Заземление в гараже своими руками: полная инструкция
Гаражное помещение для любого автовладельца является не только местом стоянки автомобиля, но и собственной мастерской. Здесь часто выполняется посильный ремонт четырехколесного друга, в котором участвует сварочное оборудование и прочие электрические инструменты. Особая опасность системы электроснабжения гаража заключается в отсутствии защитного заземления, которым преимущественное большинство отечественных гаражных кооперативов не оснащено. А без него невозможно обезопасить человека при повреждении электрических приборов или других элементов гаражной электропроводки.
В случае попадания электрического потенциала на корпус возникает угроза поражения током, которая может привести к электротравме. Чтобы избежать этого, многие владельцы авто задаются вопросом, как сделать заземление в гараже своими руками. Для подключения заземляющего контура необходимо выполнить ряд требований и соблюсти определенные нюансы.
Нюансы и требования по ПУЭ
Требования к заземлению гаража, как и любому другому оговаривается п. 1.7 ПУЭ. Основным параметром для контура заземления гаража является переходное сопротивление между заземлителем и грунтом. Эта величина определяет путь движения тока, либо через тело человека (если его сопротивление меньше), либо через контур заземления гаражного помещения. Поэтому, в соответствии с п.1.7.103 ПУЭ сопротивление заземления должно быть не более 5, 10 и 20 Ом для линий, у которых фазное напряжение составляет 380, 220 и 127 В соответственно.
Следует отметить, что для подключения заземляющего проводника подходят далеко не все конструкции. Так, согласно требований п.1.7.123 категорически запрещено использовать для подключения защитного заземления в гараже оболочку кабелей, различные трубопроводы и газопроводы, несущие тросы, канализацию и отопительные сети. Поэтому заземление в гараже должно подключаться отдельным или совместным защитным проводником. Который согласно п.1.7.3 ПУЭ может быть проводом PEN или PE, а в зависимости от способа их подключения реализуют и различные системы заземления гаража.
Выбор системы заземления для гаража
Всего согласно п.1.7.3 ПУЭ выделяют шесть систем питания электрических сетей, но для снабжения гаражей актуальны только четыре из них:
- TN-C – с совмещением защитного и нулевого;
- TN-C-S – с частичным совмещением;
- TN-S – с выделенными защитным и нулевым;
- TT – с глухозаземленной нейтралью.
В зависимости от того, какая из этих схем запитки электропроводки применяется в вашем случае, определяется наиболее актуальный вариант подключения защитного контура от общей системы или установки индивидуального заземления.
TN-C.
Система TN-C подразумевает, что к вводному щитку в гараже подводится четырехпроводная линия, в которую входят три фазы и совмещенный защитный и нулевой проводник PEN. Такая система заземления являет достаточно распространенной, так как она позволяет существенно экономить на отдельном заземляющем проводе. Но в ее работе отмечается не менее существенный недостаток.
Посмотрите на рисунок, здесь приведен пример аварийной ситуации, когда происходит обрыв проводника PEN на участке от подстанции или распредустройства до гаража. В случае такого разрыва и одновременного включения электроприборов в розетку потенциал с фазы может перейти на корпус оборудования и все заземленные части. В результате прикосновения к ним человек будет поражен электрическим током.
Следует отметить, что такая угроза в системе TN-C несет особую опасность в трехфазных устройствах, где схема проводки использует нулевой провод не для каждого потребителя, и те спокойно будут продолжать свою работу. При однофазном подключении повреждение PEN проводника сразу обнаружится – ни один прибор работать не будет, что хорошо заметно на тех же светильниках. Поэтому подключение заземления на PEN проводник в гараже крайне опасно, и его лучше реализовывать через индивидуальный контур.
TN-C-S.
Такой способ является более безопасным развитием системы TN-C, когда от подстанции схема питается по четырехпроводной линии с совмещенным PEN проводом. На определенном участке совмещенный провод разделяется на PE – защитный и N – нулевой провод двумя отдельными жилами. При этом в точке разделения должно осуществляться повторное заземление.
Рис. 2. Пример подключения по схеме TN-C-SТакой способ актуален для владельцев гаражей, чьи помещения питаются TN-C. В таком случае с вводного кабеля совмещенную жилу разделить на две и обустроить индивидуальный контур. В гараж вместо двухжильного будет заводиться трехжильный провод. Следует отметить, что к нулевому проводу на вводе в гараж нужно подключить УЗО, так как со стороны подстанции и других гаражей будет присутствовать угроза попадания потенциала при повреждении совмещенного проводника.
TN-S.
Представляет собой систему, в которой присутствует сразу пять питающих линий – три из которых отводятся на фазные, один для нулевого, и один для заземления. Таким образом, проводник PE имеет отдельную жилу. За счет чего питание по TN-S схеме является самым безопасным. Но из-за необходимости включения в линию дополнительной жилы этот способ питания является более дорогостоящим, и для питания гаражных корпусов и кооперативов используется редко.
Посмотрите на рисунок, при повреждении нулевого провода заземление продолжит выполнять свои функции с теми же параметрами, не зависимо от остальных элементов сети.
TT.
Представляет собой наиболее распространенную в отечественных сетях схему питания бытовых потребителей. При этом снабжение осуществляется по четырехпроводной линии, в которую входят три фазы и ноль. Нулевой проводник здесь заземляется, а система носит название трехфазной с глухозаземленной нейтралью. Провод PE в такой системе отсутствует, поэтому для заземления гаража устанавливается собственный контур.
Рис. 4. Пример подключения по схеме TTОбустройство индивидуального контура для гаража является самым надежным и наиболее безопасным способом защиты.
Устройство контура заземления в гараже
Контур собирается из горизонтальных и вертикальных электродов, которые закапываются в грунт, а для заземлителей используются различные металлические конструкции. Все элементы заземления внутри гаража относятся к внутреннему контуру, а снаружи к внешнему. В качестве внутреннего контура заземления по периметру стен, как правило, укладывается металлическая полоса, арматура, уголок или другие изделия, на него подключается все оборудование.
Рис. 5: устройство контура заземления в гаражеОсновная задача – обеспечить как можно меньшее сопротивление заземлителя. Для этого вам потребуется предусмотреть достаточную площадь соприкосновения металла с грунтом. Поэтому, если у вас нет возможности установить достаточную протяженность горизонтальных электродов, ее компенсируют нужным количеством вертикальных заземлителей. Способ их установки и соединения может выполняться:
- В линию – наименее надежный вариант;
- Замкнутой фигурой (треугольник, круг и прочие) – более надежное заземление;
- Сложной фигурой – если укладка производится на небольшой площади.
В качестве заземляющего электрода подойдут обычные стальные трубы, уголки или медные элементы. Любые медные проводники — более надежный вариант, так как со временем медь не разрушается, а сопротивление контура не увеличивается. Размеры заземлителей, в зависимости от их конструкции и материала, выбираются в соответствии с п.1.7.111 ПУЭ по таблице 1:
Таблица 1
Материал | Профиль сечения | Диаметр, мм | Площадь поперечного сечения, мм | Толщина стенки, мм |
Сталь | Круглый: | |||
черная | для вертикальных заземлителей; | 16 | — | — |
для горизонтальных заземлителей | 10 | — | — | |
Прямоугольный | — | 100 | 4 | |
Угловой | — | 100 | 4 | |
Трубный | 32 | — | 3,5 | |
Сталь | Круглый: | |||
оцинкованная | для вертикальных заземлителей; | 12 | — | — |
для горизонтальных заземлителей | 10 | — | — | |
Прямоугольный | — | 75 | 3 | |
Трубный | 25 | — | 2 | |
Медь | Круглый: | 12 | — | — |
Прямоугольный | — | 50 | 2 | |
Трубный | 20 | — | 2 | |
Канат многопроволочный | 1,8 | 35 |
После того, как вы определились с местом установки заземления гаража и всеми материалами, приступайте к самой процедуре.
Организация заземления в гараже своими руками
Устройство собственного контура заземления подразделяется на несколько этапов. Для этого выполните следующие процедуры:
- Перед установкой заземления выкопайте углубления для размещения вертикальных электродов — порядка 50 см в глубину и соедините их между собой траншеей такой глубины, чтобы расстояние от контура до поверхности грунта не превышало 20 см.
- Забейте вертикальные электроды на глубину 1 – 1,5 м. Перед забиванием их заостряют, чтобы они легче входили. Проложите горизонтальные элементы контура так, чтобы они соединяли 2 электрода, находящихся поблизости. Рис. 7: пример схемы расположения электродов заземления
- Соедините вертикальные и горизонтальные заземлители при помощи сварки (если они выполнены из стали) или болтовым соединением (если из меди). Рис. 8: соединение вертикальных и горизонтальных заземлителей
Электрический контакт в местах таких соединений должен получиться максимально надежным, не допускайте слабых креплений, которые могут разрушиться на этапе засыпания траншеи.
- Проверьте контур заземления при помощи мультиметра или контрольной лампочки. Лучше всего это делать при помощи специального моста, но при отсутствии такового, подойдут и более доступные средства.
- Если сопротивление заземления гаража получилось слишком большим, попробуйте уменьшить его, установив еще несколько металлических штырей. Если превышение невелико, после засыпания траншеи, величина уменьшиться. А для грунтов с большим сопротивлением актуально засыпать вокруг металлического уголка или шины смесь угля и соли – они значительно снижают сопротивление растекания.
- Сделайте вывод от контура к электрическому щитку, для него также необходимо установить УЗО, через которое будет подключаться внутренний контур гаража. Рис. 9: подвод заземления к щитку
- От внутреннего контура сделайте разводку к металлическим корпусам светильников, заземляющим контактам розеток и прочему оборудованию.
- Траншею засыпьте грунтом, красить или как-то покрывать токоведущие элементы материалами, ухудшающими переходное сопротивление, запрещено.
Как обслуживать заземление гаража?
Правильно выполненное заземление гаража гарантирует безопасность человека, но со временем, может утратить свои характеристики. Поэтому его целостность и работоспособность должны постоянно проверяться, в ваших же интересах выполнять хотя бы доступные манипуляции:
- Первое, что должно производиться – периодический осмотр, согласно п .2.7.9 ПТЭЭП он выполняется не реже 1 раза в 6 месяцев, его задача выявить места возможных обрывов или уменьшения сечения шины PE.
- Осмотр с частичной откопкой выполняется не реже раза в 12 лет в местах наибольшей коррозии, как правило, это место входа заземления в грунт.
- Измерять величину сопротивления следует также не реже раза в 12 лет, при этом величина определяется из приложения 3.1 ПТЭЭП, приведенного в таблице 2
Таблица 2
Характеристика объекта | Удельное сопротивление грунта, r, Ом·м | Сопротивление, Ом |
Электроустановки напряжением 110 кВ и выше сетей с эффективным заземлением нейтрали, выполненные по нормам на сопротивление | до 500 | 0,5 |
более 500 | 0,002·0,5r | |
Электроустановки 3-35 кВ сетей с изолированной нейтралью | до 500 | 250/Iр*, но не более 10 Ом |
более 500 | 0,002r·250/Iр | |
Электроустановки сетей напряжением до1000 В с глухозаземленной нейтралью напряжением: | ||
660/380 В | до 100 (более 100) | (15·0,01r) |
380/220 В | (30·0,01r) | |
220/127 В | (60·0,01r) | |
Электроустановки сетей напряжением до 1000 В с изолированной нейтралью при мощности источника питания: | ||
более 100 кВА | до 500 | 50/Ip*, но не более 4 Ом |
до 100 кВА | более 500 | 50/Ip*, но не более 10 Ом |
* Ip — — расчетный ток замыкания на землю, в качестве которого принимается:
в сетях без компенсации емкостного тока замыкания на землю – ток замыкания на землю;
в сетях с компенсацией емкостного тока замыкания на землю:
— для электроустановок, к которым присоединены компенсирующие аппараты, — ток, равный 125% номинального тока наиболее мощного из этих аппаратов;
— для электроустановок, к которым не присоединены компенсирующие аппараты, — ток замыкания на землю, проходящий в данной сети при отключении наиболее мощного из компенсирующих аппаратов.
Как сделать заземление в гараже своими руками
Содержание
- Нужен ли заземляющий контур
- Распространенные системы
- Как производится подключение
Так как многие гаражи располагаются не на территории частного дома, владельцам приходится внимательно следить за состоянием электропроводки и создавать самостоятельный заземляющий контур своими руками. Чтобы во время проведения таких работ не совершить ошибку, стоит подробнее узнать о таком процессе.
Нужен ли заземляющий контур
Многие гаражи создаются из металла и не имеют хорошей гидроизоляции. При этом в помещениях часто наблюдается повышенный уровень влажности. Во время ремонта автомобиля часто используются электроинструменты, которые должны быть заземлены.
Если это правило не соблюдается, при утечке тока на корпус можно пострадать от удара током. Чтобы не подвергаться опасности, стоит правильно произвести заземление в гараже. На проведение таких работ требуется небольшое количество денег, а все действия осуществляются достаточно быстро. Перед тем, как производить заземление в собственном гараже следует посоветоваться с профессиональными электриками.
Стоит помнить, что из-за отсутствия системы заземления в гараже можно пострадать во время использования различных инструментов. Даже если этого не случалось на протяжение длительного времени, стоит обезопасить себя и произвести описанные работы.
Распространенные системы
Многие владельцы гаражей для заземления используют следующие системы:
- TN-C. При выборе такого варианта к щитку подводится совмещенный проводник. Используемый проводник PEN разделяется на PE и N. Благодаря этому можно произвести заземление самостоятельно. Стоит отметить. Что описываемая система имеет серьезный недостаток – пари обрыве провода фаза пойдет на все приборы. Из-за этого во время прикосновения к ним можно получить удар током. Именно поэтому не стоит создавать такую систему самостоятельно, не обладая опытом проведения подобных работ. Если вы уверены в том, что все элементы системы не могут быть повреждены, можно использовать описанную систему.
- TN-S. Данная система является более надежной, чем описанная выше. Но стоит отметить, что она создается достаточно редко, так как для этого необходимо от подстанции протянуть провода N и PE отдельно. Для этого придется потратить достаточно большую сумму.
- TN-C-S. Указанная система считается одной из самых безопасных. При выборе такого варианта совмещенный проводник протягивается от подстанции, после чего организовывается повторное заземление. После этого от распределительного устройства осуществляется протягивание пятижильного провода. Многие электрики рекомендуют именно эту систему, так как она является очень надежной. Но стоит упомянуть, что за модернизация проводки придется заплатить самому владельцу гаража. Именно поэтому многие автолюбители отказываются от этого варианта.
- TT. Данная система подразумевает создание индивидуального контура из нескольких металлических электродов, которые вкапываются в землю около гаража. Данный способ является самым простым и не требует вложения большого количества денег. Именно поэтому многими владельцами гаражей делается именно такая система.
Чтобы самостоятельно произвести заземление, стоит более подробно узнать о данном процессе и следовать всем правилам, приведенным в инструкции.
Как производится подключение
Сначала необходимо разобраться со схемой правильного заземления контура гаража. Во вводном щитке необходимо подключить устройство дифференциального тока. Оно устанавливается для защиты проводки при обнаружении токов утечки. Описываемое устройство при возникновении аварийной ситуации мгновенно отключает ток на вводном устройстве.
Некоторые опытные электрики советуют создавать заземление в форме буквы Т. В таком случае 2 электрода вбиваются по углам, а остальные 2 располагаются в смотровой яме. После этого все элементы соединяются вместе и подключаются к щитку.
В качестве электродов могут выступать уголки, которые сделаны из металла. Они должны иметь длину от 2 до 2,5 метров. Стоит помнить, что размер такого элемента не должен быть меньше 50х50 мм. Если же в качестве элемента системы заземления гаража используется металлическая труба, стоит выбирать изделие диаметр которой составляет не менее 3,2 см. При этом толщина стенок должна быть не меньше 3 с половиной мм.
Также необходим гибкий провод, необходимый для соединения щитка с остальными элементами. Часто опытные электрики отдают предпочтение медному проводу.
После подготовки всех описанных элементов системы можно начинать работу по е сборке. Все происходит в несколько этапов:
- Сначала электроды вкапываются в почву. Для этого необходимо создать небольшие ямки, имеющие глубину до 50 см.
- После этого между ними необходимо создать траншеи. В них будет укладываться заземляющая арматура. Стоит помнить, что расстояние установленными элементами должно быть не меньше 1,5 метра.
- На следующем этапе нужно вбить уголки в землю. Чтобы это происходило быстрее, конец указанного элемента можно подточить при помощи болгарки. Забивание производится кувалдой до тех пор, пока уголок полностью не войдет в дно ямы. Верхний конец должен располагаться ниже поверхности примерно на полметра. Таким же образом происходит вбивание остальных уголков.
- Все вбитые в землю. Элементы необходимо соединить полосой из металла, которая имеет толщину около 4 мм и ширину около 4 см. Соединение следует производить сваркой после зачистки металла до блеска.
Чтобы удобнее подключать провод к уголку, можно приварить к нему болт или клемму. После проведенных работ нужно протянуть трехжильный провод от щитка по всему гаражу и подключить его к розеткам и светильникам. Перед тем как сделать заземление в гараже своими руками, стоит посмотреть видео с описанием данного процесса. Это позволит избежать многих ошибок, которые совершаются неопытными людьми.
Сделанная таким образом система заземления позволит защитить людей, работающих в гараже от удара током.
- Строительство туалета на даче своими руками
- Баня из клееного бруса своими руками
- Детский деревянный домик своими руками
- Строим погреб своими руками
Как заземлить подпанель в отдельно стоящем доме или гараже?
Dan Вопрос:
Как мне подключить фидер переменного тока 120 В от главной сервисной панели (30 А) к дополнительной панели в гараже? Нужно ли проводить провод заземления в питающем кабеле к заземлению подпанели, которое необходимо прикрепить к заземляющему стержню в гараже? Если нет, могу ли я просто провести 2-жильный кабель к субпанели?
Наш ответ:
Национальный электротехнический кодекс, статья 250. 32 охватывает этот раздел, однако это один из самых длинных и сложных разделов во всей главе о заземлении, и он может быть очень запутанным.
Код допускает два (2) сценария.
Сценарий № 1 требуется, чтобы ваш гараж был отдельной структурой и чтобы между гаражом и основным зданием не было металлических соединений.
Это означает, что если вы возьмете омметр и измерите сопротивление между основной конструкцией и гаражом, вы получите очень высокое (открытое) сопротивление (тысячи Ом). (Примечание: некоторые коды требуют не менее 200 Ом или более, чтобы считаться открытыми). У вас не может быть медного провода для телефона или кабеля для передачи данных, металлического кабелепровода, металлической сантехники или любого другого проводящего соединения между двумя конструкциями. Когда это происходит, вы можете подводить только обычные токонесущие проводники (фазу и нейтраль) к вспомогательной панели гаража, и вы ДОЛЖНЫ иметь соединение нейтрали с землей в панели с надлежащей системой заземляющих электродов.
Сценарий № 2 будет иметь место для гаража, который пристроен или имеет какие-либо металлические соединения, такие как телефонные линии, кабельное телевидение, линии передачи данных, водопровод и т. д.
Это означает, что если вы взяли омметр и измерив сопротивление между основной конструкцией и гаражом, вы получите очень низкое (замкнутое) сопротивление (от нуля до нескольких Ом). (Примечание: некоторые коды считают измерения менее 200 Ом закрытыми). Когда это происходит, вы должны подвести заземляющий проводник оборудования соответствующего размера вместе со схемой к вспомогательной панели, вы НЕ ДОЛЖНЫ иметь соединение нейтрали с землей в панели, а заземляющие электроды не являются обязательными (хотя настоятельно рекомендуется).
По многим причинам мы настоятельно рекомендуем вам использовать Сценарий № 2 . Особенно с учетом неопределенности будущего и того, что может быть установлено позднее. Откровенно говоря, NEC должен полностью запретить сценарий № 1 для использования в жилых помещениях, потому что он очень опасен, если его неправильно установить. И по нашему опыту, они редко, если вообще когда-либо, устанавливаются должным образом.
Причины различий в этих двух сценариях связаны с тем, как нормальные рабочие токи нейтрали возвращаются к первичному трансформатору И как токи повреждения возвращаются обратно к трансформатору.
Если у вас нет экземпляра Справочника NEC, мы рекомендуем вам получить его, так как иллюстрации будут для вас жизненно важны.
Инженеры-эксперты компании E&S Grounding Solutions
Соединение надземных систем заземления, нейтраль к земле, гараж, субпанель, внешний, отдельно стоящее здание, соединения
Заземление подпанели для отдельно стоящего гаража
спросил
Изменено 1 год, 1 месяц назад
Просмотрено 572 раза
Я устанавливаю вспомогательную панель на 40 ампер в своем отдельно стоящем гараже. Я понимаю, что мне нужно два стержня заземления для вспомогательной панели в отдельно стоящем гараже. Поскольку я питаю вспомогательную панель заземляющим проводом от должным образом заземленной основной панели, могу ли я рассматривать заземление основной панели как один из двух заземляющих стержней для вспомогательной панели? Или мне нужно установить второй заземляющий стержень для отдельного гаража?
Кроме того, если у меня есть два заземляющих стержня, они могут быть соединены последовательно или необходимо параллельно.
- электрощит
- заземление
0
Общая интерпретация такова, что вам понадобятся два в отдельно стоящем здании, и вы можете запускать их последовательно.
NEC подлежит интерпретации местными властями. Имея юрисдикцию, не все интерпретируется одинаково. Раздел 250 об заземлении особенно сбивает с толку, потому что кажется, что большинство параграфов ссылаются на другие параграфы с другими ссылками.
Когда NEC требует «дополнительных» электродов для заземляющих стержней, код разрешает подключение дополнительного электрода при обслуживании. Поэтому некоторые люди утверждали, что если дополнительный электрод был прикреплен в службе, это удовлетворяло этому требованию, даже если служба находилась в другом здании. Я не знаю, изменилась ли формулировка, но я не слышал, чтобы кто-то даже пытался использовать этот аргумент, вероятно, лет 15, но вы можете найти этот аргумент в Интернете. Это немного рискованный аргумент, потому что есть два типа инспекторов: те, кто любит спорить, и те, кто нет. И его могло вызвать их обоих.
Стержни можно включать последовательно, это нормально. При таком подходе лучше всего провести один несращенный проводник через разъем первого заземляющего стержня и продолжить его до второго стержня. Разрешается соединять провод, обслуживающий дополнительный стержень, с основным стержнем или его проводником с помощью необратимого компрессионного соединителя или экзотермической сварки, но проще сделать его непрерывным.
На самом деле вам нужен только один заземляющий стержень.
Однако один заземляющий стержень должен пройти дорогостоящий тест сопротивления заземления, для которого есть оборудование только у профессионалов. Этот тест стоит больше, чем второй заземляющий стержень. Если тест не проходит или вы не хотите его проходить… тогда NEC разрешает использовать второй заземляющий стержень в качестве альтернативы, исходя из того, что если два не справятся, то вы просто распыляете и молиться 🙂
Таким образом, заземление , провод обратно в панель, хотя и является обязательным, но не считается вторым заземляющим стержнем. У него совершенно другая работа, это не просто слепой ритуал.
Если вам нужен заземляющий стержень, потому что это флигель, то вам нужен полный монти (тест или второй стержень или Уфер).
Обратите внимание, что «отдельный» не означает «должен выйти на улицу, чтобы попасть в гараж».