Закрыть

Какие степени образования существуют в современной россии: Ступени образования в РФ — новости в сфере российского образования

Ступени образования в РФ — новости в сфере российского образования

21 ноября 2019© Shutterstock.com

Российская система образования – многоуровневая, предполагающая разные формы и направления получения знаний. В этой статье мы рассмотрим ступени образования в России.

Классификация образования в России

Давайте разберемся, какое бывает образование в России:

  1. Дошкольное. С трех лет ребенок может пойти в детский сад.

  2. Начальное общее. В российской школе дети начинают учиться с шести лет; начальное образование занимает четыре года и считается обязательным.

  3. Основное общее. Обучение с 5-го по 9-й класс также обязательно для всех. После 9-го класса учащиеся сдают экзамены. Далее образование можно продолжить в школе или поступить в техникум, колледж.

  4. Среднее общее (с 9-го по 11-й класс в школе) или

    среднее профессиональное (техникум, колледж). В первом случае обучение занимает еще два года, в конце 11-го класса ученики сдают единый государственный экзамен (ЕГЭ), его результаты учитываются при конкурсном отборе абитуриентов в высшие учебные заведения.  Во втором случае учеба длится от трех до четырех лет, выпускник приобретает специальность и может работать.

  5. Высшее. Система построена по Болонскому принципу, состоит из нескольких уровней: бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура, ординатура и другие.

Ступени высшего профессионального образования

Высшее образование предусматривает получение квалификации по выбранной специальности. В СССР высшее образование было одноступенчатым: после пяти лет обучения в вузе (шесть – для медицинских специальностей) выпускник получал диплом специалиста с высшим образованием. В 2003 году Россия присоединилась к Болонскому процессу, предполагающему постепенное оформление единого европейского стандарта высшего образования.

Первым из российских вузов, перешедших к двухуровневому высшему образованию (бакалавриат и магистратура) еще в 1995 году, стал РУДН. Сейчас все российские университеты придерживаются этого формата (хотя в некоторых сферах, например медицине, сохранятся специалитет).

Обучение в бакалавриате занимает четыре года. Диплом бакалавра подтверждает получение высшего образования. Выпускник может работать по специальности либо продолжить обучение в магистратуре. Однако диплом не дает права поступать в аспирантуру и заниматься научной деятельностью. То есть бакалавриат нацелен скорее на подготовку специалистов-практиков, нежели ученых.

Обучение в магистратуре рассчитано на два года. После магистратуры можно либо работать по специальности, либо поступать в аспирантуру и заниматься научной работой.

Подготовка научных кадров

Те, кто намерен заниматься наукой или преподавать в вузах, после получения диплома специалиста или магистра могут продолжить обучение в аспирантуре, параллельно ведя преподавательскую и исследовательскую работу. Обучение в аспирантуре занимает от двух до четырех лет. В профессиях, связанных с искусством, к аспирантуре приравнивается ассистентура, в военных специальностях – адъюнктура.

Обучение в аспирантуре направлено на углубление навыков исследовательской деятельности. За время учебы аспирант должен опубликовать результаты своих научных изысканий и подготовиться к защите диссертации на соискание ученой степени кандидата наук. Она сопоставима со степенью PhD. Уровень кандидата наук дает право претендовать на звание и должность доцента в вузе, а также предполагает возможность продолжить обучение в докторантуре. Это специальное подразделение в некоторых вузах или научно-исследовательских институтах, где кандидаты наук повышают квалификацию и готовятся к получению второй ученой степени – доктора наук.

Поделиться

Все статьи

Выбери профессию, университет, программу

Узнай о вариантах финансирования

Собери пакет 
документов

Пройди 
конкурсный отбор

Получи приглашение
и оформи учебную визу

системы, возможности, технологии и качество

При выборе вуза перед отдельными абитуриентами и их родителями нередко встает сложный вопрос: какая система образования – западная или российская – открывает бо?льшие возможности для получения наиболее качественного образования и перспективного трудоустройства? Все о прошлом и будущем российского высшего образования в сравнении с западной системой — в данной статье.

Пожалуй, самое важное событие в развитии системы современного высшего образования произошло в 2003 году, когда Россия подписала Болонскую декларацию. Болонский процесс — это сближение и унификация систем высшего образования европейских стран с целью создания единого пространства высшего образования. На данный момент декларацию подписали 47 стран, в том числе Россия. Что дают студентам из разных государств сходные уровни высшего образования? В первую очередь — возможность свободного передвижения между вузами в период обучения (стажировки и международные обмены как для преподавателей, так и для студентов, участие в международных проектах), а также трудоустройство в любой стране-участнице Болонского процесса без необходимости подтверждения диплома или получения дополнительного образования.

Таким образом, к 2010 году Россия реформировала национальную систему образования в соответствии с основными положениями Болонской декларации: главным образом, наряду со специалитетом и аспирантурой были введены бакалавриат и магистратура, как это принято в европейских вузах. В результате последние стали выдавать всем выпускникам европейские приложения единого образца к дипломам бакалавра и магистра.

Законодательство и стандарты высшего образования

Законом Российской Федерации «Об образовании» в 1992 году было введено понятие образовательного стандарта. На данный момент действует третье поколение стандартов, которые утверждались с 2009 г. Именно они сегодня называются федеральными. В 2012 году был принят закон «Об образовании в Российской Федерации», согласно которому с 1 сентября 2013 года были утверждены обновленные федеральные государственные образовательные стандарты для высшего образования. Основные изменения, относящиеся к высшему образованию в рамках принятого закона:

  1. Аспирантура становится отдельным уровнем высшего образования.
  2. Впервые в законодательстве прописаны понятия сетевого, дистанционного и электронного обучения, которое может быть использовано на всех уровнях образования.
  3. В соответствии с федеральными стандартами специальные учебно-методические объединения разрабатывают примерные образовательные программы, на основе которых вузы создают собственные образовательные документы. Некоторым вузам (в том числе МГУ им. М.В. Ломоносова и СПбГУ) было дано право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты.

Уровни образования

Согласно новейшему российскому законодательству выделяют три уровня высшего образования:

  1. высшее образование — бакалавриат;
  2. высшее образование — специалитет, магистратура;
  3. высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.
Бакалавриат

Бакалавр — это академическая степень, которую студент высшего учебного заведения получает после приобретения и подтверждения основных знаний по выбранному направлению подготовки (специальности). Прием в бакалавриат производится на конкурсной основе по результатам Единого государственного экзамена (ЕГЭ), однако это относится только к абитуриентам, имеющим среднее общее образование. Выпускники профессиональных образовательных организаций (колледжей, техникумов) поступают на программы бакалавриата по внутренним вступительным испытаниям на основании диплома. Бакалавр имеет право после сдачи специальных экзаменов поступить на следующую ступень образования и получить степень магистра или специалиста. Бакалавриат дает широкие возможности при трудоустройстве благодаря базовым, основным, знаниям, необходимым для начала карьеры. Длительность обучения в бакалавриате — 4 года для выпускников обычных 11-летних школ и, как правило, 3 года для выпускников профессиональных образовательных учреждений. Также бакалавриат расширяет возможности дальнейшего обучения и трудоустройства за рубежом, так как степень бакалавра принята по международной классификации и понятна работодателям во всем мире.

Магистратура

Магистратура — вторая часть двухуровневой системы высшего образования, которая выпускает профессионалов с более углубленной специализацией. Длительность обучения — 2 года. Для поступления необходимо сдать специальный квалификационный экзамен, который определяется вузом, и пройти по конкурсу. В магистратуру могут поступать как бакалавры, так и специалисты. Причем совершенно не обязательно, чтобы это была одна и та же образовательная организация. Степень бакалавра можно получить, закончив одну образовательную организацию (например, негосударственную), а за степенью магистра — поступать в другую (например, в государственную). Однако не прошедшие по конкурсу бакалавры могут получить степень магистра только на платной основе. Степень магистра дает право на дальнейшее обучение в аспирантуре. Поступившим в магистратуру, также как и в бакалавриате, предоставляется отсрочка от призыва на военную службу.

Специалитет

Это традиционная ступень для российского высшего образования, которая существовала до подписания Россией Болонской декларации и существует до сих пор. Специалитет включает как базовое образование, так и специальную подготовку в рамках выбранного направления. Поступление производится на основе результатов ЕГЭ. Срок обучения — 5 лет при очной форме, 6 лет — при заочной. Специалитет дает право поступления в магистратуру или аспирантуру. Квалификация «специалист» считается второй ступенью высшего образования, как и магистратура. Поэтому после специалитета невозможно поступление в магистратуру на бюджетной основе, так как это, согласно закону, будет считаться получением второго высшего образования. Зато специалист, в отличие от бакалавра, может поступить в аспирантуру. Диплом специалиста традиционно считается престижным в России, однако он создаст проблемы при трудоустройстве за границей.

Аспирантура

Аспирантура — это отдельный уровень высшего образования в России, цель которого — подготовка к соисканию ученой степени кандидата наук. Ученая степень присуждается аспиранту после сдачи кандидатского минимума (экзаменов) и защиты диссертации. Поступление в аспирантуру на бюджетной основе возможно только после специалитета. Бюджетные аспиранты обеспечиваются государственными стипендиями. Аспирантам дается отсрочка от призыва на военную службу. Обучение в аспирантуре, как правило, продолжается в течение трех лет, а при заочной форме — четырех лет. В некоторых европейских странах терминам «аспирант» и «аспирантура» соответствуют «докторант» и «докторантура».

Вузы России

Управление образованием в России осуществляется на 3-х уровнях: федеральном, региональном, муниципальном. На федеральном уровне управление осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации, в функции которого входит: утверждение федеральных государственных образовательных стандартов, лицензирование, государственная аккредитация и ликвидация образовательных учреждений, реализация права на получение бесплатного высшего образования, разработка и реализация государственных и международных программ в сфере образования и многое другое. Что касается регионального и муниципального уровней, то высшее образование не входит в полномочия госструктур, работающих на этих уровнях.

В России существует три вида образовательных организаций высшего образования: университет, академия, институт. Университет реализует образовательные программы высшего образования всех уровней по широкому спектру специальностей. Он должен выполнять фундаментальные и прикладные научные исследования в широком спектре наук. Академия реализует образовательные программы всех уровней для определенной области научной деятельности, в рамках которой академия должна осуществлять научные исследования. Институты работают по образовательным программам высшего образования бакалавриата, специалитета и магистратуры (аспирантура не является обязательной) в определенной области профессиональной деятельности. Широкий спектр научных исследований для институтов не обязателен.

Согласно данным рейтингового агентства «Эксперт РА», в десятку лучших вузов РФ входят: МГУ им. М.В. Ломоносова, МФТИ, МГТУ им. Н.Э. Баумана, МИФИ, СПбГУ, НИУ «Высшая школа экономики», Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития РФ, Томский политехнический университет, Новосибирский государственный университет, МГИМО, Дипломатическая академия Министерства иностранных дел РФ, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Уральский федеральный университет. Лучшие экономические вузы России в 2013 году по рейтингу «Эксперт РА»: МГУ им. М.В. Ломоносова, МГИМО, СПбГУ, НИУ «Высшая школа экономики», Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития РФ.

Качество высшего образования

Несмотря на все проведенные реформы, качество высшего образования в России остается под большим вопросом. В 2014 году Министр образования Дмитрий Ливанов заявил, что качество высшего образования в России не растет, несмотря на то, что финансирование было увеличено в 20 раз с 2000 года. Что мешает развиваться российским вузам? По словам Ливанова, это устаревшая система управления в российских вузах, а также низкая доля иностранных преподавателей, имеющих достойную квалификацию. Невысокая академическая репутация и низкий рейтинг наших вузов в мировом академическом сообществе объясняются слабой интернационализацией. Также среди причин Ливанов назвал плохую инфраструктуру, в которую долгие десятилетия не инвестировались серьезные ресурсы.

Такая оценка Министра образования вполне объяснима. В рейтинг лучших в мире вузов QS World University Rankings 2014/2015 входит 21 российский вуз. Лидером являются: МГУ им. М.В. Ломоносова, занимающий 114-е место, СПбГУ (233-е место) и МГТУ им. Н.Э. Баумана (322-е место).

Тенденции развития образовательных услуг

Каковы же тенденции и перспективы развития высшего образовании в России? Среди основных можно выделить:

  1. Интернационализацию высшего образования и повышение мобильности преподавателей и студентов, возможность более широкого обмена опытом, зарубежных стажировок.
  2. Усиление практической направленности образования, внедрение в образовательные программы практических дисциплин, привлечение преподавателей-практиков. Среди образовательных организаций, наиболее быстро перестраивающихся под новые требования законодательства и работодателей, следует выделить Институт международных экономических связей. Помимо занятий по программе студенты могут посещать мастер-классы специально приглашенных экспертов. Среди спикеров можно встретить известных представителей науки, культуры, банковской сферы и других направлений бизнеса. В основе учебных программ лежат актуальные требования современных работодателей. Проводятся мастер-классы и семинары с участием известных бизнесменов, менеджеров, руководителей крупных предприятий, политиков.
  3. Применение в образовательном процессе мультимедийных технологий, систем визуализации, повсеместное внедрение технологий дистанционного и электронного обучения и, как результат, повышение популярности дистанционного образования. Целевая аудитория дистанционной формы обучения — взрослые, самостоятельно зарабатывающие люди, которые занимаются профессиональной деятельностью и хотят получить прикладные знания для карьерного роста. Дистанционное образование незаменимо для удаленных городов, где другая возможность получить желаемое образование зачастую вообще отсутствует. Стоит заметить, что программы дистанционного образования гораздо дешевле, чем аналогичные образовательные курсы, проводимые по традиционной системе.

Уровни высшего образования в России

  • Уровни высшего образования
  • Формы обучения
© Shutterstock.com

Современная система высшего образования России основана на Болонском процессе и включает такие уровни образования, как бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура, клиническая ординатура и др.

Степень бакалавра

Это полный курс высшего образования. Поступить на бакалавриат могут лица, получившие образование, эквивалентное российскому общему среднему или среднему профессиональному образованию. Четырехлетний курс предусматривает общую подготовку по фундаментальным предметам.

По окончании программы студенты защищают диссертацию. В случае успеха им выдается сертификат степени бакалавра ( BA, BSc ). Сертификат дает право работать по специальности или продолжить обучение в магистратуре.

Степень специалиста

В отличие от бакалавриата, программы специалиста больше ориентированы на практическую работу в выбранной отрасли.

Эти программы предлагаются лицам, имеющим образование, эквивалентное российскому общему среднему или среднему профессиональному образованию. Курс рассчитан на 5 лет. По результатам экзаменов и защиты диссертации студенты получают свидетельство о присвоении ученой степени специалиста с указанием квалификации (например, «Астроном», «Преподаватель», «Специалист по информационной безопасности» и т. д.). Выпускники могут работать в промышленности или продолжить обучение в аспирантуре или магистратуре.

Степень магистра

Этот курс позволяет углубить специализацию в выбранной студентом области. В магистратуру могут поступать абитуриенты со степенью бакалавра или специалиста. В течение двух лет студенты специально готовятся к исследовательской работе. После защиты диссертации выдается сертификат магистра с квалификацией Магистр .

Выпускники магистерских программ могут работать в промышленности или продолжать обучение в аспирантуре.

Высшее профессиональное образование

ПОСЛЕДИПЛОМНЫЙ КУРС — это форма обучения ученых. Выпускники со степенью магистра или специалиста могут поступать в аспирантуру. Курс включает в себя изучение, преподавание, практический опыт и исследования. Аспиранты выбирают область исследования и предмет исследования для своей диссертации. Очная форма обучения длится не менее 3 лет, а заочная – не менее 4 лет. Выпускнику присваивается аттестат аспиранта с присвоением соответствующей квалификации («Научный сотрудник», «Научно-педагогический сотрудник»). По результатам защиты диссертации присуждается степень кандидата наук, которая является первой степенью, подтверждающей статус ученого. Кандидатам наук присваивается степень доктора наук (вторая степень, подтверждающая статус ученого), которая присуждается после успешной защиты докторской диссертации.

ПОСЛЕДИПЛОМНЫЙ ВОЕННЫЙ КУРС является эквивалентом университетского курса последипломного образования; однако это касается только МВД и Минобороны России.

МЕДИЦИНСКАЯ РЕЗИДЕНЦИЯ является завершающим этапом обучения в ряде медицинских (или фармацевтических) областей. В резидентуру могут поступать лица, имеющие высшую медицинскую (или фармацевтическую) квалификацию. Курс длится 2 года и представляет собой сочетание углубленного изучения основ медицинских наук с практическим опытом работы в медицинских учреждениях, где студенты развивают необходимые профессиональные навыки и умения. Курс завершается трехэтапным квалификационным экзаменом. Выпускникам присваивается свидетельство об ординатуре и квалификация специалиста, что позволяет им работать в медицинских учреждениях.

ASSISTANTSHIP

– это форма обучения высококвалифицированных кадров, работающих в сфере искусства. Выпускники специалистов или магистров в этой области могут обучаться на ассистентах. Курс длится до двух лет и следует индивидуальной программе под руководством наставника и заведующего кафедрой университета. Выпускной квалификационной работой может быть спектакль, концерт, шоу, выставка или фильм в зависимости от специализации. Стажировка завершается вручением сертификата.

Второе высшее образование

Российское законодательство предоставляет россиянам только одно бесплатное высшее образование (1, 2 или 3 ступени), а последующее обучение всегда должно быть платным. Иностранные граждане, окончившие вуз за пределами Российской Федерации, могут поступать на второе высшее образование как на платной, так и на бюджетной основе (при условии успешного прохождения отбора). Это можно сделать в рамках бакалавриата (до 4 лет), специалиста (до 6 лет) или магистра (не менее 2 лет). Процесс отбора основан на вступительных экзаменах. По окончании выдается сертификат, подтверждающий квалификацию.

Тип курса Степень бакалавра Диплом специалиста Степень магистра
Вступительные требования Общее среднее образование или его эквивалент Общее среднее образование или его эквивалент Степень бакалавра

Степень специалиста

Срок обучения (очная) 4 года Не менее 5 лет 2 года
Академическая квалификация Сертификат бакалавра Сертификат специалиста Сертификат магистра
Квалификация (степень) бакалавр наук Специалист магистр, магистр наук
Вид обучения Общая базовая подготовка в конкретной области без специализации Ориентация на практическую работу в выбранной области Углубленное изучение теоретических аспектов с упором на исследования
Форма итоговой государственной экспертизы Государственные экзамены, подготовка и защита дипломной работы бакалавра Государственные экзамены и защита диссертаций (проектов) Государственные экзамены и защита магистерской диссертации
Дальнейшее изучение Степень магистра Степень магистра или другие курсы последипломного образования Последипломные курсы
Занятость

Должности, требующие наличия высшего образования


Тип курса Аспирантура (ВОЕННЫЕ КУРСЫ В ВУЗах ВС РОССИИ И МВД РОССИИ) Медицинская интернатура Ассистентство
Вступительные требования Степень магистра или специалиста Высшее медицинское или фармацевтическое образование Степень магистра или специалиста
Продолжительность обучения 3–4 года (полная занятость),
4–5 лет (неполная занятость)
до 2 лет 2 года, только полный рабочий день
Академический квалификационный аттестат Сертификат последипломного образования Сертификат медицинского интерната Сертификат ассистента
Квалификация (степень) Научный сотрудник (квалификация), научный сотрудник (квалификация),

кандидат наук (степень)

Специалист Специалист высшей квалификации, старший профессор
Вид обучения Учеба, преподавание, практический опыт, исследования Углубленное изучение педагогических, клинических и медико-социальных основ медицинских наук;

приобретение навыков и умений самостоятельной профессиональной деятельности во время прохождения практики в медицинском учреждении

Индивидуальный учебный план под руководством наставника и заведующего кафедрой в университете
Форма итоговой государственной экспертизы Три квалификационных экзамена на соискание ученой степени кандидата, государственный экзамен,

защита диссертации

Трехэтапный квалификационный экзамен Выпускная дипломная работа по творчеству и драматическому искусству (спектакль, сольный концерт, спектакль, выставка, фильм)
Дальнейшая карьера в научной и профессиональной сфере Защита докторской диссертации Повышение квалификации по более узкой специализации, аспирантура Подготовка кандидатской диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Защита докторской диссертации
Занятость Исследовательская, аналитическая и научная работа в соответствии с квалификацией Работа в медицинских учреждениях по квалификации Преподавание или профессиональная деятельность в области искусства в соответствии с квалификацией

Поделиться

Система образования Российской Федерации – АПННИК

Согласно ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации» система образования состоит из следующих уровней:

Общее образование  состоит из четырех уровней:

Дошкольное образование предоставляется лицензированными учреждениями для детей до 6-7 лет, то есть до поступления в начальную школу.

Начальное общее образование включает 1-4 классы в возрасте от 7 до 10 лет. Неполное среднее образование длится 5 лет и включает 5–9 классы в возрасте от 11 до 15 лет. Полное среднее образование длится два года (10–11 классы). Учащиеся завершают среднее образование в возрасте 17-18 лет.

Все четыре ступени общего образования предоставляются на основе собственных государственных стандартов. Среднее общее образование с 11-летним школьным образованием является обязательным. По окончании гимназии (11 класс) выдается аттестат зрелости. Название этой квалификации Аттестат о среднем общем образовании ( Аттестат о среднем общем образовании ).

Учебная программа общеобразовательной школы завершается обязательной государственной итоговой аттестацией каждого выпускника по русскому языку и математике, которая является обязательной частью ЕГЭ. Выпускникам, успешно сдавшим ЕГЭ по русскому языку и математике, выдаются аттестаты о среднем общем образовании.

Техническое и профессиональное образование (среднее профессиональное образование) предлагает обучение по программам двух ступеней:

 

  • программы первой ступени: для квалифицированных рабочих, младших техников и служащих;
  • программы второй ступени: для специалистов среднего звена.

 

Выпускники программ технического и профессионального образования награждаются дипломами. Учебные заведения второй ступени профессионального образования обычно называются техникумами и колледжами. Колледж может быть самостоятельным учебным заведением или входить в состав вуза. Он предлагает программы профессионального образования  базовый и расширенный типы. Как правило, эти программы хорошо скоординированы с программами университетского уровня в той же области обучения.

Высшее образование

В России действует многоуровневая система подготовки специалистов с высшим образованием и установлены следующие уровни высшего образования:

Бакалавриат  кредитных единиц) присуждается после четырехлетний курс обучения. 9Программы бакалавриата 0031 охватывают широкий спектр областей обучения. Функция степени бакалавра заключается в предоставлении более академического, чем профессионально ориентированного образования. Степень бакалавра является обязательным условием для поступления в магистратуру. Государственная итоговая аттестация включает в себя защиту дипломной работы, подготовленной в течение четырех месяцев, и государственные выпускные экзамены. После успешной аттестации выдается диплом государственного образца о присвоении бакалавра град.

Квалификация Диплом специалиста (300-360 кредитных единиц) имеет две функции. Он открывает доступ к профессиональной практике (например, инженерам, учителям, химикам и т. д.), а также является традиционным условием для поступления в докторантуру и степень магистра. Квалификация диплом специалиста присваивается после обучения продолжительностью не менее пяти лет. Диплом выдается преимущественно по техническим направлениям обучения (специальностям). Государственная итоговая аттестация на получение диплома специалиста охватывает защиту проекта или диссертации и сдачу государственных выпускных экзаменов.

Магистерская программа  

(120 кредитных единиц) – двухгодичный курс, в большей степени ориентированный на исследовательскую деятельность по сравнению с программой Специалист (до 50% учебной нагрузки студента). Но, прежде всего, это глубокая аналитическая и практическая подготовка специалистов в той или иной области обучения и практики. Государственный образовательный стандарт определяет только общие требования к образовательным программам магистратуры, а не требования к содержанию образования. ВУЗы могут принимать собственные решения относительно содержания магистерских программ. Государственная итоговая аттестация на степень магистра охватывает защиту диссертации и сдачу государственных выпускных экзаменов. Доступ к обучению в магистратуре открыт для обладателей бакалавриата   градуса. ВУЗы сами устанавливают процедуры приема (экзамены, собеседования и т. д.) для абитуриентов. Обладатели высших степеней, желающие продолжить обучение по магистерской программе в другой области обучения, должны сдать дополнительные тесты, отражающие требования к выбранной магистерской программе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *