Закрыть

Причина пробок – Как образуются пробки в городах?

Содержание

Как образуются пробки в городах?

Добрый день, уважаемый читатель!

В этой статье речь пойдет о том, по каким причинам образуются пробки в городах. Хочу заострить Ваше внимание на том факте, что очень часто любой водитель, то есть Вы, всего несколькими простыми и осмысленными действиями может существенно уменьшить пробку.

Так что, надеюсь, после подробного изучения всех примеров Вы сможете хоть немного улучшить транспортную ситуацию в Вашем городе. Приступим.

Причины образования пробок в городах

Рассмотрим основные причины, по которым в городах образуются заторы (пробки):

1. Недостаточная пропускная способность дорог и большое количество транспортных средств.

2. Временное сужение дорог (из-за снегопадов, дорожно-транспортных происшествий, ремонтных работ).

3. Неудачная организация дорожного движения (например, стандартное круговое движение, которое будет рассмотрено ниже).

4. Несоблюдение водителями ПДД.

5. Непонимание водителями причин образования пробок и поведение, усугубляющее заторы.

Итак, на первые 3 причины рядовой водитель, т.е. Вы, повлиять не может. Естественно не нужно забывать, что у любого гражданина РФ есть возможность обратиться в администрацию населенного пункта и внести туда предложения по усовершенствованию дорожного движения. И этой возможностью нужно пользоваться.

Однако повлиять на пункты 4 и 5 можно прямо в пробке, тем самым улучшив транспортное положение как самого себя, так и окружающих.

Пробки при повороте налево

Давайте рассмотрим несколько примеров, чтобы понять, как по вине водителей образуются пробки.

Рисунок выше иллюстрирует реальный участок дороги (г. Рязань, пересечение улиц Спортивной, Есенина и Голенчинского шоссе). В свое время именно анализ ситуации на этом перекрестке привел меня к мысли о том, что любой водитель может достаточно просто изменить дорожную ситуацию в свою пользу.

Чуть подробнее о ситуации. На рисунке изображены 2 Т-образных перекрестка, дорога между которыми не очень широкая (3 полосы). При этом большое количество автомобилей на каждом из перекрестков пытаются выполнить поворот налево. В примере, это первый синий автомобиль и все белые автомобили. При этом далеко не у каждого водителя получается выполнить требования пункта 13.2 ПДД:

13.2. Запрещается выезжать на перекресток или пересечение проезжих частей, если образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении.

Причины у этого могут быть разные. Например, далеко не всегда заранее можно понять, что именно Ваш автомобиль окажется в пределах перекрестка при остановке транспортного потока.

Вернемся к рисунку. В данном примере Вы едете на красном автомобиле и у Вас есть 2 варианта поведения:

1. Проехать через перекресток и встать в очередь за белым автомобилем (Вы ничего не нарушите, т.к. встречные автомобили уступают Вам дорогу).

2. Остановиться перед перекрестком и пропустить встречных (в данном случае также не произойдет нарушения правил, т.к. Вы остановитесь по собственной инициативе, а следовательно встречные хоть и повернут налево, смогут выполнить требование «уступить дорогу»).

Как Вы считаете, какой вариант более выигрышный?

Естественно, глядя на рисунок сверху, легко понять, что надо пропустить синих, т.к. в противном случае Вы просто упретесь в их колонну. Т.е. встречные потоки вообще не смогут разъехаться.

Внимание! На практике подобного рисунка у Вас не будет. Однако описанная ситуация встречается весьма часто и не обязательно на Т-образных перекрестках. Также не обязательно, чтобы перекрестки находились рядом друг с другом. При большом количестве машин ситуация может повториться и на перекрестках, расположенных друг от друга в нескольких километрах.

Первое правило: Всегда пропускайте автомобили, которые поворачивают налево со встречного направления.

Положительный эффект: В итоге Вы не упретесь в хвост колонны, поворачивающей налево и сможете спокойно проехать дальше.

Отрицательный эффект: Поскольку Ваши интересы и интересы встречных не пересекаются (Вы едете в разных направлениях) никакого отрицательного эффекта применение этого правила не принесет.

Замечание: Не следует пропускать встречные автомобили в том случае, если скорость Вашего автомобиля достаточно большая (от 30 км/ч), т.к. в этом случае положительный эффект в целом будет не очень сильным. Ну а при малых скоростях при движении в пробке пропускать встречных, поворачивающих налево, нужно обязательно.

Применение на практике этого правила обычно позволяет мне без проблем пересечь перекресток, так что рекомендую.

Пробки на стандартном круговом движении

Рассмотрим еще один поучительный пример — стандартное круговое движение:

Посмотрите на рисунок. В соответствии с требованиями правил дорожного движения водители, находящиеся на перекрестке, должны уступать дорогу автомобилям, въезжающим на перекресток.

В итоге при интенсивном движении образуется ситуация, приведенная на рисунке. На круговом движении одновременно оказывается настолько много автомобилей, что они не могут разъехаться. Обратите внимание, в примере все выезды с перекрестка свободны, однако автомобили разъехаться не могут.

На практике ситуация может быть усугублена тем, что один или несколько выездов с перекрестка также стоят в пробке. Тем не менее и здесь можно попытаться «уничтожить» пробку.

В примере наш автомобиль — красного цвета. Синие автомобили пытаются выехать с перекрестка (направо) и уступают нам дорогу в соответствии с требованиями ПДД.

Как и в предыдущем примере, у Вас есть выбор:

1. Выехать на перекресток и «заткнуть» его окончательно.

2. Пропустить синих, частично освободить перекресток и спокойно проехать в нужном направлении.

При рассмотрении рисунка правильный ответ очевиден, однако на практике 95 процентов водителей не могут понять, что именно их желание поскорее въехать на круговое движение, в итоге и приводит к ухудшению ситуации.

Второе правило: На круговом движении всегда пропускайте автомобили, которые стремятся покинуть перекресток на ближайшем выезде.

В рамках этой статьи я рассмотрел только пару примеров, на практике ситуации могут быть более замысловатыми, поэтому рассмотрим еще одно правило.

Третье правило: Если Вы не можете проехать в требуемом направлении, а другое направление свободно, то внимательно проанализируйте сложившуюся ситуацию. Вполне возможно, что ситуация достигла критической точки и пробка на всей дороге уперлась именно в Ваш автомобиль. В этом случае следует проехать в том направлении, которое свободно и приехать в нужное Вам место либо по другому маршруту, либо в другое время.

Опишу ситуацию, которую мне пришлось наблюдать недавно.

Через несколько метров после выезда с кругового движения водитель красного автомобиля решил повернуть налево. В данном направлении была всего одна полоса и водитель полностью перекрыл выезд с перекрестка. Во встречном же направлении была плотная пробка (синие автомобили), которая не могла сдвинуться ни на метр и в итоге уперлась именно в первого водителя (красного).

Единственным верным решением для водителя красного автомобиля было — проехать прямо и тем самым разгрузить перекресток. Однако водитель оказался упертым и недальновидным, вследствие чего он затыкал перекресток в течение получаса, пока к нему лично не пришел сотрудник ГИБДД.

Бывает и такое. Так что будьте внимательны и анализируйте ситуацию.

Правило: пропусти один автомобиль

Рассмотрим в рамках этой статьи еще одно неписанное правило, которое позволяет как разгрузить заторы на дорогах, так и снизить общее напряжение водителей, стоящих в пробке.

Все очень просто. Независимо от ситуации пропустите один автомобиль, с которым пересекается Ваша траектория.

Например, автомобиль этот может выезжать со второстепенной дороги или прилегающей территории, может перестраиваться из другой полосы или выезжать из парковочного места.

Не буду здесь приводить развернутый пример, просто поверьте, что практически в каждой ситуации автомобиль, который никто не пропускает, в итоге становится причиной затора на всех прилегающих улицах. Т.е. в итоге пострадаете и Вы.

Особенности правила «пропусти один автомобиль». Не следует пропускать сразу несколько автомобилей, не имеющих преимущества. Подобное поведение может привести к тому, что причиной затора станете Вы сами.

Надеюсь, изучение этой статьи позволило Вам разобраться с тем, как образуются пробки в городах, и как несколько простых правил могут помочь Вам улучшить транспортную ситуацию. Кстати, чем больше водителей прочитают эту статью, тем меньше пробок в итоге будет на дорогах России, так что порекомендуйте эту статью Вашим знакомым. От прочтения в итоге выиграют все.

Удачи на дорогах!

pddmaster.ru

Почему пробки иногда образуются без причины?

Из-за чего пробки на дорогах.

 

Если вы водитель, то наверняка не раз видели на шоссе ситуацию, когда движение автомобилей замедляется, а затем неожиданно полностью останавливается. Через несколько минут поток машин начинает двигаться на небольшой скорости снова, а затем движение транспорта продолжает с прежней скоростью. Самое странное, что такое происходит в местах, где не ведется какого-то дорожного строительства, нет ДТП и других препятствий для движения. Почему это происходит?

 

На этот вопрос попытались ответить различные исследовательские группы, которые использовали сложные математические расчеты и реальные эксперименты. Предлагаем посмотреть результаты их работы, которая возможно помогла узнать истинную причину пробок на пустом месте. Также у специалистов есть решение, как сократить количество заторов из-за ничего.

 

 

Почему образуются фантомные пробки

 

Если на шоссе плотное движение, то любые даже незначительные нарушения в потоке могут привести к самоусиливающейся цепной реакции. Например, один автомобиль немного притормозил, а следующий за ним, притормозил чуть больше, чтобы сохранить дистанцию и избежать столкновения. За ним еще затормозил один автомобиль, которому приходится еще больше снижать скорость. И так далее. В итоге мы видим замедление движение полосы, а порой и на всех полосах движения. 

 

Эти движения называются волнами замедления движения транспортных средств, которые двигаются в одном направлении по одной или нескольким полосам. Такое понятие придумали ученые из Университета Темпл, США. По словам специалистов, которые проводили исследование на тему феномена пробок на пустом месте, причина подобного прерывания волны движения в невнимательности водителей, которые отвлекаются на дороге (разговоры по телефону, прослушивание громкой музыки и т.п.) и в последний момент замечают, что перед ними притормаживает автомобиль. В результате потеряны доли секунды и водителю приходится тормозить сильнее, что и вызывает торможение потока по инерции. 

 

Смотрите также: Как избавиться от пробок?

 

Самое плохое, что даже если первые автомобили, которые начали волну снижения скорости в полосе, начнут свободно двигаться на большой скорости, волна замедления трафика продолжается еще определенное время, растягиваясь от 100 до 1000 метров. В итоге если волна растянулась на большое расстояние, мы можем увидеть, как в конце волны автомобили полностью останавливаются. Затем по очереди машины начинают снова набирать скорость, и скопление машины начинает постепенно исчезать.

 

В итоге специалисты из Американского Университета придумали концепцию подобных волн, которую назвали «jamitons», в честь аналогичного понятия волн-солитонов, которые изучает современная физика. Так специалисты с помощью компьютерных алгоритмов проводят тестирования имитирующие поведение водителей на дороге.

 

Но не одних Американских специалистов беспокоит проблема пробок, возникающих в буквальном смысле на пустом месте. Например, этой проблемой озаботились и Японские исследователи, которые проводят свои собственные эксперименты. Но самое удивительное, что они также пришли к такому же выводу, что и Американские ученые. 

 

Например, с помощью реального теста, специалисты из Японии установили причину бессмысленных пробок. Для того чтобы воссоздать прерывистое движение на дороге в реальной жизни, специалисты дали указания водителям, которые двигались на круговом движении с опозданием тормозить автомобиль для поддержания безопасной дистанции. В результате эксперимента удалось полностью сымитировать торможение движения в потоке.

Всего в эксперименте участвовало 22 автомобиля, которые двигались со скоростью 30 км/час. 

 

Посмотрите, как легко образуются волны снижения движения в потоке автомашин:

 

 

Так кто же является виновником пробок?

 

С одной стороны кажется разумным, что эти фантомные пробки на дороге образуются по вине самих водителей. Как мы уже сказали, Американские и Японские исследователи заявляют, что замедление трафика на дорогах, где нет препятствий, аварий, ремонтных работ и т.п. связано с тем, что многие водители превышают установленную скорость движения на шоссе, а в случае замедления резко нажимают педаль тормоза. Как правило, быстрое снижение скорости, связано с несоблюдением не только скоростного режима, но и дистанции. 

 

Также подобные бессмысленные пробки образуются не только из-за несоблюдения скорости и дистанции, а из-за необдуманных действий водителя. Например, видя, что поток машин на дороге достаточно плотный, вместо того чтобы постепенно снизить скорость, многие водители начинают разгоняться. Примечательно, что это происходит даже в том случае, если водители видят впереди себя красный свет и скопление машин.

 

С другой стороны поведенческие факторы водителей не смогут полностью избавиться от фантомных пробок. К подобному заключению пришли ученые из Массачусетского технологического института. По их мнению, если все водители изменят свое поведение на дороге и не будут превышать скорость движения в плотном потоке автомобилей, соблюдать большую дистанцию и не разгоняться перед самым светофором, где горит красный свет, то все равно время от времени будут образовываться заторы на пустом месте. Да, конечно, изменение поведение водителей улучшит ситуацию на дороге, но не полностью. К подобному заключению специалисты пришли в результате компьютерного моделирования. 

 

Например, если на дороге будет очень плотный поток автомобилей, то поведение водителей не сможет полностью исключить образование волны заторы в полосе. Обычно мы склонны обвинять в причинах пробок водителей, которые движутся вместе с нами в общем потоке транспорта. Но на самом деле компьютерное моделирование показывает, что пробки могут возникать не только  из-за водителей.

 

Как решить проблему пробок

 

Казалось бы, что проблему пробок, которые возникают на пустом месте, не решить. Но специалисты считают что все-таки можно принять некоторые меры, которые снизят вероятность возникновения стопорного движения потока автомашин. Например, при проектировании автострад, необходимо исключить частые извилистые повороты, чтобы снизить вероятность частого замедления автомобилей на таких участках.

 

Более инновационная идея, это установка автономных интеллектуальных светодиодных дорожных знаков, которые будут ограничивать среднюю скорость движения и автоматически менять максимально разрешенную скорость для определенного количества транспорта на каком-то ограниченном участке дороге.

 

Если на каком-нибудь шоссе, где часто наблюдается плотный поток машин поставить несколько таких знаков, то получится ограничивать скорость движения потока, равномерно распределяя общую скорость потока транспорта, предотвращая образования волны, которая может привести к затору.

 

Кстати подобные идеи уже применяются в некоторых странах в рамках эксперимента. И надо признать, что результаты эксперимента удачные. Например, со слов разработчиков подобной интеллектуальной системы, там где были установлены электронные светодиодные знаки скорости, снижение скорости происходит постепенно, а не быстро. В итоге на таких участках полностью исчезли фантомные пробки.

 

Наконец если смотреть в будущее, то комплексное решение проблем пробок может решиться с появление на дорогах автономных автомобилей, которые в настоящий момент разрабатывают многие автомобильные компании. Ведь такие транспортные средства могут с высокой точностью, используя данные о дорожно-транспортных происшествий, автоматически перестраивать маршруты, прокладывая оптимальный путь к пункту назначения, а также более правильнее поддерживать среднюю скорость движения и дистанцию. Дело в том, что электроника более эффективно управляет автомобилем, чем человек.

 

Планируется, что все автономные машины будут в электронном виде передавать другим транспортным средствам различную информацию. Например, если из-за плотного потока полоса движения транспорта начинает замедлять скорость, автономная машина может сообщить всем транспортным средствам позади о том, что уже необходимо снизить среднюю скорость движения. В теории это должно помочь сглаживать волны заторов, прежде чем снижение скорости потока превратиться в настоящую пробку.

www.1gai.ru

Пробки на дорогах — основные причины их возникновения

Здравствуйте, уважаемые читатели! Эта статья напрямую не касается темы блога, но затрагивает каждого из нас в определённой степени! То, о чём пойдёт речь, является самой настоящей проблемой, которая с каждым годом становится всё серьёзнее и серьёзнее.

Расскажу вам немного о себе. Я являюсь заядлым автолюбителем и накатываю каждый день по несколько десятков километров по городу. Живу я, если вы не знаете, в городе Пензе с населением чуть более полумиллиона человек.

Город у нас небольшой: протяжённость с одного конца до другого составляет 15-17 км. Как вы думаете, за какое время можно проехать это расстояние? Ночью – минут за двадцать. А вот днём на это уйдёт час-полтора… Во всём виноваты пробки на дорогах. О них и поговорим.

Кстати, у нас в городе ситуация на дорогах ещё более-менее терпимая. В крупных городах дела обстоят намного хуже. Достаточно приехать в любой город-миллионник (Самара, Воронеж, Волгоград, Екатеринбург) и сразу становится видна разница — там в пробках люди теряют по 2-3 часа в день (а иногда и больше). Москва — это вообще отдельный разговор.

Если вы живёте в одном из крупных городов, то наверняка понимаете, о чём я говорю.

Количество автомобилей растёт ужасающими темпами. В этом нет ничего удивительного — вы только посмотрите на обилие предложений от автосалонов. Новые бюджетные автомобили, различные кредитные программы, скидки, агрессивная реклама – всё это побуждает среднестатистического человека купить себе авто.

Это хорошо, что автомобиль перестал быть роскошью, а стал средством передвижения. Если у вас есть свой «железный конь», то вы понимаете, что такое удобство и комфорт собственного автомобиля. Вот только передвижение на нём по городу в час пик превращается в нелёгкое испытание нервов, трату драгоценного времени и бензина.

Откуда берутся пробки на дорогах? Только ли из-за обилия машин? Тогда почему в некоторые дни пробок больше, а в некоторые меньше? Ведь количество машин должно быть одинаковым…

Эти вопросы не давали мне покоя…

Моя попытка проанализировать причины городских пробок привела к появлению этой самой статьи. Я выделил 4 основные причины и представляю их на ваш суд.

Причины пробок на улицах российских городов

Сразу скажу, что моё мнение чисто субъективное. Поэтому, если у вас есть какие-то свои идеи, то призываю вас высказывать их в комментариях к статье.

Автомобили, припаркованные на обочине дороги

Считаю, что пробки на дорогах в большинстве случаев образуются именно из-за таких машин. Они занимают половину полосы, а порой и целую полосу! Соответственно, снижается пропускная способность дороги.

Зачем водители паркуются на обочинах? Тут есть несколько вариантов ответа:

  • Подъезжают «на 5 минут», а сами оставляют машину на полчаса.
  • Паркуются на целый день, потому что работают рядом, а стоянок, где можно оставить машину, НЕТ.
  • Приезжают по делам к какому-либо зданию и оставляют машину на обочине, потому что, опять же, некуда больше поставить.

То есть причина того, что водители паркуются на обочинах дорог, сводится к отсутствию нормальных стоянок в центре города!

Уважаемые власти! Прежде чем штрафовать водителей за неправильную парковку, подумайте о строительстве многоуровневых паркингов в городе, которые значительно уменьшат число машин, мешающих нормальному движению! Это не затратнее, чем расширять уже существующие дороги. Сделайте парковки – потом штрафуйте сколько угодно.

В Пензе работа над этим уже ведётся. В центре города построили и открыли многоэтажный паркинг с достаточно приемлемыми ценами.

Некорректно настроенный режим работы светофоров на перекрёстках

Светофоры абсолютно не учитывают дорожную ситуацию в разное время суток. Утром основной поток машин идёт в одном направлении, а вечером – в другом. Элементарный анализ дорожной ситуации на каждом перекрёстке позволил бы отрегулировать работу светофоров таким образом, чтобы создавать наименьшее скопление машин.

Не спорю, на некоторых участках так и происходит. Но, к сожалению, не везде.

Перестроения автомобилей из полосы в полосу

Представьте ситуацию: имеется две полосы в одном направлении. По одной поток движется быстрее, чем по другой. Естественно, что водители, в надежде побыстрее проехать неблагополучный участок, хотят двигаться по более «быстрой» полосе. В итоге получается, что «быстрая» полоса становится «медленной». Это приводит к постоянным перестроениям машин из полосы в полосу, что приводит к общему торможению всего потока.

Другими словами, попытки водителей проехать быстрее путём подрезаний и перестроений приводят к увеличению пробки на дорогах.

Как решить эту проблему? Тут всё зависит от самих водителей…

ДТП на дорогах

Аварии случаются, как это ни печально… И они являются причинами серьёзных пробок. Учитывая невысокую скорость движения по центру города в час пик, эти аварии в основном мелкие. Но вы знаете, что при любом происшествии (даже небольшом) участники, если не договорятся между собой, вправе вызвать сотрудников ДПС для оформления ДТП. Сотрудники приезжают через час (в лучшем случае). Всё это время пострадавшие автомобили занимают проезжую часть и создают серьёзное препятствие для других транспортных средств.

Решение этой проблемы кроется в упрощении способа оформления мелких ДТП. Такой вариант возможен. Но мало кто из водителей его использует. Сказываются:

  • плохая информированность о данном способе оформления ДТП,
  • боязнь неправильно заполнить необходимые бумаги, что повлечёт за собой проблемы со страховой компанией.

Я рассказал об основных причинах, которые, по моему мнению, приводят к появлению пробок на городских улицах. И любая из этих причин, в принципе, решаемая. Вот только решать её нужно не только властям — многое зависит от культуры самих водителей.

Небольшое послесловие. В Казани решили бороться с пробками интересным методом — просто взяли и запретили большинство левых поворотов в городе. И знаете — это в какой-то степени подействовало. Пробки хоть и остались, но всё же не в таких масштабах, как в других городах-миллионниках.

А что вы думаете по данной теме, уважаемые читатели? Как вы считаете, что именно приводит к увеличению числа пробок?

С удовольствием послушаю мнение каждого. Самые интересные комментарии к статье не останутся без внимания!)

Удачи на дорогах! С уважением, Сергей Чесноков

on-www.ru

Почему на дорогах образуются пробки 🚩 Разное

Заторы на дорогах могут образовываться по разным причинам. Наиболее распространенными являются следующие:

1. Наличие большого количества транспортных средств на душу населения определенного города, в то время как в этом населенном пункте преобладают сравнительно узкие дороги с низкой пропускной способностью.

2. Возникновение сужений на дорогах ввиду проведения ремонтных работ, при обильных снегопадах, дорожно-транспортных происшествиях и т.д.

3. Некорректное устройство дорожного движения. Например, в случае с круговыми автомагистралями.

4. Нарушение правил дорожного движения водителями.

5. Поведение участников дорожного движения, усугубляющее автомобильную пробку по причине непонимания источника образования затора.

Разумеется, на первые 3 причины водитель лично повлиять никак не может. Впрочем, такая возможность есть у чиновников. Поэтому также следует помнить, что любой гражданин Российской Федерации обладает возможностью обратиться в администрацию населенного пункта и поделиться предложениями по усовершенствованию дорожного движения на проблемном участке. И таким правом нужно пользоваться.

Водитель может повлиять лично лишь на указанные в пунктах 4 и 5 причины заторов, притом находясь прямо в пробке. Тем самым он улучшит как свое положение, так и проблемную ситуацию для окружающих. Ниже будут рассмотрены конкретные примеры.

На обычном перекрестке иногда возникает ситуация, когда из-за движения встречного или поперечного потока транспорта не получается выполнить какое-то правило дорожного движения (например, запрет выезда на перекресток или запрет пересечения проезжей части). Такое положение вещей вынуждает автолюбителя остановиться, в итоге его машина становится препятствием для движения других автомобилей в противоположном направлении.

Такое может произойти по нескольким причинам. К тому же, не всегда можно понять сразу, что именно ваш автомобиль остановится на перекрестке в другом направлении.

Для решения сложившейся ситуации следует пропускать транспортный поток, поворачивающий со встречного направления налево. В этом случае вы упретесь в хвост поворачивающей влево колонны и сможете проехать дальше.

Водителю, находящемуся на круговом перекрестке, необходимо пропускать автомобили, которым необходимо покинуть данный перекресток на ближайшем выезде. Если водитель из-за машин не может ехать в нужном ему направлении, он должен посмотреть вокруг и оценить ситуацию.

Притом, возможно, единственным верным решением будет поехать именно в том направлении, которое свободно, ибо сложившаяся на круговом перекрестке ситуация достигла того, что пробка на дороге образуется именно из-за автомобиля данного водителя.

А переместившись в свободном направлении, он сможет добраться до нужного ему места по другим путям.

В среде автомобилистов существует неписанное правило, соблюдение которого позволяет устранить образующиеся пробки. Оно гласит, что независимо от ситуации следует пропускать автомобиль, с которым пересекается ваше транспортное средство. Например, этот может быть выезд машины с прилегающей к вашей автотрассе территории, парковочного места, дороги или же просто перестраивание машины из другой полосы. Попробуйте это сделать, и вы увидите, что можете изменить ситуацию на прилегающей к вам дороге или даже разгрузить образующийся там затор.

www.kakprosto.ru

Степанов. Проблемы пробок в современном городе

 РЕАЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОММУНИКАЦИОННО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОБЛЕМ В СОВРЕМЕННОМ ГОРОДЕ И КОНЦЕПЦИЯ ИХ КОМПЛЕКСНОГО РЕШЕНИЯ.  

 Вступление. 

Современная человеческая цивилизация является, в первую очередь, следствием стремления человека к комфорту, в частности — освобождения от физических усилий и минимизации непродуктивных трат времени, необходимого для производства ценного конечного продукта индивидуумом и отдыха от работы.

Эти цели человека являются реально первичными по сравнению со стремлением к знанию, изучению окружающего мира, счастью, здоровью, росту популяции, увеличению продолжительности жизни и освоением новых пространств. Перечисленные факторы мотивации человека, хотя и выдаются иногда как превалирующие причины НТП, но на самом деле – лишь вспомогательные стимулы. Главные цели, к которым стремится человек – комфорт и свободное время. Даже обладание стандартными материальными благами (жильё, мебель, бытовая техника, средства передвижения, связи  и т.д.) необходимо не столько ради самих этих благ, сколько ради того комфорта и выигрыша во времени, которые они создают.

Перемещение человека из одной точки пространства в другую связано как с физическими усилиями, так и с временными затратами. Таким образом, фактор передвижения является одним из самых некомфортных состояний для человека — при условии  выполнения им какой-либо работы или движения к месту работы или отдыха. Передвижение «для удовольствия» (прогулки, путешествия и т.п.) сами по себе являются видом отдыха, и не являются действиями, созидающими и развивающими цивилизацию.

В современных условиях процесс передвижения в основном механизирован и во многих случаях даже автоматизирован. Это и личный транспорт, и общественный, и лифты, эскалаторы, водные и воздушные суда. Человек в современном мире перемещается в пространстве не прикладывая физических усилий и со всё возрастающей скоростью. Поездки становятся настолько комфортными, что во многих случая они могут рассматриваться сами по себе как разновидность довольно комфортабельного отдыха.

Но вместе с комфортабельностью перемещений выросла их доступность, что породило значительные проблемы в районах обитания людей, подвергшихся урбанизации: главным образом в крупных городах и мегаполисах. Сверхплотное заселение и слабоконтролируемая возможность обладания личным транспортом породили такое явление, как транспортные коллапсы, боле известные как «пробки». Способ скоростного и комфортного передвижения в таких условиях превращается в свою противоположность, заставляя человека терять как время, так и силы. Потеря сил происходит в данном случае в результате не столько физических усилий, сколько в результате стресса и нервного напряжения в процессе поездки. Полчаса пребывания  в любом транспорте в часы пик изматывает пассажиров больше, чем последующий рабочий день. Бичом современной цивилизации стал не сам транспорт, а именно МАССОВОСТЬ его применения в одно время и в одном месте. 

Применяемые способы решения проблемы и их последствия. 

Общепринятыми способами решения такого рода проблем на улицах городов являются улучшение регулировки движения (разметка, знаки, светофоры, графики движения) – способы административного типа, увеличение габаритов проезжей части улиц и дорог, снижение аварийности на опасных участках, ремонт дорожного покрытия, строительство дополнительных транспортных магистралей – способы дорожно-строительные.

В последнее время такие способы перестают приносить ожидаемые результаты, и параллельно с ними начинают применяться способы социальные: пропаганда здорового образа жизни, связанная со сменой применяемого человеком транспортного средства (автомобили на велосипеды), призывы к адекватному и более внимательному стилю вождения, широкое информирование водителей о возникающих пробках и состоянии дорог. Появляется социальная реклама, содержащая призывы максимально заполнять пассажирами частный автотранспорт (не ездить в одиночку), и пользоваться транспортом общественным. Так же есть попытки выйти из ситуации эстетически-техническим путём, создавая личные транспортные средства гораздо меньших габаритов. 

 

Все эти способы, как показывает практика, дают лишь временный и незначительный эффект, и через некоторое время проблема появляется снова, иногда и в более значительном масштабе. Всё чаще возникают парадоксальные ситуации, когда в итоге успешно выполненных работ по увеличению пропускной способности участков дорожной магистрали именно в этих местах начинают образовываться гораздо более значительные пробки, чем раньше. Попытки пересадить участников дорожного движения из автомобилей на велосипеды вынуждают создавать велосипедные дорожки, отнимая при этом площадь либо пешеходных зон, либо проезжей части магистралей. И такой подход тоже приводит к пробкам.

 

 

Общественный наземный транспорт, несомненно, сдерживает эту нарастающую проблему, так как пассажир, им пользующийся, занимает во время своего перемещения по городу площадь в 24 раза меньшую, чем один водитель в собственной машине. Но, к сожалению, общественный транспорт пользуется в последнее время всё меньшей популярностью: в нём заведомо меньше комфорта, личной свободы и пространства, а временной интервал для преодоления того же расстояния значительно превышает эти значения для личного транспорта.

 

 

 

Подземный общественный транспорт (метро), несмотря на большую скорость и эффективность перемещения пассажирских масс, в часы пик становится крайне некомфортабельным способом передвижения. Увеличение его пропускной способности сопряжено с материально-техническими трудностями гораздо большего порядка по сравнению с решениями подобного типа для магистралей наземных.

Таким образом, можно сделать вывод, что коммуникационное-транспортные проблемы в современном городе не имеют на сегодняшний день реальных способов решения традиционными методами. Экстраполируя развитие ситуации в будущее, можно с достаточной уверенностью утверждать, что современный городской транспорт исчерпал свои возможности в той области применения, для которой и был создан. 

Настоящие причины транспортных проблем. 

Рассматривая приведённые в предыдущей главе традиционные, общепринятые способы решения проблем, можно отметить, что главным вопросом этих методик является вопрос «Как?». Другими словами, рассматриваются варианты борьбы со следствиями транспортных коллапсов, но борьбы с их причиной совершенно не ведётся. Сама причина как таковая, как правило, даже не рассматривается.

Для поиска причины необходимо ставить другой вопрос, а именно – «Почему?». В данном контексте – почему образуются пробки? Ответ на этот вопрос – слишком много людей едут одновременно в разные, в том числе и в противоположные стороны. Если и здесь задать вопрос «Почему они едут? Зачем?» — то станет понятна их мотивация, пусть не личностная каждого, но массово-городская, урбанистическая. При этом движение масс окажется менее хаотичным для того, кто его рассматривает, и проявятся некоторые закономерности, которые можно рассмотреть более пристально и сделать выводы. Станет более понятно и поведение людей, создающих пробки своими автомобилями, и те механизмы, которые заставляют их так себя вести.

На данном уровне рассмотрения проблемы можно понять, что люди массово и ежедневно передвигаются  не в силу своей прихоти, а подчиняясь некоторой необходимости. Маршруты у всех разные, но суть их одна. Их можно расположить по убыванию частоты и значимости для человека.

Работа.
Покупки (магазины).
Места досуга (в пределах города).
Здравоохранение (поликлиники и т.п.).
Присутственные места: банки, почты, паспортные столы, суды, администрация и т.п.
Загородные поездки – дачи, природа, дома отдыха и т.д.
Поездки в гости.

Львиная доля перемещающихся в часы пик лиц – именно те, кто едет на работу и с работы, примерно 80-90%. Именно они и создают пресловутые пробки в эти часы. Наблюдая городское движение, несложно заметить, что оно практически везде идёт в противоположных направлениях с одинаковой интенсивностью. Это характерно и для наземных, и для подземных магистралей. И все едут на работу!

На работу едут с южной части города в северную, а навстречу им в том же количестве двигаются люди, тоже на работу! Почему-то живущие на юге работают на севере, а живущие на севере работают на юге. Более того: если рассмотреть их профессии, заработки, условия работы и проживания в массе, усреднённо – то, скорее всего, можно обнаружить, что показатели практически совпадают.

Люди ездят на работу, потому, что устроились на работу на противоположном конце города в то время, как практически такая же работа существует рядом с их домом! Всё это выглядит не иначе, как глупость, но именно эта глупость и создаёт пробочные проблемы в целом.

 

  

Естественно, существует такое явление в городах, как спальные районы и заводские, производственные зоны. Но и это не  объясняет тех встречных потоков рабочей силы, которую мы видим в городах. Как правило, чаще всего, производственная зона располагается достаточно близко от спального района, и перегрузки на общегородских транспортных магистралях по этой причине возникать не должно. Но, как ни странно, эти люди или живут не в «своём» спальном районе,  или работают не на «своём» заводе.

Кроме «массово-пролетарского» труда на заводах и фабриках существует масса разновидностей работ на предприятиях поменьше, в офисах, магазинах, школах, музеях, частном бизнесе, полиции и т.д. Такого рода рабочие места уже не имеют ярко выраженного районирования, как завод, и разбросаны по всему городу. То есть, найти работу рядом с домом или даже в собственном доме, казалось бы, не составляет труда. Но – та же самая картина: человек работает где угодно, только не возле своего дома! Если не считать редких счастливых исключений, большинство горожан на работу не ходят, а ездят! Хотя, на самом деле, почти все могут лишь ходить – максимум через дорогу. На которой, в таком случае, должно быть минимальное движение транспорта.

Далее по списку поездок идут магазины. Ещё 10-15 лет назад население в магазины и на рынки ХОДИЛО, а теперь преимущественно ЕЗДИТ. За этот срок в нашей стране маленькие магазинчики в каждом доме или почти исчезли, или ассортимент в них сократился, или цены оказались выше, чем в супермаркетах, которых когда-то и не было. Или всё это происходит одновременно. В итоге население ВЫНУЖДЕНО затариваться продуктами и ширпотребом в торговых центрах, которые, как ни странно, стоят чаще всего на значительном удалении от сколь-нибудь значимых жилых массивов, а иногда просто выносятся за город, «в чисто поле». Что, казалось бы, должно быть крайне невыгодно хозяевам этих точек.

 

 

Не кажется ли вам странным это последнее обстоятельство?

Остаётся досуг, места культурного отдыха горожан – церкви и цирки, театры и синематограф, музеи,  дискотеки и стадионы, и пр. Эти культовые места, действительно, не разместишь возле каждого подъезда, и временами на концерт или матч стекаются десятки тысяч людей разом. Но, всё-таки это события разовые, и их рядом с ежедневными общегородскими коллапсами можно рассматривать как явления значительно более мелких разрядов.

Поликлиники и присутственные места вряд ли вообще когда-нибудь были «пробкообразующими» элементами для городов. В общем контексте проблемы их можно не рассматривать и опустить как фактор.

Загородные поездки (в основном, на дачу и обратно) довольно ощутимо воздействуют на состояние проходимости трасс и магистралей, но, в целом, это касается лишь зоны въезда и выезда из города. Пробки в этом случае образуются чаще на шоссе и федеральных трассах, чем внутри городской черты. По крайней мере, здесь всё достаточно объяснимо и логично – не так, как с покатушками граждан на работу. Понятно, что загородной дачи или места сбора дикорастущих грибов и ягод в городских дворах пока быть никак не может.

Итак, главная причина проблем с пробками в городах – работа горожан не по месту жительства. Если опять задать вопрос «почему?», то, в общем-то, никакого конкретного ответа не увидим. Просто потому. Так сложилось. Так везде. Так всегда. Явного и ясного ответа на этот вопрос нет – а значит, начинается какая-то интересная игра-угадайка, своего рода квест, переходящий в самый настоящий детектив. Роем в этом месте глубже. 

Настоящие причины транспортных проблем-2. 

Если мы не можем понять, что именно заставляет людей искать работу поближе к дому, а находить её всегда на другом конце города, то резонно предположить, что настоящая причина от нас скрыта или кем-то искусно скрывается. В самом деле, с такими мощными потоками людей, ежедневно по два раза оборачивающихся в пассажиров и водителей, причём практически не по своей воле, что-то нечисто! Даже простая теория вероятностей скажет нам: такого быть не может. Природа любит порядок, и если какую-то разнородную по структуре взвесь или смесь оставить в покое, она сама себя рассортирует и организует. Чтобы держать частицы в перемешанном между собой состоянии, её необходимо помешивать, поддерживая в ней нужный кому-то уровень хаотичности. То есть – эту хаотичность кто-то или что-то создаёт ПРИНУДИТЕЛЬНО, в каких-то нужных ему пределах и целях.

 

 

Хаотичность имеет свои пределы и в любой структуре, и даже в броуновском движении – но что это за встречные организованные потоки граждан? Это явление не столь хаотично, как кажется. Как говорил Вини-Пух, «Это жжжж не просто так!». Но если в природе что-то происходит, то это что-то всегда кому-то выгодно. Кому может быть выгодна ПУСТАЯ беготня (как нам кажется) людей с места на место? Опуская пока вопрос – кто её создаёт? – стоит подумать: зачем?

Зачем и для чего люди должны тратить время на преодоление пути к работе и обратно? Выбрасывая ежедневно из своей жизни от часа до четырёх? Зачем и для чего они должны тратить и свои силы на это действо? Зачем в городах образуется смог из продуктов сгорания топлива от миллионов автомобилей? Зачем и почему каждый второй из трёх обывателей не может жить без такой необходимой в хозяйстве вещи, как машина, для которой у него нет гаража и ставить которую во дворе негде? Зачем и почему прямые убытки живого населения в крупных городах от ежедневных ДТП становятся сравнимы с потерями живой силы на фронтах? Зачем нам вообще столько машин, если, как подсказывает здравый смысл, мы можем спокойно обойтись без них? Зачем и почему человек выбирает всё время работу, максимально удалённую от дома? Зачем люди садятся в автомобиль, заведомо зная, что на нём добираться на работу в три раза дольше и дороже, чем на метро? Кому выгодно создавать не просто спрос на машины, а настоящий автокульт в современном мире?

Если принять во внимание тот непреложный факт, что пробки создают именно автомобили, которые употребляют горючее, сделанное из нефти, можно предположить, что именно компании, производящие машины и концерны, добывающие нефть, кровно заинтересованы и в создании автокульта мирового масштаба, и в причинах, его поддерживающих… по крайней мере, поддерживающих обоснованность востребованности автомобиля для каждого. Удалённость места проживания от места работы – прекрасный стимул в данном случае! Если вдруг завтра все люди проснутся рядом со своей работой – владельцы автоконцернов и нефтемагнаты пойдут по миру. Их устраивает то, что есть сейчас, и не их ли стараниями создан такой вот урбанистический статус-кво горожанина? Они каким-то образом создают этот упорядоченный псевдохаос с работой и проживанием?

Кажется, это безумная версия. Но, может быть, она всё-таки достаточно безумна, чтобы оказаться истинной?

Попутно напрашивается вывод, что с авто- и нефтеворотилами в доле и владельцы тех самых гипермаркетов, которые с помощью своей монополии задавили «мелкие лавочки» в каждом доме и расположились как можно дальше от людского жилья: людям теперь приходится ездить ещё больше! Что даёт немалую прибыль – вы поняли, кому.

Открытым при этом остаётся вопрос: как они добиваются того, чтобы люди не жили там, где работают и не работали там, где живут? Можно, конечно, «дать на лапу» каждому начальнику отдела кадров, чтобы местных жителей на работу не принимал, но это не тот случай. Да и сами соискатели вакансий не особо стремятся, похоже, работать рядом с домом – им важнее всего как можно быстрее устроиться на работу в случае чего, и вроде бы не особо важно – где.

Впрочем, в моей трудовой практике есть несколько случаев, когда принимающие меня на работу кадры очень неодобрительно отзывались о том, что я живу рядом с работой, на которую претендую. В столичных городах России очень любят принимать на работу таджиков, узбеков, украинцев и вообще  кого угодно, лишь бы не местных. В сфере частного строительства-ремонта ситуация похожая: клиент (хозяин) как правило, очень не любит, когда ему строит СОСЕД. Которого он знает и который знает его. И с которым он каждый день встречается. Зато пригласить по авитовскому объявлению незнамо кого с другого конца города – как разик плюнуть. Даже за бОльшие деньги. Впрочем, и ребята «с той стороны» как правило, не горят желанием работать там, где их знают. А почему?

Такой стиль выбора работы и работника с точки зрения психолога-криминалиста говорит о следующем факте: обе стороны желают – сознательно или подсознательно – «кинуть» друг друга, а потом больше никогда не встречаться. Честное слово, совсем не хочется думать, что в нашем мире всё настолько запущено.

Это какая-то необъяснимая ерунда массового сознания, но она существует и прогрессирует. По логике здравого смысла, даже если всех жителей города раскидать на работы в противоположные концы, то через какое-то время они, не сговариваясь, в ходе естественного процесса увольнений с последующим выбором нового места работы, так или иначе, окажутся на рабочих местах КАК МОЖНО БЛИЖЕ к дому. Но с каждым годом – наоборот, всё больше удаляются!

Растёт неприязнь людей к тем, кто рядом? Работает подсознательная программа «обмани и убеги»? Или массы убеждены, что хорошо там, где их нет? Возможно, все эти факторы психоза современности работают по отдельности, или разом, но несложно понять, что они являются ничем иным, как следствием навязываемой человеку психологии потребителя, внушения от самой современной цивилизации: чтобы он грёб, как бульдозер, но только под себя!

Современная цивилизация – это прежде всего комфорт. Комфорт – помните, из чего состоит? Во вступлении? То-то. Его олицетворение сегодня – не диван дома, а машина на трассе. И производители авто навязывают человеку – вместе со всеми остальными производителями – психологию потребителя, набитую психическими сдвигами, описанными чуть выше. В результате люди работают чёрт-те где, лишь бы подальше от дома.

И намерение мирового автопрома продать как можно больше своего автохлама осуществляется словно по мановению волшебной палочки! Чудеса, да и только! И это ещё не всё. Вы знаете, сколько в мире сейчас существует гигантских складов непроданных автомобилей, которые, скорее всего, НИКОГДА не будут проданы? По всей видимости, точную цифру вам никто назвать не сможет: процесс перепроизводства шикарно-комфортного автохлама перешёл в неконтролируемую фазу.

Если вы любознательны и располагаете временем, то пройдите по ссылке  http://nedelya-ua.com/media/kladbishcha-novyh-neprodannyh-avtomobiley-foto или наберите в поисковике, например, «количество непроданных автомобилей в мире». Это шок.

 

 

 

Всё это – лишь зримый пример той чудовищной воронки потребительского сознания, в которую затягивается сегодня всё человечество. 

Концепция комплексного решения проблемы. Город без пробок – каким он будет? 

Давайте попробуем себе представить, что массовое сознание человечества наконец-то избавилось от концепции потребительства и навязанной цивилизацией ассоциации комфорта с автомобилем. Это сложно себе представить, конечно, но попробуйте.

Или второй вариант: власть в вашем городе переходит к тем людям, которые решают избавить город от пробок навсегда, причём, как говорится, «малой кровью».

Пытаться решать проблему пробок без таких вводных, наверное, не стоит.

Удалённость проживания от места работы – вот всё-таки главная ЗРИМАЯ, явная материальная причина транспортных коллапсов на земле и под землёй. Что можно сделать, чтобы эта причина исчезла быстро и ненакладно?

Первое – само собой, напрашивающееся решение: перераспределение рабочих мест согласно местам проживания. Не всем и не в полной мере это понравится сначала, конечно, всё-таки лишаться чего-то привычного, но… Это лёгкое расстройство себя оправдает через время малое. Сами представьте: окна вашего кабинета смотрят на окна вашей квартиры. Плохо, что ли?

Само по себе такое перераспределение потребует затрат не столько материальных, сколько командно-административных вкупе с информационными. Это работа для чиновников, которых у нас пруд пруди, что делают – непонятно (судя по их часам приёма, они на работу вообще из Африки ездят!), а тут они возьмутся за составление реестров и списков: у кого какая профессия, какие запросы, кто где работает и кто где живёт. Имея эти данные, можно довольно споро распределить всех по максимально приближённым к жилью работам.

При хорошо организованном подходе уже через три-шесть месяцев город просто забудет о пробках.

Неплохо ввести некоторые изменения в нормативы проектирования для новых многоквартирных жилых домов и жилых районов. Предусматривающие в КАЖДОМ доме на первом и втором этажах помещения для офисов, контор, магазинов, спортзалов и прочей инфраструктуры, необходимой жителям дома и района в целом. А расчёт нормативов вести таким образом, чтобы большинство жителей дома могло работать, из этого дома не выходя.

 

 

Экологичность и безопасность крупных производств – тоже немаловажный фактор. Такие производства, безвредные и безопасные для окружающей среды, можно размещать хоть посреди жилых кварталов или в непосредственной близости к спальным районам. Если завод получается уж слишком крупный по количеству работников – то максимально повышать высотность в этих спальных районах, уменьшая их площадь и сокращая расстояние до рабочего места пролетариям.

Развитие и поощрение малых производств районных (квартальных) масштабов, с приоритетностью разрешения деятельности именно тем предпринимателям, которые не только проживают в шаговой доступности от своего производства, но и набирают коллектив из «соседей».

Переселение студентов в непосредственную близость к учебным корпусам. Это же бред мирового масштаба – когда во всём мире почему-то практикуется расположение кампусов как можно ДАЛЬШЕ от зданий, в которых студенты учатся! Иногда десяткам тысяч этих ребят приходится кататься через весь город, да ещё по разным корпусам на разные пары.

Само собой, на фоне разгрузки магистралей от личного транспорта должен происходить и рост количества транспорта общественного, расти его комфортабельность, происходить процесс удешевления вплоть до приведения этой сферы услуг к бесплатному обслуживанию. Эксперименты в масштабах города (Ульяновск, 1989-91 гг.) уже делались, результаты оказались удивительны: бесплатный городской общественный транспорт более ВЫГОДЕН для муниципалитета, чем… платный!

 

 

Во многих городах имеются районы, которые можно назвать депрессивными: в них отсутствует производство (рабочие места), не развита или запущена донельзя инфраструктура, ощущается нехватка жизненно важных для городских условий объектов (детские сады, школы, поликлиники и т.п.), нет в достаточном количестве магазинов, торговых центров. Именно отсюда в основном и ездят в другие районы города граждане, причём не только на работу, но и для удовлетворения самых элементарных потребностей современного человека.

Само по себе восстановление или развитие инфраструктуры таких районов поможет не только снизить уровень их депрессивности, но и значительно улучшить ситуацию на прилегающих к таким районам дорогах благодаря их разгрузке, если занять этой работой население именно этих районов.

Ну, и работа в законодательном пространстве ТК: принимать на работу всегда в первую очередь только МЕСТНЫХ, а не пришлых «братьев».

А что с автомобильными ордами, заполонившими города?  При таких, в целом ненасильственных мерах по реорганизации городской жизни авто станут почти не нужны и превратятся в автохлам. Граждане потихоньку посдают их в металлолом, после чего эти «символы успеха ХХ века» превратятся во что-нибудь более полезное для населения. 

  

Но, опять же, повторюсь: все эти меры могут быть успешными лишь в случае освобождения масс от потребительской психологии, либо в случае жёсткого диктата и регламентации жизни властью.

Вот, в общем-то, и всё, что нам нужно для счастья на пустых дорогах без пробок.

А. Степанов © При размещении на других ресурсах ссылка обязательна. 

 

 

tabula-rasa24.ru

Главная причина возникновения фантомных пробок

Не «притирайся» к впереди идущему автомобилю

Вот вы, да-да, именно вы! Сталкивались ли вы когда-нибудь с фантомными пробками? Не знаете, что это такое? Уверен, знаете и много раз их наблюдали. К примеру, едете вы по шоссе – и вдруг внезапный затор! Как говорится, ничего не предвещало. Проехали пробку, вот она уже практически закончилась, вы рассчитываете узнать причину затруднения. А там ничего… Ни аварии, ни ремонтных работ – просто полупустая дорога и обычный автомобильный поток без признаков затруднений. Что это было? Это и есть фантомная пробка. Из-за чего она образуется?

 

Смотрите также: Почему пробки иногда образуются без причины?

 

Мы нашли ответ на этот вопрос. Согласно недавно проведенным исследованиям, оказалось, что внезапные пробки, которых не должно было быть, происходят по вине каких-нибудь чудаков, торопящихся по своим, безусловно, очень важным делам. Они не соблюдают дистанцию до впереди идущего автомобиля, «притираются» к нему, тем самым запуская интересную цепную реакцию на своей полосе движения и даже целой проезжей части.

 

Профессор Массачусетского технологического института Бертольд Хорн говорит, что автомобили должны быть равномерно расположены на дороге, если мы хотим не допустить появления внезапных беспричинных заторов:

 

«Наше исследование показывает, что если все водители будут держать равное расстояние между автомобилями с обеих сторон [спереди и сзади], то такие «возмущения» исчезнут при движении по полосе, а не усилятся, создав пробку…».

 

Вот анимированная графика, наглядно показывающая, что происходит при запуске «цепной реакции»:

 

Объяснение этому учеными мужами было дано следующее: когда автомобиль «притирается» к хвосту другой машины, он теряет возможность плавно замедляться в том случае, если автомобиль спереди начинает снижать скорость, поскольку у водителя преследующего автомобиля остается гораздо меньше времени для того, чтобы отреагировать на изменения скоростного режима и не въехать в багажник. Этот горе-ас резко бьет по тормозам, отбирая слишком много энергии от импульса движения.

 

Все автомобили, идущие следом, тоже вынуждены быстро замедлиться, в то время как виновник вновь набирает скорость и укатывает восвояси. Цепная реакция запущена. Движение начинает стопориться все больше, образуется пробка. Или, еще того хуже, происходят столкновения из-за резкой, внезапной остановки трафика.

 

Как избавиться от такого явления? Ответ неутешительный: ученые утверждают, что избежать внезапных пробок просто невозможно. Найдутся люди, которые инициируют запуск цепной реакции, и пробка образуется сама собой.

 

Возможно, полуавтономные автомобили в неблизком будущем исправят ситуацию… Но это будет еще очень нескоро.

www.1gai.ru

Компания Яндекс — Технологии — Как работают Яндекс.Пробки

Яндекс.Пробки показывают пользователям картину загруженности дорог. Для этого сервис собирает из разных источников данные о загруженности улиц, анализирует их и отображает на Яндекс.Картах. В наиболее крупных городах, где пробки — серьезная проблема, а не просто неприятность, сервис рассчитывает балл пробок — средний уровень загруженности. Чтобы понять, как именно работают Яндекс.Пробки, рассмотрим весь путь — от реальной дорожной ситуации на дороге до ее изображения на сервисе. Технология сервиса устроена таким образом, что информацию о пробках собирают в том числе и сами пользователи. То есть можно сказать, что водители помогают водителям объезжать пробки.

Для наглядности представим, что мы с вами — ДТП на Страстном бульваре перед Петровкой (небольшое и без жертв). Своим появлением мы перегородили, допустим, два ряда из существующих трёх. Автомобилисты, которые двигались по нашим рядам, вынуждены объезжать нас, а водители, перемещавшиеся по третьему ряду, — пропускать объезжающих. Некоторые из них — пользователи приложений Яндекс.Карты и Яндекс.Навигатор, и их мобильные устройства передают Яндекс.Пробкам данные о движении автомобиля. По мере приближения машин этих пользователей к нашему ДТП их скорость будет уменьшаться, и устройства начнут «сообщать» сервису о заторе.

Каждые несколько секунд устройство водителя передаёт свои географические координаты, направление и скорость движения в компьютерную систему Яндекс.Пробок. Все данные обезличены, то есть не содержат никакой информации о пользователе или его автомобиле. Затем программа-анализатор строит единый маршрут движения с информацией о скорости его прохождения — трек. Треки поступают не только от частных водителей, но и от машин компаний-партнеров Яндекса (организации с большим парком автомобилей, курсирующих по городу).

Помимо своих координат автомобилисты могут сообщать сервису дополнительную информацию об авариях, ремонтных работах или других дорожных неприятностях. Например, какой-нибудь сознательный водитель, увидев наше ДТП, предупредил о нём других автолюбителей, поставив соответствующую точку в мобильных Яндекс.Картах.

GPS-приёмники допускают погрешности при определении координат, что затрудняет построение трека. Погрешность может «сместить» автомобиль на несколько метров в любую сторону, например, на тротуар или крышу рядом стоящего здания. Координаты, поступающие от пользователей, попадают на электронную схему города, на которой очень точно отображены все здания, парки, улицы с дорожной разметкой и прочие городские объекты. Благодаря этой детализации программа понимает, как на самом деле двигался автомобиль. Например, в том или ином месте машина не могла выехать на встречную полосу или поворот был совершен по дорожной разметке, не «срезая» угол.

Чтобы правильно воссоздать картину загруженности дорог, необходимо проверять, соответствует ли трек ситуации на своём участке. Пользователи мобильных Яндекс.Карт могут иногда останавливаться или замедлять движение не из-за пробки, а, например, чтобы купить что-нибудь в киоске или не пропустить малозаметный поворот. И если мимо свободно едут еще несколько автомобилей с мобильными устройствами, такой трек будет отсеян алгоритмом, потому что не отображает реальную загруженность участка. Поэтому, чем больше пользователей у сервиса, тем точнее информация о дорожной ситуации.

После объединения проверенных треков алгоритм анализирует их и выставляет «зелёные», «жёлтые» и «красные» оценки соответствующим участкам дорог.

Далее происходит агрегация — процесс объединения информации. Каждые две минуты программа-агрегатор собирает, как мозаику, информацию, полученную от пользователей мобильных Яндекс.Карт в одну схему. Эта схема отрисовывается на слое «Пробки» Яндекс.Карт — и в мобильном приложении, и на веб-сервисе.

В Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах сервис Яндекс.Пробки оценивает ситуацию по 10-балльной шкале (где 0 баллов — свободное движение, а 10 баллов — город «стоит»). С помощью этой оценки водители могут быстро понять, сколько примерно времени они потеряют в пробках. Например, если средний балл по Киеву равен семи, то дорога займёт приблизительно в два раза больше времени, чем при свободном движении.

Шкала баллов настроена по-разному для каждого из городов: то, что в Москве — небольшое затруднение, в другом городе — уже серьёзная пробка. Например, в Санкт-Петербурге при шести баллах водитель потеряет примерно столько же времени, сколько в Москве уже при пяти.

Баллы рассчитываются следующим образом. По улицам каждого города заранее составлены маршруты, включающие в себя основные шоссе и проспекты. Для каждого маршрута есть эталонное время, за которое его можно проехать по свободной дороге, не нарушая правил. После оценки общей загруженности города программа-агрегатор рассчитывает, на сколько отличается реальное время от эталонного. На основе разницы по всем маршрутам и вычисляется загруженность в баллах.

yandex.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *