствительностью к изменениям параметров;
  • источник, генерирующий постоянное напряжение – подойдет стандартная батарейка.

Стрелочный вольтметр предпочтительней так, как он показывает варьирование параметров более наглядно. Цифровой тоже подойдет, но на нем сложней отслеживать тенденцию изменений характеристик.

К одной обмотке подключается вольтметр (вид выбирать вам), а к другой подводится источник напряжения, последний сразу же убирается. Внимание нужно обратить на то, насколько отклонился стрелка измерительного прибора:

  • при воздействии «плюса» первой обмотки во второй возник импульс электромагнитного характера с отклонением вправо, а если отключить его, то наблюдается перемещение влево, тогда оба провода с одинаковым направлением;
  • при противоположном эффекте переключается измерительный аппарат или батарейка. С третьей обмоткой делаются аналогичные действия.

Мощности батарейки не всегда хватает. Из-за этого точность измерений не всегда обеспечивается. Поэтому при осуществлении диагностики работоспособности применять источники повышенного напряжения. Здесь отлично подойдут профессиональные мегаомметры.

Домашние измерения

Есть «лайфхак», позволяющий провести контрольные замеры без использования мегаомметров. На клеммы статорной обмотки подается бытовое напряжение от сети 220 вольт через специальную контрольную лампу накаливания. Мощность последней не превышает 75 ватт. Также используется другой измерительный аппарат – амперметр, подключенный последовательным способом.

Важно: Данный метод крайне не рекомендуется использовать ввиду повышенной опасности. Замеры производятся при включенной электрической сети, что может нанести непоправимый вред здоровью. Такой способ используют профессиональные электрики, имеющие третью и выше группу техники безопасности.

Ток утечки не должен превышать микроамперы с учетом аварийного режима. Поэтому измерения начинаются на пределах ампер. Определив ток амперметром, и напряжение, вычисляется сопротивление обмоточной изоляции.

Технология предусматривает подачу полноценной фазы на корпус мотора. Последний нужно размещать на диэлектрическом основании без непосредственного и косвенного контакта с другими предметами на рабочей плоскости. Должное внимание уделяется безопасности при осуществлении замеров – необходима сверхнадежная изоляция концов обмотки и проводов перед тем, как проверить работоспособность таким способом, необходимо проверить качество крепления зажимов. Колбу лампы держать в защитном чехле, чтобы она не разбилась.

Замер АО и сопротивления между обмоточной изоляции

При замере активного сопротивления нужно полностью разобрать схему соединения проводов, включая демонтаж перемычек. Мультиметр переключить в режим работы омметра, определить АО каждой из представленных статорных обмоток. Если прибор показывает одинаковые значения, тогда все в порядке. Но иногда бывают небольшие отклонения, обусловлены измерительной погрешностью используемого аппарата.

При измерении сопротивления изоляции омметр не подойдет. Его необходимо переключить в мегаомметр. Стандартный мультиметр нередко вводит в заблуждение, показывая исправность изоляции, но по факту там будут повреждения. Поэтому его использовать не рекомендуется.

Совет: Непосредственно до начала проверок необходимо изучить схему подключения. Некоторые соединения обустраиваются подключением центральной точки к корпусу мотора. Если перемотки имеет несколько точек, тогда диагностика состояния изоляции осуществляется как между любой точкой соединения, так и непосредственно между корпусом.

Иногда сопротивление очень маленькое. Проверка предусматривает разъединение обмотки и тестирование работоспособности каждой намотки по отдельности. Номинальное сопротивление между катушками и корпусом – не ниже 20 Мом. Но встречаются агрегаты, имеющие параметр ниже указанного ввиду того, что они эксплуатировались в сложных условиях, например, в сырых помещениях. Привод полностью разбирают, внутренние детали тщательно просушивают лампой накаливания. Измерение сопротивления производится мультиметром с пределом измерений, заточенным под максимальное сопротивление.

Для проверки моторов, рассчитанных на номинальное электроснабжение 220 и 380 вольт, задействуют специализированные измерительные аппараты, генерирующие испытательное напряжение в диапазоне от 500 до 1000 вольт.

Совет: Перед проверкой ознакомьтесь с паспортной документацией от производителя. В ней указывает вся необходимая информация: максимально допустимый параметр испытательного напряжения, базовая мощность, тип соединения обмоток статора.

Диагностика маломощных электродвигателей с номиналкой 12 вольт и 24 вольта задействуют обычный тестер. Применять более мощное оборудование категорически запрещено так, как изоляция таких силовых агрегатов неспособна выдерживать большие объемы напряжения.

Проверка ротора электрических моторов

Вращающиеся элемент, а в частности его обмотки создают магнитное поле. На него оказывает воздействие поле неподвижного механизма. Якорные обмотки должны быть полностью исправными, иначе энергия, которую имеет магнитное поле, будет израсходоваться напрасно.

Сложность проведения замеров возникает из-за незнаний конструкционных исполнений роторов. Они все имеют одинаковый принцип работы, но различные конструкции вызывают ряд проблем при проверке работоспособностей.

Электродвигатели с фазным ВЭ

Непосредственно на подвижной части мотора размещаются металлические кольца, выступающие выводами проводов. Они расположены на одной стороне вала вблизи подшипников качения.

Схемные провода собраны до колец – это может вызывать некоторые сложности. Отключать не нужно. Но принцип замеров, используемый для статора, также подходит в случае с ротором. Последний принимают за трансформатор, и сравнивают сопротивления цепочек, качество изолирующего слоя обоих конструкций.

Асинхронные моторы с ротором

Проводить замеры гораздо легче, чем в предыдущих случаях. Но все же есть некоторые нюансы. Роторы асинхронных машин произведены в форме «беличьего колеса», что обеспечивает высочайшую надежность конструкции. Короткозамкнутые обмотки изготовляют с применением толстых стержней из алюминия или меди. Они запрессованы во втулки. Конструкция выдерживает протекание токов, возникающих при коротком замыкании.

Но даже вышеупомянутая конструкция, рано или поздно, выходит из строя. Происходит это из-за ненадлежащего технического обслуживания или, когда эксплуатационный срок подходит к концу. Поломки появляются реже. Использовать обычный цифровой мультиметр здесь нецелесообразно – измерительный аппарат не даст должного результата.

Потребуется другое техническое оснащение, способное организовывать подачу напряжения на короткое замыкание такого ротора с одновременным контролированием возникшего магнитного потока. Поломки внутренней конструкции сопровождаются образованными трещинами. Они появляются на корпусе ротора – детальный осмотр обнаружит их.

Тестирование работоспособности под созданной нагрузкой

Делать заключения о состоянии электрического двигателя, опираясь исключительно на показатели измерительных аппаратов, — довольно опрометчивое решение. Чтобы получить правильный результат, нужно проводить диагностику силового агрегата под воздействием нагрузки. Такой подход к исследованию покажет наглядным образом, как при номинальной работе мотор расходует собственную мощность.

Осуществлять диагностику под нагрузкой необходимо после проведенных замеров базовых показатель, измерений диапазона температурного режима во время работы. Вовремя необнаруженные минимальные проблемы повлекут за собой более серьезные неисправности, для устранения которых необходимо прибегать к дорогостоящим ремонтным работам.

Довольно редкий вид проверки мотора

Бывают ситуации, когда стандартные вид диагностики не дают точного результата. Проверка как мегомметром, так и мультиметром показывает, что двигатель находится в нормальном состоянии. Замеры сопротивления соответствуют номинальным параметрами силового агрегата.

Но замеры потребления тока по фазам показали, что токи выше номинала. Данный нюанс не всегда свидетельствует о возникшем межвитковом замыкании и о других неисправностях обмоток. Иногда проблема кроется в подшипниках или превышенной нагрузки.

Суть методики заключается в проверке состояния обмоток, не соединенных между собой. Предполагается детальный разбор обмоточного соединения. Для проверки применяется мегаомметр.

Проверка косвенным способом

При невозможности подключения электромотора к энергоснабжению можно собрать последовательную цепь. Последняя состоит из источника питания (например, аккумулятора), реостата на 20 ом. Параметр напряжения должен быть 12 вольт. Амперметром или мультиметром и реостатом ставится рабочий ток до 1 ампера. Собранная схема подключения к обмотке. Скачки напряжения фиксируются измерительными приспособлениями.

Восстановление работоспособности асинхронного движка

Несмотря на крайне прочное и надежное конструкционное исполнение, силовые установки выходят из строя. Причин поломок может быть множество. Как описывалось выше, производится диагностика полностью всего силового агрегата, позволяющая с максимальной точностью определить, что конкретно не так в установке. После осуществления проверки принимается решение о необходимости ремонтных работ, направленных на обеспечение первозданной работоспособности электропривода.

Ремонт асинхронного оборудования предполагает следующие операции:

  • дополнительный осмотр, включающий предремонтную проверку, определяющий актуальное состояние электропривода, целостность фаз, сопротивления изоляционного слоя обмоток;
  • комплексная разборка, демонтаж старой неисправной обмотки, дефектовка, рихтовка. Данное действие проводится вместе с обдувкой подвижной и неподвижной частей оборудования, мойкой деталей;
  • вышедшие из строя детали заменяются на новые: производится ремонт статора, ротора, готовится новая изоляция, проводится намотка катушек, изолировка пазов, укладка обмоточный секций, пайка, сборка и обкатка;
  • проведение контрольных испытаний с пусконаладочными работами;
  • финальную окраску и сушку.

Для ремонта ротора используется специализированный стенд, позволяющий мониторить биение. Сюда же относятся индикаторные стойки, кисти, призмы. Наиболее распространенными неисправностями подвижного элемента мотора являются:

  • повышенное биение концов вала;
  • коррозийное воздействие окружающей и контактируемой среды – на деталях появляются соответствующие новообразования;
  • происходит отслоение металлических листов.

Валовая рихтовка производится только на разобранном электродвигателе. Монтаж призмы на разметочную плиту – на них располагают ротор. Биение проверяется индикатором, крепящимся в стойке. Отмечается точка пикового отклонения индикаторной стрелки. Производятся аккуратные удары молотком (неметаллическим) по валовому концу.

Устранение следов коррозийного воздействия осуществляется специальными химическими веществами, механической обработкой деталей механизма. Отслоившиеся роторные листы приклеиваются с учетом предварительной подготовки обрабатываемой детали: пакеты чистятся от скопившиеся пыли компрессором сжатого воздуха, мягкой щеткой на волосяной основе, поверхность повторно покрывается лаком, имеющим повышенные антикоррозийные свойства. Последняя операция примечательна предварительным удалением остатков старого лакокрасочного покрытия, следов коррозийного воздействия окружающей среды.

Неподвижные элементы, между пластин которых скопилась коррозия, выбраковываются. Если на корпусе обнаружены вмятины и забоины – необходимо провести их удаление шабером до тех пор, пока проблемы не будут исправлены. Проигнорировать данный аспект можно только в том случае, когда не были вызваны деформационные изменения деталей по внутреннему диаметру.

Комплексная починка

Повреждения оборудования бывают различного рода. Иногда срывается резьба, чтобы это устранить, нужно провести рассверловку отверстий с последующей нарезкой новой резьбы, но уже большего размера. Отверстия подшипникового щита рассверливаются.

Нарезка должна происходить исключительно вторым метчиком – так будет обеспечена усиленная резьба. Если делать третьим, то надлежащее качество не гарантировано. Листы, отслоившиеся от детали, клеятся специализированным веществом – БФ-2, надежно склеивающим металлические детали различных габаритов.

Абразивные следы от скопившиеся грязи, пыли, коррозии чистятся бензином, и только после того производится склейка листов. Игнорирование технологии чревато снижением эффективности ремонтных работ.

Заготовка новой изоляции

Подготовка изоляционного слоя только после снятия замеров моторных пазов. Рычажными ножницами отрезается заготовка – используется с целью последующего применения в качестве пробной пазовой коробки (ПК). Последняя отформовывается непосредственно на приспособлении. Выступающие части ПК усиливаются, что обеспечивает необходимый размер вылета.

Ширина манжета в диапазоне от 8 до 20 миллиметров (параметр не унифицированный, зависит от габаритов электромотора). ПК закладывается в паз для определения точных типовых размеров. Все теми же рычажными ножницами нарезаются изоляционные полосы.

Производство проводников для выводов

Подбирается провод с необходимым сечением. Материал проводников – медь, реже – алюминий. Поэтому здесь проблем не будет. Заготовка режется по длине на куски – будущие выводы новой намотки. Резка не всегда бывает ровной, а потому – концы чистятся от остатков изоляционного слоя, от оксидной пленки, жилы провода скручиваются в пучок, далее, их следует облудить

Длина чистки – важный аспект, обеспечивающий надежность и качество паки, сварки, закрепления механическими средствами. Типовая длина зачистки составляет до 20 мм включительно. Чистить провод ножом нельзя – существует вероятность подрезки медной жилы, что скажется на работоспособности в дальнейшем. Удаление излишков изоляции осуществляется специальными инструментами – клещами.

Провода, имеющие волокнистую структуру, по концам закрепляются трубками, отличающимися электроизоляционными свойствами. Здесь же маркируются провода. Перед заделкой многожильных проводов происходит скручивание жил. Круглогубцами сворачивается кольцо, применяющиеся в креплении проводов на клеммном механизме. Зачистка и скручивание предусматривает воздействие в рамках горячего лужения. Для этого помещаются в электрическую ванну с расплавленным припоем марки ПОС-40. Место, которое поддается лужению, обрабатывается раствором на основе спирта и канифоли.

Намотка обмоточных секций вместе с катушками

Шаблон секций крепится на специальном станке, предназначенным для выполнения операций, связанных с обустройством перемотки. Провод крепится на первой ступеньке, а намотка начала катушки производится ручным способом. Далее, полностью наматывается катушка, формируется переход на следующую ступень. Повторяются предыдущие операции с катушкой, т.е. продолжается намотка до тех пор, пока все секции не будут намотаны. Если провод оборвался, то допустима одна пайка с дальнейшим выводом на лобовую часть с дополнительной изоляцией хлорвиниловой трубкой.

Перед укладкой обмотки продувается неподвижный элемент – необходимо, чтобы очистить деталь от любых остатков абразивных элементов, опиливаются заусеницы, мешающие размещению намотки. Заложенные коробки оправляются, а статор располагают на подставке.

Как проверить электродвигатель

Содержание

  1. Начало ремонта
  2. Как проверить цельность обмоток мотора?
  3. Тестирование обмоток катушки
  4. Диагностика якоря
  5. Как прозвонить электродвигатель на стенде
  6. Заключение

Модификации электродвигателей друг с другом различаются, равно как и их дефекты. Не каждая неисправность может быть диагностирована с помощью тестера, но в большинстве случаев – вполне возможно.

Начало ремонта

Ремонт начинают со зрительного осмотра: есть ли повреждённые части, не залит ли водой электродвигатель, не появился ли запах горелой изоляции и так далее. Обмотка в асинхронном двигателе может сгореть из-за короткого замыкания между двумя соседними витками. Агрегат перегревается из-за перегрузок, возникновения больших токов.

Нередко обгоревшие обмотки видны при визуальном осмотре, и в этом случае любые измерения будут лишними. Когда никаких шансов на исправление нет, нужно удалить и заменить обмотки на новые. Иногда требуется более тщательно проверить электродвигатель.

Для начала необходимо изучить конфигурацию двигателя, например, какие обмотки используются. Все вращающиеся машины имеют две части: статор и ротор.

В электродвигателях постоянного тока имеются:

  • обмотка возбуждения, имеющая важное значение для производства магнитного поля. Она позволяет преобразовать энергию из механической в электрическую и наоборот;
  • обмотка якоря, несущая нагрузку току и регулирующая переменный ток для уменьшения вихревых потерь.

Двигатель переменного тока, обычно состоит из двух частей:

  1. статора, имеющего катушку для создания вращающегося магнитного поля;
  2. ротора, прикрепленного к выходному валу и предназначенного для производства второго вращающегося магнитного поля.

Как проверить цельность обмоток мотора?

При помощи мультиметра и нескольких подручных средств можно проверить:

  • асинхронные движки одно-, трёхфазные;
  • коллекторные электродвигатели постоянного, переменного тока;
  • асинхронные моторы с короткозамкнутым, фазным ротором.

Тестирование обмоток катушки

Существует простой тест, используемый для проверки состояния катушки мотора. Для чего измеряется сопротивление обмоток, которое варьируется в зависимости от длины, толщины и материала провода. Если сопротивление слишком низкое, это указывает на короткое замыкание изоляции между витками.

Можно использовать мультиметр, но лучше проверить это с мегомметром, потому что на нём используется более высокое напряжение при проверке сопротивления. Это исключает ложные показания, вызванные индуктивностью катушки мотора.

Тест показывает качество изоляции провода, которое определяется по сопротивлению измеряемой детали системы. Полученные результаты сверяются с табличными данными допустимых сопротивлений изоляции кабеля до 1 кВ, изложенными в правилах устройства электроустановок (ПУЭ). По результатам проверки может быть предсказан сбой, прежде чем он произойдёт на самом деле. Это позволяет в производственном цеху осуществить ремонт или замену оборудования во время работы.

Как проверяется катушка электродвигателя мультиметром можно посмотреть на видео:

Диагностика якоря

Проверить исправность электродвигателя тоже можно с помощью цифрового специального устройства проверки якорей Э236. Для этого помещают якорь на призму приборчика, который потом подключают к сети.

Процесс диагностики включает в себя следующие шаги:

  1. располагают ножовочное полотно параллельно пазу исследуемой детали;
  2. удерживая одной рукой металл, другой медленно проворачивают якорь.

При наличии межвиткового замыкания полотно, близкорасположенное к пазу, начнет вибрировать и притягиваться к механизму.

Наглядная демонстрация проверки якоря показана по видео:

Чтобы оперативно прозвонить обрыв в цепях движка, можно воспользоваться рабочим стендом с источником постоянного тока, инвертором, цифровым вольтметром, компаратором напряжений, световым индикатором и зуммером обрыва.

На нём же можно определить междувитковое замыкание.

Заключение

Далеко не всегда имеется возможность приобрести дорогостоящие аппараты специального назначения. Поэтому важно знать, как проверить двигатель простым мультиметром, очень нужным в хозяйстве электроизмерительным прибором. Он заменяет множество отдельных инструментов, необходимых для проверки цепей.

Посмотреть видео урок проверки статора на обрыв можно здесь:

 

Как проверить двигатель мультиметром

Электродвигатель – основная составляющая любого современного бытового электрооборудования, будь то холодильник, пылесос или другой агрегат, используемый в хозяйстве. При выходе из строя какого-либо устройства в первую очередь необходимо установить причину поломки. Чтобы узнать, исправен ли мотор, его необходимо проверить. Для этого необязательно нести прибор в мастерскую, достаточно иметь обычный тестер. Прочитав эту статью, вы узнаете, как проверить электродвигатель мультиметром, и сможете справиться с этой задачей самостоятельно.

Содержание

  • Какие двигатели можно проверить мультиметром?
  • Ремонт асинхронных двигателей
    • Трехфазный двигатель
    • Двухфазный электродвигатель
    • Проверка коллекторных двигателей
  • Особенности проверки электродвигателей с дополнительными элементами

Какие двигатели можно проверить мультиметром?

Существуют различные модификации электродвигателей, и список их возможных неисправностей достаточно велик. Большинство проблем можно диагностировать с помощью обычного мультиметра, даже если вы не специалист в этой области.

Современные электродвигатели делятся на несколько типов, которые перечислены ниже:

  • Асинхронный трехфазный ротор с короткозамкнутым ротором. Этот тип электропривода является наиболее популярным благодаря простому устройству, позволяющему легко диагностировать.
  • Конденсатор асинхронный, с одной или двумя фазами и короткозамкнутым ротором. Такой электростанцией обычно оснащают бытовые приборы, работающие от обычной сети 220В, которая наиболее распространена в современных домах.
  • Асинхронный, оснащенный фазным ротором. Это оборудование имеет более мощный пусковой момент, чем короткозамкнутые двигатели, в связи с чем его используют в качестве привода в устройствах большой мощности (подъемники, краны, электростанции).
  • Коллектор постоянного тока. Эти двигатели широко используются в автомобилях, где они служат приводом вентиляторов и насосов, а также стеклоподъемников и стеклоочистителей.
  • Коллектор переменного тока. Этими двигателями оснащаются ручные электроинструменты.

Первым шагом в любой диагностике является визуальный осмотр. Даже если невооруженным глазом видны сгоревшие обмотки или отломанные части двигателя, понятно, что дальнейший осмотр бессмысленен, и агрегат нужно везти в мастерскую. Но часто осмотра недостаточно для выявления проблем, и тогда необходима более тщательная проверка.

Ремонт асинхронных двигателей

Наиболее распространены асинхронные силовые агрегаты на две и три фазы. Процедура их диагностики не совсем одинаковая, поэтому следует остановиться на этом подробнее.

Трехфазный двигатель

Различают два вида неисправностей электроагрегатов вне зависимости от их сложности: наличие контакта в неположенном месте или его отсутствие.

Трехфазный двигатель переменного тока имеет три катушки, которые можно соединить треугольником или звездой. Есть три фактора, которые определяют производительность этой силовой установки:

  • Правильность намотки.
  • Качество изоляции.
  • Надежность контактов.

Замыкание на корпус обычно проверяют с помощью мегомметра, но если его нет, можно обойтись и обычным тестером, установив на нем максимальное значение сопротивления — мегаом. О высокой точности измерений в этом случае говорить не приходится, но получить приблизительные данные можно.

Перед измерением сопротивления убедитесь, что двигатель не подключен к сети, иначе мультиметр придет в негодность. Затем необходимо произвести калибровку, установив стрелку на ноль (щупы при этом должны быть замкнуты). Необходимо проверять исправность тестера и правильность настроек кратковременным касанием одного щупа к другому, каждый раз перед измерением значения сопротивления.

Поместите один щуп на корпус двигателя и убедитесь в наличии контакта. После этого снимите показания прибора, коснувшись вторым щупом двигателя. Если данные в пределах нормы, подключите второй щуп к выходу каждой фазы по очереди. Высокий показатель сопротивления (500-1000 и более МОм) свидетельствует о хорошей изоляции.

Как проверить изоляцию обмоток показано в этом видео:

Затем нужно убедиться, что все три обмотки целы. Проверить это можно, прозвонив концы, идущие в клеммную коробку двигателя. При обнаружении любого обрыва обмотки диагностику следует прекратить до устранения неисправности.

Следующим пунктом проверки является определение короткозамкнутых витков. Довольно часто это можно увидеть при визуальном осмотре, но если обмотки внешне выглядят нормально, то факт короткого замыкания можно установить по неравному потреблению электрического тока.

Двухфазный электродвигатель b

Диагностика силовых агрегатов данного типа несколько отличается от описанной выше процедуры. При проверке двигателя, оснащенного двумя катушками и питающегося от обычной электрической сети, его обмотки необходимо прозвонить омметром. Показатель сопротивления рабочей обмотки должен быть на 50 % меньше, чем у пусковой обмотки.

Необходимо измерить сопротивление корпуса — в норме оно должно быть очень большим, как и в предыдущем случае. Индикатор низкого сопротивления указывает на необходимость перемотки статора. Конечно, для получения точных данных такие измерения лучше проводить мегаомметром, но в домашних условиях это редко возможно.

Проверка коллекторных двигателей

Разобравшись с диагностикой асинхронных двигателей, перейдем к вопросу, как прозвонить электродвигатель мультиметром, если блок питания коллекторного типа, и в чем особенности таких проверок.

Для правильной проверки работоспособности этих двигателей с помощью мультиметра необходимо действовать в следующем порядке:

  • Включите омметр и измерьте сопротивление ламелей коллектора попарно. В норме эти данные не должны отличаться.
  • Измерить индикатор сопротивления, приложив один щуп прибора к корпусу якоря, а другой к коллектору. Этот показатель должен быть очень высоким и стремиться к бесконечности.
  • Проверить статор на целостность обмотки.
  • Измерьте сопротивление, приложив один щуп к корпусу статора, а другой к клеммам. Чем выше полученное число, тем лучше.

Проверить электродвигатель мультиметром на межвитковое замыкание не получится. Для этого используется специальный аппарат, которым проверяют якорь.

Подробная проверка двигателей электроинструмента показана в этом видео:

Особенности проверки электродвигателей с дополнительными элементами

Электростанции часто комплектуются дополнительными элементами, предназначенными для защиты оборудования или оптимизации его работы. Наиболее распространенные детали, встроенные в двигатель:

  • Плавкие предохранители. Они настроены на работу при определенной температуре во избежание возгорания и разрушения изоляционного материала. Предохранитель убирается под изоляцию обмоток или крепится к корпусу электродвигателя стальной скобой. В первом случае доступ к выводам не затруднен, и их без проблем можно проверить с помощью тестера. Также можно с помощью мультиметра или простой индикаторной отвертки определить, к каким разъемным ножкам идет защитная цепь. Если термопредохранитель исправен, то при измерении он должен показывать короткое замыкание.
  • Термопредохранители с успехом могут быть заменены термовыключателями, которые либо нормально разомкнуты, либо замкнуты (второй тип встречается чаще). Маркировка элемента наносится на его корпус. Реле для различных типов двигателей подбирается в соответствии с техническими параметрами, с которыми можно ознакомиться, прочитав эксплуатационную документацию или найдя необходимую информацию в Интернете.
  • Трехконтактные датчики частоты вращения двигателя. Обычно ими оснащаются моторы стиральных машин. В основе принципа работы этих элементов лежит изменение разности потенциалов в пластине, через которую проходит слабый ток. Питание подается через две концевые клеммы, которые имеют небольшое сопротивление и при проверке должны показывать короткое замыкание. Третий штифт проверяется только в рабочем режиме, когда на него действует магнитное поле. Не измеряйте подачу питания на датчик при работающем двигателе. Блок питания лучше вообще убрать и подавать ток отдельно на датчик. Вращайте ось, чтобы генерировать импульсы на выходе датчика. Если ротор не оснащен постоянным магнитом, вам придется установить его во время проверки, предварительно сняв датчик.

Обычного мультиметра достаточно для диагностики большинства проблем, которые могут возникнуть в электродвигателях. Если установить причину неисправности этим прибором не удается, проверка проводится с помощью высокоточных и дорогостоящих приборов, доступных только специалистам.

В этом материале собрана вся необходимая информация о том, как правильно проверить электродвигатель мультиметром в бытовых условиях. При выходе из строя любого электрооборудования самое главное – прозвонить обмотку двигателя, чтобы исключить его неисправность, так как силовая установка имеет самую высокую стоимость по сравнению с другими элементами.

Измерение коэффициента напряжения разомкнутой цепи 3-фазного асинхронного двигателя с контактными кольцами

№ эксперимента: 4 (A)

Название эксперимента:

Измерьте коэффициент напряжения холостого хода трехфазного асинхронного двигателя с контактными кольцами.

Цель:

Измерить коэффициент напряжения холостого хода трехфазного асинхронного двигателя с контактными кольцами.

Теория:

Это стандартное типовое испытание асинхронного двигателя с контактными кольцами только согласно IS:325. Это испытание применимо только в случае трехфазного асинхронного двигателя с контактными кольцами, поскольку в случае асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором нет соединения между выходной обмоткой. Это испытание необходимо выполнить, чтобы узнать соотношение напряжений холостого хода обмотки статора и ротора асинхронного двигателя с контактными кольцами.

Этот тест проводится для определения соотношения напряжений или витков первичной и вторичной обмотки. На статор асинхронного двигателя с контактными кольцами подается номинальное напряжение, а вольтметр подключается через контактные кольца. Поскольку мы должны измерить коэффициент напряжения холостого хода, поэтому в этом испытании цепь ротора должна оставаться разомкнутой за счет удаления внешнего сопротивления ротора.

Напряжение на контактном кольце В 2 Напряжение на обмотке статора В 1 . Измеряемое напряжение представляет собой линейное напряжение, поэтому мы должны разделить значение на √3, чтобы получить значение фазного напряжения.

Соотношение напряжения = первичное напряжение или напряжение статора на фазу (V 1 ) / Вторичное напряжение или напряжение ротора на фазу (V 2 )

Диаграмм схемы

9002 . Сл. № Напряжение статора на фазу (В 1 / 3) (Вольт) Напряжение ротора (V 2 / 3 ) (VOLT) VOLTIO). ) 1. V RY 2. V YB 3. V BR

Используемый аппарат:

Сл. No. Name of the apparatus Specification Quantity Maker’s Name
1.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *