Проверка обмоток электродвигателя. неисправности и методы
Как проверить подшипники электродвигателя?
После осмотра прибора можно начинать его проверять и делать это нужно начиная с подшипников двигателя. Очень часто неисправности электродвигателя происходят вследствие их поломки. Они нужны для того, чтобы ротор плавно и свободно двигался в статоре. Расположены подшипники с обоих концов ротора в специальных нишах.
Для электродвигателей чаще всего используются такие типы подшипников, как:
Некоторые нуждаются в оснащении смазочными фитингами. а некоторые уже смазаны в процессе производства.
Проверять подшипники нужно следующим образом:
- разместите двигатель на твердой поверхности и положите одну руку на его верхнюю часть;
- второй рукой проверните ротор;
- постарайтесь услышать царапающие звуки, трение и неравномерность движения – всего это сигнализирует о неисправности прибора. Исправный ротор двигается спокойно и равномерно;
- проверяем продольный люфт ротора, для этого его нужно потолкать за ось из статора.
Если есть проблемы с подшипниками, то электродвигатель работает шумно, сами они перегреваются, что может привести к выходу прибора из строя.
Особенности ремонта коллекторных приводов
У данного типа электромашин чаще возникают механические неисправности. Например, стирание щеток или засорение контактов коллектора. В таких ситуациях ремонт сводится к чистке контактного механизма или замене графитовых щеток.
Тестирование электрической части сводится к проверке сопротивления обмотки якоря. В этом случае щупы прибора двум соседним контактам (ламелям) коллектора, после снятия показаний производится измерение далее по кругу.
Проверка обмотки якоря коллекторного электродвигателя
Отображенное сопротивление должно быть примерно одинаковым (с учетом погрешности прибора). Если наблюдается серьезное отклонение, то это говорит, что имеет место быть межвитковое КЗ или обрыв, следовательно, необходима перемотка.
Как прозвонить электродвигатель на обрыв обмоток и межвитковое замыкание
Межвитковое замыкание в обмотках можно проверить мультиметром на омах. Если имеется три обмотки, тогда достаточно сравнить их сопротивление. Отличие в сопротивлении одной обмотки указывает на межвитковое замыкание. Межвитковое замыкание однофазных двигателей определить труднее, так как имеются только разные обмотки — это пусковая и рабочая обмотка, которая имеет меньшее сопротивление.
Сравнивать их нет возможности. Выявить межвитковое замыкание обмоток трехфазных и однофазных двигателей можно измерительными клещами, сравнивая токи обмоток с их паспортными данными. При межвитковом замыкании в обмотках, их номинальный ток возрастает, а величина пускового момента уменьшается, двигатель с трудом запускается или совсем не запускается, а только гудит.
Проверка электродвигателя на обрыв и межвитковое замыкание обмоток
Измерять сопротивление обмоток мощных электродвигателей мультиметром не получится, потому что сечение проводов велико и сопротивление обмоток находится в пределах десятых долей ома.
Если нет возможности подключить электродвигатель к сети, сопротивление обмоток можно найти косвенным методом. Собирают последовательную цепь из аккумулятора на напряжение 12В с реостатом на 20 ом. С помощью мультиметра (амперметра) выставляют реостатом ток 0,5 — 1 А. Собранное приспособление подключают к проверяемой обмотке и замеряют падение напряжения.
Прозвонка электродвигателя на обрыв и сопротивление изоляции
Меньшее падение напряжения на катушке укажет на межвитковое замыкание. Если требуется знать сопротивление обмотки, его рассчитывают по формуле R = U/I. Неисправность электродвигателя можно также определить визуально, на разобранном статоре или по запаху горелой изоляции. Если визуально обнаружено место обрыва, его можно устранить, припаять перемычку, хорошо изолировать и уложить.
Замер сопротивлений обмоток трехфазных двигателей проводят без снятия перемычек на схемах соединений обмоток “звезда” и “треугольник”. Сопротивление катушек коллекторных электродвигаталей постоянного и переменного напряжения также проверяют мультиметром. А при большой их мощности проверка ведется с помощью приспособления аккумулятор — реостат, как указано выше.
Сопротивление обмоток этих двигателей проверяют отдельно на статоре и роторе. На роторе лучше проверять сопротивление непосредственно на щетках, прокручивая ротор. В этом случае можно определить неплотное прилегание щеток к ламелям ротора. Устраняют нагар и неровности на ламелях коллектора, их шлифовкой на токарном станке.
Вручную эту операцию сделать трудно, можно не устранить эту неисправность, а искрение щеток только увеличится. Пазы между ламелями также прочищают. В обмотках электродвигателей может быть установлен плавкий предохранитель, тепловое реле. При наличии теплового реле проверяют его контакты и при необходимости чистят их.
Как прозвонить коллекторный двигатель
Коллекторный агрегат также можно прозвонить мультиметром. Данный тип электродвигателей используется в цепи постоянного тока.
Коллекторные двигатели переменного тока встречаются реже, например в различных электроинструментах. Наиболее качественно прозванивать такие изделия можно в том случае, если полностью разобрать электрический двигатель.
Проверить якорь электродвигателя, а также прозвонить обмотку статора можно будет с помощью мультиметра, который должен быть переведён в режим измерения сопротивления до 200 Ом.
Наиболее часто статор коллекторного агрегата состоит из двух независимых обмоток, которые и требуется прозвонить мультиметром для определения их исправности.Точное значение данного показателя, можно узнать в документации к электродвигателю, но о работоспособности обмотки можно судить в том случае, если прибор покажет небольшое значение сопротивления.
В мощных двигателях постоянного тока электрооборудования автомобиля, значение сопротивления статора будет настолько малым, что его отличие от короткозамкнутого проводника, может составлять десятые доли Ома. Менее мощные устройства имеют сопротивление обмотки статора в пределах 5 — 30 Ом.
Для того чтобы прозвонить мультиметром обмотки статора коллекторного электродвигателя, необходимо соединить щупы измерительного прибора с выводами данных обмоток. Если в процессе диагностических мероприятий будет выявлено отсутствие сопротивления даже в одном контуре, дальнейшая эксплуатация агрегата не осуществляется.
Ротор коллекторного электродвигателя состоит из значительно большего количества обмоток, но проверка якоря не займёт много времени.
Для того чтобы прозвонить эту деталь, необходимо включить мультиметр в режим измерения сопротивления до 200 Ом и расположить щупы мультиметра на коллекторе таким образом, чтобы они находились на максимальном удалении друг от друга.
Таким образом щупы займут место щёток двигателя и одну из нескольких обмоток якоря можно будет прозвонить. Если мультиметр покажет какое-либо значение, то не снимая щупов измерительного устройства с коллектора, следует провернуть слегка ротор, до момента соединения следующей обмотки со щупами устройства.
Таким образом проверить обмотку можно без особых усилий. Если мультиметр покажет примерно одинаковое значение сопротивления каждого контура, то это будет означать, что якорь устройства абсолютно исправен.
Это нарушение может привести не только к выходу из строя электродвигателя, но и к увеличению вероятности получения электротравмы. Проверить якорь и статор коллекторного двигателя на пробой не составит большого труда, для этого необходимо включить режим измерения сопротивления до 2 000 кОм. Для проверки статора достаточно подключить одну клемму к корпусу, а вторую к одной из обмоток.
Чтобы прозвонить эту часть электродвигателя правильно, во время выполнения данной операции запрещается прикасаться руками к металлической части щупов мультиметра, или к корпусу статора и проводки измеряемого контура.
Если не придерживаться этого правила, то можно получить ложноположительные результаты, так как через тело человека будет проходить достаточный электрический потенциал. В этом случае мультиметр покажет сопротивление человека, а не «пробой» между корпусом статора и обмоткой.
Аналогичным образом измеряется и возможная утечка электротока на корпус якоря электродвигателя.
Чтобы прозвонить отсутствие «пробоя» на массу устройства, необходимо поочерёдно присоединять щупы мультиметра к корпусу и различным обмоткам ротора электромотора.
Для того чтобы прозвонить различные типы электродвигателей с помощью мультиметра, необходимо приобрести мультиметр, который имеет режим измерения сопротивления.
Сверхточность, при осуществлении подобных действий, не требуется, поэтому можно с успехом использовать дешёвые китайские устройства. Прежде чем прозвонить обмотки двигателя мультиметром, необходимо убедиться в его исправности.
youtube.com/embed/nuwYSWhKyNQ?feature=oembed» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»/>
Следует также иметь в виду, что неисправность электродвигателя может иметь различные признаки. Даже в том случае если электрический прибор находится в рабочем состоянии, но обороты двигателя не достигают максимального значения, следует незамедлительно прозвонить возможные повреждения обмоток.
При осуществлении любых электромонтажных или диагностических работ, необходимо полностью отсоединить прибор от сети 220 В. или трёхфазного тока.
{SOURCE}
Особенности проверки электромоторов с дополнительными элементами
Дополнительными элементами, электродвигатели оснащаются с целью оптимизации работы или защиты.
- Термопредохранители: отключают двигатель от электропитания по достижении температуры, опасной для изоляционных материалов. Располагаются на корпусе (крепятся скобой) или под изоляцией обмотки.
- Термореле: часто применяются вместо термопредохранителей. Обычно бывают нормально замкнутыми, но встречаются и разомкнутые. Для диагностики по нанесенной на корпус реле маркировке, в справочниках или Интернете, находят сопротивление его компонентов, затем проверяют мультиметром их фактическое значение. Для поиска в Сети, в строке набирают марку реле и следом «Data Sheet» («даташит»). Если термореле сгорело, по его параметрам подбирают аналог.
- Трехвыводные датчики оборотов двигателя. Устанавливаются в стиральных машинах. Основной элемент датчика — металлическая пластина, на которой при пропускании через нее токов малой величины формируется разность потенциалов.
Запитывается датчик через два крайних вывода. Если коснуться их щупами мультиметра в режиме омметра, в норме он отобразит мизерное сопротивление.
Проверка третьего вывода возможна только в рабочем режиме, когда присутствует магнитное поле. Попытка прозвонить датчик на ходу, то есть при включенной стиральной машине, может привести к травме. Рабочий режим безопаснее сымитировать, демонтировав двигатель и запитав датчик отдельно. Импульсы на выходе датчика формируют путем поворота ротора.
Мультиметр позволяет выявить пусть не все, но многие поломки электродвигателя. В основном при помощи прозвонки выявляются обрывы и короткие замыкания. Полную диагностику проводят на специальных стендах, для измерения сопротивления изоляции требуется мегомметр.
Коллекторные двигатели и основные неисправности якоря
Коллекторные электродвигатели рассчитаны на работу от бытовых сетей, напряжением 220В. Практически все они являются синхронными агрегатами. В отличие от асинхронных электродвигателей, коллекторные устройства состоят из неподвижного статора и вращающейся обмотки на валу – якоря. Напряжение на них подается с помощью щеточно-графитного устройства, которое и есть коллектор.
Основная причина, требующая проверки якоря и других деталей, состоит в появлении искр. Активное искрение свидетельствует об износе щеток и коллекторного узла или нарушении контактов. Кроме того, искры могут появиться в результате межвиткового замыкания, то есть, замыкания обмоток в коллекторе. Появление таких нарушений требует качественной диагностики, начиная с визуального осмотра и заканчивая проверкой мультиметром.
Первоначальный осмотр позволяет выявить оборванные или выгоревшие обмотки, а также выгорание в точках их подключения
Поэтому, в первую очередь следует обращать внимание на состояние обмоток и целостность витков. Если обмотки почернели полностью или частично, это уже указывает на определенные проблемы с якорем
Иногда изоляцию достаточно просто понюхать, чтобы определить характерный запах гари.
Более точную информацию можно получить путем проверки якоря мультиметром. Прозвонка выполняется поэтапно, захватывая все элементы двигателя:
- Вначале прозваниваются попарные выводы обмоток статора к ламелям. Сопротивления на каждом из них должны иметь одинаковое значение.
- Далее проверяется сопротивление между ламелями и корпусом якоря. В норме оно должно быть бесконечным.
- Целостность обмотки проверяется путем прозвонки выводов.
- После этого проверяется состояние цепи между корпусом статора и выводами якорной обмотки. При наличии пробоя на корпус, бытовое устройство категорически запрещается подключать к напряжению. В этом случае требуется обязательный ремонт или полная замена неисправных деталей.
После ремонта коллекторного электродвигателя нужно соединить все элементы между собой и подключить устройство к питанию 220В. Если агрегат работает нормально, значит ремонт выполнен правильно.
Какие электромоторы можно проверить мультиметром
Если в двигателе нет механических повреждений, что обычно определяется визуально, то его неисправность в большинстве случаев обусловлена следующим:
- произошел обрыв внутренней цепи;
- случилось замыкание, то есть появился контакт там, где его не должно быть.
Оба дефекта выявляются мультиметром. Сложности возникают только при проверке двигателей постоянного тока: у большинства из них обмотка имеет почти нулевое сопротивление и его приходится замерять косвенным методом, для чего понадобится собрать несложную схему.
- Трехфазные асинхронные двигатели работают и при однофазном питании.
- Асинхронные одно- и двухфазные с короткозамкнутым ротором конденсаторные. К этому типу относится большинство двигателей бытовых приборов.
- Асинхронные с фазным ротором. Такой ротор имеет трехфазную обмотку. Двигатели с фазным ротором применяются там, где требуется регулировка частоты вращения и понижение пускового тока: в крановом оборудовании, станках и пр.
- Коллекторные. Применяются в ручном электроинструменте.
- Асинхронные трехфазные с короткозамкнутым ротором.
Популярность моторов последнего типа объясняется рядом достоинств:
- простота конструкции;
- прочность;
- надежность;
- низкая стоимость;
- неприхотливость (не требует ухода).
Все электродвигатели состоят из двух частей: неподвижной и вращающейся. Первая у моторов переменного тока называется статором, у постоянного — индуктором; вторая – соответственно ротором и якорем.
Советы по выбору электродвигателя
Главное при выборе электродвигателя – это подбор его в соответствии с теми условиями, где он будет использоваться. Например, для влажной среды следует выбирать брызгозащитные приборы, а приборы открытого типа категорически нельзя подвергать воздействию жидкости. Помните следующее:
- двигатели брызгозащитного типа можно применять во влажных и сырых местах. Их конструкция такая, что жидкость не может попасть внутрь прибора под давлением силы тяжести или потока воды;
- открытый двигатель предполагает, что все его детали будут находиться на виду. С торцов приборы имеют огромные отверстия и хорошо видны обмотки статора. Эти отверстия категорически нельзя блокировать. а сами электродвигатели подобного типа нельзя использовать во влажных помещениях, а также грязных и пыльных;
- двигатели типа TEFC можно использовать везде, за исключением тех условий, на которые они не рассчитаны, о чем можно прочесть в руководстве пользователя к устройству.
Итак, мы перечислили наиболее распространенные проблемы, которые могут произойти с бытовыми электродвигателями. Практически всех их можно распознать и принять те или иные меры посредством проверки прибора
А как правильно его проверять и на какие детали при этом стоит обращать внимание прежде всего, мы и рассмотрели выше
Осмотр электродвигателя
Сначала проверка начинается с тщательного осмотра. При наличии тех или иных дефектов прибора, он может выйти из строя гораздо раньше установленного срока. Дефекты могут появиться вследствие неправильной эксплуатации двигателя или его перегрузкой. К их числу относят следующее:
- сломанные подставки или монтажные отверстия;
- краска посередине двигателя потемнела вследствие перегрева;
- наличие грязи и других посторонних частиц внутри электродвигателя.
Также осмотр включает в себя проверку маркировки на электродвигателе. Она нанесена на металлический шильдик. который прикреплен снаружи двигателя. Табличка с маркировкой содержит важную информацию о технических характеристиках данного прибора. Как правило, это такие параметры, как:
- сведения о компании-производителей двигателя;
- название модели;
- серийный номер;
- количество оборотов ротора в минуту;
- мощность прибора;
- схема подключения двигателя к тем или иным напряжениям;
- схема получения той или иной скорости и направления движения;
- напряжение – требования в плане напряжения и фазы;
- ток;
- размеры и тип корпуса;
- описание типа статора.
Статор на электродвигателе может быть:
- закрытым;
- обдуваемым посредством вентилятора;
- брызгозащитным и прочих типов.
Ремонт асинхронных двигателей
Наиболее распространены асинхронные силовые агрегаты на две и на три фазы. Порядок их диагностики не совсем одинаков, поэтому следует остановиться на этом более подробно.
Трехфазный мотор
Существует два вида неисправностей электрических агрегатов, причем независимо от их сложности: наличие контакта в неположенном месте или его отсутствие.
В состав трехфазного мотора, работающего от переменного тока, входит три катушки, которые могут быть соединены в форме треугольника или звезды. Имеется три фактора, определяющих работоспособность этой силовой установки:
- Правильность намотки.
- Качество изоляции.
- Надежность контактов.
Замыкание на корпус обычно проверяется при помощи мегомметра, но если его нет, можно обойтись обычным тестером, выставив на нем максимальное значение сопротивлений – мегаомы. Говорить о высокой точности измерений в этом случае не приходится, но получить приблизительные данные возможно.
Перед тем, как измерить сопротивление, убедитесь, что двигатель не подключен к электросети, иначе мультиметр придет в негодность. Затем нужно произвести калибровку, поставив стрелку на ноль (щупы при этом должны быть замкнуты). Проверять исправность тестера и правильность настроек, кратковременно касаясь одним щупом другого, необходимо каждый раз перед измерением величины сопротивление.
Приложите один щуп к корпусу электромотора и убедитесь, что контакт имеется. После этого снимите показания прибора, касаясь двигателя вторым щупом. Если данные в пределах нормы, соединяйте второй щуп с выводом каждой фазы поочередно. Высокий показатель сопротивления (500-1000 и более МОм) свидетельствует о хорошей изоляции.
Как проверить изоляцию обмоток показано в этом видео:
Затем необходимо убедиться, что все три обмотки целы. Проверить это можно, прозвонив концы, которые выходят в коробку выводов электродвигателя. Если обнаружен обрыв какой-либо обмотки, диагностику следует прекратить до устранения неисправности.
Следующий пункт проверки – определение короткозамкнутых витков. Довольно часто это можно увидеть при визуальном осмотре, но если внешне обмотки выглядят нормально, то установить факт короткого замыкания можно по неодинаковому потреблению электротока.
Двухфазный электрический двигатель
Диагностика силовых агрегатов этого типа несколько отличается от вышеописанной процедуры. При проверке мотора, оснащенного двумя катушками и запитывающегося от обычной электросети, его обмотки нужно прозвонить при помощи омметра. Показатель сопротивления рабочей обмотки должен быть на 50% меньше, чем у пусковой.
Обязательно должно измеряться сопротивление на корпус – в норме оно должно быть очень большим, как и в предыдущем случае. Низкий показатель сопротивления говорит о необходимости перемотки статора. Конечно, для получения точных данных такие измерения лучше проводить при помощи мегомметра, но такая возможность в домашних условиях имеется редко.
Проверка коллекторных электромоторов
Разобравшись с диагностикой асинхронных моторов, перейдем к вопросу о том, как прозвонить электродвигатель мультиметром, если силовой агрегат относится к коллекторному типу, и каковы особенности таких проверок.
Чтобы правильно проверить работоспособность этих двигателей при помощи мультиметра, нужно действовать в следующем порядке:
- Включить тестер на Ом и попарно замерить сопротивление коллекторных ламелей. В норме эти данные различаться не должны.
- Измерить показатель сопротивления, приложив один щуп прибора к корпусу якоря, а другой – к коллектору. Этот показатель должен быть очень высоким, стремиться к бесконечности.
- Проверить статор на целостность обмотки.
- Измерить сопротивление, прикладывая один щуп к корпусу статора, а другой – к выводам. Чем выше будет полученный показатель, тем лучше.
Проверить электродвигатель при помощи мультиметра на межвитковое замыкание не получится. Для этого используется специальный аппарат, с помощью которого производится проверка якоря.
Подробно проверка двигателей электроинструмента показана в этом видео:
youtube.com/embed/9iy0lqpMrsU?feature=oembed» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»/>
Проверка коллекторного электродвигателя
Теперь перейдем к вышеупомянутым нюансам, ведь двигатели бывают разных видов. Как прозвонить коллекторный электродвигатель мультиметром? Схема его проверки выглядит следующим образом:
- Включите прибор на единицы Ом и измерьте попарно сопротивление ламелей коллектора.
- Затем измерьте сопротивление между корпусом якоря и коллектором.
- Проверьте обмотки статора.
- Измерьте сопротивление между корпусом и выводами статора.
Межвитковое замыкание определяется только специальным прибором. Существует способ измерения сопротивления якоря. Снимите с него щетки и подведите к пластинам напряжение до 6в, измерьте падение напряжения между ними.
Для проверки однофазного двигателя прозвоните рабочую и пусковую обмотки. Сопротивление первой должно быть в полтора раза ниже, чем второй.
Для примера возьмем однофазный мотор с тремя выводами, использующийся в стиральных машинах (чаще старого образца). Если между концами очень большое сопротивление, значит катушки соединены последовательно. Остается найти среднюю точку и таким образом определить концы каждой из них в отдельности.
Поскольку электродвигатели встречаются в каждом доме в бытовых приборах – это и холодильник, и пылесос, и многое другое – и они периодически ломаются, знать, как проверить однофазный электродвигатель мультиметром, просто необходимо. Если поломка не слишком серьезная, нести прибор в ремонтную мастерскую нецелесообразно. И у вас появится возможность набраться опыта и получить навыки, работая с двигателями разных типов и модификаций.
Какие электромоторы можно проверить мультиметром?
Существуют разные модификации электрических двигателей, и перечень их возможных неисправностей достаточно велик. Большинство неполадок можно диагностировать, воспользовавшись обычным мультиметром, даже если вы не специалист в этой области.
Современные электродвигатели разделяются на несколько видов, которые перечислены ниже:
- Асинхронный, на три фазы, с короткозамкнутым ротором. Этот тип электрических силовых агрегатов является самым популярным благодаря простому устройству, которое обеспечивает легкую диагностику.
- Асинхронный конденсаторный, с одной или двумя фазами и короткозамкнутым ротором. Такой силовой установкой обычно оснащается бытовая техника, запитывающаяся от обычной сети на 220В, наиболее распространенной в современных домах.
- Асинхронный, оснащенный фазным ротором. Это оборудование имеет более мощный стартовый момент, чем моторы с короткозамкнутым ротором, в связи с чем его используют как привод в крупных силовых устройствах (подъемники, краны, электростанки).
- Коллекторный, постоянного тока. Такие двигатели широко используются в автомобилях, где они играют роль привода вентиляторов и насосов, а также стеклоподъемников и дворников.
- Коллекторный, переменного тока. Этими моторами оснащается ручной электроинструмент.
Первый этап любой диагностики – визуальный осмотр. Если даже невооруженным взглядом видны сгоревшие обмотки или отломанные части мотора, понятно, что дальнейшая проверка бессмысленна, и агрегат нужно везти в мастерскую. Но зачастую осмотра недостаточно, чтобы выявить неполадки, и тогда необходима более тщательная проверка.
Различные схемы подключения асинхронных двигателей к сети 380 вольт
Для того чтобы заставить работать двигатель существует несколько различных схем подключения, наиболее используемые среди них — звезда и треугольник.
Как правильно подключить трехфазный двигатель «звездой»
Такой способ подключения применяется в основном в трехфазных сетях с линейным напряжением 380 вольт. Концы всех обмоток: C4, C5, C6 (U2, V2, W2), — соединяются в одной точке. К началам обмоток: C1, C2, C3 (U1, V1, W1), — через аппаратуру коммутации подключаются фазные проводники A, B, C (L1, L2, L3). При этом напряжение между началами обмоток будет 380 вольт, а между местом подключения фазного проводника и местом соединения обмоток буде составлять 220 вольт.
На табличке электродвигателя указывается возможность подключения по способу «звезда» в виде символа Y, а также может указываться и можно ли подключить по другой схеме. Соединение по такой схеме может быть с нейтралью, которая подключается к точке соединения всех обмоток.
Такой подход позволяет эффективно защитить электродвигатель от перегрузок при помощи четырехполюсного автоматического выключателя.
Соединение «звездой» не позволяет электродвигателю, приспособленному для сетей 380 вольт развить полную мощность в силу того, что на каждой отдельной обмотке будет напряжение в 220 вольт. Однако, такое соединение позволяет не допустить перегрузки по току, старт электродвигателя происходит плавно.
В клеммной коробке будет сразу видно, когда электродвигатель соединен по схеме «звезда». Если есть перемычка между тремя выводами обмоток, то это однозначно говорит о том, что применяется именно эта схема. В любых других случаях применяется другая схема.
Выполняем соединение по схеме «треугольник»
Для того чтобы трехфазный двигатель мог развить свою максимальную паспортную мощность используют подключение, которое получило название «треугольник». При этом конец каждой обмотки соединяют с началом последующей, что в действительности образует на принципиальной схеме треугольник.
Выводы обмоток соединяют следующим образом: C4 соединяют с C2, С5 с C3, а С6 с C1. При новой маркировке это выглядит так: U2 соединяется с V1, V2 с W1, а W2 cU1.
В трехфазных сетях между выводами обмоток будет линейное напряжение 380 вольт, а соединение с нейтралью (рабочим нулем) не требуется. Такая схема имеет особенность еще и в том, что возникают большие пусковые токи, которые может не выдержать проводка.
На практике иногда применяют комбинированное подключение, когда на этапе запуска и разгона используется подключение «звездой», а в рабочем режиме специальные контакторы переключают обмотки на схему «треугольник».
В клеммной коробке подключение треугольником определяется наличием трех перемычек между клеммами обмоток. На табличке двигателя возможность подключения треугольником обозначается символом Δ, а также может указываться мощность, развиваемая при схеме «звезда» и «треугольник».
Трехфазные асинхронные двигатели занимают значительную часть среди потребителей электроэнергии благодаря своим очевидным достоинствам.
Особенности проверки электромоторов с дополнительными элементами
Зачастую электрические силовые установки оснащаются дополнительными компонентами, предназначенными для защиты оборудования или оптимизации его работы. Наиболее распространенными элементами, встраивающимися в мотор, являются:
- Термопредохранители. Они настроены на срабатывание при определенной температуре таким образом, чтобы избежать сгорания и разрушения изолирующего материала. Предохранитель убирается под изоляцию обмоток или фиксируется к корпусу электрического мотора стальной дужкой. В первом случае доступ к выводам не затруднен, и их без проблем можно проверить с помощью тестера. Также можно мультиметром или простой индикаторной отверткой определить, к каким разъемным ножкам выходит защитная схема. Если температурный предохранитель находится в нормальном состоянии, то он должен показывать при измерении короткое замыкание.
- Термопредохранители могут быть с успехом заменены температурными реле, которые бывают как нормально разомкнутыми, так и замкнутыми (второй тип более распространен). Марка элемента проставляется на его корпусе. Реле для различных типов двигателей выбирается в соответствии с техническими параметрами, ознакомиться с которыми можно, прочитав эксплуатационные документы или найдя нужную информацию в интернете.
- Датчики оборотов двигателя на три вывода. Обычно ими комплектуются моторы стиральных машин. Основой принципа работы этих элементов является изменение разности потенциалов в пластинке, через которую проходит слабый ток. Питание подается по двум крайним выводам, которые обладают небольшим сопротивлением и при проверке должны показывать короткое замыкание. Третий вывод проверяется только в рабочем режиме, когда на него действует магнитное поле. Не следует измерять величину электропитания датчика при включенном двигателе. Лучше всего вообще снять силовой агрегат и подать ток отдельно на датчик. Для возникновения импульсов на выходе датчика покрутите ось. Если ротор не оснащен постоянным магнитом, придется на время проверки установить его, сняв предварительно сенсор.
Обычного мультиметра, как правило, достаточно для диагностики большинства неполадок, которые могут возникать в электромоторах. Если установить причину неисправности этим прибором не представляется возможным, проверка производится с помощью высокоточных и дорогостоящих аппаратов, которые имеются только у специалистов.
В этом материале содержится вся необходимая информация о том, как правильно проверить электродвигатель мультиметром в бытовых условиях. При выходе любой электротехники из строя самое главное – прозвонить обмотку мотора, чтобы исключить его неисправность, поскольку силовая установка имеет наиболее высокую стоимость по сравнению с другими элементами.
Типы электродвигателей и особенности ремонта
Данные устройства производятся в разных конструктивных исполнениях. Выход из строя обмотки в промышленности ремонтируется отправкой двигателя в ремонтный цех, где двигатели разбирают, чистят, ревизируют.
Потом неисправные обмотки перематывать стараются на специальных намоточных установках
. После этого собирают и проверяют двигатели на рабочих оборотах с измерением тока холостого хода и под предполагаемой нагрузкой.
Электродвигатели подразделяются на два типа:
- с короткозамкнутым ротором моторы представляют собой простоту изготовления, дешевизну и имеют высокий коэффициент полезного;
- с фазным ротором, используют такое конструктивное решение при недостаточном напряжении питающей сети, если этого питания не хватает для запуска устройства.
Неисправность таких устройств в быту устраняется совместно с сервисной службой или сдачей этого мотора в мастерскую. Но, что же делать если поблизости нет сервиса и нет возможности отдать в ремонт профессионалам?
Единственный вариант попробовать разобрать в домашних условиях и обеспечить перемотку самостоятельными силами. Перематывать обмотки может человек, обладающий минимальными знаниями
о способе проведения перемотки.
Разборка электродвигателя
Перед разборкой необходимо обработать мотор влажной чисткой, затем очистить ветошью. Откручиваем крышку вентилятора
, снимаем последовательно все болты. После этого спрессовываем вентилятор, предварительно открутив его фиксирующий болт.
Откручиваем крепления подставки
и крепление фланцев. Отсоединяем борно электродвигателя с клеммником. Все крепления и болты надо складывать отдельно, чтобы не было проблем в дальнейшем со сборкой. Откручиваем передний фланец вместе с ротором и вытаскиваем.
Разное устройство электродвигателей заставляет предварительно задумываться: «Какая из обмоток вышла из строя роторная или статорная». С помощью приборов омметра и мегоомметра
проводим проверку обмоток.
Прозваниваем двигатель омметром между тремя фазными выводами на одинаковость сопротивления. Проверяем омметром каждую фазу на землю, сопротивление должно быть порядка нескольких мегоОм и выше. Затем берём мегоомметр и проверяем сопротивление изоляции
каждой обмотки на корпус.
Определились с неисправной обмоткой, в нашем случае неисправна обмотка статора
, а ротор имеет неразборную конструкцию. Демонтаж статора не совсем простая задача, как казалось бы на первый взгляд.
Если обмотка оплавилась очень сильно и электродвигатель вышел из строя от перегрева, то выбивать её не понадобится, она достаточно легко снимется
со своих мест крепления. Случилось так, что обмотка подгорела немного или она в обрыве, то лак очень хорошо будет держать, и даже попытки сбить зубилом не приведут к полному удалению старых частей.
Как вариант, можно развести костёр и нагреть корпус статора
чтобы весь лак внутри выгорел. После таких действий старые отложения высыпятся сами.
Необходимо дать остыть корпусу на воздухе, не прибегая к жидкостному охлаждению, в противном случае корпус не выдержит разности температур
и треснет. Зачистка внутренней поверхности требуется до состояния блеска. Не должно остаться окалин от оплавленного лака и меди.
Потребуется подсчёт количества витков и параметры провода. Подбираем для перемотки именно обмоточный провод
. Эта проводка имеет особенные свойства. По форме бывают округлые и прямоугольного сечения.
Проводка обладает очень малым сопротивлением изоляции
. В мастерских по ремонту имеются механические устройства намотки обмоток, провода берутся с повышенной прочностью изоляции, в маркировке добавляется буква М. Мы проводим перемотку своими руками, поэтому возьмём провод с обычной изоляцией с параметрами соответствующими предыдущей.
Как проверить статор на межвитковое замыкание мультиметром
/
/
Как проверить статор на межвитковое замыкание мультиметром
В бытовых приборах и оборудовании установлены различные типы электродвигателей. Эти различия зависят от условий эксплуатации, назначения и выполняемых ими функций. Например, в электродрелях, миксерах, кухонных комбайнах, пылесосах, стиральных машинах и других устройствах с частым изменением скорости вращения вала применяются коллекторные двигатели.
Если требуется обеспечить долговременный стабильный режим работы, то в таком оборудовании используются уже асинхронные электродвигатели, наиболее подходящие для небольших самодельных станков. Тем не менее, во всех случаях часто приходится решать вопрос, как проверить якорь электродвигателя в домашних условиях. Современные сервисные услуги достаточно дороги, поэтому очень многие пытаются самостоятельно обнаружить неисправность и выполнить ремонт.
Коллекторные двигатели и основные неисправности якоря
Коллекторные электродвигатели рассчитаны на работу от бытовых сетей, напряжением 220В. Практически все они являются синхронными агрегатами. В отличие от асинхронных электродвигателей, коллекторные устройства состоят из неподвижного статора и вращающейся обмотки на валу – якоря. Напряжение на них подается с помощью щеточно-графитного устройства, которое и есть коллектор.
Основная причина, требующая проверки якоря и других деталей, состоит в появлении искр. Активное искрение свидетельствует об износе щеток и коллекторного узла или нарушении контактов. Кроме того, искры могут появиться в результате межвиткового замыкания, то есть, замыкания обмоток в коллекторе. Появление таких нарушений требует качественной диагностики, начиная с визуального осмотра и заканчивая проверкой мультиметром.
Первоначальный осмотр позволяет выявить оборванные или выгоревшие обмотки, а также выгорание в точках их подключения. Поэтому, в первую очередь следует обращать внимание на состояние обмоток и целостность витков. Если обмотки почернели полностью или частично, это уже указывает на определенные проблемы с якорем. Иногда изоляцию достаточно просто понюхать, чтобы определить характерный запах гари.
Как проверить электродвигатель мультиметром в домашних условиях
Конструкции многих механизмов и оборудования имеют электродвигатель. Эта неотъемлемая часть практически всей электротехники предназначена для преобразования электрической энергии в механическую. Сложность конструкции определяет то, что она может довольно часто выходить из строя.
Нарушение установленных стандартов применения и некоторое воздействие могут стать причиной появления серьезных проблем, для определения которых можно использовать мультиметр. Чтобы не тратить деньги на услуги мастерской, надо узнать, как можно сомостоятельно прозвонить электродвигатель мультиметром. У этой работы есть довольно большое количество особенностей.
Классификация электродвигателей
При проверке электродвигателя на исправность следует учитывать, что не все разновидности моторов могут проверяться подобным образом. Существуют самые различные варианты исполнения электродвигателей, большинство неполадок можно диагностировать при помощи мультиметра. При этом необязательно быть специалистом в этой сфере.
Современные электродвигатели можно разделить на несколько групп:
- Асинхронный трехфазный с короткозамкнутым ротором. Эта модель пользуется большой популярностью, так как устройство простое и подвергается диагностике при применении обычного измерительного инструмента.
- Асинхронный конденсаторный, короткозамкнутый с одной или двумя фазами. Такой вариант исполнения устанавливается в бытовой технике, питаться устройство может от обычной сети 220 В. Сегодня подобный электродвигатель также получил широкое распространение, встречается практически в каждом доме. Проверка на неисправность в этом случае проводится при применении стандартного тестера. Однофазная модель обладает экономичностью и практичностью в применении.
- Асинхронный, оснащенный фазным ротором. Прозвонок этого мотора проводится довольно часто, что связано с более мощным стартовым моментом. Устанавливается эта модель на различном производственном оборудовании и различной крупной технике. Примером назовем краны, подъемники или различные станки.
- Коллекторные, которые питаются от постоянного тока. Ревизия подобного прибора проводится довольно часто, используется в различных автомобилях для вентиляторов и насосов, дворников. Подобный электромотор может сгореть по различным причинам, своевременная проверка позволяет определить проблему.
- Коллекторный с переменным током. Ручной электрический инструмент получил весьма широкое распространение. Для передачи вращения устанавливается коллекторный мотор, проверить который можно при помощи мегаомметра.
Перед тем как проверить электродвигатель мультиметром, проводится его визуальный осмотр. Даже невооруженным взглядом можно определить сгоревшую обмотку или серьезные механические повреждения. Однако если визуально конструкция не имеет дефектов, то следует использовать специальный измерительный инструмент.
Конструктивные особенности
Устройство электродвигателей может существенно отличаться, но зачастую оно представлено сочетанием сходных элементов. Подвижный элемент принято называть ротором, неподвижный — стартером. Медная проволока может наматываться следующим образом:
- Катушка только на роторе.
- Катушка только на стартере.
- Обмотка на подвижной и неподвижной части.
Критерии выбора мультиметра
Для тестирования различного электрооборудования применяют мультиметры. В продаже можно встретить различные варианты исполнения этого измерительного прибора, все они имеют свои особенности. Основными критериями выбора назовем следующие моменты:
- Стрелочный или цифровой циферблат. Цифровой сегодня более востребован, так как обладает большим количеством различных функций и высокой точностью. Сегодня стрелочные модели практически не встречаются в продаже.
- Функциональные возможности. Чем больше функций, тем более широкая область применения устройства. За счет этого повышается стоимость измерительного прибора.
- Подсветка и кнопка удержания снятых показателей позволяют повысить комфорт применения мультиметра.
- Чем ниже погрешность в работе, тем точнее тестер. Большинство моделей имеют погрешность не более 3%.
- Если предусматривается профессиональное предоставление услуг, то следует уделить внимание модели с высокой степенью защиты от пыли или влаги. Чем выше степень защиты устройства, тем больше оно прослужит.
- Класс электробезопасности. Все измерительные приборы делятся на 4 класса, которые определяют область применения мультиметра.
Проверить основные показатели электрического двигателя можно при применении самого простого оборудования.
Проверка асинхронного трехфазного двигателя
Наибольшее распространение получили асинхронные двигатели, которые рассчитаны на две или три фразы.
Трехфазный мотор обладает высокой производительностью. Существует две основные неполадки этой конструкции:
- Контакт возникает в неположенном месте.
- Контакт отсутствует.
Конструкция представлена тремя катушками, которые соединяются в форме звезды или треугольника. Чтобы сделать проверку правильно, следует учитывать, что работоспособность мотора определяется несколькими факторами:
- Качество изоляции.
- Надежность всех контактов.
- Правильность намотки.
Сопротивление определяется следующим образом:
- Замыкание на корпус обычно проверяется при помощи мегомметра. При отсутствии этого инструмента можно использовать тестер, выставляется максимальный омический показатель. В случае применения тестера не следует рассчитывать на то, что показатель будет точным.
- Стоит учитывать, что перед использованием измерительного прибора следует отключить электрический двигатель от сети. В противном случае он сгорит.
- Перед применением измерительного прибора следует произвести калибровку прибора. Для этого нужно поставить стрелку на ноль при замкнутом положении щупов.
- Один щуп прикладывается к корпусу. Это делается для того, чтобы проверить наличие контакта. После этого проверяется показатель, для чего второй щуп также должен касаться корпуса. При нормальном показателе проводится проверка каждой фазы поочередно.
После проверки качества изоляции следует убедиться в том, что все три обмотки целые. Для этого можно их прозвонить. При обнаружении обрыва ее следует исправить, после чего дальше проводить проверку.
youtube.com/embed/3V0zbYIOfZY» allowfullscreen=»allowfullscreen»/>
Тестирование двухфазной модели
Статор и многие другие конструктивные элементы двухфазного электрического двигателя имеют свои отличительные признаки, которые и определяют особенности проверки.
К особенностям проверки двухфазного электрического двигателя отнесем следующие моменты:
- В этом случае обязательно проверяется сопротивление на корпусе. Слишком низкий показатель указывает на то, что нужно выполнить перемотку статора.
- Для получения более точных показателей рекомендуется использовать мегомметр, однако подобный измерительный инструмент встречается дома крайне редко.
Перед тестированием электрического двигателя следует провести визуальный осмотр. Механические повреждения могут привести к серьезным проблемам с работой.
Коллекторная конструкция
Коллекторные модели также получили весьма широкое распространение. Их конструктивные особенности существенно отличаются, если сравнить с асинхронными моделями. Проверка работоспособности при применении мультиметра проводится следующим образом:
- Тестер устанавливается на определение Ом. Проверка начинается с замера сопротивления на коллекторных ламелях. Стоит учитывать, что в норме полученные данные не должны существенно различаться.
- Далее измеряется показатель сопротивления, для чего один щуп прибора прикладывается к корпусу якоря, другой — к коллектору. Полученное значение сопротивления должно быть высоким, стремиться к бесконечности. Это указывает на то, что изоляция находится в хорошем состоянии.
- Следующий шаг предусматривает определение статора на целостность обмотки. Для этого один щуп прикладывается на корпус статора, а другой — к выводам. Чем выше показатель, тем лучше.
При применении мультиметра проверить межвитковое замыкание не получится. Для этого применяется специальный аппарат.
youtube.com/embed/YZy0NG16kto» allowfullscreen=»allowfullscreen»/>
Дополнительное оснащение
Электрические силовые установки довольно часто снабжаются специальными дополнительными элементами. Они предназначены для защиты устройства и оптимизации работы. Наиболее распространенным дополнительным оборудованием можно считать:
- Термический предохранитель. При повышении температуры до критического значения может нарушиться целостность изоляции. Термический предохранитель позволяет решить проблему с целостностью изолирующего материала. Как правило, предохранитель убирается под изоляцию обмотки или фиксируется на корпусе. Получить доступ к выводам довольно просто, при применении обычного тестера можно получить требующуюся информацию.
- В последнее время часто термический предохранитель заменяют на температурное реле. Выделяют два типа: замкнутый и разомкнутый. Марка устройства указывается на корпусе. Реле выбирается в соответствии с техническими параметрами электрического двигателя.
- Датчики оборотов устанавливаются на стиральных машинах. Подобное оборудование работает по принципу измерения разности потенциалов в пластинке, через которую проходит наиболее слабый ток. При этом есть три контакта, третий предназначен для проверки тока в рабочем режиме. Не рекомендуется проверять величину электропитания на момент включенного двигателя, так как это может привести к сгоранию измерительного прибора.
Обычный мультиметр может применяться для диагностики самых различных показателей, а также проверки неисправностей. Однако если этот измерительный прибор не позволил выявить неполадку, то могут применяться другие специальные инструменты. Их высокая стоимость определяет низкую доступность. Кроме этого, профессиональным оборудованием нужно уметь правильно пользоваться.
Важно не только определить основные показатели, но и правильно их интерпретировать. Именно поэтому при отклонении показателей от нормы многие решают сдать электрический двигатель на проверку в фирму, которая специализируется на тестировании и ремонте подобного оборудования.
Как проверить мотор мультиметром: пошаговая инструкция и рекомендации
Часто возникает вопрос, как проверить электродвигатель после выхода из строя, а также после ремонта, если он не вращается. Для этого существует несколько методов: внешний осмотр, специальный стенд, «намотка» обмоток мультиметром. Последний метод наиболее экономичен и универсален, но не всегда дает правильные результаты. Для большинства постоянных сопротивление обмотки практически равно нулю.Следовательно, требуется дополнительная схема для измерений.
Конструкция двигателя
Чтобы быстро научиться тестировать электродвигатель, необходимо четко понимать структуру основных частей. В основе всех двигателей лежат две части конструкции: ротор и статор. Первый компонент всегда вращается под действием электромагнитного поля, второй компонент неподвижен и как раз и создает этот вихревой поток.
Чтобы понять, как проверить мотор, необходимо будет хоть раз разобрать его своими руками.У разных производителей разные конструкции, но принцип диагностики электрической части остается неизменным. Между ротором и статором имеется зазор, в котором может скапливаться мелкая металлическая стружка при разгерметизации корпуса.
Подшипники могут изнашиваться при износе индикаторов тока, в результате чего защита вылетает из строя. Разбираясь в вопросе, как проверить электродвигатель, не забывайте о механических повреждениях движущихся частей и боре, где расположены контакты.
Трудности диагностики
Перед проверкой мотормультиметра следует провести внешний осмотр корпуса, охладить крыльчатку, проверить температуру, прикоснувшись к металлическим поверхностям. Подогрев корпуса свидетельствует о завышении силы тока из-за проблем с механической частью.
Проанализировать необходимое состояние внутреннего бора, проверить затяжку болтов или гаек. Если токоведущие части ненадежны, выход обмоток из строя может произойти в любой момент. Поверхность двигателя должна быть очищена от грязи, а внутри не должно быть влаги.
Если рассматривать вопрос, как проверить электродвигатель мультиметром, то необходимо учесть несколько нюансов:
- Помимо мультиметра, клещи для бесконтактного измерения тока, проходящего по проводу, будут быть нужным.
- Мультиметр может измерять лишь слегка повышенное сопротивление. Для проверки состояния изоляции (сопротивление от кОм до МОм) используйте мегомметр.
- Чтобы сделать выводы о пригодности мотора, нужно отключить механические узлы (редуктор, помпу и др.), Либо нужно быть уверенным в полной исправности этих узлов.
Коммутационное оборудование
Для запуска вращения обмоток используется плата или реле. Чтобы начать разбираться в вопросе, как проверить обмотку мотора, необходимо отключить цепь питания. Через него элементы платы управления могут «прозвонить», что внесет погрешность в измерения. С помощью наклонных проводов можно измерить входящее напряжение, чтобы убедиться в исправности электронной схемы.
В двигателях бытовой техники часто используется конструкция с пусковой обмоткой, сопротивление которой превышает значение рабочей индуктивности.При измерении учитывайте то, что токоприемники могут присутствовать. В месте соприкосновения с ротором часто бывает нагар, очистив его, необходимо восстановить надежность посадки щеток при вращении.
В стиральных машинах используются маломощные двигатели с одной рабочей обмоткой. Весь смысл диагностики сводится к измерению его сопротивления. Ток измеряется реже, но снимая характеристики на разных скоростях, можно делать выводы об исправности мотора.
Диагностика электрооборудования
Рассмотрим, как проверить исправность электродвигателя. В первую очередь осмотрите контактные узлы. Если видимых повреждений нет, то вскройте место подключения проводов к двигателю и отключите их. Желательно определиться с типом мотора. Если это коллектор, то в месте прилегания щеток остаются ламели или участки.
Необходимо измерить сопротивление омметра между каждой соседней пластиной. Он должен быть одинаковым во всех случаях. Если есть короткозамкнутые участки или их поломка, то таходатчик мотора требует замены. Если же «звонить» саму катушку ротора, то мультиметра на 12 В может хватить. Чтобы точно оценить состояние обмотки, понадобится внешний источник питания. Это может быть блок от ПК или аккумулятор.
Для измерения малых значений сопротивления Последовательно с измеряемой обмоткой устанавливается резистор известного номинала. Достаточно выбрать сопротивление около 20 Ом.После подачи питания от внешнего источника измеряется падение напряжения на обмотке и резисторе. Результирующее значение получается по формуле R1 = U1 * R2 / U2, где R2 — резистор, а U2 — падение напряжения на нем.
Диагностика асинхронных двигателей
На промышленных стиральных машинах могут применяться мощные трехфазные электродвигатели. Ротор чаще выполняется в виде циферблатов с магнитопроводом. Фазные обмотки часто неподвижны и расположены в статоре.
Мультиметром этот мотор проверить намного проще. Омметру нужно прозвонить сопротивление каждой обмотки. Должно быть так же. Не забудьте проверить поломку на корпусе, измерив сопротивление на корпусе. Однако надежнее проверить изоляцию мегаомметром.Отвечая на вопрос, как проверить обмотку тестером электродвигателя, следует отметить, что «фазовые искажения» асинхронного двигателя не допускаются. Разница в сопротивлении не должна превышать одного Ом.В противном случае ток при меньшей индуктивности увеличивается, что приводит к прогоранию обмотки.
Если двигатель постоянного тока
Такие двигатели имеют очень высокое сопротивление обмотки Небольшое, и измерения проводятся с помощью двух приборов. Одновременно снимаются показания с амперметра и вольтметра. Источником является аккумулятор с напряжением 4-6 В. Полученное значение определяется по формуле R = U / I.
Проверить все имеющиеся сопротивления анкеров обмоток, измерить значения между пластинами коллектора.Все параметры мультиметра должны быть равны. Из этого сравнения можно сделать выводы о том, как проверить якорь двигателя.
Разница в показаниях сопротивления между соседними пластинами коллектора допускается не более 10%. Когда в конструкции предусмотрена уравнительная обмотка, работа двигателя будет нормальной с разницей в 30%. Показания счетчика не всегда дают точный прогноз состояния двигателя стиральной машины.Кроме того, часто бывает необходимо проанализировать работу двигателя на калибровочном стенде.
Проверка электродвигателя с прямым приводом
Если вы задумываетесь, как проверить электродвигатель стиральной машины, необходимо учитывать тип соединения барабана с валом. Это определяет тип конструкции электрической части. Мультиметром вызываются обмотки и делаются выводы об их целостности.
Проверка работоспособности
Вернуться в блог
Написано Эли в четверг, 4 мая 2017 г.
Спросите любого полевого техника или специалиста по стендовым испытаниям, какое у них наиболее часто используемое испытательное оборудование, и они, вероятно, ответят, что это цифровой мультиметр (цифровой мультиметр). Эти универсальные устройства могут использоваться для тестирования и диагностики широкого спектра цепей и компонентов. В крайнем случае, цифровой мультиметр может даже заменить дорогое специализированное испытательное оборудование. Один особенно полезный навык — это знать, как проверить транзистор с помощью цифрового мультиметра. Для решения этой задачи существуют специализированные анализаторы компонентов, но для среднего хобби может быть трудно оправдать расходы.
Распиновка транзистора
К счастью, использование цифрового мультиметра для получения базовых показаний «годен / не годен» с подозреваемого неисправного двухполюсного транзистора NPN или PNP — это простая и быстрая задача. Некоторые мультиметры имеют встроенную функцию тестирования транзисторов, если она у вас есть, вы можете пропустить этот пост в блоге — просто вставьте транзистор в гнездо на мультиметре и установите измеритель в правильный режим. Вы, вероятно, получите такую информацию, как коэффициент усиления (hFE), который можно будет проверить по таблице данных, а также показания пройден / не пройден.Если ваш счетчик не имеет функции тестирования транзисторов, не бойтесь — транзисторы можно легко проверить с помощью настройки тестирования «Диод». (Некоторые счетчики имеют функцию проверки диодов в сочетании с проверкой целостности цепи — это нормально).
Проверка транзистора
Удалите транзистор из схемы для получения точных результатов тестирования.
Шаг 1: (от базы к эмиттеру)
Подсоедините плюсовой провод мультиметра к BASE (B) транзистора. Подсоедините отрицательный вывод измерителя к ЭМИТТЕРУ (E) транзистора.Для исправного NPN-транзистора измеритель должен показывать падение напряжения от 0,45 до 0,9 В. Если вы тестируете транзистор PNP, вы должны увидеть «OL» (Over Limit).
Шаг 2: (от базы к коллектору)
Держите положительный провод на ОСНОВАНИИ (B) и вставьте отрицательный провод в КОЛЛЕКТОР (С).
Для исправного NPN-транзистора измеритель должен показывать падение напряжения от 0,45 до 0,9 В. Если вы тестируете транзистор PNP, вы должны увидеть «OL» (Over Limit).
Шаг 3: (от эмиттера к базе)
Подсоедините плюсовой провод мультиметра к ЭМИТТЕРУ (E) транзистора.Подсоедините отрицательный вывод измерителя к BASE (B) транзистора.
Для исправного транзистора NPN вы должны увидеть «OL» (Over Limit). Если вы проверяете транзистор PNP, измеритель должен показать падение напряжения между 0,45 и 0,9 В.
Шаг 4: (от коллектора к базе)
Подсоедините плюсовой провод мультиметра к КОЛЛЕКТОРУ (С) транзистора. Подсоедините отрицательный вывод измерителя к BASE (B) транзистора.
Для исправного транзистора NPN вы должны увидеть «OL» (Over Limit).Если вы проверяете транзистор PNP, прибор должен показать падение напряжения от 0,45 В до 0,9 В.
Шаг 5: (от коллектора к эмиттеру)
Подсоедините положительный провод измерителя к КОЛЛЕКТОРУ (C), а отрицательный провод измерителя к ЭМИТТЕРУ (E) — исправный транзистор NPN или PNP покажет на измерителе «OL» / предел. Поменяйте местами провода (положительный на эмиттер и отрицательный на коллектор). Еще раз, хороший транзистор NPN или PNP должен показывать «OL».
Если размеры вашего биполярного транзистора противоречат этим инструкциям, считайте это плохим.
Вы также можете использовать падение напряжения, чтобы определить, какой вывод является эмиттером на немаркированном транзисторе, так как переход эмиттер-база обычно имеет немного большее падение напряжения, чем переход коллектор-база.
Помните: этот тест проверяет только то, что транзистор не закорочен или не открыт, он не гарантирует, что транзистор работает в пределах своих расчетных параметров. Его следует использовать только для того, чтобы решить, нужно ли вам «заменить» или «перейти к следующему компоненту».Этот тест работает только с биполярными транзисторами — вам нужно использовать другой метод для тестирования полевых транзисторов.
В качестве особой благодарности нашим клиентам и читателям блогов мы хотели бы предложить 10% скидку на весь ваш заказ, используя КОД: «BLOG1000»
Чтобы получить месяц признательности наших клиентов, все, что вам нужно сделать, это использовать код «BLOG1000» при оформлении заказа в вашей карте покупок.
И когда появится окошко, введите соответствующий текущий активный промокод.В данном случае это: BLOG1000
И продолжаем проверять!
Спасибо, что являетесь клиентом Vetco!
Вернуться в блог
Как пользоваться мультиметром
Если вы только что приобрели мультиметр и еще не совсем уверены, что собираетесь с ним делать, мы подготовили для вас удобное руководство, чтобы вы могли максимально использовать его различные функции. .Мы также обсудим некоторые базовые меры безопасности, чтобы вы не поранились или не подожгли глюкометр во время работы, но немного попрактиковавшись с мультиметром, вы быстро научитесь управлять мультиметром на профессиональном уровне.
Безопасность
Первое, о чем нужно помнить при работе с любым полезным инструментом, — это, конечно, безопасность. Хотя мультиметр может не иметь быстро движущихся лезвий или ремней, чтобы оторвать пальцы, без некоторых мер предосторожности вы, безусловно, можете получить удар электрическим током или повредить ваш измеритель.
Вам необходимо иметь в виду рейтинги безопасности глюкометра, чтобы знать, в каком диапазоне вы сможете работать с глюкометром. Обычно это одни из первых перечисленных характеристик вашего глюкометра, и вам необходимо их сохранить. в виду, особенно если вы часто имеете дело с высоким напряжением. Номинальные значения измеряются от CAT-I до CAT-IV с вторичным рейтингом, чтобы показать, с каким переходным напряжением они смогут справиться. Почти все мультиметры будут иметь, по крайней мере, категорию CAT-III, но вы должны быть абсолютно уверены, собираетесь ли вы использовать их для чего-нибудь, кроме небольших низковольтных электронных устройств.
Вы также захотите убедиться, что вы не находитесь в прямом контакте с металлическими концами ваших зондов, электричество во всех случаях идет самым простым путем «под гору», и вы можете стать заземлением высоковольтной системы. от просто болезненного до абсолютно последнего, что вы испытываете, в зависимости от множества факторов.
Другой серьезной проблемой является сила тока в цепи, большинство неисправностей, которые приводят к расплавлению или повреждению счетчика и пользователя, происходят из-за высокой силы тока.В то время как у большинства высокопроизводительных моделей есть предохранитель или предохранитель, вам нужно иметь возможность быстро вынуть зонды из их контакта на всякий случай. В случае, если с вашим измерителем начнется что-то странное, немедленно удалите зонды, это проще с сенсорными зондами, чем с зажимами из крокодиловой кожи, поэтому имейте это в виду при принятии решения, какой из проводов использовать для работы — хотя большинство измерителей будут поставляться только с одним набор отведений.
В любом случае чрезвычайно важно прочитать руководство, прилагаемое к вашему инструменту.Не все инструменты одинаковы, и один, который вы использовали в прошлом, может немного отличаться от того, который вы приобрели. Чтение руководства также должно дать дополнительные ценные советы по безопасности, если вы с ними не знакомы.
Измерение напряжения с помощью мультиметра
Измерение напряжения, вероятно, будет одной из самых распространенных вещей, которые вы делаете с вашим измерителем. Основной способ работы мультиметра — протекание тока через измеритель для проведения измерений, а использование для считывания вольт — довольно простое дело.
Первое, что вам нужно сделать, это включить измеритель и установить соответствующий диапазон. Некоторые измерители также могут иметь возможность автоматического выбора диапазона, но даже они обычно позволяют вам выбрать правильный диапазон для того, что вы делаете. Напряжение постоянного тока обычно обозначается буквой V рядом с прямой линией на шкале мультиметра, а переменное напряжение — буквой V рядом с волнистой линией. Убедитесь, что вы настроили устройство на правильные показания и диапазон, и вы готовы начать.
После того, как вы выбрали его с помощью шкалы, запишите, где находятся ваши точки контакта (точки, между которыми вы будете измерять).На большинстве схем точки соприкосновения легко идентифицируются по черной метке или букве N для нейтрали или 0 вольт и красной метке или буквам A или L для активного. После того, как вы определили точки соприкосновения, просто возьмите черный щуп и удерживайте его в точке нейтрали / 0 В, затем возьмите красный испытательный щуп и удерживайте его на активной точке. Показания должны появиться на ЖК-панели цифрового мультиметра довольно быстро, модели высокого класса, такие как Fluke 87-V, будут считывать намного быстрее, чем устройства более низкого качества.
Таким образом вы сможете определить, работает ли деталь или какое именно напряжение принимает проверяемая вами часть платы, что позволит вам основывать свой ремонт или дальнейшую модификацию.
Дважды проверьте свой диапазон, прежде чем предпринимать какие-либо дальнейшие действия, особенно если вы новичок в использовании одного из этих инструментов.
Быстрый и простой тест, позволяющий почувствовать измерение напряжения, — это измерение напряжения в батарее AA. Сначала установите измеритель на постоянное напряжение, затем, как мы обсуждали выше, просто поднесите черный провод измерителя к нижней части батареи (плоский конец батареи), а затем поместите красный провод к верхней части батареи.Если аккумулятор новый и полностью заряжен, ваш глюкометр покажет 1,5 вольт.
Измерение тока с помощью мультиметра
Существует два основных метода измерения тока с помощью вашего измерителя, один из которых довольно простой, а другой — более сложный.
Если у вас есть считывающее устройство усилителя типа зажима на вашем счетчике, все дело довольно простое: как только вы установили шкалу измерителя на силу тока, все, что вам нужно сделать, это поместить зажим на линию и прочитать показания счетчика.Большинство людей, работающих в полевых условиях, захотят воспользоваться одним из них, поскольку это значительно упрощает работу.
Однако ваш счетчик может считывать ток и без него. В этом случае вам почти наверняка понадобятся зажимы типа «крокодил», так как делать это с обычными тестовыми пробниками может быть немного громоздко, хотя это все же возможно.
В некоторых системах специально для этой цели предусмотрены тестовые провода, и в этом случае вы сможете быстро получить результат, не выполняя при этом много дополнительной работы.К сожалению, довольно часто работа будет лежать на вас, и вам придется разорвать цепь в таком месте, где вы сможете сделать мультиметр его частью с помощью ваших щупов. Чрезвычайно важно отключить питание перед разрывом цепи.
После того, как вы аккуратно разомкнете цепь, воспользуйтесь зажимами, чтобы пропустить разорванную часть цепи через измеритель, затем снова включите питание. Если вы настроили его на силу тока, то вскоре у вас будет информация, необходимая для продолжения после того, как вы повторно прикрепите провода или контакты, которые вы открыли для чтения.
Измерение сопротивления с помощью мультиметра
Другая основная и часто жизненно важная функция, доступная практически любому мультиметру, — это способность измерять сопротивление. Это еще одно довольно простое дело, и первое, что вам нужно сделать, это установить для вашего измерителя значение сопротивления, для тех, кто не знаком с этим, настройка будет отмечена на вашем циферблате как Ω. Некоторые измерители будут предлагать диапазон как для сопротивления, так и для напряжения, поэтому выберите подходящий, если это так.
В качестве меры предосторожности, как правило, рекомендуется измерять сопротивление только тогда, когда деталь не подключена напрямую к цепи, поэтому перед снятием показаний вы можете выключить устройство или разорвать цепь любым способом.
После этого вы просто примените щупы к двум точкам контакта и снимите показания, что даст вам знания, необходимые для продолжения вашего проекта или ремонта.
Проверка непрерывности с помощью мультиметра
Сначала убедитесь, что ваш мультиметр может проверять целостность цепи. Настройка непрерывности обычно совпадает с другой настройкой на вашем мультиметре, скорее всего, с настройкой сопротивления, и будет иметь такой символ ().
Затем обесточьте цепь, которую вы хотите проверить, и поместите щупы в две точки, на которых вы хотите проверить.
Ваш измеритель издаст небольшой гудок или тональный сигнал, когда он обнаружит непрерывность (полный путь) между двумя точками — поэтому его также называют «гудением цепи».
Заключение и последнее слово о безопасности
После того, как вы освоитесь с глюкометром, очень важно проверять его правильность работы перед каждым использованием.Было бы бессмысленно и потенциально очень опасно, если бы вы тестировали цепь под напряжением с неисправным или плоским счетчиком, а затем думали, что можно будет работать после того, как счетчик покажет неправильные показания.
Чтобы проверить, что ваш измеритель работает правильно, вы просто следуете приведенным выше инструкциям, но на источнике, напряжение которого вам известно. Самый быстрый и простой способ — проверить напряжение стандартной розетки, которая, как вы знаете, находится в хорошем рабочем состоянии. Если ваш счетчик заряжен и работает правильно, он будет показывать около 120 В для США и Канады и 230 В для Великобритании.Если вы не знаете стандартное напряжение для вашей страны, вы можете легко узнать его, выполнив поиск «стандартное напряжение для вашей страны».
Это руководство должно помочь вам начать использовать мультиметр эффективно, безопасно и выполнять необходимые измерения. Если вы новичок в проведении электрических измерений, возможно, вы захотите немного подробнее изучить электричество в целом, но с хорошим функциональным мультиметром в руках и небольшими знаниями вы скоро обнаружите, что сможете исправить практически любые электрическая проблема.Не забудьте принять все необходимые меры предосторожности, и довольно скоро все это станет вашей второй натурой.
Поделиться этой записью: в Твиттере в Фейсбуке в Google+
Как использовать мультиметр последнее изменение: 5 января 2017 г., автор: admin
.